Способы получения общего образования

Содержание
  1. Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
  2. ГАРАНТ:
  3. Информация об изменениях:
  4. Способы получения общего образования
  5. Формы получения образования в РФ
  6. Этапы обучения
  7. Общее образование
  8. Профессиональное обучение
  9. Очная форма
  10. Экстернат
  11. Самообразование (форма семейного обучения)
  12. Способы получения диплома об окончании университета и их описание
  13. Очная форма обучения
  14. Очно-заочное (вечернее) обучение
  15. Заочная форма обучения, или экстернат
  16. Дистанционное обучение
  17. Каковы уровни и формы получения общего образования?
  18. 1. Уровни общего образования в РФ
  19. 2. Формы получения общего образования в РФ
  20. 2.1. Получение общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
  21. 2.2. Получение общего образования вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность
  22. 3. Особенности получения общего образования отдельными лицами

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

Статья 17 . Формы получения образования и формы обучения

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 17 настоящего Федерального закона

1. В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Информация об изменениях:

Часть 5 изменена с 1 сентября 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ

5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности, направлению подготовки и научной специальности определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами и самостоятельно устанавливаемыми требованиями, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Источник

Способы получения общего образования

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

1. В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности, направлению подготовки и научной специальности определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами и самостоятельно устанавливаемыми требованиями, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

Источник

Формы получения образования в РФ

Для современного человека получение образования – один из самых важных этапов в жизни. Умному человеку легче живется и в прямом, и в переносном смысле. Но, для того чтобы получить диплом, важно знать, какие формы получения образования сейчас существуют, и понять, какая из них наиболее точно подходит к сложившейся ситуации.

Этапы обучения

Существует два основных этапа обучения человека, которые подразделяются еще на несколько ступеней. Каждая ступень играет очень важную роль в становлении и формировании личности. Задача образовательного процесса состоит в том, чтобы развить умственные и физические способности человека, привить полезные привычки, обнаружить скрытый потенциал к тому или иному занятию, помочь ему развить свои навыки.

Общее образование

Существуют следующие этапы учебного процесса:

  • Дошкольное образование. Оно является очень важным для маленького человечка, поскольку именно в детском возрасте закладывается фундамент будущей личности, лучше всего развиваются навыки, прививается интерес к различным видам деятельности, а также обнаруживаются скрытые таланты.
  • Начальное школьное образование (1-4 классы). Данный этап закрепляет умения, полученные в детском садике, а также развивает новые. Он не менее важен для растущего человека, чем дошкольное образование. Кроме того, именно в начальной школе происходит социализация ребенка (если он не ходил в детский садик) и прививаются правила жизни в коллективе.
  • Среднее общее образование (5-9 классы). В это время происходит систематизация и закрепление всех знаний, полученных в садике и начальной школе, а также усвоение новых. Происходит постепенная подготовка к взрослой жизни, дети становятся все более самостоятельными и уже не нуждаются в родителях так, как раньше.
  • Среднее полное образование (5-11 классы). В 10 и 11 классах происходит повторение материала, усвоенного в средней школе, осуществляется подготовка к обучению в вузе. Характер человека уже практически сформирован, и перед выпуском из школы можно наблюдать полноценную личность со своими уникальными привычками и убеждениями.
Читайте также:  Рефераты приватизация способы приватизации

Профессиональное обучение

Формы получения общего образования нам уже известны, теперь настал черед профессионального. Его молодые люди получают после выпуска из школы. Такое образование доступно для получения в течение всей жизни человека. Цель его – дать человеку профессию, привить ему необходимые качества, умения и навыки для работы, а также дополнительные знания. Поэтому формы получения профессионального образования многочисленны и разнообразны. Это нужно для того, чтобы студент гарантированно смог получить соответствующие навыки.

Процесс обучения включает в себя следующие этапы:

  • Среднее профессиональное образование. Его можно получить в специализированных училищах, колледжах и техникумах.
  • Высшее профессиональное образование. Оно дает гораздо больше возможностей, чем среднее, кроме того, человек с дипломом университета может заняться наукой и получить ученую степень. На работу охотней берут людей с высшим образованием, чем со средним специальным, плюс, за время обучения в вузе в человеке развиваются такие черты характера, как ответственность, дисциплина и пунктуальность.
  • Курсы повышения квалификации. Этот тип обучения времени занимает меньше, чем все его собратья. Его получают уже настоящие специалисты для углубления своих навыков и знаний, для того чтобы стать настоящим профессионалом своего дела.

Теперь нужно узнать, какие же формы получения образования и формы обучения существуют в Российской Федерации.

Рассмотрим, что предлагает в этом плане школа?

Каким способом ребенок получит аттестат, определяется родителями или законными представителями. Если гражданин совершеннолетний, то он вправе выбрать себе тип обучения самостоятельно. Это может быть:

  • очная форма;
  • самообразование (самостоятельные занятия дома);
  • экстернат.

Очная форма

Обучение по ней является стандартным, так учится большинство школьников России. Очная форма получения образования предполагает посещение школы по расписанию, установленному администрацией заведения, прослушивание уроков, выполнение заданий и общение с одноклассниками. Этот тип является самым благоприятным для ученика, так как развивает коммуникативные навыки ребенка, приучает его к жизни в коллективе и общению с самыми разными людьми.

Но у очной формы обучения есть и свои минусы, к которым можно отнести трудный для малыша режим. Не каждый ребенок способен заставить себя лечь в 9 часов вечера спать, чтобы в 6 часов утра встать в школу. Чаще всего режим контролирует мама. Также соблюдение расписания тяжело и для подростков. Кроме этого, к минусам очной формы можно отнести взаимоотношения со сверстниками в коллективе. Ведь не всегда они складываются так, как хотелось бы ребенку или его родителям. Для школьника большим стрессом является и смена обстановки, и именно этот фактор перевешивает порой все остальные в пользу домашнего обучения или экстерната, о котором и пойдет речь в следующем абзаце.

Экстернат

Существуют различные формы получения образования, но именно данный способ имеет наибольшую правовую регламентацию. Человек, который обучается таким образом, является экстерном. Это лицо, осваивающее самостоятельно общеобразовательные программы. Ученик имеет право на промежуточную и итоговую аттестацию в общеобразовательных заведениях. Иными словами, заниматься по программе экстерната – значит, освоить все дисциплины самостоятельно, по составленному расписанию, и приходить в учебное заведение только для того, чтобы сдать экзамены, что необходимо для подтверждения успешного освоения школьной программы.

Обучаться таким образом или нет – личный выбор каждого. Родители и дети найдут уйму плюсов и минусов в данном варианте. Так или иначе, данный способ просто необходим в различных ситуациях, например, ребятам с трудной жизненной ситуацией, когда посещение образовательного учреждения становится невозможным. В любом случае, экстернат как форма обучения очень хорош и многим школьникам просто необходим.

Самообразование (форма семейного обучения)

Данная форма просвещения ничем не отличается от экстерната, за исключением того, что ученик не является зачисленным ни в одно образовательное учреждение. Следовательно, необходимые экзамены для подтверждения освоения всех программ он сдать не может, потому что, говоря простыми словами, официально нигде не учится. Его статус как школьника нигде не зарегистрирован, а значит, в дальнейшем он не сможет поступить ни в один вуз. Различные формы получения образования отличаются от этой своей надежностью и защищенностью. Обучаясь на других формах, будущий студент получает гарантию возможности поступить в институт или университет.

Способы получения диплома об окончании университета и их описание

Формы получения образования в РФ разнообразны и многочисленны. Ниже мы рассмотрим каждую из них.

Очная форма обучения

Очная форма обучения в вузе почти не отличается от школы. Уже взрослый человек, не ребенок, посещает лекции в институте или университете, выполняет задания, участвует в семинарах и периодически проходит промежуточную аттестацию. При этом студент официально зарегистрирован как учащийся и может получить при окончании вуза диплом государственного образца (при условии, что учреждение имеет право выдавать такие документы).

Очно-заочное (вечернее) обучение

Формы получения высшего образования включают в себя и такие занятия. В отличие от предыдущего типа обучения, где занятиям с преподавателем выделяется около 70% учебного времени, здесь часов для лекций отводится гораздо меньше. В неделю может быть не больше 10 часов прослушивания материала, а остальное время предназначено для самоподготовки. Вечерней эта форма обучения называется потому, что занятия у студентов начинаются после 18:00. Поэтому таким способом учиться идеально для тех, кто уже нашел работу. Занятия у студентов-«вечерников» проходят так же, как и у «очников» — лекции, семинары, открытые мероприятия и т. д.

Читайте также:  Способы продвижения товара потребитель

Заочная форма обучения, или экстернат

Здесь самоподготовке уделяется 70% времени, и только 30% отведено на посещение лекций. У студентов, в отличие от их собратьев, посещающих университет каждый день, бывает установочная сессия, которую они сдают в первые месяцы после поступления в вуз. Обычно это октябрь-ноябрь. Заочная форма получения образования идеально подходит тем, кто работает или сидит с ребенком, а также тем, кто в силу каких-либо обстоятельств не смог поступить на дневное отделение.

Дистанционное обучение

Система дистанционного обучения появилась не так давно, но уже успела прочно прижиться во многих вузах. Суть ее в том, что студент и преподаватель взаимодействуют удаленно между собой, обмениваясь заданиями и выполненными работами. Осуществляется такое общение в основном через интернет. С помощью дистанционного обучения гораздо удобнее получать образование заочно. Ведь СДО позволяет студенту своевременно получать задания, а преподавателю обеспечивает удобство и быстроту их проверки. Здесь сохраняются все компоненты стандартного обучения – лекции, коллоквиумы, оценки и т. д.

Теперь можно видеть, как богаты и многообразны формы получения образования. Стоит только выбрать наиболее подходящую и начать готовиться к вступительным экзаменам.

Источник

Каковы уровни и формы получения общего образования?

Общее образование в РФ делится на следующие уровни: дошкольное, начальное, основное общее и среднее общее образование.

Общее образование может быть получено в двух формах: в образовательных организациях и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Под общим образованием понимается вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования (п. 11 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Рассмотрим подробнее уровни и формы общего образования в РФ.

1. Уровни общего образования в РФ

Уровнем образования признается завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Общее образование реализуется по следующим уровням (ч. 4 ст. 10, ч. 1 ст. 64, ч. 1 — 3 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ):

• начальное общее образование;

• основное общее образование;

• среднее общее образование.

В РФ гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования (ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

При этом начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основную образовательную программу начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее (ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Содержание образования каждого уровня определяется соответствующей образовательной программой (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

По уровням общего образования реализуются следующие основные общеобразовательные программы (ч. 1, п. 1 ч. 3 ст. 12, ч. 1 ст. 63 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ):

• образовательные программы дошкольного образования;

• образовательные программы начального общего образования;

• образовательные программы основного общего образования;

• образовательные программы среднего общего образования.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательной организацией в соответствии с ФГОС, если законом не установлено иное (ч. 5 — 7 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

ФГОС разрабатываются по уровням образования и устанавливают следующие сроки получения общего образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся (ч. 4, 5 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ; п. 2.5 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155; п. 4 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; п. 2 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897; п. 2 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413):

1) для дошкольного общего образования — четкие сроки не определены, но в дошкольное учреждение принимаются дети в возрасте от двух месяцев и до восьми лет;

2) для начального общего образования — четыре года, а для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным образовательным программам начального общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на два года;

Читайте также:  Методика детерминированного факторного анализа характеристика основных способов

3) для основного общего образования — пять лет, а для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным образовательным программам основного общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год;

4) для среднего общего образования — два года, а для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным образовательным программам среднего общего образования, а также для обучающихся, осваивающих основную образовательную программу в очно-заочной или заочной формах, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год.

Следует учесть, что для получения некоторых видов общего образования устанавливаются требования к возрасту. В частности, получение дошкольного образования может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев, а начального общего образования — по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.

По заявлению родителей (законных представителей) ребенок может быть принят в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте (ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

2. Формы получения общего образования в РФ

Общее образование может быть получено в двух формах: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций в форме семейного образования и самообразования (ч. 1 ст. 17, ч. 2 ст. 63 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Форма получения общего образования по каждому уровню образования определяется соответствующими ФГОС, образовательными стандартами, если иное не установлено законом (ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося с учетом мнения ребенка и до завершения получения ребенком основного общего образования имеют право выбирать формы получения образования. При этом ребенок, получающий образование в семье, по решению родителей (законных представителей) и с учетом его мнения вправе в любое время продолжить образование в образовательной организации (п. п. 1, 2 ч. 3 ст. 44, ч. 4 ст. 63 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

2.1. Получение общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, возможно в очной, очно-заочной или заочной форме. При этом допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (ч. 2, 4 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

2.2. Получение общего образования вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Получение образования вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования возможно для дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Среднее общее образование может быть получено также в форме самообразования (ч. 1 ст. 17, ч. 2 ст. 63 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ; п. 4 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; п. 2 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897; п. 2 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).

При обучении в форме семейного образования и самообразования обучающийся имеет право пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Получение дошкольного образования в семейной форме может быть организовано путем создания в образовательной организации семейных дошкольных групп. При этом родители могут использовать положения ФГОС дошкольного образования (п. 13 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014; п. 1.1 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155).

3. Особенности получения общего образования отдельными лицами

Лица, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, или в организациях, осуществляющих социальное обслуживание, получают начальное общее, основное общее, среднее общее образование в указанных организациях, если получение ими данного образования не может быть организовано в общеобразовательных организациях (ч. 3 ст. 63 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях (ч. 10 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Перечень, утв. Приказом Минздрава России от 30.06.2016 № 436 н).

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и др.) могут получать общее образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. Такие организации создаются органами государственной власти субъектов РФ и имеют специальные условия для получения образования указанными обучающимися (ч. 2, 5 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)

Источник

Оцените статью
Разные способы