Философский и психологический подходы к пониманию нравственности
Проблематика нравственности является объектом рассмотрения широкого спектра гуманитарных наук, в первую очередь философии, психологии и педагогики. Как психологическая категория она еще недостаточно разработана. В данной работе мы сделаем попытку проследить логику трансформации представлений о нравственности в контексте исторического развития человечества. Подобный ракурс крайне важен, так как дает возможность выявить общее и особенное во взглядах на конкретное явление, показывает общие закономерности в рассмотрении проблемы. Рассмотрим крайние точки процесса становления взглядов на природу нравственности: древнегреческую, когда нравственность вычленяется из табуированных запретов мифологического мышления и становится объектом рефлексии, и современную, когда нравственность является объектом научного анализа.
В качестве исходной точки возьмем представления о нравственности, развитые Сократом. Сократа называют создателем «моральной философии». Он поставил вопрос о расхождении между представлениями человека о добре и его реальным поведением, противоречащим этим представлениям. Рассуждения по поводу алогичности человеческих намерений и поступков Сократ выразил в парадоксе «Я знаю, что я ничего не знаю», который дополнил призывом «Познай самого себя». Разрешение моральной дилеммы афинский мыслитель видит в преодолении противоречия между знанием и незнанием. Таким образом, сократовская трактовка морали является чисто рационалистической. Аристотель в этой связи указывал, что «по мнению Сократа, все добродетели образуются в интеллектуальной части души. Делая, таким образом, из добродетелей науку, Сократ уничтожает неразумную часть души, а вместе с тем он уничтожает в человеке страсти и нравственное чувство». Но эта рациональность имеет метафизические основания, проистекая из признания духовного начала в человеке — его психе, души.
Для пробуждения нравственного начала в человеке Сократ предложил своеобразный метод, получивший название сократического. Его суть состоит в последовательности вопросов, подводящих к осознанию противоречий алогизмов в рассуждениях и познание «всеобщего» через частное путем его анализа и сравнения. В результате достигается осознание смысла общих этических понятий. Итак, критерием нравственности и основой морали у Сократа является «всеобщее».
Спустя две с половиной тысячи лет современный американский исследователь Л.Колберг в качестве основной моральной ценности он определил справедливость. Согласно Колбергу, моральное развитие проходит от состояния, при котором действие считается хорошим, если оно поощряется, до личностной позиции, когда человек руководствуется трансцендентными нравственными принципами. Автор считает, что развитие морали как у ребенка, так и у взрослого, носит спонтанный характер и слабо связано с возрастными периодами. В таком понимании нравственность является априорной ценностью, неотъемлемым свойством человеческой личности. Нравственные представления, по Кольбергу, базируются не столько на эмоционально-волевых, сколько на когнитивных процессах. Поэтому их развитие осуществляется в процессе обучения, которое создает для этого необходимые предпосылки. Как и у Пиаже, у Кольберга ведущим принципом развития является достижение равновесия субъекта с социальной средой, которое осуществляется путем преодоления противоречий нравственно-этического порядка.
Итак, попытаемся выделить общие моменты в исторически сложившихся подходах к пониманию нравственности: надличностный, трансцендентный характер; основа на мыслительных процессах, знании; реализация нравственных убеждений в деятельности посредством волевого акта; средство регуляции межличностного взаимодействия.
Какую же функцию выполняет нравственность в человеческом обществе? В чем состоит ее значение как психического феномена? Ответ на этот вопрос можно искать в рамках экзистенциального подхода. Человек — существо, знающее свое прошлое и будущее, прозревающее конечность своего бытия. Именно поэтому он ищет цель своей жизни и пытается привнести смысл в повседневное существование. Нравственность как императив позволяет придать определенную упорядоченность осознанию трагичности человеческого бытия, причем эта упорядоченность базируется не на витальных потребностях, но апеллирует к глобальным категориям добра и зла, правильного и неправильного, истинного и ложного. Ориентация на нравственные императивы организует мировосприятие с перспективой на будущее и вписывает существование человека в общемировой контекст. Нравственность, если рассматривать ее в рамках экзистенциальной парадигмы, позволяет сублимировать чувство тревоги и преодолевать накладываемые ею фрустрационные ограничения. Следовать нравственным убеждениям — значит принять неоднозначность бытия и утвердить свою личную ответственность.
Нравственность придает мировоззрению человека глобальный характер. В ней человеческое измерение встречается с измерением, выходящим за пределы постижимого исключительно разумом. Именно поэтому в нравственных представлениях слиты рациональное и иррациональное начала психического континуума.
Источник
Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества
2. Основные подходы к пониманию истоков нравственности в человеке
Феномен нравственного поведения человека является предметом изучения не только в богословии, но и в психологии, и в философии, поэтому было бы весьма интересно соотнести эти знания, что может стать темой для крупного исследования. В данной статье пока представлена попытка лишь обозначить основные подходы к раскрытию данной темы.
1) Нравственность как обобщенный социально-культурный опыт
В философии нравственное поведение человека очень часто рассматривается как нечто субъективное, как некий этический опыт, передаваемый из поколения в поколения. Такое понимание происхождения нравственности заложено в трудах классиков европейской философии.
Гегель считал, что нравственность – это «в себе и для себя сущие законы и учреждения» (Гегель, 1990, с. 200). Марксистское учение гласит: «Если человек черпает все свои ощущения, знания и т. д. из внешнего мира и из опыта, приобретаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить окружающий его мир, чтобы человек получал из этого мира достойные его впечатления, чтобы он привыкал к истинно человеческим отношениям, чтобы он чувствовал себя человеком. Если правильно понятый личный интерес есть основа всякой нравственности, то надо, стало быть, позаботиться о том, чтобы интересы отдельного человека совпадали с интересами человечества» (Маркс, 1906, с. 87–88).
Нравственность рассматривается как продукт социальной эволюции человека. Она помогает человеческим сообществам выживать.
Подобные взгляды на основания нравственности широко представлены и в психологии. Считается, что мораль и нравственность проистекают из здравого осознания принятых в обществе норм поведения, из усвоенных в детстве понятий о добре и зле. В генетической психологии Ж. Пиаже и у его последователя, создателя теории нравственного развития Л. Кольберга моральное развитие ребенка осуществляется через взаимодействие с семьей и обществом, проходя определенные стадии.
2) Нравственность как природный орган в человеке
Среди исследователей есть и такая точка зрения, что нравственность обусловлена не столько внешним влиянием, сколько происходит изнутри, т. е. имеет внутренние природные основания в человеке. Например, М. Хаузер, профессор антропологии и психологии Гарвардского университета, в 2006 г. опубликовал работу, в которой он обосновывает врожденность человеческой морали (Хаузер, 2008). Он использовал тест «неуправляемой вагонетки», который выявил существование у людей универсальных принципов нравственности. Независимо от вероисповедания, национальности, профессии и возраста подавляющее большинство людей (90 %) быстро давали однотипные ответы, руководствуясь, по сути, одинаковыми нравственными нормами. Автор утверждает, что нравственность присуща человеку генетически, т. е. существует своего рода «орган» морали. По мнению Хаузера, генетическая запрограммированность моральных категорий не отрицает разнообразия моральных систем в различных культурах. Человеку в отличие от животных с рождения дан своего рода моральный строительный набор, которым пользуются воспитатели, формируя удобную для конкретного общества систему морали. Но сама способность отделять добро от зла зиждется на универсальных принципах, укорененных в онтологии человека. Как он считает, природа поступила мудро, запрятав моральные нормы в подсознание. Мораль – такой же отдельный «орган» мозга, как родной язык человека. Ведь, во время разговора мы не думаем всякий раз, где поставить подлежащее, где – сказуемое.
Однако существует и критика теории Марка Хаузера о врожденности нравственности, где опять-таки отстаивается идея культурного происхождении нравственных норм (Rorty, 2006).
3) Нравственность как проявление метафизической реальности бытия
В философии эта идея восходит к учению Канта о «категорическом императиве». Это понятие было сформулировано в его труде «Основы метафизики нравственности» (1785). Он исходил из очевидного факта, что поступки людей постоянно оцениваются с позиций категорий добра и зла. Есть ли во внешнем мире образец, эталон добра или конкретная личность как носитель этого эталона? В видимом мире такой личности нет. Но почему же люди имеют представление о добре и зле? Кант сделал вывод, что это понятие дано нам свыше. Последовательный и непредвзятый анализ причин нравственного сознания неизбежно приводит к выводу, что есть Бог, который и является символом нравственного идеала, т. е. нравственность в человеке имеет метафизические основания.
В психологии также есть исследователи, которые осознают сверхъестественные причины нравственности человека. На мой взгляд, примером понимания нравственности как проявления духовных законов бытия может служить работа М. И. Воловиковой, которая отмечает: «Представление о неизменных нравственных основаниях нашего постоянно меняющегося мира восходит к Библии. На камне (скрижалях) были даны народу заповеди (10 законов поведения, обязательных для исполнения). На скрижалях сердца человеческого, в совести, записан внутренний нравственный закон (не противоречащий десяти заповедям). Но голос совести часто бывает слишком тихим (а звук телевизора слишком громким). Слышать его (и руководствоваться им) учили обычно с самых ранних лет. Этот навык (и в первую очередь именно он) в прежней культуре назывался образованием» (Воловикова, 2012, с. 44). Здесь указывается и Божественное происхождение нравственного закона, и как он реализуется в социальной среде. Но все же первичным признается именно Божественный закон.
Таким образом, в философии и психологии мы имеем 3 варианта ответов на вопрос об источнике нравственного поведения человека:
1) нравственность – это накопленный и оформленный моральный опыт, передаваемый из поколения в поколение через воспитание, социальные нормы и другие средства воздействия на человека;
2) нравственность – некий природный внутренний орган в человеке, который сформировался в ходе его развития и расположен на генетическом или нейрофизиологическом уровне (например, в каких-то отделах коры головного мозга) (Koenigs and others, 2007);
3) нравственность – проявление духовного, метафизического в жизни людей или, другими словами, как Божественный закон мира.
Источник
Реферат: Истоки нравственности 2
Название: Истоки нравственности 2 Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: реферат Добавлен 08:10:43 03 сентября 2011 Похожие работы Просмотров: 151 Комментариев: 18 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать |