Способы покрытия дефицита денежных средств
БК РФ Статья 94. Источники финансирования дефицита федерального бюджета
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. 01.12.2007))
(см. текст в предыдущей редакции)
1. В состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;
разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;
иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.
В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации;
поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;
(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 457-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
курсовая разница по средствам федерального бюджета;
объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;
разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;
разница между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов, предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
разница между суммой средств, полученных от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов;
разница между средствами, перечисленными с единого счета федерального бюджета, и средствами, зачисленными на единый счет федерального бюджета, при проведении операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета;
(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
прочие источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.
2. В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.
3. Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 268-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года:
в объеме дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета отчетного года, не использованных в течение отчетного года на формирование Фонда национального благосостояния, используются в текущем финансовом году на те же цели;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 262-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в объеме неполного использования бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации, бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда отчетного финансового года направляются соответственно на увеличение в текущем финансовом году объемов бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации, бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда;
(в ред. Федеральных законов от 14.11.2017 N 315-ФЗ, от 19.07.2018 N 222-ФЗ, от 31.07.2020 N 263-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в объеме не более одной двенадцатой общего объема расходов федерального бюджета текущего финансового года направляются на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году;
в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований на предоставление из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставление которых в отчетном финансовом году осуществлялось в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являлись указанные межбюджетные трансферты, направляются в установленном Правительством Российской Федерации порядке на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на цели оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации, за исключением бюджетных ассигнований в размере, не превышающем с учетом уровня софинансирования остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на оплату государственных (муниципальных) контрактов, заключенных от имени субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных (муниципальных) контрактов оплате в отчетном финансовом году, которые направляются в установленном Правительством Российской Федерации порядке на увеличение бюджетных ассигнований на предоставление указанных межбюджетных трансфертов;
(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2017 N 178-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 457-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в объеме, не превышающем сумму остатка неиспользованных бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам, предоставление которых в отчетном финансовом году осуществлялось в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей субсидий, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии, направляются в установленных Правительством Российской Федерации случаях и порядке на увеличение бюджетных ассигнований на указанные цели;
(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2017 N 178-ФЗ)
в объеме остатков средств, привлеченных на единый счет федерального бюджета, направляются для возврата указанных средств на счета, с которых они были ранее перечислены;
(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2017 N 178-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 в абз. 8 п. 4 ст. 94 вносятся изменения (ФЗ от 01.07.2021 N 244-ФЗ). См. будущую редакцию.
в объеме, не превышающем сумму остатка неиспользованных бюджетных ассигнований на оплату заключенных от имени Российской Федерации государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в отчетном финансовом году, направляются в установленном Правительством Российской Федерации порядке на увеличение бюджетных ассигнований на указанные цели.
(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Действие абз. 9 — 11 п. 4 ст. 94 приостановлено (в части остатков средств федерального бюджета, направления использования которых установлены ФЗ от 15.10.2020 N 327-ФЗ) с 01.01.2021 до 01.01.2022. Остатки средств на 01.01.2021 используются в 2021 году в соответствии с ФЗ от 15.10.2020 N 327-ФЗ.
Иные остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года могут быть использованы на:
осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства;
5. Утратил силу с 1 января 2021 года. — Федеральный закон от 27.12.2019 N 479-ФЗ.
Источник
Как преодолеть дефицит финансовых средств на предприятии
Последствия дефицита денежных средств могут быть для предприятия весьма неприятными, а в некоторых случаях — плачевными. Некоторые из них перечислены ниже.
- Задержки в выплате заработной платы сотрудникам предприятия.
- Рост кредиторской задолженности перед контрагентами (в частности, перед поставщиками и подрядчиками), банками и иными финансово-кредитными организациями.
- Рост кредиторской задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, а также по иным обязательным платежам.
- Заметное снижение ликвидности активов предприятия.
- Увеличение производственного цикла из-за несвоевременной поставки сырья, материалов и комплектующих вследствие неплатежей (или задержки платежей) поставщикам и подрядчикам.
Причины возникновения дефицита денежных средств можно разделить на две группы: внутренние и внешние.
К внутренним причинам относятся те, что зародились на самом предприятия и обусловлены его спецификой. Наиболее распространенные из них — это:
- Потеря одного или нескольких крупных покупателей продукции (работ, услуг), отсюда заметное снижение объемов реализации.
- Недостатки в планировании и управлении ассортиментом продукции предприятия, что также может вызвать падение объемов продаж.
- Слабая реализация финансового планирования на предприятии либо отсутствие финансового планирования.
- Отсутствие оптимальной организационной структуры финансовых служб предприятия.
- Отсутствие управленческого учета. В настоящее время только бухгалтерского учета явно недостаточно для эффективного управления предприятием.
- Потеря контроля над затратами предприятия.
- Нерациональное использование прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
- Низкая квалификация персонала предприятия, в первую очередь — специалистов бухгалтерского, финансового и управленческого учета.
Внешние причины возникновения дефицита денежных средств не зависят от предприятия. Среди них могут быть следующие:
- Жесткая конкуренция со стороны других производителей аналогичных товаров (работ, услуг).
- Возникновение кризиса неплатежей.
- Распространение неденежных форм расчетов (бартерные операции, зачеты взаимных требований и т. д.).
- Дефицит или значительный рост цен на энергоносители.
- Потери от экспорта продукции, вызванные снижением обменного курса валюты.
- Противоречивость налогового законодательства, давление со стороны налоговых органов.
- Высокая стоимость кредитных и иных привлеченных средств.
- Инфляция.
Для преодоления дефицита денежных средств существует два основных пути, которые желательно реализовывать в комплексе: увеличение притока и уменьшение оттока денежных средств.
Как увеличить поступление денежных средств
Одним из наиболее распространенных способов увеличения поступления денежных средств на предприятие является продажа или сдача в аренду внеоборотных активов. При этом продажа дает сиюминутный и единичный приток денежных средств (за исключением случаев, когда внеоборотные активы продаются в рассрочку), а аренда обеспечивает постоянное поступление денег в течение всего периода аренды.
Достаточно эффективным способом увеличения притока денежных средств является оптимизация и рационализация ассортимента выпускаемой продукции. Это выглядит вполне логично: зачем выпускать товары (выполнять работы, оказывать услуги), которые не пользуются спросом на рынке или пользуются ограниченным спросом? Следует переориентировать производство на более актуальный ассортимент.
В условиях неплатежей или чрезмерного распространения неденежных форм расчетов для увеличения притока денежных средств можно использовать механизм полной либо частичной предоплаты. В таком случае покупателям и заказчикам выдвигается жесткое условие: продукция предприятия будет поставляться только после поступления предоплаты на расчетный счет либо в кассу предприятия.
Предоплату можно использовать в комплексе с еще одним эффективным способом увеличения притока денежных средств — разработкой и внедрением системы скидок для покупателей и заказчиков (чем больше сумма предоплаты, тем больше скидка). Без предоплаты лучше ничего не отпускать или отпускать с дополнительной наценкой.
Для решения актуальных финансовых проблем можно использовать механизм краткосрочного финансирования в банке либо другом финансово-кредитном учреждении. Во многих случаях более удобным является не привлечение кредита, а открытие кредитной линии. При предоставлении предприятию кредита на расчетный счет перечисляются все деньги по договору. Через определенный период времени предприятие должно возвратить банку эту сумму с уплатой процентов.
Что касается кредитной линии, то в данном случае денежные средства на расчетный счет предприятия не перечисляются. При необходимости компания имеет возможность в любой момент взять требуемую сумму и перечислить ее по назначению. Сумма кредитной линии может быть исчерпана одним или несколькими платежами. При этом проценты рассчитываются за фактическое пользование денежными средствами.
Кредитная линия, как и кредит, предоставляется на определенный срок, например на год. Это означает, что в течение года предприятие может по мере необходимости совершать платежи за счет заемных средств в пределах суммы кредитной линии. Например, предприятию нужно срочно оплатить поставщику 300 000 рублей (предположим, что в банке открыта кредитная линия на сумму 1 000 000 рублей). Предприятие оплачивает эту сумму за счет кредитной линии; через несколько дней, когда финансовое положение стабилизируется (например, крупную сумму оплатил покупатель продукции), предприятие возвращает эти 300 000 рублей банку. Если эта сумма была возвращена, например, через 5 дней, то и проценты предприятие должно будет уплатить только за эти 5 дней.
Если предприятие имеет свои акции (облигации), то поправить финансовое положение можно за счет дополнительной эмиссии этих ценных бумаг. Однако систематическое использование данного метода может привести к их обесцениванию.
Еще один способ увеличения притока денежных средств на предприятие — это поиск потенциального инвестора, в качестве которого может выступать юридическое либо физическое лицо, желающее вложить деньги в предприятие с целью получения в дальнейшем дивидендов от его деятельности.
Также достаточно распространенным является такой способ привлечения денежных средств, как продажа дебиторской задолженности предприятия. Допустим, что какой-то покупатель (или несколько покупателей) имеет крупную задолженность перед предприятием за полученные товарно-материальные ценности (выполненные работы, оказанные услуги), однако рассчитаться за эти ценности не в состоянии. Чтобы получить хотя бы часть своих денег, предприятие может продать свою дебиторскую задолженность тому, кто согласится ее приобрести (разумеется, со значительной скидкой, которая в некоторых тяжелых случаях доходит до 50%).
Как уменьшить расходование денежных средств
Один из самых популярных способов уменьшения расходования денежных средств — это отсрочка платежей по текущим обязательствам. В некоторых случаях такую отсрочку предоставляют кредиторы, но нередко предприятие, испытывающее финансовые затруднения, задерживает платежи без согласия поставщиков.
Уменьшить отток денежных средств также можно с помощью пересмотра структуры затрат предприятия и их оптимизации. Это относится не только к производственным, но и к общехозяйственным, коммерческим и другим расходам.
Для экономии денежных средств предприятие должно использовать различные системы скидок, предоставляемых поставщиками, например: может быть установлена скидка за досрочный платеж или за приобретение крупной партии товара.
Если предприятие осуществляет инвестиционную деятельность, то для оптимизации расходных денежных потоков можно пересмотреть ее программу. Очевидно, что в случае серьезных финансовых затруднений целесообразно отказаться от инвестиций либо иных финансовых вложений в пользу решения насущных проблем.
Чтобы уменьшить расход денежных средств, можно перейти с теми либо иными поставщиками на неденежные формы расчетов: бартер, взаимозачет, расчеты векселями и т. д. Например, при проведении бартерной операции одновременно происходит экономия денежных средств и в то же время реализация товарно-материальных ценностей. Основные преимущества бартерных сделок (с точки зрения предприятия, погашающего задолженность).
- Значительное снижение расходования денежных средств с одновременным сохранением прежних объемов производства.
- Погашение задолженности без денежных трат.
- Возможность расчета с контрагентами в случае, когда счета предприятия заморожены (например, по требованию налоговых органов).
- Возможность даже при трудном финансовом положении отказаться от привлечения заемных денежных средств для сохранения непрерывного производственного цикла.
- В некоторых случаях стоимость бартерных контрактов ниже обычных, денежных. Это обусловлено тем, что при осуществлении бартерных операций иногда можно уменьшить сумму уплачиваемых налогов.
Следует отметить, что бартерные сделки имеют свои недостатки, которые во многом обусловлены перечисленными выше преимуществами и в некотором роде представляют собой их зеркальное отражение. Например, вместо живых денег предприятие-дебитор получает товарно-материальные ценности, которые еще нужно кому-то продать. При этом появляются лишние затраты, связанные с хранением и реализацией полученных ценностей. Для дебитора стоимость бартерного контракта может оказаться выше стоимости обычного за счет некоторого увеличения суммы налогов, которые уплачиваются денежными средствами. Поэтому уговорить кредитора на бартерную сделку при изначальной договоренности о денежной форме расчета удается далеко не всегда: обычно такой вариант возможен только в том случае, когда задолженность безнадежна.
Еще один эффективный способ экономии денежных средств производственного предприятия — переход на работу с давальческим сырьем (взятым у другого предприятия для переработки). Это избавляет организацию от необходимости платить за сырье живыми деньгами.
Источник