- Работа с детьми с РАС: советы и рекомендации
- Выбор пути образования
- На что мы можем опираться при организации обучения детей с РАС?
- Элементы АВА
- Детский аутизм. Как общаться с особенными детьми?
- Аутизм у детей. Особенности развития
- Ребенок с РАС. Создаем комфортную среду для общения
- Способы поддержки детей с рас
Работа с детьми с РАС: советы и рекомендации
Выбор пути образования
Общемировая эффективная норма при включении детей с ОВЗ — 10-15 % детей с особыми потребностями от количества учащихся в классе.
Ресурсный класс
Ресурсный класс — это не отдельный класс коррекции, а специальная комната, где дети с РАС и другими нарушениями могут восстановить свои ресурсы, а также заниматься индивидуально и в малой группе, тренируя академические навыки и необходимое учебное поведение.
Инклюзия в модели «Ресурсный класс» позволяет детям с аутизмом успешно компенсировать свои основные дефициты — в коммуникации и социализации.
Уроки с регулярным классом вводятся постепенно по мере подготовленности ребенка.
Автономный класс
Обучение осуществляется посредством объединения детей по фактическому уровню навыков, но часто по уровню, указанному в заключении ЦПМПК.
- Тьютор осуществляет поддержку двух и более детей;
- Дети обучаются в малокомплектных классах;
- Инклюзия через общешкольные мероприятия, уроки физкультуры, изо, музыки и т. д. Обратная инклюзия на переменах и в группах продленного дня;
- Обучение ведется преимущественно фронтально для всего класса или в маленьких группах.
На что мы можем опираться при организации обучения детей с РАС?
На первых этапах обучения ребенку с нарушениями предлагается среда и виды деятельности, наилучшим образом адаптированные к его способностям и возможностям. Образовательный маршрут строится с учетом динамической оценки возможностей ребенка при включении в социальную группу.
Интеграционный маршрут ребенка с РАС в образовательной организации:
- Начальный этап (диагностика, определение задач и формы организации обучения учащегося с РАС);
- Этап индивидуального обучения;
- Этап включения в группу (мини-группа: 2-3 ребенка – 1- 2 взрослых);
- Этап группового обучения (специализированный класс малой наполняемости (5-6 учащихся), частичная инклюзия, полная инклюзия).
Дружелюбная среда
Без усилий по созданию дружелюбной среды инклюзия не будет успешной. Создание дружелюбной среды предполагает:
- Работу с детьми по принятию особенностей сверстников (в том числе «Уроки доброты»);
- Обучение всего персонала, контактирующего с особенными учениками (от охранника до завуча);
- Работу с родителями (важный транслятор разных стереотипов);
Сложности в обучении аутичных детей
- Затрудненное восприятие речи, особенно на слух;
- Ослабленная имитация (отчего учиться «из воздуха» как все дети они не могут);
- Специфические интересы (могут настолько поглощать ребенка, что он не видит широты окружающего мира);
- Слабое понимание социального контекста.
Элементы АВА
Прикладной анализ поведения (или ПАП, или АВА) — база, на которой в современном мире строится абилитация детей с РАС.
Положительное подкрепление желаемого поведения
Дети с РАС обычно (!) слабо реагируют на социальные поощрения (похвалу, взгляды, сопричастность, оценки), а также им может быть сложно учиться тому, что нейротипичные дети «берут из воздуха». Их можно и нужно поощрять теми вещами/активностями, которые прямо сейчас приносят им удовольствие. Важно, что предоставление поощрения должно не просто радовать ребенка, а и увеличивать вероятность желаемого поведения в будущем (нет универсальных «призов», которые можно выдавать аутичным детям и не все «призы» работают).
Типы подсказок (от самой сильной к самой слабой):
- Полная физическая помощь (берем руки ребенка в свои и делаем);
- Частичная физическая помощь;
- Вербальная (говорим);
- Моделинг (взрослый показывает пример/модель);
- Визуальная (пример написания букв/ таблица умножения на столе);
- Жестовая;
- Позиционная / По цвету или размеру.
Для повышения успешности ученика с РАС важно максимально точно определить требования к нему. Все задания сформулированы предельно четко — для новых навыков. Постепенно формулировки приводятся к «обычным».
Для успешности в освоении академических навыков, многим ученикам с РАС необходима адаптация учебного материала.
Необходимо делать упор на максимум визуальной информации и минимизацию информации «на слух». Адаптация текстов — исключение сарказма, аллегорий, крылатых выражений.
Часто аутичные дети обладают разбалансированной сенсорной системой. Чтобы эффективно обучать их, нужно помогать им максимально гармонизировать восприятие мира:
- насыщение мышечными, суставными и проприоцептивными ощущениями (качели, балансиры, утяжелители, массаж, бег);
- тактильное (сенсорные коробки, глина, пена, тесто, жвачка для рук);
- слуховое (тихое место, легкая музыка, наушники);
- свет (приглушенный, темнота, светящиеся игрушки);
- орально (грызунки, жвачки).
Попробуем взглянуть на мир глазами ребенка с РАС:
Посыл от ребенка с РАС
«Я лучше понимаю медленную, спокойную, четкую, краткую речь. Меня тревожит неопределенность и внезапные изменения, в такие моменты спокойно объясните мне, что происходит, и я успокоюсь. Я не люблю спешить, мне комфортно знать, какие события и когда будут происходить в течение дня.
Я не слышу вас издалека (дальше 1м), если чем-то очень занят, и услышу ваш голос лучше, если вы дотронетесь до моего плеча и спокойно скажете: „Ваня“, находясь в поле моего зрения. Я путаюсь в местоимениях (ты, я, его, моя), но помню имена, лучше говорить: „Ваня, дай Соне варежку“ вместо „так ты ей отдай ее“. Я очень хочу общаться с людьми, но я затрудняюсь говорить как вы, мне проще задать математический вопрос, когда в действительности я бы хотел сказать „давай поговорим или поиграем!“ Спасибо за терпение!»

Источник
Детский аутизм. Как общаться с особенными детьми?
По статистике аутизм встречается у каждого 160-го человека. Соответственно, вероятность встретить ребенка с РАС достаточно высока для каждого из нас.
Вокруг детей с аутизмом «ходит» множество различных мифов: они гениальны, великолепно считают в уме, любят собирать кубик Рубика и, конечно же, совершено не желают общаться. Вспомним типичные образы людей с аутизмом из кинематографа: Раймонд («Человека дождя»), Шон (фильм «Хороший доктор»), Шелдон («Теория большого взрыва»). Они гениальны, холодны, но, несмотря на это, чрезвычайно обаятельны.
Однако реальность несколько отличается от тех образов, что транслирует нам мировой кинематограф. Люди с диагнозом аутизм разные, не менее разные, чем все остальные. У каждого из них свои интересы, свои особенности взаимодействия и поведения, сильные и слабые стороны. И это касается не только взрослых людей, но и детей с аутизмом. И прежде чем понять, что за ребенок перед вами, необходимо вступить с ним в контакт.
Аутизм у детей. Особенности развития
Многие дети с аутизмом имеют ряд особенностей сенсорного восприятия (зрительная, слуховая, тактильная и другая информация от органов чувств):
- повышенная или пониженная чувствительность к сенсорным стимулам окружающего мира;
- склонность к «застреванию» на некоторых, порой неожиданных вещах, когда все внимание ребенка сосредоточено на каком-то действии и он длительно занимается им;
- сложности в установлении и удержании зрительного контакта с другим человеком.
Среднестатистическому ребенку с аутизмом более комфортно взаимодействовать с предметами, а не с людьми. Но не потому что они не хотят общаться! Для ребенка с РАС, человек – непредсказуемый «объект» с которым сложно установить контакт. Некоторым детям бывает трудно долго фиксировать внимание на человеческой мимике или взгляде. И только если «объект» чем-то интересен и привлекателен для ребенка с аутизмом – он обратит на него внимание.
Ребенок с РАС. Создаем комфортную среду для общения
- Взаимодействуйте с ребенком, находясь примерно на уровне его глаз. Можно сесть на пол или на корточки. Не трогайте ребенка, не призывайте его к зрительному контакту. Если ребенок с аутизмом не смотрит вам в глаза, это вовсе не значит, что он вас не видит. Дети с РАС могут рассматривать людей и объекты, используя так называемое «боковое зрение».
- Не провоцируйте ребенка использовать речь и зрительный контакт. Он сделает это сам, когда будет готов. Избегайте инструкций вроде: «Посмотри на меня», «Где глазки?». Уважайте право ребенка на комфортную сенсорную среду.
- Находитесь рядом с ребенком, но не вторгайтесь в его личное пространство. Если вы отойдете даже в центр комнаты, ребенок может не заметить вас на фоне других отвлекающих вещей в помещении. Идеальным будет расстояние вытянутой руки.
- «Играйте» с собственной речью, сделайте ее интересной для ребенка. Вы можете использовать яркие выразительные интонации или шепот. Подчеркивайте ключевые моменты, меняя громкость голоса, интонацию, делайте паузы. Можно также использовать смешные, необычные звуки («пиу-пиу», «ап», «ой» и т.д.), озвучивая собственные действия. Старайтесь не говорить слишком громко, у некоторых детей с аутизмом есть гиперчувствительность к звукам и им комфортнее воспринимать тихую речь.
- Используйте простые, короткие высказывания: «Смотри! У меня есть машинка», «это было весело», «ух ты, мыльные пузыри».
- Комментировать можно как свои действия, так и действия ребенка («я поставлю сюда этот мяч»). Комментируя, используйте описательные предложения: «У тебя классные ботинки», «ты нашла красную звездочку». Можно делиться своими эмоциями: «Да, мне тоже это нравится», «это была отличная прогулка!»
- Делайте паузы в речи и давайте ребенку время, чтобы обработать и понять услышанное. В связи с нарушениями сенсорной обработки у некоторых детей процесс понимания речи может происходить с задержкой. Также используйте паузы для того, чтобы дать ребенку время обдумать ответ и решить, готов ли он вообще отвечать.
- Сопровождайте свою речь жестами, средствами дополнительной коммуникации. Некоторым детям проще дается восприятие визуальной информации. Это могут быть картинки, фотографии, рисунки или карточки PECS (система коммуникации через обмен карточками с изображениями). Зрительные подсказки помогают ребенку лучше понять вашу речь и сконцентрироваться на сказанном, а также дают опору для ответа.
- Старайтесь не задавать вопросов и не предъявлять требований к ребенку. Даже если ребенок пользуется речью, он может быть не готов вступать в активный контакт.
- Если ребенок пользуется речью, слушайте его и давайте время высказаться. Спрашивайте о его интересах, задавайте дополнительные вопросы: «Какие машины тебе больше нравятся?». Делитесь своим мнением, комментируйте, но старайтесь не давать советов. «О, мне тоже нравится этот фрукт!», «да, это красивая собака, у меня есть такая же!»
- Подбирайте темы для разговора в соответствии с возрастом и интересами ребенка.
- Не запрещайте ребенку с РАС заниматься стиммингом (определенные стереотипные действия, которые люди с аутизмом иногда совершают: взмахи руками, прыжки, повторение фраз, слов или звуков и многое другое) в любой безопасной форме. Не комментируйте и не поощряйте стимминг, не совершайте самостимулирующие действия вместе с ребенком. Ребенок может делать это для самоуспокоения, восполнения недостатка сенсорных ощущений или же просто потому, что его нервной системе сейчас это зачем-то нужно. Дайте ему эту возможность.
- Уважайте право ребенка НЕ общаться, если он этого не хочет. Ничего страшного, если вдруг у вас не получилось сейчас. Зато вы показали ребенку, что вы безопасный и комфортный для взаимодействия человек. И, возможно, в следующий раз он пойдет вам навстречу.
- Уважайте право ребенка не быть таким, каким вы ожидаете или хотите его видеть. Он может быть абсолютно безразличен к цифрам или динозаврам, но обожать мыльные пузыри. Ему может быть приятнее играть с веревочкой, а не с машинкой. А ещё он вполне может вовсе не сторониться общения, а сразу взять вас за руку, попросить обняться или залезть к вам на колени.
Помните, что дети с аутизмом очень разные, как и все мы!
Танькина Ольга, медицинский психолог Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ
Источник
Способы поддержки детей с рас
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
«Ставропольский центр социальной
помощи семье и детям»
355004, Ставрополь, ул. Мира 278 г, тел. 8 (8652) 28-02-95-приемная
Форум: Напишите нам: Поиск : Видеогалерея:
Нежелательное поведение у детей с РАС. Способы коррекции.
Прежде чем говорить о нежелательном поведении нужно сначала разобраться что же такое поведение?
Поведение — это процесс взаимодействия живого организма с окружающей средой. У каждого поведения есть своя история формирования, на которое влияет ряд факторов:
Физиологические изменения в процессе развития (болезни, травмы и их влияние на состояние здоровья).
Что происходит с человеком во время болезни или травмы? Если у нас что-то болит, то мы можем плакать, кричать, сжимать зубы и т.д.
Среда, в которой мы живем.
На наше поведение влияют разные условия. В одной семье одни правила поведения считаются нормой, например, ходить, не снимая обувь, а в другой это неприемлемое поведение. В разных странах свои понятия норм поведения.
Последствия, которые влекут за собой поведение.
Огромную роль в формировании поведения играют последствия. Многие виды проблемного поведения детей формируются только по тому, что они невольно были поощрены другими людьми, родителями.
Наиболее распространенными видами нежелательного поведения у детей с рас-стройствами аутистического спектра принято считать:
• Отсутствие зрительного контакта, отсутствие реакции на инструкции, негибкость;
• Самостимуляция;
• Падение на пол;
• Побеги от взрослых;
• Стремление забираться на высокую мебель;
• Крики, ругательства, шум и т.д.;
• Плач;
• Истерики;
• Разрушительное поведение;
• Укусы, толчки, драчливость;
• Самоагрессия.
Детям с РАС, особенно не говорящим, очень сложно попросить то, чего они хотят, им проще ударить себя или другого человека, кричать, щипаться и т.д. Особый ребенок, который не знает, как ждать или просить внимание взрослого, очень быстро понимают, что агрессия, самоагрессия — самый быстрый способ добиться желаемого.
Как же быть в этом случае?
Для начала нужно помнить, что все наше поведение зависит от окружающей среды, предшествующих факторов и последствия поведения. В прикладном анализе поведения — это «трехкомпонентная поведенческая последовательность»
Предшествующие факторы (ДО)
Мама говорит по телефону
Мама положила трубку и обратила внимание.
Учитель разговаривает с другим человеком
Пытается ущипнуть, вокализирует, хватает за руки
Учитель переключает внимание на ребенка
Зашли в шумное помещение.
Включили пылесос, миксер.
Ребенок закрывает, уши, кричит
Вывели из помещения.
То есть, в окружающей среде есть стимулы, которые происходят ДО возникновения поведения, и те которые происходят ПОСЛЕ.
Просто так то или иное поведение не происходит, всегда, что то предшествует. Так неговорящие дети с РАС с помощью своего поведения разговаривают с вами.
Наша задача научиться различать, что именно хочет ребенок и научить его общаться без проявления неприемлемого поведения.
Существует всего 4 основные функции поведения:
Доступ к желаемому предмету или действию.
Неприемлемое поведение обычно возникает, когда ребенок получает отказ на его просьбу, или когда от него требуют прекратить любимое занятие, которым он занят в данный момент.
Привлечение внимания (взрослого, сверстников)
Обычно это поведение проявляется, когда на ребенка не обращают внимание, но бывают и специфический вид внимания – когда поведение ребенка раздражает окружающих и они реагируют криком, угрозами, сердитым выражением лица.
Избегание/уклонение/прекращение неприятных стимулов или действий
То есть, избегание неприятных ситуаций, трудных заданий, длинных заданий, неприятных стимулов.
Получение сенсорной стимуляции
Сенсорная стимуляция может быть визуальной, аудиальной, тактильной, проприоцептивной и комбинированной. Данное поведение обычно происходит очень часто, и не меняется от присутствия или отсутствия других людей.
Каким же образом можно выяснить, какая функция поведения преобладает? Если ребенку нужна сенсорная стимуляция, то поведение не поменяется, даже если взрослый отсутствует. Остальные — это наблюдение, в этом очень хорошо может помочь таблица АВС(А = Antecedent = Предшествующий фактор
B = Behavior = Поведение
C = Consequence = Последствие)
Проблематичное поведение — ABC
Что произошло перед тем, как возникло поведение?
Что конкретно сделал ребенок?
Сколько времени продолжалось поведение?
Что произошло сразу после того, как ребенок начал поведение?
Что произошло сразу после того, как ребенок закончил поведение?
Как справится с нежелательным поведением? Взрослый должен уметь управлять поведением ребенка путем осознанного и целенаправленного подкрепления желательного поведения. Контролировать процесс взаимоотношений всегда должны Вы, а не ребенок. Вы должны стать «Руководящим контролем!»
Вы должны контролировать любые предметы, которые ребенок хочет получить.
После того как ребенок стал вас воспринимать, все мотивационные предметы лежат например в прозрачной коробке, ребенок знает где, но доступ есть только у вас. И только вы решаете, когда и как долго они будут в его распоряжении.
Тщательный выбор инструкций и поощрений.
Вы даете инструкцию сделать что-либо, то не давайте поощрение пока он ее не выполнит. Эта ступень разрешает вам помогать ребенку в достижении успеха, если в этом есть необходимость (жестовая подсказка, физическая).
Использование мотивационных ситуаций для предъявления требований.
Покажите ребенку, что следуя вашим инструкциям, он сможет получить, то что хочет. Давайте ребенку легкие задания так часто, как только возможно, и поощряйте его стремления участвовать в их выполнении, приобретая позитивный опыт.
Постепенное уменьшение частоты поощрений.
На ранних этапах работы используйте подкрепления каждый раз, как только получаете положительную реакцию, постепенно переходя к переменному (непредсказуемому) соотношению подкреплений.
Наблюдая за ребенком и ведя таблицу, вам будет понятно какое поведение (одна из функций) преобладает в данный момент и сможете его скорректировать.
Источник