- ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Сфера духовной культуры 2.3 Образование.
- Сфера духовной культуры
- 2.3 Образование и его значимость в условиях информационного общества.
- Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.
- План.
- Цели образования:
- Функции образования:
- Основные принципы образования
- Тенденции в развитии образования:
- Элементы системы образования в РФ.
- В систему образования входят:
- Пути получения образования в РФ:
- Типы образовательных программ:
- Документы:
- Сфера образования
- Понятие образования
- Классификация функций образования
- Система образования в РФ
- Таблица: уровни и ступени системы образования в РФ
- Тенденции в развитии мирового образования
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Сфера духовной культуры 2.3 Образование.
Сфера духовной культуры
2.3 Образование и его значимость в условиях информационного общества.
Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.
План.
- Сущность понятия «образование».
- Цели образования.
- Функции образования.
- Основные принципы российского образования.
- Тенденции в развитии образования.
- Элементы системы образования в РФ.
- Пути получения образования в РФ.
- Типы образовательных программ.
- Документы об образовании в РФ.
Образование – это результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, условие подготовки человека к жизни.
Образование — целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков, их совершенствованию.
Цели образования:
- приобщение к достижениям цивилизации
- сохранение культурного достояния
- развитие качеств личности, необходимых её и обществу для включения в социально значимую деятельность
Функции образования:
- культурная — трансляция культуры в обществе, её накопление, хранение, передача последующим поколениям, передача социального опыта (знаний, ценностей. норм);
- социальная – социализация личности, формирование у молодого поколения ценностных ориентаций;
- информационная – обеспечение человека системой знаний и умений, необходимых для успешной деятельности
- профессиональная — подготовка специалистов различной квалификации;.
Обязательным является полное среднее образование.
Основные принципы образования
(то есть что лежит в основе образования в нашей стране):
- демократизация-ликвидация монополии государства в образовании, максимальная передачи власти на местах, самостоятельность образовательных учреждений;
- компьютеризация — использование современной информационной техники и технологий;
- интеграция – взаимосвязь всех элементов системы образования;
- интернационализация – единая система образования для разных стран, знакомство с системами образования, активный обмен учащимися, изучение опыта других стран;
- гуманизация -особое внимание уделяется личности, её интересам, запросам, индивидуальным особенностям и способностям;
- гуманитаризация – усиленное внимание к гуманитарным и общественным дисциплинам (истории, социологии, политологии, правоведению, литературе, языкам и др.)
- профилизация – первичная профессиональная ориентация
- единство федерального образования приправе на своеобразие образования национальных и региональных культур;
- общедоступность;
- адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
- светский характер образования в государственных учреждениях (образование отделено от церкви);
Тенденции в развитии образования:
- соответствие мировому уровню общей и профессиональной культуры
- переход к непрерывному образованию ( самосовершенствование на протяжении всей жизни, ликвидация пробелов, переподготовка в связи с меняющимися условиями)
- развитие компетентности, являющейся основой конкурентноспособности, усиление практической направленности образования
- возрастание роли образования в формировании гражданской позиции
- повышение роли образования в развитии творческого потенциала личности
Элементы системы образования в РФ.
- Дошкольное образование (ясли, сад).
- Общее образование (школы, гимназии, лицеи)
-начальное (1-4 классы)
-основное (неполное среднее) – 5- 9 классы;
-среднее (полное) – 10-11 классы.
- Профессиональное образование
-среднее (профессиональные лицеи, колледжи, техникумы)
-высшее (вузы : институты, университеты, академии)
- Дополнительное образование (дома школьников, творчества юных, институты повышения квалификации и т.д.)
Одна из важнейших задач образования – обеспечение условий для непрерывного образования, охватывающего всю жизнь человека. Это необходимо для достижения гармоничного развития личности в современную эпоху.
В России имеются учебные центры (курсы, институты усовершенствования и переподготовки), занятия в которых направлены в основном на совершенствование профессиональной квалификации людей различных специальностей (строителей, врачей, учителей, работников телевидения и др.).
В нашу эпоху важным средством непрерывного образования является дистанционное обучение через Интернет. Оно способно предоставить равные возможности для получения образования высокого уровня всем желающим, независимо от места их проживания, возраста и т. п.
В систему образования входят:
- дошкольные образовательные учреждения
- школы
- средние (профессионально-технические) учебные заведения
- высшие учебные заведения
- специальные (коррекционные) учреждения для детей с отклонениями в развитии
- учреждения дополнительного образования
- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.
Пути получения образования в РФ:
- Основной путь – обучение в учебных заведениях. (Формы: очная, вечерняя, заочная).
- Образование в семье (при наличии соответствующих условий).
- Самообразование – самостоятельное приобретение знаний, умений, навыков.Его содержание определяется самим человеком, проявляющим личный интерес к приобретению знаний в области науки, техники, культуры, к познанию современных общественных отношений. Велика роль самообразования в повышении культуры личности. Основной источник самообразования — чтение, изучение литературы. Кроме книг, журналов, газет, самообразованию способствуют прослушивание лекций, посещение музеев, выставок, просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач.
Типы образовательных программ:
- общеобразовательные – направлены на решение задач формирования общей культуры человека, адаптации его к жизни, создание основы для осознанного выбора профессии
- профессиональные – направлены на повышение профессионального мастерства
Документы:
- Конституция РФ, статья 43. Право на образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав гражданина РФ. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатное высшее образование.
- «Закон об образовании», 1992 г.
- Поправка к Закону о введении обязательного среднего образования, 2007 г.
- С 2009 г – ЕГЭ стал обязательным
С 2006 – комплексный приоритетный национальный проект «Образование»: подключение всех школ к сети Интернет, оснащение кабинетов современным оборудованием, поддержка творческих учителей.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник
Сфера образования
О чем эта статья:
11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Понятие образования
Образование — инструмент для становления личности при помощи получения знаний, освоения навыков развития (познавательных и творческих) через систему социальных институтов (семья, школа, СМИ). |
Другими словами, это целенаправленный организованный процесс передачи знаний об окружающем мире, опыта предшествующих поколений, приобщение к материальной и духовной культуре человечества, а также воспитание личности и помощь в ее становлении.
Цель образования — приобщить человека к достижениям цивилизации, а также передать и сохранить культурное достояние.
Совокупность образовательных стандартов и программ.
Органы управления образованием.
Комплекс принципов, которые определяют функционирование системы образования.
Основные пути получения:
Обучение в учебных заведениях.
Образование в семье.
Самообразование — когда человек приобретает знания, умения и навыки без помощи других лиц.
Образование можно разделить на два уровня:
Общее — это обучение в дошкольных и школьных учреждениях. Дети изучают родной язык и литературу, биологию, физику и другие предметы, которые формируют основу мировоззрения.
Профессиональное — это специализированный вид образования, который реализуется в школах со специальным уклоном, кружках, секциях, лицеях, колледжах, институтах. В этом случае человек проходит обучение, чтобы стать специалистом в определенной сфере, то есть получает профессию.
Человека называют образованным, когда он усвоил достаточно знаний и опыта, которые необходимы в конкретном обществе для реализации в практической, научной, социальной, познавательной и профессиональной деятельности.
Классификация функций образования
Функция образования в обществе — это роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс относительно целого явления.
Функции общего образования:
воспитательная — воспитание нравственных качеств личности, передача культурно-исторического опыта и правил поведения;
образовательная — сам процесс обучения;
социализация — облегчение вхождения человека в социум и успешного пребывание в нем;
подготовка профессионалов, которые будут работать на благо страны, повышать качество жизни;
приобщение к новым технологиям и другим культурам.
Функции образования с точки зрения государства:
Экономическая — образование формирует социально-профессиональную структуру общества, в которой люди могут осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности. Главная цель — покрыть потребности трудовых ресурсов во всех сферах экономики.
Социальная — образование социализирует личность, формирует социально значимые навыки. Образовательный процесс начинается в семье, а продолжается в школе и других учебных заведениях.
Культурная — образование помогает передать культурные ценности подрастающему поколению в целях воспитания, развития творческих способностей.
Контролирующая — образование осуществляет контроль за поведением, формирует этические и правовые нормы поведения.
Образование как социальный институт состоит из ряда учреждений, органов управления и обширной системы норм и правил. Посмотрим, как выглядит система образования в Российской Федерации.
Система образования в РФ
Система образования — это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, которые определяют ее функционирование. |
Характер системы образования в любом государстве определяется его социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями.
Структура российской системы образования:
Органы управления образованием;
Совокупность образовательных стандартов и программ;
Сеть образовательных учреждений:
дошкольное образование (ясли, детские сады),
начальное образование (начальная школа — с 1 по 4 класс),
основное общее (с 5 по 9 классы), среднее общее (с 10 по 11 класс) — средняя школа, гимназия, лицей,
среднее профессиональное (специальное) образование (профтехучилища, колледжи, лицеи, техникумы),
высшая школа (вузы).
Принципы образовательной политики в РФ:
гуманистический характер образования;
приоритет общечеловеческих ценностей;
право личности на свободное развитие;
единство федерального образования при сохранении права национальных и региональных культур на своеобразие образования;
адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
светский характер образования в государственных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
Таблица: уровни и ступени системы образования в РФ
Тенденции в развитии мирового образования
В рамках курса по обществознанию школьники должны знать направления образования в современном мире. Расскажем про некоторые из них.
Демократизация системы образования. Созданы условия для удовлетворения потребностей всех представителей общества. Образование доступно широким слоям населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.
Рост продолжительности образования. Современному обществу необходимы высококвалифицированные специалисты, из-за чего срок обучения может удлиняться.
Непрерывность образования. В условиях научно-технической революции сотрудник должен уметь быстро переключаться на новые или смежные виды работ, на новые технологии.
Гуманизация образования. Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.
Гуманитаризация образования. Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе, например, экономической теории, социологии, политологии, основ правовых знаний.
Интернационализация процесса образования. Создание единой системы образования для разных стран.
Компьютеризация процесса образования. Использование современных технологий обучения.
Источник