- Как давать обратную связь: 9 правил
- 1. Продумайте содержание разговора
- 2. Заранее предупредите сотрудника о фидбеке
- 3. Давайте обратную связь лично
- 4. Не нападайте
- 5. Не оценивайте
- 6. Будьте конкретны
- 7. Покажите, что ошибки поправимы
- 8. Спрашивайте и выслушивайте собеседника
- 9. Ищите решения проблем вместе
- Как и зачем получать обратную связь от сотрудника
Как давать обратную связь: 9 правил
Исследования показали: получив конструктивный фидбек, сотрудники работают лучше. Если обратной связи нет, появляется стресс: трудно понять, хорошо ли ты справляешься и куда двигаться дальше. Возникает «кризис признания» – а там не за углом и выгорание.
Подробную обратную связь стоит давать сотруднику минимум раз в полгода. К ней стоит подходить ответственно – чтобы не отбить желание работать, а помочь решить проблемы, а то и стимулировать на новые свершения. Разобрались, какие правила стоит соблюдать, когда даете фидбек.
1. Продумайте содержание разговора
Заранее подумайте, что, как и в какой последовательности хотите сказать сотруднику. Если боитесь что-нибудь упустить во время разговора, составьте краткий план фидбека.
Возможно, вы переживаете, что сорветесь на сотрудника, потому что в последнее время он работал плохо, а вы много нервничали. Заранее обдумайте формулировки, чтобы во время обратной связи не обидеть человека. Всё-таки цель фидбека – не раскритиковать, а показать ошибки и помочь их предотвратить.
Запросите обратную связь на сотрудника у коллег, с которыми он тесно работал. Узнайте, как они оценивают его профессиональные качества, умение решать проблемы. Это позволит лучше понять, как человек справляется с работой.
2. Заранее предупредите сотрудника о фидбеке
Представьте: вы только настроились на работу, сосредоточились, и вдруг вас просят пройти в кабинет начальника. Срочная задача горит, через час – важное совещание. Время для обратной связи, мягко говоря, не самое удачное.
Среду, где обратная связь может подстерегать когда угодно, сотрудники расценивают как опасную: не ясно, будет ли день идти по плану, не возникнет ли откуда ни возьмись стресс.
Поэтому заранее предупредите человека о том, что хотите дать обратную связь. Сотрудник распланирует день и будет меньше нервничать. Кроме того, он порефлексирует, подумает о своих ошибках и успехах – это будет полезно для разговора. Человек легче воспримет обратную связь, ведь он будет к ней подготовлен.
3. Давайте обратную связь лично
Наверное, вы слышали про такое правило: «Ругай лично, хвали публично». И если с первой частью всё понятно – критика на глазах у команды вызовет у сотрудника сильнейший стресс и только отдалит его от коллег, – то со второй можно поспорить. Кого-то публичная похвала заставит здорово понервничать.
Давайте обратную связь один на один, а не группе людей, даже если собираетесь говорить только хорошее. Дело тут не только о том, что каждый воспринимает публичную похвалу по-своему, но и в том, что сотруднику тоже нужно высказаться во время фидбека. Говорить о своих проблемах, просить совета, задавать вопросы на людях намного труднее, чем в разговоре с глазу на глаз.
4. Не нападайте
Условно, у людей есть три «раздела» мозга: «рептильный», «эмоциональный» и «логический». Первый существует дольше всех, последний – самый молодой, и у него быстрее всего садится батарейка. По словам исследователей, он не может функционировать постоянно, и большую часть времени у руля находятся «рептильный» и «эмоциональный» разделы мозга. Через них в первую очередь проходит всё, что человек слышит, видит, ощущает.
Если вы начнете критиковать сотрудника с порога, он воспримет вашу речь как нападение, и начнет защищаться – это произойдет инстинктивно. Даже если вы будете приводить хорошие аргументы, сотрудник воспримет ваши слова не так, как вы хотите: у него будет стресс.
Поэтому важно преподносить обратную связь так, чтобы ее не воспринимали как акт агрессии. В начале разговора сообщите сотрунику что-нибудь нейтральное, например, что нового произошло или произойдет в команде. Если за плечами сложный проект, скажите, что наконец-то можно выдохнуть. Так вы создадите приветливую, доверительную атмосферу, и сотрудник будет готов спокойно и вдумчиво воспринимать ваши слова, в том числе критику.
5. Не оценивайте
Качественный фидбек – это перечисление фактов, но не ваша личная оценка того, что произошло. Просто расскажите сотруднику, как видите его действия со своей стороны, как они повлияли на вас, на работу команды, на продукт. А что делать с этой информацией, пусть решает сам сотрудник.
Будьте безоценочны: «рептильный» раздел мозга сотрудника не найдет причин для беспокойства и будет чувствовать себя в безопасности. Только в таком состоянии можно спокойно обдумать факты и понять, над чем дальше работать.
6. Будьте конкретны
Поделитесь с человеком, какие именно действия привели к успеху проекта или провалу. Если вы этого не объясните, ему будет трудно исправить ошибки или повторить отличный результат. Так что во время обратной связи – критикуете вы или хвалите – будьте конкретными и не жалейте времени на разъяснения.
7. Покажите, что ошибки поправимы
Дайте сотруднику понять, ошибки – это нормально, и их можно исправить. Не говорите, что его провалы привели к ужасным последствиям. Если это так, сотрудник сам всё понимает. Здесь важно разобраться, что делать дальше, а чего не повторять.
Слова «ты допустил много ошибок в этом квартале, из-за чего проект пострадал» не помогут исправляться и расти, человек только усерднее будет винить себя. А формулировки вроде «мы попробовали, пока не получилось, но у нас всё впереди» помогают успокоиться и сконцентрироваться на том, как исправить промахи.
8. Спрашивайте и выслушивайте собеседника
Говорить нужно не только вам, но и собеседнику – пусть он тоже даст вам обратную связь: поделится переживаниями, раскроет свою точку зрения, попросит совета или даже поспорит с вами. Может быть, вы чего-то не знаете, у вас неполные или ошибочные данные. Важно устроить диалог, чтобы лучше понимать друг друга.
Если сотрудник наделал ошибок, не забрасывайте его своими догадками, а сначала спросите, какие, по мнению человека, у провала были причины. Задавайте вопросы: они помогут и вам, и самому сотруднику разобраться в проблеме.
Попросите собеседника поделиться своими мыслями по поводу работы: чего он хочет, почему переживает. Вы станете лучше понимать сотрудника и узнаете, что нужно, чтобы его интерес к работе не пропадал.
9. Ищите решения проблем вместе
Разобравшись, в чем заключаются проблемы, не торопитесь предлагать свои решения и не давайте прямых указаний. Пусть человек сам подумает, что лучше сделать, и возьмет ответственность на себя. Выполнять решения, которые не были навязаны, легче и приятнее.
Если сотрудник не может понять, как справиться с проблемой, помогите ему: предложите несколько вариантов, расскажите, что вы бы сделали на его месте. Не давайте советы вроде «прокачивайся и будь проактивным»: они не помогут. Предлагайте выполнить конкретные действия: «научись работать с таким-то фреймворком», «появится идея – расскажи о ней мне, и, если всё хорошо – заказчику проекта». Главное тут – не давить.
Составив план действий, убедитесь, что правильно поняли друг друга. Можно даже письменно зафиксировать договоренности, чтобы не забыть о них.
Источник
Как и зачем получать обратную связь от сотрудника
Какие форматы получения обратной связи существуют и как использовать полученные данные бизнесу, рассказывает Александр Красс, генеральный директор и основатель онлайн-сервиса для автоматизации рекрутинга FriendWork.
Получение обратной связи — один из самых важных процессов в HR. Но он бесполезен, если вы не используете данные с умом. В большинстве случаев обратную связь собирают HR-менеджеры, чтобы предотвратить текучку и выявить проблемы на раннем этапе. Но можно использовать полученную информацию эффективнее. Давайте разберем, на какие показатели влияют полученные данные.
Компенсации и льготы / Compensation & Benefits
С помощью обратной связи можно скорректировать этот пункт, чтобы мотивация сотрудников была выше. Это повысит результативность команды и предотвратит текучку.
Оценка и управление эффективностью деятельности / Performance Appraisal & Performance Management
Полученные данные позволят понять, сколько в среднем человек тратит на выполнение конкретной задачи, насколько ему нравится работа и какие зоны ответственности он готов взять на себя. Важно скорректировать рабочие процессы так, чтобы и компания, и сотрудник оставались в плюсе.
Обучение и развитие / Learning & Development
С помощью обратной связи можно узнать, какие знания человеку необходимо подтянуть и что он хочет изучать, и отталкиваясь от этого, планировать обучение персонала.
Текучесть персонала и отсутствие / Turnover & Absence
Полученная информация поможет ответить на вопрос, почему в определенном отделе есть текучка. Это позволит скорректировать рабочие процессы, чтобы не терять сотрудников.
Мы получим информацию о потенциале конкретного сотрудника, его желании/нежелании двигаться в нужном бизнесу направлении и готовности к новой зоне ответственности.
Если процесс получения обратной связи в компании не налажен, вы не получите вовремя нужные данные и не скорректируете бизнес-процессы. Это может обернуться потерей ценных сотрудников, следовательно сокращением прибыли в результате «простоя» в работе, формированием плохой репутации на рынке и многим другим.
Employee Experience или опыт сотрудников — это результат взаимоотношений, которые организация строит с сотрудниками на протяжении всего его жизненного цикла в компании. Он состоит из пяти этапов: привлечение, найм и адаптация, исполнение основных обязанностей, карьерный рост и развитие, уход.
Employee Experience Platforms — цифровая платформа, предназначенная для управления всеми этапами в режиме единого окна. Она объединяет инструменты и задачи в одном месте, а также автоматизирует часть работы. Тренд зародился в Америке в 2018 году, в 2019-м его популяризировал Джош Берсин, американский HR-визионер и консультант. В России Employee Experience Platforms только набирает популярность. В рамках концепции подразумевается, что получение обратной связи осуществляется на протяжении всего жизненного цикла сотрудника — на всех этапах, а полученные данные хранятся в одной ИТ-системе. Это позволяет глубже анализировать информацию и оперативно корректировать бизнес-процессы.
Их можно разделить по предмету и способу получения.
Форматы по предмету обратной связи:
- Получение мнения сотрудника о процессе, в котором он принял участие: например, о процессах подбора персонала, адаптации человека в команде или управления результативностью. Это может быть любой этап/проект, в котором он поучаствовал.
- Получение мнения сотрудника о других работниках компании, с которыми он взаимодействовал в рамках рабочего процесса: о руководителе, коллегах или подчиненных.
Способы получения обратной связи:
- Глубинное интервью — длительная личная беседа, цель которой — выяснить не только отношение сотрудника к какому-то конкретному вопросу, факту, процессу, но и внутренние причины этого отношения.
- Структурированное интервью — беседа, в рамках которой выясняют позицию сотрудника с помощью заранее подготовленных вопросов, систематизированных по тематических блокам. У них есть определенная структура, ее обычно называют «Воронкой вопросов».
- Анкета — автоматизированный способ собирать ответы на стандартный набор вопросов.
Эти две классификации напрямую связаны между собой: от предмета будет зависеть способ получения обратной связи.
Рассмотрим пример: вам нужно узнать, как коллеги проявили себя за отчетный период. Чаще всего используется метод «Обратная связь 360º». Респонденты заполняют анкету: оценивают работу сотрудника, с которым чаще всего взаимодействовали по проекту. Этот способ широко применяется для развития как отдельных работников, так и команд в целом. В связи с ускорением бизнес-процессов такую обратную связь чаще всего получают не по окончанию отчетного периода, а по результатам проведенного проекта или нескольких его этапов. В программировании очень часто используют методологию SCRUM, когда разработку разбивают на спринты — небольшие отрезки, по окончании которых дают оценку и вносят коррективы. При этом структура вопросов для обратной связи меняется в зависимости от корпоративных компетенций, необходимых для реализации проекта в соответствии со SCRUM.
Если же необходимо проанализировать барьеры внедрения новых процессов, хорошие результаты может дать глубинное интервью. Только так можно выявить не декларируемые причины, которые обычно звучат как: «Новый процесс неудобен и трудозатратен», а истинные: неуверенность опрашиваемого в собственной компетентности для реализации нового процесса/проекта, сомнения в том, что коллеги тоже будут реализовывать его в соответствии с рекомендациями и регламентами, а не имитировать.
Вопросы, которые вы будете задавать респонденту, зависят от цели, предмета и способа получения обратной связи. Уместность достаточно легко проверяется здравым смыслом. Интервью, состоящее из закрытых вопросов, выглядит формалистским и не дает возможности человеку проявить себя в полной мере. Ответы на открытые вопросы в анкете практически не поддаются обработке, если у вас много респондентов.
Сбор обратной связи в формате анкеты можно и нужно автоматизировать. Автоматический сбор ответов и обработка данных позволят собрать массив ценной информации и одновременно сэкономят время. Важно, чтобы полученная информация хранилась в одной ИТ-системе, чтобы к ней можно было всегда обратиться.
Если речь идет об эмоционально острых темах, стоит выбрать формат интервью и по возможности привлечь к его проведению экспертов с психологическим образованием.
Частоту сбора обратной связи трудно регламентировать, так как она сильно зависит от бизнес-ситуации в компании. Влияет и корпоративная культура. Так в организациях с «красной» культурой, где лидером является жесткий авторитарный руководитель, без параллельного проведения необходимых мероприятий по ее изменению обратная связь не даст результатов. Посудите сами, какие можно сделать выводы по анкете со 100% удовлетворенностью? Понятно, что в таких компаниях руководство может оставаться в заблуждении, что все хорошо. Здесь, прежде всего, нужно менять саму культуру. В тоже время, в «бирюзовой» организации, где управление строится на отсутствии вертикали власти и равноправном участии, строгая регламентация сбора обратной связи (например, раз в полгода) может привести, наоборот, к ее нехватке. В такой компании сотрудники искренне верят в этот инструмент и действительно используют его для собственного развития, улучшения процессов и развития команд. Проводить сбор обратной связи нужно по ситуации,чаще всего это делают, когда вводят новые изменения или завершают проект или один из его этапов.
Во-первых, мы собираем обратную связь в процессе работы, чтобы помогать коллегам лучше справляться со своими обязанностями. Работаем удаленно, для эффективности используем онлайн-инструменты: Google-календарь, Jira, Monday и собственный сервис FriendWork, который автоматизирует рутинные задачи наших рекрутеров, собирает актуальные данные, на основе которых мы можем принимать правильные решения в подборе персонала. Каждая задача и результаты фиксируются в трекере задач, руководитель может без труда отследить, на каком этапе находится работа и что нужно скорректировать. Без простой и понятной экосистемы сервисов следить за продуктивностью нереально, даже в офисе.
Не стоит забывать про командный дух. Кажется, что на дистанционке достаточно сложно отследить настроение сотрудника и получить обратную связь. Для этого мы организуем ежедневные онлайн-собрания отделами, на которых может высказаться каждый работник.
Во-вторых, проводим ретроспективы по проектам и спринтам — это по сути, встречи команды, на которой мы анализируем процесс, делаем выводы и планируем действия для дальнейших работ.
Обратную связь по актуальным для компании вопросам, которые не требуют очного участия, мы собираем с помощью онлайн-анкет. Ответы формируются автоматически и сохраняются в нашей системе. Полученные данные мы активно используем: корректируем бизнес-процессы, планируем карьеру, обучение и развитие сотрудников, мотивируем команду, чтобы она работала еще эффективнее. Подход «бирюзовой» корпоративной культуры нам ближе. Также мы активно работаем над созданием Employee Experience Platforms и популяризацией этого тренда в России, ведь именно сочетание двух этих подходов позволяет использовать обратную связь на благо развития компании.
Источник