Способы получения первичных данных эксперимент

Экспериментальная психология: конспект лекций.

7.2. Первичная статистическая обработка данных.

Все методы количественной обработки принято подразделять на первичные и вторичные.

Первичная статистическая обработка нацелена на упорядочивание информации об объекте и предмете изучения. На этой стадии «сырые» сведения группируются по тем или иным критериям, заносятся в сводные таблицы. Первично обработанные данные, представленные в удобной форме, дают исследователю в первом приближении понятие о характере всей совокупности данных в целом: об их однородности – неоднородности, компактности – разбросанности, четкости – размытости и т. д. Эта информация хорошо считывается с наглядных форм представления данных и дает сведения об их распределении.

В ходе применения первичных методов статистической обработки получаются показатели, непосредственно связанные с производимыми в исследовании измерениями.

К основным методам первичной статистической обработки относятся: вычисление мер центральной тенденции и мер разброса (изменчивости) данных.

Первичный статистический анализ всей совокупности полученных в исследовании данных дает возможность охарактеризовать ее в предельно сжатом виде и ответить на два главных вопроса: 1) какое значение наиболее характерно для выборки; 2) велик ли разброс данных относительно этого характерного значения, т. е. какова «размытость» данных. Для решения первого вопроса вычисляются меры центральной тенденции, для решения второго – меры изменчивости (или разброса). Эти статистические показатели используются в отношении количественных данных, представленных в порядковой, интервальной или пропорциональной шкале.

Меры центральной тенденции – это величины, вокруг которых группируются остальные данные. Данные величины являются как бы обобщающими всю выборку показателями, что, во-первых, позволяет судить по ним обо всей выборке, а во-вторых, дает возможность сравнивать разные выборки, разные серии между собой. К мерам центральной тенденции в обработке результатов психологических исследований относятся: выборочное среднее, медиана, мода.

Выборочное среднее (М) – это результат деления суммы всех значений (Х) на их количество (N).

Медиана (Ме) – это значение, выше и ниже которого количество отличающихся значений одинаково, т. е. это центральное значение в последовательном ряду данных. Медиана не обязательно должна совпадать с конкретным значением. Совпадение происходит в случае нечетного числа значений (ответов), несовпадение – при четном их числе. В последнем случае медиана вычисляется как среднее арифметическое двух центральных значений в упорядоченном ряду.

Мода (Мо) – это значение, наиболее часто встречающееся в выборке, т. е. значение с наибольшей частотой. Если все значения в группе встречаются одинаково часто, то считается, что моды нет. Если два соседних значения имеют одинаковую частоту и больше частоты любого другого значения, мода есть среднее этих двух значений. Если то же самое относится к двум несмежным значениям, то существует две моды, а группа оценок является бимодальной.

Читайте также:  Собака убегает со двора способы предотвращения

Обычно выборочное среднее применяется при стремлении к наибольшей точности в определении центральной тенденции. Медиана вычисляется в том случае, когда в серии есть «нетипичные» данные, резко влияющие на среднее. Мода используется в ситуациях, когда не нужна высокая точность, но важна быстрота определения меры центральной тенденции.

Вычисление всех трех показателей производится также для оценки распределения данных. При нормальном распределении значения выборочного среднего, медианы и моды одинаковы или очень близки.

Меры разброса (изменчивости) – это статистические показатели, характеризующие различия между отдельными значениями выборки. Они позволяют судить о степени однородности полученного множества, его компактности, а косвенно и о надежности полученных данных и вытекающих из них результатов. Наиболее используемые в психологических исследованиях показатели: среднее отклонение, дисперсия, стандартное отклонение.

Размах (Р) – это интервал между максимальным и минимальным значениями признака. Определяется легко и быстро, но чувствителен к случайностям, особенно при малом числе данных.

Среднее отклонение (МД) – это среднеарифметическое разницы (по абсолютной величине) между каждым значением в выборке и ее средним.

Где d = |Х – М |, М – среднее выборки, Х – конкретное значение, N – число значений.

Множество всех конкретных отклонений от среднего характеризует изменчивость данных, но если не взять их по абсолютной величине, то их сумма будет равна нулю и мы не получим информации об их изменчивости. Среднее отклонение показывает степень скученности данных вокруг выборочного среднего. Кстати, иногда при определении этой характеристики выборки вместо среднего (М) берут иные меры центральной тенденции – моду или медиану.

Дисперсия (D) характеризует отклонения от средней величины в данной выборке. Вычисление дисперсии позляет избежать нулевой суммы конкретных разниц (d = Х – М) не через их абсолютные величины, а через их возведение в квадрат:

Где d = |Х – М|, М – среднее выборки, Х – конкретное значение, N – число значений.

Стандартное отклонение (б). Из-за возведения в квадрат отдельных отклонений d при вычислении дисперсии полученная величина оказывается далекой от первоначальных отклонений и потому не дает о них наглядного представления. Чтобы этого избежать и получить характеристику, сопоставимую со средним отклонением, проделывают обратную математическую операцию – из дисперсии извлекают квадратный корень. Его положительное значение и принимается за меру изменчивости, именуемую среднеквадратическим, или стандартным, отклонением:

Где d = |Х– М|, М – среднее выборки, Х– конкретное значение, N – число значений.

Читайте также:  Несколько способов постановки звука р

МД, D и ? применимы для интервальных и пропорционных данных. Для порядковых данных в качестве меры изменчивости обычно берут полуквартильное отклонение (Q), именуемое еще полуквартильным коэффициентом. Вычисляется этот показатель следующим образом. Вся область распределения данных делится на четыре равные части. Если отсчитывать наблюдения начиная от минимальной величины на измерительной шкале, то первая четверть шкалы называется первым квартилем, а точка, отделяющая его от остальной части шкалы, обозначается символом Qv Вторые 25 % распределения – второй квартиль, а соответствующая точка на шкале – Q2. Между третьей и четвертой четвертями распределения расположена точка Q3. Полуквартильный коэффициент определяется как половина интервала между первым и третьим квартилями:

При симметричном распределении точка Q2 совпадет с медианой (а следовательно, и со средним), и тогда можно вычислить коэффициент Q для характеристики разброса данных относительно середины распределения. При несимметричном распределении этого недостаточно. Тогда дополнительно вычисляют коэффициенты для левого и правого участков:

Источник

Маркетинг персонала Задание 1. Основные способы получения маркетинговой информации Существуют три основных способа получения первичных данных

Название Основные способы получения маркетинговой информации Существуют три основных способа получения первичных данных
Дата 12.11.2021
Размер 21.92 Kb.
Формат файла
Имя файла Маркетинг персонала Задание 1.docx
Тип Документы
#270193
С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: Надежность автомат.систем Зад.1.docx.
Показать все связанные файлы Подборка по базе: Практическое задание на 12.11.2021 г..docx, Педагогика 2 задание.pdf, Педагогика 1 задание.pdf, информатика практическое задание 1.doc, Рег экономика задание 3.docx, Роль финансового маркетинга в экономическом развитии России.docx, практическое задание -1 — копия.docx, Практико-ориентированное задание 6. Пятыжкин Сергей С..pptx, Контрольное тестовое задание.pdf

Основные способы получения маркетинговой информации

Существуют три основных способа получения первичных данных: наблюдение за поведением людей, опрос и эксперимент, кроме того, важное место занимает панель. Информация может собираться либо с использованием специальных устройств, либо непосредственно исследователем. Важна и вторичная маркетинговая информация. Перечислите преимущества и недостатки методов сбора маркетинговой информации в таблице 1.
Таблица 1 — Основные способы получения маркетинговой информации

№ п/п Основные способы получения маркетинговой информации Сравнительная характеристика
Преимущества Недостатки
1 2 3 4
1 Наблюдение за поведением людей –

— естественность обстановки исследования;

— возможность восприятия неосознанного поведения людей

1) Трудно обеспечить репрезентативность, так как наблюдение требует, как правило, специальных условий.

2) Субъективность восприятия, селективность наблюдающего (кроме наблюдения с помощью приборов).

3) Поведение объектов может отличаться от естественного, если наблюдение проводится открыто.

4) Надежность информации не определяется (обычно повторить нельзя).

2 Опрос — — возможность выявить суждения, мысли, идеи, мотивацию, привычки и другие невоспринимаемые обстоятельства;

— гибкость формы проведения;

— возможность статистической обработки.

1) Трудно протоколировать ответы.

2) Ограничения при сравнении результатов.

3) Трудность в сборе данных.

4) Высокие затраты.

5) Неиндивидуальный подход.

6) Невозможность получения дополнительной информации.

3 Эксперимент — — возможность изучения причинно-следственных связей;

— достаточно высокая объективность получаемых результатов;

— возможность проверки эффективности принимаемых маркетинговых решений.

3) Высокие требования к квалификации исполнителей.

4 Панель — — возможность регулярного изучения тех или иных явлений (повторные покупки, интенсивность распределения и т.п.) в течение определенного периода времени. 1) Трудности подбора и поддержания состава респондентов («смертность» панели).

2) Построение и поддержка панели требуют больших затрат.

3) Стандартизированность ответов не полностью лояльных респондентов.

4) Сознательное или бессознательное изменение образа поведения участников, находящихся под длительным контролем («эффект субъективности панели»).

5 Использование специальных устройств –

— технологичность;

— массовость.

1) Зависят от электричества, поэтому в случае его отсутствия могут резко перестать работать, а образовательный процесс затормозиться;

2) Чрезмерное использование может привести к проявлению и развитию качеств интроверта. Человек может начать концентрироваться только на электронном носителе, а внешний мир может перестать быть интересным.

3) Негативным образом сказывается на развитии коммуникативных навыков живого, межличностного общения;

4) Дороговизна и медлительность внедрения;

5) Трудности в адаптации к ТСО;

1 Вторичная маркетинговая информация –

— относительно недорогая;

— быстрый сбор информации;

— наличие нескольких источников информации;

— информация от независимых источников;

— обычно достоверна.

1) информация может быть не соответствующей целям организации.

2) может быть устаревшей.

Объясните в гр. 3 таблицы 2, как можно использовать разные типы исследования для составления прогноза реакции работников организации на новую систему оценки труда.
Таблица 2

Виды исследования Методы исследования Собираемые данные
1 2 3
Поисковые исследования

Сбор предварительной маркетинговой информации, которая поможет определить проблему и выдвинуть гипотезу

Наблюдение научно организованный сбор и использование информации, предназначенной для удовлетворения информационно- аналитических потребностей маркетинга

— планомерный охват воспринимаемых органами чувств обстоятельств без воздействия на объект наблюдения

Описательные

Маркетинговое исследование, которое проводится для того, чтобы точнее определить маркетинговые проблемы, ситуации или рынки, такие как рыночный потенциал товара или демографические характеристики и взгляды потребителей

Опрос — сбор первичных данных, направленный на выяснение знаний, взглядов, предпочтений потребителей и особенностей покупательского поведения
Исследование причинно-следственных связей

Маркетинговое исследование по проверке гипотез причинно-следственных связей

Эксперимент — сбор первичных данных посредством выделения сопоставимых групп людей и контроля переменных составляющих и реакций групп в различных ситуациях.

Исследование влияния одного фактора при одновременном контроле посторонних факторов

Источник

Читайте также:  Какими способами можно потушить пожар
Оцените статью
Разные способы