Способы получения информации учеником

Обучение школьников работе с информацией: этапы формирования компетенций

Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика

Дата публикации: 27.01.2019

Статья просмотрена: 1191 раз

Библиографическое описание:

Морозова, И. В. Обучение школьников работе с информацией: этапы формирования компетенций / И. В. Морозова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 1 (14). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/116/3905/ (дата обращения: 20.11.2021).

В современных условиях широкого распространения информатизации, развития информационно-коммуникационных технологий и новых медиа на первый план выходит необходимость специальной информационной подготовки людей, а принцип «образование на всю жизнь» трансформируется в принцип «образование в течение всей жизни». При обучении работе с информацией специалисты условно выделяют два направления: информационную грамотность и медийную грамотность. Информационная грамотность ассоциируется с готовностью к самостоятельному решению проблем поиска информации, её оценки и этичного использования, а медийная грамотность направлена на то, чтобы человек знал особенности воздействия медиаинформации, владел навыками критического анализа информации с целью защиты от манипулятивного воздействия, умел обеспечивать рациональное взаимодействие с медиа в интересах самовыражения [1].

Особое значение проблема информационной грамотности приобретает при работе с детьми, поскольку обилие, разнообразие и качество информации, с которой приходится иметь дело учащимся разных возрастов для осуществления учебной деятельности, вызывает у них значительные затруднения в связи с отсутствием навыков рационального поиска, критической оценки, анализа, категоризации и хранения информационного продукта. Практикующие педагоги средней и высшей школы все чаще сталкиваются с проблемой отсутствия у обучающихся элементарных навыков работы с информацией. Так, данная проблема побудила преподавателей вузов разработать проект курса базовой медиа- и информационной грамотности, который может быть предложен в виде лекций и мастер-классов. Разработчики обращают внимание на то, что в ФГОС и учебных программах большинства вузов отсутствуют требования к медиаграмотности студентов [2].

На наш взгляд, данная проблема имеет системный характер, поскольку студенты — бывшие школьники. Следовательно, истоки проблемы низкого уровня информационной грамотности учащихся следует искать в системе обучения начального и среднего звена. Так, несмотря на существование большого количества работ теоретического и прикладного характера, рассматривающих отдельные аспекты вопроса развития информационной грамотности [3], можно констатировать дефицит системы методических разработок по обучению работе с информацией учащихся средней школы, а также отсутствие преемственности в работе по данному направлению средней школы и вузов.

Актуализация проблемы информационной грамотности учащихся связана с необходимостью внедрения в процесс обучения образовательного продукта, способного дать необходимый минимум технологий работы с информацией и нацеленного на формирование навыков грамотного восприятия, анализа, критического отношения к информационному потоку, которому подвергается любой школьник.

В данной работе предпринята попытка анализа и систематизации целей и задач обучения школьников работе с информацией, а также рассматривается комплекс методов и приемов, представленный как поэтапное овладение навыками информационной грамотности.

Базовые цели, актуальные для учащихся любого уровня:

− развитие способности к критическому мышлению;

− формирование критической автономии личности;

− умение декодировать медиатексты/ сообщения;

− развитие коммуникативных способностей личности,

− формирование традиционных и нетрадиционных навыков грамотности;

− овладение традиционными и новыми коммуникативными технологиями [2].

Для достижения перечисленных целей важны следующие составляющие информационной культуры пользователя: 1) понимание закономерностей информационных процессов; 2) умение организовать поиск и отбор информации, необходимой для решения стоящей задачи; 3) умение оценивать достоверность, полноту, объективность поступающей информации, обрабатывать и представлять ее в различных видах и т. д.; 4) знание основ компьютерной грамотности; 5) понимание компьютерных информационных технологий как совокупности средств решения проблем человеком (а не самоцели), понимание их возможностей и недостатков 6) умение применять полученную информацию при принятии решений в практической деятельности [4].

В соответствии с требованиями ФГОС 000 учащийся должен активно использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе вводить текст, фиксировать в цифровой форме измеряемые величины, анализировать изображения , соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Важнейшим фактором в процессе обучения работе с информацией является выбор технологии, обеспечивающей эффективное овладение навыками информационной грамотности. Для того, чтобы избежать проблемы противоречия между требованиями по организации информации на специальных предметах и уровнем владения учащимися приемами работы с ИКТ, следует, на наш взгляд, использовать методику поэтапного овладения технологией, в которой непосредственное обучение приемам работы с информацией и ИКТ обязательно предваряет их практическое применение. Например, для того, чтобы организовать информацию и представить её в виде диаграммы в ходе презентации по истории России, учащемуся предварительно нужно изучить типы диаграмм, научиться использовать нужный вид диаграммы, уметь встроить текст и т. п. Из этого следует, что уже в начальной школе ученик должен получить необходимые навыки работы с ИКТ (для работы с информацией и использования в дальнейшей учебной деятельности). Учащийся должен выполнять элементарные операции в программах Word, Power Point, уметь задавать поисковый запрос в интернете, копировать и сохранять информацию различного типа (тексты, рисунки, графические объекты и т. п.). Таким образом, только после освоения учащимся основ компьютерной грамотности можно говорить об обучении его работе с информацией для обеспечения потребностей учебной деятельности.

Читайте также:  Способ устранения неисправности акпп

На следующем этапе учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической обработки и представления информации в учебной и научно-познавательной деятельности. Примерами могут служить следующие типы заданий: работа с различными видами таблиц; подбор (разработка) иллюстраций к тексту; создание поликодового текста; графическая форма организации информации (кластер, или ментальная карта) [5]; создание тематических каталогов. Например, приём «Сводная таблица» позволяет за короткое время изучить, описать и сравнить большое количество информации. При заполнении таблицы учащиеся сравнивают, выделяют отличительные признаки исследуемых объектов и вносят данные в электронную таблицу.

Важным этапом в обучении работе с информацией является решение основных типов информационно-поисковых задач. Цель данного этапа — отработка алгоритмов поиска по различным типам запросов, возникающих в ходе учебной деятельности. Учащиеся должны знать основные ресурсы и базы данных системы интернет: электронные библиотеки, образовательные порталы, корпусы текстов и т. п. и уметь работать с ними. Ожидаемый результат — знание основных типов информационных запросов и технологий их выполнения; знание структуры и назначения системы каталогов библиотек, в том числе электронных. Учащиеся должны уметь вести поиск информации по адресным, тематическим и фактографическим запросам. Примерное задание: Поиск определенной литературы (по списку) в каталоге школьной библиотеки или электронной библиотеки соответствии с заданным алгоритмом. Задания должны быть ранжированы по типу сложности.

Одним из необходимых этапов обучения работе с информацией является освоение рациональных приемов интеллектуальной работы с текстами и методов компрессии информации, а также знание приемов корректного цитирования, способов оформления ссылок и умение грамотно составлять библиографическое описание. В качестве иллюстрации приведем пример задания: Включите в текст точную цитату из представленного источника. Оформите ссылку на источник. Представьте библиографическое описание в соответствии с требованиями.

При работе с источниками информации обязательным условием, на наш взгляд, является включение элементов медиаобразования. Задача педагога — «научить фильтровать, отсеивать ненужные потоки на этапе распространения , нужные же оценить, провести отбор с применением навыков критического мышления, затем анализировать и работать с ней» [2, с. 1243]. Пример ситуационной задачи для старших школьников «Когда пьешь воду — помни об источнике». Цель — выработка навыков поиска надёжных источников и критической оценки информации. 1. Подготовительный этап: презентация списка критериев достоверности информации, надежности источника. Анализ примеров сообщений, полученных из различных медиаресурсов. Демонстрация приемов классификации информации по признаку достоверности /недостоверности в соответствии с рассмотренными критериями. Градация и распределение сообщений по степени надежности / достоверности. Определение источника достоверной / недостоверной информации. 2. Получение учащимися самостоятельного задания и его поэтапное выполнение в соответствии с алгоритмом; 3. Представление результатов, анализ трудностей, возникших при выполнении работы.

Таким образом, поэтапная работа по овладению учащимися основами информационной грамотности является необходимой частью непрерывного образования.

  1. Косолапова Е. В. Формирование медиаграмотности как компонента информационной культуры младших школьников в условиях школьных и детских библиотек: диссертация. кандидата педагогических наук. Кемерово, 2013.
  2. Клемёнова Е. Н., Прокофьева Л. П. Обучение работе с информацией студентов медицинского вуза// Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2018. № 6. С. 1242–1247.
  3. Гендина Н. И. Информационная культура и медиаграмотность в России // Информационное общество. № 4, 2013. С.77–83.
  4. Якушина Е. В. Методика обучения работе с информационными ресурсами на основе действующей модели Интернета: Дис. канд. пед. наук. М. 2002. 197 c.
  5. Майборода С. В. Речевые стратегии и тактики при обучении профессиональной коммуникации врач-пациент: этапы формирования компетенций // Волжский вестник науки. 2017. № 4–6 (8–10). С. 105–107.
Читайте также:  Что такое заморозка как способ сохранения продуктов

Источник

Формирование успешности ученика посредством сенсорных каналов получения информации

Послушайте и вы забудете,
Посмотрите, и вы запомните,
сделайте и вы поймете.
Конфуций

Современный процесс развития школы характеризуется использованием новых форм, методов, подходов к обучению. Мы, учителя, призваны обеспечить всестороннее развитие человека с учетом его склонностей, творческих способностей. Как же не ошибиться с выбором того самого «ключика», который откроет «дверцу» к внутреннему миру ребенка? Думаю, что подсказать может только сама природа.

Согласно теории нейро-лингвистического программирования – люди различаются по способам получения, обработки и хранения информации. Зрение, слух и кинестетические чувства – это три основные системы восприятия, которые востребованы в процессе обучения, обоняние и вкус используются в меньшей степени.

Однако всего у трети всех людей генетически определено предпочтение какой-либо модальности (сенсорному каналу получения информации). В основной массе человечество обладает одинаковым уровнем развития способности работать в разных модальностях. Сам этот уровень развития может быть различным, и зависеть не только от наследственности, но и от того, насколько часто востребуется данный канал для восприятия информации.

Если мир постигается в картинах-образах, то более развита визуальная система; если в ощущениях тела, то – кинестетическая, если в звуках – аудиальная; некоторые способны постигать мир посредством запаха и вкуса. Представления о мире более полные, если включаются все каналы восприятия.

Итак, входя в класс, учитель имеет дело с визуалами, аудиалами и кинестетами, которых и обучать-то следует по-разному. Именно это заставляет вновь обратиться к проблеме методов обучения, что подводит к основной цели педагогической деятельности: создать условия для развития интереса к предмету, на основе формирования учебного успеха каждого ученика.


Рисунок 1

Перед вами структура учебного успеха, предложенная Н.И. Галеевой. Из которой видно, что «хочу и могу» зависит от системы ценностей ребенка, а вот «могу и умею» – от природы. Поэтому

вновь возвращаясь к природе человека, можно отметить, что на уроках биологии, изучая живое, необходимо научить детей ощущать, чувствовать, входить в образ, необходимо включать все органы чувств в процесс обучения.

Так, организуя внимание, педагог-визуал скажет: «Посмотрите…», аудиал: «Послушайте…», кинестет: «Почувствуйте», а педагог, желающий активизировать у аудитории все каналы восприятия, произнесет нечто вроде: «Сегодня вы увидите новое, услышите необычное и почувствуете, что это пригодится в вашей работе (учебе)». Визуал скажет: «Мы смотрим на это одними глазами». Аудиал заметит: «Это созвучно моим представлениям». А Кинестет произнесет: «Я чувствую это так как же как и вы»

В учебном процессе информация фиксируется и передается в 3 формах: звук, изображение, мышечное усилие, либо все в комплексе. Сообразно этому выделяются 4 группы методов обучения.


Рисунок 2

Аудиальные методы обучения представлены звуковой информацией. К этой группе относятся рассказ, беседа, объяснение, лекция, игровые задания. В чистом виде эти методы обеспечивают передачу и фиксацию информации по аудиальному каналу. Эффективность усвоения звуковой информации визуалами и кинестетами можно повысить, используя определенные сказуемые визуальной и кинестетической модальностей, а также жесты и темп речи, позволяющие включать и удерживать внимание обучаемых всех групп. Кроме того, работу на уроке целесообразно организовывать таким образом, чтобы и аудиалы, и визуалы, и кинестеты имели возможность высказаться. В этом случае информация, заключенная в их словах, будет более полно воспринята «одногруппниками».

Игровые задания и игры для аудиалов

Слушая список животных, обозначить хлопком в ладоши только беспозвоночных.

Воробей, медведь, *муравей, носорог, ласточка, *дождевой червь, карась, *боярышница, *кузнечик, сокол,* беззубка, сова, бегемот, *саранча, *нереида, лиса, барсук, дятел, *богомол

Определите допущенные биологические ошибки:

А эта веселая птица – синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится,
В доме, который построил Джек.

(Ошибка: синица питается насекомыми, но даже в стужу, при отсутствии насекомых клюет семена подсолнуха или конопли, но не пшеницы.)

Игра: «Третий лишний».

На доске в несколько столбиков написаны названия организмов или явлений (по три в каждом столбике), сгруппированные по определенному признаку. Но одно название в каждом столбце лишнее. Задача: определить, кто лишний в каждом случае и объяснить свой выбор. Пример:

  • желудок, кишечник, трахея. (1, 2 – органы пищеварения, 3 – орган дыхания)
  • масленок, сыроежка, мукор (1, 2 – шляпочные грибы, 3 – плесневый гриб)
Читайте также:  Все способы получения хлорида бария

Игра: «Подсказки».

Эта занимательная игра знакомит ребят с характерными признаками тех или иных организмов. Основная ее цель: сформировать знания особенностях основных групп живых организмов. Условия игры: чем быстрее угадаешь, тем лучше; подсказки расположены так, что каждая следующая приближает к ответу быстрее, чем предыдущая; каждая новая подсказка снимает один балл (если школьники угадывают, о ком идет речь после первой подсказки, им засчитывают максимальное количество баллов, после второй подсказки на балл меньше и т.д.)

  • Подсказка 1: первопоселенцы суши.
  • Подсказка 2: живут повсюду.
  • Подсказка 3: их называют «восьминогие агрессоры»
  • Подсказка 4: на голове 4 пары простых глаз
  • Подсказка 5: являются санитарами воздуха
  • Подсказка 6: на брюшке имеют паутинные бородавки – железки, выделяющие жидкость, застывающую на воздухе в виде нити
  • Подсказка 7: укусы некоторых опасны для человека.

Визуальные методы обучения предполагают передачу информации в виде изображения. Это демонстрация натуральных объектов и изобразительных пособий, а также работа со всеми видами печатной или письменной информации.

В чистом виде эти методы рассчитаны на визуалов, поэтому они обязательно должны сопровождаться устными текстами (для аудиалов и кинестетов), содержащими сказуемые кинестетической модальности, а также жестами, удерживающими внимание и облегчающими восприятие информации кинестетами. Например, при описании натуральных объектов можно с помощью жестов обозначить параметры, а с помощью слов дать представление о структуре поверхности.

Игровые задания и игры для визуалов

Игра «Гусеница»

(найдите названия птиц)

Игра: «Фоторобот»

Задание: по отдельным фрагментам собрать целое изображение

Игра: «Домино»

(Правильно соедини блоки и получишь задуманные слова)

ца архе ана о кара птерикс кон ка да ти

(каракатица, археоптерикс, анаконда)

Кинестетические методы обучения предполагают передачу и восприятие информации с помощью мышечных усилий и иных ощущений тела.

Игровые задания и игры для кинестетов

Собери цепь РНК, которая соответствует последовательности аминокислот:

Аланин – валин – глицин – лизин – тирозин

(используя цветные канцелярские скрепки)

Определить название плода с закрытыми глазами на ощупь.

Полимодальные методы обучения предполагают передачу информации по нескольким каналам восприятия. К этой группе следует отнести часть наглядных и все виды практических методов.

Аудиовизуальные методы рассчитаны на одновременную визуальную и аудиальную фиксацию, а графическое представление повышает эффективность запоминания;

  • составление опорных конспектов тем или уроков, т. е. схематизация относительно больших объемов учебного материала также облегчает выделение существенных информационных блоков и повышает эффективность запоминания за счет их визуализации;
  • составление таблиц, в ходе которого ученик объединяет и систематизирует всю имеющуюся в его распоряжении информацию. Кроме того, необходимость вписывать большие объемы информации в ограниченные рамки граф таблицы заставляет изобретать приемы ее свертывания (визуализации);
  • использование немых рисунков для контроля знаний. Если обучающиеся оповещены, что в контрольной работе им нужно будет сделать подписи к схематическим рисункам, это стимулирует и инициирует целенаправленную работу по трансформации всей приобретаемой информации в визуальную форму.

В качестве дополнительного приема визуализации информации целесообразно использовать цветовое кодирование рисунков и схем.

Учителю необходимо помнить, что рисунки, схемы, графики, опорные конспекты ученик, по возможности, должен выполнять сам, так как способы свертывания информации сугубо индивидуальны.

Задания с использованием полимодальных методов

Задание 1. Заполнить таблицу: Сравнительная характеристика кровеносной системы позвоночных животных

Признаки Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие
Число камер сердца
Числокругов кровообращения

Задание 2. С помощью стрелочек соотнеси названия органов и их функции.

Органы кровеносной системы Выполняемые функции
1. Предсердия Несут кровь к сердцу, имеют клапаны.
2. Желудочки Мельчайшие сосуды пронизывают все тело животного, в них происходит газообмен.
3. Артерии Несут кровь от сердца, самые крупные сосуды.
4. Вены Принимают кровь из предсердий, сокращаясь, выталкивают ее в артерии.
5. Капилляры Собирают кровь из вен, проталкивают ее в желудочек.

Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим.

С помощью диагностики (Приложение 1-2) можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания.

творческий человек не приемлет однообразия, шаблона, унылого стандарта, он постоянно стремиться попробовать что-то новое: новые методики и технологии, подходы и учебники…

Источник

Оцените статью
Разные способы