Способы получения сложных веществ

Лабораторные способы получения неорганических веществ

Основные способы получения (в лаборатории) конкретных веществ, относящихся к изученным классам неорганических соединений.

Лабораторные способы получения веществ отличаются от промышленных:

Лабораторные способы получения веществ Промышленные способы получения веществ
Реагенты могут быть редкими и дорогими Реагенты распространенные в природе и дешевые
Условия реакции мягкие, без высоких давлений и сильного нагревания Условия реакции могут быть довольно жесткими, допустимы высокие давления и температуры
Как правило, реагенты — жидкости или твердые вещества Реагенты — газы или жидкости, реже твердые вещества

Получение углекислого газа в лаборатории

Углекислый газ CO2 в лаборатории получают при помощи аппарата Киппа при взаимодействии соляной кислоты с мелом или мрамором:

Получение угарного газа в лаборатории

В лаборатории угарный газ проще всего получить, действуя концентрированной серной кислотой на муравьиную кислоту:

HCOOH → H2O + CO

Получение сероводорода в лаборатории

Сероводород в лаборатории легко получить действием разбавленной серной кислоты на сульфиды металлов, например, сульфид железа (II):

Эта реакция также проводится в аппарате Киппа.

Получение аммиака в лаборатории

Аммиак в лаборатории получают при нагревании смеси солей аммония с щелочами.

Например , при нагревании смеси хлорида аммония с гашеной известью:

Эти вещества тщательно перемешивают, помещают в колбу и нагревают.

Получение азотной кислоты в лаборатории

Азотную кислоту в лаборатории получают действием концентрированной серной кислоты на кристаллический нитрат натрия и калия при небольшом нагревании:

При этом менее летучая кислота вытесняет более летучую кислоту из соли.

При более сильном нагревании образуется сульфат натрия, но и образующаяся азотная кислота разлагается.

Получение ортофосфорной кислоты в лаборатории

При взаимодействии ортофосфата кальция с серной кислотой при нагревании образуется ортофосфорная кислота:

Получение кремния в лаборатории

В лаборатории кремний получают при взаимодействии смеси чистого песка с порошком магния:

Читайте также:  Способ применения попперс джангл джус

2Mg + SiO2→ 3MgO + Si

Получение кислорода в лаборатории

Кислорода в лаборатории можно получить при разложении целого ряда неорганических веществ.

Чаще всего в лаборатории кислород получают разложением перманганата калия:

Выделяющийся кислород можно собрать вытеснением воздуха:

Также кислород можно собирать методом вытеснения воды:

Обнаружить кислород можно очень просто: тлеющая лучинка вспыхивает в атмосфере кислорода.

Кислород можно получить также разложением пероксида водорода:

Реакция катализируется оксидом марганца (IV) MnO2.

Разложение бертолетовой соли KClO3 — еще один способ получения кислорода в лаборатории:

2KClO3 → 2KCl + 3O2

Реакция также протекает в присутствии катализатора, оксида марганца (IV) MnO2.

Получение водорода в лаборатории

Водород в лаборатории можно получить различными методами.

Под действием электрического тока вода разлагается на водород и кислород:

При взаимодействии минеральных кислот (не сильных окислителей) с активными металлами и металлами средней активности также образуется водород.

Например , соляная кислота реагирует с цинком с образованием водорода:

Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2

Собирать водород можно методом вытеснения воздуха, так как водород — гораздо более легкий газ, чем воздух.

Также для собирания водорода подходит метод вытеснения воды, так как водород плохо растворим в воде:

Водород выделяется также при взаимодействии активных металлов (расположенных в ряду активности до магния) с водой.

Например , натрий активно реагирует с водой с образованием водорода:

2Na + 2H2O → 2NaOH + H2

Получение хлора в лаборатории

Стр. 162в лаборатории можно получить различными методами.

Под действием электрического тока вода разлагается на водород и кислород:

При взаимодействии минеральных кислот (не сильных окислителей) с активными металлами и металлами средней активности также образуется водород.

Получение хлороводорода в лаборатории

Стр. 162в лаборатории можно получить различными методами.

Под действием электрического тока вода разлагается на водород и кислород:

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник

Методы получения основных классов неорганических соединений


Оксиды


    Простое вещество + кислород = оксид
    S + O 2 = SO 2
    4P + 5O 2 = 2P 2 O 5
    2Zn + O 2 = 2ZnO

Разложение некоторых солей, кислот и нерастворимых оснований
MgCO 3 = MgO + CO 2
2Cu(NO 3 ) 2 = 2CuO + 4NO 2 + O 2
2Fe(OH) 3 = Fe 2 O 3 + 3H 2 O
H 2 SiO 3 = H 2 O + SiO 2

Кислоты


    Кислотный оксид + H 2 O = кислота (SiO 2 с водой не реагирует)
    Cl 2 O 7 + H 2 O = 2HClO 4
    SO 3 + H 2 O = H 2 SO 4

H 2 + простое вещество-неметалл = летучее водородное соединение
(растворы HF, HCl, HBr, HI, H 2 S, H 2 Se, H 2 Te в воде являются кислотами)
H 2 + Cl 2 = 2HCl (на свету)
H 2 + S = H 2 S (при нагревании)

Сильная кислота + соль слабой кислоты = слабая кислота + соль сильной кислоты
2HNO 3 + Na 2 SiO 3 = H 2 SiO 3 + 2NaNO 3
H 2 SO 4 + MgSO 3 = H 2 SO 3 (H 2 O + SO 2 ) + MgSO 4

Нерастворимые гидроксиды


    Растворимая соль + щелочь = соль + нерастворимое основание
    Ni(NO 3 ) 2 + 2KOH = 2KNO 3 + Ni(OH) 2
    FeCl 2 + Ca(OH) 2 = CaCl 2 + Fe(OH) 2


Щелочи


    Основный оксид + вода = щелочь (в реакцию вступают оксиды щелочных и щелочноземельных металлов)
    BaO + H 2 O = Ba(OH) 2
    K 2 O + H 2 O = 2KOH

Активный металл + вода = щелочь + H 2
2Na + 2H 2 O = 2NaOH + H 2
Ca + 2H 2 O = Ca(OH) 2 + H 2


    Кислотный оксид + основный оксид = соль
    SO 3 + CaO = CaSO 4
    N 2 O 5 + K 2 O = 2KNO 3

Кислотный оксид + щелочь = соль + вода
CO 2 + 2NaOH = Na 2 CO 3 + H 2 O
Cl 2 O 7 + 2KOH = 2KClO 4 + H 2 O

Основный оксид + кислота = соль + вода
CuO + H 2 SO 4 = CuSO 4 + H 2 O
Fe 2 O 3 + 6HBr = 2FeBr 3 + 3H 2 O

Кислота + основание = соль + вода
H 3 PO 4 + 3KOH = K 3 PO 4 + 3H 2 O
3H 2 SO 4 + 2Fe(OH) 3 = Fe 2 (SO 4 ) 3 + 6H 2 O

Соль слабой кислоты + сильная кислота = соль сильной кислоты + слабая кислота
K 2 SO 3 + 2HCl = 2KCl + H 2 O + SO 2 (H 2 SO 3 )
NaCl + H 2 SO 4 = NaHSO 4 + HCl

Растворимая соль + растворимая соль = нерастворимая соль + соль
CuCl 2 + Na 2 S = CuS + 2NaCl
Ba(NO 3 ) 2 + K 2 SO 4 = BaSO 4 + 2KNO 3

Растворимая соль + щелочь = соль + нерастворимое основание
Fe(NO 3 ) 3 + 3NaOH = 3NaNO 3 + Fe(OH) 3
MnCl 2 + Ca(OH) 2 = CaCl 2 + Mn(OH) 2

Кислота + металл (находящийся в ряду напряжений левее водорода) = соль + водород
2HCl + Fe = FeCl 2 + H 2
2H 3 PO 4 + 6K = 2K 3 PO 4 + 3H 2
Важно: кислоты-окислители (HNO 3 , конц. H 2 SO 4 ) реагируют с металлами по-другому.

Растворимая соль металла (*) + металл (**) = соль металла (**) + металл (*)
Fe + CuCl 2 = FeCl 2 + Cu
Ni + 2AgNO 3 = Ni(NO 3 ) 2 + 2Ag
Важно: 1) металл (**) должен находиться в ряду напряжений левее металла (*), 2) металл (**) НЕ должен реагировать с водой.

Металл + неметалл = соль
2Fe + 3Cl 2 = 2FeCl 3
Ca + Se = CaSe

Возможно, вам также будут интересны другие разделы справочника по химии:

Источник

Способы получения сложных веществ

1. Окисление простых веществ кислородом:

2. Окисление сложных веществ кислородом:
2CuS + 3O2 = 2CuO + 2SO2↑.

3. Разложение гидроксидов тяжелых металлов или кислот:

4. Разложение солей при нагревании:

Гидроксиды

1. Взаимодействие активных металлов или их оксидов с водой:

2. Труднорастворимые основания получают по реакциям обмена:

3. Гидроксиды щелочных и щелочноземельных металлов получают электролизом водных растворов солей:

H2O H + + OH —
(+) 2Cl — — 2e → Cl2
(-) 2H + + 2e → H2
электролиз
2KCl + 2H2O → 2KOH + H2^ + Cl2↑.

Кислоты

1. Растворение кислотных оксидов в воде:

CO2 + H2O H2CO3.

2. Кислоты можно получить по реакции обмена, если в результате идет процесс образования малодиссоциированного соединения:

HCl + AgNO3 HNO3 + AgCl↓.

1. Взаимодействие активных металлов с кислотами:

2. Взаимодействие основных или амфотерных оксидов с кислотами:

3. Взаимодействие кислот с основаниями (реакция нейтрализации):

Источник

Разработка урока по теме «Получение сложных веществ»

Разработка урока по теме «Получение сложных веществ» — для учителей химии. Была подготовлена в 2006 году для открытого урока по одноимённой теме.

Просмотр содержимого документа
«разработка урока по теме «Получение сложных веществ»»

Тема: Общие способы получения оксидов, кислот, оснований и солей.

Цели: углубить знания учащихся о сложных веществах на примере способов их получения; развивать

умения и навыки написания уравнений реакций, характеризующих способы получения оксидов,

кислот, оснований и солей, навыки работы с текстом учебника, расставлять коэффициенты;

развивать умения анализировать, делать выводы; сформировать навыки составления опорного

конспекта в виде таблицы, умения работы с составленной таблицей; воспитывать

самостоятельность, толерантное отношение к ответам одноклассников.

Тип уроков: уроки усвоения новых знаний; спаренные уроки(2×45 минут).

Оборудование: незаполненный бланк таблицы «Способы получения солей», бланк оценивания (на

каждого учащегося), учебник, периодическая система химических элементов

Д.И.Менделеева, таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде, бланк

Организационный этап – 2 минуты.

Актуализация опорных знаний – 10 минут.

Мотивация учебной деятельности – 3 минуты.

Изучение нового материала – 57 минут.

Закрепление изученного – 15 минут.

Итоги уроков – 2 минуты.

Домашнее задание – 1 минута.

Вид этапа, деятельность учащихся и учителя

Приветствие учащихся, настраивание их на плодотворную работу на уроке.

В течение 5 минут

Итоги экспресс-тестирования; определение материала, который вызвал затруднения.

Этот материал используется в пункте № 3 для определения задач урока (5 минут)

Сообщение темы урока

Постановка задач урока(с использованием итогов экспресс-контроля) –

Вопрос: Что мы должны сегодня сделать на уроке? (ознакомиться со способами получения сложных соединений, развивать навыки составления уравнений реакций, научиться составлять ОК в виде таблицы и пользоваться этой таблицей во время решенияупражнений)

Существует два вида способов получения оксидов.

І вид: Прямой синтез из простых веществ:

ІІ вид: Разложение сложных веществ.

Источник

Читайте также:  Способы защиты адвокатами прав граждан
Оцените статью
Разные способы