Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации.
С изучением исторических источников связана вся сложившаяся на протяжении XVIII-XX веков система вспомогательных и специальных исторических дисциплин. Так, вексиллология изучает знамена, штандарты, вымпелы; геральдика выступает наукой о гербах, дипломатика связана с дипломатическими и юридическими документами; нумизматика и бонистика изучают монеты и бумажные денежные знаки; сфрагистика занимается печатями. Список легко продолжить, вспоминая документоведение, иконографию, историческую картографию, медальерику, эпиграфику и многие другие вспомогательные исторические дисциплины.
Но есть одна отрасль исторической науки, связанная со всем комплексом источников. Речь идет об источниковедении, которое выступает сферой научных знаний о теоретических и прикладных проблемах изучения и использования исторических источников. И данная сфера обладает своей спецификой, так как целями источниковедческого анализа оказываются определение информативных возможностей и значения источников для получения фактических данных о процессах общественного развития, т.е. определение полноты͵ достоверности и новизны этих данных. Правда, необходимо понимать, что любой исторический источник есть феномен определенной культуры и выступает фрагментом исторической реальности, ее системным объектом. Поэтому и стремятся анализировать исторический источник, исходя из понимания и интерпретации тех конкретных социокультурных условий, в которых он возник и функционировал. Следовательно, источниковедческий анализ включает также изучение исторических условий возникновения и обстоятельства создания источника, проблему его авторства и интерпретации.
Получается своего рода замкнутый круг – изучение истории выстраивается на анализе исторических источников, который, в свою очередь, отсылает к изучению истории, как минимум, появления самих источников. Подобная закольцованность исторического познания не должна удивлять, т.к. она сопряжена со спецификой самого процесса познания.
Основные тенденции развития научных практик по поиску и выявлению исторических источников, а также совершенствование методов их исследования можно лаконично выразить двумя словами — расширение и усложнение. Расширение, предполагающее накопление и преумножение способов и форм работы с историческими источниками, определяется тем, что понимание их менялось со временем, прежде всего, в силу качественного расширения круга самих источников. Примечательно, что долгое время по очевидным причинам доминировал анализ письменных исторических источников и, соответственно, текстологические варианты их критики. Сегодня, скорее, преобладает комплексный подход как в использовании источников, так и в их анализе. Поэтому современное источниковедение отличает использование методов других наук (археологии, археографии, палеографии, лингвистики и др.), а также стремление к извлечению из источника не только непосредственно выраженной (открытой), но и скрытой информации.
Усложнение научных практик обусловлено поступательным наращиванием общей теоретической глубины и разветвленности в научном пространстве форм получения, анализа и сохранения исторической информации. Не стоит забывать и о техническом совершенствовании методов источниковедческого анализа. Поэтому вполне оправданно, что современное источниковедение предлагает широчайший выбор типов источниковедческих исследований и методик работы с источником, как общенаучных, так и специализированных подходов в обработке исторической информации.
Проблемы для самостоятельного изучения
1. Архивы и их роль в сохранении исторической информации.
2. Музеи и их роль в сохранении исторической информации.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятию «исторический источник» и охарактеризуйте традиционную классификацию исторических источников.
2. Объясните, на каких принципах базировалась историческая мысль средневековья.
3. Охарактеризуйте вклад в развитие исторической мысли историков и философов эпохи Просвещения.
4. Объясните, почему XIX век называют веком истории.
5. Какие новые методы появились в исторической науке в ХХ веке.
Литература
1. Баринова Е.Е. Научно-популярная литература в классификации жанров (теоретический и исторический аспект // Сибирский филологический журнал. 2012. № 3. С. 120-128.
2. Белявский А.М. Фольклор как исторический источник: методологические и методические аспекты // Крыніцазнаўства і спецыяльныя гістарычныя дысцыпліны. Вып. 1. Мінск: БДУ, 2002. С. 35–43.
3. Бехтенова Е.Ф., Зверев В.А., Зверева К.Е. Исторические источники в исследовательской и образовательной практике / Под ред. О.М. Хлытиной, В.А. Зверева. 2-е изд., Новосибирск: Педуниверситет, 2014. 285 с.
4. Голиков А.Т., Круглова Т.А. Источниковедение Отечественной истории. Учебное пособие. 4-еизд. М.: Academia, 2010. 464 с.
5. Горьковская З.П., Давыденко Н.А., Зверев В.А. Новые исследовательские подходы в работе с историческими источниками XVIII–XXI вв. / Под ред. В.А. Зверева, Н. Н. Родигиной. Новосибирск: НГПУ, 2013. 148 с.
6. Киба Д.В. Историография отечественной истории с древнейших времен до конца XIX века. Комсомольск-на-Амуре: ГУОВПО «КнАГТУ», 2011. 130 с.
7. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. В 2 т. М.: РОССПЭН, 2010. Т. 1. 407 с.; Т. 2. 631 с.
8. Мельников Ю.Н., Мельникова С.А. Делопроизводственное архивоведение: учебное. Ульяновск: УлГУ, 2011. 147 с.
9. Наумова Р.Г. Шикло А. Е. Историография истории России: учеб. Пособие. 3-е изд. М.: ИЦ «Академия», 2011. 480 с.
10. Раскин Д.И., Соколов А.Р. Архивоведение: Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. 384 с.
11. Сиренов А.В., Твердюкова Е.Д., Филюшкин А.И., Корогодина М.В., Смирнова С.С. Источниковедение: учебник для академического бакалавриата / Под ред. А. В. Сиренова. М.: Юрайт, 2016. 396 с.
12. Тинякова Е.А. Как фольклор может стать источником исторических исследований // Филология: научные исследования. 2016. № 1. С. 21-25.
13. Ульянова С.Б., Аладышкин И.В. История и философия науки: учебное пособие. СПб.: Из-во Политехн. ун-та, 2012. 195 с.
14. Цеменкова С.И. История архивов России с древнейших времен до начала XX века: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2015. 152 с.
15. Шебалин И.А. Советская историография отечественной истории (1917-начало 1990-х гг.): учебное пособие. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2014. 201 с.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Источник
Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации
Подавляющее большинство историков стремится «ввести в научный оборот» новые источники. Для этого историки работают в разнообразных архивах. B переводе с греческого слово «архив» означает «дворец правителя», «присутственное место». «Глиняные архивы» или «клинописные архивы» остались от самых древних цивилизаций.
Для воссоздания исторических событий историки должны выявить, расшифровать, проанализировать и истолковать информацию о прошлом. Ученые, действующие в сфере точных наук, любое явление или предмет воспринимают как безусловную реальность. A историкам приходится воссоздавать объект и доказывать, что это воссоздание является истинным.
B состав Архивного фонда Российской Федерации входят находящиеся на территории России архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа создания, вида носителя, форм собственности и места хранения, в том числе юридические акты, управленческая документация, документы, содержащие результаты опытно-конструкторских и технологических работ, градостроительная документация, кино-, фото-, видео- и фонодокументы, электронные и телеметрические документы, переписи, рисунки, чертежи, схемы,
Источниковедение истории СССР. M.: Высшая школа, 1973. С. 5.
Ланглуа и Сеньобос. Введение в изучение истории. СПб.: Издание О. H. Поповой, 1899.
дневники, переписка, мемуары, копии архивных документов на правах подлинников, а также архивные документы государственных организаций, находящихся в иностранных государствах.
Исторические документы допетровского периода хранятся в Российском государственном архиве древних актов (сокращенно — РГАДА). Документы последующего периода вплоть до 1917 г. составили фонды Российского государственного исторического архива (РГИА). B Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) сосредоточены документы периода после 1917 г. Уникальными собраниями документов обладают Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД) и другие федеральные архивы. B стране имеются также архивы регионального уровня, ведомственные, муниципальные и частные.
B нашей стране выходят специализированные журналы «Российские архивы», «Источник», которые публикуют документы. Издается немалое число сборников документов. Архивные сведения являются основой многих научных монографий, статей в журналах. Среди наиболее авторитетных журналы «Вопросы истории», «Новая и новейшая история», «Отечественная история», «Родина».
Важным источником для историков является периодическая печать с момента ее появления — газеты, журналы, разного рода альманахи. Много интересных фактов содержат статистические справочники, энциклопедии, которые довольно редко переиздаются. Для журналистов часто используемым источником для бойких статей и даже сенсаций служат воспоминания, мемуары. Среди историков к последней группе источников преобладает скептическое отношение, выраженное в присказке: «Врет, как очевидец!»
Любые источники профессиональные историки подвергают внешней и внутренней критике. Целью внешней критики является установлениедостоверности текста или материального артефакта. Определяется время появления источника, авторство и т. д. Внутренняя критика определяет качество фактического содержания и возможность использования выявленных фактов в качестве достоверных.
Одни и те же источники могут быть по-разному «прочитаны», использованы для реконструкции прошлого, для подготовки текста исторического труда. K сожалению, довольно часто приходится сталкиваться с прямой или очень изощренной фальсификацией истории, с ее целенаправленным искажением.
Особое возмущение российских граждан вызывают попытки принизить, исказить тот огромный вклад, который наш народ внес в победу над германским фашизмом и японским милитаризмом во Второй мировой войне. B 2009 г. при Президенте Российской Федерации была создана Комиссия по противодействию фальсификации истории [12] . Российское руководство озаботилось состоянием исторической науки и исторического образования в стране, разработкой принципиальных основ государственной политики в сфере распространения исторических знаний.
Источник
Историография и источники по отечественной истории. Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации
Историография – вспомогательная историческая дисциплина, направленная на описание, анализ идей, концепций, взглядов историков и изучающая закономерности исторических процессов.
Дворянская школа XVIII – сер.XIX
Ф. Прокопович, Татищев, Щербатов, Карамзин
В основне исторического прогресса лежит борьба между невежеством и разумом. История российского государства – поступательный процесс развития самодержавной власти. Царская власть в России имеет высшее, божественное происхождение. Определяющее отличие развития России от запада – наличие своеобразного «русского духа»
Либеральный этап XIX – нач. XX
К.Д. Кавелин, С.М. Соловьёв, Чичерин, Кизеветтер
В центре исторических исследований – государство – это самостоятельная движущая сила, носящая наднациональный характер.
Послеоктябрьский период (1918-1991)
Формирование формационного подхода
М. Покровский, Зимин, Сахаров, Рыбаков
4) Современный период – нач. 90-х – XXIв.
История «ментальностей», «Новая социальная история», «Гендерная история» — это всё «школа Аналлов»
«Источник – это письменные или вещественные памятники, в которых отразилась угасающая жизнь» — В.О. Ключевский
Исторический источник – комплекс документов, предметов материальной культуры, которые отражают исторический процесс, запечатлеют даты и события, позволяют воссоздать представление об эпохе, выдвинуть гипотезы о причинах и последствиях того или иного исторического события. Виды:
2)ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ(художественные изображения, графические, документальное кино)
3)СЛОВЕСНЫЙ(речь, фольклор, письменность)
5)КОНВЕНЦИОННЫЕ(условные обозначения – ноты, математические записи)
Летопись – историческое сочинение. Летописание начинается в Киеве в XI веке. Летописи велись во многих городах. Новгородские (харатейный синодальный список XIV века, Софийский) отличаются сжатостью слога. Псковские — живо изображают общественную жизнь, южнорусские — литературные, местами поэтичны. Летописные своды составлялись и в московскую эпоху русской истории (Воскресенская и Никоновская Летопись). Так называемая «царственная книга» касается правленияИвана Грозного. Затем Летописи получают официальный характер и понемногу обращаются частью в разрядные книги, частью в «Сказания» и записки отдельных лиц. Последняя летопись – XVII век.
Грамота – способ хранения исторический информации, который пришёл из Греции и распространился в XVII веке. Первая – грамота князя Владимира церкви на право получения десятинной платы
Хронограф – донесение информации о всемирной истории
Житие – деяние святых РПЦ
5. Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды.
Варианты периодизации древнейшей истории. Хозяйственный и общественный строй первобытных племён.
В отечественной историографии существует несколько вариантов периодизации эволюции человека на стадии первобытнообщинного строя. Чаще всего используют археологическую схему, во главу угла которой ставят материалы и способы изготовления орудия труда. В соответствии с ней можно выделить три периода:
— каменный век (от появления человека до III тыс. до н.э.),
— бронзовый век (III тыс. – до начала I тыс. до н.э.),
— железный век (с I тыс. до н.э.).
Каменный век, наиболее длительный в истории первобытнообщинного строя, подразделяется на:
— палеолит – древнекаменный век,
— мезолит – среднекаменный век,
— неолит – новый каменный век,
— энеолит – меднокаменный век.
В свою очередь палеолит делят на ранний (нижний) и поздний (верхний). Иногда исследователи выделяют и период среднего палеолита. Ранний палеолит считается временем становления человека. Первыми предками человека были австралопитеки, которые ходили на задних конечностях, что в свою очередь высвобождало передние и тем самым создавало предпосылки для трудовой деятельности.
Предметом продолжающихся дискуссий является вопрос о возникновении древнейшего человека – архантропа. Традиционно в исторической науке таковыми считали – питекантропа и синантропа, появившихся около 1 миллиона лет тому назад. Однако археологами были обнаружены останки существ, живших 2 – 2,5 миллиона лет назад, ходивших на двух ногах, с весьма примитивными строением черепа и верхних конечностей. В науке этот предок получил название Homo habilis – человек умелый.
В конце раннего палеолита (ок. 100 тыс. лет назад) возник неандерталец, названный по первой находке в местности Неандерталь в Германии. В историографии он уже классифицируется как следующая ступень развития человека – палеоантроп.
На рубеже эпох, от раннего палеолита к позднему (40 – 35 тыс. лет тому назад), появился человек современного вида – Homo sapiens – человек разумный. Это был последний скачок в биологической эволюции человека.
Ареолы обитания древних людей находились в зависимости от природно-климатических условий. Гигантский ледник (ок. 100 тыс. лет назад) не только способствовал появлению на планете особого растительного и животного мира, но и ограничил территорию расселения человека. В эпоху палеолита стоянки первобытного населения (архантропа) были обнаружены в Восточной Европе (Украина, район р. Тиссы, Россия, на Дону, в Воронежской области около сёл Костенки и Боршево, на Десне около Новгород – Северского и т.д), на Кавказе (пещера Азых в Азербайджане, Кударо I и III в Южной Осетии). Неандертальцы распространились значительно шире. Их стоянки были обнаружены не только на Кавказе, Крыму, Средней Азии, но и в низовьях Дона, в районе Волгограда.
Хозяйство первобытных людей эпохи палеолита было потребляющим. Основу его составляли охота и собирательство. Охота проходила на крупных животных, что в свою очередь требовало от людей коллективных усилий. Растительную пищу добывали путём сбора съедобных растений и плодов, а также выкапывали из земли пригодные корешки. Каменные орудия использовали как для охоты, так и для собирательства.
Важнейшим достижением в развитии хозяйства и вообще выживания древнего человека в сложнейших климатических условиях было овладение огнём. Архантропы использовали природный огонь, возникавший от молнии или самопроизвольного возгорания органических остатков. Неандертальцы научились добывать его, высекая из камня, либо путём трения двух кусков древесины друг о друга.
Значительные успехи в области обработки камня были сделаны в период следующей стадии каменного века – мезолита (ок. 12 – 10 тысячелетия до н.э. – 7 – 5 тысячелетия до н.э.). Наконечники и лезвия ножей, копий, гарпунов делались тогда уже как своеобразные вкладыши из тонких кремневых пластинок. Для обработки дерева стали использовать каменный топор.
Одним из важнейших изобретений древнего человека явилось появление лука – оружия дальнего боя, позволившего более эффективно охотиться на животных. Люди научились делать силки и охотничьи ловушки. К охоте и собирательству добавилось рыболовство. Некоторыми исследователями были отмечены попытки людей плавать на брёвнах. В это время древним человеком делались первые шаги по одомашниванию диких животных: была приручена собака, вслед за ней свинья. Окончательно была заселена Евразия: человек дошёл до берегов Балтики и Тихого океана. Тогда же, как полагают исследователи, из Сибири через Чукотский полуостров люди попали на территорию Америки.
Переход к неолиту и его продолжительность в разных районах Евразии значительно отличались друг от друга. Раньше всего он начался в Средней Азии в 7 – 6 тысячелетиях до н.э. и продолжался до 4 тысячелетия до н.э. В лесной зоне России неолит продлился ещё около 2 – х тысяч лет, до 2 тысячелетия до н.э. Причина неравномерности лежала в различии регионов в своих природно-климатических условиях: тёплый климат и плодородная почва создавали благоприятные условия для развития хозяйства.
Значительные изменения в технике и формах производства дало возможность исследователям назвать это время – «неолитической революцией». Самым главным её итогом был переход от присваивающего хозяйства (собирательство) к производящему. В этой связи древний человек уже свободно мог расселяться по материку в поисках лучших условий жизни. В зависимости от природно-климатических условий на территории Восточной Европы и Сибири сформировались различные типы хозяйственной деятельности. В степной полосе от среднего Днепра до Алтая жили скотоводческие племена. На территориях современной Украины, Закавказья, Средней Азии, юга Сибири расселились земледельцы. Охотничье – рыболовческое хозяйство было характерно для северных лесных районов европейской части и Сибири.
Историческое развитие отдельных регионов шло неравномерно. Более быстро развивались скотоводческие и земледельческие племена. На Восточноевропейской равнине древнейшей земледельческой культурой была Трипольская, названная по селу Триполье, близ Киева. Эти поселения трипольцев были обнаружены археологами на территории от Днепра до Карпат. Они представляли собой большие селения земледельцев и скотоводов, жилища которых располагались по кругу. Трипольская культура относится к медно – каменному веку – энеолиту (3 – 1 тыс. до н.э.). В этот период древний человек впервые начинает использовать медь. Появление медных орудий активизировало обмен между племенами, так как месторождения меди очень неравномерно были распределены на континенте. Интенсивный обмен приводил к существенным сдвигам в отношениях в первобытных обществах. Развитие общественных отношений в период энеолита стало предпосылкой для перехода к бронзовому веку (III тыс. до н.э. – начало I тыс. до н.э.). Появление бронзовых орудий способствовало разложению первобытнообщинного строя, но ещё не означало немедленного перехода к классовому обществу и государству во всех районах континента.
В эпоху бронзы степную зону занимали земледельческо-скотоводческие племена катакомбной и срубной культур. В лесной зоне были более распространены охота и рыболовство, однако в районах Волго – Окского междуречья и Поволжья проживали племена, занимавшиеся осёдлым скотоводством и земледелием. В Европейской части России в эпоху бронзы началось формирование племенных союзов. В I тысячелетии до н.э. появляются первые железные орудия, что в свою очередь привело к резкому повышению производительности труда и изменению общественных отношений. Железный век привёл к кризису родоплеменного строя и создал экономические предпосылки к эксплуатации человека, межплеменной и родовой дифференциации. Наиболее развитые культуры раннего железного века известны на территориях России и Украины уже в I тысячелетии до н.э. В Причерноморье: они были оставлены киммерийцами, скифами, сарматами. В лесной зоне, Волго – Окском междуречье, с 7 века до н.э. и до начала I тысячелетия н.э. жили скотоводческие племена дьяковской культуры. В Поволжье жили племена городецкой культуры, в Приуралье в 7 – 1 веках до н.э. – ананьинцы, занимавшиеся земледелием, охотой и рыболовством.
Таким образом, каждый из указанных периодов древнейшей истории отличался степенью развития орудий труда; материалами, из которых они изготавливались и соответствующей организацией ведения хозяйства. Первобытная эпоха в истории человечества характеризовалась низким уровнем производительных сил; коллективным присвоением природных ресурсов и результатов производства; равнообеспечивающим распределением и социально-экономическим равенством; отсутствием частной собственности, эксплуатации человека человеком, классов и государства.
Восточный и античный типы цивилизационного развития.
В нашей стране многие годы продолжаются споры о том, тяготеет ли Россия более к Западу, который считает себя наследником античного мира Древней Греции и Древнего Рима, или к многоликому, но единому в своих сущностных основах Востоку.
Уже в развитии древних цивилизаций историки находят немало общих моментов, которые позволяют специалистам говорить о восточном и западном типах цивилизационного развития.
Существует огромная литература по истории ряда государств Древнего Востока. К ним относятся Египетская империя (3200-525 гг. до н. э.), Вавилонская империя (около 3000-538 гг. до н. э.), Ассирийская империя (3000-605 гг. до н. э.), Финикийская империя (конец III тысячелетия – 322 г. до н. э.), Китайская империя (1765 г. до н.э. – 220 г. н. э., хронология империи 5 династий до 2000 г. науке не известна), империи Древней Индии (XVIII в. до н.э. – 415 г. н.э.), Израильское и Иудейское княжества (царства) (1400-586 гг. до н.э.).
Не меньше внимания историки уделили истории Древней Греции (II тысячелетие – 149 год до нашей эры) и Древнего Рима (753 год до н. э. – 476 год нашей эры).
В обобщенной форме эти два типа цивилизационного развития представлены в нижеследующей
1.Цивилизации Древнего Востока 2.Античная цивилизация (Древняя Греция и Древний Рим)
Экономическая сфера 1. Преобладание государственной, царской, а также коллективной, общинной собственности на землю, на другие материальные ценности над частной собственностью как основа личной несвободы людей.
2. Натуральное хозяйство преобладает и тормозит развитие рынка.
1. Возникновение и укрепление частной собственности на землю, на другие орудия и средства производства как основы личной свободы людей.
2. Развитые товарно-денежные, рыночные отношения между людьми, регулируемые главным образом гражданским (цивильным) правом.
Политическая сфера 1. Царская власть имеет деспотический, единовластный, наследственный, харизматический характер.
2. Управление осуществляется с помощью мощного государственного аппарата: центральная, региональная, местная власть, чиновничества. Преобладает принцип назначения сверху.
3. Верховный правитель опирается на многочисленные вооруженные силы, личную гвардию, другие силовые структуры.
4. Крупные многонациональные империи основываются на насилии. Войны преобладают над дипломатией в международных отношениях.
5. Суд опирается на обычай или писаный закон.
1. Впервые закладываются основы демократии, республиканской формы правления, принципы организации коллективной власти.
2. Власть осуществляется также в форме монархии, олигархии, личной диктатуры
3. Закладываются основы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Значительная часть должностных лиц, имеющих властные функции, выбирается населением, гражданами.
4. В основе военной организации лежит принцип всеобщей воинской повинности. Выполнение воинского долга- гражданская доблесть.
5. Появляются политические партии, межпартийная борьба за власть, другие элементы гражданского общества
6. Закладываются основы правового государства, судебной системы с привлечением граждан (суд присяжных).
Духовно-культурная сфера 1. Высшие правители обожествляются, существующие религии освящают государственно-политическое устройство.
2. Художественная культура обслуживает интересы высшей власти и духовенства.
3. Общественное сознание отличается консерватизмом, патриархальностью, покорностью судьбе. 1. Античная мифология, языческая религия отражает представления людей о высших силах, уверенность в том, что с ними можно договориться и даже бороться.
2. Художественная культура обращена к человеку, показывает его физическое и духовное совершенство, огромные возможности.
3. Для общественного сознания характерны дух соревнования, творчества, стремления изменить жизнь к лучшему, бросить вызов судьбе.
Основные этапы, этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства (IX-XI вв.).
Формирование Древнерусского государства происходило на протяжении VIII — X веков и было обусловлено сочетанием внешних и внутренних причин:
— Постоянная угроза со стороны соседей (кочевников);
— Объединение племен силовым путем;
— Общественное разделение труда;
— Отделение ремесла от земледелия вело к созданию добавочного продукта, а следовательно:
— Развитие торгово-экономических связей способствовало прохождение торгового пути «Из варяг в греки» по землям славян;
— Развитие феодального хозяйства вело к к социальному расслоению, выделяющаяся племенная знать стала нуждаться в создании силовых правовых институтов.
Этапы образования:
К IX векуна территории Восточных славян сформировалось 2 крупных племени: юг, центр — Киев; север, центр — Новгород.
Во второй половине IX века возникла острая борьба за власть между князьями (север). Чтобы разрешить конфликт, призвали варяжских князей (862 г., Рюрик, Трувор, Синеус)
Поход князя Олега в Киев.
882 год — племянник Рюрика Олег захватил Киев, убив Оскольда и Дира и стал во главе объединенных земель Севера и Юга. Эту дату принято считать датой основания государства.
Преемником Олега стал сын Рюрика. Их потомков принято называть Рюриковичами
Принятие христианства в 988 году, которое заложило основы культурно-идеологического единства.
Принятие в (XI век, 1019—1054 годы, правление Ярослава Мудрого)первого свода законов «Русская правда», которое установило единые правовые нормы.
Источник