- Способы пополнения словарного состава языка
- Как развить словарный запас
- Что нужно знать о словарном запасе
- Развитие словарного запаса
- Общие упражнения на развитие словарного запаса
- Простые и быстрые приемы развития словарного запаса
- Специальные приемы развития словарного запаса
- Книги для развития словарного запаса
Способы пополнения словарного состава языка
Людмила Матвеевна Пересыпкина
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Кустовская СОШ
Яковлевского района
Белгородской области»
Словарный состав языка, его лексико-семантическая система находятся в состоянии постоянного изменения, причем новых слов и новых значений слов появляется значительно больше, чем выпадает из употребления слов и их значений. Постоянное обогащение словарного состава языка, его лексико-семантической системы является одним из законов исторического развития языка как общественного явления.
Существуют три основных способа пополнения словарного состава языка – его слов и значений:
- семантический путь;
- заимствование;
- морфологическое словообразование.
Семантический путь и заимствование свойственны всем языкам без исключения; морфологическое словообразование как путь обогащения словарного состава языка и индивидуальной речи характерно только для флективных и агглютинативных языков. Однако если основосложение считать морфологическим способом образования слов, то его можно обнаружить также в безаффиксных языках, где сложение корней образует номинативную единицу, напоминающую наше сложное слово и составное наименование.
Семантический способ обогащения словарного состава языка
Семантический путь обогащения словарного состава состоит не столько в образовании новых лексем, сколько в образовании новых значений уже существующих слов. Поэтому семантический способ обогащения лексики охватывает правила образования новых значений и правила образования новых слов (это лексико-семантический способ).
Лексико-семантический способ словообразования слов состоит в том, что на базе разных значений слов образуются разные слова. Если при морфологическом способе в новой лексеме развиваются новые значения слов, то при семантическом способе новое слово возникает в результате распада полисемии.
Отмечаются три вида этого лексико-семантического процесса:
- образование омонимов
- распределение значений слов по разным периодам развития языка – живот (желудок и часть тела, где он расположен) и живот (устар.)–животный мир (фауна); позор – бесчестье и позор (устар.) – зрелище;
- соотношение между именами собственными и нарицательными: Любовь – любовь. При расширении значения имя собственное превращается в нарицательное (так возникли слова галифе, герц, донкихот и многие другие). Известно, что имена собственные возникли на основе имен нарицательных – путем сужения их значения и забвения внутренней формы. Так, имя Виктор восходит к лат. victor – победитель, название города Новгород–к сочетанию новъ городъ (новый город, ср. Белгород).
Особым видом семантико-грамматического словообразования является переход одной части речи в другую – конверсия.
Конверсией называется образование слов путем изменения состава форм слова, т. е. его парадигмы: слово переходит в другую часть речи и меняет свое грамматическое и лексическое значение. Основными видами конверсии являются субстантивация, адъективация и адвербиализация, т. е. образование существительных, прилагательных и наречий на базе форм других частей речи.
Основанием конверсии является употребление слова во вторичной функции. Так, прилагательное употребляется в синтаксической функции подлежащего и дополнения, предложно-падежная форма – в функции обстоятельства. Однако конверсия наблюдается лишь тогда, когда происходит изменение грамматического и лексического значения слова, словоформа отрывается от прежней парадигмы, утрачивая ее или приобретая новую.
Например, столовая и столовый – это и формы прилагательного (столовая мебель, столовый нож), это и два слова: прилагательное столовый и существительное столовая. Хотя существительное столовая сохраняет форму прилагательного женского рода, оно не изменяется по родам, имеет значение предметности и новое лексическое значение, получает разговорный вариант в виде имени существительного столовка, изменяется, как существительное, по падежам и числам. Следовательно, произошла конверсия.
Заимствования.
Второй способ пополнения словарного состава языка – заимствования слов из других языков.
Заимствование лексики является следствием сближения народов на почве экономических, политических, научных и культурных связей.
В большинстве случаев заимствованные слова попадают в язык как средство называния новых вещей и выражения ранее неизвестных понятий. Заимствованные слова могут также явиться вторичными наименованиями уже известных предметов и явлений. Это происходит, если заимствованное слово как-то по-другому характеризует предмет, если оно является общепринятым интернациональным термином или внедряется в язык насильственно (при военной оккупации).
Многозначные слова обычно заимствуются в одном из своих значений, объем значения при этом, как правило, сужается.
Большую роль в развитии словарного состава английского языка сыграли заимствования из латинского и французского языков. Также некоторое влияние на словарь английского языка оказали скандинавские языки.
Заимствование латинской лексики:
- I-V вв. н.э. – римское господство: kettle, wine, cheese, butter, cheap
- VI-VII вв. – введение христианства в Англии: angel, candle, priest, school, church
- XV-XVI вв. – развитие культуры в эпоху Возрождения.
Заимствования французской лексики:
- XI-XV вв. – 1066г. — нормандское завоевание: французское господство в стране, фр. Яз. – государственный язык в Англии, в стране существовало двуязычие.
Заимствование скандинавской лексики:
- IX в. – скандинавское завоевание, Англия входит в державу датского короля. Из скандинавских диалектов в английский язык вошли общеупотребительные слова широкой семантики: they, their, take, give, call, get, raise, want.
Полагают, что скандинавское влияние поспособствовало отпадению окончаний в английских словах, и, в конечном счете – становлению аналитического строя английского языка.
Периоды истории английского языка:
- Древнеанглийский – 5-11вв. (с момента переселения германских племен англов, саксов и др. на Британские острова и до начала интенсивного влияния французского языка и установления в стране двуязычия).
- Среднеанглийский – 11-15вв. (до прекращения двуязычия и образования национального английского языка)
- Новоанглийский – с 15в.
Морфологическое словообразование
Наиболее продуктивным в обогащении лексики современного русского языка является морфологическое словообразование, то есть создание новых слов на базе имеющегося в языке строительного материала путём закономерного сочетания морфем в слове. Основные виды морфологического словообразования, действующие в современном русском языке, — это сложение, безаффиксный способ словообразования и аффиксация.
Сложение — это такой способ морфологического словообразования, при котором путём объединения двух и более основ образуется новое слово, например: кинотеатр, самолетостроение, совхоз, теплоход и др.
Безаффиксный способ словообразования, то есть лишённый словообразовательных элементов, наименее распространён. Этот способ применяется только при образовании имён существительных (от некоторых глаголов) и имён прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (изменяется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не меняется (ср.: глубокий — глубь, тихий — тишь, бегать — бег и т.п.).
Аффиксация – это наиболее продуктивный способ образования слов, при котором новое слово создается присоединением к основе того или иного словообразовательного элемента. Возможны три вида аффиксации — суффиксальный, префиксальный и суффиксально-префиксальный. Разновидностью суффиксального является способ постфиксальный (лат. post — после и fixus — прикреплённый).
Разные виды аффиксации имеют и различную продуктивность в образовании частей речи: имена существительные и прилагательные чаще образуются посредством суффиксов, а глаголы — посредством префиксов; суффиксально-префиксальный способ словообразования более продуктивен в области глаголов и менее продуктивен в области имен.
Суффиксы и префиксы выступают в процессе словообразования по-разному: суффиксы образуют новое слово от производящей основы, а префиксы — от целого слова; при суффиксально-префиксальном способе словообразования слова образуются и от основы слов (существительных и прилагательных), и от целого слова (глаголов).
Словообразовательные возможности аффиксов различаются и с точки зрения грамматической. Префиксы образуют слова только того лексико-грамматического разряда, к которому принадлежит производящее слово; суффиксы же могут образовывать слова и иного лексико-грамматического разряда; при суффиксально-префиксальном способе образуются и слова того же лексико-грамматического разряда и иного, например: от имён образуются и существительные, и прилагательные, и слова, относящиеся к другим частям речи, а от глаголов — исключительно глаголы.
- Березин Ф.М. , Головин Б.Н. Общее языкознание: Учеб. пособие для вузов. М.: Просвещение, 1979.
- Виноградов В.А, Слово и значение как предмет историко- лексикологического исследования. / Вопросы языкознания, №1, 1995.
- Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов. — М.: Высш. школа., 1984.
- Реформатский А.А. Введение в языковедение / Под ред. В.А. Виноградова. М.: Аспект Пресс, 1996.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: 1974.
Источник
Как развить словарный запас
Богатство любого языка – в его словах, а русский язык известен во всем мире своим разнообразием. Благодаря этому каждый из нас может разговаривать, передавать свои мысли, красноречиво выражаться. Точность подбираемых нами формулировок и красота речи напрямую зависят от объема словарного запаса, которым мы располагаем. Чем больше слов мы знаем, чем чаще их употребляем, тем ярче и красочнее наша речь, тем точнее мы передаем смысл. К тому же богатый словарный запас является свидетельством интеллектуального развития человека. Он может пригодиться нам на работе, в учебе, при публичных выступлениях, в обычном повседневном общении. Вот почему развитие словарного запаса так важно и даже необходимо. В наших статьях «10 способов пополнения словарного запаса» и «Стратегии для обогащения своего словарного запаса» мы уже говорили на эту тему, но и здесь есть, что добавить.
Что нужно знать о словарном запасе
Для начала полезно узнать о том, что в науке о языке для обозначения словарного запаса принято использовать специальный термин – «лексикон». Он как нельзя лучше подходит для передачи сути понятия «словарный запас». Важно понимать, что лексикон является не просто архивом слов, а целым комплексом словарных единиц языка, которыми пользуется общество и владеет человек.
И тут мы сразу же должны уточнить, что обладать словарным запасом и использовать его – две разные вещи, и не стоит приравнивать одному к другому. Лексикон включает в себя:
- Активный словарный запас. Сюда относится тот набор слов, которым мы пользуемся каждый день, постоянно, общаясь с родными, друзьями, коллегами по работе и всеми, кто нас окружает. Также это те слова, которые мы слышим от других людей и можем свободно вставлять в свою речь, особо не задумываясь об их значении. Активный словарный запас мы проявляется не только в устной речи, но и когда мы пишем письма, смс, сообщения в соцсетях и т.д. Основными признаками активного лексикона считаются свобода его употребления и отсутствие всякой необходимости прилагать усилия для подбора тех или иных слов, выискивать в памяти их значения.
- Пассивный словарный запас. Здесь находятся все слова, которые мы знаем, в том числе и те, значение которых мы без труда понимаем, когда они встречаются нам в чужой речи, Интернете, письменных источниках. Однако все это те слова, которые мы используем в своей речи очень редко или вообще не используем. Несложно догадаться, что пассивный лексикон может в несколько раз превосходить по своему объему активный. Естественно, при необходимости мы можем покопаться в памяти и найти там слова из пассивного лексикона, но в обычной жизни они служат неиспользуемым «багажом».
- Внешний словарный запас. Это определение чаще всего применяется в психолингвистике для обозначения слов, которые человек не знает и которые относятся к специфическим областям знаний. Если мы встретим такие слова в чьей-то речи или тексте, мы не поймем их значений. Внешний лексикон можно назвать «слепой зоной», в пределах которой встречаются архаизмы, неологизмы, профессионализмы, узкоспециальные понятия, термины и т.д.
Определить четкие границы между разными видами словарного запаса не всегда возможно, поскольку они довольно размыты и могут постоянно смещаться то в одну, то в другую сторону. Плюс к этому нужно понимать, что, например, ребенок, только отправляющийся в школу, может владеть буквально парой тысяч слов, а к окончанию школы в его лексиконе их уже около пяти тысяч. И, в принципе, этого количества уже вполне достаточно для повседневной жизни; почти все эти слова активно используются.
Если же человек продолжает учиться, читает и познает новое, его словарный запас может расшириться до десяти тысяч слов, однако огромное их количество уже будет относиться к пассивному словарному запасу. А вот лексикон истинных эрудитов и интеллектуалов порой насчитывает до 50 тысяч слов. Конечно, лишь небольшая их часть будет употребляться активно. Остальные будут использоваться такими людьми для общения с подобными им эрудитами или в процессе чтения специфической литературы. В то же время их пассивный лексикон для большинства обычных людей окажется в зоне внешнего словарного запаса.
Далее мы сосредоточимся на том, как развить именно активный словарный запас. Также мы советуем прочитать статью «Как перевести лексику из пассивного словарного запаса в активный» и пройти небольшой видеотест, чтобы примерно узнать, насколько развит ваш лексикон в настоящее время.
Развитие словарного запаса
Предложенные ниже упражнения и приемы для развития речи и словарного запаса прекрасно подойдут как для детей и школьников, так и для студентов и взрослых людей. Никаких особых правил и указаний по их выполнению нет, кроме единственного – их обязательно нужно применять, и чем чаще вы будете упражняться, тем более высоких результатов будете достигать. Начнем с рассмотрения трех групп заданий, а затем дадим несколько полезных рекомендаций.
Общие упражнения на развитие словарного запаса
Упражнения из этой группы можно выполнять устно или письменно:
- Упражнение «Алфавит». Вам нужно придумывать предложения, слова в которых начинаются на каждую букву алфавита по порядку. К примеру: «Антоша бродит в гуще деревьев, ест жимолость, зевает. И красоты леса мило, нежно очаровывают …» и т.д. Старайтесь придумывать предложения, используя все буквы: от А до Я.
- Упражнение «Существительные». Вы рассказываете небольшую историю, используя только существительные. Например: «Утро. Кофе. Машина. Офис. Компьютер. Обед. Вечер. Улица. Дом. Подъезд» и т.п.
- Упражнение «Глаголы». По аналогии с предыдущим упражнением вы рассказываете небольшую историю, используя только глаголы. К примеру: «Пришел, увидел, победил».
- Упражнение «Прилагательные и наречия». Все делается, как и в предыдущих упражнениях, только с использованием прилагательных и наречий.
- Упражнение «Монофон». Вы придумываете предложения, все слова в которых начинаются на одну и ту же букву. Слова должны быть связаны между собой. Желательно, чтобы сохранялся смысл, но на первом этапе можно дать себе поблажку – особо о смысле не задумываться.
Сначала выполнять эти упражнения будет непросто, особенно школьникам и детям, но с практикой результаты будут становиться все лучше: составлять интересные предложения и истории будет все проще, а в повседневной речи постепенно будут появляться новые слова.
Простые и быстрые приемы развития словарного запаса
Как мы уже знаем, развитие речи и лексикона необходимо в первую очередь для озвучивания мыслей и передачи смысла. Если постоянно тренироваться, этот навык будет развиваться, а если внимания ему не уделять, то он будет становиться слабее. Исходя из этого, для развития лексикона нужно как можно больше общаться людьми, обращать внимание на новые слова, которые они употребляют, запоминать их значение и применять в речи самим.
Здесь мы можем дать два основных совета:
- Полезно общаться с разноплановыми и непохожими друг на друга людьми. Среди них могут быть: знакомые, приятели и друзья, одноклассники, однокурсники и коллеги, партнеры по тренировкам, продавцы в магазинах и попутчики в такси и общественном транспорте, люди в соцсетях и на форумах и т.д. Другими словами, объем словарного запаса во многом зависит от широты круга общения.
- Не менее полезно слушать аудиокниги. Этот инструмент довольно эффективен и не требует от вас практически никаких усилий. К тому же это очень удобно: можно слушать аудиокниги (а также семинары и всевозможные обучалки) в наушниках по дороге на работу или учебу, в автомобиле во время любых поездок, дома, занимаясь делами по хозяйству или готовкой. При желании можно найти специальные книги для развития словарного запаса, сборники цитат и афоризмов, биографии, философские и научные труды, художественные произведения и многое другое.
Представленные приемы подойдут школьникам, студентам, занятым людям и бизнесменам, а также всем тем, кто не имеет свободного времени на специальные занятия по расширению словарного запаса. Если же у вас нет проблем с досугом, и вы хотите проводить время с пользой, обратитесь к следующим средствам.
Специальные приемы развития словарного запаса
Чтобы применить эти приемы, вам придется специально выделять на них время. Но и эффект будет намного сильнее, чем при выполнении общих упражнений и использовании простых и быстрых инструментов. Развитию словарного запаса способствуют:
- Запоминание. Если вы будете не просто слушать и узнавать новые слова, а еще и стараться их запоминать, вы увеличите свои шансы на обогащение словарного запаса, а заодно начнете переводить многие слова из пассивного лексикона в активный. Как известно, лучшим способом что-либо запомнить является повторение, поэтому на досуге полезно пересказывать речь других людей, отрывки из прочитанных книг и т.д. Старайтесь максимально соответствовать оригиналу, сохранять стиль автора, а также его манеру изложения. Не менее действенно также заучивать наизусть стихотворения, песни и даже определения разных понятий.
- Изучение иностранных языков. Нельзя ограничивать свой лексикон словами лишь одного языка. Изучение английского, турецкого, испанского и какого-либо другого языка способствует расширению словарного запаса сразу по нескольким направлениям. Во-первых, чем больше новых слов вы узнаете и запоминаете, тем больше связей устанавливаете между ними и тем легче и быстрее сможете «выхватить» из памяти нужное слово. А во-вторых, изучая иностранные слова, вы знакомитесь и со словами вашего родного языка, которых раньше не знали. Кстати, интересный факт: в русском языке насчитывается примерно 500 тысяч слов, в английском – около 250 тысяч, а в японском – порядка 50 тысяч.
- Ведение дневника. Предположим, что вы по каким-то причинам не можете сейчас начать учить иностранный язык, не хотите слушать аудиокниги и не желаете общаться с большим количеством разных людей. Выход все равно есть – вести дневник. Писать для себя – способ не суперэффективный, но в любом случае может помочь. Подберите блокнот или тетрадь и начните ежедневно записывать туда что-нибудь. За счет того, что вы постоянно будете вынуждены формулировать свои мысли, ваш лексикон начнем расти сам по себе, ведь вам потребуется подбирать определенные слова, в том числе и те, что находятся в области пассивного лексикона. А бонусом станет тренировка вашей грамотности и проверка на знание правил русского языка.
- Лингвистические игры. Развитию словарного запаса детей, школьников и взрослых отлично способствуют специализированные игры, такие как головоломки со словами, шарады, ребусы, кроссворды, сканворды и т.п. Когда вы их разгадываете, вы автоматически узнаете новые слова и их значения. В дополнение к этому на просторах Интернета можно найти множество интересных игр на расширение словарного запаса, в которые классно играть в компании. Вот лишь несколько таковых: «Скрытые мотивы», «Новый словарь», «Один день из жизни», «Звукообразы» и «Табу». И здесь тоже есть бонус – общее развитие мышления и интеллекта.
- Чтение. Сайты, книги, газеты и журналы служат не только источником информации, но и инструментом пополнения словарного запаса. Естественно, при выборе того, что почитать, нужно отталкиваться от индивидуальных задач и интересов. В зависимости от того, лексикон какого «профиля» вы хотите пополнить, можно подобрать специальную, научную, публицистическую или художественную литературу. Читать рекомендуется не менее часа каждый день, а чтобы слова усваивались быстрее, лучше читать вслух, т.к. запоминание происходит эффективнее при проговаривании. Если же вы хотите сделать упор на отдельные слова, то можете изучать всевозможные справочники и словари: орфографические, редких слов, синонимов, толковые разных авторов и другие.
Предложенных нами упражнений и приемов должно быть достаточно, чтобы наполнить свою голову множеством самых разных слов, понятий и терминов. Лучше всего прибегать не к какому-то одному способу, а использовать несколько сразу. Можно даже выбрать определенное занятие на каждый день. И если с упражнениями, иностранными языками и лингвистическими играми все достаточно просто, то вот с книгами вполне можно пофантазировать. Поэтому мы хотим посоветовать вам для чтения не просто все и что угодно, а кое-что конкретное.
Книги для развития словарного запаса
Книги всегда хороши тем, что позволяют человеку узнавать много нового и интересного. Чтение само по себе делает речь более развитой и богатой, но далеко не все книги будут полезны именно в этих целях. Есть общепризнанные писатели, авторы настоящих шедевров, демонстрирующих красоту великого русского языка (и языка в целом) настолько, насколько это вообще возможно.
Начнем с отечественной классики, повлиявшей на становление русской речи, а также нравственности. Существенно расширить лексикон помогут книги следующих авторов:
- А. С. Пушкин. Его можно назвать основой русской словесности, ведь его лексикон составлял около 25 тысяч слов. Можете не сомневаться, что с помощью его сочинений, поэм и сказок вы серьезно пополните свой словарный запас.
- М. В. Ломоносов. Не менее «эффективны» переводы, письма и стихотворения этого замечательного человека, считающегося основоположником русской поэтической культуры.
- Ф. М. Достоевский. Читая произведения этого философа и романиста («Братья Карамазовы», «Идиот», «Преступление и наказание» и другие), вы не только окунетесь в недра русского языка, но и познаете мир новых чувств и переживаний.
- Н. М. Карамзин. Советуем обратить внимание на книги «История государства российского» и «Бедная Лиза». Одних только их хватит, чтобы обогатить свою речь множеством новых слов, включая варваризмы и неологизмы.
Зарубежная классика в не меньшей степени способна повлиять на развитие речи. К тому же, читая подобные книги, вы сможете познакомиться с особенностями поведения людей различных национальностей:
- Французские авторы: Оноре де Бальзак, Эмиль Золя, Жюль Верн, Жорж Санд и другие.
- Английские авторы: Уильям Шекспир, Артур Конан Дойл, Оскар Уайльд, Даниэль Дефо и другие.
- Американские авторы: Маргарет Митчелл, Марк Твен, Рэй Брэдбери, Джек Лондон и другие.
- Испанские авторы: Мигель де Сервантес, Камило Хосе Села, Эдуардо Мендоса, Франсиско де Кеведо-и-Вильегас и другие.
Далее в нашем списке более специфическая литература – словари. Их изучение, пожалуй, еще лучше помогает развивать речь и словарный запас. Смело берите любой из перечисленных словарей и начинайте его читать:
- «Русское литературное произношение и ударение» под ред. Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова.
- «Школьный фразеологический словарь русского языка» В. П. Жукова в соавторстве с А. В. Жуковым под ред. Г. В. Карпюка.
- «Словарь русских пословиц и поговорок». В. П. Жукова.
- «Уникальный иллюстрированный толковый словарь афоризмов и крылатых слов для детей» С. Н. Зигуненко и А. Ф. Истомина.
- «Словарь синонимов русского языка» 3. Е. Александровой.
- «Орфографический словарь русского языка» Д. Н. Ушакова, С. Е. Крючкова.
- «Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов». Н. М. Шанского и Т. А. Бобровой.
- «Словарь антонимов русского языка». М. Р. Львова.
И несколько толковых словарей:
- Толковый словарь С. И. Ожегова.
- Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля.
- Русский толковый словарь В. В. Лопатина.
- Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой.
- Толковый словарь Д. Н. Ушакова.
- Толковый словарь А. П. Евгеньевой.
И, наконец, если вам хочется устроить себе настоящее интенсивное обучение развитию речи и речевым навыкам, но при этом еще и интересно провести время, обратитесь к очень познавательным специализированным произведениям:
- «Слово о словах». Лев Успенский.
- «Знаем ли мы русский язык?». Мария Аксенова.
- «Живой как жизнь». Корней Чуковский.
- «Русский язык на грани нервного срыва». Максим Кронгауз.
- «Русский со словарем». Ирина Левонтина.
- «От адамова яблока до яблока раздора». Вадим Храппа.
- «Слово живое и мертвое». Нора Галь.
- «Странности нашего языка». Найджел Браун.
- «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно». Ларри Кинг.
И в заключение, несколько слов о том, как быстрее запоминать новые слова из книг. Делать это лучше всего в игровой и творческой форме:
- Разгадывайте тематические кроссворды, посвященные конкретным произведениям.
- Отвечайте на вопросы после прочтения книг. Их можно найти в Интернете, а ответы лучше давать письменно.
- Пишите конспекты любимых произведений, подражая авторам. Так вы будете развивать речь, грамотность и память.
- Заведите дневник, куда будете записывать интересные и понравившиеся вам слова. Не забывайте вносить туда и их определения.
- Пробуйте себя в писательском мастерстве. В выходные уделяйте пару часов на написание небольшого рассказа или эссе на свободную тему.
Общайтесь с людьми, читайте книги, изучайте словари и энциклопедии, записывайте в дневнике, блокноте или на стикерах новые слова – все это и есть составляющие развития речи и лексикона. Если же хотите расширить словарный запас своего ребенка, читайте ему вслух, рассматривайте и описывайте виммельбухи, играйте в настольные и активные игры, составляйте слова из кубиков и магнитов и объясняйте их значение, поддерживайте в нем любознательность и интерес к окружающему миру.
Активные и осознанные действия – вот, что является обязательным условием и гарантией развития словарного запаса. Речь человека можно сравнить с мышцей, требующей постоянной тренировки для роста и укрепления. Старайтесь всегда поддерживать ее в рабочем состоянии, не пропуская и не игнорируя новые слова, узнавая, уточняя и запоминая их значения. И самое главное – это, конечно же, использование новых слов в своей повседневной речи.
Для полноты картины предлагаем вам ненадолго отвлечься от чтения и посмотреть видео с участием педагога по риторике Анны Комлевской, в котором она делится полезными советами по развитию словарного запаса и речи. Желаем вам успехов и тысяч новых слов!
Источник