- ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.7. Участие граждан в политической жизни.
- 5.7. Участие граждан в политической жизни.
- ПЛАН.
- Факторы, влияющие на политическое участие.
- Виды политического участия.
- Формы непосредственного политического участия:
- Умения, необходимые для политических действий.
- Дополнительная информация.
- Формы политического участия по количеству участвующих:
- Виды политического участия.
- По степени вовлечённости в политический процесс:
- По отношению к закону:
- По масштабу:
- По мотивам:
- По методам деятельности:
- Участие граждан в политической жизни — формы, примеры и возможные способы
- Характерные черты деятельности
- Основные формы участия
- Выборы и референдумы
- Жалобы и публичные выступления
- Государственная служба и политическая карьера
- 5.7 Участие граждан в политической жизни
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.7. Участие граждан в политической жизни.
5.7. Участие граждан в политической жизни.
ПЛАН.
- Политическое участие. Понятие.
- Факторы, влияющие на политическое участие.
- Виды политического участия (опосредованное и непосредственное).
- Формы непосредственного политического участия.
- Умения, необходимые для политических действий.
- Дополнительная информация.
Политическое участие – это действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в органы власти.
Факторы, влияющие на политическое участие.
- Определённые свойства гражданина (пол, возраст, образование, профессия, религиозные взгляды, местожительства и т.д.)
- Личностные характеристики (уровень интеллекта, духовности и т.д.)
- Политический режим, средства, предоставляемые гражданам для защиты их прав и интересов.
- Уровень социально-экономического и материального развития общества.
- Характер политических традиций.
- Конкретная политическая ситуация.
Виды политического участия.
- Опосредованное (представительное) – осуществляется через избранных представителей (депутатов, делегатов, членов собраний и т.д.)
- Непосредственное (прямое) – воздействие граждан на власть без посредников, напрямую.
Формы непосредственного политического участия:
- обращения и письма граждан к власти;
- встречи с политическими деятелями;
- участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений;
- участие граждан в выборах и референдумах;
- участие в митингах, пикетированиях, демонстрациях и т.д.
Умения, необходимые для политических действий.
- Умение ясно и убедительно излагать свои взгляды другим людям;
- Умение выслушивать и понимать другие точки зрения;
- Умение разбираться в сути спора;
- Умение защищать свои убеждения;
- Умение самостоятельно ориентироваться в политической информации, собирать, систематизировать её и верно оценивать;
- Организаторские умения, способности правильно распределять поручения, проверять их исполнение.
Дополнительная информация.
Формы политического участия по количеству участвующих:
- индивидуальные
- групповые
- массовые
Виды политического участия.
По степени вовлечённости в политический процесс:
- случайное (разовое) участие – личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом;
- участие «по совместительству» – человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности;
- профессиональное участие – человек делает политическую деятельность своей профессией.
По отношению к закону:
- легальное (выборы, референдумы, демонстрации, митинги)
- нелегальное (революция, мятеж, терроризм, экстремистские действия)
По масштабу:
- местное
- региональное
- национальное
По мотивам:
- автономное (решаются местные вопросы)
- мобилизационное (решаются общенародные вопросы)
По методам деятельности:
- конвенциональное (согласованное, соответствующее нормам, традициям)
- неконвенциональное (нарушающее закон)
Абсентеизм (лат. absens – отсутствующий) — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти. Абсентеизм – это и форма пассивного протеста, сознательное байкотирование избирателями выборов
Политический протест – это вид негативной реакции индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства и политических оппонентов. Как правило, протест возникает там, где действуют неэффективные стратегии и технологии осуществления власти.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник
Участие граждан в политической жизни — формы, примеры и возможные способы
Характерные черты деятельности
Участие граждан в политической жизни страны — это осознанное влияние конкретного человека на принятие и реализацию важных общественных решений или формирование органов государственной власти. Такая деятельность всегда осуществляется на добровольной основе и является главным признаком демократической системы. Степень вовлечённости населения в политическую жизнь страны зависит от множества факторов, среди которых:
- установленный политический режим;
- наличие соответствующих традиций;
- уровень развития общества;
- текущая политическая обстановка в стране;
- личные качества гражданина (темперамент, социальное положение, религия, возраст).
По степени политической вовлечённости всех граждан условно делят на активных, пассивных и отчуждённых. Кроме этого, в обществознании есть такое понятие, как абсентеизм. Это абсолютное уклонение индивида от участия в политической жизни страны. С точки зрения демократии это явление принято считать отрицательным.
Пассивное отношение граждан к выборам и обсуждению законопроектов тормозит развитие политической системы, лишая её гибкости.
Основные формы участия
В обществознании выделяют два вида воздействия населения на жизнь государства. Первый тип опосредованного влияния осуществляется через выбранных представителей. Второй тип называется непосредственным и включает в себя основные формы политического участия граждан. Какова бы ни была степень вовлечённости населения в общественную жизнь в государстве, эти способы участия обязаны использовать все демократические страны.
Выборы и референдумы
Выборы — самая массовая форма участия в политической жизни. Так называют процесс избрания депутатов, президента или иных должностных лиц на ограниченный период. Выборы обеспечивают сменяемость и обновление власти. В период предвыборной кампании кандидаты демонстрируют свои политические программы. Любой человек может изучить основные положения и осуществить выбор в соответствии с собственными интересами. Участие в выборах производится на основании принципов избирательного права:
- Голосование осуществляется тайно.
- Право на голос имеют все лица, достигшие 18 лет.
- В рамках одного мероприятия гражданин может отдать только 1 голос.
- Осуществлять голосование можно только лично.
Принципы избирательного права не распространяются на недееспособных лиц и граждан, находящихся в тюремном заключении на основании приговора суда. Мероприятие может проводиться на федеральном, региональном или местном уровне.
Референдум — всенародное голосование, организованное для обсуждения проектов закона или других важных вопросов. К примеру, такое мероприятие проводилось в 1993 г. для принятия российской Конституции и в 2014 г. для присоединения Крыма.
Как и выборы, референдум проводится посредством тайного голосования. Но принятое решение имеет наивысшую юридическую силу, то есть не подлежит обжалованию. На референдуме нельзя обсуждать вопросы:
- изменения статуса субъекта РФ;
- досрочного прекращения полномочий президента, парламента;
- продления сроков полномочий главы государства и правительства;
- переноса сроков выборов;
- принятия ЧС.
Отменить референдум можно только в случае объявления военного положения или ЧС. Голосовать по одному и тому же вопросу чаще одного раза в 2 года запрещается. При этом срок отсчитывается с момента опубликования решения, принятого на предыдущем референдуме.
Жалобы и публичные выступления
Гражданин участвует в политике, когда подаёт официальные обращения в органы власти в виде жалобы, заявления или предложения. Несмотря на отсутствие строгих правил оформления документов, сроки рассмотрения обращений и предоставления ответа регламентированы законом. За нарушение предусмотренных правил должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности. Обращения граждан отличаются по цели и содержанию:
- Жалоба — требование о восстановлении нарушенного гражданского права и привлечения к ответственности должностного лица.
- Заявление — просьба о реализации какого-либо права в установленном законом порядке.
- Предложение — инициатива, в которой гражданин может кратко высказать идеи по совершенствованию деятельности органов власти или перечислить способы решения наиболее важных общественных проблем.
Ещё одно право граждан, закреплённое в 31-й статье Конституции, заключается в возможности принимать участие в публичных мероприятиях. К ним относятся митинги, шествия, демонстрации, пикеты, забастовки. Публичные собрания проводятся для привлечения внимания к злободневным темам.
В России принята уведомительная схема проведения публичных мероприятий. Это значит, что организаторы собраний обязаны предупредить местные органы власти о предстоящем митинге, шествии, демонстрации. Граждане могут собираться только в мирных целях и без оружия. Правопорядок обеспечивается полицией. В случае нарушения предусмотренного плана или массовых беспорядков правоохранители могут применять специальные средства защиты.
Государственная служба и политическая карьера
Люди, занимающие должности в органах власти, имеют больше возможностей влиять на политическую деятельность в стране, поэтому все граждане в РФ имеют равный доступ к государственной службе. Чтобы стать должностным лицом, необходимо иметь соответствующие профессиональные навыки. Кроме того, кандидат должен пройти установленный законом порядок назначения на должность.
Отправление правосудия можно осуществлять в качестве присяжного заседателя. Граждане имеют право сами участвовать в общественных объединениях (союзах, ассоциациях и политических партиях). В этом случае появляется возможность создания собственной программы развития государства. Основные формы участия личности в политической жизни представлены в таблице.
Опосредованная форма (представительная) | Непосредственная форма (прямая) |
---|---|
Официальные обращения граждан в виде жалоб, заявлений и предложений. Действие должностных лиц и политических лидеров | Участие в выборах, референдуме, публичных мероприятиях. Организация ассоциаций, объединений, партий и участие в их деятельности |
Для выражения мнения по поводу общественных вопросов человеку нужно владеть всей информацией, поэтому политика должна быть гласной. Это означает, что политические партии должны проводить презентацию своих проектов в СМИ, а органы государственной власти обязаны составлять доклады об осуществлённой деятельности. Ключевую роль в развитии демократических институтов играет свобода слова, мысли и массовой информации, запрет цензуры.
Материал может быть использован учениками старших классов для составления эссе и реферата, а также учителями для оформления конспекта и технологической карты урока.
Источник
5.7 Участие граждан в политической жизни
Политическое участие — совокупность действий, посредством которых рядовые члены (граждане, группы людей, общественные организации и т.п.) любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты её деятельности, на политику государства. В демократических странах возможности политического участия шире. В недемократических странах эти возможности часто ограничиваются и подавляются.
Можно выделить формы (уровни) политического участия:
- реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, от ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью высокой активности человека; эпизодическое участие в политике. Пример — недовольство граждан страны в связи с отказом государства повысить пенсии;
- деятельность, связанная с делегированием полномочий: участие в выборах (местного или государственного уровня, референдумах и т.д. Эта форма политического участия предполагает лишь периодическое проявление активности — в дни выборов;
- участие в деятельности политических и примыкающих к ним общественных организаций: партий, групп давления, профсоюзов, молодежных политических объединений и др. В данном случае граждане регулярно принимают участие в деятельности политических партий, движений;
- выполнение политических функций в рамках государственных институтов, включая средства массовой информации;
- профессиональная, руководящая политико-идеологическая деятельность. Эта форма политического участия касается профессиональных политиков.
Можно выделить основные способы политического участия:
- митинг — собрание граждан в заранее оговоренном месте с политическими лозунгами, плакатами и т.д.;
- пикетирование — собрание граждан у зданий органов государственной власти с политическими требованиями. Особо выделяется одиночное пикетирование;
- шествие — передвижение граждан по заранее определённому маршруту с политическими лозунгами и т.п. В целях обеспечения безопасности о шествиях, митингах, пикетированиях (за исключением одиночных) их организационный комитет должен уведомить местные органы власти;
- обращение граждан в органы государственной власти. На любое обращение гражданина орган власти должен дать ответ в течение 30 дней;
- участие в голосовании. Это прямой способ политического участия, при котором жители непосредственно определяют судьбу своей страны. 1
В любом обществе в большей или меньшей степени имеет место политическая пассивность. Она может выражаться в уклонении от любых общественных и государственных дел. Крайней формой политической пассивности выступает абсентеизм — проявление равнодушного отношения людей к политической жизни общества. В таком случае человек не интересуется политикой даже на уровне малой группы. Рост абсентеизма может свидетельствовать о кризисе системы политических отношений. Политическая апатия является результатом неспособности или невозможности индивида влиять на ход политических событий, политический процесс. 2
Источник