- Социологическое исследование способов получения учебной информации студентами БГУИР
- Способы определения предпочитаемых студентами источников информации. Социологический опрос на тему актуальности использования электронных и Интернет-материалов учащимися ВУЗов. Обобщение основных недостатков применения книжных и электронных пособий.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Подобные документы
- Студентам на заметку: где брать информацию для студенческих работ?
- Критерии качественного источника знаний
- Виды источников
- Отчего Wikipedia студенту не товарищ
- Виды качественных источников знаний
Социологическое исследование способов получения учебной информации студентами БГУИР
Способы определения предпочитаемых студентами источников информации. Социологический опрос на тему актуальности использования электронных и Интернет-материалов учащимися ВУЗов. Обобщение основных недостатков применения книжных и электронных пособий.
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 27.10.2010 |
Размер файла | 18,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Отчет по социологическому исследованию на тему:
“Способы получения учебной информации студентами БГУИР”
Проблема: актуальность использования библиотеки и электронных материалов в ВУЗе.
Объект: студенты БГУИР групп 820601-4.
Предмет: поиск учебной информации студентами во время учебного процесса.
Цель: определить предпочитаемый студентами источник информации.
1. Определить актуальность использования библиотеки студентами.
2. Определить актуальность использования электронных материалов студентами.
3. Определить главный источник информации для студентов.
1. Современный студент БГУИР предпочитает использовать электронные материалы.
2. Библиотека стала не актуальной.
3. Интернет — главный источник учебной информации.
1) Как часто вы готовитесь к семинарским (практическим), лабораторным занятиям дома?
2) Основным источником учебной информации при подготовке для вас является?
1. Конспект лекций (27%)
3. Методические материалы (58%)
4. Другое: интернет 3, все перечисленные 1 (7%)
3) Берете ли вы в библиотеке рекомендуемую лекторами учебную литературу?
1. Стараюсь брать всю рекомендуемую литературу (24%)
2. Беру, но не по всем предметам (63%)
4. Другое: иногда 1 (1%)
4) Устраивает ли вас количество и качество учебной литературы в библиотеке университета?
1. Нет, отсутствует учебная литература по некоторым предметам (56%)
2. Нет, большинство учебной литературы является устаревшей (17%)
3. Все устраивает (22%)
4. Другое: равнодушен 1, не совсем 1, в основном но новых книг мало 1 (5%)
5) Где вы берете недостающую учебную литературу?
1. В библиотеках города (0%)
3. В электронной библиотеке (37%)
4. В интернете (54%)
5. Другое: нигде 2, все перечисленные 1, у других студентов 1 (7%)
6) Каким источником учебной литературы вы пользуетесь чаще всего?
1. Библиотекой (18%)
2. Электронной библиотекой (24%)
3. Интернетом (56%)
4. Другое: все перечисленные 1 (2%)
7) Считаете ли вы использование электронных материалов более удобным, чем использование печатной литературы?
1. Да, не нужно ходить в библиотеку (12%)
2. Да, удобнее оформлять работы в электронном виде (рефераты, доклады, лаб. работы и т. д.) (24%)
3. Да, удобнее готовить шпаргалки (5%)
4. Варианты 1-3 (41%)
Так как устают глаза; не удобно читать; не удобно переписывать; привык использовать бумажную литературу; удобнее пользоваться книгами.
8) Является ли библиотека не заменимым источником учебной литературы?
1. Библиотека не заменима (29%)
2. Можно обойтись без библиотеки (66%)
3. Никогда не пользовался(лась) (5%)
9) Часто ли вы находите достоверную, необходимую вам учебную информацию?
10) Недостатки использования электронных учебных материалов:
Не удобно читать, портится зрение; не удобно переписывать; привык использовать бумажную литературу; удобнее пользоваться книгами, не удобно перелистывать, приходится распечатывать, не всегда есть под рукой компьютер, нельзя читать без электричества, не удобно пользоваться сразу несколькими источниками.
Как часто вы готовитесь к занятиям дома?
Каким источником учебной литературы вы пользуетесь чаще всего?
Эл. библиотекой (7%)
Эл. библиотекой (14%)
Эл. библиотекой (40%)
Эл. библиотекой (27%)
Эл. библиотекой (25%)
Эл. библиотекой (23%)
Эл. библиотекой (47%)
Эл. библиотекой (12%)
Эл. библиотекой (21%)
Устраивает ли вас количество и качество учебной литературы в библиотеке университета?
Отсутствует литература по некоторым предметам (61%)
Большинство литературы является устаревшей (11%)
Все устраивает (21%)
Отсутствует литература по некоторым предметам (52%)
Большинство литературы является устаревшей (22%)
Все устраивает (23%)
Является ли библиотека не заменимым источником учебной литературы?
Библиотека не заменима (29%)
Можно обойтись без библиотеки (68%)
Никогда не пользовался(лась) (3%)
Библиотека не заменима (29%)
Можно обойтись без библиотеки (65%)
Никогда не пользовался(лась) (6%)
При подготовке к занятиям большинство студентов пользуется методическими пособиями; в библиотеке они берут литературу только по некоторым предметам; утверждают, что в библиотеке университета недостаточно книг по некоторым предметам; недостающую литературу студенты получают из интернета. Студенты считают более удобным использование электронных материалов, т. к. удобнее оформлять работы в электронным виде, не нужно ходить в библиотеку, удобнее готовить шпаргалки. Студенты не считают библиотеку незаменимым источником информации.
Сформулированные нами гипотезы подтвердились
· Современный студент БГУИР предпочитает использовать электронные материалы. (Вопросы 5, 6, 7)
· Библиотека стала не актуальной. (Вопросы 4, 8)
· Интернет — главный источник учебной информации. (Вопросы 5, 6)
Но также не стоит упускать из вида, то что при подготовке к занятиям студенты предпочитают пользоваться методическими пособиями. Они берут литературу в библиотеке лишь по некоторым предметам. Студенты часто находят достоверную, необходимую им информацию.
Также мы узнали мнение студентов об основных недостатках использования электронных материалов. Студенты считают, что при использовании электронной литературы возникают некоторые неудобства: не удобно читать, портится зрение, не удобно переписывать, не удобно перелистывать страницы, приходится распечатывать материал, не всегда есть под рукой компьютер, нельзя читать без электричества, не удобно пользоваться сразу несколькими источниками.
Подобные документы
Социологическое исследование — система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур для получения достоверных данных об изучаемом явлении. Виды анкетных опросов, правила их составления и проведения.
курсовая работа [305,0 K], добавлен 04.07.2012
Познавательные возможности опроса и его классификация. Социологическое наблюдение и эксперимент, экспертные оценки, анализ документов, микросоциологические исследования и фокус-группы. Особенности применения методов сбора первичной социальной информации.
контрольная работа [33,4 K], добавлен 17.11.2010
Социологическое исследование — система логически последовательных методологических и организационно-технических процедур получения объективной информации о социальном объекте, явлении или процессе: виды, методы, этапы подготовки и принципы проведения.
контрольная работа [25,7 K], добавлен 12.04.2011
Характеристика методов социологических исследований (контент–анализ, опросные методы, социологическое наблюдение, кейс-стади, социологический эксперимент). Описание социологического телефонного опроса по выявлению потребности в услугах компании.
курсовая работа [445,3 K], добавлен 12.11.2014
Социологическое исследование: понятие и основные виды. Опрос как способ сбора информации. Основные виды опросов: анкетирование, интервью. Суть социологического исследования как отображения настроения общественности или ее реакцию на какое-либо событие.
реферат [18,6 K], добавлен 23.08.2012
Проблема использования свободного времени молодежью, ее разработанность в России. Основные причины, влияющие на особенности использования свободного времени. Организация свободного времени студентами. Методы сбора первичной социологической информации.
реферат [30,0 K], добавлен 13.03.2011
Развитие социологии. Изучение и обладание навыками использования Интернет ресурсами. Интернет как источник информации. Интернет-опросы — новая техника работы. Сетевые социологические исследования. Технологии организации и проведения сетевых исследований.
контрольная работа [32,3 K], добавлен 25.11.2008
Источник
Студентам на заметку: где брать информацию для студенческих работ?
- 12 января 2021 г.
- 11 минут
- 21 050
Высшее образование предполагает, что уже с первых недель учебы все чаще « задают » рефераты, курсовые и прочие виды студенческих работ. Возникает вопрос: где, собственно, брать информацию?
Можно, конечно, скопировать работы « коллег по цеху » или попытаться выразить свое мнение, но за такую работу вряд ли получите что-то выше, чем « удовлетворительно » , а то и не получите ничего.
Умение находить нужную информацию и различать качественные источники — именно это выделяет сегодняшнего студента из толпы. Если хотите этому научиться, то наша статья будет полезной.
Критерии качественного источника знаний
В основе студенческих работ (реферата, курсовой, дипломной и т.д.) лежит научное мировоззрение, а в его основе — научное знание. Именно его присутствие и делает источник качественным. Методология науки установила критерии научности знания:
- Системность знаний. Подлинно научный источник не представляет собой обрывки, фрагменты сведений. Настоящий исследователь всегда пытается рассмотреть проблему как можно шире и глубже, достигнуть определенной целостности, завершенности. Структура научного источника знания стройна, едина и логична, повествование отличается связанностью. Если в источнике присутствует набор неуместных цитат, фрагментов или большого количества лирических отступлений от проблемы, знайте —э то псевдо- или антинаучный источник, путь в хорошую студенческую работу ему заказан.
- Рациональность. Если автор просит принять на веру, не приводит никаких доказательств своих предположений, то он и его “труды”, скорее всего, не имеет к науке никакого отношения.
- Методы исследования. В работе, претендующей на научность, всегда используются отработанные механизмы получения знаний, т.е. определенные методы исследования. Если они не оговариваются в аннотации, введении или их нет вовсе, то источник ненадежен.
- Проверяемость. Если представлено практическое исследование (например, научный эксперимент), то при определенных условиях, оно может быть воспроизведено, полностью или частично. Поищите повторные исследования и обратите внимание, что эти исследования должны подкреплять теоретические выкладки, а не быть сами по себе.
- Опора на опыт предшественников. Бегло просмотрите источник: есть ли в нем сноски? А библиографический список? Если есть, это хорошо, значит автор не одинокий фантазер, он использовал результаты труда своих коллег и предшественников, а его работа претендует на качественный источник знания.
Если источник отвечает критериям научности, то вкупе с авторской репутацией может претендовать на статус авторитетного. Важно и то, чтобы источник был общедоступным. Трудно ссылаться на то, что не сможет посмотреть каждый (в особенности, преподаватель).
Хорошо, если найдете рецензию на источник: она укажет на сильные и слабые стороны работы. В отдельных случаях можете ее включить в библиографический список. Теперь, когда рассмотрены все общие критерии, можно детальнее рассмотреть разные виды источников, разобрать их плюсы и минусы.
Виды источников
Преподаватели обыкновенно делят все источники на « черные » — интернет-источники и « белые » — научные публикации, книги.
Впрочем, такой подход уже изрядно устарел. Интернет может быть как помощником студенту, так и вредителем. Не подойдут сайты с готовыми рефератами, выдержками из безымянных статей и, внимание, некоторые интернет-энциклопедии, например, Википедия.
Отчего Wikipedia студенту не товарищ
Википедия давно вошла в повседневную жизнь каждого, став настолько обыденной, что иные стали принимать факты из Вики как истину в последней инстанции.
Бывало ли так, что точку в жарком споре, например, о названии древней столицы Японии или количестве спутников Юпитера, ставило обращение к популярной интернет-энциклопедии?
Википедия — публичный, открытый ресурс, доверие к которому у многих безусловное. И именно потому студент должен пользоваться им с большой осторожностью. Разберемся же, почему студент должен избегать указания Википедии в своих работах:
- Википедия — открытый ресурс, то есть практически каждый может написать, перевести или отредактировать статью, достаточно лишь соблюсти ряд требований;
- одно из очень желательных, но не обязательных требований Википедии — указание источников информации. Они могут быть недостоверными или вовсе маргинальными. Или которых не может быть вовсе;
- готовые статьи должны быть одобрены несколькими участниками, чаще любителями, чем экспертами.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Лучше обратиться к более проверенным ресурсам, например, к энциклопедии Кольера, англоязычной Britannica или использовать более сложные и качественные источники знаний, чем потом переписывать работу.
Виды качественных источников знаний
Разберем все виды источников в порядке надёжности.
- Диссертации и авторефераты к ним. Самый надежный источник знания, поскольку автор ставит на кон свою исследовательскую и профессиональную репутацию.
- Монографии. Надёжный вид источников знания. В монографии автор стремится раскрыть проблему всецело, осветить различные ее аспекты, установить возможные взаимосвязи с другими явлениями.
- Статьи. Публикуются в научных журналах. Нюанс в том, что не каждый журнал, претендующий на научность, таковым является. Существует много способов проверить состоятельность научного издания, наиболее простой из них — посмотреть, где проиндексировано издание. Отлично, если издание состоит в перечне ВАК (Высшей аттестационной комиссии) — требования к публикациям в подобных изданиях крайне высоки. Хорошо, если издание проиндексировано в РИНЦ (Российском индексе научного цитирования). На сегодняшний день в РИНЦ есть более 4000 журналов.
- Материалы научных конференций. По своей структуре они очень напоминают статьи и выпускаются, как правило, отдельным сборником или публикуются в журналах. Обратите внимание на организаторов конференции и ее тематику — это главное.
- Научно-популярные издания. Очень большая и очень общая группа.Могут встречаться как серьезные материалы, изложенные простым языком, так и псевдонаучные публикации. Можно ссылаться на них только в случае 100% уверенности в авторе и издательстве. Большой плюс для научпопа — присутствие авторитетных рецензентов, но и оно не дает 100% гарантии качества.
Некоторые источники есть и в интернете, абсолютно свободно их можно найти на Elibrary.ru или Cyberleninka.ru.
Отметим, что в ряде случаев студенту необходимо включать в свою работу публицистические, новостные или иные источники, но критерии их отбора совсем другие:
- различайте виды источников, отдавая предпочтение тем, за которые авторы могут поручиться своей репутацией;
- проверяйте как сам источник, так и биографию его автора;
- не гнушайтесь брать информацию из интернета, главное, обращайтесь к авторитетным ресурсам — Elibrary, Cyberleninka и так далее.
Многие авторитетные научные издания также имеют свои сайты.
Источники знаний необходимо не только грамотно подобрать, но и нужным образом представить в виде списка использованной литературы.
А если вам не хочется тратить время на поиски информации, то сервис помощи студентам готов выполнить всю работу за вас: и источники найдет, и Википедией не воспользуется, и монографии изучит.
Источник