Способы поддержки детской инициативы по развитию речи

Поддержка речевой инициативы у детей дошкольного возраста
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения приводят к тому, что речь ребенка становится тусклой, вялой, тихой, невыразительной.

Скачать:

Вложение Размер
podderzhka_rechevoy_initsiativy.docx 19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Поддержка речевой инициативы

у детей дошкольного возраста.

МБДОУ № 37 «Теремок»

Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов.

Инициативный ребенок самостоятельно стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, интересам, включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.

Иная картина складывается с детьми, имеющими различные нарушения речи. Отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения приводят к тому, что речь ребенка становится тусклой, вялой, тихой, невыразительной.

Инициативу в речевом высказывании воспитанникам можно прививать в течение всего режима дня во всех видах деятельности. Каковы наши задачи?

1. Во время выполнения оздоровительных процедур, мероприятий:

  • предоставить детям возможность самостоятельно озвучивать гимнастическое упражнение или спортивную игру;
  • предложить ребенку взять на себя роль ведущего;
  • предложить придумать и обсудить правила с ребятами.

2. В процессе трудовой деятельности:

  • стимулировать речь путем создания предметных условий для хозяйственно-бытового труда;
  • поощрять инициативу ребенка в стремлении заметить, озвучить и устранить нарушения порядка в группе, в кабинете или на участке;
  • предлагать детям коллективные поручения хозяйственно-бытового характера (изменить дизайн группы, расположение центров, пособий, оборудования), в процессе которого обязательно произойдёт речевой всплеск, ведь это так интересно.

Одним из эффективных и результативных форм коллективного совместного труда старших дошкольников является дизайн группы. В процессе обсуждений с детьми педагог рассматриваются разные варианты, проекты, планы, схемы, предложенные детьми. В процессе этой деятельности дети приобретают навыки: реализовывать свои идеи, замыслы, улаживать конфликтные ситуации, спорные моменты, находить компромисс, что способствует развитию самостоятельности и инициативности.

3. В процессе совместной деятельности детей с педагогом:

  • максимально предоставлять свободу выбора различных средств или предметов в различных видах деятельности.

Особенно увлекательна для них театрализованная деятельность. Готовясь к театрализованной постановке, совместно с детьми изготавливаются декорации, атрибуты, оформляются костюмы для спектакля, накладывается детский грим. Дети самостоятельно изготавливают отдельные элементы одежды героев, подбирают аксессуары, украшения самостоятельно выбирая цвет, ткань, размер и способ изготовления. И ребенок приобретает первый опыт инициативности, навык генератора идей, участника главной роли в театрализованных представлениях, на праздниках.

4. В процессе развития коммуникативных качеств:

  • в речевой деятельности показателем инициативной речи детей выступают обращение в виде вопроса, предложение к совместной деятельности для достижения результата, жалобы, просьбы, обращения для передачи опыта, впечатлений. Речевой поток здесь безграничен.

5. В процессе проектной деятельности:

  • поощрять инициативу к созданию собственного проекта. Наиболее эффективной формой работы по развитию речевой инициативы является реализация проектной деятельности разных видов, а именно самостоятельное приобретение знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

С целью поддержки инициативы детей в речевом развитии в детском саду создаются следующие условия:

— разнообразный дидактический материал для речевого развития, картины (предметные, сюжетные, серии картин, раскраски, детские рисунки;

-альбомы с детскими фотографиями, отображающими различные события из жизни детей, фотографии членов их семьи;

-книжные уголки с подбором художественной литературы для детей, а также познавательной образовательной детской литературы.

Материал для книжного уголка подбирается в соответствии с темой по комплексно-тематическому плану. Например, тема «Семья» — художественную литературу выбираем конкретно к этой теме, а не выставляем всю имеющуюся литературу.

Перечень материалов дополняют, выполненные детьми вместе с родителями еженедельные домашние задания.

В течение учебного года итоговыми обобщенными формами работы по поддержке речевой инициативы детей старшего дошкольного возраста стали образовательные события: «Колесо» , «Кормушки для птиц», «День снега» , «Космос» , интеллектуальный конкурс знатоков «Умники и умницы» , постановка спектакля «Сказка про теремок и уголёк» , многочисленные групповые проекты .

Когда мы ,педагоги, проявляем уважение к каждому ребенку, дети учатся принятию всех остальных детей – и тех, кто отлично рисует, и тех, кто медленно бегает. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, не боясь высказать СВОЁ собственное мнение в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т. е. проявлять инициативу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая поддержка развития коммуникативной культуры детей дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного учреждения

Основой прогрессивного развития современного общества является человек, его культура, образованность и воспитанность. Коммуникативная культура, являясь частью общечеловеческой культуры, отражает состо.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческой инициативы у детей дошкольного возраста»

Целью моей работы является развитие познавательной активности и творческой инициативы детей дошкольного возраста средствами метода проектов.

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДДЕРЖКЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно разными способами находи.

«Детское коллекционирование как инструмент формирования самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста»

Сообщение из опыта работы:«Детское коллекционирование как инструмент формирования самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста&raquo.

Развитие инициативы у детей дошкольного возраста

Статья о развитии детской инициативы.

Развитие социального интеллекта и инициативы у детей дошкольного возраста путем преемственных связей с Центральной детской библиотекой имени А.С.Пушкина

Развитие социального интеллекта и инициативы у детей дошкольного возраста путем преемственных связей с Центральной детской библиотекой имени А.С.Пушкина.

Источник

Способы поддержки детской инициативы в речевом развитии
презентация по логопедии

Воспитание — это, как подчеркивал А.В. Запорожец, прежде всего организация всей жизни и деятельности ребенка. Главная цель воспитания — содействие многостороннему развитию и саморазвитию каждого воспитанника как неповторимой индивидуальности.

Скачать:

Вложение Размер
Поддержка детской инициативы 1.2 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Способы поддержки детской инициативы В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ЗАБОБОНОВА Л.Н . муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 467 комбинированного вида» 630001 г. Новосибирск, ул. Союза Молодежи-3 тел./факс 225-94-50 E — mail : detskiisad 467. tzrr @ yandex . ru

ФГОС ДО. Целевые ориентиры. Ребенок должен быть: ЛЮБОЗАТЕЛЬНЫМ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ИНИЦИАТИВНЫМ АКТИВТИВНЫМ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ И ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЕМ

Многостороннее развитие и саморазвитие каждого ребёнка в деятельности, организуемой воспитателем (общегрупповая игра, труд или занятие); в самодеятельности ребенка (выполнение режимных процессов, игры, труда, познавательной, художественной и других видов деятельности, ему доступных).

Инициативный ребенок самостоятельно стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения. Ребенок владеет речью: получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Ребенок с нарушением речи: отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения приводят к тому, что речь ребенка становится тусклой, вялой, тихой, невыразительной.

Социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы; ребенок любознателен; ребенок способен к принятию собственных решений; ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности; ребенок активен; ребенок способен адекватно проявлять свои чувства; ребенок обладает чувством собственного достоинства; ребенок обладает развитым воображением; ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам; у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив

Ситуации вербального общения

Создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВЫ ДЕТЕЙ

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ

Способы поддержки детской инициативы — выбор оптимального уровня нагрузки; — приобщение к труду, социальным, нравственным нормам и т. д. — похвала, подбадривание; — положительная оценка; -поощрение; -проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка; — косвенная (недирективная) помощь; — создание ситуаций; — личностный пример педагога; — отсутствие запрета; — предложение альтернативы; — неоднократное повторение действия через различные виды деятельности; — создание предметно – пространственной среды; — наглядное обеспечение.

СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» МКДОУ Д/С № 467 ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕТСКИЙ САД — ДОМ РАДОСТИ»

Поддержка инициативы в речевом развитии детей — альбомы с детскими фотографиями, отображающими различные события из жизни детей, фотографии членов их семьи;, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, не боясь высказывать СВОЁ собственное мнение в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т.е. проявлять инициативу; -книжные уголки с подбором художественной литературы для детей, а также познавательной образовательной детской литературы. . — разнообразный дидактический материал для речевого развития, картины (предметные, сюжетные, серии картин, раскраски, детские рисунки

Спасибо за внимание! «Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином». Ш. Амонашвили

Источник

Пояснительная записка к методическому семинару «Способы поддержки детской инициативы в речевом развитии»

Филиппова Олеся
Пояснительная записка к методическому семинару «Способы поддержки детской инициативы в речевом развитии»

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке и т. д., зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевогообщения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:

• Овладение речью как средством общения и культуры

• Обогащение активного словаря

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Развитие речевого творчества

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

• Формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а также поддержка детской инициативы в различных видах деятельности.

Одним из способов поддержки детской инициативы является создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а также участников совместной деятельности. Содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей. В нашей группе, с целью поддержки инициативы детей в речевом развитии,мы создали следующиеусловия:

— разнообразный дидактический материал для речевого развития, картины (предметные, сюжетные, серии картин, раскраски, детские рисунки;

-альбом с детскими фотографиями, отображающими различные события из жизни детей, фотографии членов их семьи;

-книжный уголок — с подбором художественной литературы для детей, а также познавательной образовательной детской литературы.

Материал для книжного уголка подбираем в соответствии с темой по комплексно-тематическому плану. Например, тема «Семья» — художественную литературу выбираем конкретно к этой теме, а не выставляем всю имеющуюся литературу. При создании условий мы также учитываем принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы, направленной на развитие сенсорных и мыслительных операций. Для этого в группе воспитанникам предоставлены материалы по сенсорному развитию: пирамидки разной величины, коробочки-вкладыши, «логический куб», геометрические головоломки, настенные панно для обогащения сенсорных представлений, развития мелкой моторики рук; шнуровки, игры с прищепками, настольно-печатные игры, мозаика крупная, мелкая, логические блоки Дьенеша, лото, домино.

Перечень материалов данного центра дополняет, изготовленная педагогом «Книжка-малышка»— нетрадиционное пособие с множеством упражнений для развития мелкой моторики рук, ассоциативного мышления, цветового восприятия.

«Геометрический планшет», изготовленный педагогом совместно с родителями можно использовать на занятиях по математике, рисованию, конструированию, развитию речи и т. д.

Не все дети занимают активную позицию, не могут определиться с видом деятельности и тогда задача воспитателя оказать помощь. Важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между воспитателями и детьми. Педагог должен развивать активный и пассивный словарь детей, постоянно обогащать их словарный запас, поощрять к использованию новых слов, ежедневно использовать в работе с детьми дидактические речевые игры, отгадывание загадок, применять пословицы и поговорки, образные выражения. В качестве одной из добрых традиций практикуем ежедневное чтение детям. Время для чтения выбираем дневное, когда в группе много детей. Для того, чтобы как можно больше детей участвовали в обсуждение прочитанного, высказывали свои впечатления. Поощряем стремление ребенка делать собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, относиться к таким попыткам внимательно с уважением, поддерживать стремление ребенка рассказывать о личном опыте, опираясь на фотографии из семейного альбома, делиться своими впечатлениями.

Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся принятию всех остальных детей – и тех, кто отлично рисует, и тех, кто медленно бегает и даже детей с необычным и конфликтным поведением. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т. е. проявлять инициативу.

Задача воспитателя – создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий.

Активное речевое взаимодействие воспитателя и детей возможно при правильной организации детей. Можно применять различные виды занятий (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные). В нашей практике организация работы детей в минигруппах, когда 3-4 ребенка выполняют одно общее задание, дает возможность слушать друг друга, рассказывать по очереди.

Речевая активность важна не только на занятиях по речевому развитию, но и в художественно- эстетическом развитии. Предоставляется возможность рассказать о нарисованном изображении, о воплощении замысла. Художественно-творческие способности воспитанники развивают в творческих мастерских,где предоставлен материал на выбор:

-краски: гуашевые, пальчиковые, акварельные; цветные восковые мелки; цветные карандаши, кисточки толстые, тонкие беличьи, колонковые;бумага: разного формата для индивидуального рисования и совместного творчества; раскраски, наличие места на стене для творчества детей (доска для рисования мелом, восковыми мелками); поролоновые губки-штампы, тканевые салфетки для рук, пластилин, доски для работы с пластилином; иллюстрации сказок, репродукции, предметы росписи народных промыслов, цветные мелки для рисования на асфальте.Принадлежности для нетрадиционного рисования: «тычки» для рисования, печати, штампы.

Одним из главных направлений по развитию у дошкольников художественно- творческих, познавательно- речевых способностей является применение технологий нетрадиционного рисования. Наиболее распространен в нашей работе пальчиковый метод, рисование ладошками, в процессе которого происходит развитие мелкой моторики рук. Нетрадиционное рисование дает возможность ребенку создать свой рисунок и рассказать о своем замысле.

Средством для развитияречи также являются многочисленные виды театров: пальчиковый театр, театр би-ба-бо, настольный театр.

Для развития речи в театрализованной деятельности в нашей группе создан уголок, где расположены театр игрушек, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, элементы костюмов для персонажей (маски, юбки, сарафаны, платочки, шапочки) и т. д. Ширма для театрализованной деятельности изготовлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта к созданию развивающей предметно-пространственной среды. Она удобна в передвижении (на колесиках, имеется перекладина для выбора высоты по росту детей, ширму можно применить для выставки художественных работ воспитанников, а также ширму с окошком и занавесками можно использовать для уголка уединения или сюжетно-ролевых игр.

Наши воспитанники после плодотворных занятий, интересных игр, располагаются на ковре на индивидуальных подушках и под музыкальное сопровождение расслабляются и отдыхают.

Мы считаем, что все перечисленные выше способы поддержки детской инициативы в речевом развитии: создание условий, правильная позиция педагога, а также разнообразные формы организации детской деятельности и сотрудничество с родителями дают положительные результаты.

Источник

Читайте также:  Нелегкая судьба способ связи
Оцените статью
Разные способы