Способы подведения итогов урока

Рефлексия: заключительный этап урока. Методическая разработка

Скачать:

Вложение Размер
zaklyuchitelnyy_etap_uroka.docx 34.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования города Москвы

«Центр детского творчества «Свиблово»

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП УРОКА:

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, РЕФЛЕКСИЯ

Цель: Повысить мотивацию педагогов к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Один из принципов развивающего обучения — принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

Что такое рефлексия ? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание . Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ . В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Исходя из целей, выделяют следующие виды рефлексии:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  2. рефлексия деятельности;
  3. рефлексия содержания учебного материала.

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с целью установления эмоционального контакта с классом в начале урока и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода деятельности. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, (например, зеленый цвет будет обозначать гармоничное, комфортное состояние учащихся на уроке, а желтый – спокойное и ровное, красный – тревожное) .

2. Рефлексия деятельности

Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.

3. Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. В этом случае используются самые разные приёмы:

  • эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма;
  • рефлексия оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… — Теперь я знаю…);
  • достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

При разработке рефлексивной методики педагогу необходимо учитывать следующее:

  • возрастные особенности учащихся;
  • особенности предмета;
  • состав класса;
  • тему и тип урока;
  • необходимость и целесообразность проведения данного типа рефлексии.

В структуре интерактивного урока этап подведения итогов и рефлексии занимает 25% времени, то есть 10-12 минут (по Е. Пометун). Однако, учитывая особенности занятия целесообразно применение таких приемов рефлексии, которые занимают не более 5 минут времени на уроке.

В случае рефлексии настроения и эмоционального состояния младшим школьникам, например, предлагается рефлексивный прием «Солнышко» . На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации. Или рефлексивный прием «Яблоня» — на изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был урок для учащихся.

В случае использования рефлексивного приема «Светофор» , ребята поднимают карточку определенного цвета, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке. Можно также использовать карточки со значками — вопрос, многоточие, восклицательный знак, три восклицательных знака, двоеточие. Нетрудно догадаться, что означают эти знаки.

Для анализа эмоционального состояния можно предложить учащимся сделать цветовую миниатюру, отражающую их удовлетворённость уроком. Например, нарисовать в конце урока плакат «Мое разноцветное настроение».

Творческим является следующий рефлексивный прием – ученикам раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами его рисуют, изображая те эмоции, что свойственны им сейчас. Они могут дополнить изображение деталями (воздушным шаром или букетом в руке, или же тяжёлой сумкой), что будет дополнять общее впечатление. Понравился ли мне урок? Остались ли у меня вопросы? Доволен ли я своей работой?

Для старшеклассников необходимо использовать более сложные приемы рефлексии. Например, можно предложить им оценить свою работу на том или ином этапе урока оценками (по аналогии с известной социальной сетью) или значком «like». Также можно попросить ребят в конце урока оценить свою работу и общее впечатление от занятия тезисом или афоризмом.

На уроке литературы старшеклассникам предлагаются несколько известных литературных высказываний, дабы ребята соотнесли их со своим эмоциональным состоянием на исходе урока.

Также эффективным является прием рефлексии «Одним словом». Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают его состояние на уроке:

  1. Раздражение
  2. Злость
  3. Радость
  4. Равнодушие.
  5. Удовлетворение
  6. Вдохновение
  7. Скука.
  8. Тревога.
  9. Покой.
  10. Уверенность
  11. Неуверенность.
  12. Наслаждение.

Можно использовать прием рефлексии «Термометр ». Учащимся предлагается нарисовать на полях шкалу от –12 до +12 и отметить свое эмоциональное состояние в начале и конце урока. Общее эмоциональное состояние можно узнать, попросив поднять руки тех учащихся у кого ниже 0, выше 0, равна –12, +12 или 0.

Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. С этой целью можно провести рефлексию в виде устного опроса:

  • «Я узнал(а) много нового»;
  • «Мне это пригодится в жизни»;
  • «На уроке было над чем подумать»;
  • «На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы»;
  • «На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла)».

Учитель просит поднять руки тех, кто поставил пять плюсов на поставленные вопросы, затем тех, у кого четыре и три плюса и т.д.

Рефлексия в конце урока позволяет подвести его итоги, обсудить то, что узнали, и то, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Для этого учащимся предлагается рефлексивный прием «Незаконченное предложение»: ребятам нужно высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Источник

Примеры Активных методов подведения итогов урока.
статья по алгебре на тему

активные методы обучения

Скачать:

Вложение Размер
primery_aktivnyh_metodov_podvedeniya_itoga_uroka._mosievskih.docx 25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Примеры Активных методов подведения итогов урока.

  1. Метод «Ресторан»
    Цель : Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
    Время : 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).
    Численность : Все ученики
    Материал : лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки

Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

— Я съел бы еще этого…

— Больше всего мне понравилось…

— Я почти переварил…

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.

Примечание : Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам.

Один из принципов развивающего обучения — принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния
  2. рефлексия деятельности
  3. рефлексия содержания учебного материала

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость»

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… — Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…
  1. Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно».

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» — «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» — «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» — «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

  1. Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент»

(Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Подведение итогов урока.

  1. Дидактическая задача этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
  2. Содержание этапа. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.
  3. Условия достижения положительных результатов. Четкость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке своей работы.
  4. Требования. Адекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей.
  5. Дополнительная активизация. Использование алгоритма оценки работы класса, учителя и отдельных учеников. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем.
  6. Ошибки. Скомканность этапа, подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа. Расплывчатость, необъективность в оценке, отсутствие поощрения.
  1. При составлении поурочного плана отводите на подведение итога урока не менее 5-7 минут. Старайтесь, чтобы этот этап не выходил за рамки, отведенного на урок времени, то есть не проводился после звонка.
  2. Четко и ясно объявляйте учащимся, что сейчас вы будете подводить итоги урока. Дождитесь пока в классе не будет абсолютной тишины, добейтесь концентрации внимания учащихся на ваших словах и действиях.
  3. После того как все школьники будут с сосредоточенным вниманием слушать вас, сообщите, довольны ли вы работой класса в целом. Поставьте учащихся в известность о том, справился ли класс с задачами, поставленными в начале урока, достигнута ли основная цель.
  4. Затем дайте качественную характеристику работы отдельных учащихся — тех, которые хорошо проявили себя на уроке. Назовите оценки, которые вы им поставили. Обратите внимание на тех, кто недостаточно хорошо отвечал, выскажите свои пожелания относительно этих детей.
  5. Старайтесь давать краткие и емкие формулировки. Не пускайтесь в долгие рассуждения и разбирательства относительно отдельных учащихся. Помните, что на данный этап урока отводится совсем немного времени и нужно успеть проанализировать работу класса.
  6. Выделите из общего образовательного блока те правила и понятия, которые усвоены наиболее хорошо, затем переведите акцент на те, над которыми еще нужно поработать на последующих уроках.
  7. Если урок проводился в нестандартной форме и имел вид соревнования между отдельными командами школьников, необходимо охарактеризовать работу каждой команды, дать объективную оценку их деятельности, выставить оценки наиболее активным учащимся, вручить заслуженный приз команде-победителю.
  8. Соберите дневники, выставите оценки за работу на уроке. В конце обычно дается задание на дом.

Источник

Читайте также:  Способы контроля исполнения задач
Оцените статью
Разные способы