Способы получения электронной цифровой подписи

Содержание
  1. Способы получения электронной цифровой подписи
  2. Как получить
  3. Где можно применять
  4. Недостатки
  5. Неквалифицированная электронная подпись
  6. Как получить
  7. Где можно применять
  8. Недостатки
  9. Квалифицированная электронная подпись
  10. Как получить
  11. Где можно применять
  12. Недостатки
  13. Как получить квалифицированную электронную подпись в налоговой и начать ей пользоваться
  14. Екатерина Строкина
  15. Для чего нужна электронная подпись
  16. Как работает КЭП
  17. Кто и где может получить КЭП
  18. В чем особенность КЭП от налоговой
  19. Во сколько обойдется подпись, если получать ее в налоговой
  20. Как получить КЭП в налоговой и начать пользоваться ей
  21. Купить токен
  22. Подать заявление
  23. Собрать документы и получить КЭП
  24. Установить программу «КриптоПро CSP»
  25. Онлайн-бухгалтерия от Тинькофф
  26. Сейчас читают
  27. Платит ли ИП на УСН налог на имущество
  28. Как настроить бизнес-аккаунт в Инстаграме
  29. Как создать сайт для бизнеса самостоятельно
  30. Рассылка для бизнеса
  31. Чтобы скачать чек-лист, подпишитесь на рассылку о бизнесе

Способы получения электронной цифровой подписи

Это комбинация цифровых данных, с помощью которых можно идентифицировать личность. Простой пример — логин и пароль, которые вводим на сайтах для авторизации, или смс-код, который присылают на телефон для входа в личный кабинет. Это электронная подпись для повседневной жизни.

Как получить

Простую электронную подпись (ПЭП) можно создать с помощью программного обеспечения, например:

Для оформления простого электронного сертификата (подписи) нужно создать документ, открыть меню «Файл», выбрать пункт «Защита документа», а потом выбрать «Добавить цифровую подпись». Если подпись создаётся впервые, программа выдаст запрос на получение программного обеспечения от партнеров. В этом случае поможет русскоязычная версия приложения «Карма», которое установит подпись в операционную систему.
После завершения всех действий нужно сохранить файл.

Приложение КриптоПро CSP

Этот метод сложнее, зато с помощью этого ПО можно создать усиленные ключи.

Ещё один способ — получить заверенную простую электронную подпись в удостоверяющем центре, где сертификат запишут на USB-токен. Этот вариант подойдёт тем, кто создаёт документы в текстовых программах: с помощью сертификата получится защитить документ от плагиата и подтвердить авторство.

Где можно применять

  • Для регистрации или авторизации на интернет-сайтах.
  • В качестве ключа доступа к файлам и базам данных, защищенным паролем.
  • Для заверения электронных документов.

Недостатки

Простая электронная подпись не имеет юридической силы. Её нельзя использовать для подачи документов в государственные инстанции, а также для участия в торгах по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Чтобы при помощи ПЭП можно было подписывать обычные документы (например, договоры с контрагентами), нужно составить соглашение о простой электронной подписи. Такое соглашение должно содержать пункты об обязанности соблюдать конфиденциальность сведений и правила определения подписавшего лица — подлинности подписи. И подписывать его придётся всем сторонам, участвующим в электронном взаимодействии. Иначе все документы, подписанные ПЭП, закон признает недействительными.

Неквалифицированная электронная подпись

Неквалифицированная электронная подпись (НЭП) — чаще всего это ключ, хранящийся на USB-носителе. Иногда НЭП может создать программа, в которой работаете (только она и опознает эту подпись). Функционал такой подписи тоже частично ограничен, но, по сравнению с ПЭП, она обладает рядом преимуществ.

Как получить

Юридические лица и ИП могут оформить неквалифицированную подпись в удостоверяющих центрах или даже сделать её самостоятельно при помощи опытного программиста.

Где можно применять

  • В рамках внутреннего документооборота компании.
  • Для взаимодействия с контрагентами, если заключено соглашение с указанием условий использования НЭП (аналогично ПЭП).

Для аккредитации и участия в торгах на электронных площадках с помощью неквалифицированной подписи поставщик может создавать заявки и осуществлять сделки при наличии дополнительного соглашения между сторонами. Однако НЭП позволяет совершать не все типы операций.

Читайте также:  Детралекс 1000 при геморрое способ применения

Недостатки

НЭП подходит скорее физлицам. Юридическим лицам и ИП неквалифицированная электронная подпись подойдёт только при внушительном объёме внутреннего или внешнего документооборота, в других ситуациях её функционала может быть недостаточно.

Квалифицированная электронная подпись

Наиболее совершенный вид электронной подписи — усиленная квалифицированная подпись (КЭП). Это ключ, сформированный с помощью сертифицированных криптографических средств, который записывается на USB-носитель.

Ключ электронной подписи указан в сертификате, который выдаёт удостоверяющий центр, аккредитованный в Минкомсвязи.

КЭП состоит из двух частей:

  • проверочного сертификата для ключа подписи (USB-носитель);
  • лицензированного дистрибутива — установочного пакета специальной программы, который можно использовать в течение ограниченного периода действия ключа.

КЭП способна обеспечить надёжную защиту информации от посторонних лиц, а степень конфиденциальности данных владелец устанавливает сам. Данные будут защищены даже когда срок действия ключа истечёт.

Как получить

Для подачи заявления в аккредитованный удостоверяющий центр придётся собрать пакет уставных документов организации и документов, удостоверяющих личность владельца.

Для работы с квалифицированной подписью потребуются:

  • Флеш-накопитель.
  • Компьютерная программа, которая устанавливается с флэш-накопителя к ЭЦП. Например, КриптоПро.
  • Установленный личный сертификат.
  • Установленные библиотеки для электронной подписи.

Где можно применять

Если коротко — везде.

  • Для (пере)регистрации онлайн-кассы в ФНС.
  • Для удалённой подачи документов.
  • Для работы с государственными порталами, включая ФНС, ПФР и другие.
  • Для участия в коммерческих и государственных торгах или покупки имущества банкротов на множестве площадок.

Недостатки

У КЭП существует один недостаток: нужно ежегодно оплачивать сертификат электронной подписи.

Источник

Как получить квалифицированную электронную подпись в налоговой и начать ей пользоваться

С 1 июля налоговая начала бесплатно выдавать КЭП руководителям компаний и ИП. Разобрались, кому нужна подпись, как ее получить и начать пользоваться

Екатерина Строкина

Руководитель платформы «Отчетность» в Тинькофф Бухгалтерии

С 1 июля 2021 года ИП и руководители компаний могут бесплатно получить в налоговой квалифицированную электронную подпись — КЭП. За саму подпись платить не нужно, но придется покупать токен и лицензированную программу по работе с КЭП, если у вас их не было. Разобрались, как получить КЭП, сколько это будет стоить и как пользоваться подписью.

Для чего нужна электронная подпись

Квалифицированную электронную подпись используют, чтобы удаленно обмениваться документами с контрагентами и государственными органами.

С помощью КЭП можно:

  • сдавать отчетность в налоговую;
  • отправлять документы государственным органам — через портал госуслуг, сайт Росреестра и другие площадки;
  • участвовать в госзакупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ на всех электронных торговых площадках;
  • взаимодействовать с ЕГАИС, если продаете алкоголь;
  • обмениваться документами с контрагентами.

Документ, подписанный КЭП, имеет такую же юридическую силу, как если бы человек подписал его от руки на бумаге.

Как работает КЭП

Технически КЭП — это файл с уникальным цифровым кодом, который прикрепляют к документу и приравнивают его к подписи на бумаге. КЭП позволяет определить владельца подписи и подтверждает, что документ не меняли перед отправкой.

Электронную подпись, которую получают в налоговой, записывают на специальную флешку — токен. На флешку также записывают сертификат — он содержит информацию об электронной подписи и ее владельце.

Схематично процесс подписания можно представить так:

Кто и где может получить КЭП

До 1 июля 2021 года ИП и руководители компаний получали КЭП для себя и сотрудников в коммерческих удостоверяющих центрах. Чаще всего это было платно. С 1 июля электронную подпись для ИП и руководителей компаний начала бесплатно выдавать налоговая.

Читайте также:  Как связать варежки самый простой способ

Сейчас получить подпись в налоговой могут все ИП и руководители компаний, кроме руководителей компаний из списка исключений. К исключениям относятся банки, операторы платежных систем и некредитные организации, такие как инвестиционные фонды и ломбарды. Они получают КЭП в удостоверяющем центре ЦБ РФ.

Также выпустить КЭП в налоговой не смогут сотрудники ИП и компаний, которые действуют по доверенности. Они должны получать подпись в аккредитованных коммерческих удостоверяющих центрах.

В чем особенность КЭП от налоговой

КЭП, которую налоговая начала выдавать с 1 июля 2021 года, универсальна и подходит для любых электронных документов. Например, если раньше для участия в госзакупках нужна была отдельная подпись, то теперь КЭП от налоговой подойдет для всего.

Еще одна особенность КЭП от налоговой — она записывается только на токен. Чтобы подписывать документы, нужно вставлять токен в компьютер с установленной программой «КриптоПро CSP» или другой подобной программой. Подписывать электронные документы на другом устройстве, где нет этой программы, не получится.

До конца 2021 года в коммерческих удостоверяющих центрах, которые прошли аккредитацию, можно получить облачную КЭП. Для ее использования токен и компьютер не нужны: чтобы подписать электронные документы, понадобится только смартфон с доступом к интернету. Например, клиенты Тинькофф Бизнеса могут успеть выпустить такую облачную КЭП в 2021 году и пользоваться ей еще год.

Во сколько обойдется подпись, если получать ее в налоговой

Саму КЭП налоговая выпускает бесплатно. Но для ее использования понадобится купить токен и лицензию на программу «КриптоПро CSP». Лицензию нужно покупать на каждое устройство, где планируете подписывать документы. Например, если ИП хочет пользоваться электронной подписью на рабочем и домашнем компьютере, то придется покупать две лицензии.

Если у предпринимателя или компании уже есть токен или действующая лицензия, заменять их не понадобится.

Стоимость токена и лицензии в октябре 2021 года

Покупка Цена
Токен Примерно 1000 ₽
Лицензия на КриптоПро CSP 1350 ₽ — на год

2700 ₽ — без ограничения срока действия

Как получить КЭП в налоговой и начать пользоваться ей

Чтобы получить КЭП в налоговой, нужно:

  1. Купить токен.
  2. Подать заявление.
  3. Собрать документы и получить КЭП.
  4. Установить программу «КриптоПро CSP».

Разберем отдельно каждый шаг.

Купить токен

Токен можно купить в интернет-магазинах или обратиться к компании-оператору электронного документооборота. Главное, чтобы оператор был сертифицирован ФСТЭК или ФСБ России.

В налоговой поддерживаются токены формата USB — например, Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta LT, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ.

Подать заявление

Чтобы получить КЭП, нужно подать заявление. Это можно сделать в налоговой по предварительной записи или в личном кабинете ИП или компании на сайте ФНС.

Для подачи заявления на сайте налоговой зайдите в личный кабинет ИП или компании и выберите «Заявление на получение КЭП».

Заявление сформируется автоматически на основе данных, которые есть в личном кабинете.

Чтобы отправить заявление в налоговую, нажмите «Далее»

Собрать документы и получить КЭП

Если подаете заявление на бумаге в налоговой, нужно взять с собой паспорт, СНИЛС и токен. Сертификат электронной подписи запишут на токен сразу в день подачи заявления.

Если подаете заявление удаленно, за самим сертификатом КЭП все равно придется идти в налоговую. С собой обязательно нужно взять паспорт, СНИЛС и токен, на который сразу запишут сертификат, если с документами все будет в порядке. Для этого в личном кабинете на сайте ФНС нужно выбрать из списка налоговую инспекцию, в которой вам удобно получить сертификат КЭП, а также день и время, когда хотите прийти за подписью. Так, в Москве есть только одна инспекция, которая выдает электронные подписи.

Установить программу «КриптоПро CSP»

Программу «КриптоПро CSP» нужно скачать и установить на компьютер, на котором вы будете подписывать документы. Первые 90 дней можно пользоваться бесплатной демоверсией, а потом придется покупать лицензию.

Чтобы установить на компьютер КриптоПро CSP и начать пользоваться программой:

1. На сайте «КриптоПро» зайдите в раздел «Продукты» → КриптоПро CSP → «Загрузка файлов».

2. Зарегистрируйтесь. Для этого введите адрес электронной почты, задайте пароль, укажите фамилию и имя ИП или руководителя компании, номер телефона и название компании.

3. Подтвердите, что согласны с лицензионным соглашением, и переходите к загрузке.

4. Выберите сертифицированную версию программы, которая подходит для вашего устройства. Например, КриптоПро CSP 5.0 R2 — она самая свежая.

5. Скачайте программу на свой компьютер.

6. Откройте папку, в которую сохранили программу, выберите пакет для установки КриптоПро CSP и запустите установку.

7. Установите сертификат. Для этого вставьте токен в компьютер, запустите КриптоПро CSP, выберите раздел «Сертификаты» и нажмите на «Установить сертификаты».

Установите плагин — КриптоПро ЭЦП Browser plug-in. Он нужен, чтобы создавать и проверять электронную подпись при отправке документов контрагентам и государственным органам через браузер.

У вас есть 90 дней, чтобы бесплатно пользоваться демонстрационной версией КриптоПро CSP. После этого придется покупать лицензию для дальнейшего использования.

Теперь КЭП готова к использованию. Чтобы начать обмениваться электронными документами с государственными службами и контрагентами, вам может понадобиться подключение к системе электронного оборота.

Онлайн-бухгалтерия от Тинькофф

Сервис для ИП, которые самостоятельно ведут бухгалтерию:

  • расчет налогов и страховых взносов для УСН «Доходы» и патента;
  • формирование платежных поручений и напоминания об оплате;
  • отправка деклараций онлайн.

Сейчас читают

Платит ли ИП на УСН налог на имущество

Предприниматели на упрощенке должны платить налог на имущество, но только по определенной недвижимости

Как настроить бизнес-аккаунт в Инстаграме

Бизнес-аккаунт помогает продвигать бизнес в Инстаграме. Объясняем, кому это нужно и как его создать

Как создать сайт для бизнеса самостоятельно

Создать сайт для компании самому без знаний программирования — это реально. Рассказываем, с помощью каких инструментов это сделать проще всего и что нужно учесть

Рассылка для бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.

Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе

После подписки вам откроется страница для скачивания

Источник

Читайте также:  Трудовой договор способ выплаты заработной платы
Оцените статью
Разные способы