Методы получения эфирных масел
Самыми редкими считаются такие методы, как анфлераж и мацерация. Их объединяет принцип естественного поглощения жирными растворителями летучих веществ из тонких частей растения (в основном, лепестков, а также тонких лепестков, соцветий, корней).
АНФЛЕРАЖ (МЕТОД ПОГЛОЩЕНИЯ)
Анфлераж (фр. enfleurage) – способ получения эфирных масел путем экстракции твердым жиром (обычно используется очищенный говяжий жир).
Самый древний метод получения эфирных масел. Заключается в экстрагировании жиром эфирных масел из эфирно-масличного сырья. В фильме “Пар фюмер” по роману Патрика Зюскинда хорошо показан процесс анфлеража (см. рис.) Ароматические масла, полученные методом анфлеража(Жасмин, Роза, Тубероза, Фиалка, Мимоза и т.д.) – самые дорогостоящие. С 1930 года данная техника крайне редко применяется ввиду ее дороговизны.
Метод состоит в следующем: в деревянной раме крепится стекло или ткань, пропитанная очищенным холодным жиром без запаха. Цветы аккуратно выкладываются на слой жира, который впитывает в себя эфирное масло, выделяемое ими. Процесс повторяют много раз, пока жир не становится насыщенным эфирным маслом. (Для разных цветков существуют некоторые вариации в процессе анфлеража, например, бутоны жасмина прессуют между двумя листами стекла, густо смазанными свиным жиром). Получившееся ароматное вещество называют цветочной помадой, а если анфлераж производился с использованием растительного масла, то – благовонным маслом. Полученный жир растворяют в спирте, при испарении которого остается чистый абсолют.
МАЦЕРАЦИЯ (НАСТАИВАНИЕ, ГОРЯЧИЙ АНФЛЕРАЖ)
Мацерация (от лат. macerare, «размягчать»).
В отличие от анфлёража, при мацерации высушенное растение помещают в стеклянный сосуд с теплым растительным маслом или нагретым до 50-70 градусов животным жиром. Благодаря воздействию тепла ароматические молекулы переходят в масло. Растение настаивается таким образом в нем несколько дней, обязательно на свету, периодически емкость встряхивают. Процедура повторяется 20-25 раз с этим же маслом и постоянной сменой растительного сырья. После насыщения ароматическими молекулами растительное масло фильтруется, и готовое эфирное масло переливается в сосуд из темного стекла. Полученный продукт может быть использован и без фильтрации в качестве массажного масла.
В настоящее время чаще всего применяется метод водно-паровой дистилляции, гидродиффузии и отжим. Эти способы позволяют получить самые качественные эфирные масла.
ДИСТИЛЛЯЦИЯ (ПЕРЕГОНКА ПАРОМ)
Дистилляция (лат. distillatio – стекание каплями) – перегонка, испарение жидкости с последующим охлаждением и конденсацией пара. Это одновременно самый экономичный и самый естественный способ, который существовал еще в древности. Процесс дистилляции заключается в том, что свежее или высушенное растение (в зависимости от вида) помещают в почти кипящую воду или же нагревают на пару. При воздействии высоких температур из него выделяются летучие фракции за счет разрушения клеточной структуры растения. Эфирное масло, в виде молекул, которые смешаны с молекулами пара, поднимаются по трубке через охлаждающий бак, где они снова принимают жидкое агрегатное состояние. Жидкость, которая собирается в специальном отсеке – это смесь эфирного масла и воды, она легко разделяется на слои, так как плотность воды и масла различаются. При этом большинство масел будет находиться на поверхности воды, однако существует ряд “тяжелых” масел, которые оседают на дно (например, масло гвоздики).
Метод перегонки с водяным паром дает хороший выход эфирных масел в достаточно чистом виде. Помимо этого вода, которая соприкасается с дистиллируемым растением, тоже насыщается небольшим количеством ароматических веществ. Использованная для такого процесса несколько раз, вода становиться широко известной “розовой” водой, или же лавандовой или любой другой в зависимости от растения, и используется в качестве туалетной воды, для ухода за кожей.
Однако при всей простоте он недостаточно универсален, требуется предварительный подбор индивидуальных условий для каждого растения. Температура, давление, продолжительность дистилляции – все должно быть отрегулировано для достижения оптимального баланса рентабельности процесса и качества масла, поскольку более высокое давление и высокие температуры способны усилить процесс выделения эфирных масел, но могут снизить качество продукта.
Интересные сведения:
При дистилляции проще всего получить “сильнолетучие” эфирные масла – это масла с небольшим размером молекул, так как они проще всего испаряются. К ним относятся Базилик, Эвкалипт, Лимон, Грейпфрут, Лайм. В применении аромат таких масел имеет стойкость не более 24 часов. Их общее воздействие на организм – бодрящее и поднимающее настроение.
Для сравнения: к “среднелетучим” эфирным маслам можно отнести Лаванду, Ромашку, Герань – они имеют стойкость два-три дня. Данная группа масел действует тонизирующее, благоприятно воздействует на процессы метаболизма в организме. В парфюмерных композициях они обычно занимают ядро, “сердце” аромата, выступают в роли основной ноты духов или ароматической смеси.
“Слаболетучие” масла испаряются и отдают аромат в течение недели. К ним относятся “тяжелые” масла Ладана, Мирры, Пачули, Нероли. Их общее действие на организм – успокаивающее, расслабляющее.
ГИДРОДИФФУЗИЯ (ПЕРКОЛЯЦИЯ)
Самый современный метод – быстрый, технологически простой, не требующий сложного оборудования. Происходит гидродиффузия следующим образом: через растение, которое лежит на специальной решетке, проходит струя горячего пара. Полученную жидкость – смесь воды и эфирного масла, охлаждают. Как сказано выше, при смешении воды и эфирного масла, процесс разделения происходит просто и естественно.
В целом способ очень похож на метод дистилляции.
Источник
Способы получения эфирных масел анфлераж
Эфирные масла выделяют из растений тремя основными способами: отжимом, дистилляцией и экстракцией растворителями. Есть ещё один способ получения эфирных масел – это анфлераж, но он имеет больше историческое значение и применяется в исключительных случаях.
Казалось, что на жирных пластинах, как в зеркале, был запечатлен сладостно стойкий эротический аромат жасмина и отражался вполне естественно … Ибо нюх Гренуя, разумеется, еще обнаруживал различие между запахом цветов и их консервированным ароматом: словно тонкое покрывало лежал на нем собственный запах жира (сколь угодно чистого), сглаживая ароматический образ оригинала, умеряя его пронзительность, может, даже вообще делая его красоту выносимой для обычных людей… Во всяком случае, холодный анфлераж был самым изощренным и действенным средством улавливания нежных запахов.
Лучшего не было.
Патрик Зюскинд. Парфюмер.
Анфлераж – это метод экстракции ароматных веществ из растений с низким содержанием эфирных масел. Метод был популярен во Франции 19 века, а сейчас почти не используется из-за технической трудоёмкости.
В качестве сырья для анфлеража использовались цветы жасмина, туберозы, розы столистной, фиалки, мимозы, апельсина и кассии.
Различают два вида анфлеража: холодный и горячий. Первый получил большее распространение.
Холодный анфлераж
На стекло, заключённое в деревянную раму, намазывался очищенный животный жир (говяжий или свиной). Сверху на слой жира накладывались свежие цветы или лепестки. Рамы ставились друг на друга, чтобы уберечь жир от впитывания посторонних запахов, а сырьё от испарения. Жир впитывал в себя ароматные компоненты в течение 1-3 дней, после чего цветки убирались и заменялись на свежие.
Так продолжалось до тех пор, пока жир не впитывал в себя необходимое количество летучих веществ (1 кг жира может впитать в себя аромат от 3 кг цветов). На этом этапе жир получал имя «цветочной помады» и шпателем снимался со стекла. Помаде давалось название, в зависимости от того сколько раз менялось сырье – например, сырьё менялось 27 раз и такая помада называлась «Помада №27».
Далее помада смешивалась с этиловым спиртом для того, чтобы ароматные компоненты растворились в спирте. Для наилучшего растворения помаду со спиртом помещали в «молотилку», где спирт и жир интенсивно перемешивались.
Далее помаду отделяли от спирта фильтрацией.
Последний этап анфлеража – вакуумная дистилляция при низких температурах для удаления спирта. На выходе получалось ароматное абсолютное масло (Essence absolue d‘enfleurage) – ценнейший продукт для парфюмерии!
А помада, которая содержала в себе остатки ароматических веществ, как правило использовалась далее для изготовления мыла.
Горячий анфлераж
Этот метод был знаком ещё древним египтянам, но нашёл своё применение и в Грассе, Франция. Жир плавили в котлах, туда добавлялись цветы, которые регулярно перемешивались под постоянным нагревом (примерно до 60 градусов) в течение 2 часов. На следующий день цветы поднимались из котла с помощью сита и заменялись на свежие. Процедуру повторяли, по крайней мере, 10 раз. Когда жир не мог больше впитывать в себя аромат, его отфильтровывали от цветов (этот жир также назывался помадой). Далее ароматное масло получалось таким же способом, как и при холодном анфлераже.
Метод анфлеража требует большого количества рабочей силы (выкладка цветов, замена сырья, контроль за оборудованием и т.п). и ресурсов (стеклянные рамы, этиловый спирт, жир). Поэтому эта техника была оставлена парфюмерами к 1930 году из-за нерентабельности метода и дороговизны получавшегося на выходе масла.
Интересно, что и в наше время есть немногочисленные производители, которые применяют холодный анфлераж и даже усовершенствовали его специально для позиционирования готового продукта как органического и веганского. Вместо животных жиров применяются оливковое или пальмовое масло (рамки с тканью пропитываются растительным маслом). Цветы многократно выкладываются на эти рамы, как и в оригинальном способе. Помада встряхивается с этиловым спиртом (как правило, растительного происхождения), фильтруется от масла, а потом полученный ароматный спирт выпаривают, и получается абсолют. Стоит он на порядок выше абсолютов, полученных экстракцией растворителями.
Автор статьи:
Ольга Мамистова
Источник
Мастер-класс по экстрагированию: анфлераж в домашних условиях
Однажды индийская царица Нур Джахан, что означает Звезда Света, готовилась к пиршеству с мужем — правителем Джахангиром, сыном Акбара из династии Великих Моголов. Царь мало занимался государственными делами, зато прославился как создатель великолепных садов, часть которых сохранилась до наших дней. Нур Джахан приказала наполнить все бассейны дворца ароматной водой, настоянной на лепестках роз, и запретила кому бы то ни было прикасаться к ней.
Через некоторое время она подошла к одному бассейну и увидела на поверхности воды жирную плёнку. Разгневанная царица приказала рабыне коснуться воды рукой, чтобы узнать, чем загрязнен бассейн, и обнаружила, что странный жир очень приятно пахнет. Так в Индии открыли секрет получения розового масла.
Анфлераж — это способ экстракции, с помощью которого получают самые высококачественные цветочные эфирные масла, в частности, розовое и жасминовое. Листы стекла покрывают очищенным свиным или говяжьим жиром, на котором раскладывают лепестки свежесрезанных цветов. Жир начинает впитывать летучие эфирные масла. Когда лепестки увядают, их заменяют свежими, о тех пор, пока жир не вберет в себя достаточное количество масла. Затем жир собирают и очищают.
Полученный продукт парфюмеры называют помадой. Ее растворяют в спирте и в течение суток постоянно встряхивают, чтобы отделить жир от эфирного масла. Анфлераж можно получить и с помощью марли или фланели. Пропитанную оливковым или кокосовым маслом ткань натягивают на рамы и покрывают лепестками. Как и в первом случае, сырье меняют по мере увядания. Получившийся мацерат можно использовать в чистом виде.
Есть еще один способ анфлеража, который можно производить в домашних условиях, причем мацерировать так можно и высушенные растения. Конечно, аромат будет не столь сильным, как при обработке свежих лепестков, но такую вытяжку очень хорошо вводить в состав лечебных и ароматических бальзамов, восковых помад, кремов.
Для мацерации потребуются: стекла (два или больше, в зависимости от того, сколько видов растений нужно экстрагировать); свиной либо говяжий жир, очищенный и без запаха (или кокосовое масло); растения; пищевая пленка; шпатель (или нож); широкий скотч; фольга; бумага; ручка и пластиковый пищевой контейнер.
1. Жир без запаха (в данном случае нутряной свиной, смалец) наносится на стекло тонким слоем (в данном случае у меня предметное стекло, поскольку нет необходимости в большом количестве мацерата). Животный жир очень хорошо извлекает из растений необходимые вещества. Также можно использовать кокосовое масло, но с ним есть свои сложности — при нагревании в руках оно становится текучим.
.
2. Шпателем или ножом нужно хорошо размазать жир, достаточно тонким слоем, но не прозрачным.
3. Если нужно заложить несколько разных растений, лучше подготовить сразу несколько стекол.
4. Насыпать тонким слоем лепестки или измельченное растение (здесь цветки лаванды, этого года).
5. Цветки насыпаны.
6. Теперь берем второе стекло, которым накрываем первое, с цветками.
7. Теперь надо прижать стекла так, чтобы цветки погрузились в нанесенный жир, но не сжимать слишком сильно.
8. Теперь нужно завернуть стекло, чтобы не было доступа воздуха. Я пользуюсь «Парафильмом», это такая специальная парафиновая пленка, которую используют в лабораториях, чтобы колбы, чашки петри и прочее заматывать для герметизации. Но для этой цели прекрасно подойдет пищевая пленка, главное, хорошо завернуть. Также можно обмазать стекла растопленным воском.
9. Заворачивать нужно осторожно, чтобы края стекол не прорезали пленку. Если это все-таки произошло, просто оберните стекла еще одним слоем пленки.
10. А теперь в дело вступает широкий скотч (еще одно удобство предметных стекол — они хорошо укладываются в этот скотч, удобно заматывать).
11. Стекло кладется на скотч по длине и оборачивается им, а потом по бокам надо склеить скотч, чтобы получился такой своеобразный вареник 🙂
12. Если вы мацерируете несколько растений, подпишите каждую упаковку, чтобы не запутаться.
13. Когда все стекла завернуты, можно укладывать их в пластиковый контейнер.
14. Укладывать стекла лучше всего плотно, чтобы они были сжаты со всех сторон. Накройте контейнер крышкой, заверните в фольгу, чтобы не попадал свет, и уберите в шкаф. Там тепло, но не жарко.
Через 2-3 дня можно будет отделить растения от жира и либо использовать получившийся мацерат, либо повторить процесс, если вы хотите получить более сильный экстракт.
Источник