Способы получения доходов от производства

Особенности планирования прибыли на предприятии

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Получение прибыли – основная цель любого предпринимательства. Все бизнес-процессы, происходящие в организации, направлены на конечный итог – прибыльность, рентабельность, доходность. Это значит, что для них необходима определенная политика, выработанная организацией, которая включает в себя мероприятия по планированию, управлению и корректировке.

Рассмотрим, для решения каких задач необходимо планировать будущую прибыль, а также проанализируем методы, действующие в экономической практике для этого процесса.

Значение учета потенциальной прибыли

Прибыль – чистые доходы организации от различных видов ее деятельности, «освобожденные» от затрат на изготовление и продажу, а также трат на различные обязательные платежи в виде налогов и отчислений в социальные фонды. Если вычесть из полученного дохода все понесенные издержки, получим сумму, составляющую прибыль. Именно ее и необходимо планировать для решения основных бизнес-задач.

Планирование прибыли – это достаточно сложный процесс, не сводящийся к «чем больше, тем лучше». Оценка прогнозируемых доходов должна быть объективной. От нее напрямую зависит:

  • вопрос своевременного и достаточного снабжения сырьем, материалами, инструментами и другими средствами производства;
  • возможность регулировки оплаты труда наемного персонала;
  • тенденции взаимоотношений с контрагентами;

Вопрос: Организация производит мебель и имеет в собственности здание, в котором расположены производство и фирменный магазин. Около здания планируется установить скульптурную композицию с элементами, стилизованными под мебель. Цель — формирование запоминающегося облика магазина и привлечение покупателей. Можно ли учесть затраты на изготовление композиции в целях налога на прибыль?
Посмотреть ответ

  • перспективы модернизации производства, увеличения ассортимента, динамики технологических процессов и других инноваций;
  • регулирование цен на продукцию (работы, услуги);
  • оценка соотношений предполагаемых рисков и потенциальных «бонусов».
  • СПРАВКА! На макроэкономическом уровне планирование прибыли позволяет оказывать влияние на экономику страны в целом.

    Виды плановой прибыли

    Плановая прибыль – это экономически обоснованный показатель, уровень которого призван обеспечивать в достаточном количестве все потребности и обязательства предприятия, а также динамику в его развитии.

    Поскольку сама прибыль может быть классифицирована по разным основаниям, планируют ее также раздельно. Наиболее общепринятым является разделение по видам деятельности организации. Отдельно учитывается прибыль:

    • от сбыта товаров (производимых на фирме или перепродаваемых);
    • от оказания услуг, производства работ и других «нетоварных» продаж;
    • от продажи или сдачи в аренду основных фондов организации;
    • от реализации нематериальных активов (авторских, имущественных прав и др.);
    • по внереализационным операциям.

    В зависимости от того, какие доходы и расходы идут в учет, можно рассматривать (а следовательно, и планировать) такие виды прибыли:

    • бухгалтерскую – представляет собой сумму выручки за вычетом издержек на производство, к которой прибавлены в случае доходов или вычтены в случае убытка средства на внереализационные операции;
    • экономическую – полученный доход минус себестоимость;
    • чистую – средства, остающиеся в распоряжении предприятия после всех положенных выплат, в том числе и налоговых.

    ВАЖНО! При планировании прибыли не берутся в расчет акцизные платежи и налог на добавленную стоимость, потому что их отчисляют еще до того, как формируется сумма прибыли.

    Читайте также:  Пирог с яблоками способ приготовления

    Период планирования

    Оптимальным считается оперативное (поквартальное) планирование прибыли. Более длинный установленный срок неминуемо отразится на точности прогнозов, а меньший не даст пространства для необходимых экономических маневров.

    Часто применяется также текущее планирование (бюджетирование), предполагающее распределение средств на календарный год. Оно базируется на предшествующих показателях, а также на анализе и прогнозе финансово-хозяйственной деятельности фирмы. Результатом бюджетирования будет план текущих расходов и доходов.

    Начинать прогнозирование потенциальной прибыли рекомендуется после того, как определена примерная себестоимость продукции и установлены плановые нормы по реализации.

    Методы, применяемые для планирования прибыли

    Экономическая практика выработала ряд подходов к осуществлению планирования будущей прибыли.

      Метод прямого счета. Является самым простым и достаточно эффективным способом установления потенциальных доходов на будущий период. Его целесообразно применять, если ассортимент производимой продукции относительно невелик, а цены на него и уровень сбыта достаточно стабильны. В таком случае можно относительно легко подсчитать разницу между затратами на себестоимость и потенциальной выручкой. Для этого применяется следующая формула:

    • ПП – прогнозируемая прибыль организации;
    • Пр – прибыль от реализационной деятельности;
    • Под – прибыль о операционной деятельности;
    • Пвр – прибыль от внереализационных операций (или убыток, тогда величина будет отрицательной);
    • Н – налоги (акцизы и НДС).

    Метод прямого счета достаточно точен и объективен, но может быть трудоемким в использовании при разнообразии продукции. С помощью этого способа можно планировать прибыль в зависимости от количества выпускаемой продукции и по объему продаж.

    Денежное выражение товарного выпуска предусматривает учет себестоимости и сметы затрат на реализацию:

    • ПVвып. – прибыль от объема выпущенных за определенный период товаров;
    • ц.р. – сумма, которую планируется выручить по ценам реализации;
    • СС – полная себестоимость этого объема продукции.

    Чтобы запланировать прибыль от реализованных товаров, нужно учесть актуальный уровень цен и себестоимость, а также стоимость продукции, оставшейся нераспроданной:

    • ПVр – планируемая прибыль от объема реализации;
    • ц.в. – сумма планируемой выручки;
    • СС – себестоимость;
    • о. – сумма, составляющая стоимость нереализованных остатков.
  • Метод поассортиментного планирования прибыли. Является разновидностью предыдущего способа расчетов. Его удобнее применять при расширенном ассортименте, вычисляя планируемую прибыль по каждому виду продукции отдельно.
  • Нормативный метод. В основе лежит принятая система различных норм, среди которых могут быть:
    • норма прибыли на активы организации;
    • норма прибыли на единицу проданного товара;
    • норма прибыли на единицу собственного капитала и др.

    Этот метод является достаточно точным и дает большие возможности в составлении прогнозов, но он актуален только тогда, когда производство стабильно и можно говорить о более-менее постоянном уровне цен.

  • Метод экстраполяции предполагает изучение прибыли прошедших периодов и учет различных факторов, повлиявших на ее размер. На основе сопоставления факторов можно сделать прогноз и на плановый период. Этот метод удобнее для проектных и технических организаций.
  • Аналитический метод удобен для применения при мультиассортиментном производстве. Планируемая прибыль учитывается не отдельно по видам продукции, а по всему товарному выпуску целиком. Если продукция слишком отличается по характеристикам, то прибыль по несопоставимым видам можно проанализировать отдельно. Применение аналитического метода предусматривает несколько этапов:
    • базовая рентабельность – этот параметр вычисляется сравнением прогнозируемой прибыли с полной себестоимостью за аналогичный период;
    • исходя из предыдущего показателя, определяется объем продукции для производства в учетном периоде, а отсюда планируется прибыль на данный объем;
    • многофакторный анализ: учет рыночной ситуации, ценовых колебаний, падения или роста спроса, изменения в технологии, качестве, сортах производимой продукции и др.
    Читайте также:  Ушной клещ у кошек способы лечения
  • Метод совмещенного расчета комбинирует аналитический и прямой подсчет потенциальной прибыли. Таким образом удачно сочетаются точность и достоверность расчетов и учет различных факторов, могущих повлиять на размеры прибыли. Кроме того, снимаются ограничения по трудоемкости вследствие широкого ассортимента продукции. Главным показателем этого метода является рентабельность – то есть не просто количественная «масса» прибыли, а соотнесение ее с затратами и рисками производства (коэффициент рентабельности).
  • Источник

    Распределение и использование прибыли предприятия

    Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

    Прибыль представляет собой разницу между доходами и расходами предприятия. То есть прибыль – это те средства, которые остались после оплаты всех задолженностей. Именно за счет данных средств выполняется финансирование программ по развитию, внутрихозяйственных нужд, формирование бюджета.

    Особенности распределения прибыли

    Принципиально важно правильно распределять прибыль. Делать это нужно так, чтобы эффективность деятельности предприятия увеличивалась, а не уменьшалась. Рассмотрим основные принципы распределения средств:

    • Прибыль компании направляется на нужды предприятия, а также выплачивается в бюджет государства. То есть с этих денег оплачивается налог.
    • Налог с прибыли оплачивается по ставке, которая задана законодательно. Она не может измениться.
    • Большая часть прибыли должна быть направлена в бюджет предприятия для накопления. Остальная часть идет на различные траты компании.
    • Предполагаемые траты должны быть согласованны с большинством участников ООО.

    Предприятие должно оплатить налоги и различные взносы, после чего государство не может вмешиваться в решения по распределению денег.

    Рассмотрим, в какие именно фонды идут деньги:

    • Фонд накопления. В этом фонде аккумулируются средства для обеспечения стабильной работы компании и ее независимости от кредиторов. Если у предприятия есть свободные собственные средства, оно не подвержено банкротству. К примеру, если компания в одном месяце получила совсем небольшой доход, а потому не может оплатить имеющуюся задолженность, средства на погашение долга берутся из фонда. За счет его также финансируются научно-исследовательские работы, выпуск акций, подготовка кадров, приобретается новое имущество.
    • Фонд потребления. Средства из этого фонда идут на социальные нужды. К примеру, это может быть выплата премий, финансирование путевок, покупка медикаментов для сотрудников, различные надбавки.
    • Резервный фонд. Резервы нужны для снижения рисков предприятия при проведении различных сделок. Они потребуются на случай непредвиденных ситуаций. То есть если компания получит небольшую прибыль в одном периоде, расходы могут быть покрыты из резервного фонда.

    Часть средств, как правило, остается нераспределенной. Эти деньги направляются в уставной капитал компании.

    Конкретные направления расходования

    Можно выделить два направления, на которые идет чистая прибыль:

    1. Накопление резервов предприятия. Увеличение объема имущества.
    2. Потребление. Трата средств на определенные нужды.

    Рассмотрим примеры траты чистой прибыли:

    • Приобретение новой техники.
    • Ремонт уже имеющегося оборудования.
    • Увеличение оборотных средств предприятия, которые «съедаются» инфляцией.
    • Выплата кредитов, задолженностей. Выплата процентов по долгу.
    • Мероприятия, направленные на защиту окружающей среды от загрязнений.
    • Выплата премий.
    • Организация благотворительных мероприятий.
    • Начисление мотивирующих надбавок сотрудникам.
    • Оплата задолженностей перед кредиторами, банками.
    • Выплата налогов.
    • Оплата различных санкций.
    • Переподготовка сотрудников.

    Почти все эти расходы обязательными не являются. Траты происходят по волеизъявлению руководства предприятия. Сначала деньги направляются на приоритетные цели. К примеру, у предприятия есть в наличии только морально устаревшее оборудование. Следовательно, в первую очередь средства следует направить на обновление техники.

    Читайте также:  Способы крепления пластиковых подоконников

    Бухгалтерский учет распределенной прибыли

    Из полученный прибыли вычитаются траты на налоги. Налогооблагаемая база определяется исходя из информации, изложенной в строке 1 «Расчет налога от реальной прибыли». При вычете налога будут использованы следующие проводки:

    • Дебет счета 99 – фиксируется размер прибыли.
    • Кредит счета 68 «Расчеты по налогообложению».

    В компанию могут поступить чрезвычайные доходы. К примеру, они появляются при выплате возмещений страховыми компаниями. В данном случае применяются следующие проводки:

    • Кредит счета 99 «Прибыль».
    • Дебет счета 76-1 «Расчеты по страхованию».

    Рассмотрим все проводки, используемые при распределении средств:

    • ДТ84 КТ70, 75 – перевод дивидендов владельцам компании.
    • ДТ84 КТ82 – формирование резервного фонда.
    • ДТ84 КТ80 – увеличение уставного капитала.
    • ДТ84 КТ51, 52, 55 – финансирование мероприятий, которые напрямую не связаны с деятельностью предприятия (к примеру, благотворительные концерты).
    • ДТ84 КТ01 – фиксация оценки основных средств.
    • Внутренние пометки по счету 84 «Нераспределенная прибыль» – направление нераспределенных средств на финансирование развития предприятия, покрытие долгов прошлых лет.
    • КТ84 – фиксация остатка нераспределенных средств, которые включены в уставной капитал.

    Каждая проводка должна подтверждаться первичными документами. По каждой строке отражается определенная сумма.

    Различные спорные вопросы

    При распределении средств может возникать ряд спорных моментов:

    • Появились новые участники ООО. Как делать выплаты, если прямо перед распределением средств появились новые участники? Они должны получить средства в стандартном порядке. То есть в соответствии с размером доли. Порядок разделения средств установлен Уставом ООО.
    • Увеличение объема капитала. Увеличение УК актуально в том случае, если требуется повысить привлекательность компании перед инвесторами и другими внешними лицами. Заданный размер капитала нужен для занятия определенной деятельностью. Увеличить его можно за счет прибыли. Однако перед направлением средств в УК нужно обязательно оплатить налоги, различные сборы, штрафы. Решение об изменении капитала принимается на собрании участников.
    • Отмена решения, принятого на собрании. Вопросы направления денег решаются на общем собрании. Принято будет то решение, которое поддержано большинством участников. Однако оно может быть пересмотрено на внеочередном собрании. Если потребуется пересмотреть принятое решение, нужно обратиться в судебный орган. Исковое заявление подается теми участниками, права которых нарушены.

    При возникновении спорных моментов следует ориентироваться на внешние и внутренние источники права. То есть это законодательство, а также нормативные акты компании.

    В каких случаях запрещено распределять прибыль?

    Прибыль распределяется в соответствии с решением, принятым на собрании ООО. Однако в некоторых случаях прибыль по собственному усмотрению расходоваться не может. Рассмотрим эти случаи:

    • Уставной капитал не оплачен полностью.
    • Участнику, который выходит из ООО, не перечислены средства в размере его доли.
    • Имеются признаки банкротства. Актуально это даже в том случае, если процедура банкротства в отношении предприятия не проводится.
    • Если деньги будут истрачены, у предприятия обнаружатся признаки банкротства.
    • Размер чистых активов (то есть средств, оставшихся после оплаты всех налогов и прочих обязательных платежей) не должен быть меньше 10 000 рублей. Это минимальный предел, оговоренный в законе.

    ВНИМАНИЕ! Следить за соблюдением всех этих правил обязан генеральный директор. В случае нарушений ответственность ляжет именно на него.

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы