Способы подчинительной связи тренажер

Типы связи слов в словосочетании
тренажёр по русскому языку (8, 9 класс) по теме

Данный тренажёр поможет повторить теоретический материал по теме и потренироваться в определении типов подчинительной связи в словосочетаниях. Материал актуален для обучающихся 8-9 классов.

Скачать:

Вложение Размер
tipy_svyazi_slov_v_slovosochetanii.pptx 1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Типы связи слов в словосочетании тренажёр

Словосочетание – синтаксическая конструкция, образуемая соединением двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи . Эта связь осуществляется грамматически (с помощью окончания зависимого слова) и по смыслу ( звонкого голоса , видел лес ) или только по смыслу ( очень красивы ).

Словосочетаниями не являются: с очетание подлежащего и сказуемого , т. е . грамматическая основа предложения (выл ветер); с очетание знаменательного и служебного слов: ( несмотря на дождь, в течение дня); о днородные члены предложения (долго и обстоятельно, светлый и радостный)

В зависимости от главного слова с ловосочетания делятся на глагольные именные наречные п исать письмо д елая уроки у зкая лента с лишком весёлый о чень непонятно ч ересчур высоко

В словосочетании выделяется три типа подчинительной связи: с огласование у правление п римыкание

Согласование Подчинительная связь, п ри которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже: тёплый дождь, первый этаж, та книга, поющая птица или в числе и падеже: прямые дороги, играющие дети, эти дома.

Управление Подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в определённом падеже по отношению к главному; при этом зависимое слово выражается именем существительным или словом , его заменяющим: б ежать к озеру , слушая музыку , оплатить проезд , ручка двери , обучающийся музыке , понять его .

Примыкание П одчинительная связь, при которой слова связаны по смыслу , а в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (наречие, деепричастие, инфинитив) б ежать быстро , говорить волнуясь , поздно ночью, по-зимнему холодно, начал читать .

Проверьте свои знания

Согласование Управление Примыкание Предлагать книгу

Праздничный день Согласование Управление Примыкание

Громко кричать Согласование Управление Примыкание

Согласование Управление Примыкание Свет маяка

Нарисованный кот Согласование Управление Примыкание

Очень красиво Согласование Управление Примыкание

Осенние листья Согласование Управление Примыкание

Согласование Управление Примыкание Сидя в кресле

Его портфель Согласование Управление Примыкание

Согласование Управление Примыкание Встретить его

Весёлый фокусник Согласование Управление Примыкание

Внимательно смотреть Согласование Управление Примыкание

Золотая рыбка Согласование Управление Примыкание

Согласование Управление Примыкание Ловить рыбу

Бегущая мышь Согласование Управление Примыкание

Поспешил ответить Согласование Управление Примыкание

Согласование Управление Примыкание Играть в мяч

Лесная избушка Согласование Управление Примыкание

Согласование Управление Примыкание Играть на скрипке

Виртуозно играть Согласование Управление Примыкание

Третий ученик Согласование Управление Примыкание

Согласование Управление Примыкание Рисовать карандашом

Любопытный котёнок Согласование Управление Примыкание

Может порадовать Согласование Управление Примыкание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку Типы связи слов в словосочетании

Проверка произносительных норм, изучение темы, выполнение теста.

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме «Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях»

Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи .

Конспект открытого урока «Словосочетание. Типы связей слов в словосочетании».

В конспекте отражен опыт применения ЭОР и новых образовательных технологий на уроках русского языка.

Презентация к уроку по теме «Типы связи слов в словосочетании»

В презентации содержится материал для закрепления знаний по теме «Типы связи слов в словосочетании».

Разработка урока «Типы связи слов в словосочетании» (8 класс)

В разработке представлен опыт изучения согласования, управления и примыкания.

Конспект урока русского языка 8 класс » Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание»

Конспект урока » Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание».Урок изучения нового материала. Используется технология критического мышления через чтение и письмо.

Источник

Презентация-тренажёр «Способы подчинительной связи в словосочетании»
презентация к уроку по русскому языку на тему

Предназначена для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Скачать:

Вложение Размер
sposoby_podchinitelnoy_svyazi.ppt 137 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Способы подчинительной связи

Способы подчинительной связи согласование зелёный шум управление съесть котлету примыкание точно выполнить

Согласование Управление Примыкание Голубая лента Согласование зависимого слова с главным в роде, числе и падеже. Съесть котлету Зависимое слово ставится при главном в определённом падеже . Красиво плывут Зависимое слово – неизменяемое : наречие очень милый инф. уехал учиться дееприч. говорил волнуясь ср. ст. прил. стало темнее

Согласование Управление Примыкание красиво плывут

Согласование Управление Примыкание болотистая местность красиво плывут

Согласование Управление Примыкание болотистая местность красиво плывут думать о жизни

Согласование Управление Примыкание болотистая местность думать о жизни красиво плывут любим зиму

Согласование Управление Примыкание болотистая местность думать о жизни любим зиму красиво плывут говорила смеясь

Согласование Управление Примыкание болотистая местность думать о жизни любим зиму красиво плывут говорила смеясь стало тише

Согласование Управление Примыкание болотистая местность думать о жизни любим зиму красиво плывут говорила смеясь стало тише крепкий мороз

Согласование Управление Примыкание болотистая местность крепкий мороз думать о жизни любим зиму красиво плывут говорила смеясь стало тише дорожить дружбой

Согласование Управление Примыкание болотистая местность крепкий мороз думать о жизни любим зиму дорожить дружбой красиво плывут говорила смеясь стало тише безударная гласная

Согласование Управление Примыкание болотистая местность крепкий мороз безударная гласная думать о жизни любим зиму дорожить дружбой красиво плывут говорила смеясь стало тише

Замените словосочетание деревянная ложка , построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Ложка из дерева

Замените словосочетание говорила смеясь , построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью управление . Говорила со смехом

Замените словосочетание бессердечный человек , построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Человек без сердца

Замените словосочетание удивительно хорош , построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью управление . Хорош на удивление

Замените словосочетание оловянная посуда , построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Посуда из олова

Замените словосочетание безостановочно шёл , построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью управление . Шёл без остановки

Замените словосочетание сосновые иголки , построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Иголки сосны

Замените словосочетание быстро перемахнул , построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью управление . Перемахнул с быстротой

Замените словосочетание истерический плач , построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Плач с истерикой

Замените словосочетание целлофановые пакеты , построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Пакеты из целлофана

Замените словосочетание расписные ладьи , построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Ладьи с росписью

Замените словосочетание разливаются в низинах , построенное на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью примыкание . Разливаются низко

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В 8 классе тема «Виды подчинительной связи» изучается довольно подробно. Но, как показывает опыт, усвоение этого материала, как правило, вызывает затруднение у школьников и в 8 классе при изучении дан.

Цели: 1. Образовательные: повторение и обобщение знаний учащих.

В 8 классе тема «Виды подчинительной связи» изучается довольно подробно. Но, как показывает опыт, усвоение этого материала, как правило, вызывает затруднение у школьников и в 8 классе при изучении дан.

Это разработка урока русского языка в 8 классе по теме «Подчинительная связь в словосочетании» с примерами, различными видами заданий, вопросами и ответами.

Данная работа может быть использована на уроке русского языка в 8 классе при закреплении темы «,Словосочетание. Типы подчинительной связи ( согласование, управление. примыкание)».

Три вида подчинительной связи представлены в теории и в картинках.

Урок изучения нового материала «Типы подчинительной связи в словосочетании» содержит образовательные, развивающие и воспитательные цели, задачи и методы работы. Подробно расписан ход урока, вклю.

Источник

Упражнения по теме «Словосочетание»

Упражнение 1.

Найдите и укажите в словосочетании главное и зависимое слово и укажите, какой частью речи является главное слово. Определите тип словосочетания.

Зимние вечера, долго рассказывает, двое саней, очень уютно, таёжный посёлок, недалеко от берега, уставший от забот, движущиеся силуэты, пойти за покупками, играя с мячом.

Упражнение 2.

1. Распределите данные ниже словосочетания по оттенкам определительного значения на группы, обозначающие отношение предмета

а) к материалу, из которого он сделан;

б) к месту его расположения;

в) к времени его существования;

г) к его назначению;

д) к причине его возникновения.

Московские улицы, бассейн для детей, весенние цветы, украшения из янтаря, дорога налево, ключ от машины, сарафан из ситца, вечерняя газета, керамическая ваза, усталость от жары, противогрибковое средство, подарок на память, сентябрьские краски, осложнение после гриппа, окраины города.

2. Дополните ряды словосочетаний своими примерами соответствующего значения.
3. Составьте и запишите 2–3 предложения, используя на выбор словосочетания, над которыми вы работали.

Упражнение 3.

Запишите данные ниже словосочетания, распределив их по строению на следующие группы:

1) с существительным или прилагательным в роли главного слова (именные);
2) с глаголом в роли главного слова (глагольные);
3) с наречием в роли главного слова (наречные).

Озеро в горах, купаться в бассейне, плавать уверенно, очень странно, отличное настроение, совсем близко, приятное времяпрепровождение, чрезвычайно полезный, отложить отъезд, по-детски забавно, весьма заботливый.

Упражнение 4.

Составьте словосочетания, подбирая к словам 1-й группы главное слово, а к словам 2-й группы – зависимое слово.

1) Горный, гористый; ветреный, ветровой, ветряной; будний, будничный; дружный, дружеский, дружественный; генеральный, генеральский; гуманный, гуманистический; дипломатичный, дипломатический; дареный, даровой; конструктивный, конструкторский; почтенный, почтительный.

2) Обсуждать, осуждать; оплатить, заплатить; одеть, надеть; суметь, смочь; представить, предоставить; развиваться, развеваться; сыскать, снискать; обосновать, основать.

Упражнение 5.

Распределите следующие словосочетания по группам в зависимости от того, что они обозначают: Предмет и его признак, действие и его признак, действие и объект действия.

Весело смеяться, зимний вечер, вести разговор, идти в потёмках, туристическая база, облако над морем, долго смотреть, синеватая мгла, смотреть на звёзды, пение артистов, задумчиво слушать, учить правило.

Упражнение 6.

Распределите на группы именные словосочетания в зависимости от частей речи, которой выражено главное слово: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение.

Весьма привлекательный, пятеро друзей, что-то таинственное, любовь к животным, по-детски простодушный, увлекательное путешествие, несколько слов, кожаное пальто, кофе по-восточному, пять килограммов, готовый к употреблению, каждый из нас, семь нянек.

Упражнение 7.

Замените глагольные словосочетания именными. Укажите главное и зависимое слова. Определите падеж зависимого компонента в данных и полученных словосочетаниях.
Образец: читать книгу (вин .пад.) – чтение книги (род. пад.).

Проводить друзей, посетить выставку, осветить коридор, оформить документы, закупить продукты, презирать врагов, уважать товарищей, ремонтировать телевизора, любить Родину, жить в городе.

Упражнение 8.

Составьте из данных слов словосочетания (изменяя, если нужно, форму зависимого слова) и запишите их в таком порядке: а) словосочетания с согласованием, б) словосочетания с управлением, в) словосочетания с примыканием.

В (последний) минуту, соб_раться (наспех), пр_соед_ниться к (группа), знакомы (издавн_), радоват(?)ся (пригл_шение), справиться о (м_ршрут), в (шес(?)надцать) километрах, (четвертый) ноч_вка, дневник (п_ход), описывать (пр_ключение), научит(?)ся (грести), (свежий) м_золь, (свой) кеды, идти (пр_храмывая), сочу(?)ствовать (больной), помощь (он), (очень) красивы.

Какими частями речи выражены зависимые члены словосочетаний в каждой группе? Найдите пример прилагательного, употребленного в значении существительного. Как такое употребление отразилось на характере связи между словами в словосочетании?

Упражнение 9.

Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.

Согласование Управление Примыкание

Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь.

Упражнение 10.

Выпишите предложения с цельными словосочетаниями, подчеркните, каким членом предложения они являются.

1) Сотни маленьких речушек родятся в глухих местах нашей области. (В. Бианки.) 2) Большие паруса только сильный ветер может надуть. (Пословица.) 3) Передо мной стоял старик с белыми волосами, любезной улыбкой и прекрасными голубыми глазами. (И. Тургенев.) 4) Трое парнишек в куртках ремесленного училища сражались в домино с сухим белобородым стариком. (Ю. Яковлев.) 5) Дубовый листок оторвался от ветки родимой. (М. Лермонтов.) 6) А то вдруг налетит порыв ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая метель. (В. Солоухин.) 7) Ко мне вошел молодой офицер, с лицом смуглым и некрасивым. (А. Пушкин.) 8) Когда залаяла собака, в одном из домов зажегся свет. 9) Нам с братом в гостинец привезли с рынка шоколадных конфет.

Упражнение 11.

Выпишите из предложений все возможные словосочетания, укажите вид связи.

Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. (А.Н. Толстой.) Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый золотые переливы. (Ф. Тютчев.)

Упражнение 12.

Укажите способы подчинительной связи и главные слова в словосочетаниях.

Вековые дубы; настойчиво повторять; искоса поглядывая; капельки росы; выпорхнула из клетки; яркими красками; показался издалека; шел, раскачиваясь; падал на снег; солнечный луч; поздоровалась со мной; прилетают до заката; освещенное огнем; (прорвавшись) поравнялся со школой; сердито хмуриться; рано проснулся; сочная зелень; небольшой муравейничек; ягоды земляники; мелькнули в траве.

Упражнение 13.

Сделайте синтаксический разбор выделенных словосочетаний. Выпишите из предложений другие примеры словосочетаний с разными видами связи.

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием — самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности (В. Виноградов).

Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т. п. — всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек и в каком порядке и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае он должен решить сам, и только сам (M. Исаковский).

Упражнение 14.

1) Спишите словосочетания, укажите какие они — именные или глагольные?

Рассчитать конструкцию; вагоноремонтный завод; ткацкий станок; работать по-новому; преодолеть препятствие; неизгладимое впечатление; претворять в жизнь; произвести расчет; составить расписание.

Упражнение 15.

Прочитайте текст. Выпишите из него словосочетания. Разберите их синтаксически.

Книга прочитана, а ты как будто живёшь в окружении героев, радуешься и печалишься вмёсте с ними.
Книги раздвигают границы времени и доносят до нас рассказы о труде и героизме отцов и дедов наших.

Упражнение 16.

Образуйте словосочетания разных видов связи с:

1) наречиями
2) глаголами
3) прилагательными
4) существительными

Тест по теме «Словосочетание»

1. Какое словосочетание построено по модели «прил. + сущ (гл сл)»?

1) вьющиеся растения
2) любой человек,
3) изумительной красоты
4) в третьем классе

2. Какое словосочетание построено по модели «глаг (гл сл)+ наречие»?

1) иди гулять
2) сделать случайно
3) ушел не попрощавшись
4) выбегая навстречу

3. Какое словосочетание построено по модели «прил (гл сл) + наречие»?

1) крайне недовольный
2) практически не выполнимо
3) огорченно прошептал
4) (на улице) по-весеннему тепло

4. В каком словосочетании выражаются определительные отношения?

1) разговор по душам
2) прийти поговорить
3) близко от нас
4) руководить театром

5. В каком словосочетании выражаются обстоятельственные отношения?

1) яйца всмятку
2) вернуться к полуночи
3) приказал отступать
4) окончание школы

6. В каком словосочетании выражаются объектные отношения (действие и предмет, на который направлено действие)?

1) рисовать красиво
2) желание уехать
3) идти по бульвару
4) думать о друге

7. В каком словосочетании вид связи — согласование?

1) наши шефы
2) быстро доехать
3) прогулка верхом
4) выглянуло из-за туч

8. В каком словосочетании вид связи — управление?

1) немного странно
2) забыл рассказать
3) таять во мгле
4) рубашка навыпуск

9. В каком словосочетании вид связи — примыкание?

1) бутылка из-под молока
2) говорить по-французски
3) тринадцатая глава
4) глядеть по сторонам

10. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.

11. Из предложений 4-7 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

(4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5) Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. (6) Утраты в природе до известных пределов восстановимы. (7) Иное дело — ценности нравственные.

12. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Впервые вижу его днем.

13. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики — вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

14. Сколько простых словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ входите состав предложения?

Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка.

15. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Три года тому назад я уехал из Москвы и через Эстонию приехал в Германию, а оттуда во Францию.

16. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Для России такой путь заказан.

17. Назовите тип подчинительной связи, который использован в словосочетании СТЫДНО ПЕРЕД НИМИ из предложения

Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

Источник

Читайте также:  Французский способ обжарки кофе
Оцените статью
Разные способы