Конспект и презентация по обществознанию в 6 классе «Материальные потребности и возможности.Деньги»
Выбранный для просмотра документ золотая монета.docx
Выбранный для просмотра документ из истории денег.docx
Самой распространенной «валютой» в среде простых египтян была крупа. Ежемесячная зарплата в виде крупы использовалась в бартерной торговле для получения других товаров.
У кочевников евразийских степей роль универсального эквивалента выполнял скот: с его помощью платили налоги и пени, выкупали невест, выменивали у оседлых соседей хлеб, деготь, качественное оружие и другие необходимые товары.
В некоторых уголках планеты даже соль считалась подлинной валютой. Во всем мире и на протяжении всей истории человечества соль ценилась и как полезный и целебный продукт, и как символ жизни, и как защита от зла. Во многих странах она была дороже золота.
Так, до появления банкнот и монет в Эфиопии слиток соли порой имел более высокую ценность, чем золото того же веса. А за два слитка соли давали 16 кг пшеницы.
Соль была популярным эквивалентом денег и в Средневековой Европе, и на Руси. Например, согласно Ипатьевской летописи, в XIII веке великие князья расплачивались солью с дружинниками.
Даже на Руси соль иногда заменяла деньги. Например, ею расплачивались с дружиной.
В феодальной Японии вплоть до XIX века основной, так сказать, единицей богатства был коку — количество риса, которым можно прокормить взрослого человека в течение года (около 278 литров, или около 150 килограммов). Если про какого-нибудь землевладельца говорили, что у него 30 тысяч коку, это не означало, что он располагает таким количеством риса. Это была суммарная стоимость всех его активов — урожайной земли, скота, рабочей силы, сведенная к наиболее понятной единице измерения. В коку измеряли богатство даже тех владений, где рис не выращивали вовсе.
Еще одним необычным эквивалентом денег на Востоке были кирпичи из прессованного чая . Подобную «валюту» использовали при торговле в Древнем Китае, Тибете и Монголии. Такими «деньгами» в некоторых восточных областях пользовались вплоть до середины 20 века.
Но самый знаменитый пример товарных денег — это, конечно, ракушки каури. Первые свидетельства их использования в качестве платежного средства относятся к середине II тысячелетия до нашей эры, а вытеснены из оборота они были лишь к началу 20 века. Они использовались как платежное средство по всей Африке, в Индии, в Индокитае, на островах Тихого океана и среди североамериканских индейцев от тихоокеанского побережья до самых Великих озер. А в Китае одно время даже были запрещены монеты (чтобы остановить подделку денег), и каури были основным платежным средством. Даже традиционный китайский иероглиф, обозначающий «деньги», возник из стилизованного изображения ракушки .
Выбранный для просмотра документ картинки к уроку.docx
Выбранный для просмотра документ конспект урока.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
г. Валуйки Белгородской области
Открытый урок 6 класс
Потребности и возможности человека
учитель истории и обществознания
Цель : закрепить сформированные представления о потребностях; научить различать потребности и желания ;формировать умение принимать решение сообща; воспитывать взаимопонимание.
Формировать: регулятивные УУД (целеполагание, ,прогнозирование, контроль и оценку своих действий)
познавательые УУД общеучебные (отвечать на простые вопросы, определять круг своего незнания)
логические (сравнивать предметы, находить общее и различие, группировать предметы на основе существенных признаков, через рассуждения, доказательства решать проблемы поискового характера)
коммуникативные УУД ( слушать и принимать речь других детей, участвовать в работе группы, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения)
личностные УУД (формирование интереса к учению, уважительного отношения к труду окружающих людей, его результатам)
Комментарий: занятие построено на максимальном использовании субъектного опыта ученика (прогнозирование, целеполагание и рефлексия, задания на классификацию, обобщение, логическое мышление, )
— образовательная : организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению основных понятий экономики;
— воспитательная : воспитывать культуру учебного труда, чувство взаимопомощи;
— развивающая : создать условия для развития познавательного интереса у обучающихся, мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, конкретизации.
Тип урока: открытие новых знаний
Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
— Доброе утро солнцу и птицам!
-Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
— Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
Определение темы занятия
Учитель: Ребята, посмотрите на слайд №1 . Вы видите 2 столбца с фразами.
Нам необходимо правильно соединить части пословиц и объяснить их смысл.
B. да разума мало.
C. а имей сто друзей.
4. Не имей сто рублей,
D. куда хочешь, туда и день.
5. Три деньги в день
E. а деньги для беды.
Какое понятие объединяет эти пословицы и поговорки?
Ответ детей: Деньги, финансы
А для чего нужны нам финансы?
Ответ детей: Для удовлетворения наших потребностей, чтобы приобрести то, что нам хочется.
Рефлексия. Практическое занятие №1. На листе бумаги с соседом по парте напишите то, что вам больше всего хочется в настоящее время. Но всё это должно быть в пределах ваших карманных денег.
Позволяют ли вам ваши карманные деньги осуществить желаемое ?
Ответ детей: нет.
Ответ детей: Наши желания больше чем имеющиеся карманные деньги
Цель урока: О чем, как вы думаете, пойдет речь сегодня на нашем уроке?
Ответ детей: О потребностях и возможностях
Мотивация: для чего нам это необходимо?
Ответы детей: что бы понять без чего мы можем обойтись, а без чего нет.
Учитель: Сформулируйте тему нашего урока
Дети озвучивают тему занятия — «Потребности и возможности человека» (слайд №2)
Учитель: А всегда ли были такие деньги, что и сейчас?
Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы.
У вас на столах лежит материал, у каждой группы своя история. Пожалуйста прочитайте и по одному представителю от группы выйдете к доске и расскажите какие деньги были у разных народов. (Ребята получили опережающее задание и подготовили информацию о деньгах народов мира.)
Ребята рассказывают из истории денег. (в это время на экране слайды с изображениями № 4,5,6,7)
Самой распространенной «валютой» в среде простых египтян была крупа. Ежемесячная зарплата в виде крупы использовалась в бартерной торговле для получения других товаров.
У кочевников евразийских степей роль универсального эквивалента выполнял скот: с его помощью платили налоги и пени, выкупали невест, выменивали у оседлых соседей хлеб, деготь, качественное оружие и другие необходимые товары.
В некоторых уголках планеты даже соль считалась подлинной валютой. Во всем мире и на протяжении всей истории человечества соль ценилась и как полезный и целебный продукт, и как символ жизни, и как защита от зла. Во многих странах она была дороже золота.
Так, до появления банкнот и монет в Эфиопии слиток соли порой имел более высокую ценность, чем золото того же веса. А за два слитка соли давали 16 кг пшеницы.
Соль была популярным эквивалентом денег и в Средневековой Европе, и на Руси. Например, согласно Ипатьевской летописи, в 13 веке великие князья расплачивались солью с дружинниками.
В феодальной Японии вплоть до XIX века основной, так сказать, единицей богатства был коку — количество риса, которым можно прокормить взрослого человека в течение года (около 278 литров, или около 150 килограммов). Если про какого-нибудь землевладельца говорили, что у него 30 тысяч коку, это не означало, что он располагает таким количеством риса. Это была суммарная стоимость всех его активов — урожайной земли, скота, рабочей силы, сведенная к наиболее понятной единице измерения. В коку измеряли богатство даже тех владений, где рис не выращивали вовсе.
Еще одним необычным эквивалентом денег на Востоке были кирпичи из прессованного чая . Подобную «валюту» использовали при торговле в Древнем Китае, Тибете и Монголии. Такими «деньгами» в некоторых восточных областях пользовались вплоть до середины 20 века.
Но самый знаменитый пример товарных денег — это, конечно, ракушки каури. Первые свидетельства их использования в качестве платежного средства относятся к середине II тысячелетия до нашей эры, а вытеснены из оборота они были лишь к началу 20 века. Они использовались как платежное средство по всей Африке, в Индии, в Индокитае, на островах Тихого океана и среди североамериканских индейцев от тихоокеанского побережья до самых Великих озер. А в Китае одно время даже были запрещены монеты (чтобы остановить подделку денег), и каури были основным платежным средством. Даже традиционный китайский иероглиф, обозначающий «деньги», возник из стилизованного изображения ракушки .
Учитель: Первоначально, роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. Поэтому их называли товарные деньги.
А теперь давайте проверим, удобно ли было менять разные товары на предметы, чтобы их получить. (Дети меняются, у них на столах картинки с разными изображениями)
Дети говорят: нет неудобно, как понять что равнозначно и равноценно
А сейчас ребята, я вам предлагаю посмотреть ВИДЕО 1, из истории денег.
Том Сойер, герой книги Марка Твена, должен был по приказу своей тети Полли красить забор. Он очень не хотел работать и сумел представить своим приятелям это дело как уникальное развлечение, за которое каждый из них заплатил. К полудню Том из жалкого бедняка, каким он был утром, превратился в богача, буквально утопающего в роскоши. У него оказалось 12 алебастровых шариков, обломок гуделки, осколок синей бутылки, пушка, сделанная из катушек для ниток.
Можно ли считать, полученные Томом предметы деньгами?
Дети: да, ведь их можно было на что-нибудь обменять.
Поработали мы дружно.
Отдохнуть теперь нам нужно.
Тихо встаньте, улыбнитесь
Все в танцоров превратитесь.
Веселее в пляс пускайтесь.
Все танцуйте не стесняйтесь.
Учитель: Мы понимаем, что имея финансовые средства (возможности), человек может удовлетворить любые потребности. Возможности – это то, что надо соотносить с настоящей реальностью.
Давайте с вами посмотрим, как расходовать карманные деньги, Удовлетворить свои потребности при имеющихся возможностях.
Видео 2 Тетушка сова (потребности и возможности) по времени 2.10-3.34
Учитель: Как управлять своими деньгами, чтобы осуществить свои финансовые потребности?
Практическое занятие №2 . Я предлагаю нам всем составить памятки с советами на будущее, как управлять своими деньгами и удовлетворить свои потребности.
1. Старайтесь планировать бюджет и следовать ему.
2. Не тратьте все деньги сразу
3. Учитесь отличать «потребности» от «желания». Первые обычно, менее затратные, чем желания.
4. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок, так вы сможете накопить сбережения.
5. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги свои трудом.
слайд 8 Ребята озвучили это вслух, а я вывела на экран советы детям.
Итог урока: Что мы узнали сегодня на уроке?
Дети отвечают : есть потребности, и они не всегда совпадают с нашими возможностями.
Учитель: С какими экономическими понятиями мы сегодня познакомились на уроке? ( я узнал)
Дети: деньги, финансы, финансовая грамотность
Чему мы научились сегодня уроке? ( я научился)
Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с важнейшими экономическими понятиями – финансы и финансовая грамотность. Хотелось бы сказать, что, на самом деле, каждому человеку не так уж много надо. Жаль, что это не все понимают
Понравился урок — не понравился. Ребята, если вам было интересно на уроке, подойти к нашей копилке и опустите в нее золотую монетку.
Если осталось что-то невыясненным – то опустите в нее серебряную монетку. Ну а если урок вам не понравился – то поднимите медную монетку.
Сегодня мы пополнили нашу копилку знаний и обогатились новыми знаниями.
А всё ли можно купить за деньги? – нет. Любовь, дружба, уважение не покупаются.
Выделить активных учащихся за правильные ответы .
Спасибо за урок и успехов вам в получении новых знаний!
Источник