Способы получения образования обществознание

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Сфера духовной культуры 2.3 Образование.

Сфера духовной культуры

2.3 Образование и его значимость в условиях информационного общества.

Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.

План.

  • Сущность понятия «образование».
  • Цели образования.
  • Функции образования.
  • Основные принципы российского образования.
  • Тенденции в развитии образования.
  • Элементы системы образования в РФ.
  • Пути получения образования в РФ.
  • Типы образовательных программ.
  • Документы об образовании в РФ.

Образование – это результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, условие подготовки человека к жизни.

Образование — целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков, их совершенствованию.

Цели образования:

  • приобщение к достижениям цивилизации
  • сохранение культурного достояния
  • развитие качеств личности, необходимых её и обществу для включения в социально значимую деятельность

Функции образования:

  • культурная — трансляция культуры в обществе, её накопление, хранение, передача последующим поколениям, передача социального опыта (знаний, ценностей. норм);
  • социальная – социализация личности, формирование у молодого поколения ценностных ориентаций;
  • информационная – обеспечение человека системой знаний и умений, необходимых для успешной деятельности
  • профессиональная — подготовка специалистов различной квалификации;.

Обязательным является полное среднее образование.

Основные принципы образования

(то есть что лежит в основе образования в нашей стране):

  • демократизация-ликвидация монополии государства в образовании, максимальная передачи власти на местах, самостоятельность образовательных учреждений;
  • компьютеризация — использование современной информационной техники и технологий;
  • интеграция – взаимосвязь всех элементов системы образования;
  • интернационализация – единая система образования для разных стран, знакомство с системами образования, активный обмен учащимися, изучение опыта других стран;
  • гуманизация -особое внимание уделяется личности, её интересам, запросам, индивидуальным особенностям и способностям;
  • гуманитаризация – усиленное внимание к гуманитарным и общественным дисциплинам (истории, социологии, политологии, правоведению, литературе, языкам и др.)
  • профилизация – первичная профессиональная ориентация
  • единство федерального образования приправе на своеобразие образования национальных и региональных культур;
  • общедоступность;
  • адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
  • светский характер образования в государственных учреждениях (образование отделено от церкви);

Тенденции в развитии образования:

  • соответствие мировому уровню общей и профессиональной культуры
  • переход к непрерывному образованию ( самосовершенствование на протяжении всей жизни, ликвидация пробелов, переподготовка в связи с меняющимися условиями)
  • развитие компетентности, являющейся основой конкурентноспособности, усиление практической направленности образования
  • возрастание роли образования в формировании гражданской позиции
  • повышение роли образования в развитии творческого потенциала личности
Читайте также:  Все способы варить кофе

Элементы системы образования в РФ.

  • Дошкольное образование (ясли, сад).
  • Общее образование (школы, гимназии, лицеи)

-начальное (1-4 классы)

-основное (неполное среднее) – 5- 9 классы;

-среднее (полное) – 10-11 классы.

  • Профессиональное образование

-среднее (профессиональные лицеи, колледжи, техникумы)

-высшее (вузы : институты, университеты, академии)

  • Дополнительное образование (дома школьников, творчества юных, институты повышения квалификации и т.д.)

Одна из важнейших задач образования – обеспечение условий для непрерывного образования, охватывающего всю жизнь человека. Это необходимо для достижения гармоничного развития личности в современную эпоху.

В России имеются учебные центры (курсы, институты усовершенствования и переподготовки), занятия в которых направлены в основном на совершенствование профессиональной квалификации людей различных специальностей (строителей, врачей, учителей, работников телевидения и др.).

В нашу эпоху важным средством непрерывного образования является дистанционное обучение через Интернет. Оно способно предоставить равные возможности для получения образования высокого уровня всем желающим, независимо от места их проживания, возраста и т. п.

В систему образования входят:

  • дошкольные образовательные учреждения
  • школы
  • средние (профессионально-технические) учебные заведения
  • высшие учебные заведения
  • специальные (коррекционные) учреждения для детей с отклонениями в развитии
  • учреждения дополнительного образования
  • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.

Пути получения образования в РФ:

  • Основной путь – обучение в учебных заведениях. (Формы: очная, вечерняя, заочная).
  • Образование в семье (при наличии соответствующих условий).
  • Самообразование – самостоятельное приобретение знаний, умений, навыков.Его содержание определяется самим человеком, проявляющим личный интерес к приобретению знаний в области науки, техники, культуры, к познанию современных общественных отношений. Велика роль самообразования в повышении культуры личности. Основной источник самообразования — чтение, изучение литературы. Кроме книг, журналов, газет, самообразованию способствуют прослушивание лекций, посещение музеев, выставок, просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач.

Типы образовательных программ:

  • общеобразовательные – направлены на решение задач формирования общей культуры человека, адаптации его к жизни, создание основы для осознанного выбора профессии
  • профессиональные – направлены на повышение профессионального мастерства

Документы:

  • Конституция РФ, статья 43. Право на образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав гражданина РФ. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатное высшее образование.
  • «Закон об образовании», 1992 г.
  • Поправка к Закону о введении обязательного среднего образования, 2007 г.
  • С 2009 г – ЕГЭ стал обязательным

С 2006 – комплексный приоритетный национальный проект «Образование»: подключение всех школ к сети Интернет, оснащение кабинетов современным оборудованием, поддержка творческих учителей.

Читайте также:  Как стать оборотнем разные способы

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Сфера образования

О чем эта статья:

11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Понятие образования

Образование — инструмент для становления личности при помощи получения знаний, освоения навыков развития (познавательных и творческих) через систему социальных институтов (семья, школа, СМИ).

Другими словами, это целенаправленный организованный процесс передачи знаний об окружающем мире, опыта предшествующих поколений, приобщение к материальной и духовной культуре человечества, а также воспитание личности и помощь в ее становлении.

Цель образования — приобщить человека к достижениям цивилизации, а также передать и сохранить культурное достояние.

Совокупность образовательных стандартов и программ.

Органы управления образованием.

Комплекс принципов, которые определяют функционирование системы образования.

Основные пути получения:

Обучение в учебных заведениях.

Образование в семье.

Самообразование — когда человек приобретает знания, умения и навыки без помощи других лиц.

Образование можно разделить на два уровня:

Общее — это обучение в дошкольных и школьных учреждениях. Дети изучают родной язык и литературу, биологию, физику и другие предметы, которые формируют основу мировоззрения.

Профессиональное — это специализированный вид образования, который реализуется в школах со специальным уклоном, кружках, секциях, лицеях, колледжах, институтах. В этом случае человек проходит обучение, чтобы стать специалистом в определенной сфере, то есть получает профессию.

Человека называют образованным, когда он усвоил достаточно знаний и опыта, которые необходимы в конкретном обществе для реализации в практической, научной, социальной, познавательной и профессиональной деятельности.

Классификация функций образования

Функция образования в обществе — это роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс относительно целого явления.

Функции общего образования:

воспитательная — воспитание нравственных качеств личности, передача культурно-исторического опыта и правил поведения;

образовательная — сам процесс обучения;

социализация — облегчение вхождения человека в социум и успешного пребывание в нем;

подготовка профессионалов, которые будут работать на благо страны, повышать качество жизни;

приобщение к новым технологиям и другим культурам.

Функции образования с точки зрения государства:

Экономическая — образование формирует социально-профессиональную структуру общества, в которой люди могут осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности. Главная цель — покрыть потребности трудовых ресурсов во всех сферах экономики.

Социальная — образование социализирует личность, формирует социально значимые навыки. Образовательный процесс начинается в семье, а продолжается в школе и других учебных заведениях.

Культурная — образование помогает передать культурные ценности подрастающему поколению в целях воспитания, развития творческих способностей.

Контролирующая — образование осуществляет контроль за поведением, формирует этические и правовые нормы поведения.

Образование как социальный институт состоит из ряда учреждений, органов управления и обширной системы норм и правил. Посмотрим, как выглядит система образования в Российской Федерации.

Читайте также:  Все способы кулинарной обработки

Система образования в РФ

Система образования — это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, которые определяют ее функционирование.

Характер системы образования в любом государстве определяется его социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями.

Структура российской системы образования:

Органы управления образованием;

Совокупность образовательных стандартов и программ;

Сеть образовательных учреждений:

дошкольное образование (ясли, детские сады),

начальное образование (начальная школа — с 1 по 4 класс),

основное общее (с 5 по 9 классы), среднее общее (с 10 по 11 класс) — средняя школа, гимназия, лицей,

среднее профессиональное (специальное) образование (профтехучилища, колледжи, лицеи, техникумы),

высшая школа (вузы).

Принципы образовательной политики в РФ:

гуманистический характер образования;

приоритет общечеловеческих ценностей;

право личности на свободное развитие;

единство федерального образования при сохранении права национальных и региональных культур на своеобразие образования;

адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

светский характер образования в государственных учреждениях;

свобода и плюрализм в образовании;

демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.

Таблица: уровни и ступени системы образования в РФ

1 начальное (обязательно) 1 2 основное общее (обязательно) 3 среднее (полное) общее 2 4 начальное профессиональное (1 год) 3 5 начальное профессиональное образование повышенного уровня, которое требует дополнительного года обучения и приводит к рабочей профессии с повышенным уровнем квалификации 6 среднее профессиональное (2–3 года) 4 7 среднее профессиональное образование с повышенным уровнем подготовки (4 года) 8 высшее профессиональное — бакалавр (4 года) 5 9 высшее профессиональное — специалист (5 лет), ориентировано на практическую деятельность 10 высшее профессиональное — магистр (6 лет), ориентация на научно-педагогическую деятельность 11 послевузовское профессиональное образование, которое можно реализовать в аспирантуре (3 года) 6

Тенденции в развитии мирового образования

В рамках курса по обществознанию школьники должны знать направления образования в современном мире. Расскажем про некоторые из них.

Демократизация системы образования. Созданы условия для удовлетворения потребностей всех представителей общества. Образование доступно широким слоям населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.

Рост продолжительности образования. Современному обществу необходимы высококвалифицированные специалисты, из-за чего срок обучения может удлиняться.

Непрерывность образования. В условиях научно-технической революции сотрудник должен уметь быстро переключаться на новые или смежные виды работ, на новые технологии.

Гуманизация образования. Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.

Гуманитаризация образования. Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе, например, экономической теории, социологии, политологии, основ правовых знаний.

Интернационализация процесса образования. Создание единой системы образования для разных стран.

Компьютеризация процесса образования. Использование современных технологий обучения.

Источник

Оцените статью
Разные способы