Основные методы бухгалтерского учета
Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Методы бухучета образуют основу эффективной организации учета в компании. Представляют собой инструменты для осуществления учета, а в частности, его обобщения, группирования, анализа. Полученная информация нужна для грамотного управления фирмой.
Элементы методов
Выделим элементы, которые образуют методы бухучета:
- Наблюдение. Актуально в отношении операций по исполнению функций различными подразделениями. Наблюдение обеспечивает проверку корректности заполнения форм, соблюдения внутренних норм.
- Измерение. В процессе обнаруживаются числовые значения, которые относятся к финансово-хозяйственным операциям. Если при наблюдении во внимание принимается соблюдение норм, то при измерении главным показателем являются цифры. Объектом при этом являются денежные значения.
- Обобщение и детализация. Процедуры могут быть статическими или аналитическими. Выбор инструмента определяется задачами компании. Обобщение и детализация могут применяться как в комплексе, так и по отдельности.
Все рассматриваемые элементы могут применяться комплексно. Однако, как правило, один из них является основным.
Методы бухучета
При ведении учета используются следующие методы:
- Документирование. Рассматриваемый метод применяется в том случае, если нужно зафиксировать сведения, необходимые для ведения и анализа финансово-хозяйственной деятельности. В рамках документирования применяются стандартизированные формы, которые утверждены на локальном или государственном уровне.
- Инвентаризация. Подразумевает осуществление мониторинга числа имущества, находящегося в распоряжении компании. В процессе также определяется статус предметов (к примеру, необходимость его передачи сторонним лицам), перспективы эксплуатации имущества. Нужно отметить, что инвентаризация является составляющей калькуляции.
- Оценка. Обеспечивает формирование статистики. Кроме того, нужна для интерпретации данных, составления прогноза касательно степени их влияния.
К СВЕДЕНИЮ! Методы могут объединять в себе аналитические и статистические свойства.
Калькулирование
Калькулирование применяется в отношении производственных затрат. Как правило, это издержки, совокупность которых образует себестоимость продукции. Отличительной особенностью метода является получение значений на основании других показателей. К примеру, подсчитываются все затраты в процессе производства, а затем определяется себестоимость изделия.
Метод начисления
Метод начисления предполагает учет доходов и расходов, зафиксированных в определенном отчетном периоде. Сведения определяются на основании договоров с контрагентами, счетов-фактур, активов. В процессе также устанавливается фактическая дата передачи продукции. Во внимание не принимается момент зачисления денежных средств.
Кассовый метод
Кассовый метод предполагает фиксирование и отражение в отчетной документации доходов и расходов. При этом во внимание принимаются средства, переведенные на расчетный счет компании. Кассовый метод может использоваться не всеми. Он актуален только для компаний с выручкой более 1 000 000 рублей за последние 4 налоговых периода (квартала). При этом не учитывается НДС. Кассовый метод не применяется фирмами, осуществляющими свою деятельность на основании договоров о доверительном управлении по отношению к собственности или на основании соглашений о ведении совместной работы.
Методы амортизации
Амортизационные отчисления – стабильная статья расходов в любой компании. Они должны фиксироваться в бухучете. Особенности отражения основаны на НК. Учитывается только амортизация объектов, соответствующих следующим признакам:
- Нахождение в собственности компании (то есть оборудование не должно быть в аренде или лизинге).
- Основная цель эксплуатации – извлечение прибыли.
- Срок эксплуатации больше 12 месяцев.
- Начальная стоимость собственности равна более 40 000 рублей.
Амортизация не начисляется по отношению к природным ресурсам, недостроенным объектам, готовой продукции, которая производится компанией. Объекты, которые соответствуют всем условиям, нужно поставить на учет по начальной стоимости. После этого происходит распределение имущества на основании его амортизационной группы.
Основной признак, по которому происходит классификация групп, – оценочный период эксплуатации. Максимальный размер капитальных вложений в амортизацию – 10%. Предоставляется льгота в размере 30% для объектов, которые относятся к группам объектов, отличающихся быстрым износом. Актуально это только в отношении имущества, приобретенного на коммерческой основе. Если объект передан на безвозмездной основе, льгота не предоставляется.
Методы группировки сведений
Существуют различные методы обобщения учетных сведений:
- Бухгалтерские счета. Позволяют зафиксировать начальное и завершающее состояние объектов учета, а также их изменения. Каждой форме актива, капитала и обязательств соответствует свой счет. Отдельные счета имеют название, а также цифровой код. К примеру, 01 «Основные средства».
- Двойная запись. Является способом фиксации операции на счетах бухучета. Двойная запись позволяет понять двойственность хозяйственных операций. Главная ее характеристика – фиксация сведений об операции и по дебету, и по кредиту.
- Балансовое обобщение (бухбаланс). Представляет собой способ обобщения сведений посредством счетов и двойной записи. Баланс отображает структуру имущества компании по видам и источникам формирования. В нем содержатся сведения, позволяющие провести анализ финансового состояния фирмы. Данные дают представление о состоянии активов, ликвидности. Баланс отображает остатки на счетах. Он считается базовой формой отчетности. Сведения в балансе группируются по разделам. Они подразделяются на статьи. Дебетовые остатки фиксируются в активах, а кредитовые остатки – в пассивах. Соотношение актива и пассива – это валюта баланса. Сумма всех активов тождественна сумме всех пассивов.
- Бухгалтерская отчетность. Представляет собой комплекс информации о состоянии финансов и имущества в фирме. Система данных также отображает итоги хозяйственной деятельности предприятия. Формируется она на основании сведений бухучета. Бухгалтерская отчетность включает в себя бухбаланс, отчет о прибыли и убытках, приложения, пояснительную записку, аудиторское заключение (оно требуется только в том случае, если компания подлежит обязательному аудиту). К отчетности предъявляется множество требований. В частности, она должна составляться на основании норм, быть достоверной, объективной и полной. Она объединяет все показатели работы подразделений.
Все приемы являются взаимосвязанными. Они используются в комплексе, дополняют друг друга. Совокупность приемов образует метод бухучета.
Особенности использования методов
Методы бухучета обеспечивают следующие преимущества:
- Оптимизацию отчетности для нужд ФНС.
- Увеличение рентабельности за счет разумного соотношения прибыли и дохода.
- Повышение эффективности бизнес-модели.
- Простой анализ деятельности компании.
Методы используются каждой компанией. Они нужны для достоверного отражения сведений об операциях, производимых компанией.
Источник
Основные методы бухгалтерского учета
Совокупность различных приемов, способов и элементов бухгалтерского учета называют методом бухгалтерского учета. Он служит для подробного отображения предмета бухгалтерского учета, которым является хозяйственная деятельность рассматриваемого предприятия.
К основным методам бухгалтерского учета относятся:
- документирование;
- инвентаризация;
- счета;
- оценка;
- калькуляция;
- двойная запись;
- бухгалтерский баланс;
- бухгалтерская отчетность.
Документирование является одним из методов ведения бухгалтерского учета, основанным на создании и обработке письменных свидетельств совершенных хозяйственных операций, то есть – это способ их оформления.
Инвентаризация – это метод бухучета, при котором ведется проверка соответствия реального, фактического, наличия товарно-материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств на определенную дату.
Счета позволяют группировать хозяйственные средства и операции. Этот метод бухгалтерского учета является возможностью организовать действия по источникам их формирования и видам имущества (актив, пассив).
Оценка используется для обобщения показателей. Сущность данного метода бухгалтерского учета заключается в переводе натуральных и трудовых мер в денежные. Оценка как метод бухгалтерского учета дает возможность получить результатные показатели всех хозяйственных процессов.
Калькуляция осуществляет расчет всех производственных затрат, помогает рассчитать себестоимость продукции, а также вычислить средние издержки производства. Рассматриваемый метод ведения бухучета включает в себя расчет как прямых, так и косвенных расходов.
Двойная запись позволяет отражать балансовое обобщение показателей. Суть данного метода, используемого в бухгалтерском учете, заключается в дублировании одного и того же показателя по дебету одного счета и кредиту другого.
Бухгалтерский баланс – метод бухгалтерского учета на предприятии, позволяющий обобщить имеющуюся информацию о состоянии имущества и источниках формирования средств в денежном выражении на конкретную дату в виде двухсторонней таблицы. Баланс отражает равенство этих сторон.
Бухгалтерская отчетность состоит из множества форм, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия. Результаты данного метода бухучета используются как на внутреннем уровне, так и на внешнем.
Выше представлены характеристики основных методов бухгалтерского учета, ведение которого необходимо для любого предприятия. Каждый из указанных элементов функционирует в прямой взаимосвязи с остальными. Учет ведется по всем показателям. Существует даже метод амортизации в бухучете, который позволяет рассчитывать амортизацию имеющегося оборудования и другого подлежащего имущества.
Таким образом, методом бухгалтерского учета называется организация взаимосвязанного взаимодействия всех элементов бухгалтерского учета, ведение которого обеспечивает полное, объективное и непрерывное отражение всей хозяйственной деятельности предприятия. Компания «Главный бухгалтер» предлагает на высокопрофессиональном уровне организовать ведение бухгалтерского учета в вашей организации. Доверьтесь нашим специалистам, чтобы избежать ошибок и ненужных финансовых потерь.
Источник
Обработка бухгалтерской информации
Понятие «счет» применяется и в зарубежном, и в российском учете, но счета несколько по-разному записываются.
В течение определенного периода предприятие может осуществлять тысячи операций. Все данные по этим операциям должны быть классифицированы и проанализированы. Многие операции повторяются, и поэтому их можно отнести к одной группе.
Например, могут быть тысячи случаев выплаты и получения наличных денег. Счет является тем бухгалтерским инструментом, который позволяет классифицировать и суммировать результаты экономической деятельности.
Он создается тогда, когда необходимо получить полезную информацию о конкретном участке деятельности. Например, каждое предприятие имеет счет «Наличность», так как знание суммы имеющейся наличности необходимо в любом деле.
Зарубежные бухгалтеры могут присваивать одним и тем же счетам разные названия. Например, один назовет счет «Векселя к оплате», а другой — «Ссуды к погашению». Оба счета учитывают деньги, данные компании в кредит.
Необходимо только, чтобы присутствовала логика (прямой смысл) в названии счета и чтобы это название не изменялось в течение всего бухгалтерского процесса на данном предприятии.
Количество счетов, открываемых в бухучете фирмы, зависит от того, какая именно информация может понадобиться.
Обычно применяется так называемый Т-счет (в форме буквы Т).
Чтобы понять, как происходит уменьшение и увеличение средств по счету, обратимся к Т-счету. Название обычно пишется сверху, уменьшение и увеличение средств отражаются по разные стороны вертикальной линии — в зависимости от типа счета.
Начальное сальдо не выделяется — это первая сумма следующего периода. Каждая операция затрагивает по крайней мере две статьи.
Например, если владелец вкладывает деньги в производство, то возрастают активы и собственный капитал.
Здесь также применяются понятия «дебет» и «кредит».
Рассмотрим, как с помощью дебета и кредита и процедуры двойной записи отражается увеличение и уменьшение средств. В принципе это аналогично российскому применению счетов.
Бухгалтеры используют термин «дебетовать» вместо «поместить запись в левую часть Т-счета». Дебет (сокращенно — Д) просто означает левую сторону, кредит (сокращенно — К) — правую. Таким образом, в счете слева находится дебетовая сторона, справа — кредитовая.
Каждая операция анализируется с точки зрения своего влияния (увеличение или уменьшение) на активы, пассивы, собственный капитал, доходы и расходы производства. Эти изменения затем переводятся в дебеты и кредиты.
В каждой операции общая сумма дебетов должна равняться общей сумме кредитов.
Требование, согласно которому каждая операция должны быть отражена записью с равными дебетами и кредитами, называется процедурой двойной записи. Это требование позволяет балансировать основное бухгалтерское равенство.
Процедура двойной записи создает два набора счетов: с дебетовым и кредитовым остатком. Когда итоговые суммы по этим двум наборам счетов равны, бухгалтер может быть уверен, что арифметическая часть процесса учета исполнена правильно.
Запись счетов проводок производится словами, при этом кредит сдвигается относительно дебета вправо. Суммы операции указываются и в дебете, и в кредите (так сложилась зарубежная проводка исторически).
Например, операция 1б в приведенном выше примере (компания «В. Берт») будет записана таким образом:
Наличность (дебет) $ 4800 — Капитал $ 4800.
Получена наличная оплата за услуги (под проводкой принято писать ее содержание).
Естественно, что в разных странах применяют разные планы счетов. На малом предприятии можно обойтись десятком счетов с уникальными названиями. Мы здесь назвали счет денежных средств «Наличность» — это и касса, и расчетный счет.
Можно было назвать его просто «Касса», при этом подразумевая, что это все денежные средства предприятия. Главное, чтобы это название применялось в учете постоянно и не возникало неопределенности.
Примерную структуру Плана счетов по GAAP USA можно применять и в МСФО.
Закрытие счетов
Это один из важнейших моментов при работе с бухгалтерской документацией не только в российском, но и в зарубежном учете. Процесс закрытия счета — это перенос сальдо из счетов доходов и расходов в сводный счет «Сумма прибыли» и затем в счет «Собственный капитал», а также перенос сальдо по счету «Изъятие» в счет «Собственный капитал».
Для подсчета прибыли (убытков) вводится свободный счет «Сумма прибыли», который используется только в конце периода. Сальдо этого счета — чистая прибыль (чистый убыток). Потом это сальдо переносится в счет «Собственный капитал».
Счета доходов и расходов после закрытия имеют сальдо нулевое и на следующий период открываются вновь. В этом состоит отличие от нашего бухгалтерского учета.
Счет «Изъятие» закрывается сразу; при подведении итогов его сальдо равно 0.
Принятая последовательность закрытия счетов:
- Закрываются счета доходов, и их сальдо переносится в сумму прибыли: в кредит, если сумма сальдо «+», и в дебет, если сумма сальдо «-» (или в кредит, но в скобках).
- Закрываются счета расходов. Все они записываются по дебету счетов.
- Закрывается счет «Сумма прибыли» по результатам внесенных счетов. Образовавшаяся разница между дебетом и кредитом счета переносится в счет «Собственный капитал».
- Результат счета «Изъятие» также переносится в счет «Собственный капитал» (с «-» в кредит, т.е. красным, с «+» в дебет).
После закрытия единственной группой счетов в книге счетов, которые не закрыты, остаются счета баланса (так называемые реальные счета). Они имеют сальдо, поэтому надо сделать пробный баланс, который будет полностью соответствовать последним колонкам рабочего листа. Классифицированный баланс отличается от пробного более подробной разбивкой статей.
Порядок ведения учета:
- В течение отчетного периода ведется бухгалтерский журнал, т.е. записываются все проводки.
- Суммы хозяйственных операций разносятся по счетам в книге счетов.
- В конце отчетного периода проводится корректировка предыдущего баланса на сумму корректирующих проводок.
- Заполняется рабочий лист, в результате чего получается пробный баланс на конец месяца.
- Для определения прибыли производится закрытие счетов доходов и расходов, образовавшееся сальдо на счете «Сумма прибыли» переносится в счет «Собственный капитал», на который также переносится сальдо счета «Изъятие».
- Составляется окончательный баланс и при необходимости — классифицированный баланс.
Источник