- Что такое казна? Государственная казна: структура и источники пополнения
- Теоретические аспекты
- Общие сведения
- Значение казначейства для исполнения бюджета
- Доходы и расходы бюджета
- Страницы истории Российского бюджета
- Интересные факты
- Современные реалии
- Функции казны в РФ
- Доходы и расходы казны как основа бюджетной деятельности
Что такое казна? Государственная казна: структура и источники пополнения
Учитывая, насколько быстро идет развитие финансов и экономики нашей страны, государственная казна и денежный фонд становятся основными рычагами, которые используются для управления различными сферами общественной жизни. Отдельное внимание уделим истории формирования основного бюджета в нашей стране, способам его пополнения в различные исторические периоды.
Теоретические аспекты
Отношениям финансового и имущественного характера играют основную роль во всех процессах, которые связаны не только с политической, общественной жизнью, но и в экономического и социального плана.
Это приводит к тому, что понятие «государственная казна» приобретает новое содержание. Приводит к подобным результатам трансформация социально-экономических отношений, становление национального бюджета, разделение собственности, которая ранее была в собственности государства. Также на данный процесс влияет отдельный субъект РФ.
Общие сведения
Что такое казна? Анализ принципов ее формирования является важным моментом для всех экономистов. На что следует обращать особое внимание? Российская казна является сложной экономической и правовой системой, включающей существенное количество разных ресурсов. Она предполагает систематическую модернизацию законодательной базы, которая позволяет урегулировать финансовые вопросы.
Если внимательно изучить Бюджетный кодекс, а также ГК РФ, можно понять, что представляет собой структура бюджета в Российской Федерации.
На данном этапе развития страны, когда более ограниченными являются возможности законодателя в сфере контроля экономики, важно начать серьезные исследования правовых взаимоотношений между разными отраслями особого объекта — казны.
В финансовом праве основная роль отводится рассмотрению государственного бюджета, его ресурсов, принципов, природы, благодаря которых происходит его формирование с учетом территориальной специфики страны. Также изучению подлежат различные меры принуждения, материальные взыскания, которые направлены на пользу государства.
Значение казначейства для исполнения бюджета
Говоря о том, что такое казна, необходимо остановиться на специальном органе — федеральном казначействе, а также на механизмах, благодаря которым функционирует финансовая система.
Под казначейским исполнением бюджета подразумевают комплекс мер, направленных на управление основными денежными потоками. Федеральное казначейство является государственным органом, который наделен определенными полномочиями для реализации им общенародного статуса. Данный орган является основным «рычагом», благодаря которому государство имеет возможность контролировать федеральный бюджет.
Доходы и расходы бюджета
Какова основная структура бюджета? В казне нашей страны есть не только доходы и поступления, в ней заложен механизм перераспределения и последующего применения бюджетных средств, которые оказались в государстве.
Рассуждая о том, что такое казна, необходимо упомянуть и о расходном институте. В центре его внимания находятся взаимоотношения имущественного вида.
Процедура траты денежных ресурсов именуется «расходами бюджета». При этом имущество казны распределяется в базы разного уровня. Материальные поступления зависят от функций государства, финансовых нагрузок, а также от деятельности стран по наращиванию их, включая и переход к инновационной экономике от ее ресурсного варианта.
Страницы истории Российского бюджета
На протяжении всего периода существования государства, вопросы, касающиеся материальной стабильности, являются первоочередными. К сожалению, казна муниципального образования весьма ограничена по своим размерам.
Обычные люди все чаще следят за ценами на нефть, не понимая, как они влияют на благосостояние обычных граждан.
Должность казначея впервые была введена в Древней Руси. В его обязанности входило хранение княжеских ценностей. Уже тогда люди знали, что такое казна. Ее состояние было предметом повышенной заботы. В средние века расходы и доходы государства были связаны с тратами великого князя, затем царя. Все доходы поступали в бюджет не только в денежной, но и в натуральной форме.
После образования централизованного Русского государства посошную подать собирали московскому князю. Также казна пополнялась благодаря кабацкому, соляному, таможенному сборам. В XV веке в России появилась бюджетная двухуровневая система унитарного государства, которая состояла их бюджета государства и местных бюджетов. Она базировалась на местных сборах и княжеских налогах.
В XV веке появились и местные налоги, которые предназначались для содержания властителей и царских наместников, исполнения ими хозяйственных задач.
В XVI веке введена таможенная пошлина на торговлю за границей, существенно уменьшилась доля платежей в натуральной величине, выросла в денежном эквиваленте. В XVII веке основными источниками формирования казны стали налоги, доходы от торговли и казенной промышленности, а также прибыль от перечеканки монет. Именно в это время предпринимаются первые попытки составления государственной сметы, учитываются казенные расходы и доходы.
Интересные факты
При Петре 1 был введен налог на ношение бороды. Купеческие бороды были оценены в 100 рублей, дворянские — в 60 рублей.
Во второй половине девятнадцатого века появились первые рекомендации по составлению сметы, усилен контроль за расходованием финансов. Ежегодно отчеты о доходах и расходах стали составляться министерством финансов.
Современные реалии
В гражданском русском дореволюционном праве стали употреблять понятие государственной казны. К ней причисляли денежные государственные средства, валюту, золотой запас, природные ресурсы, казенные земли. В гражданском советском праве не существовало понятия государственной казны. Собственность государства была провозглашена главной формой социалистической собственности, которая является достоянием каждого советского гражданина.
Государство при этом исходило из позиции выделения большей доли общественной собственности крупным предприятиям. Именно поэтому управление ею стало сводиться к регулированию хозяйственной работы крупных предприятий. Оно основывалось на долгосрочном планировании. Только природные ресурсы оставались в управлении федеральных и муниципальных органов, а потому, их можно было причислять к современному термину «государственная казна».
Функции казны в РФ
Государство принимает участие в публичных и правовых, а также в частных отношениях. Федеральная власть гарантирует подчинение интересов отдельных людей общим целям и задачам, в результате чего такие отношения приобретают публично-правовой характер.
В России в качестве субъекта права (частно-правовой стороны) отсутствует понятие «казна». И это, несмотря на то, что подобный термин в больших объемах применяется в отечественном законодательстве.
Казна рассматривалась в качестве системы государственных органов, которые осуществляли сбор и перераспределение бюджетных средств, уделяя отдельное внимание не имущественному и организационному механизму, а контролю и надзору.
К примеру, должностные лица казначейства, вероятнее всего, интересуются административными рычагами, а не типичным изъятием из банковских рук бюджетных операций.
Данное ведомство не является универсальным объектом права, которое представляет в имущественных взаимоотношениях государство. В сферу казначейства входят только безналичные денежные ресурсы, причем лишь в некоторой степени.
В вещевой и наличной формах имущество находится в ведении иных государственных органов, осуществляющих управление государственным имуществом. Казначейство занимается контролем только некоторых направлений, его функционирование четко ограничивается правовыми нормами действующего Российской Федерации.
Источник
Доходы и расходы казны как основа бюджетной деятельности
Нуртдинов А.А., юрист.
Анализ действующего законодательства, а также различных взглядов в научной литературе позволяет отметить, что в настоящее время отсутствует единообразие в подходах к сущности и понятию «государственная казна». При этом в словарях даются следующие определения слова «казна»:
- деньги, имущество, принадлежащее государству или общине;
- государство как владелец этих средств;
- денежные средства, ценности .
См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990. С. 261.
Имущество, непосредственным собственником которого является государство, по мнению С.Н. Братуся, выступает в качестве фонда денежных средств и включено в бюджет государства. «Казна, — считает С.Н. Братусь, — это не государственное имущество вообще, а определенная его часть — именно те денежные средства, которые проходят по бюджету» .
См.: Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950. С. 240.
Факт вхождения бюджетных средств в состав казны получил широкое распространение в научной литературе и признается многими цивилистами, в том числе А.А. Пушкиным , М.И. Брагинским и другими цивилистами.
См.: Пушкин А.А. Советское государство как субъект советского гражданского права. Харьков, 1965. С. 11.
См.: Брагинский М.И. Гражданская правосубъектность Союза и союзных республик // Правоведение. 1963. N 1. С. 52.
Вхождение в состав государственной казны соответствующего уровня бюджетных средств признается и ныне действующим гражданским законодательством РФ. Согласно ст. 214 Гражданского кодекса РФ государственную казну соответствующего уровня составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
Действующее законодательство позволяет классифицировать основания пополнения казны, которые могут быть представлены в следующем виде. Все предусмотренные законодательством доходы по социально-экономическому признаку подразделяются на несколько групп:
- доходы от предприятий и других организаций разных форм собственности;
- доходы от государственных имуществ и угодий;
- доходы от государственной внешнеэкономической и другой деятельности; поступления от личных доходов граждан.
В зависимости от порядка зачисления в бюджет различают доходы, закрепленные за бюджетом каждого уровня.
В средствах бюджета в зависимости от права собственности на них законодательство выделяет собственные доходы и заемные средства. К собственным доходам бюджетов отнесены: закрепленные в установленном порядке за бюджетом каждого уровня источники доходов; отчисления, получаемые в бюджеты по регулирующим доходным источникам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Источниками заемных средств, используемых для пополнения бюджета, могут быть: государственные займы, бюджетные кредиты, поступления от продажи имущества, получение кредита от кредитных организаций.
В зависимости от форм, методов и условий формирования финансовых ресурсов государства, целей и порядка их использования выделяют: доходы бюджетов всех уровней; доходы государственных внебюджетных фондов.
Таким образом, многообразие существующих оснований пополнений в казну вызвали необходимость разделить их на виды по определенным критериям. Для вышеприведенных классификаций использовался экономический критерий.
Если в основу классификации положить юридический критерий, основания пополнения казны можно классифицировать по их принадлежности к той или иной отрасли права: гражданско-правовые, административно-правовые, финансово-правовые, уголовно-правовые .
См.: Родионов Л.А. Казна и казначейство по гражданскому праву РФ. Дис. . к.ю.н. М., 2001. С. 29.
Однако основным способом пополнения казны государства является финансово-правовой или налоговый способ.
По мнению профессора Л. Казака, налоги как «важнейшая стоимостная категория» представляют собой «денежные отношения, посредством которых государство безвозмездно изымает часть национального дохода для финансового обеспечения реализации своих функций» .
См.: Казак Л. Финансы и кредит: Учебник / Под ред. А. Казака. Екатеринбург: МП «ПИПП», 1994. С. 185.
А. Дадашев определяет налог как «изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса» . То есть при определении экономической природы налогов важнейшим критерием выступает их сущностная принадлежность к финансово-правовым основаниям пополнения казны.
См.: Дадашев Л. Сущность налогов и принципы налогообложения. Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д. Черника. М.: Финансы и статистика, 1996. С. 47.
По мнению С. Пепеляева, «налог — единственно законная (устанавливаемая законом) форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характера наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти» .
См.: Основы налогового права: Учебно-методическое пособие / Под ред. С. Пепеляева. М.: Инвест-Фонд, 1995. С. 24.
Е. Покачалова рассматривает налоги как обязательные и по юридической форме индивидуально-безвозмездные платежи юридических и физических лиц, установленные органами государственной власти для зачисления в государственную бюджетную систему с определением их размеров и сроков уплаты .
См.: Покачалова Е. Налоги, их понятие и роль. Финансовое право: Учебник. М.: Изд. «БЕК», 1995.
Вышеуказанные определения правоведов о налогах во многом отражают экономическую природу этих изъятий, и точно установить отличие налога от неналогового платежа с экономической точки зрения практически невозможно. Однако в настоящее время юридическим критерием отличия налога и неналоговых платежей как финансово-правовых оснований пополнения казны выступает признак нормативно-отраслевого регулирования: взимание налога регулируется нормами налогового законодательства, в то время как неналоговые обязательные платежи — нормами иных отраслей законодательства, в частности экологического, земельного, патентного, природоохранительного, и другими.
Роль неналоговых доходов в настоящее время в общем объеме доходов бюджетов невелика. К ним, как известно, относятся поступления от государственного имущества, его содержания, эксплуатации и реализации. Данный вид поступлений носит специфический характер, суть которого заключается в результативном функционировании государственного достояния . Размер доходов зависит от объемов и результативности функционирования имущества. К доходам бюджетной системы следует отнести также государственные займы, эмиссию денежных знаков, трансферты.
См.: Бюджетное право / Под ред. Г.Б. Поляка и А.М. Никитина. М., 2006. С. 41.
Таким образом, составляющие государственной казны Российской Федерации представляют совокупность активов, управляемых непосредственно соответствующими исполнительными органами власти, уполномоченными на это законодательством Российской Федерации.
Функционирование государственной казны РФ складывается не только из отношений по формированию доходов и иных поступлений, но в первую очередь из отношений, связанных с распределением и использованием бюджетных средств. Для характеристики отношений, охватывающих последний этап этой деятельности, т.е. процесс использования бюджетных средств, применяется понятие расходов бюджетов.
Расходы бюджетов представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 БК РФ). В отличие от доходов бюджетов расходы охватывают отношения, связанные с движением денежных средств из бюджетов.
Институт расходов бюджетов регулирует отношения, связанные с выделением денежных средств из соответствующих бюджетов. Иными словами, предметом этого института являются в первую очередь имущественные отношения. Известно, что имущественные отношения подразделяются на вещные (оформляющие принадлежность материальных благ определенным субъектам) и обязательственные (опосредующие перемещение материальных благ) .
См.: Карасева М.В. Бюджетное и налоговое право России (политический аспект). М.: Юристъ, 2003. С. 11 — 17.
Вещные отношения (отношения собственности) затрагиваются институтом расходов бюджетов лишь косвенно. Бюджеты представляют собой часть государственной или муниципальной собственности — часть государственной казны . В связи с этим законы, иные нормативные акты, договоры и соглашения, которые предусматривают осуществление расходов из бюджетов, по сути, закрепляют основания прекращения права государственной и муниципальной собственности. Само же перемещение государственных или муниципальных средств осуществляется в рамках обязательственных отношений. Именно обязательственные отношения составляют сердцевину рассматриваемого института. Следовательно, особое место среди государственных затрат занимали и занимают бюджетные расходы. И причина этого не только в специфике их структурированности — расходы бюджета являются неотъемлемой частью бюджетной классификации, составляющей характеристики бюджетной системы, выполняющей, в свою очередь, роль основного звена финансовой системы государства.
См.: Пауль А.Г. Расходы бюджетов: понятие и особенности правового регулирования // Финансовое право. 2005. N 7.
Специфика расходов бюджета государства и входящих в его состав общественно-территориальных образований заключается в том, что именно на них возлагается первоочередная нагрузка по финансированию задач и функций государства, мероприятий, отражающих его политику в различных сферах общественной жизнедеятельности.
По мнению Х.В. Пешковой, важная роль расходов бюджета позволяет отметить два момента их характеристики . Во-первых, финансовая практика и научная мысль должны развиваться таким образом, чтобы учитывать значимость производимых из бюджета затрат для функционирования государства, выработать пути разрешения проблем, связанных с использованием централизованных средств. Однако долгое время внимание представителей науки сосредоточивалось прежде всего на категории «доходы», острота проблемы использования аккумулированных в бюджете средств явно недооценивалась. Это в конечном счете послужило одной из предпосылок неэффективного и неэкономного исполнения расходной части бюджета.
См.: Пешкова Х.В. Принципы осуществления расходов бюджета: некоторые теоретические и практические аспекты.
Во-вторых, потребности в осуществлении «достойных» бюджетных расходов и разрешение связанных с ними проблем ставят вопрос о необходимости их детальной нормативной регламентации. При этом первоочередная нагрузка в регулировании расходов бюджета государства и муниципальных образований должна возлагаться на отражение правил их осуществления, реализующихся как в рамках процессуальных отношений по исполнению бюджета, так и в отношениях, им предшествующих (разграничение расходов между уровнями бюджетной системы, установление системы бюджетных расходов, планирование расходов).
Среди принципов, подчиняющих расходование средств бюджета государства и муниципальных образований, можно выделить следующие группы:
а) принципы осуществления бюджетных расходов, соответствующие закрепляемым Бюджетным кодексом РФ принципам бюджетной системы в целом: разграничение расходов между уровнями бюджетной системы; адресный и целевой характер бюджетных средств; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов; сбалансированность бюджета; полнота отражения доходов и расходов бюджетов; достоверность бюджета; гласность и др. (ст. 28 БК РФ);
б) принципы осуществления бюджетных расходов, вытекающие из правовых норм, прямо или косвенно связанных с нормативным воздействием на сферу бюджетных отношений: принцип дополнительности; результативность расходов бюджетов; своевременность финансирования расходов бюджетов;
в) принципы осуществления бюджетных расходов, следующие из сущности затрат государства, но непосредственно в праве не закрепленные: законность расходов бюджетов; публичность; обязательность расходов бюджетов; рациональность расходов бюджетов.
Рассмотрим подробнее отдельные принципы осуществления расходов бюджета государства (муниципальных образований). Прежде следует уделить внимание тем принципам расходов бюджета, которые производны от принципов бюджетной системы государства.
Осуществление расходов обусловливается их разграничением между бюджетами различных уровней бюджетной системы Российской Федерации — федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами (ст. 30 Бюджетного кодекса РФ). В свою очередь, местные бюджеты, согласно сложившейся за последний период российской практике, делятся на бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, а также бюджеты городских и сельских поселений (ст. 10 БК РФ).
Немалое значение для эффективного осуществления бюджетных расходов имеет принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Он означает, что расходование средств бюджета преследует реализацию определенных целей: «Бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей» (ст. 38 Бюджетного кодекса РФ), что отражено в бюджетной росписи.
Перечень мероприятий, требующих предоставления средств из бюджета государства и муниципальных образований, довольно широк. Тем не менее он подчиняется требованию, прямо указанному в закрепленной ст. 6 Бюджетного кодекса РФ дефиниции расходов бюджета, — «финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления».
Заслуживает внимания принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, также распространяющийся на расходы бюджета государства и муниципальных образований.
Данный принцип означает, что «при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств» (ст. 34 БК РФ). Иными словами, исполнение расходов бюджета подразумевает направление материальных ресурсов на наиболее значимые мероприятия в действительно требующихся объемах, рациональность использования бюджетных средств. Рассмотрение бюджетных расходов с точки зрения их рациональности соответствует публично-правовому характеру данной категории: «Все, что хочет быть публично признанным, должно быть подвергнуто. тесту рациональности» .
См.: Шпренгер Г. Взаимодействие: соображение по поводу антропологического понимания масштаба справедливости // Государство и право. 2004. N 5. С. 16 — 23.
Расходование бюджетных средств следует также подчинять принципу сбалансированности бюджета: объем предусмотренных бюджетами расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита (ст. 33 Бюджетного кодекса РФ).
Непосредственное отношение к осуществлению расходов бюджета имеет принцип общего (совокупного) покрытия расходов, провозглашенный Бюджетным кодексом РФ в числе принципов бюджетной системы (ст. 35). Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Приведенный принцип тесно связан с рассмотренным выше принципом сбалансированности бюджета.
Следующий принцип бюджетной системы, также связанный с расходованием бюджетных средств, — принцип полноты отражения расходов бюджетов (в тексте Бюджетного кодекса РФ обозначен как «принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов» — ст. 28). Законодателем он трактуется как требование, согласно которому все расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме (ст. 32 БК РФ).
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета (ст. 37 Бюджетного кодекса РФ). Сущность данного принципа применительно к расходованию бюджетных средств подразумевает соответствие планируемых затрат действительно необходимым для развития общественно-территориальных образований мероприятиям, расчету и закреплению расходов в соответствии с их реальными финансовыми возможностями.
Иными словами, в бюджет должны быть внесены только те расходы, которые необходимы и могут быть произведены с учетом сложившейся социально-экономической обстановки. Данное требование не является новым для бюджетного права. Еще Р. Штурм в 1907 г. называет искренность необходимым качеством точного исчисления расходов .
См.: Штурм Р. Бюджет. СПб., 1907. С. 147.
Итак, проанализировав основные принципы, которым подчиняется расходование средств бюджета государства и бюджетов муниципальных образований, мы приходим к следующим выводам.
Финансово-правовые принципы осуществления расходов бюджета — это те требования, которым должно соответствовать выделение средств из бюджета государства (муниципальных образований) в режиме расходования, включающие как нормативно закрепленные положения относительно бюджетного процесса и функционирования бюджетной системы в целом, так и экономические характеристики затрат, которые в идеале должны получить отражение в правовых нормах.
Кроме того, изучение указанных принципов позволяет судить о различных сторонах сущности расходов бюджета.
Таким образом, казна в совокупности своих расходов и доходов призвана стать инструментом и средством обеспечения сохранности, преумножения и развития государственного имущества Российской Федерации как материальной базы, основы решения финансовых, социально-экономических задач.
Источник