- Совет. Как правильно покупать готовый бизнес
- Справка
- На что обратить внимание при покупке бизнеса
- Нюансы при покупке бизнеса
- Как не пропустить сигналы опасности
- Где затаились скрытые риски?
- Документальное оформление сделки
- Пошаговое руководство при покупке готового бизнеса
- Шаг 1. Оценка бизнеса
- Шаг 2. Выбор способа передачи прав собственности
- Шаг 3. Переоформление в налоговой инспекции
- Шаг 4. Получение новых документов
- Шаг 5. Уведомление об изменении руководства предприятия
Совет. Как правильно покупать готовый бизнес
Малейшее сопротивление продавца в предоставлении информации — сигнал опасности!
При покупке готового бизнеса, вне зависимости от его специфики, можно воспользоваться следующим алгоритмом действий.
ШАГ 1. Оцените плюсы и минусы готового бизнеса в принципе
Начать предпринимательскую деятельность (также, как и расширить уже существующую) можно двумя путями: создать новый бизнес или купить готовый. Оценив плюсы и минусы второго варианта, можно решить, подходит ли именно он, или лучше воспользоваться вариантом первым.
Плюсы готового бизнеса:
- История развития, хорошая или плохая, которая дает возможность его оценить.
- Наличие помещений и оборудования.
- Укомплектованный штат сотрудников.
- Налаженные связи и каналы сбыта.
- Готовый продукт (услуга), иногда — уже известная марка.
- Определенный спрос на товары (услуги), возможность прогнозировать его изменение.
- Детализированные финансовые и бухгалтерские отчеты.
Минусы готового бизнеса:
- Оборудование может оказаться изношенным, а технологические процессы — устаревшими.
- Аренда может быть не продлена.
- Штат сотрудников может оказаться низкоквалифицированным
- Контрагенты могут быть ненадежными, отношения с ними могли быть испорчены прежним владельцем.
- Впоследствии могут «всплыть» долговые обязательства (неуплаченные налоги, пени и таможенные пошлины или гарантийные обязательства).
ШАГ 2. Выберите тип бизнеса для покупки
Для этого необходимо ответить на несколько вопросов:
1. Есть ли какой-либо вид деятельности и бизнеса, о котором вы мечтали?
2. Какой тип бизнеса лучше всего соответствует вашим знаниям, навыкам и опыту прошлых лет?
3. Чем вы хотите заниматься: производством, оптом, розницей или оказанием услуг?
4. Интересует ли вас бизнес, связанный с импортом-экспортом?
4. Хотите ли вы привлекать к работе в готовом бизнесе свою семью?
Специалисты рекомендуют вначале сделать выбор между производством, розницей, оптом и услугами, затем решить вопрос с импортом-экспортом, а потом — определить конкретный продукт (услугу) или рынок внутри выбранного сектора.
ШАГ 3. Определитесь со средствами
Первым делом решите, сколько собственных средств вы можете выделить для совершения сделки. Затем определитесь, сколько денег вы можете и готовы взять взаймы (например, в банке).
Обратите внимание: возможность привлечения заемных средств для приобретения бизнеса зависит от наличия ликвидных основных средств и недвижимости. Если вы приобретаете бизнес, у которого есть в собственности такие активы, то в большинстве случаев 50% от общей стоимости бизнеса или инвестиционного проекта вы сможете взять в кредит. Ваши личные активы также могут служить залоговым обеспечением для кредита на покупку нового бизнеса.
ШАГ 4. Подберите подходящие по стоимости варианты
Предприниматели, желающие продать свой бизнес, размещают объявления в газетах бесплатных объявлений или в отделе строчных объявлений местных периодических изданий, в любых бизнес-изданиях или информационных бюллетенях, на специализированных интернет-сайтах. Еще один источник предложений — компании-брокеры, специализирующиеся на продаже готового бизнеса.
Обратите внимание: продавцы далеко не всегда «всенародно» заявляют о продаже своего бизнеса. Причина — в необходимости соблюдения строжайшего режима конфиденциальности, так как сообщение о продаже может вызвать волнение среди клиентов, сотрудников и поставщиков. И многие потенциальные продавцы предпочитают использовать сети личных контактов для поиска покупателей.
Поэтому необходимо также наводить справки в среде друзей, знакомых, предпринимателей, адвокатов, служащих банков, бухгалтеров, консультантов и коллег. Можно также опросить поставщиков или дистрибьюторов, работающих в том бизнесе, которым вы интересуетесь.
ШАГ 5. Выясните причины продажи выбранных компаний
Их у прежнего владельца может быть несколько:
- Смена места жительства. Отсутствие возможности непосредственного контроля и руководства процессом.
- Разногласия между собственниками. Не достигнута совместная договоренность о путях дальнейшего развития компании.
- Потеря интереса к бизнесу. По прошествии 6–8 лет деятельность может просто перестать приносить удовлетворение.
- Болезнь, достижение почтенного возраста. Ограниченность возможностей владельца по управлению бизнеса, а достойных преемников дела не имеется.
- Потребность в инвестициях в другой проект. Владелец нашел более выгодное и менее обременительное направление деятельности.
- Продажа непрофильных активов. Некоторые направления деятельности крупных предприятий или холдингов менее доходны или не вписываются в общую концепцию развития.
В принципе, все причины можно сгруппировать следующим образом:
- данный бизнес перестал приносить достаточную прибыль (в отрасли наблюдаются спад и снижение деловой активности; компания находится под угрозой банкротства; слабый менеджмент; фирма замешана в криминальных аферах и т.п.);
- владелец собирается заняться каким-либо другим бизнесом или диверсифицировать свою деятельность; намерен отойти от дел по личным мотивам; у него не хватает средств для развития компании.
Понятно, что покупка компании целесообразна только тогда, когда владелец фирмы руководствуется соображениями, входящими во вторую группу.
В принципе, на этом этапе из всех ранее выбранных вариантов остаются два-три подходящих.
ШАГ 6. Оцените оставшиеся бизнесы
В условиях российского рынка пока еще невозможно оценить стоимость компании, исходя из рыночной стоимости ее акций, так как на открытом фондовом рынке котируются акции только крупных предприятий. Поэтому при оценке малого и среднего бизнеса специалисты рекомендуют применять следующие подходы: доходный, рыночный и затратный.
При таком подходе стоимость компании определяется величиной ожидаемого дохода. Этот метод предполагает, что покупатель не заплатит за бизнес сумму большую, чем текущая стоимость будущих доходов за интересующий его период. Применяя такой подход, покупатель просчитывает различные варианты развития бизнеса. Однако при таком подходе уровень риска часто определяется слишком субъективно. Данный метод оценки хорош, если доход компании положителен и устойчив.
Стоимость бизнеса оценивается путем сравнения продаж компаний сопоставимого размера в недавнее время. Основное условие применения такого подхода — сформировавшийся рынок. Стоимость оцениваемой компании (V1) определяется как произведение отношения рыночной цены компании-аналога (V2) и ее базового показателя (R2) на базовый показатель (R1) оцениваемой компании: V1=V2/R2×R1. В качестве базовых показателей обычно выступают: чистая прибыль, балансовая стоимость предприятия. При выборе сопоставляемых компаний руководствуются следующими требованиями: отрасль предприятий должна совпадать, количественные и качественные характеристики компании должны быть приблизительно равны.
Стоимость бизнеса определяется суммой затрат ресурсов на его воспроизводство или замещение с учетом физического и морального износа. Этот подход наиболее эффективен, когда покупатель собирается сравнить затраты на приобретение бизнеса с затратами по созданию аналогичного предприятия.
Однозначного ответа, какой метод оценки применять, нет. В каждом случае подходы комбинируются в зависимости от специфики бизнеса.
Обратите внимание: на данном шаге имеет смысл обратиться к независимым консультантам, бизнес-брокерам или профессиональным оценщикам. Они зачастую играют жизненно важную роль. Ведь определение стоимости бизнеса — это процесс, требующий профессиональных знаний и опыта в различных областях права, математического анализа, экономики, бухгалтерского учета и аудита.
На этом этапе, как правило, остается один подходящий вариант.
ШАГ 7. Изучите выбранный бизнес детально
Если средства позволяют (и игра стоит свеч!), лучше всего опять-таки обратиться к профессионалам и заказать Legal Due Diligence («дью дилидженс») — всеобъемлющую проверку продавца на предмет «должной добросовестности». Как минимум, она позволит прояснить достоверность представленной правовой и финансовой информации, проверить правильность оформления документов и их соответствие действующему законодательству. Как максимум, «дью дилидженс» включает в себя проведение юридического и финансового аудита бухгалтерского и налогового учета, оценку соответствия топ-менеджеров занимаемым должностям, проведение инвентаризации имущества и т.д. до бесконечности.
Если сомнений не очень много, да и сумма сделки не так велика, можно попробовать заняться вышеописанной процедурой самостоятельно: задавайте как можно больше вопросов, требуйте отчетность, справляйтесь о номерах и моделях оборудования и датах их приобретения, наводите справки о деловой репутации, узнавайте о всех обязательствах приобретаемой компании и т.д.
Обратите внимание: малейшее сопротивление продавца в предоставлении интересующей вас информации — сигнал опасности!
Серьезными основаниями для беспокойства также являются:
1. Укороченные жесткие временные рамки для продажи бизнеса.
2. Отсутствует ключевая информация по объекту.
3. Получение даже существующей информации затруднено.
4. Нет ясной причины продажи или обоснования причины продажи не вызывают доверия.
5. Обнаружено, что хотя бы часть информации об объекте продавец исказил или неправильно интерпретировал.
ШАГ 8. Минимизируйте возможные риски
Используйте следующие рекомендации специалистов:
1. Наведите справки обо всем, что потенциально может причинить ущерб бизнесу.
2. Выясните состояние имущественного комплекса и особенности его месторасположения. Так удастся предотвратить проблемы, например, в связи с расторжением арендного договора.
3. Нужно опираться на факты и по возможности не верить на слово, каким бы благонадежным ни был продавец. Особенно это касается объемов прибыли и оборота фирмы, заявленных продавцом.
4. Предложите заключить гарантийное обязательство об отсутствии долгов, которые не проходят по бухгалтерии. Его подписывают все учредители и гендиректор. Юридическая защита покупателя заключается в том, что после подписания гарантийного обязательства они несут персональную ответственность за любые заимствования компании в течение последних трех лет. В случае возникновения негативных последствий у покупателя появляется возможность отправить кредиторов к их реальному должнику, либо, если дело дойдет до суда, подать регрессный иск о защите своих прав.
5. Также юристы рекомендуют составить подробный план передачи управленческих полномочий. Это особенно важно для сохранения отношений с клиентами, поставщиками, партнерами по прочим операциям и работниками приобретаемого предприятия. Ведь покупателю важно сохранить дееспособный бизнес.
6. В договоре с продавцом нужно указать, что новый владелец приобретает только те долги, связанные с деятельностью предприятия, которые указаны в договоре. А задолженности, связанные с предыдущей деятельностью предприятия, к новому владельцу не переходят. В договоре и приложениях к нему должен быть приведен детальный перечень всех задолженностей, включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований.
ШАГ 9. Начинайте переговоры о покупке
Если все ваши сомнения разрешились в положительную сторону, делайте формальное предложение и переходите к переговорам.
Обратите внимание: продавцы предпочитают не иметь дела с несерьезными покупателями, поэтому не удивляйтесь, если вам предложат внести залог, подобно тому, как это делается во время проведения операций с недвижимостью.
Как правило, на переговорах обе стороны начинают с максимальных и минимальных предложений и постепенно смягчают свои условия. Поэтому вы должны заранее определить цену и условия, на которых вы согласны приобрести бизнес. Естественно, начните с более выгодных для себя условий. Будьте готовы к тому, что продавец встретит ваше первое предложение условиями, которые вы сочтете несправедливыми. Это — неизбежная часть торга. Если ваши намерения серьезны, работайте в направлении условий, которые вы согласны принять.
ШАГ 10. Приобретайте бизнес!
Справка
Рынок продажи готового бизнеса: итоги 2006 года
Наиболее востребованными и предлагаемыми, как обычно, остаются кафе и небольшие рестораны в ценовом диапазоне 50–150 тыс.$; парикмахерские, салоны красоты (25–50 тыс.$); автосервисы (100–250 тыс.$).
Среди турагентств преобладают предложения 10–20 тыс.$, на которые спрос, как правило, очень незначительный. Достойными предложениями могут считаться туристические компании, обладающие не только турагентской, но и туроператорской лицензией, имеющие собственных представителей за рубежом и договора с отелями и гостиницами. Но цена такой компании уже будет от 30 тыс.$ и выше.
Наметились определенные предпочтения в приобретении бизнеса, связанного с оказанием нематериальных услуг: консалтинговые, аудиторские компании, образовательные учреждения. Инвесторы готовы вложить в такие компании, существующие более 5–7 лет и обладающие всеми необходимыми лицензиями и разрешениями, до 150 тыс.$. Стали предлагаться такие виды бизнесов, как модельные, концертные агентства. Больше появилось предложений по продаже рекламных и рекламно-производственных компаний.
В области медицины и фармакологии виден избыток предложений медицинских центров и стоматологических клиник и, напротив, спрос на аптеки и аптечные киоски, превышающий предложения.
В розничной торговле наблюдается значительное превышение предложения над спросом. Это характерно для небольших магазинчиков и павильонов в торговых центрах стоимостью 30–180 тыс.$.
Среди производственных предприятий пользуются популярностью заводы по производству кирпича, блоков, плитки. Покупатель может заплатить за такой бизнес до 1 млн $, но он должен быть уверенным, что сохранятся все старые связи и потребители. В то же время уменьшается спрос на такой вид бизнеса, как производство окон и дверей из ПВХ. Встречаются предложения по пищевому производству (колбасные, кондитерские цеха) стоимостью 400–700 тыс.$, но спрос на них невелик.
© Интернет-проект «Корпоративный менеджмент», 1998–2021
Источник
На что обратить внимание при покупке бизнеса
Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Покупка готового бизнеса имеет ряд преимуществ, по сравнению с открытием проекта с нуля. Линии сбыта уже имеются, штат сотрудников набран, есть история развития предприятия, анализ которой может подсказать дальнейшие действия. Дополнительным плюсом будет наличие бренда, пользующегося спросом и доверием со стороны клиентов. Но у способа построения своей бизнес-структуры из купленных предприятий есть свои отрицательные стороны и подводные камни.
Вопрос: Мы приобрели ресторан. Бывший владелец выставил нам счет за остатки продукции. Должны ли мы его оплачивать, или они входят в стоимость купленного бизнеса?
Посмотреть ответ
Нюансы при покупке бизнеса
Приобретение зарегистрированных предприятий с имеющейся историей развития может быть сопряжено с отрицательным влиянием некоторых факторов:
- нет уверенности в том, что имеющиеся технологические линии прошли модернизацию и не потребуют срочной замены;
- возможно возникновение ситуации, когда срок действия текущих арендных договоров заканчивается, а согласование условий их продления или перезаключения зашло в тупик или не начиналось;
- у работников может выявиться низкий уровень квалификации;
- риски скрытых долгов или испорченных отношений с ключевыми контрагентами, что в перспективе значительно осложнит ведение бизнеса.
Дополнительная трудность – поиск продавца бизнеса.
Обратите внимание! Отлаженный бизнес продают «тихо», без массового тиражирования рекламы во всех СМИ, чтобы не напугать контрагентов и клиентов.
ВАЖНО! Договор купли-продажи бизнеса от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Поиск подходящего готового проекта для покупки можно вести через рекламные доски в бизнес-изданиях, брокерские компании и интернете.
Особое внимание следует уделять личным контактам – через информацию, полученную от друзей и знакомых, можно найти подходящий вариант для вложения средств.
Перед принятием окончательного решения о покупке конкретного предприятия необходимо выяснить причины его продажи:
- Переезд владельца компании, предполагающий утрату контроля рабочих процессов.
- Возникновение спорных вопросов между учредителями без возможности найти компромиссное решение.
- Утрата интереса к бизнесу, желание отойти от дел.
- Серьезное заболевание, которое делает невозможным дальнейшее руководство предприятием.
- Необходимость срочно найти большую сумму наличных средств.
- Избавление от непрофильных активов, что характерно для крупных холдингов.
- Низкая рентабельность бизнеса.
- Неумение справляться с руководящей ролью, отсутствие соответствующего опыта.
Как не пропустить сигналы опасности
Оформление сделки по покупке бизнеса должно быть обдуманным и взвешенным. Предварительно стоит проанализировать финансовое состояние предполагаемого объекта приобретения, выявить его сильные и слабые стороны. Провести комплексный мониторинг можно самостоятельно или через аналитические конторы.
Особое внимание следует обращать на ситуации, которые могут таить в себе опасность для проекта:
- Продавец настаивает на срочном проведении сделки с жесткой привязкой к конкретной дате.
- Основная информация финансового и правового характера о предприятии скрывается.
- Не называется причина продажи бизнеса или приведенные доводы звучат неубедительно.
- Продавец был уличен в предоставлении искаженной информации.
Где затаились скрытые риски?
Серьезные риски могут скрываться в конкурентной среде. Исследование конкурентов поможет выявить бренды, которые обладают большим потенциалом и в краткосрочной перспективе способны выдавить продаваемый бизнес-проект с рынка.
Дополнительный фактор риска – месторасположение предприятия. Если оно удалено от своих клиентов на значительное расстояние, его сложно найти, то одним из первых шагов после оформления сделки будет переезд компании. Это очень дорого, поэтому стоит либо настаивать на существенной скидке на стоимость бизнеса либо отказаться от сделки.
Запомните! Финансовое состояние бизнеса можно оценивать только по официальным документам, нельзя полагаться на отзывы, устные гарантии и мнения непроверенных экспертов.
Обезопасить себя от долговых обязательств, которые не были заявлены, можно путем подписания накануне сделки специального соглашения. Суть договора – гарантия отсутствия долгов у предприятия, которые не зафиксированы в бухгалтерском учете. Даже если таковые впоследствии будут выявлены, купленный бизнес от них не пострадает, так как подписанное соглашение возлагает всю ответственность за такие кредиты на прежних владельцев, им же и придется расплачиваться по займам.
Важно! Соглашение об отсутствии скрытых долгов должны подписать все учредители, включая генерального директора, иначе документ утрачивает юридическую силу.
Документальное оформление сделки
Ключевым документом при оформлении сделки по приобретению бизнеса является договор купли-продажи. В нем обязательно должны освещаться следующие вопросы:
- предмет и объект сделки, перечисление участников из состава продавцов и покупателей, приведение окончательной цены предприятия;
- наличие или отсутствие у фирмы долговых обязательств с их подробной расшифровкой и уточнением, какие из них покупатель согласен принять;
- факторы, способные повлиять на значение цены в промежутке времени между моментом подписания договора и окончанием юридического оформления сделки;
- гарантии со стороны продавца относительно достоверности представленной им информации о фирме;
- комплекс штрафных санкций и других мер воздействия при нарушении одного или нескольких пунктов договора;
- размер залогового взноса.
Бизнес, оформленный в виде ООО, можно приобрести несколькими методами:
- Банкротство с последующей ликвидацией предприятия и выкупом его на торгах. Способ позволяет оптимизировать цену на объект, но велик риск того, что во время торгов появится серьезный конкурент, способный перебить ценовое предложение.
- Вхождение в состав учредителей с дальнейшим отчуждением долей и выходом из него прежних владельцев.
Второй вариант наиболее оптимален. Для оформления регистрации в качестве нового участника ООО потребуется:
- заявление установленной формы Р13001, заверяемое нотариально;
- решение учредителей об увеличении УК (при нескольких учредителях речь пойдет о составлении протокола общего собрания);
- обновленная версия Устава предприятия в 2 экземплярах;
- квитанция, подтверждающая оплату госпошлины;
- заявление третьего лица (предполагаемого покупателя) о принятии его в состав компании;
- банковский документ, подтверждающий внесение всей суммы вклада в УК покупателем (новым участником ООО).
На следующем этапе оформляется выход прежних участников ООО из его состава. Для этого готовятся такие документы:
- заполненный бланк формы Р14001 (предполагается нотариальное заверение);
- заявление, составленное каждым учредителем, подтверждающее их выход из общества;
- протокол общего собрания о последующем перераспределении высвободившихся долей.
Для сопровождения сделки нотариусом потребуются соглашения купли-продажи с предоставлением оферт участников.
Обратите внимание! Нотариальное оформление всех этапов сделки и документации происходит при непосредственном участии обеих сторон – продавца и покупателя.
Пошаговое руководство при покупке готового бизнеса
Шаг 1. Оценка бизнеса
На этом этапе проводится оценка стоимости бизнеса, анализируется его финансовая отчетность, составляется прогноз рентабельности и перечень необходимых капиталовложений. Продавец должен предоставить акты инвентаризаций, уставные документы, разрешительную документацию, бухгалтерскую отчетность. Исследование текущего финансового состояния можно делать самостоятельно или силами оценщиков и аудиторов.
Шаг 2. Выбор способа передачи прав собственности
Оценка преимуществ и недостатков разных способов передачи прав собственности, анализ степени важности всех факторов для участвующих сторон. Выбор того или иного метода будет зависеть от сроков, отведенных для оформления сделки, общего числа участников ООО.
Шаг 3. Переоформление в налоговой инспекции
Если заключение сделки сопровождает нотариус, то отдельным пунктом договора с ним можно прописать подачу документации в налоговые органы без участия продавцов и покупателей. При самостоятельном переоформлении данная функция возлагается на генерального директора.
Сначала подаются документы об увеличении уставного капитала и появлении нового участника ООО. На это отводится 1 месяц с даты внесения денег дополнительным участником. В течение 5 рабочих дней в налоговой обрабатываются документы. Далее подаются документы, свидетельствующие о выходе участника или участников из ООО, которые на протяжении 5 рабочих дней пройдут процедуру регистрации в инспекции.
Шаг 4. Получение новых документов
Этап подразумевает получение листа внесения изменений в ЕГРЮЛ с заверенным оригиналом обновленной версии устава. Сделать это можно при личной явке или по почте, если в момент подачи документации указать почтовый адрес для отправки.
Шаг 5. Уведомление об изменении руководства предприятия
Подготовка и рассылка письменных уведомлений об изменениях в составе руководства компании. Обязательно надо оповестить банковские структуры, с которыми сотрудничает организация, и контрагентов, в договорах с которыми прописано такое обязательство.
Источник