- Методы географических исследований (5 класс) география
- Методы географических исследований
- Современные методы географических исследований
- Что мы узнали?
- План- конспект урока на тему » Методы, способы и формы получения географической информации» 10 класс
- Технологическая карта урока по географии 5 класс «Географические методы изучения окружающей среды»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
- География: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Методы географических исследований (5 класс) география
Данный материал дает полное представление о методах географических исследований, подчеркивает важность и необходимость каждого из них, а также указывает на постоянное развитие географии как науки.
Методы географических исследований
Под методами географических исследований понимают методики или способы получения информации географической направленности.
Они включают приёмы и методы изучения законов, по которым происходит формирование и развитие природы планеты. Благодаря этому научному подходу сегодня не осталось ни одной большой территории, которая бы не была изучена человеком. Но до сих пор некоторые явления и процессы недостаточно исследованы.
Методы географических исследований делятся на традиционные и современные.
К традиционным относятся:
- Метод наблюдения – дает полное представление о географических объектах;
- Картографический метод – дает возможность наблюдать за закономерностями размещения в пространстве географических объектов с использованием тематических карт (общегеографических или комплексных);
- Статистический метод – позволяет обрабатывать, анализировать и систематизировать данные полученные путем наблюдений;
- Исторический метод – занимается исследованием географических объектов, начиная с момента их возникновения и до настоящего времени;
- Сравнительный метод – способ обнаружения общих черт или различий между объектами или явлениями.
Сравнительный метод используется для классификации изучаемых явлений и объектов с целью прогнозирования возможных изменений в пространстве и времени.
Все методы исследований тесно связаны и переплетены между собой.
Современные методы географических исследований
Как и любая наука, география постоянно развивается. Развитие предполагает наличие новых методов исследования.
Рис. 1. Метеорологическая станция.
К современным методам географических исследований относят:
- Методы дистанционных исследований – используют в своей работе аэрокосмическое исследование и составление подробных карт Земли с использованием летательных аппаратов;
- Метод географического прогноза и моделирования – дает возможность составить представление о возможном состоянии геосистемы. В рамках этого метода проектируются модели возможного состояния геосистем в будущем;
Рис. 2. Компьютерное моделирование.
- Геоинформационный метод – способ создания базы данных из информации, которую передают космические спутники, метеорологические станции.
Рис. 3. Спутник в космосе.
Данные географических исследований часто использует в своих целях промышленность, сельское хозяйство, геодезическая отрасль, картография.
Сегодня активно используют космонавтику в целях подробного изучения Земли.
Что мы узнали?
Из материала по географии для 5 класса, мы узнали: какие методы и приемы используются в географии для исследований. Что дает возможность развиваться географии как науке. Где и как используются данные, которые предоставляют географические исследования. Как новые технологии облегчают работу в области наблюдений за состоянием планеты.
Источник
План- конспект урока на тему » Методы, способы и формы получения географической информации» 10 класс
Тема урока «Методы, способы и формы получения географической информации»
Цель: Формирование представление об источниках географической информации.
— сформировать представление обучающихся о различных источниках географической информации, которые призваны помогать в освоении и изучении географии .
— продолжить навыки конспектирования лекции;
— развивать умение вести работу с различными источниками географической информации;
— формировать умение выделять главное в содержании материала, работать с учебником.
— создание условий для развития коммуникативных способностей в процессе диалога .
— определять цели и тему урока;
— ставить учебную задачу под руководством учителя;
— планировать свою деятельность под руководством учителя;
— выслушивать и объективно оценивать другого,
— вырабатывать общее решение;
— оценивать работу одноклассников;
— знакомство с новыми методами изучения географии;
— уметь анализировать, обобщать географическую информацию
— умение объяснять специфику методов изучения географии, географических исследований;
— умение определять рациональность использования источников географических знаний в конкретной ситуации.
Оборудование: Политическая карта мира, физическая карта мира, атлас, учебник.
Тип урока : Изучение новой темы.
Форма урока : Урок – лекция
Опрос домашнего задания. Повторение изученного .
Экономическая и социальная география как наука , ее место в системе географических наук.
Главное направление современного этапа экономической и социальной географии мира.
Выступления с сообщениями о большом вкладе в развитие экономической и социальной географии мира Н.Н.Баранского и И.А.Витвера.
Изучение новой темы.
Вопрос? Давайте вспомним, как древние люди изучали Землю?
Как современный человек изучает Землю?
Вопрос: Что такое «метод»? (Это- способ достижения какой – либо цели, решения конкретных задач, совокупность приемов познания деятельности .
Методы географических исследований – способы получения географической информации. В географии применяются как универсальные, так и специальные методы исследований.
Вопрос: Как вы думаете, могут ли методы географических исследований быть применимы в других науках?
Как и другие науки, география обладает специальными методами исследования. Некоторые из них известны с глубокой древности, некоторые появились совсем недавно.
Вопрос: Как вы думаете, какой это был метод? Как он называется ?
Описательный метод. Описание стало первым методом. Пользуясь этим методом, исследователь обычно отвечает на три вопроса: Где расположено? На что похоже? Какие имеет особенности? На эти вопросы отвечали и путешественники, делая заметки в своих дневниках. В настоящее время описательный метод широко используют при изучении отдельных территорий и стран.
Картографический – метод применения карт для научного и практического познания изображенных на них явлений. Позволяет изучить пространственное размещение объектов. Определение с помощью различных карт местонахождения, высоты и размеров форм земной поверхности, описание различных явлений. Развитие территориальных комплексов путем составления и использование географических карт.
Статистический – способ изучения статистических показателей. Включает сбор, обработку и анализ количественной информации. Этот метод применяется для расчета индексов специализации. Обработка различных цифровых данных, их сопоставление и анализ.
Исторический — позволяет проследить ход формирования и становления изучаемых объектов и явлений с момента их образования до настоящего времени.
Сравнительно – географический – предполагает сравнение различных территориальных систем по различным признакам.
Балансовый — используется при разработке региональных программ. Составление отраслевых, региональных и общероссийских балансов ресурсов и производств. Используя балансовый метод, можно определить потребности регионов в ресурсах и товарах, в рабочей силе, оценить степень удовлетворения спроса региона на продукцию собственного производства, объемы ввоза и вывоза необходимой продукции.
Математический — метод исследования позволяет перейти к математическому моделированию физико- и экономико – географических явлений и прогнозов.
Метод визуальных наблюдений – это различные виды наблюдений, позволяющие получить первичные сведения об объектах и явлениях.
Географический прогноз – предвидение будущего состояния геосистем и др.
Геоинформатика – привело к созданию геоинформационных систем (ГИС), созданы электронные карты, атласы, справочник, энциклопедия, специальные компьютерные программы, телевидение и радио.
метод полевых исследований, рассказы очевидцев , дистационных наблюдений.
Космический – наблюдение из космоса, космические снимки.
IY . Итоги урока . Оценивание. Обобщение новых знаний.
Как называются основные источники географической информации?
Что такое метод географический информации?
Какие существуют методы географических исследований?
Какими тебе приходилось использовать?
Y . Рефлексия: формулировка окончания фраз:
1. Я узнал сегодня-
4. Было интересно-
5. Теперь я могу-
YI . Домашнее задание: Записи лекции, найти в других источниках информации, дополнительно еще методы географической информации.
Источник
Технологическая карта урока по географии 5 класс «Географические методы изучения окружающей среды»
Технологическая карта урока №2
« Географические методы изучения окружающей среды»
Практическая работа №1. Анализ источников географической информации.
— выяснить, как и какими способами изучают Землю;
— выявить значение географии для практической деятельности человека;
— выяснить, где можно получить информацию о любой точке Земли.
Оборудование: физическая карта полушарий, схема «Источники географической
информации», книги, справочники, журналы по географии.
Когнитивный компонент урока: космическая эра, навигационные системы, источники географической информации, географические информационные системы.
Деятельностный компонент урока: ознакомиться со способами получения современной географической информации; изучить основные способы получения географической информации; уметь находить географическую информацию в газетах, журналах, Интернете.
Эмоционально-ценностный компонент урока: показать ценность географической информации для человечества; раскрыть значимость современных технологий для
Работа с учебником: комментированное чтение; нахождение в тексте ответов на вопросы, работа с внетекстовыми компонентами.
Тип урока: комбинированный.
— самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
— работать с текстом с целью поиска необходимой информации.
— обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.
— осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;
— слушать и понимать речь других;
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
— выделять главные мысли в содержании текста, находит ответы на вопросы;
— усвоение новых терминов,
-отработка навыков работы с географическими картами и разнообразными источниками географической информации
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
Учащиеся приветствуют учителя
Подготовка к уроку
География – наука о Земле.
Какие задачи стоят перед географами и как они их будут решать? Рассмотрим какие методы использует географическая наука для решения главных задач. Что нужно сделать ученым, что бы
-Описать территорию или явление?
Объяснить процессы, явление?
Составить прогноз, предположение о развитии процесса или явления?
Ст. 6 Описание, объяснение, прогноз, управление, проектирование новых объектов
-провести наблюдение, зафиксировать процессы, сфотографировать…
— сравнить с другими источниками информации и похожими объектами или явлениями
Определение основных вопросов урока
Для ответ на эти вопросы ученые используют научные методы. Определите на какие вопросы нам сегодня предстоит ответить с ними познакомимся.
Для реализации методов необходимо оборудование, ответим на вопрос – какое?
И что происходит с собранной информацией, где она хранится
Как сегодня собирают информацию о Земле?
Откуда получают и где хранят?
Какие существуют источники географической информации.
Изучение нового, знакомство с новыми терминами
Географы используют следующие научные методы :
1. Описательный . Включает сбор фактических данных, оценку свойств территориальной системы, установление закономерностей, прогноз развития и изменения территориальной системы.
2. Аэрокосмический . Включает изучение внутренних и внешних связей территориальной системы и всестороннее изучение всей территориальной системы.
3. Статистический метод . Включает обработку и анализ большого массива количественной информации.
3. Картографический метод. Необходим для изучения размещения хозяйства и населения в разрезе стран и отдельных регионов.
4. Сравнительно-географический метод . Предполагает сравнение различных территориальных систем по различным признакам.
С помощью чего собирают информацию о Земле
Корабли, Спутники Земли
Как собирают информацию о Земле (заполняется
в ходе беседы на основе знаний учащегося)
Способ сбора информации Результат
1. Путешествия, полевые
Информация о сравнительно небольшой территории; о некоторых явлениях и процессах, на
основе которых создаются описания, карты
2. Авиаразведка Аэрофотоснимки обширных территорий. Создание на их основе более точных карт и описаний
3. Съёмка Земли из космоса
Непрерывное наблюдение за поверхностью Земли и процессами,
происходящими на ней. Прогноз
изменений в природе. Создание
навигационных информационных систем, ГИС
Затем учащиеся работают в группе и анализируют один из
источников географической информации (атлас, научная книга, географический словарь, путеводитель и т. д.) по плану:
1. Название источника информации.
2. Объём (количество страниц).
3. Какую географическую информацию можно получить (название книги, статьи, карты, фотоснимки и т. д.).
4. Краткое описание информации
Работа в тетради
Ст. 17 источники географической информации
1.Сегодня я узнал…….
2. Было интересно……
5.Мне понравились задания……………….
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 200 человек из 61 региона
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 608 человек из 78 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-030220
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В проекте КоАП отказались от штрафов для школ
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года
Время чтения: 1 минута
В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник