Способы получения научно теоретического знания специфика научной рациональности

Понятие, специфика, концепции научной рациональности

Проблема рациональности в философии науки стала одной из самых актуальных. Вопрос о природе рациональности — не чисто теоретический, но прежде всего жизненно-практический вопрос. Индустриальная цивилизация — это цивилизация рациональная, ключевую роль в ней играет наука, стимулирующая развитие новых технологий. И актуальность проблемы рациональности вызвана возрастающим беспокойством о судьбе современной цивилизации в целом, не говоря уж о дальнейших перспективах развития науки и техники. Кризисы, порожденные технотронной цивилизацией, и прежде всего экологический — вот что в конечном счете стоит за сегодняшним столь широким интересом к проблеме рациональности.

Не только сегодня, но и в первой половине века проблема рациональности была предметом рассмотрения многих философов: А. Бергсона, Э. Гуссерля, М. Вебера, И. Хайдеггера, К. Ясперса и др.

Наиболее непримиримым критиком науки и вообще рационального подхода к миру оказался философ и историк науки П. Фейерабенд, объявивший сциентизм «рационализмом», а «нездоровый альянс науки и рационализма» — источником «империалистического шовинизма науки».

Пересмотр понятия рациональности в философии науки начался примерно с 60-х годов нашего века, когда складывался так называемый постпозитивизм, представленный хорошо известными именами Т. Куна, И. Лакатоша, С. Тулмина, Дж. Агасси, М. Вартофского, уже упомянутого П. Фейерабенда и др. В отличие от неопозитивизма, это направление стремилось создать нсторико-методологичеекую модель науки и предложило ряд вариантов такой модели. Вот тут философии науки и пришлось столкнуться с проблемой исторического характера рациональности, обнаружившей ряд трудностей, справиться с которыми оказалось непросто.

С конца XVIII века, как видим, на место дуализма физики и метафизики встает дуализм науки и этики, мира природы и мира свободы, перерастающий в XIX веке в уже хорошо нам известный дуализм наук о природе и наук о культуре. В неокантианстве были противопоставлены друг другу мир сущего и мир должного — в первом царят законы необходимости, изучаемые наукой, второй конституируется с помощью ценностей, выступающих как цели человеческой деятельности. В историзме и вырастающей из него философской герменевтике, развитие которой связано с работами В. Дильтея, а позднее — с феноменологической школой, этот же дуализм выражается в противопоставлении метода объяснения в естествознании с методом понимания в гуманитарных науках. Объяснение no-прежнему исключает понятие цели, принцип целесообразности, тогда как понимание базируется как раз на этом принципе.

Интересный и перспективный путь к преодолению дуализма природы и культуры предложил академик В.С. Степин. Внимательно исследуя новые тенденции в развитии как науки, так и новейшей технологии, В.С. Степин выделяет три типа научной рациональности: классический, неклассическим, постнеклассический.

«Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операции деятельности. Постнеклассический тип научной рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств к операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами.».

Одной из характерных особенностей работ, посвященных сегодня проблеме рациональности, является тенденция к перечислению основных значений этого понятия. К. Хюбнер различает четыре вида рациональности: логическую, эмпирическую, оперативную и нормативную. По Хюбнеру, «рациональность выступает всегда в одинаковой форме, а именно семантически как тождественное фиксирование правил определенного смыслового содержания, эмпирически как применение всегда одинаковых правил объяснения, логически-оперативно как применение расчета (как бы его ни истолковывать), нормативно как сведение целей и норм к другим целям и нормам (какое бы содержание в них ни вкладывалось). Рациональность, следовательно, есть нечто формальное.»

Читайте также:  Народный способ избавится от головной боли

Философское рассмотрение проблемы рациональности все же не может останавливаться на морфологическом уровне; описание случаев необходимо в качестве первого этапа исследования, его отправной точки, но оно скорее ставит проблему, чем решает ее. Нужна по крайней мере иерархическая теория типов рациональности, которая в определенной форме все же вносила бы начало единства в многообразие единичных значений, т.е. вносила бы момент систематизации.

От научной рациональности, понятой как техника овладения природой, необходимо вновь обратиться к разуму — как той высшей человеческой способности, которая позволяет понимать — понимать смысловую связь не только человеческих действий и душевных движений, но и явлений природы, взятых в их целостности, в их единстве: в их живой связи. На протяжении двух столетий человечество стремилось главным образом изменять природу; чтобы не истребить ее окончательно и не покончить таким образом и с самим собой, человечеству сегодня необходимо вернуть себе способность понимать природу. А это и значит — от слишком узко понятой научной рациональности перейти на точку зрения философского разума.

В эпоху Нового времени появляется технологическая цивилизация со свойственным ей рациональным типом сознания.

Наука становится одним из факторов развития культуры. Становление классической науки обусловлено 2 факторами:

накоплением знаний и развитием методов обучения;

социальным запросом: освобождается сознание человека от традиций и формируется активный субъект.

К становлению классической науки приложили руку Коперник, Галилей, Ньютон.

Важной характеристикой является соединение эксперимента с математическим описанием природы.

Доминирующей дисциплиной этого периода является классическая механика, которая рассматривалась и как эталон науки и как универсальный метод познания.

Механистический характер классической науки привел к тому, что вся природа объяснялась в точки зрения законов механики (редуционизм) и характеризовалась сведением сложного к простому, целого к сумме частей.

С этим связан метафизический способ мышления, нацеленный на рассмотрение явлений, вычленных из общих взаимосвязей без учета всеобщего взаимодействия и развития.

Понимание причинности классической науки также тесно связано с механицизмом, а именно, с преобладанием Лапласовского детерминизма, который предполагал, что все явления жестко причинно обусловлены и абсолютно предсказуемы.

Механистичности и метафизичность классической науки проявляется в следующих познавательных установках:

Научность отожествляется с объективностью, а объективность с объектностью. Это связано с тем, что субъект обладает статусом абсолютной суверенности. Разум ученого при определенной подготовке (овладении методом) становится абсолютно свободным и не определяется личностными и социальными факторами.

Общезначимость (интерсубъективность) – защитная функция в период формирования науки, т.к. прежние традиции разрушались, то наука и научное осмысление становились единственными регуляторами человеческого поведения.

Однозначность – исключение случайностей, как свидетельства неполноценности знаний.

Истинность имеющихся знаний, причем абсолютная.

Картина мира в классической науке представляет Вселенную как самостоятельный механизм, подчиненный строгим физическим законам. Проявления жизни лишались свойственной спецификации, а человек выносился за рамки природы и он должен был преобразовывать ее в своих целях.

Определенные изменения произошли в естествознании в 18-19 в.в. Здесь наряду с механикой, появляются новые дисциплины – география, биология и т.д. Благодаря им в науку проникают идеи всеобщей связи и развития , формируются дисциплинарные познавательные установки, но все это происходит в русле совершенно классического стиля мышления.

Формирование неклассической науки проходило под воздействием двух причин:

изменение места и функции науки в обществе – в конце 19 века наблюдается кризис установок классической науки. Буржуазные революции и дальнейшие события привели к распространению идей иррациональности истории. Появляется высказывание о том, что сознание человека погружено в мир и зависит от него, а значит мир абсолютно объективен.

изучение новых предметных областей и новых объектов микро- и мегамира, стимулирующих появление новых фундаментальных теорий.

В научной революции, приведшей к становлению неклассической науки можно выделить следующие этапы:

конец 19 века: ряд физических открытий, поставивший под сомнение основные положения классической физики;

10-20-е года 20 века: теория относительности и квантовая механика, изменившие представление о пространстве, времени и причинности, привели к появлению новых познавательных установок;

Читайте также:  Способ вычисления относительных величин динамики при котором показатели каждого последующего периода

середина 20 века: появление кибернетики и ЭВМ породило НТР.

Познавательные установки неклассической науки:

изменение стиля мышления от метафизического к диалектическому, т.е. отказ от механистизма, природа рассматривается как сложная многоуровневая система;

изменение представления о реальности – ее объектами являются сложные явления, обладающие системными свойствами, постоянно изменяющиеся и переходящие в процессе таких изменений в новое качество;

изменение представлений о причинности: детерминизм вероятностен, а в науке преобладают статистические законы;

формирование представлений об относительности истины – она может быть дополнена. Любая истина требует ссылки на методы и средства своего нахождения.

принимаются различные описания одной и той же реальности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите познавательные установки неклассической науки

2. Раскройте причины формирования неклассической науки

3. Назовите виды научной рациональности (К. Хюбнер)

1. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

2. Вернадский В.Н. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1978 г.

3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Пер. с англ. и француз. М.: Прогресс, 1990 г.

4. Малкей М. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983 г.

5. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998 г.

6. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М.: Наука, 1988 г.

7. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983 г.

8. Степин В.С. Горохов В.Г. Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996 .

9. Кун Томас. Структура научных революций. М.: Изд. АСТ, 2001 г.

10. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.,1985 г.

11. Традиции и революции в развитии науки. М.: Наука, 1991 г.

Источник

Научная рациональность и её основные типы

История происхождения понятия «рациональность» восходит к философскому движению, основанному мыслителем Нового времени Рене Декартом в XVII веке. Рациональными определялись действия, основанные на разуме и логике. Главным критерием рационализма считалось достижение цели с наименьшей тратой сил.

Научная рациональность — это система правил, знаний и норм, позволяющих определить степень научности той или иной деятельности, а также обеспечить истинность результатов познания.

Качественный скачок в становлении научной рациональности произошел в конце XIX — начале XX вв. в период расцвета научной революции. Рациональность в науке подразумевает точность, доказательность и объективность знания. Недостаточно просто что-то сообщить, необходимо логически обосновать теорию и привести доказательства. Именно поэтому развитие рациональности в первую очередь связано с возникновением квантовой физики, теории относительности и математической логики.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Как правило, наука придерживается определенных рациональных идеалов и эталонов, которые могут меняться с развитием знания. Например, то, что когда-то считалось нелогичным и иррациональным, сегодня может признаваться соответствующим научным эталонам.

Однако постоянные условия, которые составляют основу научной рациональности, актуальны независимо от эпохи. К ним относятся:

  • ориентация на объективность, нежелательность субъективных и эмоционально-оценочных критериев в процессе познания;
  • системность и целостность знания;
  • независимость сформулированных научных положений от обстоятельств;
  • доказательность, обоснованность и проверяемость выдвигаемых положений;
  • универсальность и однозначность терминологии;
  • методологическая определенность, использование методов, которые соответствуют исследуемой дисциплине;
  • стремление к улучшению и проверке выдвинутых положений.

У каждого из перечисленных требований свои особенности в зависимости от научной дисциплины. Традиционно различают 3 разновидности научного идеала:

  • математический идеал научной рациональности ориентирован на логическую ясность, дедуктивный характер и непреложность выводов их исходных постулатов;
  • естественнонаучный основывается на эмпирическом базисе, допускаются любые логически возможные аксиомы;
  • социально-гуманитарный подразумевает активную роль познавательного процесса и оценки его результатов в соответствии с ценностями общества.
Читайте также:  Волк способ добычи пищи

Исторические типы рациональности

Современная философия науки классифицирует рациональность по историческому признаку, исходя из хронологии научных революций. Каждый этап предваряет глобальный скачок научного прогресса, в результате чего формируется специфика научной деятельности и пересматриваются эталоны рациональности.
Наиболее классическим считается разделение научной рациональности на 3 типа:

  • классический;
  • неклассический;
  • постнеклассический.

Классический тип научной рациональности

Становление классической рациональности связано с научной революцией XVII века, которая ознаменовала активное развитие естествознания.

Основоположником методологии был философ Нового времени Рене Декарт, который считал, что только с помощью разума можно познать тайны природы и бытия. На этом этапе наука стремилась к целостности и достижению абсолютной истины. Помимо веры в силу разума, ученые того времени выступали за свободу, справедливость, прогресс, равноправие и другие человеческие ценности, значение которых резко возросло на фоне научных открытий.

Идеал познания заключался в создании мысленной конструкции исследуемого объекта, которая была бы универсальна для всех. В качестве примера ученые ориентировались на строение часового механизма, работающего по законам механики. В классическом представлении о научной рациональности субъект имел второстепенное значение, а на первый план выдвигался объект познания.

Классической рациональности свойственные следующие черты:

  • монизм — представление о существовании некоего первоначала бытия;
  • логоцентризм — представление об иерархической неоднородности;
  • телеологизм — представление о существовании первоначальной цели, которая влияет на все события, происходящие в мире;
  • эмпиризм — экспериментальное изучение природы.

Основы естествознания заложили Иоганн Кеплер, Галилео Галилей и Исаак Ньютон, которые сформулировали законы механики.

Неклассический тип научной рациональности

В этот период развития ученые исключили существование абсолютной истины и универсального научного метода. Взамен поисков «абсолюта» пришло утверждение о единстве этапов развития науки. Отдельные направления все еще были самостоятельны, но каждое из них участвовало в формировании общей картины мира, которая приобрела динамический характер. Неклассические представления о рациональности допускают многообразие теорий и методов, предполагающих различные варианты решения.

Развитие неклассической рациональности связано с открытиями в физике, космологии и с появлением кибернетики в XIX веке. Классическое естествознание вышло на новую стадию с открытием общей теории относительности Альберта Эйнштейна. Также большой вклад в науку внесли Макс Планк, Эрнест Резерфорд и Луи де Бройль.

Научной рациональности неоклассического типа присущи:

  • плюрализм — многообразие независимых друг от друга мнений;
  • автономность — свобода в проведении исследований и в выражении научной точки зрения;
  • становление научного дискурса и сосуществование альтернативных точек зрения;
  • развитие критического мышления, которое позволяло успешно анализировать не только чужие взгляды, но и свои;
  • способность понять оппонента и принять свои ошибки.

На место идеала об универсальном механизме в качестве эталона приходит плюрализм, допускающий истинность различных теорий в описании одной проблемы.

Постнеклассический тип научной рациональности

Возник в конце XX века на фоне радикальных изменений в науке, которые отразились в новой глобальной революции. Трансформации связаны с техническим прогрессом и компьютеризацией знания, что привело к формированию новых междисциплинарных исследований и комплексных методов. Постнеклассический тип включает проблему человека, в результате чего рождаются антропологические и моральные вопросы. Ученые в процессе научных разработок и исследований учитывают ценность человека и природы, вопросы этичности и степень влияния научных открытий на окружающий мир и общество.

Характеристики постнеклассического типа:

  • принцип ризомы — представление о том, что все элементы познания находятся во взаимопроникающей связи, обладая одинаковой ценностью;
  • принцип сети — мышление, основанное на сетевой модели коммуникации и подразумевающее открытость, саморазвитие, отсутствие иерархии;
  • синергетика — междисциплинарное направление, которое изучает принципы самоорганизации социальных образований, природных процессов и явлений.

Идеалом постнеклассического типа становятся идеи историзма и эволюционизма. В естествознании особенное значение придается науке о Земле, биологии и астрономии.

Все 3 типа научной рациональности дополняют друг друга, на каждом этапе развития исключая устаревшие положения и привнося новые установки и идеалы.

Источник

Оцените статью
Разные способы