- Лабораторные способы получения неорганических веществ
- Получение углекислого газа в лаборатории
- Получение угарного газа в лаборатории
- Получение сероводорода в лаборатории
- Получение аммиака в лаборатории
- Получение азотной кислоты в лаборатории
- Получение ортофосфорной кислоты в лаборатории
- Получение кремния в лаборатории
- Получение кислорода в лаборатории
- Получение водорода в лаборатории
- Получение хлора в лаборатории
- Получение хлороводорода в лаборатории
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Методы получения основных классов неорганических соединений
- Оксиды
- Кислоты
- Нерастворимые гидроксиды
- Щелочи
- Способы получения сложных веществ
- Разработка урока по теме «Получение сложных веществ»
- Просмотр содержимого документа «разработка урока по теме «Получение сложных веществ»»
Лабораторные способы получения неорганических веществ
Основные способы получения (в лаборатории) конкретных веществ, относящихся к изученным классам неорганических соединений.
Лабораторные способы получения веществ отличаются от промышленных:
Лабораторные способы получения веществ | Промышленные способы получения веществ |
Реагенты могут быть редкими и дорогими | Реагенты распространенные в природе и дешевые |
Условия реакции мягкие, без высоких давлений и сильного нагревания | Условия реакции могут быть довольно жесткими, допустимы высокие давления и температуры |
Как правило, реагенты — жидкости или твердые вещества | Реагенты — газы или жидкости, реже твердые вещества |
Получение углекислого газа в лаборатории
Углекислый газ CO2 в лаборатории получают при помощи аппарата Киппа при взаимодействии соляной кислоты с мелом или мрамором:
Получение угарного газа в лаборатории
В лаборатории угарный газ проще всего получить, действуя концентрированной серной кислотой на муравьиную кислоту:
HCOOH → H2O + CO
Получение сероводорода в лаборатории
Сероводород в лаборатории легко получить действием разбавленной серной кислоты на сульфиды металлов, например, сульфид железа (II):
Эта реакция также проводится в аппарате Киппа.
Получение аммиака в лаборатории
Аммиак в лаборатории получают при нагревании смеси солей аммония с щелочами.
Например , при нагревании смеси хлорида аммония с гашеной известью:
Эти вещества тщательно перемешивают, помещают в колбу и нагревают.
Получение азотной кислоты в лаборатории
Азотную кислоту в лаборатории получают действием концентрированной серной кислоты на кристаллический нитрат натрия и калия при небольшом нагревании:
При этом менее летучая кислота вытесняет более летучую кислоту из соли.
При более сильном нагревании образуется сульфат натрия, но и образующаяся азотная кислота разлагается.
Получение ортофосфорной кислоты в лаборатории
При взаимодействии ортофосфата кальция с серной кислотой при нагревании образуется ортофосфорная кислота:
Получение кремния в лаборатории
В лаборатории кремний получают при взаимодействии смеси чистого песка с порошком магния:
2Mg + SiO2→ 3MgO + Si
Получение кислорода в лаборатории
Кислорода в лаборатории можно получить при разложении целого ряда неорганических веществ.
Чаще всего в лаборатории кислород получают разложением перманганата калия:
Выделяющийся кислород можно собрать вытеснением воздуха:
Также кислород можно собирать методом вытеснения воды:
Обнаружить кислород можно очень просто: тлеющая лучинка вспыхивает в атмосфере кислорода.
Кислород можно получить также разложением пероксида водорода:
Реакция катализируется оксидом марганца (IV) MnO2.
Разложение бертолетовой соли KClO3 — еще один способ получения кислорода в лаборатории:
2KClO3 → 2KCl + 3O2
Реакция также протекает в присутствии катализатора, оксида марганца (IV) MnO2.
Получение водорода в лаборатории
Водород в лаборатории можно получить различными методами.
Под действием электрического тока вода разлагается на водород и кислород:
При взаимодействии минеральных кислот (не сильных окислителей) с активными металлами и металлами средней активности также образуется водород.
Например , соляная кислота реагирует с цинком с образованием водорода:
Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2
Собирать водород можно методом вытеснения воздуха, так как водород — гораздо более легкий газ, чем воздух.
Также для собирания водорода подходит метод вытеснения воды, так как водород плохо растворим в воде:
Водород выделяется также при взаимодействии активных металлов (расположенных в ряду активности до магния) с водой.
Например , натрий активно реагирует с водой с образованием водорода:
2Na + 2H2O → 2NaOH + H2
Получение хлора в лаборатории
Стр. 162в лаборатории можно получить различными методами.
Под действием электрического тока вода разлагается на водород и кислород:
При взаимодействии минеральных кислот (не сильных окислителей) с активными металлами и металлами средней активности также образуется водород.
Получение хлороводорода в лаборатории
Стр. 162в лаборатории можно получить различными методами.
Под действием электрического тока вода разлагается на водород и кислород:
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
Источник
Методы получения основных классов неорганических соединений
Оксиды
Простое вещество + кислород = оксид
S + O 2 = SO 2
4P + 5O 2 = 2P 2 O 5
2Zn + O 2 = 2ZnO
Разложение некоторых солей, кислот и нерастворимых оснований
MgCO 3 = MgO + CO 2
2Cu(NO 3 ) 2 = 2CuO + 4NO 2 + O 2
2Fe(OH) 3 = Fe 2 O 3 + 3H 2 O
H 2 SiO 3 = H 2 O + SiO 2
Кислоты
Кислотный оксид + H 2 O = кислота (SiO 2 с водой не реагирует)
Cl 2 O 7 + H 2 O = 2HClO 4
SO 3 + H 2 O = H 2 SO 4
H 2 + простое вещество-неметалл = летучее водородное соединение
(растворы HF, HCl, HBr, HI, H 2 S, H 2 Se, H 2 Te в воде являются кислотами)
H 2 + Cl 2 = 2HCl (на свету)
H 2 + S = H 2 S (при нагревании)
Сильная кислота + соль слабой кислоты = слабая кислота + соль сильной кислоты
2HNO 3 + Na 2 SiO 3 = H 2 SiO 3 + 2NaNO 3
H 2 SO 4 + MgSO 3 = H 2 SO 3 (H 2 O + SO 2 ) + MgSO 4
Нерастворимые гидроксиды
Растворимая соль + щелочь = соль + нерастворимое основание
Ni(NO 3 ) 2 + 2KOH = 2KNO 3 + Ni(OH) 2
FeCl 2 + Ca(OH) 2 = CaCl 2 + Fe(OH) 2
Щелочи
Основный оксид + вода = щелочь (в реакцию вступают оксиды щелочных и щелочноземельных металлов)
BaO + H 2 O = Ba(OH) 2
K 2 O + H 2 O = 2KOH
Активный металл + вода = щелочь + H 2
2Na + 2H 2 O = 2NaOH + H 2
Ca + 2H 2 O = Ca(OH) 2 + H 2
Кислотный оксид + основный оксид = соль
SO 3 + CaO = CaSO 4
N 2 O 5 + K 2 O = 2KNO 3
Кислотный оксид + щелочь = соль + вода
CO 2 + 2NaOH = Na 2 CO 3 + H 2 O
Cl 2 O 7 + 2KOH = 2KClO 4 + H 2 O
Основный оксид + кислота = соль + вода
CuO + H 2 SO 4 = CuSO 4 + H 2 O
Fe 2 O 3 + 6HBr = 2FeBr 3 + 3H 2 O
Кислота + основание = соль + вода
H 3 PO 4 + 3KOH = K 3 PO 4 + 3H 2 O
3H 2 SO 4 + 2Fe(OH) 3 = Fe 2 (SO 4 ) 3 + 6H 2 O
Соль слабой кислоты + сильная кислота = соль сильной кислоты + слабая кислота
K 2 SO 3 + 2HCl = 2KCl + H 2 O + SO 2 (H 2 SO 3 )
NaCl + H 2 SO 4 = NaHSO 4 + HCl
Растворимая соль + растворимая соль = нерастворимая соль + соль
CuCl 2 + Na 2 S = CuS + 2NaCl
Ba(NO 3 ) 2 + K 2 SO 4 = BaSO 4 + 2KNO 3
Растворимая соль + щелочь = соль + нерастворимое основание
Fe(NO 3 ) 3 + 3NaOH = 3NaNO 3 + Fe(OH) 3
MnCl 2 + Ca(OH) 2 = CaCl 2 + Mn(OH) 2
Кислота + металл (находящийся в ряду напряжений левее водорода) = соль + водород
2HCl + Fe = FeCl 2 + H 2
2H 3 PO 4 + 6K = 2K 3 PO 4 + 3H 2
Важно: кислоты-окислители (HNO 3 , конц. H 2 SO 4 ) реагируют с металлами по-другому.
Растворимая соль металла (*) + металл (**) = соль металла (**) + металл (*)
Fe + CuCl 2 = FeCl 2 + Cu
Ni + 2AgNO 3 = Ni(NO 3 ) 2 + 2Ag
Важно: 1) металл (**) должен находиться в ряду напряжений левее металла (*), 2) металл (**) НЕ должен реагировать с водой.
Металл + неметалл = соль
2Fe + 3Cl 2 = 2FeCl 3
Ca + Se = CaSe
Возможно, вам также будут интересны другие разделы справочника по химии:
Источник
Способы получения сложных веществ
1. Окисление простых веществ кислородом:
2. Окисление сложных веществ кислородом:
2CuS + 3O2 = 2CuO + 2SO2↑.
3. Разложение гидроксидов тяжелых металлов или кислот:
4. Разложение солей при нагревании:
Гидроксиды
1. Взаимодействие активных металлов или их оксидов с водой:
2. Труднорастворимые основания получают по реакциям обмена:
3. Гидроксиды щелочных и щелочноземельных металлов получают электролизом водных растворов солей:
H2O H + + OH —
(+) 2Cl — — 2e → Cl2
(-) 2H + + 2e → H2
электролиз
2KCl + 2H2O → 2KOH + H2^ + Cl2↑.
Кислоты
1. Растворение кислотных оксидов в воде:
CO2 + H2O H2CO3.
2. Кислоты можно получить по реакции обмена, если в результате идет процесс образования малодиссоциированного соединения:
HCl + AgNO3 HNO3 + AgCl↓.
1. Взаимодействие активных металлов с кислотами:
2. Взаимодействие основных или амфотерных оксидов с кислотами:
3. Взаимодействие кислот с основаниями (реакция нейтрализации):
Источник
Разработка урока по теме «Получение сложных веществ»
Разработка урока по теме «Получение сложных веществ» — для учителей химии. Была подготовлена в 2006 году для открытого урока по одноимённой теме.
Просмотр содержимого документа
«разработка урока по теме «Получение сложных веществ»»
Тема: Общие способы получения оксидов, кислот, оснований и солей.
Цели: углубить знания учащихся о сложных веществах на примере способов их получения; развивать
умения и навыки написания уравнений реакций, характеризующих способы получения оксидов,
кислот, оснований и солей, навыки работы с текстом учебника, расставлять коэффициенты;
развивать умения анализировать, делать выводы; сформировать навыки составления опорного
конспекта в виде таблицы, умения работы с составленной таблицей; воспитывать
самостоятельность, толерантное отношение к ответам одноклассников.
Тип уроков: уроки усвоения новых знаний; спаренные уроки(2×45 минут).
Оборудование: незаполненный бланк таблицы «Способы получения солей», бланк оценивания (на
каждого учащегося), учебник, периодическая система химических элементов
Д.И.Менделеева, таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде, бланк
Организационный этап – 2 минуты.
Актуализация опорных знаний – 10 минут.
Мотивация учебной деятельности – 3 минуты.
Изучение нового материала – 57 минут.
Закрепление изученного – 15 минут.
Итоги уроков – 2 минуты.
Домашнее задание – 1 минута.
Вид этапа, деятельность учащихся и учителя
Приветствие учащихся, настраивание их на плодотворную работу на уроке.
В течение 5 минут
Итоги экспресс-тестирования; определение материала, который вызвал затруднения.
Этот материал используется в пункте № 3 для определения задач урока (5 минут)
Сообщение темы урока
Постановка задач урока(с использованием итогов экспресс-контроля) –
Вопрос: Что мы должны сегодня сделать на уроке? (ознакомиться со способами получения сложных соединений, развивать навыки составления уравнений реакций, научиться составлять ОК в виде таблицы и пользоваться этой таблицей во время решенияупражнений)
Существует два вида способов получения оксидов.
І вид: Прямой синтез из простых веществ:
ІІ вид: Разложение сложных веществ.
Источник