Вопрос 3. Опрос как метод сбора информации.
Опрос – это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека.Широкое использование данного метода объясняется его универсальностью, сравнительной легкостью применения и обработки данных. Исследователь в короткий срок может получить информацию о реальной деятельности, поступках опрашиваемого, информацию о его настроениях, намерениях, оценках окружающей действительности. Одна из трудностей, с которой сталкивается исследователь, применяющий методы опроса – это обеспечение достоверности и надежности полученных данных. Информация, которую получает опрашивающий, носит субъективный характер, так как зависит от степени искренности отвечающего, его способности адекватно оценивать свои поступки и личностные качества, а также других людей, происходящие события и т.д. Поэтому данные, полученные в результате опроса, следует сопоставлять с данными, полученными другими методами (эксперимент, наблюдение, анализ документации и т.д.).
Опрос бывает двух видов – анкетирование и интервьюирование. Источник информации для нас – респондент. Анкета должна быть не большой (15-20 мин), предельно понятной. Интервью может быть до 1,5 часов.
Анкетирование. При анкетировании возможны следующие способы общения с опрашиваемыми:
- анкетирование путем публикации вопросника в газете, журнале, книге (прессовое);
- путем раздачи анкет группе респондентов.
В зависимости от цели анкетирование может быть проведено по месту жительства и по месту работы респондентов. Например, для оценки эффективности деятельности муниципальных органов в области организации сферы услуг анкетирование целесообразно проводить по месту жительства.
Анкета представляет собой структурно организованный набор вопросов, каждый из которых отражает программные и процедурные задачи исследования. В каждой анкете есть вводная часть, содержащая обращение к респонденту с пояснением цели и необходимости анкетирования, краткой характеристики ожидаемых результатов и их полезности. Указывается степень анонимности опроса.
В анкете должна быть выражена благодарность респонеденту за ответы на поставленные вопросы.
Требования к анкете:
- необходимо дать инструкцию по заполнению анкеты;
- на титульном листе анкеты должно быть название, отражающее тему или проблему опроса, название организации, проводящей анкетирование, место и год издания;
- вопросы и варианты ответов следует выделять шрифтом, цветом, рамками, стрелками. Текст анкеты должен легко читаться.
Включаемые в анкету вопросы классифицируются по различным основаниям. В зависимости от отношения к цели исследования различают программно-тематические (содержательные, результативные) и процедурные (функциональные) опросы.
По предметному содержанию выделяют вопросы: о фактах; знаниях; мнениях, установках, мотивах поведения.
По степени стандартизации вопросы делятся на закрытые, полузакрытые и открытые.
Закрытые вопросы могут быть: дихотомическими («да-нет»); альтернативными и «вопросами-меню».
В открытых вопросах нет набора возможных ответов, что несколько затрудняет обработку полученного материала. Однако при открытых вопросах в большей мере учитывается мнение респонедента по рассматриваемой проблеме.
Интервью. Интервью является специфическим видом опроса. Чаще его применяют при пилотажном пробном исследовании для организации выборок на объектах сложной структуры (предприятия, организации). Вопросник интервьюер заполняет при непосредственном контакте с респондентом на основании ответов последнего.
Личное интервью бывает индивидуальное и групповое. Этот метод является дорогостоящим, но он позволяет оптимизировать опрос за счет установления доброжелательных взаимоотношений. Поэтому интервьюеры должны проходить психологическую (коммуникативную) подготовку.
Телефонный опрос предполагает краткость беседы, которая не допускает личные и деликатные вопросы. Таким образом, такой опрос позволяет получать информацию в ограниченных тематических рамках.
Опрос с помощью почтовых писем является дешевым, но требует четкого определения вопросов. Кроме того, адресаты могут не ответить на поставленные вопросы.
Социально-статистическая диагностика позволяет получить мнение о различных социально-экономических преобразованиях, работе государственных и муниципальных органов управления, влиянии телевидения на молодежь и другие группы населения.
Экспертный и массовый опрос
Независимо от формы и способа проведения можно выделить такие виды опросов как массовые опросы и экспертные опросы. Экспертный опрос это «заслушивание и фиксация в содержательной и количественной форме суждений экспертов по решаемой проблеме».
Экспертные опросы и массовые опросы, как правило, включаются в исследование для решения различных задач.
Целью массового опроса является получение информации о знаниях, мнениях, ценностных ориентациях и установках респондентов, отражающих их отношение к определенным событиям, явлениям действительности. Цель экспертного опроса заключается в получении информации о самих событиях и явлениях действительности, отраженной в знаниях, мнениях и оценках экспертов.
Подобная информация может исходить только от компетентных лиц, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.
Источник
Опрос как метод получения первичной информации
Наиболее распространенным методом количественного исследования является опрос. Качество маркетинговых данных, полученных в результате исследования, в значительной мере зависит от качества применяемых методик опроса.
Опрос — метод сбора первичной информации, предусматривающий устное или письменное обращение к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне, а также статистическую обработку полученных ответов.
Понятие опроса применяется в различных науках для обозначения приемов получения информации, носителем которой является человек. С помощью опроса можно получить информацию о мотивах, интересах, планах, настроениях, предпочтениях людей, структуре отношений, семейной жизни.
Самая старая схема массовых опросов — почтовое анкетирование — метод, имеющий более чем столетнюю историю со «светлыми» и «темными» периодами. Специфика опроса заключается в следующем:
·при опросе информацию дает непосредственно носитель изучаемой проблемы или участник изучаемых событий;
·опрос нацелен на те стороны проблемы, которые не всегда отражаются в документальных источниках и не всегда доступны прямому наблюдению;
·опрос является разновидностью социально-психологического общения анкетера с респондентом;
·опрос может быть использован при изучении самых разных сфер;
·опрос позволяет в короткие сроки опрашивать большие группы людей;
·при опросе регистрируются и мотивы деятельности индивидов, и продукты их деятельности;
·вербальная информация, полученная методом опроса, дешевле и легче поддается количественной обработке, чем невербальная.
Однако информация, полученная с помощью опроса, не отличается большой надежностью и достоверностью. Необходимо постоянно учитывать возможность искажения информации, полученной методом опроса.
Основные элементы опроса:
·социолог, конструирующий инструментарий;
·анкетер или интервьюер;
·анкета или план интервью;
По Формам контакта исследователя и респондента выделяют виды опроса:
а) личный или опосредованный (раздаточный, почтовый, прессовый, телефонный);
б) индивидуальный или групповой;
в) свободный или формализованный, фокусированный (направленный);
г) устный или письменный;
д) сплошной или выборочный;
е) по месту жительства или работы.
В самом общем плане опрос сводится к двум разновидностям:
·анкетирование — опосредованный, письменный опрос;
·интервью — непосредственный, устный опрос.
Анкетный опрос — один из основных видов опроса, особенностью которого является использование анкеты, заполняемой респондентом. Анкета или опросный лист заполняется респондентом самостоятельно (в отличие от интервью) и поэтому должна быть для него предельно понятной.
Отсутствие помощи со стороны анкетера при заполнении сложных вопросов и отсутствие контроля исследователя за возможным влиянием на ответы ближайшего окружения респондента — это недостатки анкетного опроса.
Преимущество его — минимум влияния анкетера на респондента.
Виды анкетирования: раздаточное, почтовое, прессовое.
Раздаточное анкетирование — наиболее надежный вид опроса, когда респондент получает анкету из рук исследователя. В зависимости от числа одновременно опрашиваемых такие опросы называются индивидуальными и групповыми.
Почтовый опрос — распространение анкет путем почтовой рассылки. Для увеличения процента возврата анкет вместе с анкетой вкладывается сопроводительное письмо, различные сувенирные открытки и т. д.
Преимущества почтового опроса:
·простота в организации и проведении;
·возможность провести опрос одновременно на большой территории;
·возможность для респондента выбрать удобное время заполнения;
·отсутствие психологического барьера, который может возникнуть при прямом контакте с анкетером.
Недостатки почтового опроса:
·низкий процент возврата анкет;
·возможность группового заполнения анкеты;
·риск искажения выборочной совокупности.
Прессовый опрос — разновидность анкетирования, при котором анкеты публикуются в печати.
Преимущества прессового опроса:
·оперативность зондажа общественного мнения.
Недостатки прессового опроса:
·невозможность определить репрезентативность данных;
·низкий процент возврата — не более 5%;
·ограниченность размера анкеты.
Интервью — вид опроса, использующий непосредственное социальнопсихологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью. Интервью используется не только для получения информации, но также и для воздействия на респондента.
Преимущества интервью:
·возможность получить информацию о мнениях, мотивах, представлениях респондента;
·возможность следить за степенью искренности респондента при ответах;
·обеспечение максимальной полноты реализации вопросника благодаря личному контакту интервьюера с респондентом.
Недостатки интервьюирования:
·значительные временные затраты;
·тот факт, что обстановка интервью может не располагать к откровенности;
·трудность подготовки интервьюеров.
Длится интервью в среднем от 10 минут до полутора часов, структура его напоминает структуру анкеты.
В зависимости от типа общения респондента и интервьюера различают свободное, Формализованное и Фокусированное интервью.
Свободное интервью проводится без заранее подготовленного опросника или плана беседы. Уместно на стадии уточнения проблемы исследования.
Формализованное (стандартизированное) интервью — общение респондента и интервьюера строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией для интервьюера. Самый распространенный вид интервью.
Фокусированное интервью характеризуется меньшей стандартизацией поведения респондента и интервьюера. Такое интервью имеет своей целью сбор информации по поводу конкретной ситуации, явления.
Телефонное интервью — одна из разновидностей опосредованного опроса. Основные его достоинства — оперативность и низкая стоимость. Оптимальная продолжительность телефонного интервью — 10-15 минут, вопросы не должны быть длинными.
Методы стимулирования процесса интервью:
·использование коротких пауз;
·повторение основного вопроса;
·указание на противоречие в ответах;
·повторение последних слов респондента;
·уточнение путем неправильного повторения ответа;
Источник
методы получения информации.Опрос
методическая разработка
Знакомстов с особенностми получения и предоставления информации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
особенности сбора и переработки информации. Примеры из опыта работы | 1.72 МБ |
выбор и получение информации | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методы получения информации. Опрос «КТО ТАКОЙ ГЕРОЙ?» Презентация подготовлена обучающимися кружка « Мир слова » , руководитель О. Тараненко
ЦЕЛЬ : Знакомство с особенностями получения и предоставления информации . ЗАДАЧИ: Образовательные: Попробовать реализовать теоретические навыки на практике; Получить представление о работе с полученной информацией. Развивающие: Развивать коммуникативные и творческие способности ; Расширить кругозор Воспитательные: Формировать основы информационной культуры; Формировать культуру общения .
Вопросы для самостоятельного исследования: — что такое информационный повод?; -какая форма общения наиболее привлекательна?; -что необходимо знать при работе с полученной информацией? Результаты проведенного исследования: — оформление данного вида работы (текстовое сообщение, информация, презентация)
В современном мире, который наполнен различной информацией, необходимо знать как строить процесс ее получения исключая непроверенные источники. При этом можно реализовать теоретические знания и практические навыки. Выбирая тему важно помнить, о том, что она должна быть интересна и актуальна, наполнена значительными событиями. Нужен информационный повод! После того, как тема выбрана, определите источники информации и способы ее получения. Приступая к работе, вы решаете три главные проблемы: выбор надежного источника информации, обеспечение доступа к нему и проверка полученных сведений. Статья 41 Закона РФ «О средствах массовой информации» обязывает нас сохранять в тайне источник информации и не называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени. Если не удалось уговорить собеседника назвать его в публикации, то поступать следует только по закону. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г. Статья 41. Конфиденциальная информация. Способы получения информации: интервью, наблюдение, изучение документов, социологические способы получения информации (анкетирование, анализ, опрос, эксперимент)
Интервью . Надежным методом сбора сведений является способ непосредственного взаимодействия с человеком, дающим информацию. Он оперативен, гибок и богат потенциальными возможностями. Метод интервью позволяет раскрыть актуальную проблему, уточнить, задать любой нужный вопрос, убедить собеседника в необходимости разговора. Взаимопознание, взаимоотношение, взаимодействие предстают как элементы единого процесса общения. Основное правило ведения интервью состоит в том, что информация всегда передается в условиях двустороннего общения, то есть в условиях взаимного желания излагать свои взгляды, мнения, идеи. Творческая природа метода интервью обнаруживается в умении задавать интервьюируемому такие вопросы, которые учитывали бы качества личности собеседника, позволяли бы предвидеть логику интервью, вносили бы в нее живость и непосредственность. Успех интервью зависит от многих условий и в первую очередь от хорошо проделанной предварительно домашней работы, которая включает в себя максимально подробное знакомство с темой и с интервьюируемым с помощью различных источников и способов.
Наблюдение позволяет, во-первых, собирать образные детали о людях, местах и событиях, во-вторых, проверять информацию или впечатления, полученные от других людей, в-третьих, получать доказательства (свидетельства), которые невозможно найти другим способом, в-четвертых, восстанавливать событие для читателей, слушателей, зрителей. Изучение документов. Документ, то есть информация, зафиксированная в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, фотопленке или видеокассете, – едва ли не самый важный инструмент в работе с информацией. С его помощью проверяются сведения, полученные в ходе интервью и наблюдения. Опора на документы делает информацию основательной и защищенной. Одна из главных задач, которую приходится решать, удостовериться в подлинности документа, сведения, которые подтверждает документ, не затрагивают интересы автора документа, не наносят ему ущерба. Социологические способы получения информации. Эта методика, заимствована из социологии. В частности, анкетирование используется для изучения мнений, представлений аудитории по определенным общественным проблемам, а также для сбора дополнительного статистического материала. Контент-анализ текстов, то есть анализ содержания, имеет целью получить количественные характеристики явления – например, частоту появлений в СМИ имени одного из кандидатов в депутаты в сравнении с другим, повторяемость той или иной темы и т.д. Журналистский эксперимент, заключается в том, что журналист создает ситуацию, которая заставляет людей проявлять свои «законсервированные» до эксперимента качества.
По методу получения информации опрос немного похож на интервью. Отличие в том, что в интервью много вопросов задают одному человеку, в опросе многим людям задают один и тот же вопрос. Информация посвящена какой-то определенной теме. Успех проведенного исследования будет зависеть от того насколько убедителен, добродушен, искренен и информирован в выбранной тематике интервьюер. Практика выработала определенные правила, следуя которым можно использовать метод опроса. Первое правило: необходимо иметь знания по обсуждаемой проблеме. Второе правило: интерес к собеседнику, к его индивидуальности, к реальному человеческому характеру. Третье правило: создать комфортные условия для собеседника. Четвертое правило: попробовать сочетание единства позиции в постановке подходов к спорным вопросам. Пятое правило: уметь не только говорить, но и слушать, это помогает понять и верно оценить яркую оригинальную мысль, интересную идею собеседника. Шестое правило: ориентироваться на наиболее значимую для собеседника тему.
В течение нескольких лет обучающиеся студии юных журналистов «Живое слово» и кружка «Мир слова» использовали для получения информации самый интересный и востребованный способ – опрос. Ставший уже традиционным этот метод чаще всего необходим для получения сведений на патриотическую тематику. Тема патриотического воспитания всегда актуальна и востребована в нашем обществе. Ежегодный опрос «Кто такой патриот?» объединил не одно поколение кружковцев. В качестве респондентов были члены семьи, друзья, педагоги, жители города. Ответы всегда связаны с подвигами героев Великой Отечественной войны, примерами подвигов взрослых и детей уже в мирное время. Некоторые респонденты, вспоминают исторических личностей: Петр I , А.Столыпин, И.Сталин, Н.Хрущев. По ответам патриот – это защитник своей страны, преданный ее интересам и любящий свой народ. Особенностью опроса «Кто такой герой?» является юбилейная дата, Победа в Великой Отечественной войне. Именно сравнение ответов молодых россиян и старшего поколения легло в основу диаграмм. Бабушки и некоторые дедушки стали кладезем информацией, наполнив каждый ответ примером из своего долгого жизненного пути. Представленные исследования наглядно показывают разницу во мнениях, четко определяя качества необходимые для того, чтобы быть настоящим героем.
В ОПРОСЕ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ
ГЕРОЙ, ПО МНЕНИЮ СЛЕДУЮЩИХ РЕСПОНДЕНТОВ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ :
Журналистские тексты иной раз бывают скучными из-за присутствующей в тексте монотонности, которая возникает из-за применения в тексте однообразных методов подачи материала. Только при комбинации различных методов предъявления информации возникает материал, способный по-настоящему заинтересовать читателя, найти отклик в его уме и сердце. Текст становится естественным, как дыхание, оживает множество ассоциативных связей, оказываются возможны глубокие умозаключения по аналогии, когда автор владеет всей палитрой методов творчества, в частности, методами изложения материала. Расширяя кругозор, получая знания и осваивая новые технологии можно выйти на новый уровень развития, открыв для себя огромный мир информации. Дерзайте, возможно, вашими глазами будут открыты неизвестные странички окружающего информационного пространства.
Источник