Способы подчинительной связи согласование управление примыкание упражнения

Такие знакомые словосочетания…

(Подготовка к государственной итоговой аттестации)

Задание В8 второй части гиа по русскому языку предполагает подбор синонимичных словосочетаний, основанных на разных видах подчинительной связи. Сначала это задание вызывает у учеников непонимание, но после выполнения разного рода упражнений ребята успешно с ним справляются.

Экзаменационные задания могут иметь следующие формулировки:

Замените словосочетание человеческая личность, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание говорить радостно, построенное на основе подчинительной связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Прежде всего вспоминаем, какие виды подчинительной связи существуют. Для этого ученики анализируют следующую таблицу.

Вид связи Часть речи
зависимого слова
Примеры
Согласование • имя прилагательное;
• причастие;
• порядковое числительное;
• местоимение-прилагательное
модное платье;
• полученные письма;
• первая встреча;
• твой праздник
Управление • имя существительное;
• местоимение-существительное
медаль из золота;
• похожий на мать
• увидеть нас;
Примыкание • наречие;
• деепричастие;
• неопределенная форма глагола
прийти вовремя; невероятно интересный;
• выйти не торопясь;
• уехать учиться

Перечислим те сочетания слов, которые не рассматриваются как подчинительные словосочетания:

сочетание подлежащего и сказуемого (я ушел, папа вернулся);

фразеологизмы (не на жизнь, а на смерть; как кур в ощип);

сочетание служебного слова со знаменательным (около школы, словно друг).

Тренировочные упражнения

Упражнение 1. Запишите данные словосочетания в три столбика в соответствии с видом подчинительной связи.

Крошечный медвежонок, незнакомая местность, невероятно интересно, сидеть вполоборота, на краю тарелки, тетрадь Вани, случайно узнать, умеющий (уметь) говорить, на опушке леса, морская пучина, хижина охотника, лечь навзничь, индивидуальный подход, абсолютно справедливо, рассмотреть (рассматривающий) цветок, фотография друга, вернувшись (вернуться) домой, фиксирующий (фиксировать) события.

– Замените словосочетания на опушке леса, хижина охотника, тетрадь Вани, построенные на основе подчинительной связи управление, синонимичными словосочетаниями со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.

Упражнение 2. Прочитайте текст.

Представим себе бескрайний летний лес с его то затухающим, то вновь нарастающим, бесконечно широким шумом, с тревожными редкими вскриками то ли дятлов, то ли зайчат, с едва уловимым звоном комариных оркестров. И вдруг в этот широкий вселенский шум будто вплетается пение какой-то удивительно музыкальной птицы. Печальный и нежный голос пастушьего рожка так необходимо-естественен среди этих теплых лесов! Он ведет свою мелодию, и она, словно тонкая нить, связывает безбрежность мира с душой человека. (В.Белов)

– Выпишите из второго предложения все словосочетания. Их должно быть 10.

– Замените словосочетания комариные оркестры, вселенский шум, построенные на основе подчинительной связи согласование, синонимичными словосочетаниями со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.

Упражнение 3. Прочитайте текст.

Настоящий литературный талант немыслим без тяжкого, беспощадного труда, без всепоглощающей одержимости… Только одержимый может обладать стойким терпением ловца жемчуга, который, как говорил когда-то молодой Флобер, способен нырять в океанские глубины тысячекратно, чтобы только однажды вернуться не с пустыми руками…. Писателя должна необоримо манить страсть к этим океанским глубинам, где скрыты редчайшие жемчужины человеческого прозрения. А эти глубины принадлежали и принадлежат только сильным талантам. (Ю.Бондарев)

Читайте также:  Как определить способ рифмовки стихотворения зимняя дорога

– Определите тип связи в словосочетании человеческого прозрения.

– Словосочетание человеческого прозрения замените синонимичным словосочетанием со связью управление.

– Найдите и выпишите из текста словосочетание со связью согласование, которое можно заменить синонимичным словосочетанием со связью управление. (Океанские глубины.)

Упражнение 4. Прочитайте текст.

Надо уважать запятую. Союз «и» умаляет то, что следует за ним. Читатель привык, что «и» только слегка усиливает то, что ему известно до союза. О запятую он спотыкается… и готов воспринимать дальнейшее с новым вниманием. «Было пасмурно и неуютно». «Было пасмурно, неуютно». (В.Шукшин)

– Определите виды связи в составном словосочетании (или в цепочке словосочетаний) надо уважать запятую.

– Можно ли в этом тексте словосочетание воспринимать с вниманием заменить словосочетанием воспринимать внимательно? Мотивируйте свой ответ.

Упражнение 5. Прочитайте текст.

Человеку дается имя, когда он еще лежит в колыбели, и трудно представить, каким он вырастет, – будет «подобным ангелу», «победителем» или тихоней, «котенком». Только наивный человек может думать, что все Александры – это обязательно «защитники» и что благодаря имени они по характеру и судьбе отличаются от Михаилов, Антонов, Сергеев… Разумеется, имена здесь никакой роли не играют. (А.Пасхалов)

– Замените словосочетание трудно представить, построенное на основе подчинительной связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Д.А. ХАУСТОВА,
школа № 553,
г. Москва

Источник

Упражнения по словосочетанию для подготовки к ГИА
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8, 9 класс) на тему

Задания на замену способа связи слов в словосочетании

Скачать:

Вложение Размер
uprazhnenie_po_slovosochetaniyu.docx 11.64 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 1. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

1. бессонная ночь –

2. подземный переход –

3. алгебраическая задача –

4. школьный портфель —

5. плюшевый медвежонок —

6. приморский парк —

7. клетчатый шарф –

1. полковое знамя –

2. солнечная энергия –

4. учительский стол —

5. конское ржание —

зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:

1. двухэтажное здание –

2. шестилетний ребёнок –

3. белоствольная берёза —

4. голубоглазая девочка —

5. островерхие ели —

Задание 2. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ.

(то есть делаем всё наоборот)

1. каша из гречки –

2. снаряд для спортсменов –

3. тропинка в гору —

4. человек без совести —

5. вопрос по литературе —

6. гостиница при вокзале —

7. костюм в полоску –

11. судьба матери –

13.собака с гладкой шерстью —

14.ружьё с двумя стволами —

15.парень с рыжими волосами —

16.особняк в три этажа —

17.девушка двадцати лет —

Задание 3. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

1. жалостно посмотрел –

2. смело спрыгнул –

4. осторожно слез –

5. спокойно делал –

6. беззаботно жил —

7. бесшумно едет —

8. бесстрашно бросился –

Задание 4. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот).

1. говорил с тревогой –

2. ждал с напряжением –

3. охранял с заботой –

4. глядел со смущением –

5. уезжал со спокойствием —

6. отзывался с гордостью –

7. сделал с аккуратностью –

8. плакал без звука —

9. поступил без жалости —

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cистема упражнений по грамматике для подготовки к ЕГЭ

Методическая разработка включающая в себя ситсему упражнений по грамматике английского языка, для подготовки к ЕГЭ.

Упражнения по фразеологии для подготовки к ЕГЭ.

Упражнения по фразеологии предназначены для учащихся 10-11 классов при подготовке к ЕГЭ. Трудные задания с ответами.

тренировочные упражнения по словообразованию при подготовке к ЕГЭ по английскому языку

Материал полезен для практики употребления заданий раздела «Лексика и грамматика».

тренировочные упражнения по словообразованию при подготовке к ЕГЭ по английскому языку

Материал полезен для практики употребления заданий раздела «Лексика и грамматика».

Словосочетание (практика) подготовка к ОГЭ

Словосочетание (практика) подготовка к ОГЭ.

Дидактический материал по теме «Связь слов в словосочетании» для подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Материалы ГИА по русскому языку в 9 классе содержат задания по теме «Словосочетание».Этот материал изучается в 8 классе в начале года и требует повторения в 9 классе.Предлагается.

Комплекс упражнений по общей физической подготовке в домашних условиях для учащихся 5-6 классов

В условиях пандемии коронавирусной инфекции общеобразовательные организации вынуждены были работать совершенно в новом формате домашнего обучения. С различными проблемами столкнулись все участники это.

Источник

Виды подчинительной связи в словосочетании. Подготовка к ОГЭ. Сборник тренировочных упражнений.

В данной проектной работе изучены виды подчинительной связи в словосочетании, а также их синонимия; рассмотрены все возможные варианты данного задания, представленные в КИМах ОГЭ по русскому языку. На основе банка данных ФИПИ разработан сборник тренировочных заданий для подготовки к ОГЭ по данной теме, в котором представлены теоретические и практические материалы для подготовки к выполнению задания № 4 ОГЭ по русскому языку. В сборнике также представлены схемы видов подчинительной связи, алгоритм определения вида связи, алгоритм выполнения замены одного вида связи другим, подсказки, тренировочные упражнения двух видов: на определение вида связи в словосочетании и на преобразование одного вида связи в другой.

Скачать:

Вложение Размер
Виды подчинительной связи 16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник тренировочных упражнений

по выполнению задания 4 ОГЭ по русскому языку.

Автор: Богачёв Герман

Руководитель: Попова Е.В.

учитель русского языка и литературы

1.Виды подчинительной связи в словосочетании

Согласование – подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках, т.е. при которой формы рода, числа, падежа зависимого слова предопределяются соответственными формами стержневого слова.

Зависимое слово при согласовании может быть выражено:

1) Прилагательным в любой форме (кроме простой сравнительной и построенной на его базе составной превосходной степеней сравнения), которое согласуется с главным словом в роде, числе, падеже

2) Местоимением (кроме его, ее, их)

5) Существительным – согласованным приложением, которое согласуется с главным словом в падеже и числе (если согласуемое существительное изменяется по числам)

Управление – подчинительная связь, при которой от главного слова зависит существительное или местоимение в форме определенного падежа с предлогом или без него, т.е. при которой зависимое слово принимает форму того или иного падежа в зависимости от грамматической возможности главного слова и выражаемого им значения. Зависимая словоформа остается неизменной при изменении грамматической формы главного слова, в отличие от согласования, где изменяются обе словоформы одновременно.

При управлении устанавливаются отношения объектные, в которых грамматически господствующее слово называет действие или состояние, а зависимое – объект действия или носителя состояния (послать письмо, читать книгу), и субъектные, в которых грамматически господствующее слово называет действие или состояние, а зависимое – субъект действия или носителя состояния.

Главное слово при управлении выражается:

1) Глаголом: читать книгу

2) Деепричастием: читая книгу

3) Существительным: чтение книги

4) Прилагательным: довольный успехом

Зависимое слово при управлении – существительное, местоименное существительное или любая часть речи в функции существительного: посмотреть на друга

Примыкание – вид подчинительной связи, при которой к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово или форма изменяемого зависимого слова, не обладающая способностью согласования, т.е. при котором зависимое слово является неизменяемым, изолированным от системы падежей в силу своей принадлежности определённой части речи, зависимость от главного слова выражена семантически.

Главное слово при примыкании:

1) Глагол: бежать быстро

2) Прилагательное: очень быстрый

3) Наречие: очень быстро

4) Существительное: яйцо всмятку, брюки клеш, дети постарше

Зависимое слово при примыкании выражается:

1) Наречием, в том числе в форме степеней сравнения: идти пешком, пиши быстрее

2) Деепричастием: говорил заикаясь

3) Инфинитивом: просил написать

4) Сравнительной степенью прилагательного: дети постарше

5) Неизменяемым (аналитическим) прилагательным: цвет хаки

6) Притяжательным местоимением его, ее, их: его дом

7) Существительным – несогласованным приложением: в газете «Известия»

Чтобы преобразовать словосочетание со связью согласование в словосочетание со связью управление, нужно сделать следующие операции:

1. найти в исходном словосочетании (плавательный бассейн) главное слово — бассейн

2. задать от этого главного слова падежный вопрос: бассейн для чего?

3. зависимое слово в исходном словосочетании не может быть прилагательным, оно должно являться существительным или местоимением: бассейн (для чего?) для плавания.

Например : стеклянная крыша — крыша (из чего?) из стекла.

Чтобы преобразовать словосочетание со связью управление в словосочетание со связью согласование, следует произвести следующие операции:

1. найти в исходном словосочетании (гнездо глухаря) главное слово — (что?) гнездо, гнездо (чье?) глухаря; главное слово — гнездо;

2. зависимое слово нужно заменить согласованным определением (прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением), отвечающим на вопрос какой?чей? Гнездо (чье? какое?) глухариное.

Например : топот коня — топот (чей?) конский.

Чтобы преобразовать словосочетание со связью примыкание в словосочетание со связью управление, следует сделать следующие шаги:

1. найти в исходном словосочетании (внимательно слушать) главное слово — слушать (как?) внимательно: главное слово — слушать;

2. зависимое слово (а оно всегда является неизменяемой частью речи — инфинитивом, наречием, деепричастием, сравнительной степенью прилагательного или наречия) наречие внимательно следует преобразовать в имя существительное: слушать (как?) с вниманием.

Например : поехать работать — поехать на работу.

ПОМНИТЕ! При преобразовании словосочетания с одним видом связи в словосочетание с другим видом связи главное слово необходимо оставлять без изменения, а зависимое преобразовывать в другую часть речи со сходным (одинаковым) лексическим значением

мамина шуба (согласование) – шуба мамы (управление),

лисья нора (согласование) – нора лисы (управление),

Петин карандаш (согласование) – карандаш Пети (управление)

смотрела ласково (примыкание) – смотрела с лаской (управление)

вечерняя прогулка (согласование) – прогулка вечером (примыкание)

временно закрыто (примыкание) – закрыто на время (управление)

Источник

Читайте также:  Транзистор имеет следующие способы включения
Оцените статью
Разные способы