Способы получения информации школьниками

Основные источники информации при обучении в начальной школе
статья на тему

Что такое информация? Основные источники информации. Полезные ссылки

Скачать:

Вложение Размер
osnovnye_istochniki_informatsii_pri_obuchenii.docx 18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Основные источники информации при обучении в начальной школе

Любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия на ее основе решений и их выполнения. С появлением современных средств вычислительной техники информация стала выступать в качестве одного из важнейших ресурсов научно-технического прогресса.

Общение, коммуникации, обмен информацией присущи всем живым существам, но в особой степени — человеку. Будучи аккумулированной и обработанной с определенных позиций, информация дает новые сведения, приводит к новому знанию.

Информация содержится в человеческой речи, текстах книг, журналов, газет, сообщениях радио и телевидения, показаниях приборов и т.д. Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств. Хранит и перерабатывает ее с помощью мозга и центральной нервной системы. Передаваемая информация обычно касается каких-то предметов или нас самих и связана с событиями, происходящими в окружающем нас мире.

Что такое информация?

Особенностью понятия “информация” является его универсальность — оно используется во всех без исключения сферах человеческой деятельности: в философии, естественных и гуманитарных науках, в биологии, медицине, в психологии человека и животных, в социологии, искусстве, в технике и экономике и, конечно, в повседневной жизни.

Например, в БЭС говорится, что

информация (от лат. informatio — разъяснение — изложение), первоначально- сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.); с сер. 20 в.общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (см. Генетическая информация); одно из основных понятий кибернетики.

В словаре бизнес терминов дается такое определение:

1. Значение, приписываемое данным на основе известных соглашений, относящихся к их представлению.

2. Сведения, данные, значения экономических показателей, являющиеся объектами хранения, обработки и передачи. В. Одна из трех фундаментальных субстанций (вещество, энергия, информация), составляющих сущность мироздания и охватывающих любой продукт мыслительной деятельности, прежде всего знания и образы.

Политический словарь определяет понятие «информация» как с ообщение, осведомление или материалы, освещающие положение в какой-либо отрасли науки (научная И.),общественно-политической жизни (текущая И, для прессы и радио) и пр.

Дают свои определения и Философский словаь, и Психологический, и Социалогический и т. д.

В быту под информацией мы подразумеваем интересующие нас сведения об окружающем нас мире.

Любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия на ее основе решений и их выполнения. С появлением современных средств вычислительной техники информация стала выступать в качестве одного из важнейших ресурсов научно-технического прогресса.

Развитие умения работать с источниками информации – одно из основных универсальных учебных действий.

Основные источники информации, используемые при обучении:

— аудио- и видеоисточники, мультимедийные носителями информации;

— глобальные компьютерные сети;

— человек как источник информации;

— реальные объекты действительности

В начальной школе формируются читательские компетенции как основа компетенции работы с информацией. С первого класса мы учим детей ориентироваться в книге, знакомятся с её структурой. Дети учатся работать с разными типами текста. Систематически проходят библиотечные уроки.

Несмотря на то, что от природы человек имеет возможность получать информацию через 5 сенсорных каналов, в наше время всё больше и больше мы отдаем предпочтение зрительному: использование презентаций, вместо ознакомления с натуральными объектами, поиск сведений в сети вместо наблюдения и т. д. На вопрос : «Где мы сможем про это узнать?», ученики дружно отвечают – в интернете! Роль интернета при поиске информации явно преувеличивается. Однако учащихся необходимо обучать информационному поиску в мировой сети.

В начальной школе развитие умения пользоваться поисковыми системами только начинает формироваться. Педагогу необходимо заранее готовиться к показу школьникам работы в интернете: проверить сайты, электронные источники-адреса, материалы и т. д. Можно составить список рекомендуемых сайтов. Показать , как них ориентироваться.

Замечательным источником информации могут стать посещения музеев. Сегодня разработано много детских музейных программ, которые помогают получить новые сведения и вызывают интерес к темам программы начальной школы.

Медиапортал, на котором собраны лучшие произведения мировой литературы в исполнении признанных мастеров сцены.

  • Сайт «Говорим и пишем правильно: культура письменной речи»
  • Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех

Определитель растений on-line
Открытый атлас растений России и сопредельных стран

  • Аннотация музейного занятия «Чем писали в старину»

Детский исторический музей

  • Экскурсии для школьников в Центральный музей почвоведения им. В. В. Докучаева

Источник

Способы получения информации детьми Дети — визуалы, аудиалы, кинестетики

Способы получения информации детьми

Дети – визуалы, аудиалы, кинестетики

Все дети разные, и даже органами чувств, которые вроде бы одинаковы у всех, они пользуются по-разному. Один ребёнок, попадая первый раз к приятелю в гости, с удовольствием рассматривает рисунок на обоях. Другой – с интересом прислушивается к звукам, третий – торопится взять в руки мягкую игрушку.

Для разных детей характерны свои особенности восприятия окружающего мира:

Для одного – визуал – главной является зрительная информация.

Для второго – аудиал – важно то, что он слышит.

Для третьего – кинестетик – то, что он чувствует.

Эти особенности влияют на поведение вашего ребёнка и даже на восприятие учебного материала.

Если ребенок визуал…

★ Ему может не нравиться прикосновение других людей. Учтите это и не обижайтесь на ребенка, если он недоволен; это не имеет никакого отношения лично к вам.

★ Больше других детей пугается эмоциональных вспышек окружающих и конфликтов.

★ Быстрее понимает материал, который хорошо иллюстрирован.

★ Легче приобретает навыки путём наблюдений.

★ На индивидуальных занятиях его результаты лучше, чем при работе в группе.

Не походите к ним близко. Расстояние должно быть таким, чтобы визуал видел вас с головы до ног, так он считывает информацию. Лучше держать среднюю дистанцию. В беседе важен контакт «глаза в глаза». В обучении им удобны картины, схемы (лучше один раз увидеть).

Если ребёнок аудиал…

★ Любой активности он предпочитает разговор, может беседовать даже сам с собой – это нормально.

★ Такой ребёнок вряд ли поймет ваш выразительный взгляд (сердитый, обиженный, гневный), ему лучше объяснить словами, что вы чувствуете.

★ Он хорошо запоминает словесный материал.

★ Для быстрого приобретения определенных умений и навыков предложите ребёнку комментировать то, что он делает.

Если ребёнок кинестетик…

★ Для него больше, чем для других, важны прикосновения, по ним он судит о том, как вы к нему относитесь.

★ Лучше всего запоминает информацию в процессе деятельности.

★ Чтобы он не отвлекался, дайте ему возможность играть активную роль, ведь он нуждается в смене деятельности и движениях, перемене поз, положения в пространстве.

★ Изучайте характер вашего ребёнка, старайтесь учитывать особенности его восприятия и поведения при взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Как правило, такие дети обладают:

    Хорошей координацией, ловкостью, гибкостью Чувством времени Тягой к спорту Хорошо развитым осязанием Отличительными предпосылками к ручному труду Высокой физической активностью Быстро переключающимся внимании (отсюда проблемы с концентрацией, повышенная отвлекаемость)

Дети-кинестетики больше всего страдают в школе. Например, они долго считают на пальцах, когда все перешли к счету «в уме». Для кинестетиков это катастрофа. Чего только они не придумывают, чтобы скрыть счет на пальцах: прячут руки за спину, под парту, потихоньку стучат по ней пальцами и еще многое. Остается пожелать таким детям умного учителя, который поймет их особенности развития.

Дискреты — у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А у школьников младших и средних классов такой способ восприятия информации встречается редко.

Школьное обучение для ребенка — это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.

Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы «говорим на разном языке», как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.

Как определить, какой тип восприятия у вашего ребенка?

Существует несколько моментов, обратив внимание на которые, вы сможете понять, к какой категории относится ваш ребенок.

1. Речь. Визуалы используют в повседневной речи слова, которые связаны со зрением, например «смотреть», «видеть» и т. п. У аудиалов преобладают существительные и глаголы, связанные со слухом. Кинестетики же чаще всего описывают свои чувства или же движения.

2. Внимание. Ребенка-визуала очень трудно отвлечь от его занятия, аудиалы чаще всего отвлекаются на различного рода звуки, а кинестетика, в свою очередь, может отвлекать любая мелочь. Именно дети-кинестетики считаются самыми большими непоседами, постоянно отвлекающимися от занятий.

3. Направление взгляда. При общении ребенок-визуал часто смотрит вверх, взгляд аудиала направлен по средней линии, кинестетик же преимущественно смотрит вниз, как бы под ноги.

4.Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене

Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное — возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.

Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось «держать рот на замке».

Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

5. Посмотреть, кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на классной доске.

Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.

Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может «сесть на телефон» и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.

Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.

При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:

    визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т. д.; аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами — так ему легче справиться с заданием; кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома — сходить в другую комнату и т. д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения. Любой человек, ребенок в том числе, использует разные каналы восприятия, то есть, мы не можем быть только визуалами, например. Особенности восприятия зависят и от возраста: для маленьких детей свойственно стремление все потрогать, попробовать на вкус, школьники же чаще задействуют слух и зрение. Органы восприятия можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

Учитесь понимать друг друга, тогда в вашей жизни и в жизни ваших детей будет намного меньше проблем.

Источник

Курсовая работа информационные умения младших школьников

Курсовая работа «Информационные умения младших школьников» защищена на отлично. В ней представлен диагностический инструментарий и их интрепритация

Скачать:

Вложение Размер
информационные умения младших школьников 145 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

____________ кафедра Педагогики и психологии детства __________

_____________Панфилова Марина Александровна_______________

(фамилия, имя, отчество студента)

Институт ___ ПиП ___ курс_____ III _____ группа__ 333302 __

___________________ Начальное образование ___________________

(код и наименования направления подготовки /специальности)

По дисциплине __ Методология и методы педагогических исследований _______

На тему _______ изучение сформированости информационных умений _ ______

_______________________ младших школьников_______ _____________________

Руководитель проекта _______________ _______________ _____________

(должность) (подпись) (инициалы, фамилия)

Проект допущен к защите ____________________________ _______________

(подпись руководителя) (дата)

Решением комиссии от «_____»______________ 2015 г.

Признать, что проект

выполнен и защищен с оценкой __________________________________________

___________________ ____________________ ___________________

___________________ ____________________ ___________________

___________________ ____________________ ___________________

(должность) (подпись) (инициалы, фамилия)

Архангельск, 2015 г.

1.4. Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе.

С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире во ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включены умения работать с информацией.

Умение работать с информацией – этот навык формируется на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяется при выполнении домашнего задания, предполагает активные действия по поиску, обработке и организации информации.

Придя в школу ребенку приходиться иметь дело с большим объемом информации. Дать ребенку ориентир, научить пользоваться таким замечательным инструментом, как интернет, применять свои знания, всему этому должна научить ребенка начальная школа.

Когда младший школьник начинает взаимодействовать с информационной средой, то возникают такие проблемы, которые препятствуют эффективному обучению младших школьников – это информационная неразборчивость и информационные перегрузки.

Современному учителю необходимо воспитать у младших школьников информационные вкусы, развить такие потребности, которые вписывались бы в систему общечеловеческих нравственных норм и ценностей: добра, чести, совести и т.д.

Не менее важно сформировать у младшего школьника «Информационные умения», которые выражаются в потребности формирования навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально рациональной форме.

Объектом исследования являются информационные умения младших школьников.

Предмет: Особенности формирования информационных умений в период младшего школьного детства.

Проблема: Выбор эффективных методов и приемов в работе с информацией в начальной школе, основанной на особенностях формирования и развития информационных умений младших школьников.

Целью этого исследования является выявление особенностей формирования информационных умений младших школьников и выработка рациональных по затратам и эффективных по результатам приемов работы с информацией в начальной школе

Предполагается, что информационные умения младших школьников сформированы не равномерно. Использование методов эффективного обучения возможно, если у младших школьников есть мотивационная и операционная готовность самостоятельно работать с информацией любого вида: текстовой, звуковой, графической и т.д.

— Раскрыть сущность и виды информационных умений

— Раскрыть методы изучения информационных умений

— Эмпирическим путем изучить сформированность информационных умений экспериментального класса

— Обучение рациональным (экономным затратам сил и времени и эффективным по результату) приемам работы с информацией.

Методы: анализ литературы, обобщение, анкетирование, практические задания., изучение продуктов деятельности младших школьников

1 Теоретические основы изучения информационных умений младших школьников

1.1 Сущность понятия «информационная грамотность»

В «Примерных программах начального общего образования» Федеральных образовательных стандартах второго поколения большое значение уделяется формированию «информационной грамотности» в начальной школе.

Под термином «информационная грамотность» понимается совокупность умений работать с информацией.

«Информационную грамотность» нельзя связывать исключительно с использованием

современных информационных (компьютерных) технологий. Представление информации в различных источниках (будь то книга, аудио- и видеоноситель, компьютер, человек как информатор, натуральный объект окружающего мира как предмет изучения и наблюдения) не изменяет сути проблемы научения ребенка приемам ориентировки в мире информации. Эти основные приемы базируются на вполне конкретных умениях, которые могут быть вкратце обозначены следующим образом:

— На этапе принятия учебной задачи — это умение осознать, вычленить, сформулировать информационный запрос, умение выбрать источник информации и оценить адекватность источника информации сформулированному запросу.

— На этапе поиска информации — умение эффективно работать с любыми доступными источниками: последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, работать с текстовой информацией (в книге, компьютере), сужая при этом круг поиска рациональными приемами деятельности.

— На этапе обработки информации — умение отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять объем информации в соответствии с учебной задачей (без изменения или с изменением системы кодирования последней).

— На этапе хранения информации — осознанное и эффективное использование учеником особенностей своей памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.

Развитие информационных умений учащихся начальных классов возможно при соблюдении ряда условий, таких как:

— Мотивация информационно-поисковой деятельности обучающихся.

(мотивом должен быть познавательный интерес. Приёмы: проблемная ситуация, учебный или проблемный вопрос, собственная познавательная активность ребёнка во внеурочное время)

— Добровольность работы школьников с дополнительными источниками информации.

(объекты для наблюдений, опыты, эксперименты, литература, медиаресурсы, субъекты общения и т.д.)

— Доступность информационных ресурсов.

(во внеурочной деят-ти, в рамках урока справочники, энциклопедии. Знания товарищей и т.д.)

— Наличие времени для самостоятельной работы школьников с разными информационными источниками.

(во внеурочной деят-ти, в рамках урока справочники, энциклопедии. Знания товарищей и т.д.)

— Поэтапность в развитии качества взаимодействия школьников с информационной средой.

(зависит от степени сформированности его информационных вкусов и предпочтений, наличия соответствующих умений и навыков)

— Отсутствие жесткой регламентации процесса освоения детьми умений информационной деятельности.

(гибкий подход –индивидуальный или групповой)

— Повышение уровня познавательной самостоятельности школьников. [12]

1.2 Виды «информационных умений» младших школьников

В современном обществе постоянно увеличивается объем информации и скорость ее потоков. В связи с этим, особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, поиском, обработкой и передачей информации.

Изменения в современном обществе, повлекли за собой изменения и в сфере образования..

Одним из самых важных умений учащихся сегодня, становиться умение работать с информацией. Это требование времени, требование возникшего нового информационного общества. [4 ]

Федеральным государственным стандартом второго поколения, выдвигаются новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального образования, среди которых, представлены требования, непосредственно связанные с информационными умениями личности.

Акцент на конкретное понятие «информационные умения», касающееся школьника, был сделан в педагогике с выходом нового ФГОС.

Умение школьника работать с информацией, рассматривается в новом ФГОС, как универсальное учебное действие, и представляется, как обще учебное умение.

Информационные умения — это умения принятия, поиска, переработки и использования информации.

То есть, учащийся должен уметь самостоятельно (услышать, понять задачу,) далее- найти, отобрать, систематизировать, проанализировать, перекодировать и представить (передать) информацию.

Информационные умения, как правило делятся на два основных вида: информационно- поисковые и информационно- аналитические

Информационно-поисковые — умения это практические умения. Успешно формируются у учащихся при работе с источниками информации.

Информационно-аналитические умения формируются через поиск, последующую обработку и использование найденной информации, работа с которой требует анализа. [16]

1.3. Уровни и критерии сформированности информационных умений младших школьников

В педагогическом процессе существует необходимость в исследовании достигнутого учащимися уровня сформированности информационных умений. С этой целью используется диагностика, которая представляет общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе.

По словарю С.И. Ожегова [10] критерий определяется как мерило оценки, суждения.

Уровень – степень величины развития, значимости чего-нибудь

Процесс формирования практических информационных умений является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений (особенно информационные) формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека. [1]

Л.М. Фридман определяет следующие уровни овладения учащимися действиями, соответствующими практическим информационным умениям и навыкам:

0 уровень – учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет информационного умения);

1 уровень – учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого);

2 уровень – учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;

3 уровень – учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;

4 уровень – учащиеся автоматизировано, свернуто и безошибочно выполняют действия (навык) [3].

Однако не все практические информационные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками. Одни практические умения формируются в школе обычно до 3 уровня, другие, главным образом, общие, до 4 уровня, после чего они в последующем обучении совершенствуются.

В.И. Орлов определяет формирование практических информационных умений как специальную педагогическую задачу [8]. Однако он отмечает, что не все учителя рассматривают эту проблему с данной точки зрения. Часто считается, что специальная, целенаправленная отработка этих умений не нужна, поскольку ученики сами в процессе обучения приобретают необходимые умения – это неверно.

Школьник в своей практической деятельности действительно перерабатывает и трансформирует те способы учебной работы с информацией, которые ему задает учитель. Такая внутренняя переработка приводит к тому, что усвоенный ребенком способ работы с учебным материалом иногда довольно резко может отличаться от учительского эталона. В то же время, преподаватель, как правило, не контролирует этот процесс, фиксируя только качество полученного учеником результата (решенная или нерешенная задача; содержательный или неглубокий, отрывочный, малоинформативный ответ и т.д.) и не представляет себе, какие индивидуальные умения, приемы практической работы с информацией у ребенка стихийно сложились. А эти приемы могут оказаться нерациональными или просто неверными, что существенно мешает ученику продвигаться в учебном материале, развивать практическую деятельность. Громоздкие системы нерациональных приемов тормозят учебный практический процесс, затрудняют формирование информационных умений и их автоматизацию[8].

Одним из основных принципов обучения является его сознательность. Будет адекватно воспринято и усвоено лишь то содержание – знания или умения, — которое осознается человеком. А осознается далеко не все то, что воспринимается. Это положение подробно раскрывается А.Н. Леонтьевым, который писал: «На первый взгляд это утверждение кажется немного парадоксальным, но, тем не менее, это так. Воспринимаемое и сознаваемое содержание прямо не совпадают» [12].

Осознание определенного содержания зависит от того, какое структурное место оно занимает в деятельности ребенка. В своей практической работе он осознает не все, с чем имеет дело, что попадает в поле его зрения, а только то, что входит в его деятельность как предмет какого-либо отдельного действия как его непосредственная цель. Сделать целью для ученика именно то практическое содержание, которое нужно усвоить, — для учителя означает уметь управлять его восприятием и, соответственно, направленностью его внимания.

Итак, у учащихся на всем протяжении школьного обучения нужно формировать практические умения, причем умения сознательно контролируемые, часть из которых затем автоматизируется и становится навыками. В.И. Орлов считает, что учитель должен реализовывать два главных момента или этапа – постановку цели и организацию деятельности младших школьников [8].

Прежде всего, перед учащимися начальных классов ставится особая цель – овладеть определенным информационным умением. Когда учитель сталкивается с отсутствием у учеников конкретного умения, ему нужно вначале спросить себя, а была ли перед ним поставлена такая цель? Ведь только наиболее интеллектуально развитые учащиеся самостоятельно выделяют для себя и осознают операциональную сторону учебной деятельности, остальные же остаются на уровне интуитивно-практического владения умениями.

М.В. Лисицын определяет распространенный недостаток организации практической работы учащихся – дети не видят за выполняемой ими работой учебной задачи, учебной цели. В первое время, да и периодически в более сложных случаях в дальнейшем учитель, давая то или иное задание, сам указывает ту учебную задачу, которую должен решить ученик, выполняя это задание. Но постепенно ученики приобретают умение, способность и привычку видеть за любой выполняемой ими работой те знания, умения и навыки, которые они должны приобрести в результате данной работы [14].

Помимо осознания цели, ученику нужно осознание ее отношения к мотиву своей деятельности. Учебная мотивация всегда индивидуальна: каждый ребенок имеет свою систему мотивов, побуждающих его учиться и придающих смысл учению. Известно, что неформальное освоение интеллектуальных умений возможно только при познавательной мотивации. Тем не менее, даже при преобладании познавательной мотивации у ребенка все равно будут присутствовать и другие мотивы – широкие, социальные, достижения успеха, избегания наказания и др. Учителю приходится ориентироваться на весь этот широкий спектр мотивов. Ставя цель обучить данному умению, он должен дать возможность каждому ученику понять, какой личностный смысл будет заключен в этой работе, зачем ему нужно это умение.

Продуктивная и результативная работа современного учителя с информационно-образовательными системами требует наличия у него информационной культуры, так как ключевая задача учителя – отбор, систематизация, структурирование необходимой учебной информации, адекватное ее представление с использованием возможностей информационных технологий, и такая организация деятельности обучающихся, которая позволит им работать с представленной информацией не на репродуктивном уровне, а на уровне творчества, когда требуется отбор информации, ее анализ, синтез, оценка и рождение нового знания.

Учителю необходимо знать особенности циркуляции информационных потоков в образовательном пространстве, уметь проектировать информационно-образовательную среду в своей образовательной области, уметь самостоятельно вести информационный поиск, извлекать информацию из различных источников, представлять ее в доступном ученикам виде и эффективно использовать в педагогическом процессе. Если учитель владеет соответствующими знаниями и умениями по работе с информацией, он сможет научить этому и своих учеников.

1.3 Уровни и критерии сформированности «информационных умений» младших школьников

Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразования традиционной системы образования, но и первым шагом к формированию информационного общества.

Применение информационных технологий вызывает необходимость в формировании у учащихся умений и навыков поиска информации, ее анализа, распространения и представления, а также способности вырабатывать обоснованные мнения, позволяющие предсказывать, планировать и контролировать события и процессы с наибольшей быстротой и наиболее эффективным образом.

В связи с тем, что в последние годы акцент целей всё более смещается с овладения чисто практическими навыками использования компьютеров к более широкой трактовке — формированию основ информационной культуры, то данный процесс необходимо начинать уже на более ранних ступенях обучения. Это инициирует пересмотр существующих методов, форм и содержания обучения, а также предполагает необходимость изменения методики преподавания базовых предметов начальной школы.

Одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих, формированию информационных умений у младших школьников состоит в применении ИКТ в учебном процессе. Миропонимание учащихся должно быть основано на знаниях, отражающих объективные связи в реальном мире и учитывающих возрастающую информационную емкость мира. Эффективность усвоения информации достигается лишь в процессе активной деятельности.

Ведущими способами педагогической деятельности учителя начальных классов по формированию информационных умений должны являться:

— организация компьютерного моделирования младшими школьниками;

— организация игрового моделирования ситуаций;

— организация проектной деятельности школьников.

Среди форм организации учебного процесса могут быть:

— работа в малых группах; работа в проектных группах;

— виртуальное учебное взаимодействие;

— самостоятельная работа младших школьников с различными источниками информации.

1.4. Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе.

Умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирование компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста:

1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):

— способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

— умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

— преодоление импульсивности, непроизвольности;

— умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

— умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

— умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

— умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:

— целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

— готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладания);

— формирование основ оптимистического восприятия мира.

Источник

Читайте также:  Сложившийся способ поведения осуществление которого для конкретного человека приобретает характер
Оцените статью
Разные способы