- 4.Источники первичных данных, непосредственное наблюдение, документальный учет, опрос, виды опросов.
- 5. Подготовка статистического наблюдения, программка наблюдения, формы контроля.
- Наблюдение как метод сбора первичной информации
- Наблюдение как метод получения первичной информации
- Понятие и области применения наблюдения, его задачи и условия эффективности. Классификация и характеристика форм наблюдения, его достоинства и недостатки как метода сбора информации. Выявление изменения поведения пассажиров автобуса в различных ситуациях.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Введение
- Наблюдение как один из важнейших факторов человеческого существования помогало первоначальной человека выжить при неблагоприятных условиях, способствовало его физическому и умственному развитию, создало предпосылки для появления и дальнейшего развития техники, науки, искусства и т.д. Современный человек постоянно наблюдает происходящее вокруг, запоминает, анализирует и объясняет увиденное. Т.е. наблюдения являются неотъемлемым элементом современной человеческой жизни, смысл которой заключается в непрерывной связи с окружающей средой. Вместе наблюдение — это один из самых распространенных методов, который применяется в исследованиях многих научных направлений — технических, естественнонаучных, гуманитарных — с целью получения информации об определенных фактах, явлениях, процессах, присущие живой и неживой природе.
- Вопрос наблюдения очень важен в современном мире, так как именно благодаря нему в большинстве случаев можно предотвратить многие явления, неважно в какой сфере, будь то бизнес или управление процессом.
- И, несмотря на достаточно высокую теоретическую проработку данного вопроса часто, особенно в организациях наблюдение как метод редко используется, что приводит к различным негативным последствиям.
- Объектом исследования является группа людей. Предметом являются особенности поведения в зависимости от окружающей среды.
- Основной целью данной работы является исследование метода наблюдения.
- На основании цели в работе поставлены следующие задачи:
- 1. Теоретические аспекты процесса наблюдения
- 1.1 Сущность процесса наблюдения, как способа получения первичной информации
- Наблюдение — один из возможных способов сбора первичных данных, когда исследователь ведет непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой. Наблюдение представляет собой форму маркетинговых исследований, с помощью которого осуществляется систематическое, планомерное изучение поведения того или иного объекта или субъекта. Наблюдения в отличие от опроса не зависит от готовности наблюдаемого объекта сообщать информацию. Наблюдение — это процесс, открытого или скрытого от наблюдаемого, сбора и регистрации событий или особых моментов, связанных с поведением изучаемого объекта. Предметом наблюдения могут быть свойства и поведение индивидуумов (покупатель, читатель, продавец и т.д.) и вещей, товаров процессов (изучение потока покупателей, использования различных приборов, машин и т.д.) Андреев, А.А. Методы сбора информации [Текст] / А.А. Андреев. — М.: Логос, 2003. — С.89 .
- Основными областями применения наблюдения могут быть:
- 1.2 Классификация процесса наблюдения
- В практике используются различные формы наблюдения, которые можно классифицировать по ряду признаков.
- В первую очередь, наблюдение классифицируется по степени участия в нём наблюдателя, различают скрытое и открытое наблюдение. Скрытое наблюдение предполагает, что исследователь (наблюдатель) находится вне изучаемого объекта и не вмешивается в естественный ход процессов исследования. Например, исследователи могут занимать такую позицию в зале ресторана, при которой его посетители не будут даже предполагать, что их поведение изучают. Скрытое наблюдение может также осуществляться с использованием технических средств (скрытых камер, полупрозрачных зеркал и т. д.).
- Особую популярность при проведении маркетинговых исследований получила такая разновидность скрытого наблюдения, как Mystery Shopping («таинственный покупатель», «таинственная покупка», «инсценированная покупка»), являющаяся инструментом оценки качества обслуживания с помощью специалистов, выступающих в роли подставных покупателей (заказчиков, клиентов). Прошедшие специальную подготовку «таинственные покупатели» посещают туристские фирмы, гостиницы, рестораны, общаются с сотрудниками, отмечая дружелюбие, вежливость и компетентность или их отсутствие. В частности, такой посетитель ресторана может специально выражать негодование поданными ему блюдами, чтобы оцепить реакцию обслуживающего персонала на полученную претензию. Кроме того, обращается внимание на использование приемов личной продажи, выполнение принятых на предприятии стандартов обслуживания, внешний вид сотрудников, чистоту в помещениях, свежесть и качество блюд в ресторане и т. д. При необходимости визит «таинственного покупателя» может сопровождаться аудио- или видеозаписью (естественно, скрытой).
- Собранную информацию «таинственный покупатель» заносит в оценочный формуляр, в котором фиксируются выполнение стандартов сервиса, субъективная оценка обслуживания по ряду критериев и комментарии (в свободной форме) специалиста относительно впечатлений от посещения предприятия. В целом, подобный подход дает возможность достаточно объективно выявить и проанализировать как сильные, так и слабые стороны качества обслуживания и позволяет взглянуть на деятельность предприятия глазами заинтересованного потребителя. Наблюдение с помощью «таинственных покупателей» также может использоваться для исследования конкурентов: наблюдатели размещаются в гостинице-конкуренте для непосредственного изучения ее деятельности, а представители предприятий питания могут посетить соседний ресторан, чтобы оцепить уровень обслуживания, предложения меню, увидеть реакции клиентов, определить положительные и отрицательные стороны деятельности конкурентов Козлова, О.М. Социологические исследования [Текст] / О. М. Козлова. — М.: Эксмо, 2002. — С.89 .
- Открытое наблюдение предусматривает, что исследователь преднамеренно участвует вето процессе, а объекты наблюдения знают о его присутствии. Например, в офисе туристского предприятия такой наблюдатель активно включается в процесс совершения покупки тура, дает консультации и обсуждает с клиентами достоинства и недостатки предлагаемых менеджером вариантов. Однако следует принимать во внимание, что подобная форма наблюдения нередко меняет естественное поведение потребителей, в результате чего достоверность получаемой информации снижается. В то же время открытое наблюдение может быть абсолютно необходимым, когда нужно создать условия для тесного сотрудничества с наблюдаемыми (например, при изучении стиля жизни потребителей).
- По степени стандартизации выделяют структурированное и свободное наблюдение. Стандартизация подразумевает здесь задание определенных категорий поведения, схем поступков, отдельных элементов случайной ситуации. Из этого следует, что исследователь должен хорошо знать предмет исследования Козлова, О.М. Социологические исследования [Текст] / О. М. Козлова. — М.: Эксмо, 2002. — С.90 .
- Структурированное наблюдение предполагает формализованную процедуру, когда наблюдатель заранее определяет единицы наблюдения (отдельные действия или их признаки), с помощью которых будет описываться исследуемое поведение или по которым можно судить о произошедшем событии. Все другие элементы поведения, включая самые интересные, не принимаются во внимание и оставляются в стороне. Для сокращения времени оценки результатов подобного исследования разрабатываются стандартизированные регистрационные документы (карточки, протоколы, таблицы, дневники наблюдения). Поэтому структурированное наблюдение может осуществляться путем привлечения лиц, не являющихся специалистами в сфере проведения исследования: регистрационные документы сводят работу наблюдателя только лишь к фиксации отдельных элементов заранее определенных единиц наблюдения. Структурированное наблюдение проводится главным образом с целью описания типичности (распространенности) той или иной формы поведения.
- Свободное наблюдение характеризуется тем, что сбор информации осуществляется без заранее заданной схемы. Например, исследователь фиксирует все доступные в конкретной ситуации особенности поведения посетителей выставочного стенда предприятия. В ресторанном бизнесе роль наблюдателей-исследователей могут выполнять специально обученные официанты (например, для изучения реакции клиентов на новые блюда в меню). Свободное наблюдение используется главным образом в ситуациях, когда исследователь затрудняется идентифицировать изучаемую проблему или необходимо описать какой-либо процесс или явление для проведения их качественного анализа. Поэтому подобные наблюдения часто применяются при проведении поисковых маркетинговых исследований: формулируемые с их помощью выводы являются, по сути, лишь гипотезами.
- По способу восприятия объекта выделяют персональное и не персональное наблюдение. Персональное наблюдение предполагает, что события отмечаются лично наблюдателем. Например, наблюдатель фиксирует поведение, активность и оценки туристов во время экскурсии относительно следующих факторов:
- 1.3 Достоинства и недостатки метода наблюдения
- Будучи одним из самых действенных методов по добыче информации, метод наблюдения содержит в себе различные достоинства и недостатки, которые как нельзя лучше характеризуют саму сущность метода.
- Важно учитывать, что при рассмотрении достоинств и недостатков, мы рассматриваем данный метод, практически не опираясь на классификацию видов наблюдения. Главным положительным моментом в проведении исследований в процессе наблюдения является тот факт, что субъект исследования имеет довольно тесный контакт с наблюдаемыми им объектами. Наблюдатель постоянно контролирует ситуацию, причём делает это напрямую, без посредников, за счёт чего картина событий выглядит более точно и многогранно. В условиях финансового кризиса нельзя не упомянуть, что данный метод ещё и является наиболее дешёвым из имеющихся. Для проведения социологического исследования при помощи наблюдения не нужно применение специальных средств и приборов. В большинстве случаев, все, что нужно для получения достоверной информации — это глаза.
- Одним из наиболее важных плюсов, которые выделяют, является тем, что впечатления и анализы, полученные путём наблюдения, имеют наиболее яркий характер, по сравнению с остальными методами. Однако здесь кроется и один существенный недостаток. Дело в том, что каждый человек обладает определённым набором эмоций, который может помешать его работе в процессе исследования. У каждого человека своё отношение к тем или иным явлениям, событиям или людям. Поэтому, в процессе сбора информации, человек может потерять то, что должно руководить его работой, как одного из принципов — это объективность. Человек далеко не всегда может принять объективное решение, тем самым обрекая себя на создание неправильных выводов и анализов.
- Иногда в процессе наблюдения страдает такое понятие человеческой природы, как нравственность. Задача человека, особенно в роли социолога, стараться помочь обществу, а не нарушать хрупкую цепь, которая держит социум в мире. Поэтому главной задачей для исследователя при исполнении нравственного долга, это занять правильную позицию и придерживаться её, независимо от обстоятельств.
- Существуют также недостатки, которые нельзя отнести только к методу наблюдения, и который присущ ко всем видам сбора социологической информации — это неточность, а иногда и недостоверность тех или иных наблюдений. Однако существует ряд методов, которые позволяют максимально точно зафиксировать исследуемые события и ситуации Высоцкий, И.Р. Социология [Текст] / И.Р. Высоцкий. — М.: Эксмо, 2000. — С.56 .
- В первую очередь — это продуманность всей операции, её необходимость и пунктуальность. Важно учитывать все возможные последствия до того, как эксперимент вступит в силу. Необходимо, чтобы наблюдатель соответствовал той работе, которую он собирается делать. Ему следует доверять лишь ту работу, которая ему по силам и не стоит требовать невозможного от лиц, которые не обучены тем или иным исследованиям. Имеет смысл при проведении исследовании избавиться от бессмысленных и ненужных эмоций, которые мешают работе социолога, оставив лишь холодный расчёт. И в последнюю очередь к способам максимальной точности мы можем отнести несоответствие оборудования для той работы, которую будет необходимо сделать.
- Но вернёмся к положительным сторонам наблюдения, одной из которых является массовость процесса наблюдения. Количество лиц, задействованных для исследований, может быть неограниченно, возможно проведение экспериментов, связанных с поведением толпы. Однако существует минус, связанный с этой положительной стороной, постольку с учетом того, что количество участников неограниченно, нельзя не учитывать, что средства исследования всё-таки имеют ограниченный характер. Отсюда вытекает неспособность охватить все объекты изучения, вследствие чего наступает то самое понятие недостоверности, о котором я веду речь, начиная с введения.
- 2. Наблюдение за пассажирами общественного транспорта
- наблюдение информация поведение пассажир
- Для осуществления наблюдения нами были выбраны пассажиры общественного транспорта, в частности маршрутного автобуса №56. Наблюдение проводилось в течении 4 дней, в одно и тоже время. Наблюдение осуществлялось в дневное время, в промежутке между 10 и 14 часами дня, и в вечернее время, в промежутке между 17 и 20 часами вечера, т.е. в вечерние часы пик. В ходе наблюдения нами фиксировались различные характеристики, условия и явления, которые представлены в приложении 1.
- При проведении наблюдения в автобусе выбиралась группа людей численностью 8 человек, различного пола, возраста. Как только группа выходила из автобуса, выбиралась следующая. При следовании от одной конечной остановки до другой в среднем удавалось проводить наблюдение над 5 группами людей. В временном промежутке осуществляется 2 рейса, т.е. от одной конечной к другой и назад к месту начала наблюдения. Таким образом, в среднем в наблюдении участвовало 320 человек.
- Целью наблюдения является выявление изменения поведения пассажиров автобуса в различных условиях. Так наблюдение проводится в различное время, при различной наполненности автобуса, различных дорожных условиях и при различных погодных условиях.
- Результаты наблюдения представлены в приложении 2, в усредненном виде на каждый день. Рассмотрим общие результаты наблюдения за все 4 дня, представленные в таблице 1.
4.Источники первичных данных, непосредственное наблюдение, документальный учет, опрос, виды опросов.
В любом обследовании источником получения первичных документов могут быть:
1)непосредственное наблюдение — осуществляется путем регистрации изучаемых единиц и их признаков на основе непосредственного подсчета, взвешивания, обмера, снятия показания приборов, регистрация цен и объема переданных товаров, инвентаризация остатков товарно-материальных ценностей на складах.
2)документальный учет — способ наблюдения используют в качестве источника статистических данных, различных документов, первичного учета предприятий. Непосредственное наблюдение и документальный учет обеспечивают наибольшую достоверность данных.
3)опрос — источником данных являются сведения, которые дают опрашиваемые лица. Способы опроса: 1.экспедиционный, 2.корреспондентский, 3.саморегистрация.
>Экспедиционный способ осуществляется спец.подготовительнымилицами-регистраторами,которые на основе спроса заполняют переписные формулярыиконтролируют правильность полученных ответов. >Корреспондентский способ заключается в том,что статистические и другие организации рассылают специально-разработанные бланки и инструкции по их заполнению отдельным лицам или организациям,специально отобранным идавшим согласие периодически заполнять бланки и отсылать их статистической организации. >При самореализации работники организации,которые проводят опрос,раздают анкеты опрошенным лицам,инструктируют их, а затем собирают заполненные формуляры,контролируя полноту и правильность полученных сведений.
5. Подготовка статистического наблюдения, программка наблюдения, формы контроля.
Чтобы провести статистическое наблюдение, необходимо сформулировать его цель и основные гипотезы, которые должны быть проверены по данным наблюдения. На этой стадии работы дается определение объекта и единицы наблюдения, разрабатывается и утверждается программа наблюдения
Определение объекта наблюдения включает определение единицы наблюдения, территории и времени наблюдения. 1.Единица наблюдения –это явление признака, который подлежит регистрации. Совокупность единиц наблюдения составляет объект наблюдения. При определении границ объекта наблюдения часто устанавливается ценз -значение признака или нескольких признаков, позволяющее отделить единицы наблюдения от других явлений. 2.Территория проведения наблюдения охватывает все места нахождения единиц наблюдения, ее границы зависят от определения единицы наблюдения. 3.Время наблюдения -это то время, к которому относятся собираемы данные. Время регистрации данных для всех единиц устанавливается единое для предупреждения неполного учета или повторного счета, а также для обеспечения сопоставимости данных.
Программа наблюдения включает признаки, подлежащие регистрации по каждой единице наблюдения, ее содержание зависит от цели и задач обследования. Программа включает опознавательные признаки -это вопросы непосредственно связанные с целью исследования и контрольные вопросы.
Инструментарий статистического наблюдения включает: формуляры и инструкции по их заполнению. Формуляры наблюдения -это бланки, опросные листы, анкеты, где напечатаны вопросы программы наблюдения и предусмотрительно место для ответа на эти вопросы. В программе предусматриваются контроль данных, возможны 2 формы контроля:
2)логический (сопоставление ответов на вопросы, которые взаимосвязаны, взаимоконтролированы.
Источник
Наблюдение как метод сбора первичной информации
Наблюдение — метод сбора первичной маркетинговой информации путем регистрации определенных процессов, событий, действий, поступков людей. Позволяет зафиксировать факты, проверить имеющиеся данные, приобрести предварительное представление об объекте и дополнительные сведения о нем. Часто используются для получения описательной информации, которая в дальнейшем служит базой для формирования гипотез и разработки на их основе мероприятий
На практике используются различные формы наблюдения, которые можно классифицировать по ряду признаков (табл.21).
Таблица 21. Классификация форм наблюдения
Признак | Форма | Особенность применения |
по характеру наблюдаемых событий | прямое | Проводится непосредственно за поведением людей. |
косвенное | Осуществляется за результатами поведения, когда информация собирается на основе физических признаков или свидетельств свершения событий. Так, большое количество тарелок с недоеденной пищей красноречивей всяких слов говорит о ее качестве. | |
Признак | Форма | Особенность применения |
по способу осуществления | скрытое | Исследователь должен находиться вне изучаемого объекта и не вмешиваться в ход исследования. Оно может осуществляться с использованием технических средств. Часто для этого используют «таинственных покупателей», они определяют положительные и отрицательные стороны деятельности конкурентов; оценивают уровень обслуживания; реакции клиентов; отмечают вежливость, компетентность или их отсутствие; могут специально выражать негодование, чтобы оценить реакцию персонала на полученную претензию; обращают внимание на использование приемов личной продажи, выполнение стандартов обслуживания и т. д. |
открытое | Если нужно создаются условия для тесного сотрудничества с исследуемыми (например, при изучении стиля жизни потребителей). Предусматривается участие исследователя в процессе наблюдения и осведомленность объектов наблюдения о его присутствии (так, наблюдатель включается в процесс покупки тура, дает консультации, обсуждает с клиентами достоинства, недостатки предлагаемых вариантов). Помните, открытое наблюдение может поменять поведение потребителей и снизить достоверность получаемой информации. | |
по степени стандартизации | стандартизированное | Формализованная процедура с заранее определенными единицами наблюдения, с помощью которых описывается поведение или по которым судят о произошедшем событии. Может осуществляться не специалистами: регистрационные документы (карточки, таблицы, дневники наблюдения) сводят работу наблюдателя к фиксации отдельных элементов. Проводится в основном с целью описания типичности (распространенности) той или иной формы поведения. |
свободное | Осуществляется без заранее заданного плана. Используется в ситуациях, когда исследователь затрудняется идентифицировать изучаемую проблему или необходимо описать какой-либо процесс или явление для проведения их качественного анализа. Часто применяются при проведении поисковых исследований: формулируемые с их помощью выводы являются лишь гипотезами. В ресторанном бизнесе роль наблюдателей выполняют специально обученные официанты (например, для изучения реакции клиентов на новые блюда). | |
по способу восприятия объекта | персональное | Предполагает, что события отмечаются лично наблюдателем. Например, наблюдатель фиксирует поведение, активность и оценки туристов во время экскурсии относительно следующих факторов: подбора мест и объектов посещения; рассказа экскурсовода и его поведения; степени интереса туристов к различным объектам показа; транспортного обеспечения и организации питания; продолжительности экскурсии и др. |
неперсональное | События регистрируются с помощью технических средств. Это дает возможность снизить субъективность восприятия, получить дополнительные или более точные данные, снизить трудоемкость сбора информации. | |
Признак | Форма | Особенность применения |
по характеру окружающей обстановки | полевое | Проводят в привычной для объекта наблюдения среде. Например, можно наблюдать за посетителями в офисе турфирмы. В такой ситуации люди ведут себя естественно. Наблюдение может включать полный хронометраж посещения клиентом фирмы (от момента входа до выхода): фиксацию процесса покупки; рекламных материалов, на которые обращалось внимание; вопросов, с которыми посетители обращались к персоналу, и т. д. Это позволяет получить результаты, способные привести к новым маркетинговым идеям. |
лабораторное | Проводят в искусственно созданных условиях, тесно связанных с экспериментами. Позволяет контролировать условия проведения исследования; предоставляет возможности для применения специальных технических средств; дает возможность ускорить процесс сбора информации, сократить сроки и стоимость наблюдения. Однако непривычная обстановка может повлиять на поведение исследуемых. |
Сбор первичной маркетинговой информации с помощью наблюдения проводится в соответствии с заранее разработанным планом, в котором указываются место, время, объект наблюдения, способы установления его характеристик, фиксирования результатов сбора, обработки и представления полученной информации. Для успешного проведения наблюдений требуется выполнение определенных условий:
Ø они должны осуществляться в относительно короткий промежуток времени с тем, чтобы изменения в окружающей обстановке не повлияли на изучаемое поведение;
Ø интересующие процессы и явления должны быть доступны для наблюдения;
Ø наблюдениям подвергаются только такое поведение, в основе которого не лежит часто повторяющаяся деятельность.
Наблюдение как метод сбора первичной маркетинговой информации имеет достоинства и недостатки (табл. 22).
Несмотря на недостатки, результаты наблюдения используются не только для разработки новых продуктов, улучшения сервиса, повышения эффективности сбыта и коммуникаций, но и для установления и поддержания взаимоотношений с потребителями, для изучения поведения потребителей, их привычек, образа жизни. Метод наблюдения широко применяется при исследовании эффективности рекламы.
Таблица 22. Достоинства и недостатки наблюдения
Достоинства | Недостатки |
независимость хода исследования от объекта наблюдения, его желания участвовать в этом процессе и способности словесно выражать свои мысли (отсутствует языковой барьер) | субъективность восприятия (наблюдатель может неправильно понимать и интерпретировать поведение и действия других людей под влиянием собственного мировоззрения и имеющегося опыта); |
возможность восприятия неосознанного поведения людей | поведение объектов может отличаться от естественного, если наблюдение является открытым (эффект наблюдения). |
высокая объективность, так как наблюдению могут быть подвержены только фактически произошедшие события | сложность в обеспечении репрезентативности исследования (например, можно наблюдать только тех, кто пришел в зал ресторана; случайная выборка объектов невозможна) |
естественность обстановки исследования | невозможно однозначно объяснить поведение объекта наблюдения; |
в процессе наблюдения не принимаются во внимание мотивы поведения потребителей, их установки, убеждения, а также факторы, влияющие на поведение |
Иногда наблюдение является единственным способом получения информации (например, так собирают информацию, которую люди обычно скрывают или искажают из-за желания выглядеть лучше, чем это есть на самом деле). Чаще наблюдение используется совместно с другими методами сбора информации.
Источник
Наблюдение как метод получения первичной информации
Понятие и области применения наблюдения, его задачи и условия эффективности. Классификация и характеристика форм наблюдения, его достоинства и недостатки как метода сбора информации. Выявление изменения поведения пассажиров автобуса в различных ситуациях.
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 17.05.2013 |
Размер файла | 47,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Федеральное агентство по образованию РФ
ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»
Кафедра Управления персоналом
Наблюдение как метод получения первичной информации
Студентка ЭФ группы 84 — 6
1. Теоретические аспекты процесса наблюдения
1.1 Сущность процесса наблюдения, как способа получения первичной информации
1.2 Классификация процесса наблюдения
1.3 Достоинства и недостатки метода наблюдения
2. Наблюдение за пассажирами общественного транспорта
Введение
Наблюдение как один из важнейших факторов человеческого существования помогало первоначальной человека выжить при неблагоприятных условиях, способствовало его физическому и умственному развитию, создало предпосылки для появления и дальнейшего развития техники, науки, искусства и т.д. Современный человек постоянно наблюдает происходящее вокруг, запоминает, анализирует и объясняет увиденное. Т.е. наблюдения являются неотъемлемым элементом современной человеческой жизни, смысл которой заключается в непрерывной связи с окружающей средой. Вместе наблюдение — это один из самых распространенных методов, который применяется в исследованиях многих научных направлений — технических, естественнонаучных, гуманитарных — с целью получения информации об определенных фактах, явлениях, процессах, присущие живой и неживой природе.
Вопрос наблюдения очень важен в современном мире, так как именно благодаря нему в большинстве случаев можно предотвратить многие явления, неважно в какой сфере, будь то бизнес или управление процессом.
И, несмотря на достаточно высокую теоретическую проработку данного вопроса часто, особенно в организациях наблюдение как метод редко используется, что приводит к различным негативным последствиям.
Объектом исследования является группа людей. Предметом являются особенности поведения в зависимости от окружающей среды.
Основной целью данной работы является исследование метода наблюдения.
На основании цели в работе поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические аспекты наблюдения;
2. исследовать группу людей при помощи наблюдения.
Решение поставленных задач позволит нам сделать выводы о том, что представляет собой наблюдение, как его проводить и что оно может дать.
1. Теоретические аспекты процесса наблюдения
1.1 Сущность процесса наблюдения, как способа получения первичной информации
Наблюдение — один из возможных способов сбора первичных данных, когда исследователь ведет непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой. Наблюдение представляет собой форму маркетинговых исследований, с помощью которого осуществляется систематическое, планомерное изучение поведения того или иного объекта или субъекта. Наблюдения в отличие от опроса не зависит от готовности наблюдаемого объекта сообщать информацию. Наблюдение — это процесс, открытого или скрытого от наблюдаемого, сбора и регистрации событий или особых моментов, связанных с поведением изучаемого объекта. Предметом наблюдения могут быть свойства и поведение индивидуумов (покупатель, читатель, продавец и т.д.) и вещей, товаров процессов (изучение потока покупателей, использования различных приборов, машин и т.д.) Андреев, А.А. Методы сбора информации [Текст] / А.А. Андреев. — М.: Логос, 2003. — С.89 .
Основными областями применения наблюдения могут быть:
ѕ поведение покупателей при покупке товаров;
ѕ моментные наблюдения для анализа характеристики общения (внимательности, любезности, предупредительности);
ѕ физиологические измерения психологических проявлений (переменных);
ѕ поведение читателя;
ѕ поведение покупателя;
ѕ эффект удовлетворения, впечатления или неудовлетворения общением.
Метод наблюдения эффективно применяют в исследованиях поведения отдельных индивидов, социальных групп, сообществ в различных сферах — на производстве (реакция трудового коллектива на условия, организацию труда, отношение к существующей системе оплаты труда, отношения рабочих с руководством, конфликтные ситуации и т.п.), учебе (поведение учащихся, студентов на занятиях, их подготовленность к занятиям, интерес к излагаемого, отношения между ними и преподавателем, сплоченность учащейся, студенческой группы и т.д.), общественной жизни (участие населения в различных формах общественно- политической деятельности — собраниях, митингах, демонстрациях, забастовках и т.п.), досуге (содержание и структура свободного времени, реальные и желаемые виды досуга, интересы, потребности и инфраструктура свободного времени и т.д.) Никишина, Т.А. Технологии сбора информации [Текст] / Т.А. Никишина. — М.: Информатика и образование, 2003. — С.125-126 .
Использование метода наблюдения эффективное в таких случаях:
1. В процессе получения предварительной информации, необходимой для уточнения направлений планируемого исследования, поскольку профессионально проведенное наблюдение предоставляет исследователю новые характеристики исследуемого объекта, помогает освободиться от традиционного подхода к решению социальной проблемы.
2. Для получения иллюстративных данных, которые существенно дополняют статистический анализ данных, полученных с помощью массового опроса.
3. При условии, что именно наблюдение является наиболее пригодным, наиболее эффективным методом достижения целей исследования, проверки произведенных гипотез.
Всего социологическое исследование, в котором применяют наблюдения, планируют и проводят в такой же последовательности, как и другие исследования, включая этапы, процедуры относительно программного обеспечения и разработки инструментария. Конкретные содержание и направленность каждого этапа подготовки и проведения исследования зависят от особенностей исследуемой проблемы и самого метода наблюдения Ибрагимов, И.М. Проведение исследования в организации [Текст] / И. М. Ибрагимов. — М.: Академия, 2007. — С.89-90 .
Планируя использование этого метода, обращают внимание на его сущностные характеристики, которые одновременно являются его преимуществами, поскольку наблюдения:
ѕ приводит характеристику объекта наблюдения: количество лиц, участвующих в исследуемой ситуации, социально-демографическая структура группы, особенности отношений, распределение в ней т.п.;
ѕ описывает место проведения наблюдения, типичное поведение членов группы, а также отклонения в ней;
ѕ устанавливает цель деятельности группы, а также соотношение общей цели с целями участников группы;
ѕ описывает социально-психологический климат в группе, социальное поведение, мотивы и стимулы деятельности ее участников;
ѕ устанавливает частоту и длительность элементов исследуемой ситуации, их повторяемость, уникальность, типичность и на этом основании составляет выводы относительно случайности или закономерности социальной ситуации, которая подлежит исследованию.
Наблюдение также включает в себя:
ѕ определение целей и задач статистического наблюдения;
ѕ выбор объекта исследования;
ѕ установление единиц наблюдения, совокупности, измерения;
ѕ составление программы наблюдения.
Цели наблюдения могут быть самыми разными. Они вытекают из реальных потребностей исследователя.
Выбор объекта наблюдения зависит от поставленных целей и включает в себя совокупность социально-правовых отношений, которые следует изучить для достижения поставленных целей. Например, если цель наблюдения — выработка более эффективной борьбы с коррупцией среди государственных служащих, то объектом наблюдения может быть совокупность социально-правовых отношений в сфере государственной службы: уровень совершаемых коррупционных действий, фактическая доля их выявления правоохранительными органами, обстоятельства латентности коррупции, причины и условия, способствующие коррупции государственных служащих, удельный вес коррупционеров, которые несут реальную уголовную ответственность за свои действия, уровень криминализации реальных коррупционных действий и т.д.
Единицей наблюдения обычно именуется тот источник, откуда должна быть получена первичная статистическая информация. Единица измерения показывает, в каких величинах учитываются изучаемые явления.
Программа статистического наблюдения представляет собой перечень четко сформулированных вопросов, на которые должны быть получены достоверные ответы в процессе проведения наблюдения. Содержание программы определяется целями и спецификой объекта наблюдения Панкова, Е.В. Исследование организации [Текст] / Е. В. Панкова. — М.: Информатика и образование, 2007. — С.54 .
В большинстве случаев главным инструментом в процессе наблюдения является дневник наблюдения, в который заносятся результаты и делаются соответствующие выводы. Однако при более детальном процессе наблюдения инструментами могут быть различные визуальные и звуковые приборы, документирующие сам процесс, такие как видеокамеры и диктофоны. Сюда же входит и проверка соответствующих средств и приборов на предмет пригодности, поэтому не стоит выделять данный этап в отдельную стадию.
Однако наблюдение ещё должен кто-то проводить. В практике не редки случаи, когда для плодотворности процесса наблюдения достаточно лишь одного человека, которые не только всё скоординирует, но и сам совершит большую часть всех элементов наблюдения. Но, когда процесс наблюдения представляет собой более сложный и трудоёмкий процесс, для его выполнения требуется несколько человек, или даже группа лиц. Для такой группы необходимо провести инструктаж, в деталях объяснить всю суть проводимых исследований и ответить на все появившиеся вопросы. В идеале, необходимо, чтобы данная группа лиц прониклась самоё идеей исследований, однако если достижение данной задачи не является возможным, и люди не проявляют и малейшей степени энтузиазма, можно ограничиться и простым инструктажемВысоцкий, И.Р. Социология [Текст] / И.Р. Высоцкий. — М.: Эксмо, 2000. — С.38 .
Когда всё вышеперечисленное можно расценивать, как выполнение поставленных задач, необходимо перейти к выполнению процедуры наблюдения. В процессе осуществления данных задач, необходимо не забывать цели и принципы, которые были поставлены перед вами ещё до начала всех действий, и, руководствуясь этим, сделать свою работу максимально продуктивной и профессиональной.
Даже выполнив все поставленные задачи, мы, тем не менее, можем повысить качество нашей работы, соблюдая ряд других факторов. Во-первых, необходимо до начала исследований, провести ряд пробных опытов, которые позволят сделать соответствующие выводы относительно будущего вашей работы. Также при наблюдении необходимо максимально точно и качественно вести документацию и классификацию поставленных перед вами задач, ничего не упуская из виду. Имеет смысл ведение наблюдения одного и того же лица несколькими наблюдателями для того, чтобы рассмотреть объект наблюдения с разных точек зрения и сделать правильные выводы, основываясь не только на своём мнении, но и на мнении вторых лиц Вайсман, О.А. Методы сбора информации [Текст] / О.А. Вайсман. — М.: Искра, 2006. — С.159 .
Исходя из всего вышеперечисленного, мы можем сделать ряд выводов: во-первых, главное для метода наблюдения — это достоверность, поскольку из достоверности вытекает точность и качество сведений, которые мы собираем. Во-вторых, наблюдение подчинено ясным целям и задачам, которые мы пытаемся реализовать, проведя соответствующее исследование, таким образом, напрашивается и третий вывод — мы не можем делать те исследования, которые не можем контролировать. Контроль — это то, что отличает научный процесс наблюдения от любительского, который происходит с каждым из нас при любом удобном поводе.
1.2 Классификация процесса наблюдения
В практике используются различные формы наблюдения, которые можно классифицировать по ряду признаков.
В первую очередь, наблюдение классифицируется по степени участия в нём наблюдателя, различают скрытое и открытое наблюдение. Скрытое наблюдение предполагает, что исследователь (наблюдатель) находится вне изучаемого объекта и не вмешивается в естественный ход процессов исследования. Например, исследователи могут занимать такую позицию в зале ресторана, при которой его посетители не будут даже предполагать, что их поведение изучают. Скрытое наблюдение может также осуществляться с использованием технических средств (скрытых камер, полупрозрачных зеркал и т. д.).
Особую популярность при проведении маркетинговых исследований получила такая разновидность скрытого наблюдения, как Mystery Shopping («таинственный покупатель», «таинственная покупка», «инсценированная покупка»), являющаяся инструментом оценки качества обслуживания с помощью специалистов, выступающих в роли подставных покупателей (заказчиков, клиентов). Прошедшие специальную подготовку «таинственные покупатели» посещают туристские фирмы, гостиницы, рестораны, общаются с сотрудниками, отмечая дружелюбие, вежливость и компетентность или их отсутствие. В частности, такой посетитель ресторана может специально выражать негодование поданными ему блюдами, чтобы оцепить реакцию обслуживающего персонала на полученную претензию. Кроме того, обращается внимание на использование приемов личной продажи, выполнение принятых на предприятии стандартов обслуживания, внешний вид сотрудников, чистоту в помещениях, свежесть и качество блюд в ресторане и т. д. При необходимости визит «таинственного покупателя» может сопровождаться аудио- или видеозаписью (естественно, скрытой).
Собранную информацию «таинственный покупатель» заносит в оценочный формуляр, в котором фиксируются выполнение стандартов сервиса, субъективная оценка обслуживания по ряду критериев и комментарии (в свободной форме) специалиста относительно впечатлений от посещения предприятия. В целом, подобный подход дает возможность достаточно объективно выявить и проанализировать как сильные, так и слабые стороны качества обслуживания и позволяет взглянуть на деятельность предприятия глазами заинтересованного потребителя. Наблюдение с помощью «таинственных покупателей» также может использоваться для исследования конкурентов: наблюдатели размещаются в гостинице-конкуренте для непосредственного изучения ее деятельности, а представители предприятий питания могут посетить соседний ресторан, чтобы оцепить уровень обслуживания, предложения меню, увидеть реакции клиентов, определить положительные и отрицательные стороны деятельности конкурентов Козлова, О.М. Социологические исследования [Текст] / О. М. Козлова. — М.: Эксмо, 2002. — С.89 .
Открытое наблюдение предусматривает, что исследователь преднамеренно участвует вето процессе, а объекты наблюдения знают о его присутствии. Например, в офисе туристского предприятия такой наблюдатель активно включается в процесс совершения покупки тура, дает консультации и обсуждает с клиентами достоинства и недостатки предлагаемых менеджером вариантов. Однако следует принимать во внимание, что подобная форма наблюдения нередко меняет естественное поведение потребителей, в результате чего достоверность получаемой информации снижается. В то же время открытое наблюдение может быть абсолютно необходимым, когда нужно создать условия для тесного сотрудничества с наблюдаемыми (например, при изучении стиля жизни потребителей).
По степени стандартизации выделяют структурированное и свободное наблюдение. Стандартизация подразумевает здесь задание определенных категорий поведения, схем поступков, отдельных элементов случайной ситуации. Из этого следует, что исследователь должен хорошо знать предмет исследования Козлова, О.М. Социологические исследования [Текст] / О. М. Козлова. — М.: Эксмо, 2002. — С.90 .
Структурированное наблюдение предполагает формализованную процедуру, когда наблюдатель заранее определяет единицы наблюдения (отдельные действия или их признаки), с помощью которых будет описываться исследуемое поведение или по которым можно судить о произошедшем событии. Все другие элементы поведения, включая самые интересные, не принимаются во внимание и оставляются в стороне. Для сокращения времени оценки результатов подобного исследования разрабатываются стандартизированные регистрационные документы (карточки, протоколы, таблицы, дневники наблюдения). Поэтому структурированное наблюдение может осуществляться путем привлечения лиц, не являющихся специалистами в сфере проведения исследования: регистрационные документы сводят работу наблюдателя только лишь к фиксации отдельных элементов заранее определенных единиц наблюдения. Структурированное наблюдение проводится главным образом с целью описания типичности (распространенности) той или иной формы поведения.
Свободное наблюдение характеризуется тем, что сбор информации осуществляется без заранее заданной схемы. Например, исследователь фиксирует все доступные в конкретной ситуации особенности поведения посетителей выставочного стенда предприятия. В ресторанном бизнесе роль наблюдателей-исследователей могут выполнять специально обученные официанты (например, для изучения реакции клиентов на новые блюда в меню). Свободное наблюдение используется главным образом в ситуациях, когда исследователь затрудняется идентифицировать изучаемую проблему или необходимо описать какой-либо процесс или явление для проведения их качественного анализа. Поэтому подобные наблюдения часто применяются при проведении поисковых маркетинговых исследований: формулируемые с их помощью выводы являются, по сути, лишь гипотезами.
По способу восприятия объекта выделяют персональное и не персональное наблюдение. Персональное наблюдение предполагает, что события отмечаются лично наблюдателем. Например, наблюдатель фиксирует поведение, активность и оценки туристов во время экскурсии относительно следующих факторов:
ѕ подбора мест и объектов посещения;
ѕ рассказа экскурсовода и его поведения;
ѕ степени интереса туристов к различным объектам показа;
ѕ транспортного обеспечения и организации питания;
ѕ продолжительности экскурсии и др.
При не персональном наблюдении события регистрируются с помощью технических средств. Это дает возможность снизить субъективность восприятия и интерпретации событий, получить дополнительные или более точные данные, снизить трудоемкость сбора информации. Кроме того, некоторые виды наблюдения (например, за психологическими реакциями человека) могут осуществляться только с использованием специальных приборов.
По характеру наблюдаемых событий различают прямое и непрямое (косвенное) наблюдение.
Прямое наблюдение проводится непосредственно за поведением людей. Непрямое (косвенное) наблюдение осуществляется за результатами поведения, когда информация собирается на основе физических признаков или свидетельств свершения некоторых событий. Так, большое количество тарелок с недоеденной нищей в ресторане красноречивей всяких слов говорит о ее качестве. Степень износа покрытия мягкой мебели в гостиничных номерах лает четкое представление о предпочитаемых клиентами местах для сидения и отдыха.
По характеру окружающей обстановки наблюдения подразделяются на полевые и лабораторные.
Полевые наблюдения проводят в привычной для объекта наблюдения среде (в реальной жизненной ситуации). Например, можно наблюдать за посетителями в офисе туристского предприятия. В такой ситуации люди ведут себя естественным образом. Наблюдение может включать полный хронометраж посещения клиентом фирмы (от момента входа до выхода): фиксацию процесса покупки; рекламных материалов, на которые обращалось внимание; вопросов, с которыми посетители обращались к персоналу, и т. д.
Проведение наблюдения в естественной обстановке позволяет в ряде случаев получить результаты, способные привести к новым маркетинговым идеям. Так, компания Pizza Hut путем полевых наблюдении выявила, что подавляющее большинство поклонников пиццы едят ее, обмакивая в соус. В результате рынку был предложен новый продукт — пицца, специально, созданная для того, чтобы ее обмакивали в соус (обычную пиццу разрезали на 16 кусочков и клали ее в новую упаковку вместе стремя вариантами наиболее популярных соусов). Дальнейшие исследования позволили выявить ряд доминирующих «стилей обмакивания» — «легкое обмакивание», «двойное обмакивание», «тройное обмакивались, «обмакивание свернутой пиццы» и т. п. Вполне возможно, что в будущем новые знания о стилях обмакивания пиццы, полученные путем наблюдения, приведут к очередному маркетинговому усовершенствованию Высоцкий, И.Р. Социология [Текст] / И.Р. Высоцкий. — М.: Эксмо, 2000. — С.52 .
Лабораторные наблюдения осуществляются в искусственно созданных условиях и тесно связаны с экспериментами. Это позволяет контролировать условия проведения исследования и предоставляет возможности для применения специальных технических средств. Использование искусственных условий также даст возможность ускорить процесс сбора информации, сократить сроки и стоимость наблюдения. Однако сам факт приглашения людей в специально предназначенное для наблюдения помещение, непривычная обстановка могут повлиять па естественность их поведения. Например, участники наблюдения могут потратить гораздо больше времени на изучение рекламного обращения, чем они делают это в реальной жизни. Либо, наоборот, сочтя неудобным тщательное рассмотрение рекламных обращений или получение дополнительных консультаций у персонала, сократят процедуру их изучения. Поэтому исследование в полевых условиях во многих случаях является более целесообразным.
В последнюю категорию входят типы наблюдения, которые различаются регулярностью проведения исследования. Социологи выделяют три наиболее крупные виды в данной категории:
1. Систематическое наблюдение — структурное поэтапное наблюдение, наиболее контролируемое, сроки которого могут быть неограниченными.
2. Эпизодическое наблюдение — кратковременное наблюдение, которое может выступать и в качестве одной из стадий систематического наблюдения, что бывает довольно часто.
3. Случайное наблюдение относится к такому типу наблюдения, когда процесс уже вышел из-под контроля и не является частью исследовательской программы.
1.3 Достоинства и недостатки метода наблюдения
Будучи одним из самых действенных методов по добыче информации, метод наблюдения содержит в себе различные достоинства и недостатки, которые как нельзя лучше характеризуют саму сущность метода.
Важно учитывать, что при рассмотрении достоинств и недостатков, мы рассматриваем данный метод, практически не опираясь на классификацию видов наблюдения. Главным положительным моментом в проведении исследований в процессе наблюдения является тот факт, что субъект исследования имеет довольно тесный контакт с наблюдаемыми им объектами. Наблюдатель постоянно контролирует ситуацию, причём делает это напрямую, без посредников, за счёт чего картина событий выглядит более точно и многогранно. В условиях финансового кризиса нельзя не упомянуть, что данный метод ещё и является наиболее дешёвым из имеющихся. Для проведения социологического исследования при помощи наблюдения не нужно применение специальных средств и приборов. В большинстве случаев, все, что нужно для получения достоверной информации — это глаза.
Одним из наиболее важных плюсов, которые выделяют, является тем, что впечатления и анализы, полученные путём наблюдения, имеют наиболее яркий характер, по сравнению с остальными методами. Однако здесь кроется и один существенный недостаток. Дело в том, что каждый человек обладает определённым набором эмоций, который может помешать его работе в процессе исследования. У каждого человека своё отношение к тем или иным явлениям, событиям или людям. Поэтому, в процессе сбора информации, человек может потерять то, что должно руководить его работой, как одного из принципов — это объективность. Человек далеко не всегда может принять объективное решение, тем самым обрекая себя на создание неправильных выводов и анализов.
Иногда в процессе наблюдения страдает такое понятие человеческой природы, как нравственность. Задача человека, особенно в роли социолога, стараться помочь обществу, а не нарушать хрупкую цепь, которая держит социум в мире. Поэтому главной задачей для исследователя при исполнении нравственного долга, это занять правильную позицию и придерживаться её, независимо от обстоятельств.
Существуют также недостатки, которые нельзя отнести только к методу наблюдения, и который присущ ко всем видам сбора социологической информации — это неточность, а иногда и недостоверность тех или иных наблюдений. Однако существует ряд методов, которые позволяют максимально точно зафиксировать исследуемые события и ситуации Высоцкий, И.Р. Социология [Текст] / И.Р. Высоцкий. — М.: Эксмо, 2000. — С.56 .
В первую очередь — это продуманность всей операции, её необходимость и пунктуальность. Важно учитывать все возможные последствия до того, как эксперимент вступит в силу. Необходимо, чтобы наблюдатель соответствовал той работе, которую он собирается делать. Ему следует доверять лишь ту работу, которая ему по силам и не стоит требовать невозможного от лиц, которые не обучены тем или иным исследованиям. Имеет смысл при проведении исследовании избавиться от бессмысленных и ненужных эмоций, которые мешают работе социолога, оставив лишь холодный расчёт. И в последнюю очередь к способам максимальной точности мы можем отнести несоответствие оборудования для той работы, которую будет необходимо сделать.
Но вернёмся к положительным сторонам наблюдения, одной из которых является массовость процесса наблюдения. Количество лиц, задействованных для исследований, может быть неограниченно, возможно проведение экспериментов, связанных с поведением толпы. Однако существует минус, связанный с этой положительной стороной, постольку с учетом того, что количество участников неограниченно, нельзя не учитывать, что средства исследования всё-таки имеют ограниченный характер. Отсюда вытекает неспособность охватить все объекты изучения, вследствие чего наступает то самое понятие недостоверности, о котором я веду речь, начиная с введения.
2. Наблюдение за пассажирами общественного транспорта
наблюдение информация поведение пассажир
Для осуществления наблюдения нами были выбраны пассажиры общественного транспорта, в частности маршрутного автобуса №56. Наблюдение проводилось в течении 4 дней, в одно и тоже время. Наблюдение осуществлялось в дневное время, в промежутке между 10 и 14 часами дня, и в вечернее время, в промежутке между 17 и 20 часами вечера, т.е. в вечерние часы пик. В ходе наблюдения нами фиксировались различные характеристики, условия и явления, которые представлены в приложении 1.
При проведении наблюдения в автобусе выбиралась группа людей численностью 8 человек, различного пола, возраста. Как только группа выходила из автобуса, выбиралась следующая. При следовании от одной конечной остановки до другой в среднем удавалось проводить наблюдение над 5 группами людей. В временном промежутке осуществляется 2 рейса, т.е. от одной конечной к другой и назад к месту начала наблюдения. Таким образом, в среднем в наблюдении участвовало 320 человек.
Целью наблюдения является выявление изменения поведения пассажиров автобуса в различных условиях. Так наблюдение проводится в различное время, при различной наполненности автобуса, различных дорожных условиях и при различных погодных условиях.
Результаты наблюдения представлены в приложении 2, в усредненном виде на каждый день. Рассмотрим общие результаты наблюдения за все 4 дня, представленные в таблице 1.
Источник