Консультация для педагогов «Способы поддержки детской инициативы ФГОС»
консультация на тему
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.
ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_razitie_detskoy_initsiativnosti_s_uchetom_fgos.docx | 26.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Способы поддержки детской инициативы ФГОС»
Подготовил воспитатель: Грищенко Е.С
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.
ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе — умения, практические навыки.
Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это:
игра; познавательно-исследовательская деятельность; продуктивная деятельность; коммуникативная деятельность и др. Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре, в общении, экспериментировании.
Для развития детской инициативности нужно:
1.Давать простые задания (снимать Страх «не справлюсь»), развивать у детей инициативу.
2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.
3. Поддерживать инициативу.
Способы поддержки детской инициативы:
— создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам;
— выбор ребенком сотоварищей;
— обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;
Образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:
— формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
— создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
— предвосхищающая положительная оценка « Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»
. Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо:
1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;
7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
8. поощрять различные творческие начинания ребенка.
На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре и т.д.».
Источник
Способы и направления поддержки детской инициативы в ДОУ
учебно-методический материал на тему
Статья рассказывает об опыте педагогического коллектива в области поддержки детской инициативы и самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_doklad.docx | 27.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы и направления поддержки детской инициативы в ДОУ
О личности 21 в. мы говорим как о человеке активном, ответственном, способном принимать решения в ситуации выбора обладающем лидерскими качествами. Такого человека мы должны воспитывать с дошкольного возраста. Поэтому мы всё чаще слышим о том, что необходимо повышать качество образования, изменять подходы к нему. Сейчас как никогда нужна психолого-педагогическая поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников. Об этом нам говорит Закон «Об образовании РФ» и, конечно, ФГОС ДО.
Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Целевые ориентиры.
Если обратится к словарю Ожегова, инициатива — это почин, внутреннее побуждение к новым формамдеятельности, предприимчивость, первый шаг в каком-либо деле;руководящая роль в каком-либо действии.
Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.
Инициативность проявляется больше всего в общении, опытно-экспериментальной деятельности, игре, художественном творчестве.
Для инициативной личности характерно:
— развитая эмоционально волевая сфера;
— инициатива в различных видах деятельности;
— стремление к самореализации;
— творческий подход к деятельности;
— высокий уровень умственных способностей;
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
Выделяют следующие сферы детской инициативы (по Н.А. Коротковой):
1. творческая инициатива – предполагает включенность ребенка в сюжетную игру как основную творческую деятельность, где развиваются воображение, образное мышление;
2. инициатива продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи;
3. коммуникативная инициатива – предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи;
4. познавательная инициатива – предполагает любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения.
Как же развивать инициативность в дошкольниках?
Способы и направления поддержки детской инициативы в нашем детском саду:
1. Создание предметно-пространственной среды;
2. Организация практической деятельности детей и взрослых;
3. Творческое сотрудничество педагогов, детей и родителей;
4. Социокультурное окружение.
1. Предметно-пространственная развивающая среда.
Детская инициатива как нельзя лучше проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Поэтому мы создаём условия для активной самостоятельной деятельности детей.
Для осуществления выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей созданы центры выбора или инициативы ребёнка: «Домик желаний», «Калейдоскоп интересов». Дети делают выбор в начале дня, чем бы они хотели сегодня заниматься.
Дети активно пользуются предметами развивающей среды, поэтому они взяли на себя обязанности поддерживать порядок в различных центрах. Придя утром в группу, воспитанники берут «Коробочку хлопот». Каждый выбирает бейджик с указанием той обязанности, которую он готов выполнять в этот день.
Как способ стимулирования и развития детской инициативы в подготовительной группе живёт «умная» сова. У каждого ребёнка есть дневник успеха, куда вклеиваются наклейки за проявленные знания, смекалку, хорошо выполненное задание. По итогам месяца вручается умная сова тому ребёнку, у которого больше всего наклеек. Обладать умной совой, конечно, хочет каждый, даже самый наименее активный ребёнок.
Центры сюжетно-ролевой игры, где ребёнок учится самостоятельно выбирать и менять роли, делать открытия.
Центр книги. Здесь размещаются книги, предусмотренные лексической темой и интересами детей. Воспитатель наблюдает за возникающим интересом детей и поддерживает его с помощью литературы. Много книг, сделанных своими руками.
Одно из средств поддержки детского творчества- театрализованная деятельность. Центры театрализации в каждой группе наполнены разными видами театра (би-ба-бо, пальчиковый…..). Все детские задумки, фантазии, сочинения дети в сотрудничестве с педагогами передают в ролях, самостоятельно выбранных или обыгрывают с различными куклами.
Макеты. Разнообразны по тематике. Позволяют ребёнку разворачивать игру по собственному замыслу и желанию. Часть из них сделана совместно с детьми.
Экспериментирование и игра- важнейший вид поисковой деятельности. В группах созданы «Лаборатории», где дети находят с удовольствием занятие по душе.
Для самостоятельной продуктивной деятельности в группе оборудуются «Центры творчества», которые созданы по принципу доступности и мобильности. В каждой группе выделены места для выставок рисунков, поделок детей. Дети самостоятельно размещают свои работы по своему желанию. В центрах по изобразительной деятельности находятся разнообразные схемы, алгоритмы и таблицы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей. В центре собраны различные средства художественной деятельности и материалы (краски, мелки, карандаши).
2. Следующее направление работы педагогического коллектива: совместная практическая деятельность с детьми воспитателей и специалистов.
Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений. Следовательно, необходимо как можно чаще создавать для ребенка такие ситуации, где ему предстоит сделать выбор, принять какое-то решение. Такие ситуации мы создаём как во время проведения НОД, так и в совместной деятельности с детьми во всех режимных моментах. Самое трудное – вовремя поймать детский интерес и определиться, что с ним делать. Например, в группе «Берёзка» и «Радуга» возник интерес детей к прошлому своих родителей, которые тоже когда-то ходили в детский сад, были маленькими, как они выглядели, во что играли. Дети захотели больше узнать о своей семье. Педагоги, поддержав эту инициативу, организовали выставку «Любимая игрушка моей мамы».
Попросили мам принести их детские фотографии, составить краткий рассказ о своём детском саде. В результате получилась газета «Моя мама тоже ходила в детский сад…».Или, например, так получилось, что группу «Ручеёк» у нас посещают только мальчики. Вот в их мальчишеской среде проявился интерес к динозаврам. Педагоги группы, заметили это, поддержали интерес детей, устроив День динозавров: собрали коллекцию динозавров, лепили, рисовали, раскрашивали, читали о динозаврах, рассматривали картинки.
Творческие мастерские. Работают в различных направлениях. Одно из современных — плетение из резиночек. Девочка принесла набор для плетения в группу и заразила остальных детейэтим занятием. Дети с удовольствием делают браслеты, кольца для своих мам, дарят друзьям.
С интересом занимаются лепкой из теста букв.
В настоящий праздник выросла детская инициатива поздравлять именинникав детском саду. В этот день дети поздравляют своего товарища, учатся говорить подходящие слова, дарят подарки, играют в весёлые игры. Часто праздник проходит в форме квеста.
Проектная деятельность. Также мы используем для поддержки детской инициативы. На слайде вы видите проект «Дружба начинается с улыбки». Были реализованы проекты: «Загадочная страна», «Я живу в Петербурге», «Книгоград» и другие.
Также с целью развития творческой инициативы дошкольников мы используем анимационную деятельность. На практике мы убедились, что создание мультфильмов своими руками — это один из эффективных инструментов разностороннего развития и воспитания ребенка. Подробнее расскажет об этом педагог, непосредственно принимавший участие в этой работе.
Одним из главных псих о лого-педагогических условий развития детской инициативы –это создание психологически комфортной атмосферы в группе. Помощь в этом воспитателю оказывает педагог-психолог. Развитие лидерских качеств, преодоления страхов и неуверенности в собственных силах, развитие познавательной активности- направления, по которым осуществляет поддержку детской инициативы педагог-психолог:
Говоря о развитии инициативы и творческих способностей детей нельзя не сказать о творческом сотрудничестве педагога, родителей и детей. Только сотворчество мотивирует к желанию сделать что-либо самому. Для этого необходимо нацелить родителей на поддержание в ребенке пытливости и любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно).
Родители принимают активное участие:
— в обогащении развивающей среды группы (гр. «Улыбка»- изумительные герои сказки, связанные своим руками бабушкой одного из воспитанников, гр. «Ручеёк»- декорации к сказкам);
— в мастер-классах («Мастерская Дедушки Мороза», «Загадочный вечер», «Математический вечер»).
— в проектной деятельности (совместно с детьми рисуют, лепят, придумывают загадки, делают книжки-малышки, участвуют в выставках, в мероприятиях детского сада)
— в конкурсах (в спортивных соревнованиях «Семейная спортакиада», где семья Калининой Ярославы заняла 1 место).
4. Социокультурное окружение. Мы стремимся к тому, чтобы дать ребенку возможность познать мир целостно во всем его многообразии, поэтому считаем для детского сада очень важно привлекать к процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы. Походы в библиотеку, посещение музеев, выставок, памятников архитектуры нашего города — эти события рождают у детей ощущение необыденности, дают толчок для новых педагогических идей, основанных на ярких детских впечатлениях, желании детей вспомнить о событии. Взаимодействие с социальными партнёрами стимулируеттворческую активность и развитие новыхинициатив как у детей, так и у педагогов.
После посещения Клуба юных натуралистов в ДДТ «Преображенский» группе «Ручеёк» педагоги с детьми оформляют страничку в альбоме о своих впечатлениях, где размещаются рисунки детей, картинки, загадки о животных и птицах.
«Музей воды» — любимый детьми, музей, который мы посещаем уже систематически со всеми группами, начиная со старшей. После увлекательного путешествия в мир воды вместе с главной героиней Капелькой дети со взрослыми уже в детском саду проектировали различные виды деятельности: рисовали Капельку, составляли рассказы о её путешествии, провели День воды совместно с воспитанниками другой группы, экпериментировали с водой.
В библиотеке им. Пушкина наши воспитанники ежегодно участвуют в конкурсе чтецов стихотворений современных российских детских поэтов «Остров детства», посвящённом «Международному дню ребёнка» и занимают призовые места.Мы участвуем не только в конкурсах чтецов, но и во многих других: «Шире круг» (ДДТ «Преображенский), «Планета детства», «Новогодняя открытка» и т.д. Целью участия в конкурсах видим в стремлении создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
В конце я хочу сказать, что поддерживая детскую инициативу, познавая и понимая, как развивается, растет, мыслит и чувствует ребенок-дошкольник, мы сможем помочь ему найти свое место в этом сложном мире, развить интересы и способности, все те прекрасные возможности, которые даны ему природой.
Источник