- ОТНОШЕНИЯ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ
- Традиционное общество: определение. Особенности традиционного общества
- Что это такое?
- Характеристики традиционного общества
- Экономика традиционного общества
- Политическое устройство
- Социальные отношения
- Духовная сфера
- Отношения с природой и окружающим миром
- Традиционное и индустриальное общество: различия
- Примеры традиционного общества: Китай
- Япония
- Индия
- Традиционная власть: понятие, основные черты
- Что есть власть?
- Вебер и типология власти
- Особенности традиционного типа власти
- Понятие легитимности
- Традиционная легитимность. Примеры
- Общий вывод
ОТНОШЕНИЯ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ
В традиционных и архаических обществах проблема лидерства остро стояла. Ведь с лидерством связывались большие траты и обязательства. Кроме того, рядовые члены коллектива, привыкшие жить по традиции, боялись принимать самостоятельные нестандартные решения, проявлять инициативу. Вот почему престиж и уважение были важным стимулом для людей. В результате правители часто приглашались со стороны, что нашло свое отражение в многочисленных мифах и легендах. Вспомним, что все крупнейшие средневековые восстания крестьян на Руси, обычно называемые крестьянскими войнами, возглавлялись не самими крестьянами, а казаками.
Поэтому решения в коллективе фактически принимались группой лиц, достигшей повышенного авторитета, уважения, престижа. В результате лидеры превращались в отдельное сословие или касту с особым поведением, психологией, социальными нормами. А власть приобретала характер наследственный. В ряде обществ даже по антропологическому облику и физическим данным каста воинов отличалась от всех остальных членов общества.
Особый характер приобретали отношения власти и подданных. Их принято обозначать словом «патернализм». Патернализм — это отношения, подобные отношениям отца и детей. Подданные считаются неразумными детьми, неспособными к самостоятельному принятию решений. Все решает личная воля вождя, которая ограничивается только традицией. Суть этой традиции в том, что государь должен заботиться о благе подданных. В свою очередь, задача подданных добросовестно исполнять решения власти, не вмешиваться в их принятие и не пытаться судить правомерность таких решений.
Поэтому основной способ взаимоотношений власти и подданных -просьба. Низшие классы требовать не могут. Никакой диалог между ними даже представить себе было невозможно. Ведь представители низших сословий не признавались за равных, за тех людей, с кем можно строить равноправные отношения. Этому способствовала общая замкнутость и закрытость социальных групп. Аристократу вообще предписывалось не вступать с другими классами в какие-либо контакты, т.к. это могло его унизить. Поэтому оборотной стороной подобных отношений мог быть только социальный конфликт в форме бунтов, восстаний, крестьянских войн.
Отметим специфику социальных конфликтов в традиционных обществах. Низшие слои никогда не ставили цели создать новые общественные отношения. Существующий миропорядок в целом признавался законным и оправданным. Недаром в раннее средневековье в Европе устройство общества представлялось следующим образом. Структура его складывается из трех частей, каждая из которых призваны выполнять социально значимые функции. Это священники, воины и крестьяне. Крестьяне заботятся о материальных благах, священники — о душе, а воины — о защите от врагов. Поэтому при всем своем недовольстве низшие классы в самом крайнем случае обычно провозглашали целью возвращение к старым дофеодальным или дорабовладельческим отношениям. Это выразилось в лозунге многих крестьянских восстаний в западной Европе в позднее средневековье «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был дворянином». Мировоззрение всех социальных групп традиционных обществ было ориентировано на прошлое. Там виделся идеал общественных отношений. Причина состояла в той же самой установке данных обществ — боязни новшеств.
Традиционность ярко выразилась в отношении к такому социальному явлению как право. Без правовых норм ни одна цивилизация существовать не сможет. Причина его создания лежала в утрате эффективности традиций. Традиции архаических обществ не могли предусмотреть возникновения новых социальных отношений, а именно социальное расслоение. Кроме того, сила общественного мнения, заставлявшая соблюдать традиции, не действовала в цивилизациях. Ведь мнение низших классов для высших авторитетом не обладало.
Однако в древних обществах право очень долго оставалось неотделимым от моральных и религиозных норм. Так нарушение религиозных предписаний каралось силой государства, а религия осуждала нарушение правовых норм. Очень часто судебные процессы напоминали исполнение религиозных обрядов и ритуалов. Поэтому словом «право» обычно обозначали принцип общего порядка в мире и необходимость его соблюдать. Исполнять право значило жить с другими людьми согласно общим правилам общежития, соблюдать справедливость и уважение к членам своего коллектива. Лишение прав означало моральное осуждение и изгнание из коллектива.
Часто право отождествлялось с обычаем, обрядом, ритуалом. Недаром во многих законодательствах возникающих государств в западной Европе и на Руси, в так называемых «Правдах», подчеркивался принцип старины. Считалось, чем ближе право к традиции, тем лучше. Часто государь просто посылал в ту или иную область чистый пергамент для демонстрации своей воли. Он воспринимался как магический символ власти.
В результате правовые нормы носили не систематизированный, противоречивый характер. В каждой области было свое право. При судебных процессах главную роль играло точное выполнение обрядов и ритуалов. Больше доверяли памяти, чем записи. Истинным считалось то, что показано посредством клятв, присяг. Поэтому правым оказывался тот, кто соблюдал все обычаи, обряды, клятвы, ритуалы.
Кроме того, в целом государство не вмешивалось в некоторые стороны жизни традиционных обществ. Признавалось право отца по собственному усмотрению решать судьбу своих детей. Целый ряд внутриобщинных отношений решался без вмешательства государства. То же самое касалось религиозной жизни. Таковы особенности власти и управления в традиционных цивилизациях.
Источник
Традиционное общество: определение. Особенности традиционного общества
Общество — это сложная природно-историческая структура, элементами которой являются люди. Их связи и отношения обусловлены определенным социальным статусом, функциями и ролями, которые они выполняют, нормами и ценностями, общепринятыми в данной системе, а также их индивидуальными качествами. Общество принято делить на три типа: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Каждое из них имеет свои отличительные черты и функции.
В данной статье будет рассмотрено традиционное общество (определение, характеристики, основы, примеры и т. д.).
Что это такое?
Современному человеку индустриальной эпохи, плохо знакомому с историей и социальными науками, может быть непонятно, что такое «традиционное общество». Определение этого понятия мы рассмотрим далее.
Традиционное общество функционирует на основе традиционных ценностей. Часто оно воспринимается как родоплеменное, примитивное и отсталое феодальное. Оно представляет собой общество с аграрным устройством, с малоподвижными структурами и со способами социальной и культурной регуляции, базирующимися на традициях. Считается, что большую часть своей истории человечество находилось именно на этом этапе.
Традиционное общество, определение которого рассматривается в данной статье, представляет собой совокупность групп людей, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющий фактор развития таких социальных единиц — сельское хозяйство.
Характеристики традиционного общества
Для традиционного общества характерны следующие особенности:
1. Низкие темпы производства, удовлетворяющие потребности людей на минимальном уровне.
2. Большая энергоемкость.
3. Непринятие нововведений.
4. Строгая регламентация и контроль поведения людей, социальных структур, институтов, обычаев.
5. Как правило, в традиционном обществе запрещается любое проявление свободы личности.
6. Социальные образования, освященные традициями, считаются незыблемыми — даже мысль об их возможных изменениях воспринимается как преступная.
Экономика традиционного общества
Традиционное общество считается аграрным, так как базируется на сельском хозяйстве. Его функционирование зависит от выращивания урожая при помощи плуга и рабочего скота. Так, один и тот же участок земли мог обрабатываться несколько раз, в результате чего возникали постоянные поселения.
Для традиционного общества характерны также преимущественное использование ручного труда, экстенсивный способ производства, отсутствие рыночных форм торговли (преобладание обмена и перераспределения). Это приводило к обогащению отдельных лиц или сословий.
Формы собственности в таких структурах, как правило, коллективные. Любые проявления индивидуализма не воспринимаются и отрицаются обществом, а также считают опасными, так как нарушают установленный порядок и традиционный баланс. Нет толчков к развитию науки, культуры, поэтому во всех сферах используются экстенсивные технологии.
Политическое устройство
Политическая сфера в таком обществе характеризуется авторитарной властью, которая передается по наследству. Это объясняется тем, что только таким образом можно поддерживать традиции длительное время. Система управления в таком обществе была достаточно примитивной (наследственная власть находилась в руках старейшин). Народ фактически никак не влиял на политику.
Часто имеет место идея о божественном происхождении лица, в руках которого находилась власть. В связи с этим политика фактически полностью подчинена религии и осуществляется только по священным предписаниям. Совмещение светской и духовной власти делало возможным все большее подчинение людей государству. Это, в свою очередь, укрепляло устойчивость общества традиционного типа.
Социальные отношения
В сфере социальных отношений можно выделить следующие особенности традиционного общества:
1. Патриархальное устройство.
2. Главной целью функционирования такого общества является поддержание жизнедеятельности человека и избежание его исчезновения как вида.
3. Низкий уровень социальной мобильности.
4. Для традиционного общества характерно деление на сословия. Каждое из них играло разную социальную роль.
Духовная сфера
В духовной сфере традиционное общество характеризуется глубокими, привитыми с детства религиозностью и моральными установками. Определенные ритуалы и догматы являлись неотъемлемой часть жизни человека. Письменности в традиционном обществе как таковой не существовало. Именно поэтому все предания и традиции передавались в устной форме.
Отношения с природой и окружающим миром
Влияние традиционного общества на природу было примитивным и незначительным. Это объяснялось малоотходным производством, представленным скотоводством и земледелием. Также в некоторых обществах существовали определенные религиозные правила, порицающие загрязнение природы.
По отношению к окружающему миру оно являлось закрытым. Традиционное общество всеми силами оберегало себя от вторжений извне и любого внешнего воздействия. Вследствие этого человек воспринимал жизнь как статическую и неизменную. Качественные перемены в таких обществах происходили очень медленно, а революционные сдвиги воспринимались крайне болезненно.
Традиционное и индустриальное общество: различия
Индустриальное общество возникло в XVIII веке, вследствие промышленных революций, прежде всего в Англии и Франции.
Следует выделить некоторые его отличительные черты.
1. Создание большого машинного производства.
2. Стандартизация деталей и узлов разных механизмов. Это сделало возможным массовое производство.
3. Еще одна важная отличительная черта – урбанизация (рост городов и переселение на их территории значительной части населения).
4. Разделение труда и его специализация.
Традиционное и индустриальное общество имеют существенные различия. Для первого характерно естественное разделение труда. Здесь преобладают традиционные ценности и патриархальное устройство, отсутствует массовое производство.
Также следует выделить постиндустриальное общество. Традиционное, в отличие от него, ставит целью добычу природных богатств, а не сбор информации и ее хранение.
Примеры традиционного общества: Китай
Яркие примеры общества традиционного типа можно встретить на Востоке в средние века и новое время. Среди них следует выделить Индию, Китай, Японию, Османскую империю.
Китай еще с древности отличался сильной государственной властью. По характеру эволюции общество этой страны развивалось циклически. Для Китая характерно постоянное чередование нескольких эпох (развитие, кризис, социальный взрыв). Следует отметить также единство духовной и религиозной власти в этой стране. По традиции, император получал так называемый «Мандат Неба» — божественное разрешение на правление.
Япония
Развитие Японии в средние века и в новое время также позволяет говорить о том, что здесь существовало традиционное общество, определение которого рассматривается в данной статье. Все население Страны восходящего солнца делилось на 4 сословия. Первое – это самураи, дайме и сегун (олицетворяли высшую светскую власть). Они занимали привилегированное положение и имели право носить оружие. Второе сословие – крестьяне, владевшие землей в качестве наследственного держания. Третье – ремесленники и четвертое – купцы. Следует отметить, что торговля в Японии считалась недостойным делом. Также стоит выделить жесткую регламентацию общественной жизни каждого из сословий.
Индия
Яркие примеры общества традиционного типа можно встретить в Индии на протяжение всей истории страны. В основе Могольской империи, расположенной на Индостанском полуострове, лежала военно-ленная и кастовая система. Верховный правитель – падишах – являлся главным собственником всей земли в государстве. Индийское общество было строго разделено на касты, жизнь которых жестко регламентировалось законами и священными предписаниями.
Источник
Традиционная власть: понятие, основные черты
С самого зарождения человечества существует понятие власти. С появлением человека разумного уже в первых племенах и поселениях выделялись фигуры, обладавшие большим авторитетом, властью, чем остальные. Это были люди, вершившие свою волю. Им подчинялись, их мнения всегда учитывались. Постепенно, с течением веков, понятие власти усложнялось, обрастало новыми терминами и категориями.
В Новом времени окончательно закрепляется принцип разделения властей, появляются системы сдержек и противовесов. Однако, так же, как и тысячи лет назад, важная роль отводилась деятелям, стоявшим во главе государств. До начала Новейшего времени прослеживается связь царей, монархов и императоров с понятием традиционной власти.
Что есть власть?
Прежде чем начинать разбираться в том, что представляет собой традиционная ее разновидность, следует ознакомиться с понятием власти как таковым. Энциклопедии и толковые словари объясняют власть в качестве возможности управления человеком или целыми группами людей через навязывание своей воли даже в случае наличия противоборствующих настроений. Это также неотделимый элемент исторического развития, это гарант правопорядка и устойчивого, стабильного развития общества и государства.
Стоит отметить, что власть – это не только навязывание правителем и авторитетом своей воли через физическое принуждение. Наоборот, более важную роль играет психологическое воздействие на человека и общество. Подчинение осуществляется через социально-психологическую сферу. В рамках традиционной власти методом достижения данной цели является использование некого авторитета, зачастую обращенного в прошлое. Это традиции и обычаи, которым следовали люди раньше. А если им следовали, то в них есть толк, они эффективны.
Вебер и типология власти
Говоря в данной статье о власти, мы, безусловно, подразумеваем политическую власть. Это более специфичная категория, которая определяется в более широких масштабах и означает осуществление воли и продвижение идей целого социального класса, что в итоге влияет на деятельность других классов. Политическая власть имеет место в масштабах государства.
Известный немецкий философ и социолог Макс Вебер в конце XIX века разрабатывает типологию власти, деля ее на три разновидности: харизматическую, традиционную и легальную. Каждая из них соответственно опирается на личные качества правителя, традиции и обычаи, формальный закон. Для всех трех типов власти характерно явление легитимности, то есть одобрения обществом деятельности правителя.
Особенности традиционного типа власти
Не только наличие традиций и обычаев играет здесь важную роль. Важно то, через что и как они проявляются. В рамках традиций происходит не только передача власти следующим поколениям, но и осуществление воли лидера, подчинение ему общества. Культурной нормой считается подчинение монарху, царю или королю, где традиция служит инструментом и гарантом власти верховного правителя. Само подчинение осуществимо только в случае, если все члены общества осведомлены о наличии многовековых традиций и обычаев и придерживаются их.
Для традиционной власти характерна непоколебимость веры общества в устоявшиеся обычаи и нормы, поскольку ним же жили предки, а до них их предки. Это создает эффект монументальности и обеспечивает авторитет лидера, власть которому перешла по наследству. Повиновение ему в сознании народа превращается в течение веков в привычку. У данного типа власти существуют как положительные, так и отрицательные черты.
К положительным можно отнести:
- Прочность в силу многовекового правления одного и того же рода или династии.
- Сплочение народа через общие представления о власти.
- Внешние потрясения сказываются менее болезненно.
- Меньшая затратность управления подданными.
Из отрицательных можно выделить:
- Излишний консерватизм замедляет темпы экономического развития.
- Предвзятое отношение к инновационным идеям.
- Государственный аппарат громоздок и не отличается поворотливостью.
- Возможность нарастания внутренних противоречий. Требование перемен и смены власти.
Понятие легитимности
Само явление власти неразрывно связано с понятием легитимности. Оно зародилось еще во времена Древней Греции и переводится с латинского (legitimus) как «законный». Если говорить простыми словами, легитимность – это добровольное согласие, выражаемое народом страны, с действиями и решениями правителя, правящей династии или рода, режима. То есть большинство людей по своей воле передает рычаги власти, право принимать важные для государства решения, в руки правящего меньшинства, узкой прослойки людей. Власть не всегда бывает легитимной. Чем меньше в ней этой «законности», тем чаще правитель с целью удержания своего статуса прибегает к силовому принуждению, насилию по отношению к своим подданным.
Легитимность крайне важна в рамках традиционной политической власти. Традиция – это сильнейший инструмент, но также и палка о двух концах: используемый для управления широкими массами, он также может быть использован против правящей элиты. В случае если монарх, король, царь или любое другое правящее лицо нарушит традицию, то это создаст серьезные предпосылки для его свержения. Уже во времена Средневековья теоретически закрепляется идея того, что монарх-тиран, пренебрегающий традициями и обычаями, своим предназначением может быть свергнут народом, поскольку его власть перестает быть законной.
Традиционная легитимность. Примеры
Упомянутый ранее социолог и философ Макс Вебер в своих работах выделил не только типы власти, но и сопроводил их понятием легитимности. Например, о традиционной легитимности с точки зрения Вебера можно говорить тогда, когда патриархальное общество сохраняет традицию преемственности власти и монархию как таковую. Если рассматривать в меньших масштабах отношения большинства и управляющего меньшинства в рамках государства, то можно привести в пример семью, в которой авторитет старшего непоколебим – его почитают и слушаются младшие.
Примеры легитимной власти и вместе с тем традиционной можно найти как в истории, так и в современном мире. К таковой относится монархическая власть, которая с 1901 года и по сей день функционирует на территории Великобритании. Стоит отметить, что Вебер сам позитивно отзывался о существовании наследственной монархии в рамках распространения демократии, поскольку авторитет правящей особы подкрепляется веками правления его династии или рода, а также закрепленной в мышлении традицией почитания правителя. Также в качестве примера традиционной легитимности можно привести период правления Романовых с 1596 по 1917 год. Русские цари и императоры передавали власть по наследству в течение более чем 300 лет.
Общий вывод
Само по себе понятие власти довольно обширное. Если говорить о ее типах, то можно сослаться на работы немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920), который в своих работах выделял три типа власти. Одним из них является традиционная власть. Ключевым инструментом, которым она пользуется для подчинения большинства, служат традиции. Одной из них является традиция почитания народом правителя, которая корнями уходит глубоко в историю человечества.
У данного типа власти много недостатков, из которых можно выделить отсутствие перемен, инноваций и мощного экономического роста. Есть у нее и сильные стороны – стабильность режима, а также сплочение народа через единое отношение к правителю. Все типы власти объединяет одно понятие – понятие легитимности. Оно обозначает соглашение большинства с правящим режимом, его решениями и действиями.
Источник