Способы покидания опасной зоны конспект мчс

Содержание
  1. Подготовка газодымозащитников
  2. Подготовка газодымозащитников
  3. Эвакуация пострадавших при пожаре (ЧС)
  4. Что такое эвакуация, ее правила
  5. Организация эвакуации в условиях пожарной тревоги
  6. Профессиональная эвакуация пострадавшего из зоны опасности
  7. Приемы переноски пострадавших одним, двумя или тремя спасателями
  8. Переноска на носилках
  9. Перемещение на руках
  10. Спасение людей при пожаре
  11. Правила
  12. Способы
  13. Средства
  14. Тушение пожаров и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на транспорте. Принципы выбора тактических приемов и способов тушения пожара. Особенности тактических действий по спасанию людей и тушению пожара с учетом опасности грузов и допустимого времени пребывания человека в зоне действия опасных факторов пожара. Основные требования к условиям безопасного ведения подразделениями действий по тушению пожаров (занятие с решением ПТЗ). Образец конспекта. Занятие 3
  15. Принципы выбора тактических приемов и способов тушения пожаров
  16. Оперативно-тактическая характеристика объекта АЗС
  17. Основные требования к условиям безопасного ведения подразделениями действий по тушению пожаров
  18. Требования правил по охране труда при работе в СИЗОД
  19. Расчёт сил и средств на тушение пожара АЗС

Подготовка газодымозащитников

Наименование тем
Документы по ГДЗС
Тестирование

Подготовка газодымозащитников

Эвакуация пострадавших при пожаре (ЧС)

При возникновении чрезвычайной ситуации, вызванной возгоранием в общественных местах, где находится большое количество людей, самое главное — спасти человеческие жизни. Далее о том, как проходит эвакуация пострадавших при пожаре и ЧС.

Что такое эвакуация, ее правила

В современных офисах, зданиях супермаркетов, концертных залов, спорткомплексов и других объектов ввиду использования легковоспламеняющихся материалов локация огня быстро перемещается. Это становится причиной пожара, возникновения тревоги, страха и паники. Вследствие шокового состояния появляется беспорядочность передвижений, столпление на выходах, давка.

Поэтому необходимы быстрые действия служб, которые призваны эвакуировать людей. Эвакуация при пожаре представляет собой проведение комплекса мероприятий по спасению оказавшихся в зоне его распространения.

Они состоят в организации самостоятельного перемещения людей с территории, подверженной опасному воздействию огня, дыма и высокой температуры. Вынужденный процесс вывода из района бедствия проводится с помощью пожарников.

Они пользуются разработанной тактикой спасения людей на пожаре. Эвакуация требует соблюдения основных правил:

  1. Сначала выводят людей, пребывающих в самых опасных зонах.
  2. Если все находятся в одинаковых условиях, выносят детей, больных, стариков.
  3. Следует успокоить тех, кто оказался в охваченном огнем помещении.
  4. Спасатели руководят действиями на пожаре, подчиняют своей воле растерявшихся или запаниковавших людей и спокойно дают указания растерявшимся.

Во время проведения эвакуации соответствующие службы или руководитель мероприятий по тушению пожара отключают системы электроснабжения, , тепло- и газоснабжение, останавливают устройства, механизмы и другие источники опасности.

Организация эвакуации в условиях пожарной тревоги

Правильная организация эвакуации людей при пожаре начинается на этапе проектирования объекта. В ходе его эксплуатации проводится постоянный контроль за состоянием путей эвакуации. Также проверяется работоспособность инженерных систем здания, от которых зависит передвижение.

Чтобы не возникало излишнее скопление народа, а вывод был безопасным, в доме или здании существует заранее разработанные план и пути эвакуации.

Схема выхода расположена в доступном для общего обозрения месте. В соответствии с конструкцией строения, стрелками отмечены направления движения и выходы (эвакуационные и аварийные). В качестве путей эвакуации могут быть использованы:

  • основные входы и выходы;
  • технические балконы в новостройках, изолированные от общей площади;
  • лестничные клетки;
  • токи в перекрытиях и стенах строения или проделанные пожарными.

Оконные проемы и лоджии применяются как дополнительные выходы в случае воспламенения внутренних лестниц и коридоров, их сильной задымленности или превышения допустимых норм продуктов горения и температуры воздуха.

Для создания плана эвакуации конкретного объекта используют методический эвакуационный план. В его текстовой части содержатся указания на действия при возникновении пожара, акцентируется необходимость вызова подразделений МЧС подразделений по указанным телефонам. Чаще всего создают несколько планов, в которых учитывают время суток, безопасность маршрутов, количество людей, действия персонала, возможные места возгорания и т. д.

Спасение пострадавших на пожаре сопровождается оснащением и техническими приемами, к которым относятся:

  1. Обработка объектов огнетушащими охлаждающими средствами. Они устраняют дым, предотвращают возможный взрыв или возгорание.
  2. Установка автолестниц (автоподъемников) и использование стационарных их вариантов.
  3. Применение насосно-рукавных систем для транспортирования смеси воды и пенообразователя.
  4. Спасательное оборудование и пожарный инструмент.
  5. Амортизирующие устройства, бечевки, трапы.
  6. Приспособленные и доступные средства и материалы.

Уберечь от действия угарного газа и защитить дыхательные органы от ожогов призваны изолирующие и шланговые респираторы, а также автономные дыхательные аппараты.

Профессиональная эвакуация пострадавшего из зоны опасности

Безопасная эвакуация пострадавших на пожаре – главная задача спасателей-профессионалов. Ее проведение зависит от их слаженных действий и нуждается в создании четкого плана действий по спасению людей. Чтобы иметь представление об уровне сложности, пожарная бригада оценивает уровень сложности в сложившейся ситуации.

Далее работники службы чрезвычайных ситуаций приступают к проведению безопасной эвакуации. Они помогают людям эвакуироваться, используя несколько способов:

  • выход (с сопровождением или без);
  • вынос на плечах, на руках или взяв пострадавшего за руки и ноги;
  • спуск с помощью спасательной техники, специальных устройств, рукавных систем для транспортирования;
  • воздушных подушек, канатов и веревок.

Овладение знаниями при подготовке газодымозащитников проводится в соответствии с Порядком подготовки личного состава пожарной охраны и предполагает изучение теории по вопросам эвакуации и приобретение практических навыков.

Приемы переноски пострадавших одним, двумя или тремя спасателями

Выбор способа перемещения в ходе проведения эвакуации людей при пожаре

зависит от состояния человека, пострадавшего во время пожара. Переноску производят на медицинских, специально предназначенных или импровизированных носилках, с помощью лямки и на руках.

Переноска на носилках

Это способ могут осуществить 2 или 4 человека. Носилки ставят возле пострадавшего (с поврежденной стороны). Далее 2–3 спасателя заходят с другой стороны, опускаются на колени. Подведя с осторожностью руки под пострадавшего, приподнимают. Третий пожарный пододвигает носилки, на которые укладывают больного с ожогами. Передвигаются они, слегка согнув колени, идти «в ногу» не следует. Можно использовать прием транспортировки на одеяле или щите.

Перемещение на руках

Один газодымозащитник на спине или плечах может переносить пострадавшего, находящегося в лежачем, сидячем или стоячем положении. Возможен вариант волочения: для этого он берет руку пострадавшего, сгибает ее в локте и прижимает к груди, оставляя большие пальцы снаружи. Можно использовать также покрывало.

Два спасателя способны эвакуировать потерпевшего при использовании кольца или перекладины для переноски. При отсутствии приспособлений его переносят на скрещенных руках или на стуле. Возможен вариант, при котором один из них берет пострадавшего под руки, второй — под колени. Затем, подняв, переносят.

Человека с большим весом могут перенести три пожарника, если сложат руки в виде стула. Удобным будет передвижение потерпевшего на одеяле, покрывале или простыне: один из них берет один конец и идет впереди. Второй и третий держат края холста и следуют за ним.

Знать все нюансы и особенности при проведении эвакуационных действий крайне важно в условиях пожара, потому что от этого зависят жизни многих людей.

Источник

Спасение людей при пожаре

Спасение людей при пожаре – это действия по эвакуации людей из зоны, где имеется вероятность воздействия на них опасных факторов пожара (ОФП), в безопасную зону. Является главной задачей для пожарных подразделений на пожаре.

Пути и способы спасения людей при пожаре определяются руководителем тушения пожара (РТП) и лицами, проводящими спасательные работы, в зависимости от обстановки на пожаре и состояния людей, нуждающихся в помощи.

Спасение должно проводиться с использованием технических средств, обеспечивающих наибольшую безопасность и, при необходимости, с осуществлением мероприятий по предотвращению паники. При этом должно учитываться состояние основных и запасных путей эвакуации, а также техническую оснащенность объекта системами оповещения, аварийного освещения, дымоудаления.

Читайте также:  Варианты чтения выражения 3 2 всеми возможными способами

Спасение с высоты при пожаре с помощью автолестницы

Правила

Спасение людей организуется в первоочередном порядке и проводится, если:

  • людям угрожают ОФП;
  • имеется угроза взрыва и обрушения конструкций;
  • люди не могут самостоятельно покинуть места возможного воздействия на них ОФП;
  • имеется угроза распространения ОФП по путям эвакуации;
  • предусматривается применение опасных для жизни людей огнетушащих веществ.

При проведении спасательных работ:

  • принимаются меры по предотвращению паники, в том числе с использованием системы внутреннего оповещения;
  • привлекаются администрация и обслуживающий персонал организаций, члены добровольной пожарной охраны к организации проведения спасательных работ;
  • осуществляется вызов скорой медицинской помощи, до ее прибытия первая помощь пострадавшим оказывается силами участников боевых действий по тушению пожаров;
  • предусматриваются места для размещения спасаемых.

Если по имеющимся сведениям о местах нахождения людей спасаемые не обнаружены, необходимо тщательно осмотреть и проверить все задымленные и соседние с горящим помещения, в которых могут оказаться люди.

Для спасения людей используются кратчайшие и безопасные пути:

  • основные и запасные входы и выходы;
  • оконные проемы, балконы, лоджии и галереи, при этом применяются ручные и стационарные пожарные лестницы, пожарные автолестницы, автоподъемники и другие спасательные устройства;
  • люки в перекрытиях, если через них можно выйти из здания или перейти в его безопасную часть;
  • проемы в перегородках, перекрытиях и стенах, проделываемые пожарными.

Способы

Основными способами спасения людей при пожаре являются:

  • вывод спасаемых в сопровождении пожарных, когда пути спасения задымлены либо состояние и возраст спасаемых вызывает сомнение в возможности их самостоятельного выхода из угрожаемой зоны (дети, больные, престарелые);
  • вынос людей, не имеющих возможности самостоятельно передвигаться;
  • спуск спасаемых по стационарным и ручным пожарным лестницам, автолестницам и автоподъемникам, при помощи технических спасательных устройств (индивидуальные спасательные устройства, спасательные рукава), когда пути спасения отрезаны огнем или дымом и другие способы спасения невозможны.

Перемещение спасаемых людей в безопасное место осуществляется с учетом условий тушения пожара и состояния пострадавших на пожаре посредством: организации самостоятельного их выхода из опасной зоны; вывода или выноса их из опасной зоны пожарными. Защита спасаемых людей от воздействия ОФП осуществляется при перемещении их в безопасное место, а также при невозможности осуществления такого перемещения. При этом должны использоваться наиболее эффективные средства и приемы, в том числе подача огнетушащих веществ (ОТВ) для охлаждения (защиты) конструкций, оборудования, объектов, снижения температуры в помещениях, удаления дыма , предотвращения взрыва или воспламенения веществ и материалов с применением СИЗОД.

Средства

При спасении людей с верхних этажей зданий (сооружений) с разрушенными, поврежденными, задымленными лестничными клетками применяются следующие основные средства:

  • автолестницы, автоподъемники и другие приспособленные для этих целей автомобили;
  • стационарные и ручные пожарные лестницы;
  • спасательные устройства (спасательные рукава, веревки, трапы, индивидуальные спасательные устройства и иные средства спасения);
  • СИЗОД;
  • аварийно-спасательное оборудование и устройства;
  • вертолеты.

Спасение людей и имущества при пожаре при достаточном количестве сил и средств подразделений пожарной охраны проводится одновременно с тушением пожаров. Если сил и средств подразделений пожарной охраны недостаточно, то они используются в первую очередь для спасения людей, при этом другие боевые действия по тушению пожаров не проводятся или приостанавливаются.

При спасении людей допускаются все способы проведения боевых действий по тушению пожаров, в том числе с риском для жизни и здоровья личного состава пожарной охраны и спасаемых.

Проведение спасательных работ при пожаре прекращается после осмотра всех мест возможного нахождения людей, при отсутствии нуждающихся в спасении.

Источник: приказ МЧС России № 444 от 16.10.2017 «Об утверждении Боевого устава пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».

Источник

Тушение пожаров и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на транспорте. Принципы выбора тактических приемов и способов тушения пожара. Особенности тактических действий по спасанию людей и тушению пожара с учетом опасности грузов и допустимого времени пребывания человека в зоне действия опасных факторов пожара. Основные требования к условиям безопасного ведения подразделениями действий по тушению пожаров (занятие с решением ПТЗ). Образец конспекта. Занятие 3

Принципы выбора тактических приемов и способов тушения пожаров

Действия РТП должны быть направлены на предупреждение распро­странения пожара и воздействия опасных факторов на участников туше­ния пожара. РТП должен своевременно оценить возможность появления опасных факторов, которые могут угрожать здоровью и жизни личного состава, и обеспечить своевременную эвакуацию людей в безопасную зону.

РТП при проведении разведки во взаимодействии с обслуживающим персоналом автотранспортных средств, представителями объекта (очевидцами) должен установить:

  • у водителя автотранспортного средства продолжительность пожара к моменту прибытия подразделений ГПС и характер возможных разрушений;
  • вид и количество перевозимого ЛВЖ и ГЖ, номера аварийной карточки по транспортным документам;
  • количество и местонахождение людей в зоне воздействия возможных опасных факторов пожара;
  • возможные пути эвакуации;
  • состояние запорной арматуры автоцистерны (открыта или закрыта);
  • характер повреждения ёмкости или оборудования автоцистерны;
  • примерное время возможной разгерметизации (взрыва) автоцис­терны в результате теплового воздействия;
  • опасные факторы пожара и зону поражения;
  • определить вероятность угрозы близлежащим зданиям и соору­жениям в случае пожара пролива ЛВЖ (или ГЖ) или «пожара-вспышки»;
  • место, порядок и способ эвакуации автоцистерны из опасной зо­ны;
  • возможность устройства обвалования для ограничения разлива горючих жидкостей или её сбора;
  • меры к обеспечению выполнения требования охраны труда лично РТП и с помощью специально назначенных работников
  • пожарной охраны;
  • безопасное расстояние для участников тушения пожара;
  • необходимость привлечения и использования аварийных служб и аварийных служб городского хозяйства, спасателей МЧС России;
  • наличие на объекте плана ликвидации аварии или плана тушения пожара в городской (районной, объектовой) пожарной части;
  • порядок передачи полученной в ходе разведки информации;
  • определить тактику тушения, учитывая характер развития ава­рийной ситуации и пожара, наличие пожарной техники и пожарно ‒ технического вооружения, огнетушащих веществ, наличие и состояние стационарных систем пожаротушения.

Ликвидация пожара на автоцистернах, связанных с перевозкой ЛВЖ и ГЖ относится к классу тушения пожаров в условиях особой опасности для личного состава. Поэтому работы по тушения пожара на автоцистер­нах с ЛВЖ или ГЖ необходимо выполнять с привлечением минимального количества личного состава ГПС.

РТП должен приступать к тушению только после установления вида и количества перевозимого груза, а в отдельных случаях при получении разрешения санэпидемнадзора, наличия подъездов к нему.

Для выполнения поставленной задачи РТП должен предпринять следующее:

  • оценить вероятность образования паровоздушной смеси по нали­чию пламени над зеркалом пролива горючей жидкости;
  • определить возможные пути развития пожара;
  • оценить угрозу теплового воздействия на автоцистерну с ЛВЖ или ГЖ;
  • принять меры к снижению интенсивности теплового воздействия на автоцистерну с ЛВЖ или ГЖ путём экранирования теплового потока (созданием водяных завес, как правило, плотность теплового потока при этом уменьшается в 2 раза);
  • принять меры по устройству обвалования для ограничения про­лива горючей жидкости или её сбора, учитывая рельеф местности (заградительные валы из песка, земли, гравия);
  • по возможности вывести автоцистерну из зоны горения на безо­пасное расстояние, соблюдая при этом меры безопасности;
  • при аварий­ной транспортировке автоцистерны избегать толчков, резкого торможе­ния;
  • запрещается проводить автоцистерны с ЛВЖ (или ГЖ) через зону пожара, а при невозможности эвакуации – организовать непрерывное её охлаждение;
  • оценить возможности перекачки оставшейся горючей жидкости в резервные ёмкости, как стационарные, так и передвижные;
  • при растекании горючей жидкости и невозможности устранить течь из повреждённой цистерны принять меры по созданию заградитель­ных валов из земли песка или гравия, а также запретить её эвакуацию;
  • выяснить направление ветра, уклон местности для предотвраще­ния угрозы перехода огня на близлежащие здания и сооружения;
  • организовать разведку водоисточников для подачи воды;
  • определить потребность доставки к месту пожара дополнительно­го количества огнетушащих веществ;
  • организовать установку обозначений и постов, допуская пере­движение транспорта и людей в опасных зонах только согласно распоря­жению штаба по ликвидации аварии;
  • при необходимости вызвать дополнительные силы и средства;
  • располагать резерв сил и средств на безопасном расстоянии, с на­ветренной стороны, организовать сменную работу личного состава ГПС в зоне высоких температур и орошение в процессе выполнения задач;
  • назначить ответственного из должностных лиц ГПС за обеспече­ние охраны труда.
Читайте также:  Способ применения тантум верде леденцы

Оперативно-тактическая характеристика объекта АЗС

Автозаправочная станция «АЗС» расположена по адресу ул. Ленина 12.

Сооружения АЗС расположены в 25 метрах от проезжей части, ведущей в пром. зону и в 150 метрах от ограждения II промышленной площадки.

АЗС занимает территорию общей площадью 800 м 2 . На площадке АЗС расположены здание операторской и два отдельно стоящих сооружения, в которых находятся резервуары с топливом (бензин АИ-92, АИ-95 и ДТ). Всего четыре резервуара по два резервуара в каждом сооружении. Размещение резервуаров – наземное Vpeз= 2,5 м 3 . Стены сооружений обшиты профилированными стальными листами. Сооружение операторской одноэтажное, каркасное, размер 5 × 3,5 м. Стены обшиты профилированными стальными листами с несгораемым утеплителем – минеральная вата.

В центре площадки находятся три бензиновые колонки под навесом.

АЗС осуществляет хранение и отпуск ЛВЖ и ГЖ (бензин АИ-92, АИ-95 и ДТ).

Хранение топлива осуществляется в резервуарах с наземным размещением Vpe3= 2,5 м 3 (всего 4 резервуара Урез обш = 10 м 3 ). Пополнение резервуаров осуществляется от автотопливозаправщиков, топливо перекачивается насосами.

В условиях пожара возможно:

  • мощное тепловое излучение в окружающую среду;
  • угроза взрыва паровоздушной смеси внутри резервуара и его разрушение;
  • угроза выхода большого количества горящего продукта, перехода горения в обвалование и на соседние резервуары в следствии разрушения резервуара, нарушения герметичности задвижек и фланцевых соединений по канализационной и другим системам, а также по технологическим лоткам;
  • изменение направлений потоков продуктов горения и теплового воздействия в зависимости от метеоусловий.

При ведении действий по тушению пожаров необходимо:

  • установить количество и вид ЛВЖ и ГЖ;
  • установить состояние обвалования, угрозу повреждения смежных сооружений при разрушениях цистерны автотопливозаправщика, пути возможного растекания продукта, учитывая рельеф местности;
  • установить наличие и состояние производственной и ливневой канализации, смотровых колодцев и гидрозатворов;
  • установить наличие, состояние, возможность использования установок и средств пожаротушения, систем водоснабжения и пенообразующих веществ;
  • определить возможность быстрой доставки пенообразующих веществ, в случае неэффективности пенной атаки и ухудшения ситуации;
  • организовать охлаждение стволами горящего и негорящих резервуаров. Определить очередность охлаждения соседних с горящим резервуаров, в зависимости от направления ветра и вида хранимого в них продукта;
  • создать оперативный штаб тушения пожара с обязательным включением в его состав представителей администрации и инженерно-технического персонала объекта;
  • организовать подготовку пенной атаки;
  • принять меры к обеспечению выполнения необходимых требований охраны труда;
  • определить тактику тушения, учитывая вид пожара, наличие противопожарной техники и пожарно-технического вооружения, огнетушащих веществ, наличие и состояние стационарных систем пожаротушения;
  • охлаждать при горении узлы управления задвижками, а также фланцевые соединения;
  • обеспечить обслуживающему персоналу доступ под защитой стволов к запорной арматуре, для перекрытия и прекращению подачи топлива в зону горения;
  • начинать подачу пены только после того, как подготовлено полное расчетное количество средств (с учетом резерва и продолжительности горения) для тушения и охлаждения резервуаров;
  • подачу огнетушащих веществ осуществлять преимущественно из-за обвалования, либо из-за укрытия;
  • не допускать в опасную зону (в обвалование) личный состав подразделений и обслуживающий персонал объекта, не занятый на тушении, смену ствольщиков производить поочередно, с тем, чтобы как можно меньше людей находилось в опасной зоне (в обваловании);

Наиболее эффективно тушить пожар воздушно ‒ механической пеной средней кратности и компрессионной пеной (быстрое охлаждение очага пожара и строительных конструкций).

Спасание и эвакуация

АЗС работает ежедневно без перерывов и выходных (кроме технологических, для пополнения резервуаров). В здании операторской круглосуточно находится 1 человек.

Системы АПЗ отсутствуют.

Внутреннее противопожарное водоснабжение в здании отсутствует.

На территории АЗС имеется один ПГ расположенный на кольцевом пожарно-хозяйственном водопроводе 150 мм., напором 40 – 50 м.вод.ст. и общим расходом до 72 л/с, находящийся на удалении 3 метров.

Система электроснабжения: силовое ‒ напряжением 380В, рабочее и осветительное – напряжением 220В. Отключение электроэнергии производится на электрощите, расположенном на столбе линии электропередач рядом со зданием операторской, либо на подстанции. Имеется ливневая канализация.

Основные требования к условиям безопасного ведения подразделениями действий по тушению пожаров

При спасании людей и имущества на пожаре оперативные должностные лица обязаны определить порядок и способы спасания людей в зависимости от обстановки и состояния людей, которым необходимо оказать помощь, предпринять меры по защите спасаемых от опасных факторов пожара.

Работы по спасанию проводятся быстро, но с соблюдением предосторожностей, чтобы не были причинены повреждения и травмы спасаемым людям.

Во всех случаях, когда проводятся спасательные работы, должностные лица одновременно с развертыванием сил и средств организуют вызов скорой медицинской помощи, даже если в данный момент в ней нет необходимости.

До прибытия на пожар медицинского персонала первую доврачебную помощь пострадавшим, в установленном порядке, оказывает личный состав подразделений ГПС.

– начинать его проведение до полной остановки пожарного автомобиля;

– использовать открытый огонь для освещения колодцев пожарных гидрантов, газо- и тепло-коммуникаций;

– спускаться без СИЗОД и спасательной веревки в колодцы водо-, газо-, техкоммуникаций;

– одевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии пожарного ствола при подъеме на высоту и при работе на высоте;

– находиться под грузом при подъеме или спуске на спасательных веревках инструмента, ПТВ и др.;

– переносить механизированный и электрифицированный инструмент в работающем состоянии, обращенный рабочими поверхностями (режущими, колющими и т.п.) по ходу движения, а поперечные пилы и ножовки – без чехлов;

– поднимать на высоту рукавную линию, заполненную водой;

– подавать воду в незакрепленные рукавные линии до выхода ствольщиков на исходные позиции или подъема на высоту.

– вертикальные рукавные линии должны крепиться из расчета не менее одной рукавной задержки на каждый рукав.

Подача огнетушащих веществ:

  • разрешается только по приказанию оперативных должностных лиц на пожаре или непосредственных начальников.
  • подавать воду в рукавные линии следует постепенно, повышая давление, чтобы избежать падения ствольщиков и разрыва рукавов.
  • при использовании пожарного гидранта его крышку открывать специальным крючком или ломом. При этом следить за тем, чтобы крышка не упала на ноги.

При прокладке рукавной линии:

– с рукавного и насосно-рукавного пожарных автомобилей водитель должен контролировать скорость движения (не более 10 км/ч), а пожарный следить за исправностью световой и звуковой сигнализации, надежно фиксировать двери отсеков.

Требования правил по охране труда при работе в СИЗОД

Перед каждым включением в дыхательный аппарат звено ГДЗС проводит в течение одной минуты рабочую проверку в порядке и последовательности, установленными Руководством по эксплуатации АП «Омега».

Запрещается включаться в СИЗОД без проведения рабочей проверки и при обнаруженных неисправностях.

Включение личного состава в СИЗОД проводиться по команде командира звена ГДЗС «Звено, в противогазы (аппараты) – ВКЛЮЧИСЬ!».

Правила работы и требования безопасности

На каждое звено ГДЗС выставляется пост безопасности.

Место расположения поста безопасности определяется оперативными должностными лицами на пожаре в непосредственной близости от места входа звена ГДЗС в непригодную для дыхания среду (на свежем воздухе).

Читайте также:  Графика это способы образования звуков

Количество звеньев ГДЗС, направляемых в непригодную для дыхания среду, определяется РТП.

Включение в СИЗОД на месте пожара (учении) проводится на свежем воздухе у места входа в непригодную для дыхания среду на посту безопасности;

При продвижении к очагу пожара (месту работы) и возвращении обратно первым следует командир звена ГДЗС, а замыкающим наиболее опытный газодымозащитник (назначается командиром звена).

Звено ГДЗС должно возвращаться из непригодной для дыхания среды в полном составе.

Продвижение звена ГДЗС в помещениях осуществляется вдоль капитальных стен, запоминая путь следования, с соблюдением мер предосторожности, в том числе обусловленных оперативно-тактическими особенностями объекта пожара.

При работе в СИЗОД необходимо оберегать его от непосредственного соприкосновения с открытым пламенем, ударов и повреждений, не допускать снятия маски или оттягивания ее для протирки стекол, не выключаться, даже на короткое время. Выключение из СИЗОД осуществляется по команде командира звена ГДЗС “Звено, из противогазов (дыхательных аппаратов) – ВЫКЛЮЧИСЬ!”.

В целях обеспечения безопасного продвижения звено ГДЗС может использовать пожарные рукава. При работе в условиях ограниченной видимости (сильном задымлении) идущий впереди командир звена ГДЗС обязан простукивать ломом конструкции перекрытия.

При вскрытии дверных проемов личный состав звена ГДЗС должен находиться вне дверного проема и использовать полотно двери для защиты от возможного выброса пламени.

При работе в помещениях, заполненных взрывоопасными парами и газами, личный состав звена ГДЗС должен быть обут в резиновые сапоги, не пользоваться выключателями электрофонарей. При продвижении к очагу пожара (месту работы) и обратно, а также в процессе работ должны соблюдаться все меры предосторожности против высекания искр, в том числе при простукивании конструкций помещений.

Особенности работы в противогазах и дыхательных аппаратах:

а) применять в средах где имеются АХОВ дыхательные аппараты с избыточным давлением под маской;

б) при срабатывании звукового сигнала доложить командиру звена и покинуть в составе звена непригодную для дыхания среду;

в) использовать, при необходимости, спасательное устройство, входящее в комплект дыхательного аппарата.

Расчёт сил и средств на тушение пожара АЗС

Тактический замысел: Произошла разгерметизация фланцевого соединения на трубопроводе при сливе бензина АИ-92 из автотопливозаправщика в резервуары АЗС ООО «АЗС» по адресу ул. Ленина 12. Вследствие, чего произошло истечение бензина АИ-92 и его последующее воспламенение. На момент прибытия первых пожарных подразделений (смена СПСЧ) площадь пожара составила S=100 м 2 , происходит горение разлившегося бензина АИ-92 и кабины автотопливозаправщика, создалась угроза распространения пожара на сооружения АЗС.

Сообщение о пожаре поступило на ЦППС от оператора ООО «АЗС».

Время суток и погодные условия: реальные на момент решения ПТЗ.

Расчёт сил и средств

Принимаем на тушение установку комбинированного тушения УКТП «Пурга-5» (q Пурга-5 р-ру = 6,0 л/с, IS T = 0,08 л/м 2 ×с).

  • Определяем требуемый расход 6 %-го раствора пенообразователя на тушение пожара:

Sп = 100 м 2 – площадь пожара;

iтр = 0,08 л/м 2 × с – требуемая интенсивность подачи воздушно­ ‒ механической пены средней кратности.

  • Определяем требуемое количество стволов на тушение пожара:

N туш. ПУРГА-5 = 8 / 6,0 = 1,3 = 2 (ПУРГА-5), где

Qтр. туш = 8 л/с – требуемый расход воздушно-механической пены средней кратности на тушение пожара;

q ств. ПУРГА-5 = 6,0 л/с – расход ствола ПУРГА-5 по раствору.

С учётом обстановки на пожаре и требований «Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны», утверждённого приказом МЧС России от 31 марта 2011 года № 156, «Методических рекомендаций подразделений федеральной противопожарной службы при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ» (2010 г.) принимаем для тушения пожара 2 УКТП «Пурга-5».

  • Исходя из характеристик приборов тушения (УКТП «Пурга- 5» предназначена для создания и подачи в очаг пожара распылённых струй воды и воздушно-механической пены средней кратности, используются для тушения крупномасштабных пожаров горючих жидкостей, твёрдых горючих материалов, а также создания светотеплозащитных экрановв районах аварий, катастроф, стихийных бедствий, для дегазации и дезактивации объектов гражданского и военного назначения), с учётом обстановки на пожаре принимаем решение об использовании для осуществления защитных действий 2 УКТП «Пурга-5» принимаемых для тушения пожара (в качестве маневренного ствола).
  • Определяем фактический расход раствора пенообразователя на тушение пожара:

Q туш. ф. = 2 × 6,0 = 12,0 (л/с)

  • Определяем общий фактический расход воды:

Так как на тушение пожара и защитные действия используются маневренные стволы УКТП «Пурга-5», то:

Q общ. ф = Q туш. ф = 12,0 (л/с)

  • Определяем водоотдачу наружного противопожарного водопровода:

Q к сети = (1,5 × (150/25)) 2 = 81,0 (л/с), где

D = 150 мм – диаметр наружного противопожарного водопровода;

Vв = 1,5 м/с – скорость движения воды по трубам (табл. 4.2. «Справочника РТП» 1987 г.).

Т.к. Q к сети > Q общ ф. (81,0 л/с > 11,64 л/с), то обеспеченность объекта водой удовлетворительная.

  • Определяем требуемое количество основных пожарных автомобилей, которые необходимо установить на водоисточники (пожарные гидранты):

для тушения пожара ВМП средней кратности:

NМ = Qф./ Qн.; Nавт. = 12 / 40,0 = 0,3 = 1 (авт.), где

Qф. = 12 л/с – фактический расход воды на тушение;

Qн. = 40,0 л/с – производительность насоса пожарного автомобиля.

Определяем предельное расстояние по подаче раствора пенообразователя при выбранной схеме развёртывания сил и средств:

Lпр = [100 м – (90 м + 0 м + 0 м) / 0,015 × (1 × 6,0 л/с) 2 ] ´ 20 =

= [100 м – (90 м) / 0,015 × (6,0) 2 ] ´ 20 = [10 м / 0,54] ´ 20 = 370 (м.), где

Hн = 100 м. вод. ст. – напор на насосе пожарного автомобиля, подающего раствор пенообразователя;

Hпр = 90 м. вод. ст. – напор у разветвления (на 10 м. вод. ст. больше, чем напор у ствола ПУРГА-5);

Zм = 0 м. – высота подъёма местности;

Zпр = 0 м. – максимальная высота подъёма стволов;

S = 0,015 – сопротивление одного пожарного рукава диаметром 77 мм;

Q = (6,0) 2 л/с – суммарный расход воды одной наиболее загруженной магистральной рукавной линии.

Так как предельное расстояние по подаче воды превышает расстояние от пожарного гидранта до места пожара (370 м. > 150 м.), то пожарный гидрант можно использовать для подачи на тушение пожара воздушно-механической пены средней кратности.

9) Определяем требуемое количество пенообразователя на тушение пожара:

VПО = (2 ств. × 0,36 л/с) × 10 мин. × 60 = 432 (л.), где

q ПУРГА-5 ПО = 0,36 л/с – расход ствола ПУРГА-5 по пенообразователю;

tр = 10 мин. – нормативное время тушения воздушно-механической пеной (пенная атака).

Фактически на АЦ-3,0-40(4308) вывозится 180 литров пенообразователя. Следовательно, для тушения пожара запаса пенообразователя достаточно.

10) Определяем требуемую численность личного состава для тушения пожара:

Nл.с. = 2 × 2 + 1 × 1 + 1 × 1 = 6 (чел.), где

N туш. ПУРГА-5 = 2 – количество работающих на тушении стволов ПУРГА-5 (ствольщик + подствольщик);

NМ = 1 – количество основных пожарных автомобилей, подающих огнетушащие вещества;

NРАЗВЕТВЛ. = 1 – количество установленных разветвлений.

Определяем требуемое количество отделений на основных пожарных автомобилях:

Nотд. = Nл.с. / 5; Nотд. = 6 / 5 = 2 (отд.)

Вывод: Сил и средств дежурной смены достаточно для тушения пожара, с учетом личного состава прибывающего на специальных пожарных автомобилях.

Литература:

  1. «Порядок тушения пожаров подразделениями пожарной охраны» (приказ МЧС России от 31.03.2011 № 156);
  2. Методические рекомендации по действиям подразделений Федеральной противопожарной службы при тушении пожаров и проведении аварийно – спасательных работ (Указание МЧС России от 26.05.2010 № 43-2007-18);
  3. Правила по охране труда в подразделениях ФПС ГПС (утверждены приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 23.12.2014 № 1100н);
  4. Организационно-методические указания по тактической подготовке начальствующего состава федеральной противопожарной службы МЧС России (утвержденные 28.06.2007 Главным военным экспертом МЧС России генерал-полковником П.В. Платом),
  5. Учебное пособие «Пожаротушение на транспорте» (Теребнев В.В., Артемьев Н.С., Подгрушный А.В. Грачев В.А.; Москва-2009).

Источник

Оцените статью
Разные способы