- Способы получения аудиторских доказательств кратко
- Способы получения аудиторских доказательств кратко
- Процедуры аудиторских доказательств
- Что относится к аудиторским доказательствам
- Как оценить достаточность и надлежащий характер доказательств
- Какими бывают аудиторские доказательства
- Источники аудиторских доказательств
- Процедуры получения аудиторских доказательств
- Как применяются аудиторские процедуры
- Факторы оценки аудиторских доказательств
Способы получения аудиторских доказательств кратко
Аудиторские процедуры для сбора аудиторских доказательств
A10. В соответствии с требованиями и разъяснениями МСА 315 (пересмотренного) и МСА 330 аудиторские доказательства для формирования выводов, на которых будет основано аудиторское мнение, собираются путем проведения:
(a) процедур оценки рисков;
(b) дальнейших аудиторских процедур, включающих в себя:
(i) тестирование средств контроля, когда его проведение требуется Международными стандартами аудита или когда аудитор принял решение об их проведении;
(ii) процедуры проверки по существу, в том числе детальные тесты и аналитические процедуры проверки по существу.
A11. Аудиторские процедуры, описанные ниже в пунктах A14 — A25, могут проводиться в качестве процедур оценки риска, тестирования средств контроля или процедур проверки по существу — в зависимости от ситуации, в которой они применяются аудитором. Как устанавливается МСА 330 , собранные в ходе предшествующих аудиторских заданий аудиторские доказательства могут в некоторых обстоятельствах представлять собой надлежащие аудиторские доказательства, если аудитор выполнил аудиторские процедуры для подтверждения, что эти доказательства остаются актуальными.
A12. На характер и сроки проводимых аудиторских процедур может влиять то, что некоторые данные бухгалтерского учета и прочая информация могут быть доступны только в электронной форме в определенные моменты или периоды времени. Например, первичные документы, такие как заказы на покупку и счета, могут существовать только в электронной форме, если организация использует систему электронной торговли, или могут быть уничтожены после сканирования, если организация использует средства обработки изображений для упрощения хранения и поиска информации.
A13. По истечении определенного периода некоторая электронная информация может стать недоступной, например, если файлы были изменены, а резервные копии отсутствуют. Следовательно, с учетом политики организации по хранению данных аудитор может счесть необходимым направить запрос о сохранении определенной информации для ее изучения или провести аудиторские процедуры в то время, когда эта информация доступна.
Источник
Способы получения аудиторских доказательств кратко
4. Особенности получения аудиторских доказательств
4.1. С учетом особенностей аудиторского риска в малых экономических субъектах аудиторской организации следует исходить из того, что ее мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности должно в преобладающей мере определяться аудиторскими доказательствами, получаемыми при проведении аудиторских процедур по существу. Аудиторская организация при сборе аудиторских доказательств должна соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности «Аудиторские доказательства» и «Аналитические процедуры».
4.2. В соответствии с причинами, изложенными в п. п. 2.2 «б» и 2.6 настоящего правила (стандарта), в ходе аудита малого экономического субъекта следует уделять большое внимание получению официальных письменных разъяснений от его руководства, в котором эти руководители подтвердили бы понимание своей ответственности за организацию надлежащего ведения бухгалтерского учета и подготовку достоверной и полной бухгалтерской отчетности, а также в необходимых случаях привели бы свои аргументы и высказали бы аудиторской организации свою позицию по возникшим в ходе аудита спорным вопросам бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения. При этом следует руководствоваться требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта». Письменные разъяснения, предоставляемые руководством экономического субъекта, являются одной из форм аудиторских доказательств, которой специалисты аудиторской организации не должны доверять абсолютно.
4.3. В ходе сбора и оценки информации о малом экономическом субъекте аудиторской организации необходимо учитывать специфику нормативной базы таких субъектов, в том числе:
а) упрощенный порядок регистрации, лицензирования и сертификации деятельности субъектов малого предпринимательства;
б) упрощенный порядок представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
в) допустимость использования (при соблюдении необходимых условий) субъектами малого предпринимательства самостоятельно разработанных форм для документирования хозяйственных операций и представления форм бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно;
г) меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, влияющие на их финансово — хозяйственную деятельность;
д) влияние особенностей регионального и местного законодательства на функционирование малых экономических субъектов.
4.4. При получении аудиторских доказательств в ходе аудита субъекта малого предпринимательства, использующего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности , аудиторской организации, в частности, следует рассмотреть:
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона N 222-ФЗ от 29 декабря 1995 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско — правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности. Предельная численность работающих для организаций включает численность работающих в их филиалах и подразделениях.
а) обоснованность применения субъектом малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности исходя из нормативных критериев, по которым субъекты малого предпринимательства подпадают под действие такой системы;
б) соблюдение субъектом малого предпринимательства порядка отражения хозяйственных операций в книге учета доходов и расходов;
в) правильность исчисления валовой выручки или совокупного дохода (исходя из соответствующего перечня расходов).
4.5. Использование компьютеров при аудиторской проверке малых экономических субъектов (в случае, когда такое использование имеет место) должно производиться в соответствии с разделом 8 правила (стандарта) аудиторской деятельности «Проведение аудита с помощью компьютеров».
Источник
Процедуры аудиторских доказательств
Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
В ходе проведения аудита организации в распоряжении проверяющих оказывается множество разнородных сведений. В зависимости от цели проверки, они группируются в систему и по ним делаются определеннее выводы. Однако выводы следует базировать исключительно на корректной информации, соответствующей действительности, то есть доказуемой.
Рассмотрим, что представляют собой аудиторские доказательства с точки зрения требований закона, каким они могут быть, а также как правомерно их получать и интерпретировать.
Что относится к аудиторским доказательствам
Аудиторские доказательства – это данные, ставшие достоянием в ходе аудиторской проверки, на основании анализа которых формируется мнение проверяющего и его вывод.
Что же они доказывают? Информация, полученная аудитором, должна достоверно подтверждать соответствие ведущейся отчетности действующему законодательству Российской Федерации, а также то, что эта отчетность адекватно отражает финансовое состояние проверяемого предприятия.
Аудиторские доказательства имеют следующие характеристики:
- достаточность – мера количества полученных свидетельств;
- надлежащий характер – качественный фактор, показывающий, что данное свидетельство отражает конкретное обстоятельство.
Аудиторский риск – степень обоснованности мнения аудитора, основанного на достаточном количестве надлежащих доказательств, фактическая возможность ошибиться в формулировании мнения.
К СВЕДЕНИЮ! Официально процедура получения аудиторских доказательств регламентируется федеральным стандартом аудиторской деятельности № 5 «Аудиторские доказательства», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года № 696.
Как оценить достаточность и надлежащий характер доказательств
Обосновать количественную меру данных и их необходимую смысловую нагрузку по поставленным задачам аудитор может в результате проверочных процедур: тестировании средств внутреннего контроля и проверки по существу.
Тестирование средств внутреннего контроля показывает, насколько эффективно ведется в организации бухгалтерский учет и контролируются важные хозяйственные процессы. Иными словами, в результате этого теста нужно установить, можно ли доверять предоставляемым внутренним данным.
Проверка по существу показывает, насколько факты, на основе которых формируется финансовая отчетность, соответствуют действительности, то есть нет ли в документации существенных искажений. Такую проверку производят, оценивая:
- существование – обязательство или актив, отраженные в документации, действительно имели место на данную дату;
- права и обязанности – заявленные активы и/или обязательства действительно принадлежат аудируемому;
- возникновение – в учетное время операции или события, влияющие на аудит, имели место;
- точное измерение – в данный период времени верно отражены доходы или расходы по исследуемой хозяйственной операции или событию;
- стоимостная оценка – актив или обязательство фигурируют в отчетности по соответствующей балансовой стоимости;
- полнота – нераскрытых статей и неучтенных активов и обязательств нет;
- раскрытие и представление – исследуемая статья раскрывается и представляется так, как это требуется по правилам ведения финансовой отчетности.
Какими бывают аудиторские доказательства
Их можно разделить на виды по разным основаниям.
- По источнику:
- внутренние – полученные письменно или устно от лица, подвергаемого аудиту, или его представителей;
- внешние – сведения, данные в ответ на аудиторский запрос со стороны третьих лиц;
- смешанные – данные, полученные от аудируемого, подтвержденные третьей стороной.
- По характеру (форме):
- устные – компетентные высказывания уполномоченных лиц или результаты опроса сотрудников;
- визуальные – полученные в результате личных наблюдений аудиторов;
- документальные – данные, отраженные в официальных бумагах или письменных заявлениях, подвергнутых анализу.
ВАЖНО! Внешние доказательства весомее внутренних, письменные – устных.
Источники аудиторских доказательств
Где именно аудитор черпает информацию для своих выводов? Источниками получения аудиторских доказательств являются:
- первичные документы как самого аудируемого лица, так и других организаций, связанных с ним;
- бухгалтерская документация;
- финансовая отчетность;
- данные внутренней инвентаризации активов аудируемого лица;
- результаты сопоставления документации как внутри организации, так и с документами третьих сторон;
- устные заявления персонала и руководства аудируемой организации и третьих сторон.
ВНИМАНИЕ! Чем больше источников доказательств с высокой достаточностью и надежностью, тем ниже аудиторский риск.
Процедуры получения аудиторских доказательств
Способы, которыми аудитор пользуется для извлечения полезной для целей проверки информации из вышеперечисленных источников, достаточно разнообразны и предусмотрены федеральными стандартами. Планируя проверку, аудитор принимает решение о выборе тех или иных процедур сбора аудиторских доказательств. Дополнительные процедуры потребуются, если окажется, что полученные доказательства противоречат друг другу.
Для обработки источников применяется одна или комплекс из следующих законодательно одобренных процедур:
- количественный анализ документации – арифметическая проверка результатов вычислений и различных подсчетов;
- экспертиза – проверка документов на подлинность (подписей, календарных соответствий, дописываний, исправлений и т.п.);
- инспекция – анализ документации и основных активов;
- инвентаризация – осмотр и измерение различных активов и сличение результатов с данными в отчетности;
- контроль учетных работ бухгалтерии – проверка правильности ведения хозяйственных операций;
- подтверждение – получение письменной положительной информации от независимой стороны в ответ на запрос, соответствие внешнего ответа данным внутренней документации;
- наблюдение – изучение действий, выполняемых представителями аудируемого лица;
- прослеживание – изучение хозяйственных операций и их отражения, начиная с первичной документации и заканчивая финансовой, бухгалтерской или налоговой отчетностью;
- анализ документации – установление реальности той или иной важной бумаги (операция, обратная прослеживанию – изучается бухгалтерская запись вплоть до ее регистрации в первичке, что подтверждает действие, которое она регистрирует);
- альтернативный баланс – независимый анализ бухгалтерии с целью выявления возможного отхода от нормативов и некорректного отображения финансовых результатов;
- устные опросы – применяются к персоналу, руководству и представителям третьих сторон (контрагентов), применяются в качестве дополнений к другим аудиторским процедурам;
- сканирование – конкретная операция для изучения нестандартных ситуаций, например, сверка первички и записей расходных счетов;
- аналитика – интерпретация представленных экономических показателей (применяется на протяжении всей аудиторской проверки, повышая эффективность каждой ее процедуры).
Как применяются аудиторские процедуры
Прежде чем приступить к конкретному осуществлению процедуры, аудитор составляет для себя план процесса ее реализации, состоящий из 4 этапов:
- Выбор процедуры в соответствии с поставленной задачей.
- Определение способа интерпретации показателей (вида процедуры). Заключается в сравнении полученных показателей:
- со средними данными по отрасли;
- с плановыми показателями;
- с данными по предыдущим периодам;
- с прогнозируемой аудитором информацией;
- с другими коэффициентами.
- Применение самой процедуры.
- Анализ полученых в ее результате данных.
Факторы оценки аудиторских доказательств
Чтобы мнение, сформированное в результате аудита, было достоверным и обоснованным, проверяющий должен учитывать важные нюансы аудиторских доказательств, влияющие на их достоверность:
- Внешние аудиторские доказательства ценнее внутренних, письменные – устных.
- Эффективность систем внутреннего контроля и бухучета проверяемой фирмы повышает надежность внутренних аудиторских доказательств.
- Доказательства, полученные самим аудитором, более надежны, чем полученные от аудируемой организации.
- Убедительность аудиторских доказательств повышает большее количество источников и отличающееся содержание, подкрепленное непротиворечивостью.
Помимо данных факторов, на степень суждения аудитора о достаточности доказательств и их надлежащем характере влияют:
- существенность статьи отчетности, подвергаемой проверке;
- источник полученных данных;
- степень аудиторского риска – возможности дать неверное заключение;
- личный опыт аудитора в проведении подобных проверок.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если у проверяющего не было возможности получить достаточное количество надлежащих аудиторских доказательств, его мнение не может быть выражено однозначно: следует сделать это с соответствующими оговорками либо вообще не сформулировано.
Источник