- Социологические методы получения аналитической информации
- Сущность и необходимость аналитической работы с информацией. Этапы этой работы
- Готовые работы на аналогичную тему
- Характеристика социологических методов получения аналитической информации
- Аналитические методы
- Энциклопедия маркетинга
- Каталог консалтинговых компаний
- Библиотека маркетолога
- Методы сбора информации и инструменты анализа
- Михаил Кисляк, vitalon@vitalon.ru
Социологические методы получения аналитической информации
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социологические методы получения аналитической информации – это совокупность методов, применяемых для сбора аналитической информации при проведении социологических исследований и опросов.
Сущность и необходимость аналитической работы с информацией. Этапы этой работы
Большинство данных о любых протекающих в обществе процессах имеют разрозненный характер, не позволяющий получить полноценное представление о тех или иных явлениях или процессах. В связи с этим по отношению к информационным данным применяются аналитические методы обработки информации, призванные упорядочить и обобщить эту информацию для ее дальнейшего использования.
Проведение аналитической работы с информацией включает в себя ряд этапов, к числу которых можно отнести следующие:
- Определение исходной информации, которая требуется для проведения аналитической работы, и отбор способов получения этой информации;
- Интерпретация информационных данных, состоящая в выявлении истинной значимости той или иной информации. В наибольшей мере интерпретация необходима при аналитической обработке устной информации за счет возможности ее искажения, превратного ее понимания, «вырванности» из контекста и так далее;
- Отбор и абстрагирование от посторонней информации. Данный этап является наиболее сложным и ответственным. Избыточность информации, наряду с ее недостаточностью, является серьезной проблемой, замедляющей и затрудняющей осуществление аналитической обработки данных. Наибольшей эффективностью обладает ориентированность аналитика на ключевые детали информации, исключающие разбрасывание между разрозненными данными. При этом следует принимать во внимание возможность абстрагирования от важной информации при условии неправильной интерпретации ее содержания;
- Оценка информации. Данный этап подразумевает изучение источников информации, полученных сведений и примененных для этого методов в контексте их надежности и достоверности. Оценка информации безусловно обладает определенной субъективностью, которую требуется минимизировать;
- Выработка предварительных версий. Данные этапы аналитической работы подразумевают выявление и объяснение места полученных фактов в общей цепочки событий. Данный этап позволяет осуществить выделение ключевых аспектов, абстрагироваться от второстепенной информации, выработать гипотезы;
- Определение потребности в дополнительных объемах информации. На этом этапе осуществляется устранение пробелов информационных данных, недостаточных для принятия каких-либо решений.
Готовые работы на аналогичную тему
Характеристика социологических методов получения аналитической информации
Получение аналитической информации осуществляется с помощью различных методов социологического содержания, представляющих собой наиболее достоверные и надежные источники информации.
К числу наиболее традиционных социологических методов получения аналитической информации относится анализ документов. Данный метод получения аналитической информации применяется по отношению к официальной документации, документации неофициального характера, а также специальным документам. В первом случае речь идет об указах и постановлениях правительства, директивных и плановых документах ведомств и министерств, распоряжениях и приказах и так далее. Во втором случае речь идет о письмах, мемуарах, заявлениях, фотографиях. К числу специальных документов относят тесты, анкеты, протоколы наблюдений.
Одним из часто применяемых социологических методов получения аналитической информации является наблюдение, которое представляет собой сбор данных относительно определенного объекта в ходе непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, имеющих значение с точки зрения цели исследования. Наблюдение может носить систематический и эпизодический характер, а также быть включенным и невключенным, кратковременным и длительным.
Также к числу социологических методов получения аналитической информации относят опрос, который представляет собой метод сбора информации относительно изучаемого объекта в ходе интервью или анкетирования этого объекта и регистрации полученных ответов.
Анкетирование представляет собой разновидность опроса, подразумевающую заполнение анкеты исследуемым объектом самостоятельно. К числу недостатков данного метода относится отсутствие возможности контроля полноты и самостоятельности ответов. Устранение этого недостатка обеспечивается за счет применения метода интервью, подразумевающего осуществления контроля со стороны исследователя за процессом получения информации. Интервью при этом как метод социологического исследования аналитической информации также обладает определенными недостатками, к числу которых относятся наличие высоких требований к исследователям и возможность их субъективного влияния на результаты.
К числу наиболее современных методов интервью относятся фокусированные групповые интервью, отличающиеся дискуссионным характером, стимулирующим расширение взглядов на исследуемый объект.
Также к числу социологических методов получения аналитической информации относят экспертный опрос, подразумевающий получение данных от компетентного круга лиц по отношению к исследуемому объекту. В этом случае могут применяться такие разновидности экспертного метода как анкетирование и интервью, проводимые с экспертами дискуссионные встречи, мозговые штурмы, деловые игры.
Еще одним эффективным социологическим методом получения аналитической информации выступает социальный эксперимент, призванный обеспечить сбор данных относительно специфики и характера исследуемого объекта за счет формирования определенных условий, обеспечивающих воздействие на объект различных факторов, и позволяющий отследить изменение его поведения. Этот метод имеет существенные нравственные ограничения, но отличается определенной революционностью.
Источник
Аналитические методы
В первую очередь характерные для науки аналитические методы получения информации крайне эффективны в тех обстоятельствах, в которых по разным причинам трудно или невозможно получить исчерпывающих данных другими, рассмотренными нами методами.
Журналисту приходится сталкиваться с ситуациями, когда событие не имеет очевидцев, способных восстановить его обстоятельства, когда объект или предмет носит специфический характер и не может быть определен однозначно, когда относительно события слишком много разноречивых мнений. Таковы большинство катастроф, аномальных явлений, событий в мире науки, преступления, чрезвычайные происшествия и исторические события в силу тех или иных причин становящиеся социально значимыми и актуальными.
В этих случаях получение информации напрямую маловероятно, затруднено различными обстоятельствами а, порой, попросту невозможно. Напротив косвенных, неподтвержденных данных, догадок и домыслов — слишком много.
Аналогичная ситуация имеет место и тогда, когда информации, полученной другими методами слишком много и журналист, что называется, «тонет» в ее обилии, не может выделить главное и достоверное, затрудняется с ее интерпретацией.
Аналитические методы науки крайне разнообразны, и перечислять их все достаточно затруднительно. Приведем лишь краткую классификацию:
— Системный анализ (то есть построение системы с определенной взаимосвязью элементов, их иерархией, определение основных функций, системообразующих, системоразрушающих и системо-нейтральных факторов и т.д.). Здесь речь идет по преимуществу о точной систематизации данных по различным признакам (хронологии, тематике, значимости и т.д.)
— Сравнительный анализ (компаративные методики), при котором событие, явление или объект сравнивается с аналогичным (достаточно вспомнить, как «обставляют» телевизионные новости различного рода катастрофы и кризисы, рассказывая об аналогичных явлениях, проводя вольные или невольные параллели).
— Дедуктивный и индуктивный методы, то есть построение суждений в первом случает от общей картины к частной детали, во втором — напротив, от частному к более общему.
— Экспертный опрос, при котором в качестве информации используются мнения наиболее компетентных экспертов в данной области, на основании чего, и строятся дальнейшие суждения.
— Моделирование (компьютерное, логическое, математическое и т.д.) при котором некоторые свойства объекта переносятся на модель, подвергающуюся исследованию.
Аналитические методики крайне редко позволяют получить однозначные и исчерпывающие данные, однако умелая их комбинация, а также использование их в совокупности с другими методами дает отличные результаты, которые, как показывает практика во многом приближают видение проблемы журналистом к истинному положению вещей.
В любом случае выбор конкретной методики (методик) получения информации во многом зависит от индивидуальных особенностей журналиста, его опыта, интуиции и профессионализма.
Исследование ситуации лежит в двух принципиально важных плоскостях, дополняющих друг друга, т.е. теоретически и инструментальной (конкретной и определенной методологически).
Теоретическое исследование имеет целью на основании изучении определенной информации, ее анализа и сопоставления, создания гипотезы (теоретического исследования), ее последовательной проверки и апробирования в конкретных условиях и выработки теории, объясняющей группу концепций, т.е. создание теории проходит этапы:
1. предварительного сбора информации (процесс, явления, факты);
2. анализа собранной информации на основании единого предположения;
3. формирования рабочей гипотезы, объединяющей эти концепции;
4. проверки гипотезы;
5. построения теории.
Таким образом, теоретическое исследование как методология носит не только описательный характер, но и обладает прогностическими свойствами, т.к. теория, учитывающая большую группу тенденций, фактов, должна на основании их быть способной к предсказанию появления новых тенденций, фактов.
Выбрав источник и получив доступ к нему, собрав необходимые сведения, журналист проверяет полученную информацию. Причем проверку следует проводить при всяком удобном случае, не жалея для этого времени. Добросовестный журналист отличается тем, что для уточнения сведений сделает на пять звонков больше, чем его излишне беззаботный коллега.
Существует несколько испытанных способов проверки фактических сведений:
когда материал готов, следует перезвонить источнику и, опираясь на текст, перепроверить цифры, факты, иные данные, проговорить ясно и членораздельно важные высказывания и спросить: «правильно ли я воспроизвел ваше суждение?»;
по возможности следует сопоставить полученные сведения с имеющимися на это счет видео- и аудиозаписями, текстовыми документами;
опросить дополнительных свидетелей и очевидцев;
показать текст экспертам;
зачитать материал опытным коллегам в редакции;
дать прочесть текст редакционному юристу.
Все эти нехитрые действия избавят журналиста от возможных ошибок и последующих неприятностей.
Делая извлечения из документа, пишет Г.В. Лазутина, профессиональный журналист всегда:
фиксирует точное название документа, его автора, дату и место издания;
заключает в кавычки изъятые фрагменты текста и указывает страницы;
помечает специальными знаками собственные мысли и оценки, возникшие во время чтения;
при завершении работы специально проверяет все цитаты, названия, цифры, фамилии, имена и прочие сведения[1][3].
Тактика сбора сведений для критического и (или) расследовательского материала. Приступая к изучению острой темы, профессиональные журналисты руководствуются следующим алгоритмом действий:
Ø сначала знакомятся с информацией из общедоступных источников;
Ø затем составляют список имен и организаций, которые следует посетить;
Ø в этот список включают людей, придерживающихся разных точек зрения на проблему, которая интересует журналиста;
Ø предпочитают использовать только законные способы получения информации;
Ø действуют по методу «открытого забрала» (В. Аграновский), который обеспечивает право «противника» на защиту и рождает ощущение справедливости[2][4];
Ø стараются освободиться от гида, которым снабжают журналиста на предприятиях и в организациях;
Ø ведут разговоры с источниками информации наедине, без присутствия третьих лиц;
Ø наносят «визит вежливости» к начальству, чтобы потом не быть обвиненными в том, что с руководством корреспондент не встречался;
Ø запасаются необходимым количеством документов или их копий, свидетельствами очевидцев (не менее двух) по поводу тех или иных фрагментов события, проблемы, темы.
Источник
Энциклопедия маркетинга
Каталог консалтинговых компаний
Библиотека маркетолога
Методы сбора информации и инструменты анализа
Михаил Кисляк, vitalon@vitalon.ru
Маркетинговое исследование — это процесс поиска, сбора, обработки данных и подготовки информации для принятия оперативных и стратегических решений в системе предпринимательства.
Соответственно данное определение четко определяет основные этапы проведения любого маркетингового исследования:
- разработка концепции исследования
- поиск и сбор информации;
- обработка данных;
- подготовка итоговой аналитической записки (отчета).
Виды исследований
Один из наиболее трудоемких и затратных этапов любого маркетингового исследования это поиск и сбор информации по исследуемой проблеме. В зависимости от используемых источников информации исследования делятся на:
- кабинетные;
- полевые.
Однако, на практике, полевые и кабинетные исследования дополняют друг друга, решая свой конкретный круг вопросов.
Кабинетное исследование — поиск, сбор и анализ уже существующей вторичной информации («исследование за письменным столом»). Вторичная информация представляет собой данные, собранные ранее для целей, отличных от решаемых в настоящий момент. Основными достоинствами работы с вторичной информацией являются: небольшая стоимость работ, поскольку не нужен сбор новых данных; быстрота сбора информации; наличие нескольких источников информации; относительная достоверность информации из независимых источников; возможность предварительного анализа проблемы. Очевидными недостатками работы с вторичной информацией являются: частое несоответствие вторичных данных целям проводимого исследования, в силу общего характера последних; информация, зачастую является устаревшей; методология и инструментарий, с помощью которых собраны данные, могут не соответствовать целям настоящего исследования. В связи с этим, зачастую кабинетное исследование дополняется параллельным проведением нескольких экспертных интервью для повышения валидности информации.
Полевое исследование — поиск, сбор и обработка данных специально для конкретного маркетингового анализа. Любое полевое исследование основывается на первичной информации, иными словами на только что полученных данных для решения конкретной исследуемой проблемы. Основные достоинства первичной информации: данные собираются в строгом соответствии с точными целями исследовательской задачи; методология сбора данных строго контролируется. Главным недостатком сбора полевой информации являются значительные затраты материальных и трудовых ресурсов.
В зависимости от используемых инструментов (методов) сбора полевой (первичной) информации исследования можно разделить на:
- количественные;
- качественные.
Зачастую, практическая реализация маркетинговых исследований требует комплексного подхода — совместного использования количественных и качественных методик.
Количественные исследования это основной инструмент получения необходимой информации для планирования и принятия решений в случае, когда необходимые гипотезы относительно поведения потребителей уже сформированы. В основе методик количественных исследований всегда лежат четкие математические и статистические модели, что позволяет в результате иметь не мнения и предположения, а точные количественные (числовые) значения изучаемых показателей. На основе результатов количественных исследований можно рассчитывать необходимые объемы производства, рентабельность, формировать цену, параметры продукта, находить незанятые ниши рынка и многое другое. Основная заслуга количественных исследований в том, что они снижают риск принятия неправильных решений и выбора неточных параметров планирования. Уверенность в том, что и без исследований все известно о рынке, часто оборачивается недостаточно продуманными и недостаточно эффективными действиями на рынке и напоминает метод проб и ошибок. Количественные исследования являются наиболее адекватным способом численной оценки:
- емкости рынка и структуры предложения и спроса;
- объемов продаж операторов рынка;
- перспектив развития продукта;
- эффективности различных направлений деятельности компаний по поддержке и продвижению продукта;
- направлений развития продуктового портфеля и отдельных его составляющих;
- эффективности рекламной деятельности;
- эффективности работы дистрибьюторской сети;
- реакции потребителей на возможные маркетинговые действия производителя.
Качественные исследования в отличие от количественных фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных и являются источником формирования гипотез и продуктивных идей. Проще говоря, они отвечают не на вопрос «сколько?», а на вопросы «что?» «как?» и «почему?». В качественных исследованиях широко используются проективные и стимулирующие техники — неструктурированные, недирективные способы задавать вопросы, которые помогают исследователю раскрыть мотивы, верования, установки, отношения, предпочтения, ценности, степень удовлетворенности, проблемы респондентов и пр. относительно продуктов или брендов. Проективные техники способствуют преодолению таких трудностей коммуникации, как вербализация чувств, отношений и т.п., а также выявлению латентных мотивов, неявных установок, вытесняемых чувств и пр. Наибольшее применение качественные исследования находят при изучении:
- моделей потребления, покупательского поведения и факторов, определяющих выбор;
- отношения к продуктам, брендам и компаниям;
- степени удовлетворенности существующими продуктами;
- покупательских намерений.
Немаловажное значение качественные исследования играют при разработке новых продуктов, где эти исследования позволяют:
- понять, существует ли на исследуемом рынке ниша для нового продукта;
- выявить отношение к новым продуктам (или концепциям продуктов).
Использование качественных исследований на этапе стратегической разработки концепции бренда, обеспечивая возможность:
- генерации комплекса идей относительно концепции позиционирования бренда;
- оценки концепции бренда;
- генерации идеи относительно креативного воплощения стратегических концепций;
- оценки элементов маркетинговой коммуникации (названия, логотипа, упаковки, TV рекламы и пр.)
Ещё одной областью приложения качественной методологии являются так называемые диагностические исследования. Очевидно, что восприятие продукта и рекламы потребителями меняется со временем. Качественные исследования в таких случаях помогают определить уровень, направление и характер изменений восприятия бренда и рекламы со временем.
Кроме того, качественная методология может быть использована при проведении тактических исследований для выбора наиболее успешного варианта исполнения (execution) рекламы, упаковки, логотипа. Для тестирования могут быть предложены альтернативные варианты визуальных, текстовых и пр. элементов конкретного исполнения уже созданной рекламы, упаковки и пр.
Методы сбора информации
Несмотря на огромное количество разнообразных исследовательских методик и техник, общая схема мероприятий, реализуемых в рамках рыночных исследований, достаточно проста и понятна. Основными источниками получения маркетинговой информации являются:
- Интервью и опросы;
- Регистрация (наблюдение);
- Эксперимент;
- Панель;
- Экспертная оценка.
Интервью (опрос) — выяснение позиции людей или получение от них справки по какому-либо вопросу. Опрос — это наиболее распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Приблизительно 90% исследований используют этот метод. Опрос может быть устным (личным) или письменным.
При письменном опросе участники получают опросные листы (анкеты), которые они должны заполнить и отдать по назначению. Обычно, в письменных опросах используются закрытые вопросы, ответы на которые заключаются в выборе одного из приведенных. Обычно, при письменных опросах, опросный лист рассылается представителям целевой аудитории, по средствам электронной почты, почтовой рассылки или факсимильной связи. Основным недостатком, ограничивающим использование данного метода, является длительный период и низкий процент (в среднем 3%) возврата заполненных анкет.
Личные (Face-to-face) и телефонные опросы принято называть интервью.
Телефонные интервью — это относительно дешевый метод проведения опросов любого уровня точности с точки зрения построения выборки (географическое расположение респондентов не имеет принципиального значения с точки зрения стоимости проведения интервью). Данный метод применим только в количественных исследованиях. Однако существуют объективные недостатки использования данного метода:
- не совсем полный контроль понимания и искренности респондента;
- нет возможности предъявлять визуальные материалы (образцы, карточки с вариантами ответов);
- нереализуемость длительных интервью (по телефону сложно удержать внимание собеседника более 15 минут);
- в городах с недостаточным уровнем телефонизации невозможно получить репрезентативную выборку.
Интервью face-to-face могут быть формализованные и неформализованные.
При формализованном интервью имеется конкретная схема проведения опроса (обычно это опросный лист, содержащий заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них). Формализованное интервью теряет большую часть своего смысла, если ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических (отраслевых и географических) характеристик. Поэтому он предполагает обязательно заполнение «паспортички», куда вносятся те данные о каждом респонденте, необходимость которых диктуется опять — таки исследовательской программой. Подобные интервью проводятся на улице, в магазинах, на общественных мероприятиях, по месту жительства респондентов (поквартирные опросы), и т.п. Наибольшее применение формализованные опросы получили при реализации количественных исследований. Основными недостатками данного метода являются: относительно высокая стоимость и незначительный географический охват.
Неформализованные интервью — это специфический метод сбора информации, при котором имеются только тема и цель. Конкретной схемы проведения опроса, нет. Это дает возможность выявления глубинных мотивов действий потребителя, изучения как рациональных, так и иррациональных причин его покупательского поведения. На практике, неформализованные интервью используются при проведении качественных исследований. Неформализованные интервью бывают индивидуальные и групповые.
Индивидуальные неформализованные интервью проводятся с респондентом один на один в форме диалога, при этом респондент имеет возможность высказать развернутые суждения по исследуемой задаче. Можно выделить такие формы проведения индивидуальных неформализованных интервью, как глубинные интервью и холл — тесты.
Глубинные интервью — представляют собой серию индивидуальных интервью по заданной тематике, проводимых согласно путеводителю обсуждения. Интервью проводит специально обученный интервьюер высокой квалификации, который хорошо разбирается в теме, владеет техникой и психологическими приемами ведения беседы. Каждое интервью проходит в течение 15-30 минут и сопровождается активным участием респондента — он раскладывает карточки, рисует, пишет и т.д. Глубинные интервью, в отличие от структурированных, применяемых в количественном опросе, позволяют глубже проникнуть в психологию респондента и лучше понять его точку зрения, поведение, установки, стереотипы и т.д. Глубинные интервью, несмотря на большие (в сравнении с фокус-группами) затраты времени, оказываются весьма полезными в ситуациях, когда атмосфера групповой дискуссии нежелательна. Это бывает необходимым при изучении отдельных проблем и ситуаций, о которых не принято говорить в широком кругу, или когда индивидуальные точки зрения могут резко отличаться от социально одобряемого поведения — например, при обсуждении вопросов взаимоотношения полов, секса, некоторых заболеваний, скрытых политических убеждений и т.п. Глубинные интервью применяются при тестировании и проработке начальных рекламных разработок (креативных идей), когда требуется получить непосредственные, индивидуальные ассоциации, реакции и восприятие — без оглядки на группу. При этом оптимальным является сочетание метода глубинных интервью и фокус — групп с одними и теми же респондентами. И, наконец, глубинные интервью незаменимы при проведении качественных исследований, когда особенности целевой группы делают невозможным сбор респондентов на фокус-группу — т.е. в одно время в одном месте на 2-3 часа. Например, когда речь идет о занятых бизнесменах, богатых горожанах, узких профессиональных группах и т.п.
Холл — тесты — это личные полуформализованные интервью в специальном помещении. Как правило, используются помещения в библиотеках, магазинах, холлах административных зданий и т.п. Респондент и интервьюер садятся за столик, и интервью проходит в режиме структурированной беседы. Необходимость холл — теста, как правило, вызвана одной из нескольких причин:
- тестирование громоздких образцов, которые неудобно носить по кваритирам или нет уверенности, что в квартире найдется возможность провести интервью в нормальных условиях;
- тестирование ограничено количеством образцов;
- использование спец. аппаратуры (например, теле-видео) для демонстрации тестируемого материала;
- интервью проводится в местах скопления потенциальных респондентов, но оно сложное и не подходящее для разговора «на ногах».
Холл — тесты формально относится к количественным методам получения информации. С качественными методами холл — тест роднит то, что информация получается на относительно небольшой направленной выборке (от 100 до 400 человек), а также то, что респондента просят прокомментировать (объяснить) свое поведение. Для проведения холл — теста представители целевой группы (потенциальные потребители) приглашаются в помещение («hall»), оборудованное для дегустации товаров и/или просмотра рекламы, где им предоставляется возможность продемонстрировать свою реакцию на тестируемый материал и объяснить причину своего выбора. В ходе ответов на вопросы анкеты определяются критерии выбора, частота и объем потребления марок изучаемой товарной группы. Метод применяется для оценки потребительских свойств нового товара: вкус, запах, внешний вид и т.п. Метод также используется при тестировании элементов товарной марки, упаковки, аудио — и видеороликов, рекламных обращений (узнаваемость рекламного сообщения, запоминаемость, достоверность, убедительность, понимание первичной и вторичной идеи рекламы, слогана и т.д.) и т.п.
Групповое неформализованное интервью (фокусированное интервью, фокус — группа) — представляет собой групповое обсуждение интересующих вопросов представителями целевой аудитории. «Фокус» в такой группе — на субъективном опыте людей, которые дают свое понимание и объяснение заданной темы, включая все её нюансы. Ход беседы управляется модератором по заранее разработанному плану и фиксируется на видеоплёнку. Как правило, в ходе дискуссии используются различные проективные методики, позволяющие узнать «реальное» отношение потребителей к исследуемому предмету, получив гораздо более глубокую и подробную информацию, чем на уровне «обычного» общения. Обычно люди не задумываются специально над теми вопросами, которые обсуждаются на группе, или не имеют возможности сопоставить свое мнение с мнениями других людей. В ходе фокус группы респондентов просят не просто оценить что-либо по принципу «нравится — не нравится», но и объяснить свою точку зрения. А последующий квалифицированный анализ полученных результатов позволяет понять психологические механизмы формирования того или иного мнения участников группы. Основным недостатком данного метода является тенденциальный характер результатов. Иными словами результаты фокусированных интервью нельзя выразить в числовом выражении, для дальнейшей экстраполяции на генеральную совокупность объектов исследований. Поэтому на практике фокус — групповая методика используется в сочетании с количественными методами исследований.
Наблюдение (регистрация) представляет собой форму маркетинговых исследований, с помощью которых осуществляется систематическое, планомерное изучение поведения того или иного объекта или субъекта. Наблюдение, в отличие от опроса не зависит от готовности наблюдаемого объекта сообщать информацию. Наблюдение — это процесс открытого или скрытого от наблюдаемого сбора и регистрации событий или особых моментов, связанных с поведением изучаемого объекта. Предметом наблюдений могут быть свойства и поведение индивидуумов; перемещение вещей, товаров и т.п. Недостатком наблюдений является невозможность выявления мнений, представлений, знаний людей. Поэтому на практике наблюдения обычно используются совместно с другими методами исследований.
Эксперимент — это исследование влияния одного фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов. Эксперименты подразделяются на лабораторные, проходящие в искусственной обстановке (тест продукта), и полевые, протекающие в реальных условиях (тест рынка). Основными недостатками, данного метода являются значительная стоимость и длительность проведения, что существенно ограничивает применение этого метода в практических исследованиях.
Панель — это повторяющийся сбор данных у одной группы опрашиваемых через равные промежутки времени. Таким образом, панель — это вид непрерывной выборки. Она позволяет зафиксировать изменения наблюдаемых величин, характеристик. Панельный опрос используют при изучении мнений потребителей определенной группы за какой-либо промежуток времени, когда определяются их потребности, привычки, вкусы, рекламации. Недостатками использования панелей являются: «смертность» панели, проявляющаяся в постепенном отказе участников от сотрудничества или переходе в другую потребительскую категорию, и «эффект панели», заключающийся в сознательном или бессознательном изменении образа поведения участников, находящихся под длительным контролем.
Экспертная оценка — это оценка исследуемых процессов квалифицированными специалистами — экспертами. Подобная оценка особенно необходима, когда невозможно получит неопосредованную информацию о каком-либо процессе или явлении. На практике для проведения экспертных оценок чаще всего применяют дельфи-метод, метод мозговой атаки и метод синектики.
Дельфи-метод — форма опроса экспертов, при которой их анонимные ответы собираются в течении нескольких туров и через ознакомление с промежуточными результатами получают групповую оценку исследуемого процесса.
Метод мозговой атаки заключается в неконтролируемой генерации и спонтанном переплетении идей участниками группового обсуждения проблемы. На этой базе возникают цепочки ассоциаций, которые могут привести к неожиданному решению проблемы.
Синектика считается методом с высоким творческим потенциалом. Идея метода заключается в постепенном отчуждении исходной проблемы путем построения аналогий с другими областями знаний. После многоступенчатых аналогий производится быстрый возврат к исходной задаче.
В ходе обработки и анализа данных маркетингового исследования первым этапом является частотный анализ. Далее следует описание статистических показателей изучаемых признаков. Среди таковых основными можно отметить следующие показатели:
Среднее (средняя арифметическая величина) — частное от деления суммы всех значений признака на их число. Оно определяется как сумма значений, деленное на их количество. Характеризует какую-либо совокупность в целом. Используется только для характеристики интервальных и порядковых шкал.
Дисперсия — величина, равная среднему значению квадрата отклонений отдельных значений признаков от средней. Используется только для характеристики интервальных и порядковых шкал.
Среднее линейное отклонение — величина, равная среднему значению модуля отклонений отдельных значений признаков от средней. Используется только для характеристики интервальных и порядковых шкал.
Среднее квадратическое отклонение — величина, равная квадратному корню из дисперсии. Это мера разброса измеренных величин. Используется только для характеристики интервальных и порядковых шкал.
Коэффициент вариации — отношение среднего квадратического отклонения к среднему арифметическому. Используется только для характеристики метрических шкал.
Минимальное значение — это наименьшее значение переменной, встретившееся в массиве данных
Максимальное значение — это наибольшее значение переменной, встретившееся в массиве данных.
Медиана — значение переменной у той единицы совокупности, которая расположена в середине ранжированного ряда частотного распределения. Отсекает половину ряда распределения. Используется только для характеристики метрических шкал.
Верхний квартиль — значение признака, отсекающее 3/4 ряда распределения. Используется только для характеристики метрических шкал.
Нижний квартиль — значение признака, отсекающее 1/4 часть ряда распределения. Используется только для характеристики метрических шкал.
Мода — наиболее часто встречающееся значение переменной, т.е. значение, с которым наиболее вероятно можно встретиться в массиве.
Частота — численное значение признака (количество ответов респондентов). Используется для всех видов шкал.
Валидный процент — доля численного значения признака от общей численности совокупности. Используется для всех видов шкал.
Вторым этапом обработки и анализа данных маркетингового исследования является описание корреляционных связей между изучаемыми переменными. Корреляция представляет собой меру зависимости переменных. Существует несколько коэффициентов корреляции, указывающие на тесноту связи между исследуемыми переменными. Коэффициенты корреляции изменяются в пределах от +1 до -1. Если коэффициент корреляции равен -1, то переменные имеют строгую отрицательную зависимость (чем выше, тем ниже), если коэффициент корреляции равен +1, то переменные имеют строгую положительную зависимость (чем выше, тем выше). Следует отметить, что если коэффициент равен нулю, то связь между переменными отсутствует. Среди наиболее известных и часто применяемых коэффициентов корреляции можно назвать:
- Коэффициент корреляции Пирсона
- Коэффициент корреляции Спирмена
- Коэффициент корреляции Крамера
- Коэффициент корреляции Фи.
Проверка выдвинутых исследовательских гипотез производится с помощью корреляционного, дисперсионного или факторного анализов. В следствие проведенного анализа данных, выдвинутая гипотеза подтверждается или отвергается, что в любом случае говорит о полученном результате.
Conjoint analysis (совместный анализ) Метод анализа, предназначенный для оценки и сравнения атрибутов продуктов с целью выявления тех из них, которые оказывают наибольшее влияние на покупательские решения. Метод «Conjoint analysis» — лучшая технология для измерения важности того или иного фактора из-за того, что он заставляет респондента думать не о том, что важно, а только о его предпочтении. Достоинством метода является возможность выявить латентные факторы, влияющие на поведение потребителей. С помощью данного метода можно выделить оптимальную комбинацию свойств продукта, оставив продукт в приемлемой ценовой категории.
Кластерный анализ — это совокупность методов, позволяющих классифицировать многомерные наблюдения, каждое из которых описывается неким набором переменных. Целью кластерного анализа является образование групп схожих между собой объектов, которые принято называть кластерами. При помощи кластерного анализа можно производить сегментацию рынка (например, выделение приоритетных групп потребителей). Применение методов кластеризации к сегментированию основано на следующих предположениях. Во-первых, считается, что по значениям переменных, которыми описываются свойства потребителей, можно выделить группы схожих потребителей. Во-вторых, считается, что на выделяемом сегменте можно достигнуть лучших маркетинговых результатов по продвижению продукции. Полагается, что более значимо для маркетингового результата, объединение потребителей в группу с учетом мер близости друг к другу. Для обоснования данных предположений используется метод дисперсионного анализа.
Дисперсионный анализ. С помощью дисперсионного анализа исследуют влияние одной или несколько независимых переменных на одну зависимую переменную или на несколько зависимых переменных. Метод статистического анализа, позволяющий определить достоверность гипотезы о различиях в средних значениях на основании сравнения дисперсий (отклонений) распределений (например, можно проверить гипотезу о различиях двух групп потребителей, выделенных при помощи кластеризации). В отличие от корреляционного анализа дисперсионный анализ не дает возможности оценить тесноту связи между переменными.
Регрессионный анализ. Статистический метод установления зависимости между независимыми и зависимыми переменными. Регрессионный анализ на основе построенного уравнения регрессии определяет вклад каждой независимой переменной в изменение изучаемой (прогнозируемой) зависимой переменной величины. В маркетинге часто используется для прогнозирования спроса.
Факторный анализ. Совокупность методов, которые на основе реально существующих связей признаков (или объектов) позволяют выявлять латентные (или скрытые) обобщающие характеристики изучаемых явлений и процессов. Главными целями факторного анализа являются сокращение числа переменных и определение структуры взаимосвязей между переменными, то есть классификация переменных. При сокращении числа переменных итоговая переменная включает в себя наиболее существенные черты объединяемых переменных. Классификация подразумевает выделение нескольких новых факторов из переменных связанных друг с другом. В маркетинге этот метод используется в связи с углублением анализа потребительского поведения, развитием психографики и т.п. задач, в которых необходимо выявление явно не наблюдаемых факторов.
Результаты полевых исследований представляют собой значительные массивы переменных, которые достаточно сложны для обработки «ручным методом». На сегодняшний день, в арсенале исследователей имеется множество программных пакетов, позволяющих оптимизировать и упростить процедуру анализа. Наибольшее распространение получили такие пакеты, как Vortex, SPSS, Statistica.
Программа «VORTEX» предназначена для:
- ввода первичной информации, собранной в ходе прикладного маркетингового или социологического исследования;
- обработки и анализа этой информации;
- представления полученных результатов анализа в виде таблиц, текстов, графиков и диаграмм с возможностью их переноса в Microsoft Word и другие приложения Windows/NT.
Возможности анализа информации:
- Программа Vortex позволяет производить описательную статистику изучаемых переменных (расчет статистических показателей: среднее, мода, медиана, квартили, дисперсия, среднеквадратическое отклонение, коэффициент вариации, скос, эксцесс и др.);
- Позволяет производить сегментирование потребителей по нескольким признакам, а также описание выделенных целевых групп (выделение контекстов — подмассивов документов для углубленного анализа, например, только мужчин или только респондентов в возрасте 20-25 лет).
- При помощи программы Vortex можно проводить корреляционный анализ, позволяющий выявить зависимости изучаемых факторов, влияющих на маркетинговый результат (расчет для таблиц двухмерного распределения коэффициентов корреляции Пирсона, Гамма, Лямбда, Крамера, Юла, Фишера, критериев X-квадрат, Стьюдента, определение статистической значимости).
SPSS для Windows — это модульный, полностью интегрированный, обладающий всеми необходимыми возможностями программный продукт, предназначенный для всех этапов аналитического процесса: планирования, сбора данных, доступа к данным и управления данными, анализа, создания отчетов и распространения результатов. SPSS для Windows — это лучшее программное обеспечение, позволяющее решать бизнес — проблемы и исследовательские задачи, используя статистические методы.
Программное обеспечение SPSS позволяет проводит частотный анализ, описательную статистику, корреляционный анализ, дисперсионный анализ, кластерный анализ, факторный анализ, а также регрессионный анализ.
При помощи аналитических возможностей программы SPSS можно получить следующие данные:
- Наиболее выгодные сегменты рынка;
- Стратегии позиционирования товаров/услуг относительно аналогичных товаров/услуг конкурентов;
- Оценка качество товара/услуги клиентами;
- Перспективы развития, новые возможности для роста;
- Подтверждение или опровержение исследовательских гипотез.
Statistica — это универсальная интегрированная система, предназначенная для статистического анализа и визуализации данных, управления базами данных и разработки пользовательских приложений, содержащая широкий набор процедур анализа для применения в научных исследованиях, технике, бизнесе.
Statistica — это современный пакет статистического анализа, в котором реализованы все новейшие компьютерные и математические методы анализа данных. Опыт многих людей, успешно работающих с пакетом, свидетельствует о том, что возможность доступа к новым, нетрадиционным методам анализа данных (а Statistica предоставляет такие возможности в полной мере) помогает находить новые способы проверки рабочих гипотез и исследования данных.
Программное обеспечение Statistica позволяет проводить следующие процедуры обработки статистических данных:
- Описательные статистики;
- Анализ многомерных таблиц;
- Многомерная регрессия;
- Дискриминантный анализ;
- Анализ соответствий;
- Кластерный анализ;
- Факторный анализ;
- Дисперсионный анализ и многое другое.
Источник