Методы приобретения новых знаний
Методы приобретения новых знаний.
Существует несколько методов приобретения новых знаний, которые можно использовать на занятиях, это:
- репродуктивный (педагог сам объясняет материал);
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемный (педагог помогает в решении проблемы);
- поисковый (учащиеся сами решают проблему, а педагог делает вывод);
- эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых).
В настоящее время отмечается усиленное внимание к проблемам совершенствования организации и содержания развивающего обучения.
Основной путь развивающего обучения — это включение учащегося в творческую деятельность, становление младшего школьника как субъекта учения.
Возникает вопрос: можно ли усовершенствовать традиционные программы, усилив роль поискового метода обучения? Можно. Многие авторы едины в том, что цель и назначение проблемного обучения — преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиск выхода из состояния затруднения, которые испытывает ребёнок в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация.
Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемные задания, проблемный вопрос).
Каждая учебная проблема подразумевает противоречия. Именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения и уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития служит движущей силой обучения. Следовательно, если педагог вводит в учебный процесс учебные проблемы, то управление процессом усвоения есть управление процессом выхода из проблемной ситуации, а точнее процессом самостоятельного решения проблемы учениками.
При этом необходимо учитывать следующее:
- При построении проблемных занятий необходимо соблюдать дидактические принципы: научность и доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность учащихся при разрешении учебной проблемы.
- Планируя занятия, педагог выбирает наиболее эффективное место учебных проблем в процессе обучения.
- Учебная проблема должна заинтересовать учащихся в учебном материале своей необычностью, красочностью.
На занятии педагог должен быть внимательным к эмоциональному состоянию ученика при разрешении учебных проблем, вовремя выяснить причины затруднений в разрешении проблемной ситуации и оказать своевременную помощь.
Источник
Методы получения знаний
Кроме учета различных аспектов извлечения знаний, важную роль играют и те методы, с помощью которых они могут быть получены из источников знаний. Сегодня не существует единой классификации.
В основе классификации методов извлечения знаний лежат принципы деления:
— по источникам знаний;
— по активной или пассивной роли, выполняемой участниками процесса извлечения знаний;
— по использованию индивидуальных или групповых мнений экспертов;
— по специфике обработки полученных результатов;
— по стратегии навигации по письменному проблемно-ориентированному тексту (рис. 7.4).
Рис. 7.4 – Классификация методов извлечения знаний
Процедуры извлечения знаний определяются характеристикой предметной области и личностными особенностями инженера по знаниям и эксперта.
Для характеристики предметных областей выделяют:
— хорошо структурированные области, обладающие устоявшейся терминологией, четкой аксиоматизацией и широким использованием математического аппарата;
— средне структурированные области с развивающейся теорией, определяющейся терминологией, явными взаимосвязями между явлениями;
— слабо структурированные области с богатой эмпирикой, размытой терминологией, скрытыми взаимосвязями, с большим количеством «белых пятен».
Группа коммуникативных методов ориентирована на взаимодействие инженера по знаниям (ИЗ) с экспертом.
Текстологические методы предназначены для извлечения знаний из текстов.
Коммуникативные методы по активности И3 в процессе приобретения знаний делятся на две группы. Пассивные методы подразумевают, что ведущая роль в этой процедуре передается эксперту, а инженер только протоколирует рассуждения эксперта во время реальной работы либо описывает то, что эксперт желает рассказать.
Активные методы в зависимости or числа экспертов делятся на индивидуальные и групповые. Групповые методы отличаются тем, что помимо индивидуальных контактов с экспертам ИЗ применяет и групповое обсуждение вопросов, относящихся к анализируемой предметной области.
Примеры коммуникативных методов:
— анализ протоколов «мыслей вслух»;
— игры с экспертом;
Группа текстологических методов объединяет методы извлечения знаний, основанные на изучении специальных текстов из учебников, монографий, статей, методик и других носителей профессиональных знаний.
Задачу извлечения знаний из текстов иногда формулируют как задачу понимания и выделения смысла текста. Эта область инженерии знаний тесно взаимодействует с компьютерной лингвистикой и таким направлением искусственного интеллекта, как обработка естественного языка.
Представим схему извлечения знаний из текста в следующем виде:
M1 → Вербализация → Текст → Понимание → М2,
где M1 — модель мира автора текста;
М2 — модель, возникающая при чтении текста (модель ИЗ).
Источник
Методы и приемы получения новых знаний на уроке
Некоторые приемы, применяемые на уроке во время выдачи нового материала.
Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы получения новых знаний на уроке»
Методы и приемы получения новых знаний на уроке
Тимошенко Светлана Викторовна
ГПОАУ АО «Амурский колледж транспорта и дорожного хозяйства»
Мы учим не для школы, а для жизни.
Не просто дать знания,
а научить учиться – вот наша задача.
Сегодня в современной педагогике представлено многообразие методов и приемов получения нового знания.
Их условно можно разделить в зависимости от подходов (традиционного, личностно-ориентированного, компетентностного), применяемых в образовательном процессе.
Применение различных методов и приемов передачи нового знания относиться к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки.
Цель обучения распространенного в существующей практике традиционного подхода, часто называемого знаниевым, формулируется как передача обучающимся накопленных человечеством знаний, формирование умений и навыков.
В процессе обучения ведущая роль принадлежит учителю, поэтому используются вербальные методы: рассказ, объяснение, беседа. Обучающие процедуры способствуют надежной фиксации материала в памяти, а учебная деятельность организуется таким образом, чтобы студенты имели возможность самостоятельно воспроизводить и применять освоенный материал в разнообразных типовых или аналогичных ситуациях, не требующих новой информации или новых навыков и умений.
Компетентностный подход не отрицает, но изменяет роль знаний. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Расширяются рамки применения усвоенных знаний, умений и навыков. Данный подход не ограничивается простой их передачей, а делает акцент на их применении во внеучебных, жизненных ситуациях. Наибольшими возможностями для реализации решения задач компетентностного подхода обладают любые виды проектной деятельности (более всего исследовательские и практико-ориентированные проекты); экскурсии, все методы и приемы проблемного обучения, практические работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный контекст; метод ситуационного анализа (кейс-метод); обсуждения, дискуссии, диспуты, дебаты и др. Перечисленные методы позволяют отказаться от эксплуатации памяти студентов в связи с их деятельностным характером. Активно используется парная, групповая и коллективная формы организации студентов в аудиторной и внеаудиторной деятельности
Конечно, технологии, формы и методы компетентностного подхода применимы в тесной связи с традиционными образовательными технологиями.
С учетом вышесказанного, занятия, направленные на получение нового знания можно проводить, применяя следующие приемы:
Прием, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует: умение анализировать, умение выделять и формулировать противоречие. Преподаватель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.
Преподаватель намеренно неполно раскрывает тему, предложив студентам задавать дораскрывающие ее вопросы.
Из текста выбираются 4-5 ключевых слов. Перед чтением текста обучающимся, работающим парами или группами, предлагается дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться конкретно в контексте той темы, которую им предстоит изучить. После чтения текста, проверить, в этом ли значении употреблялись термины.
Перед обучающимися ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.
Прием, направленный на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке. Формирует: умение анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие; умение находить решение имеющимися ресурсами.
1 вариант: В начале урока преподаватель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
2 вариант: Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
«Вопрос к тексту»
Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к тексту список вопросов. Список можно ограничить. Например, 3 репродуктивных вопроса и 3 развивающих или расширяющих.
Совет: пусть на уроках найдется место открытым вопросам: вот это мы изучили; вот это осталось за пределами программы, вот это я не знаю сам: вот это пока не знает никто…
Выбор метода зависит от излагаемой темы и ее значимости в рамках дисциплины.
Специфика математической теории – большое количество графического материала, чертежей, графиков, а также задач, математических понятий и утверждений.
Большинство тем требуют, как правило, традиционного изложения, но, учитывая требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования, в процессе преподавания математики я применяю методы и приемы технологий компетентностного подхода.
Урок по теме «Задачи на оптимизацию» провожу в виде деловой игры «Детективное агентство по поиску решений ваших проблем». Студенты разбиваются на три группы, каждой из которых предлагается решить задачу одного из клиентов агентства: адвокат, дачник, студент-заочник.
Задача такова. Туристическая база находится в 5 км от дороги, а в 13 км от базы на этой дороге есть железнодорожная станция. Пешеход по дороге идёт со скоростью 5 км/ ч, а по лесу 3 км/ч. За какое минимальное время пешеход может добраться от базы до станции?
Студенты работают коллективно, при решении данной задачи выясняется, что тех знаний, которыми они обладают им не хватает, а значит, возникает необходимость отыскать информацию для пополнения знаний.
Работа в парах, прием: привлекательная цель.
Стимул: Все окружающие нас предметы могут служить моделью геометрической задачи. В любой профессии можно проследить связь с геометрией.
Задачная формулировка: При помощи предметов, лежащих на столе (карандаши, тетрадь…), смоделируйте ситуацию и проверьте правильность утверждений:
Точка А лежит на ребре двугранного угла. Значит,
Точка А лежит на ребре двугранного угла. Значит,
Точка А лежит на ребре двугранного угла. Значит,
Источник: текст с вопросами. Бланк для заполнения учащимися:
Я считаю__________,так как________________.
Неоценимую помощь в объяснении материала оказывают мультимедиа технологии – презентации. Презентация используется для усиления наглядности и доступности материала. На кадрах презентации можно рассмотреть решение задачи с достаточно сложной иллюстрацией, выводя решение задачи поэтапно, по мере решения.
Изложение тем, которые связанны с ранее изученным материалом в школе происходит с использованием проблемно-поискового метода. По теме «Комбинаторика» предлагаю студентам задание на нахождение числа различных комбинаций поездки из одного города в другой с пересадкой на различных видах транспорта.
Задача: Из Киева до Чернигова можно добраться пароходом, поездом, автобусом, самолетом; из Чернигова до Новгорода – пароходом и автобусом. Сколькими способами можно осуществить путешествие по маршруту Киев – Чернигов – Новгород?
К этой же задаче можно предложить нахождение оптимального варианта поездки с дополнительными данными, т.е. стоимость билетов.
Задача: На обед предложено 2 первых блюда, 4 вторых, чай, кофе и сок, пирожное, булочка и кекс. Сколько вариантов обедов существует.
Убедившись, что этот способ трудоемкий, мы переходим к постановке вопроса, а можно ли найти более легкий способ.
Задача. Можно ли 200 000 человек раздать шестизначные телефонные номера, состоящие из различных цифр.
Метод отсроченная отгадка: в конце урока дается задача, решение которой предполагает дополнительные знания, которые будут получены только на следующем уроке.
10 молодых людей решили отпраздновать окончание средней школы товарищеским обедом в ресторане. Когда все собрались, и первое блюдо было подано, заспорили о том, как усесться вокруг стола. Одни предлагали разместиться в алфавитном порядке, другие по возрасту, третьи — по успеваемости, четвертые — по росту и т.д.
Спор затянулся, суп успел простыть, а за стол никто не садился.
Примирил всех официант, обратившийся к ним с такой речью:
Молодые друзья мои, оставьте ваши пререкания. Сядьте за стол как кому придется и выслушайте меня.
Все сели как попало. Официант продолжал:
Пусть один из вас запишет, в каком порядке вы сейчас сидите. Завтра вы снова явитесь сюда пообедать, и разместитесь уже в ином порядке. Послезавтра сядете опять по-новому и т.д., пока не перепробуете всех возможных размещений. Когда же придет черед вновь сесть так, как сидите вы здесь сегодня, тогда, обещаю торжественно, я начну ежедневно угощать вас бесплатно самыми изысканными обедами. Предложение понравилось. Решено было ежедневно собираться в этом ресторане и перепробовать все способы размещения за столом, чтобы скорее начать пользоваться бесплатными обедами. Сколько существует способов размещения за столом?
На данном занятии используется самостоятельный поиск информации, планирование, анализ, умение преобразовывать информацию.
При выборе задания для нахождения нового знания необходимо учитывать, что оно должно нести в себе условие нахождения нового при его выполнении. Зная и имея определенный навык, возникает необходимость найти другой метод решения, другой вариант действия, а в итоге, после обсуждения всех предложенных способов, выбрать более оптимальный.
Кроме того, содержание контрольно-измерительных материалов ЕГЭ в 11 классе и олимпиадных заданий носит практический характер, т.е. у выпускников проверяют умение применять знания в повседневной жизни. В связи с этим, возникает проблема – как, обучаясь по тем же учебникам, по тем же программам, подготовить обучающихся к экзаменам, решению жизненных и профессиональных ситуаций и в новом обществе. Решение, используя компетентностный подход, наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика для того, чтобы он мог действовать в конкретной жизненной ситуации.
При проведении практических работ на уроках математики, например по теме «Решение показательных уравнений и неравенств», дается задание решить уравнение графическим методом. Для решения данного примера обучающимся нужно добыть знание – новый способ решения. На занятиях практической деятельности обучающихся по профессии можно также добавлять новое действие, для выполнения которого студентам пришлось бы поискать недостающих знаний.
Подводя итог своего выступления, хотелось бы сказать, опыт показывает, что использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики способствует осознанию обучающимися роли математики в современном мире, применению математических знаний для решения проблем, оцениванию нового опыта, контролю эффективности собственных действий.
В результате идет обратная связь с обучающимися. Равнодушных мало. Многие говорят, что у них тоже есть интересные факты, и они готовы поделиться ими товарищами во время занятий.
Повысился уровень знаний студентов, преобладание положительных оценок. Живой интерес к предмету, который все студенты считают трудным и не применяемым на практике.
Источник