Способы поощрения ребенка 3 лет

Как правильно поощрять детей? Советы психолога

Поощрение детей – очень эффективный способ воспитания, являющийся дополнительным стимулом для хорошего поведения. Вот почему необходимо использовать самые разные формы похвалы.

Но родителям следует осторожно подходить к поощрениям, поскольку их избыток может отрицательно сказаться на формировании детской личности. Как же правильно поощрять ребенка и за что хвалить не стоит?

Психологи уточняют, что захваливание детей зачастую приводит к появлению таких неприятных черт характера, как капризность, эгоизм, инфантильность. Некоторые мамы и папы не видят разницы между поощрением и материальной наградой, стремясь заручиться детским послушанием с помощью денег.

Овладеть же искусством поощрения вам помогут несколько простых правил, усвоив которые, вы сможете избежать множества воспитательных ошибок.

Чем можно поощрять ребенка?

На самом деле, существует много форм одобрения малышей, которые работают эффективно в зависимости от конкретных ситуаций. Какие же способы поощрения выделяют психологи?

  1. Широко используемый и самый распространенный метод поощрения – обычная похвала, которая предполагает словесное воздействие. Попросту говоря, за хорошее поведение ребенка хвалят, его действия одобряются, поддерживаются родителями.
  2. Еще один действенный метод – ласка, к которой относят поцелуи, объятия, нежные поглаживания по спине или голове. Порой они важнее и намного эффективнее, чем обычные слова. Такая форма поощрения чаще всего применяются к маленьким деткам.
  3. Интересным способом мотивирующего поощрения является дополнительное время для совместных развлечений или игр. Его часто применяют для того, чтобы добиться от детей необходимого поступка. К примеру: «Мы пойдем на игровую площадку, как только ты уберешься в комнате».
  4. Если подросшие дети хорошо себя ведут, помогают взрослым, их можно поощрить, расширив права и сняв запреты на какие-либо действия. Например, школьникам разрешают ложиться спать на полчаса-час позже за хорошие отметки.
  5. Мотивируют детей на нужные поступки игрушки, сладости и прочие вознаграждения. Однако к подобному способу стоит относиться с осторожностью, поскольку многие дети начинают требовать материальный стимул за каждый свой поступок.

Наилучший эффект можно достичь, используя различные способы поощрений в зависимости от возраста малыша, его психологических особенностей.

Родительские ошибки при поощрении детей

Мы уже говорили, что необдуманное применение похвалы способно навредить как самому ребенку, так и вашим отношениям с ним. Проверьте, не повторяете ли вы при общении с малышом следующие ошибки.

  1. Иногда дети ведут себя хорошо только в присутствии других людей, желая получить награду или произвести впечатление. Часто это происходит из-за чрезмерного захваливания родителями и бабушками: «Ты самый умный мальчик на свете!»
  2. Маленькие манипуляторы растут в тех семьях, в которых взрослые стараются «подкупить» детей различными наградами за любой хороший поступок. Ребенок поделился с младшей сестренкой машинкой? Взрослые покупают ему новую игрушку и т.д.
  3. Некоторые родители хвалят свое чадо, принижая при этом достоинства других детей. К примеру: «У тебя рисунок намного красивее, чем у Маши». Предпочтительнее сравнивать ребенка с самим собой, указывая на то, что с каждым достижением он становится умнее, хозяйственнее.

Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

Предлагаем несколько рекомендаций психологов, которых стоит придерживаться при воспитании ребенка.

  1. Любая похвала должна быть справедливой и соответствовать детскому поведению. Так, не стоит хвалить, задаривать подарками за естественное в его возрасте поведение: малыш в очередной раз надел кофточку, зашнуровал ботинки и т.д. И напротив, обязательно отмечайте важные достижения и значимые поступки: ребенок помог маме донести сумку, нарисовал красивый рисунок.
  2. Предпочтительнее хвалить не самого малыша, а его хороший поступок. Если ребенок убрал игрушки в детской, не стоит говорить: «Ты у меня умница». Скажите лучше: «После уборки твоя комната стала такой чистой. В нее очень приятно заходить». И не отделывайтесь при похвале общими фразами, вроде: «Красивый рисунок». Отметьте те элементы изображения, которые вам особенно понравились: яркие цветы, выглядящее совсем живым дерево, веселые зайчата.
  3. Часто детям не требуется похвала или вознаграждение, для них важно получить удовольствие от самого творчества или нового достижения. В этом случае родители могут озвучить чувства ребенка и поддержать тем самым стремление к познанию. «Я очень рада, что ты научился ездить на велосипеде. Ты выглядишь радостным и довольным своим успехом! Теперь мы будем кататься с тобой вместе в парке».
Читайте также:  Древнейшие люди способ передвижения

Конечно, в каждой семье есть свои собственные правила поощрения и похвалы. Главное, чтобы они помогали устанавливать хорошие взаимоотношения между домочадцами и не препятствовали воспитанию малыша.

Можно ли поощрять ребенка деньгами?

У метода денежного вознаграждения есть как сторонники, так и ярые противники. Последователи данного способа отмечают, что еженедельные выплаты за хорошие оценки или небольшие суммы за вымытую посуду дисциплинируют детей. Противники же считают, что ребенок, получающий деньги за хозяйственные дела, ориентируется только на внешний результат.

Многие психологи также негативно относятся к денежным вознаграждениям. Специалисты уверены, что домашние поручения дети должны выполнять бескорыстно. Если же вы хотите, чтобы ребенок научился распоряжаться деньгами, подождите, пока он подрастет. Младшему школьнику уже можно давать карманные деньги на мелкие расходы.

Опытные родители предлагают альтернативные способы награды за хорошее поведение. Если вам не нравится идея с денежным вознаграждением, найдите альтернативу деньгам.

Например, разноцветные бусины, яркие пуговицы станут отличной заменой монетам. Выработайте с ребенком систему оплаты, согласно которой мытье посуды будет соответствовать, к примеру, двум пуговицам.

В этом случае, дети должны суметь «заработать» за неделю на что-то весомое, чтобы у них была мотивация двигаться дальше. Поощрением может стать совместный поход в кинотеатр, цирк, посещение детского развлекательного центра.

Применять ли метод денежного вознаграждения, решать только родителям.

Источник

Как правильно поощрять детей?

Чем можно поощрять ребенка?

  • Широко исполь­зу­е­мый и самый рас­про­стра­нен­ный метод поощ­ре­ния – обыч­ная похвала, кото­рая пред­по­ла­гает сло­вес­ное воз­дей­ствие. Попро­сту говоря, за хоро­шее пове­де­ние ребенка хва­лят, его дей­ствия одоб­ря­ются, под­дер­жи­ва­ются родителями.
  • Еще один дей­ствен­ный метод – ласка, к кото­рой отно­сят поце­луи, объ­я­тия, неж­ные погла­жи­ва­ния по спине или голове. Порой они важ­нее и намного эффек­тив­нее, чем обыч­ные слова. Такая форма поощ­ре­ния чаще всего при­ме­ня­ются к малень­ким деткам.
  • Инте­рес­ным спо­со­бом моти­ви­ру­ю­щего поощ­ре­ния явля­ется допол­ни­тель­ное время для сов­мест­ных раз­вле­че­ний или игр. Его часто при­ме­няют для того, чтобы добиться от детей необ­хо­ди­мого поступка. К при­меру: «Мы пой­дем на игро­вую пло­щадку, как только ты убе­решься в комнате».
  • Если под­рос­шие дети хорошо себя ведут, помо­гают взрос­лым, их можно поощ­рить, рас­ши­рив права и сняв запреты на какие-либо дей­ствия. Напри­мер, школь­ни­кам раз­ре­шают ложиться спать на пол­часа-час позже за хоро­шие отметки.
  • Моти­ви­руют детей на нуж­ные поступки игрушки, сла­до­сти и про­чие воз­на­граж­де­ния. Однако к подоб­ному спо­собу стоит отно­ситься с осто­рож­но­стью, поскольку мно­гие дети начи­нают тре­бо­вать мате­ри­аль­ный сти­мул за каж­дый свой поступок.

Родительские ошибки при поощрении детей

Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

  • Любая похвала должна быть спра­вед­ли­вой и соот­вет­ство­вать дет­скому пове­де­нию. Так, не стоит хва­лить, зада­ри­вать подар­ками за есте­ствен­ное в его воз­расте пове­де­ние: малыш в оче­ред­ной раз надел коф­точку, зашну­ро­вал ботинки и т.д. И напро­тив, обя­за­тельно отме­чайте важ­ные дости­же­ния и зна­чи­мые поступки: ребе­нок помог маме доне­сти сумку, нари­со­вал кра­си­вый рисунок.
  • Пред­по­чти­тель­нее хва­лить не самого малыша, а его хоро­ший посту­пок. Если ребе­нок убрал игрушки в дет­ской, не стоит гово­рить: «Ты у меня умница». Ска­жите лучше: «После уборки твоя ком­ната стала такой чистой. В нее очень при­ятно захо­дить». И не отде­лы­вай­тесь при похвале общими фра­зами, вроде: «Кра­си­вый рису­нок». Отметьте те эле­менты изоб­ра­же­ния, кото­рые вам осо­бенно понра­ви­лись: яркие цветы, выгля­дя­щее совсем живым дерево, весе­лые зайчата.
  • Часто детям не тре­бу­ется похвала или воз­на­граж­де­ние, для них важно полу­чить удо­воль­ствие от самого твор­че­ства или нового дости­же­ния. В этом слу­чае роди­тели могут озву­чить чув­ства ребенка и под­дер­жать тем самым стрем­ле­ние к позна­нию. «Я очень рада, что ты научился ездить на вело­си­педе. Ты выгля­дишь радост­ным и доволь­ным своим успе­хом! Теперь мы будем кататься с тобой вме­сте в парке».
Читайте также:  Физико энергетический способ переработки природного газа

Можно ли поощрять ребенка деньгами?

Советы психолога

Дети млад­шего воз­раста с удо­воль­ствием послу­шают на одну сказку больше, чем обычно, в каче­стве награды за хоро­шее пове­де­ние в тече­ние дня. Также малышу можно раз­ре­шить дольше погу­лять во дворе со сверстниками.…

Для этого суще­ствует несколько про­стых пра­вил, кото­рых стоит при­дер­жи­ваться роди­те­лям. Любое поощ­ре­ние должно соот­вет­ство­вать пове­де­нию и поступ­кам детей, т. е. быть спра­вед­ли­вым. Не имеет смысла хва­лить, дарить подарки или сни­мать запреты за все хоро­шие поступки или при­ме­не­ние уже зна­ко­мых ребенку навыков.

Формы поощрения дома ребенка подросткового возраста

Довольно трудно одно­значно утвер­ждать о вреде или поло­жи­тель­ном харак­тере разо­вых поощ­ре­ний, так как про­сле­дить за их эффек­тив­но­стью невоз­можно. Одно­значно можно лишь ска­зать, что поло­жи­тель­ное или отри­ца­тель­ное воз­дей­ствие на харак­тер ребенка дает вся система вос­пи­та­ния в целом.

Источник

Поощрение и наказание в процессе воспитания ребенка

Поощрение и наказание

в процессе воспитания ребенка

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей — каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Поощрение — сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные.

Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. «Куплю конфету – не куплю конфету». Редко используется психологическая форма, т.е. такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев). Естественно, что использование психологических средств требует не только больше душевной отдачи, но и вполне определенного актерского мастерства. Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем, который, в основном, ориентируется по обстановке: «Попадусь – не попадусь». Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.

По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна.

• не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);

• не хвалить больше двух раз за одно и то же;

• не хвалить из жалости;

• не хвалить из желания понравиться.

Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний», желательно, разных по способу и степени проявления.

Индивидуальные требования к норме похвалы

Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:

> дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала – пособие и подарок для неимущих;

> дети с обоснованным комплексом «сверх полноценности» (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;

> самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.

Читайте также:  Самый эффективный способ избавиться от рубцов

1. «Компенсация». Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).

2. «Аванс» – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.

Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.

Можно выделить следующие типы аванса:

а) утверждать, что ребенок что-то делает лучше, независимо от реальности;

b) одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;

с) не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.

Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.

3. «Подъемная» похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.

4. Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.

5. «Взрыв любви» (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он тоже имеет право на применение, потому что свидетельствует о неравнодушном отношении, а о любви родителей к ребенку и, одновременно, дает ему «отпущение грехов». Поэтому дети стремятся получать наказания и даже пытаются использовать их в своих целях.

Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребенка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.

Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.

Рекомендуемые формы наказания

  • вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;
  • лишение поощрений и привилегий;
  • осуждение поведения;
  • народное средство.

В. Леви рекомендует за чрезвычайные проступки наказывать в народном стиле, цель – отучить раз и навсегда.

Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.

1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?

2) Наказание никогда не должно вредить здоровью.

3) Если есть сомнения, наказывать или нет — не наказывать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).

4) За один раз можно наказать только за один проступок. «Салат» из наказаний не для детей.

5) Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.

6) Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.

7) Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

8) Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

Источник

Оцените статью
Разные способы