Способы получения распознавания собирания газов

Краткие теоретические сведения

Практическая работа №2

«Получение и распознавание газов»

Краткие теоретические сведения

Строение газообразных веществ отличается от строения веществ в твердом и жидком состояниях. Газы не имеют собственной формы и расширяются до тех пор, пока не заполнят весь сосуд принимая его форму, по этой же причине газы не имеют собственного объема. Объем газа определяется объемам сосуда. Газ оказывает на стенки сосуда одинаковое во всех направлениях давления. Газы легко сжимаются. Благодаря большому расстоянию между молекулами газы смешиваются друг с другом в любом отношении. Основные газы получаемые и используемые в лабораториях это водород, кислород, углекислый газ.

Лабораторные способы получения этих газов:

Водород получают в аппарате Киппа, при взаимодействии соляной кислоты и металлического цинка (в гранулах) — при комнатной температуре:

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

Оксид углерода (IV) = углекислый газ можно получить, действуя соляной или разбавленной серной кислотой на мрамор (основное вещество — карбонат кальция) или другой карбонат (при комнатной температуре). Сильная кислота (серная или соляная) будет вытеснять слабую угольную кислоту из её солей; угольная кислота нестойкая, поэтому практически сразу разлагается на углекислый газ и воду:

СаСО3 + 2HCl = CaCl2 + CO2 + H2O

Можно получить углекислый газ, сжигая лучину, бумагу или кусочек угля.

Кислород можно получить разложением при нагревании бертолетовой соли или лучше перманганата калия:

2KClO3 = 2KCl + 3O2 (есть опасность взрыва)

2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2

Собирание газов

В устройстве аппарата Киппа предусмотрена газоотводная трубка с краником; для получения углекислого газа и кислорода реактивы помещают в пробирку и закрывают её пробкой с газоотводной трубкой. Пробирку с перманганатом калия закрепляют в штативе и нагревают пламенем спиртовки.

Водород легче воздуха, поэтому его собирают над воздухом, в перевёрнутую пробирку. Кислород и углекислый газ тяжелее воздуха, поэтому их можно собирать вытеснением воздуха, опустив газоотводную трубку на дно пробирки. Кислород малорастворим в воде, поэтому его можно также собирать над водой, в перевёрнутую пробирку (этот способ лучше, т.к. разница молярных масс кислорода (32 г/моль) и воздуха (29 г/моль) невелика).

Чтобы распознать эти газы, нужно знать их свойства.

Так, кислород поддерживает горение — опущенная в пробирку с кислородом тлеющая лучинка начинает ярко гореть; углекислый газ не поддерживает горение — горящая лучинка, опущенная в пробирку с углекислым газом, гаснет.

Углекислый газ, кроме того, мутит известковую воду: при его взаимодействии с гидроксидом кальция («известковой водой») образуется нерастворимый в воде осадок карбоната кальция:

Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О

Чистый водород сгорает с легким звуком «пах», водород с примесью воздуха взрывоопасен «гремучий газ» и в небольшом количестве сгорает с резким лающим звуком.

Водород (Н2) – самый легкий, бесцветный, не имеет запаха.
Кислород (О2) без запаха и цвета,тяжелее воздуха, мало растворим в воде.

Аммиак (NН3) имеет резкий характерный запах, без цвета, хорошо растворим в воде, легче воздуха.

Это оформить в тетради!

Практическая работа №2

Получение и распознавание газов

Цель: изучить процессы и химизм получения газов на примере водорода, кислорода и углекислого газа.

Читайте также:  Способ укладки рулонного газона

Оборудование:цинк в гранулах, раствор соляной кислоты, мел, раствор пероксида водорода, оксид марганца (II); пробирки, спиртовка, лучинка

Последовательность выполнения работы:

Внимание: Записи о наблюдаемых явлениях по всем опытам внесите в таблицу по форме:

Опыт №1.«Получение, собирание и распознавание водорода». https://youtu.be/71ALWvO82LA

Опыт №2.«Получение, собирание и распознавание кислорода». https://youtu.be/-kem8rOavEo

Опыт №3. «Получение, собирание и распознавание углекислого газа». https://youtu.be/9VQAFj4DSUg

Что делали Что наблюдали Уравнения реакций
В пробирку поместить две гранулы цинка. 2. Прилить 2 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции с точки зрения окислительно-восстановительного процесса. 3. Накрыть пробирку-реактор пробиркой большего диаметра. 4. Через 4 минуты поднимите большую пробирку и, не переворачивая, поднесите её к пламени спиртовки. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции. Что можете сказать о «чистоте» собранного водорода?
1. В пробирку прилить 5 мл раствора пероксида водорода. 2. Подготовьте тлеющую лучину. 3. Добавьте в пробирку несколько крупинок оксида марганца (IV). Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции с точки зрения окислительно-восстановительного процесса. 4. Внесите тлеющую лучину в пробирку с раствором пероксида водорода.
1. В пробирку поместить кусочек мела. 2. Прилить к мрамору 4 мл раствора уксусной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение химической реакции в молекулярной и ионной форме. 3. Зажгите лучину. 4. Внесите горящую лучину в пробирку-реактор.

Контрольные вопросы:

1. Почему водород собирают в перевернутую пробирку?

2. Если через раствор известковой воды посредством стеклянной трубки продувать выдыхаемый воздух, то через некоторое время известковая вода помутнеет. Почему?

3. Какое свойство углекислого газа лежит в основе его применения в углекислотном огнетушителе.

Список литературы

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля. М. Издательский центр «Академия». 2017

Тема 2. Практическая работа №3

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы»

Это для ознакомления, не писать!

Краткие теоретические сведения

Распознавание веществ производится с помощью качественных реакций.

Качественные реакции – это химические реакции, с помощью которых можно определить то, чем одно вещество отличается от другого по элементарному составу, иначе говоря, эти реакции позволяют определить отдельные ионы или молекулы, из которых состоит исследуемое вещество или смесь веществ. В качественном анализе применяют реакции, сопровождающиеся каким-либо эффектом, который можно легко обнаружить органами чувств:

· Изменение окраски раствора;

· Выпадение или растворение осадка;

· Выделение газов (иногда обладающих характерным запахом)

В таблице приведены некоторые из качественных реакций.

Катион Воздействие или реактив Наблюдаемая реакция
Na + Пламя Желтое окрашивание
К + Пламя Фиолетовое окрашивание
Са 2+ Пламя Кирпично-красное окрашивание
Аg + хлорид Выпадение белого осадка
Fe 2+ гексациано-феррат (III) калия (красная кровяная соль) Выпадение синего осадка
Fe 3+ роданид Красное окрашивание
Анион Воздействие или реактив Наблюдаемая реакция
S04 2- соль бария Выпадение белого осадка
СО3 2- кислота вскипание или пузырьки газа
Cl — ионы Аg+ Выпадение белого осадка, не растворимого в HN03

Для выполнения опытов отбирается проба (небольшое количество вещества помещается в чистую пробирку) и исследуется реактивом.

Источник

Презентация по химии на тему «Получение, собирание и распознавание газов»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Получение, собирание и распознавание газов

Строго соблюдать правила техники безопасности. Для получения газообразных веществ необходимо собрать прибор согласно инструкции: реакционную колбу закрепляют в штативе, горло плотно закрывают пробкой с газоотводной трубкой. Методика собирания газов определяется физическими свойствами образующихся веществ.

Заполните таблицу Газообразное вещество Уравнение реакции Рисунок прибора Распознавание Н2 О2 HCl NH3 CO2

1. Получение в лаборатории водорода

Собирание водорода а) метод вытеснения воды (т.к. водород в воде практически не растворяется) б) метод вытеснения воздуха (пробирка вверх дном, т.к. водород легче воздуха)

Распознавание Проверка осуществляется следующим образом: пробирку с собранным газом поднести к горящей горелке. Раздается характерный лёгкий хлопок (звук «ппа»).

2. Получение в лаборатории кислорода

Собирание кислорода Метод вытеснения воздуха или вытеснения воды

Распознавание Проверка осуществляется следующим образом: в пробирку с кислородом внести тлеющую лучинку. Она вспыхнет.

3. Получение в лаборатории хлороводорода Для распознавания газ растворяют в воде. Определяют качественный состав образовавшейся соляной кислоты.

4. Получение в лаборатории аммиака Распознать аммиак можно: а) по запаху; б) посинению влажной лакмусовой бумаги; в) появлению «дыма» при поднесении стеклянной палочки, смоченной в концентрированной соляной кислоте.

4. Получение в лаборатории углекислого газа

Домашнее задание Заполнить таблицу, вписав уравнения реакций.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 813 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 48 человек из 23 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

  • Сейчас обучается 23 человека из 12 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Презентация может быть использована для повторения и обобщения материала при подготовке к практическим работам по теме «Неметаллы». Или в качестве иллюстрации лабораторного оборудования при пропедевтическом изучении химии в 7 классе.

Рассматривается химизм лабораторного и промышленного процесса получения газообразных веществ: водорода, кислорода, хлороводорода, аммиака и углекислого газа.

Номер материала: ДБ-1280507

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Получение, собирание и распознавание газов.

Практическая работа № 5

Получение, собирание и распознавание газов.

Цель работы: повторить способы получения, собирания газов, их физические и химические свойства, совершенствовать приемы работы с лабораторным оборудованием и химическими веществами.

Оборудование: штатив с пробирками, лабораторный штатив, пробка с газоотводной трубкой, спиртовка, шпатель, вата, химические стаканы, кристаллизатор, лучина, спички.

Реактивы: цинк, кристаллический перманганат калия, мел, раствор соляной кислоты, известковая вода, вода.

I Повторите правила техники безопасности при проведении практических работ; работ со стеклянной посудой; работ с нагревательными приборами, работ с кислотами.

II Выполните следующие опыты:

1.Получение и собирание водорода.

А) Осторожно опустите в пробирку 3-4 кусочка цинка, закрепите пробирку в штативе;

Б) Налейте в пробирку с цинком соляную кислоту(2-3см);

В) Пробирку закройте пробкой с газоотводной трубкой. Что наблюдаете?;

Г) Соберите водород способом вытеснения воздуха, опустив газоотводную трубку в сухую пробирку, расположенную вверх дном. Какое свойство водорода лежит в основе способа собирания путем вытеснения воздуха?

2. Проверка водорода на чистоту.

А) Через минуту снимите пробирку с трубки и, не переворачивая, поднесите ее отверстием к пламени;

Б) Если водород взрывается с глухим хлопком, то он чистый, а если с «лающим» звуком, значит, водород собран в смеси с воздухом («гремучий газ»).

3. Получение кислорода.

А) Насыпьте шпателем в сухую пробирку 0,5 г кристаллического перманганата калия;

Б) Положите возле отверстия пробирки распушенный комок ваты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой;

В) Соберите прибор для получения кислорода и собирания его методом вытеснения воздуха. Какое свойство кислорода лежит в основе способа собирания путем вытеснения воздуха?

Г) Проверьте прибор на герметичность, для этого опустите конец газоотводной трубки в кристаллизатор с водой, согрейте пробирку рукой. Что наблюдаете? Если пузырьки воздуха выделяются, значит, прибор герметичен;

Д) Закрепите прибор в лапке штативе так, чтобы дно пробирки находилось чуть выше отверстия, а конец газоотводной трубки немного не доходил до дна стакана. Лапку штатива закрепите возле отверстия пробирки;

Е) Нагрейте сначала всю пробирку, а потом только ту часть, где находится реактив;

Ё) Соберите кислород методом вытеснения воздуха.

4. Доказательство наличия кислорода.

А) Через минуту проверьте полноту заполнения химического стакана кислородом, для этого поднесите к отверстию стакана тлеющую лучину: если она вспыхнет, то сосуд заполнен кислородом.

5. Получение углекислого газа.

А) Соберите прибор для получения углекислого газа;

Б) Поместите в сухую пробирку 1-2 кусочка мела и долейте раствор соляной кислоты так, чтобы кислота слегка покрыла поверхность мела;

В) Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустите в химический стакан. Что наблюдаете? Какое свойство углекислого газа лежит в основе способа собирания путем вытеснения воздуха?

6. Доказательство наличия углекислого газа.

А) Через минуту проверьте полноту заполнения химического стакана углекислым газом, для этого поднесите к отверстию стакана тлеющую лучину: если она потухнет, то сосуд заполнен углекислым газом.

Б) Пропустите выделяющийся углекислый газ в пробирку с 1-2 мл известковой воды до наступления видимых изменений. Что наблюдаете?

В) Продолжайте пропускать углекислый газ в эту пробирку до наступления видимых изменений. Что наблюдаете?

III Результаты опытов, наблюдения, уравнения выполненных реакций в молекулярном и ионном видах занесите в таблицу.

IV После проделанной работы сделайте вывод.

Источник

Читайте также:  Способы продажи юридического лица
Оцените статью
Разные способы