- Автотрофы и гетеротрофы
- Что это?
- Способы получения органических веществ автотрофы и гетеротрофы.
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Методическая работа в онлайн-образовании
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Краткосрочный план урока биологии 10 класс » Способы получения органических веществ (автотрофы и гетеротрофы)
- Просмотр содержимого документа «Краткосрочный план урока биологии 10 класс » Способы получения органических веществ (автотрофы и гетеротрофы)»
Автотрофы и гетеротрофы
Средняя оценка: 4.8
Всего получено оценок: 862.
Средняя оценка: 4.8
Всего получено оценок: 862.
В природе существует два способа питания, в соответствии с которыми живые организмы делятся на два типа – автотрофы и гетеротрофы. Каждый тип отличается способом получения органических веществ.
Что это?
Автотрофы – живые организмы, способные самостоятельно синтезировать органические веществ из неорганических. Из определения понятно, что к автотрофам в первую очередь относятся зеленые наземные растения, водоросли, а также цианобактерии или сине-зелёные водоросли, т.е. все организмы, способные к фотосинтезу. Они называются фототрофами и используют солнечный свет в качестве источника энергии.
Помимо фототрофов к автотрофам относятся хемотрофы или хемоавтотрофы. В качестве источника энергии они используют энергию, выделяющуюся при окислении неорганических веществ, и за счёт неё синтезируют органические вещества из неорганических. Получать органические вещества они могут в кислородной или бескислородной среде. К хемотрофам относятся некоторые виды бактерий – серобактерии, железобактерии, нитрифицирующие и т.д. Хемотрофы – единственные организмы, не зависящие от солнечного света.
Рис. 2. Хемотрофы.
Гетеротрофы – живые организмы, получающие готовые органические вещества вместе с пищей. К ним относится большая часть животных от простейших до человека, грибы, большинство бактерий. Гетеротрофы, поедающие автотрофов, являются растительноядными организмами. Гетеротрофные организмы, питающиеся гетеротрофами, могут быть хищниками или паразитами.
По способу потребления пищи гетеротрофы делятся на два вида:
Источник
Способы получения органических веществ автотрофы и гетеротрофы.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Все живые организмы , обитающие на Земле, можно подразделить на две группы в зависимости от того, каким образом они получают необходимые им органические вещества. Бывают 2 группы: гетеротрофы и автотрофы.
Автотрофы — живые организмы, синтезирующие органические соединения из неорганических.
Автотрофы составляют первый ярус в пищевой пирамиде (первые звенья пищевых цепей). Именно они являются первичными продуцентами органического вещества в биосфере, обеспечивая пищей гетеротроф. Следует отметить, что иногда резкой границы между автотрофами и гетеротрофами провести не удаётся. Например, одноклеточная эвгенна на свету является автотрофом, а в темноте — гетеротрофом.
Фототрофы Организмы, для которых источником энергии служит солнечный свет (фотоны, благодаря которым появляются доноры — источники электронов), называются фототрофами
Такой тип питания носит название фотосинтеза. К фотосинтезу способны зелёные растения и многоклеточные водоросли, а также цианобактерии, благодаря содержащемуся в их клетках пигменту — хлорофиллу
Хемотрофы Остальные организмы в качестве внешнего источника энергии используют энергию химических связей пищи или восстановленных неорганических соединений — таких, как сероводород, метан, сера, двухвалентное железо и др. Такие организмы называются хемотрофы.
Гетеротрофы. Гетеротрофы — живые организмы, существующие за счет потребления готовых органических веществ, создаваемых автотрофами. К гетеротрофам относятся все животные и человек, грибы, а также растения и микроорганизмы, не обладающие способностью к фотосинтезу или хемосинтезу. Все необходимые органические вещества гетеротрофы-животные получают в конечном счете из автотрофных организмов..
Сапрофиты. Любые микроорганизмы, питающиеся органическим веществом отмерших организмов. Разлагают трупы и выделения животных, растительные остатки. К сапрофитам относится большая часть бактерий. Широко распространены в природе, встречаются в почве, воде, воздухе.
Паразиты Паразит использует хозяина как источник питания, среду обитания. Попав во внутреннюю среду хозяина, паразит получает ряд преимуществ: легко доступную пищу, защищенность от непосредственного воздействия абиотических и биотических факторов внешней среды
Голозои Обладают сложной пищеварительной системой, которая позволяет употреблять пищу твердыми кусками, посредством их захвата внутрь тела организма, которые затем перевариваются и всасываются в пищеварительной системе. Характерен данный способ питания многим животным и насекомоядным растениям
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 46 человек из 23 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1222328
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В проекте КоАП отказались от штрафов для школ
Время чтения: 2 минуты
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Краткосрочный план урока биологии 10 класс » Способы получения органических веществ (автотрофы и гетеротрофы)
Урок относится к разделу Обмен веществ в клетке
Просмотр содержимого документа
«Краткосрочный план урока биологии 10 класс » Способы получения органических веществ (автотрофы и гетеротрофы)»
Краткосрочный план по биологии 10 класс
Урок № 27 Класс 10 ____ Дата проведения ________________
Способы получения органических веществ (Автотрофы и гетеротрофы)
Сформировать знания о разнообразии способов получения органических веществ в живой природе, автотрофном и гетеротрофном питании и их разновидностях.
Продолжить формирование умения самостоятельно приобретать знания, развитие логического мышления через умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
Продолжить формирование интереса к предмету, научного мировоззрения о разнообразии жизненных форм по способу питания.
— дают определение понятиям «автотрофы», «гетеротрофы», «сапрофиты», «паразиты», «фототрофы», «хемотрофы»
— приводят примеры организмов разных типов питания
Изучение нового материала урок
Словесный, наглядный, частично – поисковый, социальный
Результат обучения для ученика
Знают сущность понятия автотрофы, гетеротрофы, сапрофиты, паразиты, фототрофы, хемотрофы, примеры живых организмов имеющих данные способы питания.
Умеют характеризовать каждый способ питания, приводить примеры, устанавливать взаимосвязи между особенностями строения живых организмов и способом их питания.
Введение в тему урока
Создание эмоционально – положительной обстановки
Что такое метаболизм?
Какие два типа обмена веществ происходят в любом живом организме?
Что называют катаболизмом?
Какой процесс, характерный для любого живого организма, относится к катаболизму?
Какие учёные являются основоположниками учения о дыхании?
Почему дыхание называют биологическим окислением?
Из каких 3 этапов состоит процесс дыхания?
Расскажите, где в клетке происходит каждый этап дыхания?
При каких условиях и что происходит на каждом этапе дыхания?
Из каких стадий состоит аэробный этап дыхания?
Где протекает каждая стадия аэробного дыхания и каков их результат?
Каков энергетический эффект процесса дыхания?
Любой живой организм на Земле, чтобы жить питается.
— Что является питательными веществами для живых организмов?
— На какие 2 группы делятся все живые организмы на Земле по способу получения органических веществ?
Исходя из сказанного сегодня на уроке мы должны:
Вспомнить и расширить знания о гетеротрофном и автотрофном типах питания.
Отвечают на вопросы
Самостоятельная работа в парах
Защита кластеров и их оценивание
Раздаёт инструктивные карточки и текст с учебным материалом по теме урока (приложение № 1,2).
Следит за работой учащихся
Распределяет учащихся по группам : 2 парты одна группа
Раздаёт маркеры, ватман
Организует презентацию кластеров и их оценивание цветными стикерами, выбор лучшей работы
Предлагает оформить лучший кластер в тетради
Отвечают на вопросы, заполняют таблицу
Продумывают его защиту
Взаимооценивание работ стикерами
Установление лучшей работы
Запись данного кластера в тетрадь
Слайд 1 презентации
Питание – это процесс приобретения неорганических веществ и воды
Хемотрофы относятся к группе гетеротрофных организмов
Цианобактерии представители фототрофных организмов
Организмы нуждающиеся в готовых органических веществах называют гетеротрофными организмами.
Паразитические грибы и растения являются сапротрофами.
— Что нового узнали на уроке?
— Что понравилось на уроке?
Предлагает записать д/з
Устанавливают правильность высказывания. Если высказывание неправильное исправляют ошибку.
Записывают домашнее задание
Повторить записи в тетради
— Текст «Автотрофные и гетеротрофные организмы»
— Слайд презентации «Тест сличения по новой теме»
Приложение № 1: Инструктивная карточка
Проработав предложенный материал о способах получения органических веществ живыми организмами дайте ответы на вопросы и выполните задания:
Что такое питание?
Какой ученый классифицировал живые организмы по способу питания?
Заполните в тетради таблицу:
Признаки для сравнения
Синтез органических веществ из неорганических
Представители растительного мира
Представители животного мира
Исходя из полученных знаний составьте на ватмане кластер раскрывающий классификацию живых организмов по способу получения органических веществ, указав примеры живых организмов. Подготовьте защиту своей работы.
Автотрофные и гетеротрофные организмы
Все живые организмы, обитающие на Земле, представляют собой открытые системы, зависящие от поступления вещества и энергии извне. Процесс потребления органических вещества и энергии был назван питанием.
В 80-х гг. XIX в. немецкий биолог Вильгельм Пфеффер разделил все живые организмы по способу питания. Это деление сохранилось и до нашего времени.
По способу получения органических веществ для питания живые организмы делятся на две большие группы — автотрофы и гетеротрофы.
Пфеффер исходил из того, что зеленое растение в природе не нуждается в притоке органического вещества извне, а само способно синтезировать его в процессе фотосинтеза. Растения, используя энергию солнечного света и поглощая минеральные вещества из почвы и воды, синтезируют органические вещества. Эти соединения служат растениям материалом, из которого они образуют свои ткани, и источником энергии, необходимой им для поддержания своих функций.
Пфеффер назвал их автотрофами, что означает «самопитающиеся, самокормящиеся» (от греч. «авто» — сам, «трофе» — кормиться, питаться). Автотрофные растения не только кормятся сами, но и кормят все остальные живые организмы.
В зависимости от источника энергии автотрофы были поделены на фотоавтотрофов (фототрофов) и хемоавтотрофов (хемотрофов). Первые используют для биосинтеза световую энергию (растения, цианобактерии), вторые используют для биосинтеза энергию химических реакций окисления неорганических соединений (хемотрофные бактерии: водородные, нитрифицирующие, серобактерии и др.).
Организмы, которые нуждаются в готовом органическом веществе, образованном другими, Пфеффер назвал гетеротрофами, что означает «питающиеся другими» (от греч. «гетер» — другой). К таким организмам относятся все животные, которые извлекают необходимую им энергию из готовой пищи, поедая растения или других животных. Сюда же можно отнести группу бесхлорофильных растений-паразитов, которые, присасываясь к корням своих собратьев, поглощают необходимые вещества.
По состоянию источника пищи гетеротрофы делят на биотрофов и сапротрофов. Биотрофы питаются живыми организмами и к ним относятся зоофаги (питаются животными) и фитофаги (питаются растениями), в том числе паразиты. Для сапротрофов пищей являются органические вещества мертвых тел или выделения животных. Существуют сапротрофные бактерии, сапротрофные грибы, сапротрофные растения, сапротрофные животные.
Некоторые живые организмы способны как к автотрофному, так и гетеротрофному питанию. Такие организмы называют миксотрофами. Они способны синтезировать органические вещества и питаться готовыми органическими соединениями. Например, насекомоядные растения, эвгленовые водоросли и др.
Источник