1.2 Способы погашения бюджетного дефицита
1) Займы или выпуск новых денег. Существуют два различных способа, которыми федеральное правительство может финансировать дефицит: за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг, или за счет выпуска новых денег его кредиторам). Воздействие на совокупные расходы будет в каждом случае различно.
2) Заимствования. Если правительство выходит на денежный рынок и размещает там свои займы, оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства. Этот дополнительный спрос на средства вызовет рост равновесной процентной ставки, а инвестиционные расхода обратно пропорциональны ставке процента. Следовательно, правительственное заимствование будет иметь тенденцию к повышению уровня ставки процента, и, таким образом, будет выталкивать некоторые расходы частных инвесторов и чувствительные в величине процента потребительские расходы.
3) Собственное производство денег или “сеньораж”- увеличение денежной массы, как источник денежных средств. [4;с.371] Если государственные расходы дефицитного бюджет финансируются за счет выпуска новых денег, выталкивания частных инвестиций можно избежать. Федеральные расходы могут увеличиваться, не оказывая влияния на инвестиции или потребление. Таким образом, создание новых денег является по своему характеру более стимулирующим способом финансирования дефицитных расходов по сравнению с расширением займов.
4) Погашение долга или бездействующий бюджетный избыток. Вызванная избыточным спросом инфляция требует фискальных действий со стороны правительства, которые могли бы сформировать бюджетный излишек. Однако антиинфляционный эффект такого излишка зависит от того, как правительство будет использовать его.
5) Погашение долга. Поскольку федеральное правительство имеет накопленную задолженность, логично, что правительство может использовать дополнительные средства для погашения долга. Эта мера, однако, может несколько снизить антиинфляционное воздействие бюджетного излишка. Выкупая свои долговые обязательства у населения, правительство передает свои избыточные налоговые поступления обратно на денежный рынок, вызывая падение ставки процента и стимулируя, таким образом, инвестиции и потребление.
6) Изъятие из обращения. С другой стороны, правительство может добиться большего антиинфляционного воздействия своего бюджетного излишка просто за счет изъятия этих избыточных сумм, приостановив любое их последующее использование. Изъятие избытка означает, что правительство изымает покупательную способность некоторых размеров из общего потока доходов и расходов и удерживает ее. Если избыточные налоговые доходы не впрыскиваются (вливаются) вновь в экономику, то отсутствует возможность расходования даже некоторой части бюджетного избытка. То есть уже нет никаких шансов к тому, что эти средства создадут инфляционное воздействие, противодействующее дефляционному влиянию избытка как такового. Можно сделать заключение о том, что полное изъятие бюджетного избытка является более сдерживающей мерой по сравнению с использованием этих средств для погашения государственного долга.
Варианты политики: правительственные расходы или налоги.
Встает вопрос, что является наиболее предпочтительным в покрытии инфляционных кризисных отрывов — правительственные расходы или налоги. В значительной степени этот вопрос решается по-разному в зависимости от взглядов и величины государственного сектора. Те экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен для того, чтобы компенсировать различные погрешности рыночной системы, могут рекомендовать расширение совокупных расходов в период спада за счет роста государственных покупок и ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. И наоборот, экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за рост совокупных расходов в период спада за счет сокращения налогов, и в период роста инфляции предлагать сокращение совокупных расходов за счет сокращения государственных расходов. Важно отметить, что активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.
Не дискреционная политика (автоматическая) — политика, основанная на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры. [8;c.385] В некоторой степени необходимые изменения в относительные уровни государственных налогов и расходов вносятся автоматически. Эта автоматическая или встроенная стабильность не включается в рассмотрение дискреционной политики, т.к. при этом предполагается существование аккордного налога (обеспечивающего взимание определенного процента ЧНП). Встроенная стабильность возникает в связи с тем, что в реальности налоговая система обеспечивает изъятие такого чистого налога (общая величина налога за вычетом трансфертных платежей и субсидий), который варьирует пропорционально величине ЧНП. Почти все налоги дают увеличение поступлений по мере роста ЧНП. В частности, индивидуальный подоходный налог имеет прогрессивные ставки, следовательно, по мере роста ЧНП дает более чем пропорциональное увеличение поступлений. По мере роста ЧНП увеличиваются налоги с дохода корпораций, с оборота и акцизы. И увеличивается величина налогов на зарплату по мере создания новых рабочих мест. Трансфертные платежи имеют прямо противоположное поведение. Выплаты пособий по безработице, пособий по бедности, субсидий фермерам — все они сокращаются во время экономического подъема и возрастают во время спада производства.
Встроенный стабилизатор — любая мера, которая имеет тенденцию увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать его положительное сальдо (или уменьшить его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны политиков. Как раз этим характеризуется большинство современных налоговых систем. Однако встроенные стабилизаторы не способны скорректировать нежелательные изменения равновесного объема ЧНП. Все, что делают стабилизаторы — ограничение размаха или глубины экономических колебаний. Поэтому кейнсианские экономисты соглашаются, что для коррекции спада сколь либо значительных масштабов требуются дискреционные фискальные мероприятия, то есть изменения налоговых ставок, налоговой структуры и величины расходов. По оценкам, в США сегодня встроенные стабилизаторы в состоянии уменьшить колебания национального дохода приблизительно на треть.
Источник
ТЕМА № 4. Дефицит государственного бюджета и способы его погашения
Идеальное исполнение бюджета – баланс доходов и его расходов.
Профицит – превышение доходов бюджета над расходами.
Сокращение профицита следует осуществлять в следующей последовательности:
1. сократить доходы от приватизации государственной, региональной или муниципальной собственности (приватизация — продажа),
2. сократить доходы от реализации государственных запасов и резервов,
3. дополнительное погашение долговых обязательств,
4. увеличить расходы бюджета.
Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами.
Характер бюджетного сальдо (дефицит, излишек) определяется состоянием экономики. При данном объеме государственных расходов и данной ставке налогообложения бюджетное сальдо зависит от масштабов национального производства. Чем больше объем производства, тем выше налоговые поступления. В то же время правительственные расходы (оборона, социальные нужды, управление) мало зависят от уровня дохода. Таким образом, при низком уровне будет наблюдаться бюджетный дефицит, при высоком – бюджетный излишек.
Где G – государственные расходы,
T — налоговые поступления.
Виды дефицита бюджета:
1. по сроку и объему выделяют:
а) временный (не больше 3% ВВП),
б) допустимый (до 10% ВВП),
в) критический (больше 20% ВВП);
2. с точки зрения причины возникновения дефицита выделяют:
а) структурный дефицит (активный) – вызван политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада и оживления экономики;
б) циклический дефицит (пассивный) – вызван спадом производства, превышением фактической безработицы своего естественного уровня, вследствие чего снижается налогооблагаемая база, увеличиваются расходы на социальные нужды и поддержание общественно-необходимых секторов экономики.
Существует три точки зрения на сбалансированность бюджета:
1. Сторонники ежегодно сбалансированного бюджета. Такой бюджет фактически приводит не к стабилизации экономики, а к углублению колебаний делового цикла. Для стремления к ежегодному сбалансированию бюджета на стадии спада деловой активности (растет безработица, понижаются доходы населения) правительство либо сокращает государственные расходы, либо повышает налоги. В результате совокупный спрос еще более сократиться, тем самым реальный объем производства еще более сократиться, а безработица увеличиться. В период подъема и инфляции попытка достижения сбалансированности бюджета заставит правительство либо повысит расходы, либо снизить налоги (или все сразу). Результат в обоих случаях будет негативным.
Ежегодная сбалансированность бюджета долгое время считалась главной целью финансовой политики государства. Однако, после Великой депрессии 30-х годов, когда для ликвидации глубокого спада производства и безработицы потребовалось увеличить правительственные расходы и тем самым найти на рост бюджетного дефицита. Такие практические рекомендации были обоснованы новой общей теорией занятости Кейнса, в основе которой лежит фискальная политика макроэкономического регулирования, проводимая государством.
2. Сторонники сбалансированности бюджета на циклической основе. Поскольку достижение ежегодной сбалансированности бюджета приводит к отрицательным результатам, постольку надо стремиться к его балансу в течение всего цикла деловой активности. Это означает, что в период спада производства (и уменьшении доходов населения), следует снизить налоги и увеличить государственные расходы, а на фазе подъема – увеличить налоги и снизить правительственные расходы. У кейнсианцев этого можно достичь с помощью продуманной фискальной политики. Монетаристы предлагают придерживаться рациональной политики денежного обращения. В обоих случаях государственный долг в течение всего цикла предлагалось ликвидировать посредством компенсации бюджетного дефицита во время спада за счет положительного сальдо по время подъема производства.
3. Сторонники сбалансированности экономики в целом, а не только финансов. Если экономика будет развиваться стабильно, вопрос бюджетного дефицита имеет второстепенное значение, и в конечном счете бюджет будет сбалансирован. При существовании большого государственного долга, если экономика начнет функционировать нормально и развиваться стабильно, тогда поступление доходов возрастет, налоги увеличатся, что приведет к уменьшению дефицита. Кроме того, возможности правительства финансировать дефицит весьма широки, начиная от выпуска облигаций и кончая миссии денег.
Финансирование бюджетного дефицита может осуществляться путем:
1. Эмиссия (выпуск) денег. Избыточная эмиссия денег часто применяется в развивающихся странах, а так же в странах с переходной экономикой. Однако при этом развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, обесцениваются сбережения населения и предприятий, снижается курс национальной валюты, что в итоге приводит к увеличению бюджетного дефицита. Для сохранения экономической и социальной стабильности правительства стараются избегать неоправданной эмиссии денег. В большинстве стран конституционно закреплена независимость эмиссионного банка от законодательной и исполнительной власти.
2. Государственные займы в виде продажи государственных ценных бумаг, займы у внебюджетных фондов, получение кредитов у банков. По срокам погашения государственные займы подразделяются на:
а) краткосрочные (до трех лет),
б) среднесрочные (от трех до пяти лет),
в) долгосрочные (более пяти лет).
Данная форма займов более безопасна, чем эмиссия денег, однако и она вызывает негативное влияние на экономику страны:
а) часто государство прибегает к принудительному размещению государственных ценных бумаг,
б) государственные ценные бумаги отвлекают часть свободных денежных средств от реальных инвестиций в экономику.
Государственный долг– сумма задолженностей по выпущенным и не погашенным государственным займам.
В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на:
1) внутренний – возникает в результате размещения на внутреннем рынке государственных займов,
2) внешний – возникает при мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей.
Держателями внешнего долга выступают компании, банки, государственные учреждения различных стран, международные финансовые организации.
Государственные ценные бумаги подразделяются на:
а) краткосрочные казначейские обязательства (срок погашения до 1 года),
б) среднесрочные – ноты (срок погашения до 5 лет),
в) долгосрочные облигации — срок погашения свыше 5 лет.
Государственный долг при условии его возрастания вызывает следующие негативные явления для экономики страны:
1. Приводит к перераспределению доходов среди населения в пользу держателей государственных ценных бумаг.
2. Поиск источников погашения долга приводит к необходимости повышения налогов и усиления вмешательства государства в экономику.
3. Переложение налогового бремени на будущие поколения.
4. Растущие издержки по процентам долга приводят к новым расходам бюджета и увеличению долга.
5. Увеличивается зависимость страны от иностранных государств.
Управление государственным долгом – совокупность мероприятий государства, связанных с погашением займов, выплат доходов по ним, проведение конверсии и консолидации.
Консолидация– изменение условий займов, связанное с их сроками.
Конверсия государственного займа– изменение первоначальных условий займа (срок, проценты).
Существует несколько механизмов конверсии:
а) добровольная – владелец государственной ценной бумаги может выбрать согласиться с новыми условиями, либо погасить (возвратить) ценную бумагу,
б) принудительная – владелец ценной бумаги обязан согласиться с новыми условиями,
в) факультативная – кредитор может либо согласиться, либо отказаться от новых условий.
Консолидация производится путем продления срока действия кратко- или среднесрочных займов или объединения кратко- и среднесрочных займов в один долгосрочный заем.
Рефинансирование– погашение старой государственной задолженности с помощью выпуска новых займов.
Источник