Приёмы рефлексии при подведении итогов урока
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.
учитель английского языка МОУ Лицей Эжвинского района города Сыктывкара
Головкина Екатерина Вячеславовна
Один из принципов развивающего обучения — принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния
- рефлексия деятельности
- рефлексия содержания учебного материала
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость»
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… — Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» — «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» — «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» — «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
«V» — ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» — ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«| » — ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» — ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» — не ответил.
Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах (индивидуальный, групповой, коллективный) Коллективная учебная деятельность создает условия для овладения иноязычным общением. Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:
Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
— делало её более эффективной
— тормозило выполнение задания
— не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе
На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
- обмен информацией
- взаимодействие
- взаимопонимание
- были равномерно задействованы все уровни
Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?
- недостаток информации
- недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)
- трудности в общении
Какой стиль общения преобладал в работе?
- ориентированный на человека
- ориентированный на выполнение задания
Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
- в группе сохранилось единство и партнерские отношения
- единство группы в ходе работы было нарушено
Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
- лидер, выдвинувшийся в ходе работы
- нежелание наладить контакт большинства участников группы
- непонимание задачи, поставленной для совместной работы
- сама задача оказалась неинтересной, трудной
Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник
Методические рекомендации «Как организовать этап «Подведение итогов занятия»?
Как организовать этап «Подведение итогов занятия»?
Наталья Владимировна Терешковец,
методист МБОУ ДОД
«Центр внешкольной работы»
района Талнах г. Норильска
В условиях модернизации образования большое внимание уделяется развитию личности, готовой к саморазвитию и самообразованию, а одним из ведущих принципов становится принцип активности и сознательности ребенка в процессе обучения.
Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, понимает, зачем он это делает, если каждое его действие является осознанным. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее направленность на саморазвитие. Чем более оно развито, тем более человек способен стать субъектом своей деятельности.
Целенаправленная работа по формированию и развитию рефлексивных умений и навыков детей должна осуществляться педагогом на протяжении всего занятия, а этап «Подведение итогов» должен быть ярким завершающим аккордом этой работы. Какой бы ни была структура занятия в зависимости от выбранного типа, в каждой из них есть этап «Подведение итогов».
Народная мудрость гласит: «Не верь началу, а верь концу», «Все хорошо, что хорошо кончается», «Не дорого начало, а похвален конец». И действительно, начатое дело надо закончить, а вот начатое занятие необходимо методически грамотно завершить.
Как правильно организовать работу на этапе «Подведение итогов»?
Что необходимо учесть на данном этапе?
Каково должно быть его содержание?
Какие использовать приемы?
Прежде чем, дать ответы на эти вопросы, давайте разберемся, а зачем надо подводить итоги? (ответы педагогов) .
Согласно технологии организации времени, подведение итогов является важным условием успешной деятельности. Как один из инструментов тайм-мендежмента, подведение итогов используется, во-первых, для оценки проделанной работы, во-вторых, для выявления «проблемных» зон, в-третьих, для дальнейшего успешного планирования деятельности.
Дидактические задачи этапа «Подведение итогов» заключаются в том, чтобы соотнести полученный результат с намеченной целью занятия и дать оценку успешности ее достижения, проанализировать деятельность субъектов, определяя положительные и отрицательные моменты, наметить перспективу деятельности на следующие занятия.
Какие требования предъявляются к этому этапу?
На этап «Подведение итогов» обычно отводится немного времени: 5-7 минут. В связи с этим необходим тщательный отбор методов и приемов, способствующих активизации детей и оптимизации этого этапа.
Педагог должен стремиться дать адекватную оценку занятия и добиваться адекватной самооценки обучающихся. Объективно подвести итог проделанной работы позволяет сравнение цели и задач, поставленных в начале занятия, с полученным результатом.
Необходимо добиваться осознания обучающимися значимости полученных результатов и готовности использовать их для достижения образовательных целей.
Одним из основных процессов данного этапа является оценивание. Здесь дается общая оценка занятия, и каждый субъект оценивает меру своего личного продвижения к цели – проводится самооценка. Затем на основании данной оценки и самооценки формулируются общие выводы и выстраиваются перспективы дальнейшей работы.
Содержание этапа «Подведение итогов занятия» составляют 3 основных блока: оценка занятия, самооценка, общие выводы.
Итак, оценка занятия. Педагог совместно с детьми подводит итог. Рассматриваются вопросы: Достигнута ли цель занятия? Что этому способствовало? Что нового узнали ребята? Какими умениями и навыками овладели? Над чем еще стоит поработать? Педагог оценивает деятельность детей и поощряет за проделанную работу. Может оцениваться степень усвоения материала, работоспособность, психологическое состояние, результативность, содержание и полезность работы.
Р абота учащихся должна оцениваться с разных позиций, важно обращать внимание на такие параметры, как:
знание фактического материала и уровень его усвоения;
отношение к учебному труду, к новому материалу;
объективная направленность на саморазвитие;
наличие познавательного интереса;
характер отношений с другими учащимися;
воспитательная и развивающая подвижка личности.
Задача педагога при оценке деятельности ребенка — рассказать ему, какие его действия привели к хорошему результату, а какие нет. Это позволяет ребенку понять, какую он совершил ошибку и как ему действовать в дальнейшем. Часто детям даются оценки, которые не содержат никакой информации о результатах их работы и приложенных усилиях (Даша — молодец! Саша — плохо! Валя – умница! Вы все — молодцы!). Данные эпитеты констатируют факт, но не оценивают. Необходимо продолжить фразу, оценив действие: «Даша – молодец! Правильно направила ткань, и получился ровный шов». «Саша опоздал на занятие, поэтому не успел выполнить работу», «Вы все сегодня молодцы, потому что помогали друг другу добиться результата» и т.д. Необходимо оценивать действие, а не личность. Недопустимы выражения: «Растяпа!», «Неумеха» и т.д. Нельзя противопоставлять одного ребенка всей группе!Оценивайте без сравнений!
Не стоит забывать, что для ребенка очень значима положительная оценка педагога. Она позволяет повысить самооценку и усилить мотивацию к изучению предмета, выстроить траекторию деятельности. Результатом оценочной деятельности должно стать самоутверждение детей в успешности.
Следующий блок – самооценка. Субъект занятия (педагог или ребенок) анализирует свою деятельность и свои действия. Это необходимо для оценки собственной деятельности, её последующей корректировки, планирования дальнейших шагов самосовершенствования. Задача педагога в этом случае заключается в мобилизации детей на самооценку. Этому будут способствовать следующие вопросы: Что тебе сегодня на занятии удалось сделать? Почему? А что не удалось? Почему? Похвали себя за достигнутые успехи. Все ли тебе было понятно? Спроси о том, что ты не понял. Как ты работал на занятии? Что тебе помогало? Что мешало? Чему ты научился? Чего ты достиг? Какие трудности ты преодолел? Кто тебе оказывал помощь? Кому ты признателен за поддержку? С каким настроением ты уходишь с занятия? Почему? Что тебя удивило? Что порадовало?
Существует много эффективных приемов, направленных на развитие самооценочной деятельности. Так, приемы «Закончи предложение…», « Заполни оценочный лист», «Отметь верное утверждение» и т.д. позволяют детям оценить свою степень усвоения материала, задуматься, над чем еще стоит поработать. Приемы «Цвет настроения», «График», «Поезд» позволяют ребенку проследить, как менялось его настроение в течение занятия. Приемы «Комплимент», «Выбор» помогают ребенку осознать степень участия других в его достижениях.
Прием «Волшебные линеечки», описанные Галиной Анатольевной Цукерман (доктором психологических наук), являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. Сначала педагог задает критерии оценки — названия линеечек. Они должны быть четкими, однозначными и понятными детям. Каждый критерий обязательно обсуждается с детьми, чтобы всем было понятно, как оценивать по этому критерию. Педагог и дети договариваются, например, что на линеечке «шов» отметка (крестик) ставится вверху, если работа сделана аккуратно: ровно, без отклонений, узелков, лишних ниточек. Внизу крестик ставится, если строчка «пляшет», много узелков, ниточек. После того, как определен каждый критерий, дети свою работу оценивают самостоятельно. После самооценки наступает очередь оценки педагога. Он ставит свои плюсики на линеечках. Совпадение оценки ребенка с оценкой педагога (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать!». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки ребенком своей работы, педагог еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.
При использовании тех или иных приемов, очень в ажно, чтобы учащиеся могли поделиться своими размышлениями, высказать свое собственное мнение о том,
какой опыт они приобрели;
проанализировать, как они его приобретали;
насколько эффективен был выбранный ими способ деятельности;
каковы причины неудач;
что следовало бы изменить, чтобы достичь лучшего результата;
кого следует поблагодарить за оказанную помощь.
Как правило, учащиеся проявляют желание рассказать и о чувствах, которые они испытывали во время занятия, хотят поделиться своими впечатлениями о занятии. В ходе такой работы у детей появляется новое понимание всего происходившего и обогащение себя. Педагогу важно внимательно выслушивать мнение каждого, фиксировать различные точки зрения и в случае необходимости корректировать правильность понимания.
Проделав работу по оценке занятия и самооценке детьми своей деятельности, педагог обобщает все сказанное и намечает перспективу на следующее занятие. Обычно используются словесные конструкции: «таким образом, мы пришли к следующим выводам»,«в конце нашего занятия я хочу отметить»и т.д.
Как вы думаете, какие ошибки допускаются в педагогической практике при подведении итогов?
1. Чаще всего наблюдается «скомканность» итогового этапа, причиной которому является нерациональное использование временного ресурса. Затянутый начальный этап занятия приводит к недостатку времени для качественного подведения итогов, а иногда и вовсе к его отсутствию.
2. Вторая распространенная ошибка — формальный подход к оцениванию. Подведение итогов сводится к фразам «Занятие мне понравилось или не понравилось» «Вы все молодцы!», которые свидетельствует о завершении работы, но не позволяют судить о степени достижения поставленной цели, не содержат анализа деятельности.
3. Третья распространенная ошибка заключается в том, что главным действующим лицом на данном этапе является педагог. Нередко дети не привлекаются для подведения итогов. Педагог проговаривает все за детей, а дети, даже если вопрос им задается, не имеют возможности на него ответить. Риторические вопросы при анализе не допустимы! Другое дело, когда педагог обобщает высказывания детей и дает правильную форму ответа, если были допущены ошибки.
Таким образом, при подготовке и написании конспекта педагогу необходимо тщательно продумывать содержание этапа «Подведение итогов», отбирать оптимальные методы и приемы. Роль этого этапа в создании развивающей среды и совершенствовании образовательной деятельности очевидна. Правильно организованная деятельность педагога в данный временной период позволяет не только грамотно завершить занятие и довести начатое дело до конца, проверить степень усвоения содержания занятия, но и способствует формированию в детях таких важных качеств как способность к саморазвитию и выстраиванию своей образовательной трактории, своего вектора развития. «Добрый конец всему делу венец» — гласит русская народная пословица.
Источник