- Инструменты восприятия и понимания в человеческих отношениях: эмпатия, вчувствование, рефлексия, аттракция
- Идентификация и эмпатия
- О технике «вчувствования»
- Рефлексия
- Аттракция
- 12.4. Изучение и понимание партнера по общению
- Читайте также
- 1.3. Понимание и изучение смысла в деятельностном подходе
- 1.8. Выбор партнера по общению
- 10.3. Половые особенности выбора партнера по общению детьми
- 12.2. Восприятие партнера по общению и возникновение первого впечатления о нем
- 2.2. Психологическое воздействие на партнера по общению с учетом его этнопсихологических особенностей
- 7.5. СПОСОБНОСТЬ К ОБЩЕНИЮ Коммуникабельны ли Вы?
- Учиться общению
- Дайте понять, что побуждает вас к общению
- Учите общению с рождения
- Шаг сорок первый Не учитесь общению
- Как готовиться к общению: настройка харизматичности
- Главный совет по общению для СЧЛ
- Соломоновы ключи к общению
- Изучение и понимание партнера по общению
Инструменты восприятия и понимания в человеческих отношениях: эмпатия, вчувствование, рефлексия, аттракция
Для установления доверительных отношений в процессе общения или совместной деятельности требуется глубокое понимание партнера по общению. Вот четыре основных психологических механизма восприятия и понимания: идентификация, эмпатия, рефлексия и аттракция.
В ситуациях межличностного взаимодействия требуется не просто категоризация воспринимаемого, но и глубокое понимание партнера по общению: его актуального, эмоционального состояния, намерений, отношения к нам для установления доверительных отношений в процессе общения или совместной деятельности.
Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия и аттракция.
Идентификация и эмпатия
Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией — уподоблением себя ему. При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как он действовал бы в подобных ситуациях. Методика американского психолога Дейла Карнеги, изложенная им в книге «Как оказывать влияние на людей», основана на механизме идентификации.
Очень близка к идентификации эмпатия, т.е. понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется. Основоположник гуманистической психологии Карл Роджерс определял эмпатическое понимание как «умение войти внутрь личного мира значений другого человека и увидеть, правильно ли мое понимание». В синтезтехнологии разработана техника «вчувствования», которая помогает развить эмпатию, или способность чувствовать эмоциональные состояния другого человека и активно выражать это свое понимание.
Критерий успешности «вчувствования» — физическое ощущение погружения в тело партнера по общению, ощущение органичности его реакций, предугадывание его реакций и слов, телесное чувство невозможности для партнера по общению говорить или делать что-либо другое. Прямое следствие этого — исчезновение раздражения, барьера и непонимания мотивов поведения или действий партнера по общению.
О технике «вчувствования»
Попутным подготовительным упражнением для освоения «вчувствования» являются отзеркаливание выражения лица собеседника, подстройка по телу (позе, жестам, движению, дыханию и ритмам) и копирование походки.
В технике «вчувствования» работают не только глаза, но и вся тонкая чувствительность тела. Эта техника основывается на том, что человек воспринимает другого человека не только глазами и органами чувств, но и всеми своими чувствами, пронося через доверие или сомнения, окрашивая радостью или тревогой, проживая происходящее всем своим телом.
Самое точное понимание того, как другой видит и переживает происходящее, возможно тогда, когда удается ощутить его переживания через свое тело. Попробуйте представить, что тело другого человека становится вашим телом. У вас вот это тело, этот нос, эти губы, на вашей голове вот эта прическа, вот так моргают глаза, а лоб привычно собирается в такие морщинки. Это ваша грудь и сейчас вы ею дышите — именно так. Вы каждое утро просыпаетесь с этим лицом и телом, с ним вы выходите на улицу, с таким выражением лица встречаете людей, и это происходит каждый день.
Для оптимизации общения техника «вчувствования» дает многое:
- создает комфортный внутренний фон в общении, при котором возникает ощущение понимания партнера и повышение интереса к нему;
- формирует взаимное ощущение контакта;
- обеспечивает получение ценной информации о внутреннем состоянии собеседника, его чувствах и желаниях;
- позволяет чувствовать, как будет развиваться ситуация, на основе чего появляется возможность предугадывать слова и действия партнеров по общению.
С точки зрения характеристики общения как идентификация, так и эмпатия требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, другой, т.е. партнер по общению, понимать меня.
Рефлексия
Процесс понимания друг друга опосредован процессом рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня.
Общение как рефлексивный процесс был описан еще в конце XIX в. Дж. Холмсом. Исследуя общение двух субъектов, Холмс показал, что в этой ситуации наличествуют не два, а шесть субъектов. Он выделил ситуацию общения неких условных Джона и Генри. Какие субъекты включены в общение?
Дж. Холмс выделил три позиции Джона и три позиции Генри:
(1) Джон, каков он есть сам по себе
(2) Джон, каким он сам себя видит
(3) Джон, каким его видит Генри
(1) Генри, каков он есть сам по себе
(2) Генри, каким он сам себя видит
(3) Генри, каким его видит Джон
Впоследствии Г. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуации:
(4) Джон (Генри), каким ему представляется его образ в сознании Генри.
Г.М. Андреева представляет следующую общую модель рефлексии.
Есть два субъекта общения: А и Б. Между ними устанавливаются коммуникации:
Кроме того, у А и Б есть представление о самих себе: А-А1, а Б-Б2, а также представление о другом: у А-Б2, у Б-А2.
Взаимодействие в процессе общения осуществляется следующим образом: А (в качестве А1) обращается к Б2, Б реагирует (в качестве Б1) на А2. Насколько это близко к реальным А и Б, еще надо исследовать, ибо ни А, ни Б не знают, что имеют несовпадающие с реальностью А1, Б1, А2, Б2, и при этом между А и А2, Б и Б2 нет каналов коммуникации.
Успех общения будет максимальным при минимальном разрыве в линии А-А1-А2 и Б-Б1-Б2. Если выступающий (А) имеет неверное представление о себе (А1), о слушателях (Б2) и главное о том, как его воспринимают слушатели (А2), то его взаимопонимание с аудиторией будет исключено.
Приближение всего этого комплекса представлений друг другу — сложный процесс, требующий специальных усилий.
Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но и формируют определенные отношения друг к другу, на основе которых рождается целая гамма чувств — от взаимного неприятия партнера по общению до взаимной симпатии и даже любви.
Аттракция
Специфическим механизмом понимания партнера по общению, формирующемся на эмоциональной основе, является межличностная аттракция. Аттракция (от аttract — притягивать, привлекать) — это процесс формирования привлекательности человека, результатом чего является формирование межличностных отношений.
Составляющие взаимной привлекательности — симпатия и притяжение.
Симпатия — это эмоциональная положительная установка на объект. При взаимной симпатии эмоциональные положительные установки партнеров по общению друг на друга создают состояние удовлетворения взаимодействием.
Притяжение связано с потребностью человека быть рядом с другим человеком. Притяжение часто, но не всегда связано с переживаемой симпатией. Симпатия и притяжение могут иногда проявляться независимо друг от друга. В том случае, когда они достигают максимального своего значения и совпадают, можно уже говорить о межличностной аттракции.
Существует ряд приемов, способствующих формированию аттракции, к которым относят обращение к партнеру по общению по имени, улыбку, искусство говорить комплименты, готовность терпеливо выслушать партнера и т.д. Конечно, эти приемы являются необходимым элементом вежливости, но в деловом общении мало быть «дамой приятной во всех отношениях», по выражению Гоголя. Аттракция в деловом общении формируется скорее на сходстве жизненных позиций, высоком уровне профессионализма деловых партнеров, их доверии друг другу.
Автор: Лидия Ивaнoвнa Чepнышoвa, кандидат философских наук, профессор, преподаватель кафедры философии факультета управления Академии бюджета и казначейства Министерства финансов РФ.
Источник
12.4. Изучение и понимание партнера по общению
12.4. Изучение и понимание партнера по общению
Вторым этапом на пути установления взаимопонимания между общающимися является изучение партнера, проникновение в его внутренний мир. В процессе такого изучения необходимо понять цели и мотивы поведения партнера по общению, его переживания, установки, состояния, ожидания, имеющиеся у него опасения.
Это познание осуществляется двумя способами: через анализ оперативно-текущей информации об отдельных поступках и психических состояниях партнера и через отражение его устойчивых свойств личности (эмоциональных, волевых, интеллектуальных). Умелое использование того и другого способа обеспечивает объективность характеристики партнера по общению.
При познании партнера, его понимании используется механизм идентификации.
Идентификация (от лат. identificatio — отождествляю) состоит в воображаемой подстановке себя на место партнера по общению, воображаемом взятии на себя роли, которую выполняет этот партнер, мысленном построении своего поведения таким же способом, как и партнер, примыкании к его позиции. Поставить себя на место другого не так просто, как может показаться с первого взгляда. Воображение себя на месте другого может не только не дать ожидаемых результатов, но даже осложнить взаимопонимание.
Это может быть вызвано тем, что вместо истинного обращения к чужой точке зрения у партнеров по общению возникает иллюзия взгляда со стороны. Один из общающихся, например, приписывает другому точку зрения, которая практически не отличается от его собственной: «Я бы на его месте так не поступил».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
1.3. Понимание и изучение смысла в деятельностном подходе
1.3. Понимание и изучение смысла в деятельностном подходе В отечественной психологической традиции мы обнаруживаем понятие смысла в работах Л.С.Выготского 1930-х годов. Введя это понятие в своих поздних работах (в частности, в седьмой главе «Мышления и речи») в контексте
1.8. Выбор партнера по общению
1.8. Выбор партнера по общению Центральным моментом в мотивации общения является выбор постоянного или ситуативного партнера по общению, а для исследователя-психолога — изучение причин и факторов, обусловливающих такой выбор или отказ от него.Наиболее распространенным
10.3. Половые особенности выбора партнера по общению детьми
10.3. Половые особенности выбора партнера по общению детьми Различия в отношении детей к сверстникам противоположного пола сказываются и на выборе ими партнеров по общению и играм. Подобные тенденции имеются, по данным Е. Р. Слободской (1980), уже у ясельных детей 3 лет при
12.2. Восприятие партнера по общению и возникновение первого впечатления о нем
12.2. Восприятие партнера по общению и возникновение первого впечатления о нем Этот этап имеет большое значение для установления взаимопонимания, так как первое впечатление о человеке бывает довольно устойчивым, но не безошибочным (Kleinke, 1976; А. А. Бодалев, 1965).Познание
2.2. Психологическое воздействие на партнера по общению с учетом его этнопсихологических особенностей
2.2. Психологическое воздействие на партнера по общению с учетом его этнопсихологических особенностей Психологическое воздействие – это направленная передача информации от одного этнофора к другому с целью оказания изменения психологических характеристик, поведения
7.5. СПОСОБНОСТЬ К ОБЩЕНИЮ Коммуникабельны ли Вы?
7.5. СПОСОБНОСТЬ К ОБЩЕНИЮ Коммуникабельны ли Вы? (тест Ряковского)На каждый из предлагаемых 16 вопросов Вы можете ответить «да», «иногда», «нет».Вам предстоит обычная деловая встреча. Выбивает ли Вас из колеи ее ожидание?Не откладываете ли Вы визит к врачу до тех пор, пока уже
Учиться общению
Учиться общению Поскольку полноценное общение является необходимым условием крепкого семейного союза, специалисты в разных странах ищут способы научить супругов правильному общению.Так, профессор Вальтер Бин из Немецкого института молодежных проблем разработал и
Дайте понять, что побуждает вас к общению
Дайте понять, что побуждает вас к общению Когда вы с кем-то заговариваете, ваш вероятный собеседник, скорее всего, первым делом думает: «Что нужно этому человеку? Почему он решил со мной поговорить?» В некоторых ситуациях ответ на этот вопрос достаточно очевиден –
Учите общению с рождения
Учите общению с рождения Для того чтобы иметь много друзей, надо самому быть другом. И. В. Гете Начинайте учить общению уже с рождения. Не создавайте ему тепличных условий. Ребенку, которого дома считают пупом земли, будет трудно освоиться в коллективе, где ему придется
Шаг сорок первый Не учитесь общению
Шаг сорок первый Не учитесь общению Цитата, которую следует игнорировать Ее беда в том, что, не умея поддерживать разговор, она не умеет молчать. Джордж Бернард Шоу Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что не можете не общаться? А между тем это так. Даже если вы будете
Как готовиться к общению: настройка харизматичности
Как готовиться к общению: настройка харизматичности Подготовка к общению, контакту — это, в первую очередь, настрой на реализацию своего намерения, а значит, избавление от внутренних блоков, зажимов, страхов, анализ сильных и слабых сторон партнера, утверждение
Главный совет по общению для СЧЛ
Главный совет по общению для СЧЛ Вот несколько предложений, относящихся к ситуациям, которые часто вызывают у СЧЛ социальный дискомфорт.Когда надо просто поболтать. Решите, что вы будете делать – преимущественно говорить или слушать. Если вы не прочь послушать,
Соломоновы ключи к общению
Соломоновы ключи к общению Советы, которые являются ключами царя Соломона к общению, на первый взгляд просты и очевидны, но, несмотря на это, в наше время, к сожалению, люди очень часто ими пренебрегают.1. Говорите так, чтобы другим захотелось вас слушать Язык мудрых
Источник
Изучение и понимание партнера по общению
Вторым этапом на пути установления взаимопонимания между общающимися является изучение партнера, проникновение в его внутренний мир. В процессе такого изучения необходимо понять цели и мотивы поведения партнера по общению, его переживания, установки, состояния, ожидания, имеющиеся у него опасения.
Это познание осуществляется двумя способами: через анализ оперативно-текущей информации об отдельных поступках и психических состояниях партнера и через отражение его устойчивых свойств личности (эмоциональных, волевых, интеллектуальных). Умелое использование того и другого способа обеспечивает объективность характеристики партнера по общению.
При познании партнера, его понимании используется механизм идентификации.
Идентификация (от лат. identificatio – отождествляю) состоит в воображаемой подстановке себя на место партнера по общению, воображаемом взятии на себя роли, которую выполняет этот партнер, мысленном построении своего поведения таким же способом, как и партнер, примыкании к его позиции. Поставить себя на место другого не так просто, как может показаться с первого взгляда. Воображение себя на месте другого может не только не дать ожидаемых результатов, но даже осложнить взаимопонимание.
Это может быть вызвано тем, что вместо истинного обращения к чужой точке зрения у партнеров по общению возникает иллюзия взгляда со стороны. Один из общающихся, например, приписывает другому точку зрения, которая практически не отличается от его собственной: «Я бы на его месте так не поступил».
Обеспечение понимания себя другим
Чтобы облегчить решение задачи, о которой только что говорилось, необходимо позаботиться о том, чтобы партнер по общению понял тебя. В связи с этим нужно решить две задачи: найти возможно более доступную для оппонента форму самовыражения и позаботиться о самоограничении.
Первая задача решается путем воздержания от поступков или высказываний, которые могут вызвать неоправданную и нежелательную реакцию другого человека. Например, зная о болезненном самолюбии человека, не стоит подчеркивать его недостатки при каждом случае. Однако необходимо учитывать и свои недостатки, что приведет к решению и второй задачи – самоограничению. Ведь взаимопонимание во многом зависит от того, как общающиеся умеют управлять своими эмоциями, насколько в ладу друг с другом у них ум и эмоции. Для этого требуется постоянное изучение себя, своих реакций, своих установок в оценках явлений и поступков других людей. Н. Г. Чернышевский писал: «Кто не изучал человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей» (Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч. – М., 1954. Т. 3. С. 426).
Важно уметь дать бесхитростный прямой ответ на трудный вопрос, обратить угрозу в шутку, не принять на свой счет двусмысленной обидной реплики. Давая ту или иную оценку поведения другого человека, нужно показать свою доброжелательность, в противном случае у того возникнет оборонительная реакция.
Очень часто родители, педагоги и руководители пользуются при обсуждении проступков других обобщением, рассматривают отдельный частный поступок как проявление общей системы, создающей человеку репутацию лодыря, прогульщика, недисциплинированного и т. п. Однако такое обсуждение приводит, по сути дела, к осуждению личности. Естественно, осуждаемый сразу занимает оборонительную позицию, используя при этом обвинения как средство самозащиты.
Вообще при обеспечении взаимопонимания нужно чаще опираться на то положительное, что имеется у партнера по общению, а не бороться с ним, «вытравлять» недостатки. Ведь при этом у осуждающего невольно проскальзывают в речи нотки враждебности, властности, деспотизма и вообще неуважение к партнеру общения. Выявление же положительного у человека заряжает его эмоционально положительной энергией, стимулирует деятельность, так как поднимает в глазах этого человека собственный престиж. Он старается удержаться в своей самооценке, поэтому и впредь старается заслужить одобрение родителя, педагога или руководителя.
Подход к партнеру по общению с положительной стороны создает предпосылки для сдвигания его позиции вследствие возникновения положительного отношения к педагогу или руководителю как человеку, возникновения доверия к нему. Это обеспечивает переход к последнему этапу установления взаимопонимания.
В ходе общения важно знать, как партнер воспринимает наши слова, какое впечатление мы производим на него. Помогает решить эту задачу такой психологический механизм, как рефлексия. Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – это самопознание и осознание человеком себя и того, как он воспринимается партнерами по общению, т. е. взгляд на себя глазами другого. Это удвоенный, а иногда и утроенный процесс зеркального отражения друг друга. Об этом хорошо сказано в стихотворении Р. Бернса:
Он думал, что уснула я
И все во сне стерплю,
Иль думал, что я думала,
Что думал он: я сплю!
В процессе общения благодаря рефлексии человек выступает как бы в четырех лицах: каким он является на самом деле; каким он себя видит; каким его видит партнер; каким ему представляется свой образ в сознании партнера.
Если учесть, что в стольких же лицах может выступать каждый участник общения, то можно представить, насколько сложно решать психологическую задачу рефлексивного понимания и установить взаимопонимание между хотя бы двумя лицами.
Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 538 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник