- Сервисы быстрой обратной связи в образовании
- Образование – это на 90% «кнут» и на 10% «пряник»
- Онлайн становится все дешевле – офлайн все дороже
- У офлайна максимальная скорость обратной связи
- Зачем я пишу это здесь?
- Краткая суть и как это работает
- Какую проблему решаем, кто клиент
- Доступный рынок. Места, где клиенты уже собраны и тратят деньги
- Конкуренты, аналоги, возможные партнеры
- Решение и ценность (MVP — минимальный жизнеспособный продукт)
- План маркетинга, продаж, масштабирования
- Фишка, эксклюзив, барьеры от конкурентов
- Метрики, финансовые допущения, инвестиции, бизнес-модель
- Минимально необходимая команда
- Полезные ссылки
- Условия участия
- 5 правил конструктивной обратной связи в электронном обучении
- В чем отличие конструктивной обратной связи от неконструктивной?
- 1. Правильно или неправильно, всегда объясняйте — почему
- 2. Поощряйте взаимную обратную связь от студентов
- 3. Трансформируйте обучение в реальный опыт
- 4. Задействуйте игровые стимулы
- 5. Используйте мотивационный язык
- Вас также могут заинтересовать следующие материалы:
Сервисы быстрой обратной связи в образовании
Иногда я задаю себе вопрос, зачем современные студенты ходят на лекции в ВУЗы? Ведь ровно то же самое и даже лучше, можно увидеть на youtube или на бесплатных онлайн-ресурсах: coursera, edX и т.п.
Салман Хан из khanacademy.org вообще предложил сделать образование наоборот: дома смотришь видеолекции (ведь 90% времени ученики действительно просто смотрят и слушают лекции), а в школе – выполняешь домашнюю работу и практику, то есть самое сложное.
Появилось множество проектов, позиционирующих себя как «прорыв в образовании». Многочисленные онлайн-ресурсы, которые должны разрушить классическую систему образования и предложить что-то новое и более эффективное. Возможно.
Но лично я пришел к простой мысли – система образования, которую мы называем «классической» и которой уже сотни лет, вряд ли кардинально изменится в ближайшее время. Лучшее, что можно сделать – это дополнять ее в разных аспектах, не пытаясь разрушить, конкурировать или заменить ее.
Через несколько строк ниже расскажу о сервисах повышающих скорость обратной связи для офлайн образования и конференций. А пока несколько мыслей, почему «классика» все еще жива и побеждает. Вот основные причины, имхо.
Образование – это на 90% «кнут» и на 10% «пряник»
Любой нормальный человек, если у него есть свободное время и деньги, скорее потратит их на отпуск в Турции, чем на учебу в ВУЗе или в школе.
Классическое образование построено на насилии. Людей заставляют приходить в определенное замкнутое помещение и подолгу в неудобной позе смотреть не очень зрелищные монологи плохих актеров. Более того, их родителей заставляют платить за это деньги.
Именно поэтому оно так эффективно. Не будешь учиться или прогуливать – получишь «двойку», вызовут родителей или загремишь в армию.
Попробуйте устроить то же самое в онлайн-школах? Там все увлечены «геймификацией» и прочими «циями». Но знаете, если я захочу «геймификации», то буду просто играть в хорошие зрелищные игры типа GTA, кидать кур в свиней или лайкать фотки котиков. И уж точно не буду пытаться развлекаться алгеброй, пусть даже в геймифицированной форме.
Онлайн — проекты пытаются улучшить «пряник», а «кнута» у них попросту нет. Поэтому они как минимум в 10 раз менее эффективны чем офлайн.
И еще немаловажный плюс офлайна — конспектирование. Когда человек физически пишет что-то на бумаге, он в несколько раз лучше запоминает суть. Пусть даже тупо повторяя за лектором и списывая с доски. Все из-за моторной памяти.
Простой просмотр видеоуроков или ответы на компьютерные тесты или даже стучание пальцами по клавишам компьютера — не дают такого эффекта. Поэтому «марание бумаги на лекциях» — было и пока остается вне конкуренции перед другими способами запоминания материала.
Онлайн становится все дешевле – офлайн все дороже
Прямая аналогия с музыкальной индустрией. Музыка для людей стала условно-бесплатной онлайн (особенно в России, где 90% контента — пиратский). При этом стоимость концертов выросла и основные деньги музыканты зарабатывают на корпоративах.
На фоне тренда к удешевлению одной «стороны медали» всегда появляется анти-тренд к удорожанию другой стороны. А как известно, умные люди следуют за деньгами, а не от них.
Это справедливо и для музыки и для книг и для образования. Средний чек обучения в Вышке или МГУ более $10k за год. Stanford и Harvard за программы MBA берет около $100k в год. И у тех и у других с продажами все более-менее (пока есть конкурс более 1 чел. на место).
При этом, ровно те же знания, что и в лучших ВУЗах мира, можно найти и получить в онлайне абсолютно бесплатно. Кое-кто пытается продавать контент физ.лицам, но потом понимает, что дело гиблое и выкладывает все в бесплатный доступ (как это сделали недавно MIT).
Онлайн-проекты отлично работают для генерации лидов (потенциальных клиентов) ВУЗам, но не для продаж непосредственно образования.
У офлайна максимальная скорость обратной связи
Казалось бы онлайн намного быстрее. Можно мгновенно обмениваться сообщениями за тысячи километров. Но превзойти живое общение все-таки пока не удается. В офлайне, где люди находятся рядом друг с другом – скорость и качество обратной связи максимальны. Естественно, если обучение построено по принципу диалога, а не монолога.
По той же причине работа в офисе, когда люди с 10.00 до 19.00 сидят в одной комнате в пределах зрительного контакта, будет всегда эффективнее удаленной работы (при прочих равных).
Если копнуть глубже в теорию (см. например, «Системная динамика» Дж.Форрестер) – можно легко увидеть, насколько сильно влияет скорость реакции на эффективность. Зависимость нелинейная. Например, если в одной компании люди отвечают на email в течение 1 часа, а в другой в течение 2-х часов, то вторая работает даже не в 2 раза медленнее. Скорость 2-й компании падает в 3-5 раз (!) по сравнению с 1-й при прочих равных (цифры – условны, зависимость более сложная).
Вот почему в повышении качества и скорости обратной связи находится огромный потенциал, особенно для офлайн мероприятий.
В этом поле я нашел несколько проектов достойных внимания.
- tophat.com — более $20M инвестиций, используют более чем 300 ВУЗов и 200 тыс. учеников.
- remind.com – смс от учителей для родителей об успехах детей. Подняли уже более $50M, в том числе от Юрия Мильнера.
- socrative.com – создание быстрых опросов в офлайн классе, на которые ученики отвечают со своих телефонов.
- polleverywhere.com – примерно то же что socrative. Можно голосовать смс или твиттером. Проект YCombinator – а.
Также для этих целей частично подходит twitter — его используют на конференциях, с просьбой твитить с #хештегом_конференции.
Но по факту, у нас это пока что мало где используется. А значит, что тут есть незанятая ниша и много интересных задач.
Зачем я пишу это здесь?
Теперь самое главное. Зачем так много букв. Хочу чтобы этот сервис появился и благополучно внедрился в большинство ВУЗов, школ и конференций. Возможно я смогу поучаствовать в этой истории, а возможно это сделает кто-то другой. Неважно. Важно чтобы это однажды появилось и заработало.
Идей море и они стоят ноль. Ценна только реализация. А реализация зависит полностью от команды. На начальном этапе не нужны большие инвестиции, а только лишь 3-5 энергичных человека, которые смогут «сыграться» в продуктивную команду и потянуть этот проект.
Короче, мне захотелось выложить на ваш суд краткое описание проекта. И собрать под него команду. Возможно кого-то проект «зацепит» и вы захотите поучаствовать в нем. Для этого нужно просто написать мне личным сообщением. Ниже описание проекта и в самом конце возможные варианты участия.
Краткая суть и как это работает
Сервис для быстрой обратной связи на офлайн лекциях и конференциях. Для групп до 10 -100 человек.
Как это работает:
- Преподаватель/лектор — создает мероприятие, наприме𠹫3452» + wifi точку доступа (в тех местах, где нет wifi).
- Каждый, кто на лекции, должен подключиться wifi — сети и зайти в это событие со своего телефона.
- Ученик. В процессе лекции может а)писать вопросы в это мероприятие б)ставить лайк/дислайк в)отвечать на вопросы/опросы преподавателя.
- Преподаватель. В процессе лекции может задавать опросы. В конце лекции получает список вопросов, на которые отвечает + статистику ответов и интереса слушателей.
- Администратор. Видит посещаемость, активность ученика и учителя. Статистику вопросов и активность слушателей.
- Родители/руководители. Видят вопросы, оценки и активность своих детей/сотрудников.
Какую проблему решаем, кто клиент
Как и в любом образовательном сервисе есть 4 главных пользователя: Учитель (лектор), Администратор (Организатор конференции, Директор школы), Родитель (или босс того, кто учится) и Ученик (ребенок, студент, слушатель).
Одна из проблем Учителя и его Администратора – каким-то образом стимулировать большое количество вопросов от учеников и получать живую обратную связь. Короче, умудряться совмещать монолог с диалогом в массовом порядке причем непосредственно во время лекции.
Так же как для ресторанов важны отзывы посетителей об их кухне. На них можно было бы «забить», но тогда вы не поймете, почему вдруг люди перестали к вам ходить.
Отзывы и обратную связь желательно получать максимально быстро и честно, но в личном порядке без публичной огласки проблем и с возможностью публиковать положительные отзывы.
Если говорить про целевого клиента, для кого это критично: Администратор (ему важно понимать насколько хорошо работают его учителя) и Родитель (ему важно видеть как учится его ребенок).
Эти люди готовы платить за подобный сервис по модели подписки $5-10 в месяц за класс/ученика и т.п.
Итак, 3 сегмента клиентов:
• Школы: директор школы + родители детей.
• ВУЗы: декан факультета/ректор ВУЗа + родители студентов.
• Корпоративные конференции, семинары: руководитель центра тренингов/тренер + отдела/департамента/компании/HR.
Стимулирование учеников на быструю и честную обратную связь – тоже нетривиальная задача. В обычных классах она решается методом “кнута” – “не задал вопрос, значит тебя не было на уроке”.
Иногда она решается методом “пряника”, особенно на конференциях. Например, кто задал самый каверзный вопрос, получает книгу и т.п.
Доступный рынок. Места, где клиенты уже собраны и тратят деньги
В России около – 3 тыс. ВУЗов. Их постепенно объединяют в 1 тыс. До них можно достучаться через проекты, которые внедряют там разные IT-системы.
В Москве — около 1 тыс. школ и до них можно достучаться через проекты, которые уже с ними работают dnevnik.ru и т.п.
Различные мероприятия/конференции – в России проходит около 2 тыс. различных мероприятий каждый день.
Конкуренты, аналоги, возможные партнеры
См. выше. Так же есть проект lectometer.info в бета-версии.
FireChat (p2p чат прямого общения. Работает без внешней сети в радиусе до 70 м) с помощью этого чата недавно в Гонконге народ самоорганизовывался на митингах.
Решение и ценность (MVP — минимальный жизнеспособный продукт)
Минимально необходимые функции для запуска:
• Веб — сервис, создание и редактирование события/класса
• Вход в событие (задать вопрос/лайк дислайк/ответить на опрос). Функционал опросов взять готовый.
• Аналитика для администратора.
Возможность объединяться в сеть в условиях отсутствия интернета (по wifi в радиусе до 50 м)- как это делает firechat, а так же множество других функций – можно смело вынести за рамки MVP
Разработку моб. приложений так же можно вынести за рамки MVP
План маркетинга, продаж, масштабирования
Тестирование.Первые 100 клиентов – ВУЗы, школы, конференции в Москве, собранные в ручном режиме. Им дается бесплатный тестовый аккаунт на 3-6 месяцев.
Драйвер роста: количество подключенных заведений (ВУЗов, школ и т.п.). Зависит от а) сейлзов, которые будет подключать заведения б) лидеров мнений в) наличия виральности.
Бонусная программа: пользователи за честные оперативные отзывы получают различные бонусы от организаторов.
Фишка, эксклюзив, барьеры от конкурентов
Зайти первыми в школы и ВУЗЫ.
Фокусировка на определенных нишах. (образование, конференции и т.п.)
Самый удобный сервис/продукт.
Команда и ее скорость – пожалуй, главный «барьер». Если получится сформировать быструю сыгранную команду с полным набором компетенций, ее будет практически нереально догнать или обыграть на Российском рынке, разве что купить полностью.
Метрики, финансовые допущения, инвестиции, бизнес-модель
Модель freemium: бесплатный функционал, плюс полный функционал в среднем $10/ в мес. с 1-го класса.
В среднем у заведений около 100 классов, то есть около $1000 с подключенного заведения в месяц.
Доступный рынок – около 1000 заведений ( 1 сейл способен подключать до 50 -100 заведений в месяц). Цель за 1 год выйти на обороты около $1M в месяц.
Операционные затраты: команда 5 чел + офис. До $30k в мес. Модель не предполагает покупки платного трафика: в основном прямые продажи + партнерки.
Операционная окупаемость – 30-50 заведений.
Минимально необходимая команда
4 основных роли для проекта:
- Sales — для подключения ВУЗов, школ, конференций. Человек у которого есть контакты топовых ВУЗов и /или школ. Либо человек, который делает множество конференций.
- CTO — разработка веб –сервиса и чуть позже приложений под iOS, Android.
- Service/Support – тот кто будет отвечать за операционную работу и поддержку пользователей: родителей, учеников, администраторов.
- Marketing/Content/LeadGen – генерация лидов из разных источников (блог и т.п.)
Наставниками/советниками для этого проекта могут быть:
Марат Ахмешин – Edmodo в России, Гавриил Леви — основатель Dnevnik.ru и др.
Полезные ссылки
Профили компаний в crunchbase: tophat, remind, socrative
Условия участия
Кто хочет поучаствовать в этом проекте и подходит на какую-либо роль — напишите мне.
Важно — откликаться стоит, только если вы проживаете в Москве, так как предполагается общение офлайн. Удаленно работать не получится.
Дальнейшие шаги будут простые: я сделаю небольшой отбор и мы встретимся в коворкинге «Рабочая станция» (Москва, м. Ленинский проспект) и обсудим условия.
По-умолчанию. Условия участия в проекте – 3-5 человек в равных долях.
Предполагается bootstrapping (развитие на свои) по крайней мере первое время. Пока не будет сделан прототип и первые продажи.
Никаких инвесторов. Никаких акселлераторов, инкубаторов, господдержки, фондов и прочего. Возможно дальше для роста понадобится инвестор или партнер, возможно нет.
Источник
5 правил конструктивной обратной связи в электронном обучении
Невозможно прогрессировать в обучении, если у студента нет понимания, в правильном ли направлении он движется. Без конструктивного отклика и наставления, возможности совершенствоваться просто нет. И ваша задача, как тьютора — не просто оценивать, хвалить, критиковать, а подставить экспертно-дружеское плечо в виде своевременной, объективной и развернутой обратной связи.
В чем отличие конструктивной обратной связи от неконструктивной?
Обратная связь | Выражение | Результат |
---|---|---|
Неконструктивная | “Все плохо. Эта работа никуда не годится. Все нужно переделать!” | Разочарование, внутренняя обида, упрямство |
Конструктивная | “Это решение задачи неверно, потому что (…) Давайте попробуем сделать вот так и посмотрим, что получится” | Полезные выводы и новые навыки |
Теперь давайте рассмотрим формы и методы обратной связи в обучении, а также разберем 5 работающих приемов, которые позволят наладить эту связь именно в электронном обучении, а также уделить студентам ту дозу внимания, которую они заслуживают.
1. Правильно или неправильно, всегда объясняйте — почему
Тесты с множественным выбором вариантов ответов — это, безусловно, эффективный инструмент проверки знаний, особенно в рамках онлайн-курсов. Но иногда даже самые старательные студенты не могут удержаться от соблазна нажать наугад, если они сомневаются в правильности ответа. Поэтому вы должны всегда обеспечивать развернутое объяснение, почему каждый ответ является правильным или неправильным. Да, на это у вас уйдет больше времени, но зато студенты, которым действительно важен ваш курс, смогут получить четкое представление об основных понятиях темы, прочно закрепить пройденный материал и обрести уверенность в своих знаниях.
2. Поощряйте взаимную обратную связь от студентов
Более глубокому усвоению темы способствует техника “учиться друг у друга” — когда обратная связь исходит не только от преподавателя, но и от других слушателей курса. Создайте обсуждение в закрытой группе Вконтакте или в Facebook. Пусть это будет коммуникативная площадка, где студенты смогут загружать и оценивать работы друг друга, обмениваться мнениями и комментариями относительно прогресса своих коллег. Кстати, доказано, что сложные темы легче усвоить, когда их объясняет студент, который сам только что изучил этот материал. Задействуя этот прием, вам удастся превратить студентов из пассивных получателей знаний в активных, заставить их мыслить самостоятельно, научить работать в команде и грамотно отстаивать свои идеи.
3. Трансформируйте обучение в реальный опыт
Кейс-стади (обучение на практических примерах) — один из самых эффективных способов дать обратную связь в eLearning. Ваша задача — смоделировать реальную ситуацию, которая будет отражать конкретную практическую проблему или головную боль из жизни ваших студентов. Задача студентов — проанализировать ситуацию и выработать самостоятельно или в ходе коллективного обсуждения решение поставленной задачи. Важно, чтобы при этом они задействовали те практические умения и навыки, которые были получены в рамках изучения курса. Например, если это тренинг по корпоративному обучению, сделайте так, чтобы сотрудники узнали себя в условиях, имитирующих их реальную рабочую среду, их реальные взаимодействия с коллегами или клиентами. И совместными усилиями найдите рабочие решения, которые они смогут применять в дальнейшей работе.
4. Задействуйте игровые стимулы
Геймификация всегда предполагает принятие обдуманного решения: как правильно, что нажимать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет умственную активность студентов. Набор очков, уровни, рейтинги, статусы, бейджи, достижение целей, квесты — все это очень мотивирует, активизирует внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.
Придумайте веселую и интересную игру, где студенты смогут соперничать друг с другом, зарабатывать и терять очки в зависимости от прогресса, пройти квест, чтобы достичь цели. Разумеется, структура и динамика игры должна соответствовать контенту курса и помогать аудитории достичь целей обучения. Очень важно посредством обратной связи рассказывать студентам, на каком этапе они находятся, а также поощрять его движение вперед (например, простой фразой «Вы на верном пути!»). При этом обратную связь нужно использовать для корректировки поведения и действий студента, а не для передачи учебного контента.
5. Используйте мотивационный язык
Наконец, не стоит забывать, что язык — самый простой, но очень эффективный способ давать конструктивную обратную связь. Повышайте интерес слушателей курса, акцентировав внимание на победах, и не позволяйте им опускать руки, когда они терпят неудачу. Вместо того, чтобы сказать: «Это правильный ответ», говорите : «Молодец!», » Так держать!», «Отличная работа!», если студент на самом деле справился с заданием. А вместо отрицательного вердикта “Это не правильное решение” используйте фразы «Держись, в следующий раз получится!», «Я знаю, ты сможешь это сделать!», «Не сдавайся!» Слова имеют силу. Они не могут изменить реальность, но они могут изменить то, как люди воспринимают эту реальность. Положительная поддержка творит чудеса и правильный подбор слов может сделать вашу обратную связь действительно вдохновляющей и мотивирующей.
Если вы хотите усилить воздействие на мотивацию и вовлеченность студентов, комментируйте прогресс на пути их обучения. Делайте это конструктивно, используя приемы, о которых мы говорили ранее. И помните, такая обратная связь — это импульс развития активности студента. Нет обратной связи — не будет и прогресса в обучении.
И, по традиции, предлагаем посмотреть видео по теме:
P.S. Полную запись вебинара можно посмотреть по этой ссылке
А какие приемы используете вы, чтобы наладить обратную связь со слушателями? Поделитесь своим опытом в комментариях к данной статье.
Вас также могут заинтересовать следующие материалы:
Понравилась статья? Оставляйте в комментариях свои вопросы. Нам интересно Ваше мнение.
Источник