Отчет по лабораторной работе 1 Цель работы Ознакомиться с методами получения оксидов, кислот, оснований (щелочей), солей и изучить их свойства
Название | Отчет по лабораторной работе 1 Цель работы Ознакомиться с методами получения оксидов, кислот, оснований (щелочей), солей и изучить их свойства |
Анкор | OTChET_KhIMIYa_SANYa-1.docx |
Дата | 25.12.2017 |
Размер | 17.64 Kb. |
Формат файла | |
Имя файла | OTChET_KhIMIYa_SANYa-1.docx |
Тип | Отчет #12850 |
Категория | Химия |
Подборка по базе: Задания к контрольной работе.doc, 1 тоқсан отчет.doc, Инструкция по охране труда при работе на высоте.docx, Содержание отчетов.docx, Пример оформления отчета_Практика_Часть 3_Алг.docx, творческий отчет Курбанова М.Г..docx, Пример выполнения лабораторной работы 1.1 СГАУ.pdf, Отчет по лабораторной работе №3 .docx, Әжібек Айбек МРЭТ-13 1 прак. отчет — копия.docx, Информация по работе.docx
Государственное образовательное учреждение высшего «Южно-Уральский Государственный Университет» Кафедра «Естественные науки» ПО ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ Факультет ___ Группа _____ Учебный год 20__ Семестр _ Тема лабораторной работы «Классы неорганических соединений» Отчет по лабораторной работе №1 Опыт 1. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Наливаем в одну пробирку немного дистиллированной воды, а в другую – раствор гидроксида натрия NaOH, в третью – раствор серной кислоты H2SO4. В каждую пробирку добавляем 2 – 3 капли лакмуса. Наблюдаем изменение окраски индикатора; результаты опыта представляем в таблице. То же самое проделываем с метилоранжем и фенолфталеином., результаты записываем в таблицу.
Опыт 2. Получение и свойства основного оксида. Берем в сухую пробирку небольшое количество основной соли – карбоната гидроксомеди (П) (CuOH)2CO3 и нагреваем: Наблюдаем образование оксида меди (III) черного цвета и выделение углекислого газа. Делим полученный оксид на две пробирки. В одну из пробирок добавляем 2-3 мл дистиллированной воды и взбалтываем. Никаких изменений не происходит. Вывод: основный оксид в воде не растворяется. В другую пробирку добавляем 2-3 мл разбавленной серной кислоты H2SO4 . Образуется сульфат меди (II) , раствор приобретает голубой цвет: Вывод: основной оксид CuO взаимодействует с кислотой и с образованием соли и воды. Опыт 5. Получение нерастворимой в воде кислоты Наливаем в пробирку 1-2 мл раствора молибдата аммония (NH4)2MoO4 , добавляем 2-3 капли концентрированной соляной кислоты: Наливаем в три пробирки по 2-3 мл растворов солей: в одну – хлорида магния MgCl2, в другую – сульфата меди (П) CuSO4, в третью – хлорида железа (Ш) FeCl3. В каждую из пробирок прибавляем раствор гидкроксида натрия NaOH. FeCl3 + 3NaOH = 3NaCl + Fe(OH)3 . (3) а) Наливаем в пробирку 1 – 2 мл раствора нитрата свинца Pb(NO3)2 и добавляем такой же объем разбавленной серной кислоты H2SO4 Опыт 10. Получение и свойства основной соли Студент _____________ Преподаватель ______________ Источник Лабораторная работа «Химические свойства солей» |
Вложение | Размер |
---|---|
Химические свойства солей | 37.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Химические свойства солей.
Цель: Изучение свойств солей.
— сформировать представление о свойствах солей;
— совершенствовать практические умения в постановке эксперимента;
— развивать умения наблюдать, анализировать.
Выполнение практической работы:
Оборудование: штативы с пробирками, спиртовка, держатели.
Реактивы: серная кислота, азотная кислота, силикат натрия, карбонат натрия, сульфата натрия, гидроксид натрия, сульфата аммония, гидроксид калия, нитрат бария, хлорид бария, раствор сульфата меди (II), раствор сульфата железа (II), раствор сульфата железа (III).
Инструктаж по ТБ.
Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и ионов кислотного остатка.
1. В одну пробирку нальем силиката натрия и серной кислоты, во вторую – карбонат натрия и азотную кислоту, а в третью нитрат натрия и серную кислоту.
а). Na 2 SiO 3 + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + H 2 SiO 3 ↓ (выпал осадок)
SiO 3 2- + 2H + = H 2 SiO 3 ↓
б). Na 2 CO 3 + 2HNO 3 = 2NaNO 3 + CO 2 ↑ + H 2 O (выделение газа)
CO 3 2- + 2H + = CO 2 ↑ + H 2 O
в). NaNO 3 + H 2 SO 4 ≠ (изменений не наблюдаем)
Химические реакции прошли только в двух пробирках.
Вывод: Соли реагируют с кислотами, но только в том случае, если образуется осадок , или выделяется газ . Этот тип реакций относится к реакциям обмена.
2. Нальём в первую пробирку раствор сульфата железа (III) и добавим гидроксида натрия, во вторую сульфата аммония и гидроксида калия, слегка нагреем содержимое пробирки, а в третью нальём раствор нитрата бария и добавим гидроксида калия.
а) Fe 2 (SO 4 ) 3 + 6NaOH = 2Fe(OH) 3 ↓ + 3Na 2 SO 4
Fe 3+ + 3OH — = Fe(OH) 3 ↓ (осадок бурого цвета)
б) (NH 4 ) 2 SO 4 + 2KOH = K 2 SO 4 + 2NH 3 ↑ + 2H 2 O
NH 4 + + OH — = NH 3 ↑ + H 2 O (газ с резким запахом)
в) Ba(NO 3 ) 2 + KOH ≠ (изменений не наблюдаем)
Вывод: Соли вступают в реакции обмена со щелочами, при этом образуется новая соль и новое основание. Но соли реагируют с основаниями в том случае, если образуется слабое основание или нерастворимое в воде основание.
3. Если мы к раствору хлорида бария добавим раствор сульфата натрия, то у нас образуется осадок белого цвета.
BaCl 2 + Na 2 SO 4 = BaSO 4 ↓ + 2NaCl (одна соль выпадает в виде осадка)
Ba 2+ + SO 4 2- = BaSO 4 ↓
Вывод: Соли могут реагировать между собой. Эти реакции относятся к реакциям обмена. При этом образуется две новые соли, одна из них должна быть нерастворимой.
4. В первую пробирку поместим железный гвоздь, во вторую – свинцовую пластину, а в третью – медную пластину. В первые две пробирки нальём раствора сульфата меди (II), а в третью – раствор сульфата железа (II).
а) Fe + CuSO 4 = FeSO 4 + Cu↓ (на железном гвозде осела медь)
Fe 0 + Cu 2+ = Fe 2+ + Cu 0 ↓
б) Pb + CuSO 4 ≠ (нет никаких изменений)
в) Cu + FeSO 4 ≠(нет никаких изменений)
В первой пробирке находился более активный металл, который вытеснил медь из раствора, во второй пробирке реакция не пошла, т.к. образующая соль (сульфат свинца (II)) является нерастворимой, в третьей пробирке реакция не прошла, т.к. медь стоит правее железа в ряду напряжений и не может вытеснить его из раствора соли
Вывод: Соли могут вступать в реакции замещения с металлами. При этом образуется другая соль и другой металл. Однако для прогнозирования протекания этих реакций необходимо использовать ряд активности металлов . Каждый металл вытесняет из раствора соли металлы, расположенные правее его в ряду напряжений.
При этом должны соблюдаться условия:
- соли (и реагирующая, и образующаяся) должны быть растворимыми;
- металлы не должны реагировать с водой
Источник
Лабораторная работа №3 Получение солей
Соли – это вещества, которые диссоциируют в водных растворах с образованием катионов основного остатка и анионов кислотного остатка. Соль можно рассматривать как продукт нейтрализации кислоты гидроксидом.
Соли можно получить множеством способов: непосредственным взаимодействием металлов с неметаллами; взаимодействием кислот с металлами, гидроксидами, основными оксидами, солями; взаимодействием кислотных и основных оксидов между собой; взаимодействием кислотных оксидов с гидроксидами; взаимодействием щёлочей с солями; взаимодействием солей между собой и с более активными металлами и т.д.
Для данной лабораторной работы вам потребуются следующие реактивы:
4. Оксид меди CuO;
5. Углекислый газ СО2;
6. Гидроксид магния Mg(OH)2;
7. Гидроксид кальция Са(ОН)2;
9. Соляная кислота HCl;
Вопросы для допуска к выполнению лабораторной работы:
1. Какие неорганические вещества относятся к классу солей?
2. На какие виды делятся соли?
3. Какие соли являются нормальными?
4. Как формируются названия нормальных солей?
5. Какие соли являются кислыми?
6. Как формируются названия кислых солей?
7. Какие соли являются основными?
8. Как формируются названия основных солей?
Опыт №1. Получение бромида магния
Соль бескислородной кислоты можно получить непосредственным взаимодействием металла и неметалла между собой.
Методика опыта. В пробирку вносим небольшое количество гранулированного магния Mg и наливаем 3-4 мл бромной воды Br2. Наблюдается обесцвечивание раствора.
Составьте уравнение взаимодействия магния с бромом в молекулярном и ионно-молекулярном виде.
Сделайте вывод о данном способе получения солей.
Опыт №2. Получение хлорида железа
Соль можно получить взаимодействием разбавленной кислоты с металлами, стоящими до водорода в шкале стандартных электродных потенциалов.
Методика опыта. В пробирку вносим небольшое количество гранулированного железа Fe и наливаем 3-4 мл раствора соляной кислоты HCl. Наблюдается выделение газообразного вещества.
Составьте уравнение взаимодействия железа с соляной кислотой в молекулярном, а также полном и сокращённом ионно-молекулярном виде.
Сделайте вывод о данном способе получения солей.
Опыт №3. Получение сульфата меди
Соль можно получить взаимодействием основного оксида с кислотой.
Методика опыта. В пробирку вносим небольшое количество порошка оксида меди CuO и наливаем 2-3 мл раствора серной кислоты Н2SO4. Наблюдается постепенное окрашивание раствора в голубой цвет.
Составьте уравнение взаимодействия оксида меди с серной кислотой в молекулярном, а также полном и сокращённом ионно-молекулярном виде.
Сделайте вывод о данном способе получения солей.
Опыт №4. Получение сульфата магния
Соль можно получить взаимодействием гидроксида с кислотой.
Методика опыта. В пробирку с осадком гидроксида магния Mg(OH)2 добавляем по каплям раствор серной кислоты Н2SO4 до растворения осадка. Получается прозрачный бесцветный раствор.
Составьте уравнение взаимодействия гидроксида магния с серной кислотой в молекулярном, а также полном и сокращённом ионно-молекулярном виде.
Сделайте вывод о данном способе получения солей.
Опыт №5. Получение сульфата свинца
Соль можно получить действием более сильной кислоты на соль более слабой кислоты.
Методика опыта. В пробирку наливаем 2-3 мл раствора нитрата свинца Pb(NO3)2 и добавляем по каплям раствор серной кислоты H2SO4 до выпадения осадка сульфата свинца белого цвета.
Составьте уравнение взаимодействия нитрата свинца с серной кислотой в молекулярном, а также полном и сокращённом ионно-молекулярном виде.
Сделайте вывод о данном способе получения солей.
Опыт №6. Получение карбоната кальция
Соль можно получить взаимодействием гидроксида с кислотным оксидом.
Методика опыта. В пробирку наливаем 4-5 мл насыщенного раствора гидроксида кальция Са(ОН)2 и пропускаем через него углекислый газ СО2 до выпадения осадка карбоната кальция белого цвета.
Составьте уравнение взаимодействия гидроксида кальция с углекислым газом в молекулярном и ионно-молекулярном виде.
Сделайте вывод о данном способе получения солей.
Вопросы для защиты лабораторной работы:
1. Взаимодействием каких неорганических веществ между собой можно получать соли?
2. Соли каких кислот могут быть получены непосредственным взаимодействием простых веществ, входящих в состав соли?
3. Соли каких металлов можно получить взаимодействием металла с разбавленной кислотой?
4. Как из нормальной соли можно получить кислую соль?
5. Как из кислой соли можно получить нормальную соль?
6. Как из нормальной соли можно получить основную соль?
7. Как из основной соли можно получить нормальную соль?
1. Н.Л. Глинка. «Общая химия». Глава «Важнейшие классы и номенклатура неорганических веществ».
2. Е.М. Рыбалкин, О.Ю. Ковалик. «Химия. Учебное наглядное пособие». Глава «Соли».
3. Р.И. Славкина, В.Д. Иванова, Р.М. Белкина. «Классификация неорганических соединений. Методические указания и контрольные задания». Глава «Соли».
4. Р.И. Славкина. «Химия. Методические рекомендации». Глава «Ионные уравнения».
Источник