Способы получения экономической выгоды

Способы получения экономической выгоды

Право на получение экономических выгод от использования

B21 Чтобы контролировать использование идентифицированного актива, клиент должен иметь право на получение практически всех экономических выгод от использования актива в течение срока использования (например, ввиду исключительного использования актива в течение такого срока). Клиент может получить экономические выгоды от использования актива напрямую или косвенно различными способами, например, используя актив, удерживая актив или предоставляя его в субаренду. Экономические выгоды от использования актива включают его основную продукцию и побочные продукты (включая потенциальные денежные потоки, полученные от этих объектов), а также прочие экономические выгоды от использования актива, которые могут быть реализованы в результате коммерческой операции с третьим лицом.

B22 Оценивая право на получение практически всех экономических выгод от использования актива, организация должна учитывать экономические выгоды, обусловленные использованием актива в рамках определенного объема права клиента на использование актива (см. пункт B30). Например:

(a) если договор ограничивает использование транспортного средства лишь одной определенной территорией в течение срока использования, организация должна учитывать экономические выгоды лишь от использования транспортного средства на данной территории, а не где-либо еще;

(b) если в договоре указано, что клиент может использовать транспортное средство лишь до достижения определенного пробега в течение срока использования, организация должна учитывать экономические выгоды лишь от использования транспортного средства до достижения разрешенного пробега, но не сверх него.

B23 Если договор требует от клиента выплаты поставщику или другой стороне части денежных потоков, полученных от использования актива, в качестве возмещения, такие денежные потоки, выплачиваемые в качестве возмещения, необходимо считать частью экономических выгод, которые клиент получает от использования актива. Например, если клиент должен выплатить поставщику процент от продаж в результате использования торговых площадей в качестве возмещения за такое использование, такое требование не препятствует наличию у клиента права на получение практически всех экономических выгод от использования торговых площадей. Это обусловлено тем, что денежные потоки в результате таких продаж считаются экономическими выгодами, которые клиент получает от использования торговых площадей, часть из которых он впоследствии выплачивает поставщику в качестве возмещения за право использовать такие площади.

Источник

Экономические выгоды.

Основная функция экономических выгод — мотивационная. Именно получение прибыли является основной целью хозяйственной деятельности. Эта способность экономической выгоды влиять на ход экономических процессов используется для мотивации предпринимательской деятельности.

Перераспределительные платежи (выплаты) представляют собой систему изъятия части доходов у одних предприятий и передачи их другим. Обычно эта система включает в себя четыре основных элемента: порядок изъятия доходов у экономических субъектов-доноров; ставки изъятия доходов; порядок передачи собранных средств предприятиям-получателям; ставки выплат получателям.

Перераспределительные функции косвенно выполняют ограничительные и стимулирующие функции, не нарушая механизмов саморегуляции эко-номической системы.

В практике различных стран накоплен немалый опыт применения экономических инструментов в управлении экологическими процессами. При всем их разнообразии они являются в основном вариантами двух основных видов воздействия на экономические интересы хозяйствующих субъектов: налоговой, представляющей собой изъятие дохода, и дотационной, представляющей собой прямую или косвенную передачу дохода.

Попы таемся кратко охарактеризовать основные виды применяющихся на практике эколого-экономических инструментов.

Налоговые инструменты. Согласно энциклопедическому определению «налог — это обязательное и безвозмездное изъятие средств, осуществляемое государством или местными органами власти для финансирования общественных расходов».

Читайте также:  Возврат денежных средств осуществляется тем же способом которым они были уплачены

налог на решение национальных или региональных экологических проблем (примерами являются налог на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы на Украине и курортные муниципальные налоги);

экологический налог на автомобили (экологическая составляющая включается в общий размер налога);

экологический налог на пролет воздушного транспорта через территорию стран (является стандартной мерой для международных правил);

экологический налог на конкретные группы товаров, в том числе пестициды, пластмассову. тару и упаковку, батарейки и аккумуляторы, растворители, смазочные масла;

экологический налог’ на топливо в зависимости от наличия в нем вредных компонентов — свинца, углерода, окислов азота;

коммунальный налог (включающий в себя компенсацию расходов на утилизацию отходов);

акциз: не связанный с получением дохода продавцом косвенный налог на продажу определенного вида товаров. Фактически акциз является извлечением сверхприбыли, которую мої-ут получать торгующие организации. В экологической политике акцизы применяют для регулирования цен на энергоносители и минеральное сырье, что способствует реализации энергосберегающей политики.

Известно, что снижение налогов является стимулирующим инструментом. К основным направлениям предоставления налоговых льгот можно .; отнести:

налоговые льготы (НДС, налог на прибыль) на производство продукции экологического назначения (очистное оборудование, средства экологического контроля),

налоговые льготы на осуществление экологически ориентированных видов деятельности (переработка отходов, озеленение территории, создание и поддержание заповедников, заказников, национальных парков, экологическое образование);

налоговые льготы для предприятий, вьшускающих экологически чистую продукцию, позволяющую заменить экологически неблагоприятные това- і ры (стройматериалы, моющие средства); ;

налоговые льготы на инвестиции экологического назначения;

предоставление прав предприятиям включать в себестоимость продукции затраты на повышение экологической грамотности (оплата обучения, приобритение литературы).

установление экологических ввозных пошлин (повышение таможенных тарифов) для экологически неблагоприятных товаров (пестициды, озоно- разрушающие средства, использованные автомобили, моющие средства),

освобождение от ввозных пошлин (уменьшение таможенных тарифов) для продукции экологического назначения (экологического оборудования, средств мониторинга);

освобождение от вывозных пошлин продукции, экспорт которой способствует замещению материалоемкой и энергоемкой продукции (к примеру, Россия использует этот инструмент для экспорта полиграфической продукции);

установление вывозных пошлин на продукцию, производство которой сопряжено с нанесением экологического ущерба (металлы, топливо, химическое сырье).

Платежи. По определению это денежные или иные блага, которые экономический субъект уплачивает за используемые ресурсы, природные блага и за возможность осуществления хозяйственной деятельности. В экологической сфере они являются наиболее распространенной формой экономического регулирования, которая в том или ином виде используется в большинстве стран. К их числу относятся: ¦ ; .

плата за минеральные ресурсы;

платежи за рубку леса;

платежи за использование ресурсов растительного и животного мира;

плата за выпас скота;

платежи за охоту и рыбную ловлю;

плата за вход на территорию природных парков;

платежи за выбросы вредных веществ в ат мосферу;

платежи за сбросы вредных веществ в водные источники;

платежи за размещение твердых или жидких отходов в окружающей среде;

платежи за другие виды загрязнения среды (шумовые, электромагнитные, и т.д.).

международные санкции за нарушение условий международных договоров в области окружающей среды;

штрафы за несоблюдение экологического законодательства внутри страны;

возмещение (в том числе на международном уровне) ущерба, нанесенного одним экономическим субъектом другому (одной страной другой стране).

Субсидии. Это целевые безвозвратные пособия в денежной или натуральной форме, представляемые за счет средств государственного бюджета либо специальных государственных и негосударственных фондов экономическим субъектам. Адресные субсидии в виде непосредственно предоставляемых средств называют прямыми, а те, которые осуществляются е виде налоговых, кредитных и иных льгот, называют косвенными. Применительно к проблемам экологии практикуют:

Читайте также:  Разработка россыпного месторождения открытым способом

реализацию природоохранных программ как федерального так и регионального уровня (создание заповедников, сохранение природных объектов, создание объектов по утилизации отходов);

финансирование научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ по пилотным проектам (альтернативные источники энергии, экологически ориентированные технологии);

финансирование международных проектов экологической направленности (сохранение климата и биологического разнообразия, поддержание природных объектов, имеющих международдое значение);

финансирование образовательных, просветительских и культурных программ.

Дотации. Это денежные пособия или другие виды помощи за счет государственных или иных источников, предоставляемые юридическим или физическим лицам для покрытия убытков или на специальные цели. В качестве экологически ориентированных дотаций можно назвать:

дотации в сельском хозяйстве на выращивание продукции без применения ядохимикатов;

несение части риска по продвижению на рынок новейших видов продукции экологического назначения;

дотации регионам страны или целым государствам, вынужденным притормаживать свое индустриальное развитие во имя сохранения природных ландшафтов, имеющих федеральное или международное значение (к примеру, тропические леса Амазонки).

Гранты. Это оплачиваемые субсидируемые заказы государственных или иных организаций на выполнение научных исследований, конструкторских и технологических разработок; денежные средства, выделяемые в порядке благотворительности для финансовой поддержки научных исследований, ученых, деятелей культуры.

Кредиты. Это ссуды в денежной или товарной форме, предоставляемые кредитором заемщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком процента за пользование ссудой. Основными формами использования кредита в качестве формы управления экологическими процессами яв- ляются:

льготы по срокам кредитования; :

льготы по процентным ставкам;

‘ — льготы по объемам кредитования; ‘. , . ‘. . 1

т — льготы по гарантиям за кредит. ‘

В ряде стран для кредитования экологических программ учреждены экологические банки либо в обычных банках созданы специальные линии кре- дитования экологически ориентированных видов деятельности.

Выплаты (компенсационные) представляют собой денежные выплаты юридическим или физическим лицам или систему мер, направленную на компенсацию различных форм ущерба, связанного с нарушением среды либо необходимостью нести дополнительные издержки по предотвращению нарушения среды. В практике природопользования разных стран можно встретить разнообразные формы использования выплат, в том числе:

-выплаты предприятиям или отдельным лицам компенсации ущерба от загрязнения среды (как аварийного, так и постоянно действующего);

-выплаты странам, имеющим негативный баланс трансграничного загрязнения среды;

-выплаты предприятиям или населению за «согласие терпеть» по соседству экологически неблагоприятный или потенциально опасный промышленный или иной объект;

-выплаты регионам или целым странам упущенной выгоды из-за необходимости консервировать уровень своего индустриального развития ради сохранения общественно необходимых природных объектов;

-компенсация издержек предприятиям, осуществляющим экологически необходимые, но экономически не прибыльные виды деятельности (создание и поддержание охраняемых территорий, переработка отходов).

Ускоренная амортизация представляет собой систему мер, позволяющих увеличивать величину амортизационных фондов (не облагаемую налогом на прибыль часть доходов) в первые годы эксплуатации основных фондов.

Ценовые инструменты. Определяются как система мер воздействия на экономические интересы хозяйствующих субъектов, основным итоговым механизмом которой является целенаправленное изменение выгодности раз-личных видов деятельности посредством уменьшения или увеличения цен. Различают два направления применения ценовых инструментов — прямое ре-гулирование цен и косвенное регулирование,

Читайте также:  Способы классификации хозяйственных систем

К прямому регулированию относятся:

диверсификация цен по времени суток (на электроэнергию с целью более равномерного использования энергии в течение суток);

диверсификация цен по потребителям на природные ресурсы (например, различные тарифы на потребление воды для населения и промышленности);

диверсификация цен по потребителям на услуги инфраструктуры (связь, транспорт, коммунальные услуги); может быть использована дня создания льготных режимов работы экологически ориентированных предприятий.

К методам косвенного регулирования относят:

закупки у производителей экологически благоприятной продукции по повышенным ценам (повышение выгодности производства такой продукции);

снижение цен на экологически неблагоприятную продукцию (снижение прибыльности ее производства);

создание ценовых гарантий решения экологических проблем, возникающих на различных стадиях жизненного цикла изделий (к примеру, использование залоговых цен за тару, включение в цену пластиковой посуды стоимости ее утилизации).

Экологическое страхование. Под этим термином понимают создание за счет денежных средств экономических субъектов резервных фондов (страховых фондов), предназначенных для возмещения ущербов от воздействия на

издержки по освоению месторождений (подготовка месторождений, создание необходимой для эксплуатации инфраструктуры),

затраты по добыче природных ресурсов и их подготовке к использованию (обогащение, транспортировка),

издержки по формированию сопутствующей инфраструктуры и вспомогательных товаров (в частности, рекреационных ресурсов),

издержки по воспроизводству природных ресурсов, поддающихся полному или частичному воспроизводству (почв, растительных и животных ресурсов),

рекультивационные издержки (восстановление нарушенных ландшафтов и качества среды).

Ресурсный подход применяется в случаях, когда сталкиваются с дефицитом природного ресурса, его количественной ограниченностью, а также когда стоит проблема выбора одного из нескольких взаимозаменяемых ресурсов. Этот подход основан на учете потребительских свойств различных вцдов природных ресурсов. С этой точки зрения интерес представляет ценность природного блага либо экономическая оценка его заменимости (альтернативный подход).

В таблице 5.1 сведены базовые показатели, использующиеся в разных странах для экономической оценки природных ресурсов. В настоящее время лишь незначительная часть приведенных показателей используется в отечественной практике, однако можно предположить, что со временем эти показатели все полнее будут включаться в систему показателей экономических расчетов равноправными составляющими.

Показатели экономической оценки природных ресурсов Вид природного ресурса Затратный подход Ресурсный подход 1 2 3 Земля (с/х)

Я — Издержки вовлечения Направления затрат:

повышение плодородия — Прибыльность земель.

эталонная рентабельность 1 гектара;

издержки возмещения (за-траты на возмещение в случае изъятия земель)

Продолжение таблицы 5.1

1 2 3 Земля (не с/х назначения) Затраты благоустройства

Направлення затрат: -инженерное обустройство; -коммуникации;

-прочие объекты инфраструтуры; -развитие научного и социально- культурного потенциалов — Прибыльность земель: Исходные показатели:

местоположение; -выгодность коммерческго использования; -обеспеченность работой,

цены на жилье Месторождения полезных ископаемых

. If. ‘ . І. — Затраты освоения

-поиск и оценка месторождний;

разведка и добыча;

строительство и эксплуатация инженерных сооружений — Ценность месторождений. Исходные показатели:

среднее содержание полез-ного компонента;

оценка риска Лес (древеси-на)

¦ «. Ґі і. ¦*’ Издержки воспроизводства, г Направления затрат: ь

санитарные рубки; мониторинг леса

. і-»,.; ..»;. «¦ ,.f. ^ — Доход от товарной продук-ции.

цены на древесину ; ,

местоположение Рекреационные ресурсы

• і’-‘-Л • — Затраты на воспроизводство Направления затрат:

контроль и анализ;

создание инфраструктуры и со-путствующих товаров — Эффект от использования

эффект от рекреации;

желание плати ть;

доход от продажи сопутст-вующих товаров;

замыкающие затраты на компенсацию недостатка ресурсов;

Источник

Оцените статью
Разные способы