Способы получения земельно учетных сведений
История Государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, насчитывает уже более 200 лет. Когда-то материалы по межеванию земель хранились в созданном учреждении, главной функцией которого было документальное обеспечение права частной собственности на землю. Поэтому к документам архива часто обращались землевладельцы. В настоящее время подобный архив формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства.
Источником формирования ГФД является землеустроительная документация, геодезическая и картографическая продукция, которая изготавливается при проведении землеустройства. Пополняется фонд за счет того, что лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в ГФД.
К документам фонда данных, установленным законом о землеустройстве, относятся:
– генеральная схема землеустройства территории РФ, схема землеустройства территорий субъектов РФ, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель;
– карты (планы) объектов землеустройства;
– проекты внутрихозяйственного землеустройства;
– проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;
– материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;
– тематические карты и атласы состояния и использования земель.
Фонд данных содержит и землеустроительные дела по межеванию земельных участков, которые были подготовлены до 1 января 2009 года, то есть пока не были установлены требования к документам о межевании земельных участков (до вступления в силу приказа Министерства экономического развития РФ от 24.11. 2008 № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков»). В фонде также хранятся материалы геодезических и картографических работ.
В Омской области деятельность по ведению фонда данных осуществляет региональное Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Реализация этой функции включает предоставление в пользование заинтересованным лицам документов ГФД и информации о таких документах. Информация о документах фонда, их наличии, порядке и условиях доступа к ним носит открытый характер и предоставляется по запросам заинтересованных лиц. Любое заинтересованное лицо может в заявительной форме запросить землеустроительную документацию на земельный участок или иную документацию, если таковые имеются в ГФД. За документами в архив обращаются как физические лица, так и юридические. Поступают запросы о предоставлении копий землеустроительной документации из судов и правоохранительных органов, а также органов государственной власти и местного самоуправления. Много обращений от предприятий и кадастровых инженеров, выполняющих кадастровые и геодезические работы по межеванию земельных участков. Запросы поступают на предоставление различных материалов.
Например, за 2018 год было запрошено 1493 единицы картографического материала и материала дистанционного зондирования, 248 материалов оценки качества земель, 210 проектов перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, 3106 землеустроительных дел. В течение девяти месяцев текущего года за материалами фонда обратились более 3000 заинтересованных лиц.
Документация фонда данных востребована и может быть использована для различных целей. Материалы инвентаризации земель могут быть использованы для подготовки документов градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, а также для подготовки межевых планов. Для определения местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ также используются материалы землеустроительной документации, содержащейся в ГФД. Тематические карты и атласы состояния и использования земель составляются для отображения в них характеристик состояния и использования земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования земель, определения мероприятий по организации рационального использования земель и их охраны. Сведения из Фонда данных неоднократно использовались при подготовке информации для Росреестра (сведения о наличии почвенных материалов на территории Омской области, сведения о наличии ортофотопланов на территории Омской области, информация о потребности в актуальном цифровом картографическом материале).
Значительная часть материалов фонда создана в 70-90-е годы прошлого столетия (материалы по внутрихозяйственному землеустройству и сведения о состоянии и использовании земель). На сегодняшний день документы, которыми располагает Управление, не позволяют судить о современном состоянии земель ввиду давности исследований (за последние годы в нашем регионе работы по изучению состояния и использования земель, в частности, почвенные, геоботанические и другие специальные обследования практически не проводятся).
Однако, Фонд данных – это, зачастую, единственный архив, где заинтересованное лицо может найти необходимый ему материал, подтверждающий, например, местоположение границы земельного участка, либо документацию о количественных и качественных характеристиках земельного участка.
Чтобы получить сведения из Государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства, требуется направить заявление в территориальный орган Росреестра. Все данные из фонда предоставляются бесплатно. Срок предоставления услуги не превышает 3 рабочих дней.
Источник
Способы получения земельно учетных сведений
Об этом рассказала старший специалист 1 разряда Управления Росреестра по Омской области Наталья Беляева.
При выполнении кадастровых работ, оформлении документов на земельные участки у граждан и юридических лиц нередко возникает необходимость обращения к документам, отображающим первоначальное положение границ земельного участка, получения документов, подтверждающих ранее возникшее право на землю, или картографических материалов, отображающих местоположение земельных участков. Указанные документы хранятся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.
В Управлении Росреестра по Омской области содержатся документы Фонда данных, основную часть которого составляют уникальные материалы:
– дела по отводу земельных участков садоводческим товариществам, юридическим и физическим лицам для различных целей;
– дела о предоставлении земельных участков для организации крестьянских фермерских хозяйств;
– проекты перераспределения земель сельскохозяйственных предприятий (это единственные документы, подтверждающие наделение граждан земельными долями);
– материалы инвентаризации земель населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения.
Следует отметить, что в Фонде данных хранятся материалы по межеванию земельных участков, изготовленные до 2009 года.
Документами Фонда данных Управления могут воспользоваться любые заинтересованные лица, которые в заявительной форме запрашивают землеустроительную документацию. Для этого необходимо обратиться лично или по почте в Управление Росреестра по Омской области. В зависимости от грифа доступа землеустроительная документация делится на «О» – открытую, «ДСП» – для служебного пользования, «С» – секретную и «СС» – совершенно секретную.
При личном обращении предоставляется заявление установленной формы, которая представлена в приложении № 3 к Административному регламенту, утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 14.11.2006 № 376. Также предоставляется документ, удостоверяющий личность заинтересованного лица или его уполномоченного представителя, в случае если заявитель действуют по доверенности от имени заинтересованного лица – доверенность.
При обращении по почте заинтересованные лица представляют только заявление. В заявлении должен быть указан адрес получателя копий материалов Фонда данных, если материалы землеустройства носят открытый, общедоступный характер. Для получения информации ограниченного доступа заинтересованные лица представляют заявление и оригинал документа (или его копию, удостоверенную нотариально), дающего право на получение документов из Фонда данных ограниченного доступа.
В качестве документа, дающего право на получение документов Фонда данных, отнесенных к информации, доступ к которой ограничен, являются:
– оригинал либо копия правоустанавливающего (правоудостоверяющего) документа на земельный участок, при обращении правообладателя;
– оригинал доверенности либо ее копия, выданная правообладателем или его законным представителем на получение информации и подтверждающая полномочия лица, получившего такую доверенность от правообладателя или его законного представителя;
– оригинал документа (письмо, справка и т.п.) выданного нотариусом, в том числе заверенного им своей подписью и оттиском личной печати, и подтверждающего право лица, обратившегося с соответствующим запросом, на наследование земельного участка правообладателя по завещанию или по закону;
– лицензия на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Оригиналы материалов ГФДЗ предоставляются заинтересованным лицам без права их выноса из помещений Фонда данных Управления. Заинтересованное лицо не может запросить за один раз более 10 единиц хранения – документов, имеющих инвентарный номер (планшет, карта, землеустроительное дело и т.д.). В течение рабочего дня время работы с оригиналами материалов не ограничивается.
Выписки и выкопировки из материалов Фонда данных при наличии оборудованных рабочих мест производятся пользователями самостоятельно.
Сроки предоставления материалов в пользование заинтересованным лицам (при личном обращении) или мотивированного отказа в их предоставлении, а также сроки уведомления об отсутствии в Фонде данных запрашиваемых материалов не превышают 3 рабочих дня со дня поступления заявления.
Если обращение за материалами Фонда данных происходит по почте, то предоставление копий материалов, мотивированный отказ в их предоставлении или уведомление об их отсутствии происходит в течение 15 дней со дня поступления заявления.
Материалы Фонда данных предоставляются всем заинтересованным лицам бесплатно.
В настоящее время существенно возрастают объемы землеустроительных и кадастровых работ, повышаются требования к обоснованию проектных решений, появилась большая необходимость в проведении мероприятий по планированию и организации рационального использования земель и их охраны, по установлению границ населенных пунктов, территориальных зон и внесению сведений о таких границах в Единый государственный реестр недвижимости.
Документы Фонда данных могут использоваться органами государственной власти и органами местного самоуправления при осуществлении деятельности по планировке территорий муниципальных образований и населенных пунктов, при принятии решений о предоставлении земельных участков. Кадастровыми инженерами – как исходные данные при проведении кадастровых работ по установлению границ земельных участков, по установлению границ объектов землеустройства, при уточнении границ земельных участков (когда местоположение границ необходимо подтвердить из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании), для определения местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ.
Порядок предоставления материалов ГФДЗ размещен на сайте Росреестра: Главная / Физическим лицам / Получение сведений из государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства. При этом необходимо выбрать регион «Омская область».
Источник
Особенности кадастрового учета земельных участков. Разъяснения ФКП
Специалисты Федеральной кадастровой палаты (ФКП) рассказали россиянам об особенностях проведения кадастрового учета. Данная процедура может проводиться как одновременно с регистрацией права собственности, так и без нее.
Кадастровый учет — это внесение сведений об объектах недвижимости в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости). В процессе его проведения в реестр вносятся основные сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства и других, которые позволяют определить их в качестве индивидуально-определенной вещи. Например, сведения о местоположении границ, площади, номере кадастрового квартала, в котором расположен объект. Каждому объекту недвижимости в результате учета присваивается уникальный кадастровый номер.
«Процедура кадастрового учета носит заявительный характер. Если собственник планирует в будущем продавать, дарить или передавать свою недвижимость по наследству, ее нужно обязательно поставить на учет и зарегистрировать свои права», — напомнила замглавы Федеральной кадастровой палаты Марина Семенова, чьи слова приводит пресс-служба ведомства.
Кадастровый учет может проводиться как одновременно с регистрацией права собственности, так и без нее. Например, кадастровый учет без одновременной регистрации права проводится, если в реестр вносятся изменения в характеристики объекта недвижимости (например, изменилась площадь земельного участка и местоположение его границ в результате межевания) или снесли объект недвижимости, право на который не было зарегистрировано. Если же необходимо поставить на кадастровый учет жилой дом, расположенный на приусадебном земельном участке, кадастровый учет такого дома будет проводиться с одновременной регистрацией прав на него.
Согласно действующему законодательству сроки проведения кадастрового учета составляют пять рабочих дней. Однако в Тюменской области и Ставропольском крае поставить недвижимость на кадастровый учет можно за два дня. В еще 28 субъектах услуга государственного кадастрового учета оказывается за три дня. Это стало возможным благодаря внедрению в стране новой системы ФГИС ЕГРН, отметили в Федеральной кадастровой палате.
По оценкам ФКП, по итогам третьего квартала 2020 года спрос на услуги кадастрового учета превысил докарантинные показатели. Данной услугой воспользовались 1,2 млн россиян (против 1 млн заявителей в первом квартале 2020 года). Однако пока этот показатель уступает прошлогодним цифрам. В третьем квартале 2019 года количество принятых заявлений составляло около 1,3 млн. Эксперты связывают это с последствиями пандемии.
До конца 2020 года во всех регионах России заработает специальный сервис, с помощью которого в онлайн-режиме можно будет получить выписку из реестра за 30 секунд. Он позволит пользователям оперативно получить информацию о характеристиках объектов недвижимости, проверить собственников или уточнить наличие обременений перед сделкой с недвижимостью. Раньше на это уходило до трех дней. Сокращение сроков стало возможным благодаря внедрению ФГИС ЕГРН по всей стране.
Источник