- Бюджетный дефицит и методы его покрытия
- Экономические науки
- Похожие материалы
- Список литературы
- Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
- Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
- Обучающий сервис
- Дефицит бюджета и инструменты покрытия
Бюджетный дефицит и методы его покрытия
Экономические науки
- Бубнова Инна Юрьевна , кандидат наук, доцент
- Поволжский Государственный Университет Сервиса
- Степанова Алёна Владимировна , студент
- Удалов Андрей Александрович , студент
- Шаповалов Сергей Юрьевич , студент
- Поволжский государственный университет сервиса
- ДОХОДЫ
- ПРИЧИНЫ ДЕФИЦИТА
- БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ
- МЕТОДЫ ПОКРЫТИЯ
- РАСХОДЫ
Похожие материалы
Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы любой страны. Он представляет собой финансовый план государства на весь год и приравнивается к законодательному акту [3].
Государственный бюджет состоит из двух частей, которые тесно связаны между собой и дополняют друг друга:
- Доходная часть, в которой отражаются источники поступления средств, предназначенных для финансирования государственной деятельности,
- Расходная часть – в ней указываются цели, для которых предназначены данные государственные средства.
Чаще всего встречаются 2 варианта государственного бюджета:
- Нормальное, сбалансированное состояние, при котором расходы государства равны доходной части госбюджета,
- Дефицит – при этом расходы государства превышают размер доходной части.
Руководство каждой страны стремится к тому, чтобы достичь «баланса дохода», т.е. такой ситуации, при которой расходная и доходная части бюджета равны между собой.
Однако на этот баланс влияют самые разные факторы – политические, экономические, природные, в результате чего доходная часть госбюджета не может покрыть все расходные статьи. Именно такая ситуация и называется бюджетным дефицитом.
Иными словами, бюджетный дефицит это превышение расходов над получаемыми доходами. Естественно, что все страны стараются свести к минимуму риски возникновения подобной ситуации, поскольку такое состояние госбюджета нежелательно для страны – из-за бюджетного дефицита происходит рост государственного долга и инфляция.
Существует и третий вариант госбюджета – его профицит, т.е. превышение доходов государства над его расходами. Однако встречается такая ситуация нечасто.
В разные периоды своего существования, а особенно во время экономического кризиса практически каждое государство вынуждено сталкиваться с дефицитом госбюджета. Так, к самым распространенным причинам образования дефицита госбюджета являются:
- Чрезвычайные и форс-мажорные ситуации – стихийные бедствия, катастрофы, массовые беспорядки и войны и т.п.;
- Несовершенство налогового законодательства и политики в сфере налогообложения;
- Коррупция в государственных органах;
- Спад производства;
- Увеличение расходов на оборону в связи с неспокойной ситуацией в мире;
- Низкая эффективность финансовой системы страны;
- Уменьшение доходов госбюджета в периоды экономического кризиса.
Как отмечают экономисты и политологи, если показатель дефицита государственного бюджета не превышает 3% внутреннего валового продукта (ВВП), вероятность его преодоления высока, а сам дефицит называют временным.
Если дефицит госбюджета колеблется в пределах 3-10%, он считается допустимым, однако при показателях более 20% дефицит называют критическим.
В Российском законодательстве для бюджетов различных уровней предусматривается определенный допустимый уровень дефицита, который считается приемлемым, неопасным состоянием и не требует вмешательства государства. Например:
- Дефицит местного бюджета не может превышать 10%,
- Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации должен составлять не более 15%,
- Дефицит федерального бюджета не должен быть больше суммарного объема расходов на обслуживание государственного долга страны и бюджетных инвестиций.
Естественно, что уровень дефицита, зависящий от множества факторов, влияющих на экономику страны, не может быть величиной постоянной [2]. Как правило, он определяется по отношению к ВНП, ВВП или утвержденным Правительством затратам госбюджета.
Исходя из этого бюджетный дефицит подразделяется на:
- Активный, стимулирующий дальнейшее развитие экономики страны и вызывающий рост капитала,
- Пассивный, напрямую зависящий от процессов инфляции, происходящих в государстве.
Как же можно покрыть дефицит госбюджета? Для этого существуют 3 способа:
Данный способ осуществляется путем выпуска доходных государственных облигаций, обращающихся на фондовом рынке. Естественно, что при этом увеличения денежной массы не наблюдается. После окончания заранее оговоренного периода обращения ценные бумаги погашаются государством.
Покрывается долговое финансирование дефицита госбюджета за счет внешних (вне страны) и внутренних (внутри страны) заимствований, что в итоге приводит к появлению или росту внешнего и внутреннего государственного долга.
В тех случаях, когда государство использует исключительно данный вариант пополнения бюджетного дефицита, последний возрастает настолько, что финансировать его становится невозможно и в результате единственным выходом становится эмиссионное финансирование.
- Монетизация дефицита бюджета.
Являясь традиционным способом уменьшения бюджетного дефицита, монетизация заключается в дополнительной эмиссии денежных средств, т.е. увеличении денег в обращении. При этом у государства появляется доход, возникающий благодаря печатанию денежных знаков – так называемый «сеньораж» (от фр. seigneuriage).
Главным недостатком этого варианта решения проблемы бюджетного дефицита является инфляция.
- Корректировка налоговой политики в сторону роста налогообложения.
Ещё один вариант пополнения госбюджета и сокращения дефицита – введение дополнительных видов налогов и повышение налоговых ставок.
Однако у такого решения также есть недостатки – это снижение предпринимательской активности в стране, уменьшение доходности инвестиций, а в итоге – косвенное стимулирование теневой экономики и спад производства.
В соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2015-2017 года» [1]:
- В 2015 году расходы госбюджета составят 15 триллионов 215 миллиардов руб., а доходы – 12 триллионов 539 миллиардов 700 миллионов руб.,
- В 2016 году расходы ориентировочно составят 16 триллионов 271 миллиард 800 миллионов рублей, а доходная часть государственного бюджета будет равна 15 триллионов 795 миллиардов 500 миллионов руб.,
- В 2017 году доходы госбюджета будут равны 16 триллионам 547 миллиардам 800 миллионам руб., а расходы – 17 триллионов 88 миллиардов 700 млн.руб.
Исходя из этих данных, дефицит государственного бюджета в 2015 году составит 3,66% от ВВП или 2675,3 млрд. руб., в 2016 году – 0,57% от ВВП или 476,3 млрд. руб. и в 2017 году – 0,6% от ВВП или 540,9 млрд. руб.
Двумя годами ранее, в 2013 году Россия рассчитывала решить проблему с дефицитом госбюджета в течение 24 месяцев с условием, что цена на нефть составит не менее 100 долл.США за 1 баррель. Однако в результате западных санкций в отношении РФ стоимость барреля нефти составила всего 50 долл. США – именно поэтому и дефицит госбюджета возрос до 2675,3 млрд.руб. В дальнейшем ожидается снижение размера бюджетного дефицита.
Также в планы Правительства РФ входит снижение уровня инфляции и сокращение государственных расходов. При этом стоит отметить, что реформа «Сколково», подготовка к Чемпионату мира по футболу, который будет проводиться в 2018 году, Универсиаде-2019 в Красноярске и многим другим крупным мероприятиям приведут к увеличению статьи государственных расходов.
Какие бы меры ни принимались для преодоления дефицита госбюджета, все они в итоге направлены на сокращение расходов и увеличение доходных статей, а сбалансировать бюджет страны помогут продуманное законодательство и действующие механизмы выполнения принятых законов.
Список литературы
- Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» // Российская газета от 5 декабря 2014 г. № 278.
- Киселева С.А., Удалов А.А, Шаповалов С.Ю. Обзор современных экономико-математических методов и моделей // Теоретические и практические вопросы развития научной мысли в современном мире: сб. ст. Международной научно-практической конф. – Уфа, 2015. – С. 99-102.
- Янов В.В. Деньги, кредит, банки: учебное пособие / В.В. Янов, И.Ю. Бубнова. — М.: КНОРУС, 2014. — 424 с.
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Источник
Обучающий сервис
Для покрытия дефицита (разницы между доходами и расходами) бюджета привлекаются источники финансирования дефицита бюджета.
Источники финансирования дефицита бюджета разделяют на внешние и внутренние.
В состав источников внутреннего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации включаются:
разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;
разница между привлеченными и погашенными субъектом Российской Федерации в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;
разница между привлеченными и погашенными субъектом Российской Федерации в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными бюджету субъекта Российской Федерации другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
разница между привлеченными и возвращенными субъектом Российской Федерации кредитами иностранных банков в валюте Российской Федерации;
разница между привлеченными и погашенными субъектом Российской Федерации в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;
изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации в течение соответствующего финансового года;
иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации включаются:
поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;
курсовая разница по средствам бюджета субъекта Российской Федерации;
объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий субъекта Российской Федерации в валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий субъекта Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
объем средств, направляемых на погашение иных долговых обязательств субъекта Российской Федерации в валюте Российской Федерации;
разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;
разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;
разница между средствами, перечисленными с единого счета бюджета субъекта Российской Федерации, и средствами, зачисленными на единый счет бюджета субъекта Российской Федерации, при проведении операций по управлению остатками средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации.
В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации включаются:
разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
разница между привлеченными и погашенными субъектом Российской Федерации кредитами иностранных банков в иностранной валюте;
разница между привлеченными и погашенными субъектом Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций в иностранной валюте;
разница между привлеченными и погашенными субъектом Российской Федерации бюджетными кредитами в иностранной валюте, предоставленными Российской Федерацией в рамках использования целевых иностранных кредитов;
иные источники внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
В состав иных источников внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации включаются:
объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий субъекта Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий субъекта Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий субъекта Российской Федерации в иностранной валюте, предоставленных Российской Федерации в рамках использования целевых иностранных кредитов, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий субъекта Российской Федерации ведет к возникновению прав регрессного требования гаранта к принципалу;
объем средств, направляемых на погашение иных долговых обязательств субъекта Российской Федерации в иностранной валюте.
Источник
Дефицит бюджета и инструменты покрытия
Предкризисная осень принесла цепочку событий, возможно, связанных между собой в единую логику, как причина и следствия.
Бюджет следующего и последующего годов ещё долго будет обсуждаться и корректироваться, но тренды уже очевидны: денег на всех не хватает ни при каких обстоятельствах при том, что жить элита привыкла на широкую ногу, не по средствам.
Для справки: в 2014-2016 годах планируется дефицитный федеральный бюджет: в 2014 году — на уровне 391,4 млрд рублей (0,5% ВВП), в 2015 году — 817 млрд рублей (1% ВВП), в 2016-м — 485,8 млрд рублей (0,6% ВВП).
Для снижения бюджетного трансферта Пенсионному фонду правительство решило «растворить» накопительную часть пенсии так называемых «молчунов» в пользу страховой. Пенсионными накоплениями граждан за 2014 год в размере 240 млрд. рублей, изъятыми у управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов, также начнут заделывать брешь в распределительной системе (текущие выплаты пенсионерам). У нас, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное (всего-то, как было объявлено, «заморозка» на год, а потом якобы всё вернется на круги своя и станет тип-топ).
Для справки: людей фактически обворовывают, и одновременно президент своим указом задним числом. в 2-2,5 раза поднимает доходы (оклады, надбавки, другие выплаты) практически всем высшим чиновникам (до 500 000-700 000 руб. в месяц).
За счёт чего ещё будут покрывать дефицит бюджета? Есть фишка?
Месяц назад почти никто не заметил появление совместного приказа Федеральной налоговой службы, Следственного комитета и Министерства внутренних дел (от 3 сентября 2013 года N ММВ-7-4/306/61/663@). Если абстрагироваться от общих слов (типа «в целях обеспечения эффективного взаимодействия [. ] по вопросам выявления, предупреждения, документирования, пресечения и расследования нарушений законодательства о налогах и сборах, противоправных действий при государственной регистрации и банкротстве юридических лиц, имеющих признаки уголовных преступлений»), суть документа достаточно проста — координация и проведение совместных комплексных проверок бизнеса одновременно треми ведомствами. Как такого рода «инструменты» работают в России, мы уже проходили и хорошо знаем. Ждём первых ласточек в правоприменительной практике.
Вот и делайте вывод, найден ли «действенный» инструмент для покрытия дефицита или он пока в поиске.
А мы всё талдычим: бизнес-климат, инвестиционный климат.
Источник