Способы подчинения придаточной части

Подчинительная связь в сложном предложении

Подчинительная связь суще­ству­ет в слож­ном пред­ло­же­нии меж­ду глав­ной и зави­си­мой частью. Подчинительная связь в слож­ном пред­ло­же­нии выра­жа­ет­ся с помо­щью сою­зов и союз­ных слов.

Понятие о сложном предложении

Простые пред­ло­же­ния могут объ­еди­нять­ся инто­на­ци­он­но и по смыс­лу в одно пред­ло­же­ние, кото­рое явля­ет­ся сложным.

Понаблюдаем:

Наступило утро. Взошло умы­тое росой солн­це. Лучи солн­ца тро­ну­ли вер­хуш­ки деревьев.

Наступило утро, и взо­шло умы­тое росой солн­це, лучи кото­ро­го тро­ну­ли вер­хуш­ки деревьев.

Сложное пред­ло­же­ние, как и про­стое, явля­ет­ся еди­ни­цей само­сто­я­тель­но­го сооб­ще­ния. Оно, как и про­стое пред­ло­же­ние, оформ­ля­ет­ся при помо­щи инто­на­ции и поряд­ка слов. Простые пред­ло­же­ния в соста­ве слож­но­го могут объ­еди­нять­ся дву­мя способами:

  1. с помо­щью сою­зов и союз­ных слов;
  2. при помо­щи инто­на­ции (без сою­зов и союз­ных слов).

Виды сложных предложений

Бессоюзные предложения

Если в слож­ном пред­ло­же­нии про­стые пред­ло­же­ния объ­еди­ня­ют­ся по смыс­лу и инто­на­ци­он­но без уча­стия сою­зов, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся бес­со­юз­ным.

На мхах, под дере­вья­ми лежа­ла седая роса, густо пах­ло пре­лой лист­вой и веш­ней водой (И. Соколов-Микитов).

Я огля­нул­ся: маяк горел белым огнём (К. Паустовский).

Любишь катать­ся — люби и саноч­ки возить.

Предложения, соеди­нен­ные союз­ной свя­зью, делят­ся в зави­си­мо­сти от вза­и­мо­от­но­ше­ний меж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми и харак­те­ра сою­зов на два вида:

  1. слож­но­со­чи­нен­ные пред­ло­же­ния (ССП);
  2. слож­но­под­чи­нен­ные пред­ло­же­ния (СПП).

Сложносочиненные предложения

Предложения, в соста­ве кото­рых син­так­си­че­ски рав­но­прав­ные про­стые пред­ло­же­ния объ­еди­не­ны с помо­щью сочи­ни­тель­ных сою­зов, назы­ва­ют­ся слож­но­со­чи­нен­ны­ми. В таком слож­ном пред­ло­же­нии меж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми ука­жем сочи­ни­тель­ную связь. Между про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми перед сою­зом обыч­но ста­вит­ся запятая.

Потом все стих­ло, и толь­ко мор­ская даль все так же моно­тон­но, негром­ко шуме­ла (К. Паустовский).

Черная туча так же гроз­но засти­ла­ет про­ти­во­по­лож­ную сто­ро­ну небо­скло­на, но я не боюсь её (Л. Толстой).

Сложноподчинённые предложения

В соста­ве слож­но­го пред­ло­же­ния про­стые пред­ло­же­ния могут быть син­так­си­че­ски нерав­но­прав­ны­ми. Одно из пред­ло­же­ний явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое или несколь­ко пред­ло­же­ний — под­чи­нен­ным ему.

Небо, покры­тое обла­ка­ми, все же дава­ло доста­точ­но све­та, что­бы мок­рые леса мог­ли заго­рать­ся вда­ли, как баг­ря­ные пожа­ры (К. Паустовский).

В при­ве­ден­ном при­ме­ре глав­ным явля­ет­ся предложение:

«небо, покры­тое обла­ка­ми, все же дава­ло доста­точ­но света».

К нему с помо­щью под­чи­ни­тель­но­го сою­за «что­бы» при­со­еди­ня­ет­ся зави­си­мое предложение:

«мок­рые леса мог­ли заго­рать­ся вда­ли, как баг­ря­ные пожары».

Часть СПП, по смыс­лу и син­так­си­че­ски зави­си­мая от дру­гой, под­чи­ня­ю­щей части, и име­ю­щая под­чи­ни­тель­ный союз или союз­ное сло­во, назы­ва­ет­ся при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем.

Часть слож­но­го пред­ло­же­ния, под­чи­ня­ю­щая себе при­да­точ­ную и не име­ю­щая в сво­ем соста­ве под­чи­ни­тель­но­го сою­за (союз­но­го сло­ва), явля­ет­ся глав­ным пред­ло­же­ни­ем.

Подчинительная связь меж­ду пред­ло­же­ни­я­ми выра­жа­ет­ся с помо­щью сою­зов или союз­ных слов.

Средства подчинительной связи в сложноподчиненном предложении

Главная часть и зави­си­мое пред­ло­же­ние соеди­ня­ют­ся с помо­щью раз­лич­ных под­чи­ни­тель­ных союзов:

Подчинительные сою­зы выра­жа­ют опре­де­лен­ный вид смыс­ло­вых отно­ше­ний меж­ду частя­ми слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния (вре­мен­ные, при­чин­ные, целе­вые, услов­ные, усту­пи­тель­ные и пр.)

Роль под­чи­ни­тель­ных сою­зов выпол­ня­ют союз­ные сло­ва:

Таблица «Подчинительные сою­зы и союз­ные слова»

Типы под­чи­ни­тель­ных сою­зов Выражаемые отно­ше­ния Примеры
Изъяснительные Выражают отно­ше­ния пояснения Что, что­бы, как и др.
Временные Выражают вре­мен­ные отношения Когда, как толь­ко, лишь толь­ко, едва, толь­ко, лишь, преж­де чем, с тех пор как, пока, пока не, после того как, до тех пор пока, по мере того как, после того как и др.
Причинные Выражают при­чин­ные отношения Потому что, так как, ибо, вслед­ствие того что, бла­го­да­ря тому что, вви­ду того что, отто­го что, в свя­зи с.
Условные Выражают услов­ные отношения Если, коли, раз, еже­ли, кабы.
Целевые Выражают целе­вые отношения Чтобы, для того что­бы, с тем что­бы, затем что­бы, дабы и др.
Сравнительные Выражают срав­ни­тель­ные отношения Как, слов­но, буд­то, как буд­то, точ­но, чем, неже­ли, подоб­но тому как, как если бы и др.
Уступительные Выражают усту­пи­тель­ные отношения Хотя, не смот­ря на то что, пус­кай, пусть и др.
Следственные Выражают след­ствен­ные отношения Так что.

Союз или союз­ное сло­во выпол­ня­ют роль свя­зу­ю­ще­го зве­на меж­ду глав­ным и при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­я­ми. Подчинительный союз вхо­дит в состав зави­си­мой части и не явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния. Союзное сло­во выпол­ня­ет функ­цию свя­зи и явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния в при­да­точ­ной части.

Нет ниче­го тако­го в окру­жа­ю­щей нас жиз­ни и в нашем созна­нии, чего н ель­зя было бы пере­дать рус­ским сло­вом : и зву­ча­ние музы­ки, и спек­траль­ный блеск кра­сок, и шум садов, и ска­зоч­ность сно­ви­де­ний (К. Паустовский).

Виды подчинительной связи в СПП

В СПП может быть не одно, а несколь­ко при­да­точ­ных пред­ло­же­ний, при­чем они свя­за­ны под­чи­ни­тель­ной свя­зью не толь­ко с глав­ным пред­ло­же­ни­ем, но и меж­ду собой. Различают несколь­ко видов такой слож­ной под­чи­ни­тель­ной связи:

Последовательная подчинительная связь

Последовательное под­чи­не­ние несколь­ких при­да­точ­ных частей про­сле­жи­ва­ет­ся в СПП, если пер­вая при­да­точ­ная часть зави­сит от глав­но­го пред­ло­же­ния, а вто­рая при­да­точ­ная часть — от пер­вой, тре­тья — от вто­рой и т.д. Такую под­чи­ни­тель­ную связь образ­но мож­но срав­нить с бусин­ка­ми, кото­рые после­до­ва­тель­но нани­зы­ва­ют­ся на одну нит­ку друг за другом.

Синоним — это сло­во, к кото­ро­му писа­тель при­бе­га­ет, когда не зна­ет, как пишет­ся нуж­ное слово.

Синоним — это сло­во (какое?), к кото­ро­му писа­тель при­бе­га­ет (когда?), когда не зна­ет (чего?), как пишет­ся нуж­ное слово.

Построение это­го пред­ло­же­ния с после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем мож­но изоб­ра­зить с помо­щью схемы:

Примеры

В этой бесе­де при­нял уча­стие и Пушкин, кото­рый с жаром дока­зы­вал, что тай­ное обще­ство мог­ло бы при­не­сти России боль­шую поль­зу (Сборник «Пушкин и декабристы»).

В мае мы воз­вра­ти­лись в Россию через Москву пря­мо в Шахматово, где нача­лась та при­воль­ная жизнь, кото­рая воз­мож­на толь­ко в рус­ской деревне (Бекетова М. А. Александр Блок).

Арбузов дол­го всмат­ри­вал­ся в них, щуря гла­за, пока не узнал сво­е­го про­тив­ни­ка, аме­ри­кан­ско­го бор­ца, кото­рый тре­ни­ро­вал­ся в борь­бе с одним из его помощ­ни­ков, тоже аме­ри­кан­цем (А. Куприн. В цирке).

Однородная подчинительная связь

В СПП с одно­род­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ные отно­сят­ся к обще­му для них глав­но­му пред­ло­же­нию или одно­му сло­ву в глав­ной части и явля­ют­ся при­да­точ­ны­ми одно­го типа. Повторяющиеся союз или союз­ное сло­во могут при этом опускаться.

Хотя брич­ка мча­лась во всю про­па­лую и дерев­ня Ноздрева дав­но унес­лась из вида, закрыв­шись поля­ми, отло­го­стя­ми и при­гор­ка­ми, но он все еще погля­ды­вал назад со стра­хом (Н. В. Гоголь. Мертвые души).

К глав­но­му пред­ло­же­нию «но он все еще погля­ды­вал назад со стра­хом» с помо­щью под­чи­ни­тель­но­го сою­за «хотя» при­со­еди­ня­ет­ся пер­вое при­да­точ­ное пред­ло­же­ние уступ­ки «брич­ка мча­лась во всю про­па­лую», соеди­нен­ное с помо­щью сочи­ни­тель­но­го сою­за «и» со вто­рым одно­род­ным при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем это­го же типа «дерев­ня Ноздрёва дав­но унес­лась из вида…»

Схема пред­ло­же­ния:

Между дву­мя при­да­точ­ны­ми одно­род­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми, соеди­нен­ны­ми оди­ноч­ным сочи­ни­тель­ным сою­зом, запя­тая не ставится.

Примеры

От кон­воя Чичиков отка­зал­ся реши­тель­но, гово­ря, что он совер­шен­но не нужен, что куп­лен­ные им кре­стьяне отмен­но смир­но­го харак­те­ра, чув­ству­ют сами доб­ро­воль­ное рас­по­ло­же­ние к пере­се­ле­нию и что бун­та нив коем слу­чае меж­ду ними быть не может (Н. В. Гоголь. Мертвые души).

К семи годам маль­чик знал уже все окрест­но­сти, хоро­шо изу­чил места, где води­лись белые гри­бы, где было мно­го зем­ля­ни­ки, где цве­ли лан­ды­ши и неза­буд­ки (Бекетова М. А. Александр Блок).

Неоднородное (параллельное) подчинение

В СПП с неод­но­род­ным (парал­лель­ным) под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ные отно­сят­ся к обще­му для них глав­но­му пред­ло­же­нию и явля­ют­ся раз­ны­ми по зна­че­нию либо отно­сят­ся к раз­ным сло­вам в глав­ной части. Возможен вари­ант неод­но­род­но­го под­чи­не­ния, когда одна при­да­точ­ная пояс­ня­ет всю глав­ную часть, а дру­гая — толь­ко сло­во в глав­ной части.

Когда Ростов подъ­ез­жал к пол­ку, он испы­ты­вал чув­ство, подоб­ное тому, кото­рое он испы­ты­вал, подъ­ез­жая к Поварскому дому (Л. Толстой. Война и мир).

Построение это­го СПП с неод­но­род­ным под­чи­не­ни­ем мож­но изоб­ра­зить в виде схемы:

Примеры

Когда я смот­рел на Дымку, я удив­лял­ся, что у неё такие кра­си­вые гла­за (В. Драгунский. Дымка и Антон).

Перед тем как пере­ехать к ним в дом, Елена Станиславовна спро­си­ла у Кольки, не воз­ра­жа­ет ли он про­тив это­го (А. Алексин. Коля пишет Оле, Оля пишет Коле).

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

1. Если при­да­точ­ная часть сле­ду­ет за глав­ным пред­ло­же­ни­ем, то перед сою­зом (союз­ным сло­вом) ста­вит­ся запятая.

Снег лежал на дере­вьях, с кото­рых еще не опа­ла осен­няя листва (Т. Тэсс).

Казалось, что повсю­ду воца­ри­лись свет и теп­ло (Н. Позняков).

2. Придаточное пред­ло­же­ние может нахо­дить­ся в сере­дине глав­но­го. В таком слу­чае оно выде­ля­ет­ся запя­ты­ми с двух сторон.

Летом доро­га, кото­рая зимой каза­лась скуч­ной, необы­чай­но раз­но­об­раз­на и живо­пис­на (В. Солоухин).

3. Придаточное пред­ло­же­ние нахо­дит­ся перед глав­ным. Запятая ста­вит­ся в кон­це при­да­точ­но­го предложения.

С тех пор как я побы­вал с Петром Ивановичем на лов­ле пере­пе­лов, я стал частень­ко к нему загля­ды­вать (Г. Скребицкий).

В СПП с после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем рядом могут нахо­дить­ся сою­зы (союз­ные сло­ва). Запятая меж­ду ними не ста­вит­ся, если после вто­рой при­да­точ­ной части сле­ду­ет часть состав­но­го сою­за «то», «так» или «но»:

Я пло­хо знаю и пони­маю музы­ку, но_когда слу­шаю Шопена, то мне кажет­ся, что он уме­ет при­да­вать отте­нок радо­сти каж­дой печали.

Горцы ска­за­ли мне, что_как нача­ли про­кла­ды­вать доро­гу, так туры исчез­ли (В. А. Гиляровский).

Запятая на сты­ке под­чи­ни­тель­ных сою­зов ста­вит­ся в СПП, если вто­рая часть сою­за отсутствует.

Часто слу­ча­ет­ся бабьим летом, что , когда с утра небо затя­ну­то, вдруг мяг­кое солн­це без теней осве­тит зем­лю (К. Федин).

Видеоурок

Источник

Урок «Виды подчинения придаточных предложений» 9 класс

Урок: «Виды подчинения придаточных предложений»

Цели урока : научить определять вид подчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными; сформировать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры.

— расширить представление учащихся о сложноподчиненных предложениях, о видах соподчинения;

— повторить и углубить сведения о синтаксисе сложного предложения;

— повторить виды придаточных предложений;

— формировать навыки и умения грамотного письма;

— закреплять знания терминов, обучать участию в беседе, построению высказывания.

— развивать умение систематизировать, анализировать;

— развивать внимание и речь, логическое мышление;

— развивать навыки работы в малых группах ( в парах и группе);

— воспитывать потребность в знаниях;

— воспитывать любовь к родному языку.

— Ребята, мы продолжаем с вами работу по подготовке к экзамену. Сегодня у нас новая тема урока, связана она со сложноподчиненными предложениями. Мы познакомимся с вами с новыми видами синтаксических конструкций.

— Посмотрите внимательно на задание 13 одного из вариантов ГИА. Оно звучит так:

13. Среди предложений 8 – 12 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________. (на доске)

— Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока.

— Тема урока звучит так: «Виды подчинения придаточных предложений»

-Каковы же наши цели и задачи?

— Научиться определять вид подчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными; сформировать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры.

— Записываем в тетрадь по ГИА число и тему урока.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, займемся повторением.

2. Орфографическая разминка (Тест каждому с последующей проверкой)

У каждого из вас тест с заданиями – указать слова с чередующейся гласной в корне. Вам нужно найти слово в каждом задании, выделить корень и объяснить, от чего зависит написание данной гласной в корне. (Время – 3 минуты)

1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:

1. заросли ( -роС- – о, -раСТ-, -раЩ)

Написание гласной в корне зависит от того, какие за ним идут согласные: лаГ- – а, -лоЖ- – о: излагать – изложить; -роС- – о, -раСТ-, -раЩ- – а: вырос – расту, выращу.

Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:

2. пробираться (-е-/-и-:) Правописание гласной зависит от суффикса, следующего за корнем.

Правописание гласной зависит от суффикса, следующего за корнем.

-бер- – -бира-: уберу – убираю

-дер- – -дира-: удеру – удираю

-мер- – мира-: умереть – умирать

-пер- – -пира-: запереть – запирать

-тер- – -тира-: утереть – утирать

-блест- – -блиста-: блестеть – блистать

-стел- – -стила-: стелить – застилать

-жег- – -жига-: зажег – зажигать

-чет- – -чита-: счет – считать

3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:

4. равнина ( равн- – -ровн-)Корни, в которых написание гласной зависит от смысла.

-равн- – пишется в словах, означающих равенство: Реши уравнение.

-ровн- – в словах, означающих что-то ровное, т.е. гладкое, прямое: Разровняй складочки.

1 задание (устно)

1.Замените словосочетание, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Согласование на управление.

книжный магазин (магазин книг), дощатый сарай (сарай из досок), в хрустальной вазе (в вазе из хрусталя), вечерняя прохлада (прохлада вечера), гусиная стая (стая гусей).

2. Замените словосочетание, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Примыкание на управление.

отнестись юмористически (отнестись с юмором), тоскливо сжалось (сжалось с тоской), испуганно смотрят (смотрят с испугом), солидно правил (правил с солидностью)

3. Замените словосочетание, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

Управление на примыкание.

ел с жадностью (ел жадно), сел за обед (сел обедать), выбралась с ловкостью (выбралась ловко), говорит с радостью (радостно говорит)

4. Замените словосочетание, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

Управление на согласование.

Басня Крылова (крыловская басня), выставка картин (картинная выставка), годы войны (военные годы), клубника на лугу (луговая клубника)

2 задание (на листах, предложение записано на доске, один работает у доски)

— Запишите сложноподчинения предложения, выделите грамматические основы, укажите границы, определите вид придаточного.

[ Была ночь ],(когда я вышел на улицу из дома), (где в кругу близких читал свой рассказ),( потому что доверял их литературному вкусу)

( 1придаточное – определительное, 2 – определительное, 3 — изъяснительное)

Какая? Какого? Почему ?

[ Х ], (когда…) , (где..), ( потому что ….)

— Чем отличаются эти предложения? (в 1-м одно придаточное, во 2-м три придаточных.

Вывод: Сложноподчиненное предложение может иметь одно или несколько придаточных предложений.

4.Изучение новой темы

Проведем исследование. Вспомним материал по физике «Виды соединения проводников»

— Какие виды соединений проводников существуют? (Последовательное и параллельное)

— Как соединяются проводники при последовательном соединении? (последовательно соединенные приемники электрического тока следуют друг за другом, пример – елочная гирлянда).

— Как соединяются проводники при параллельном соединении?

(Все проводники соединяются в двух точках — узлах. При параллельном соединении начала всех проводников присоединяются к одной точке электрической цепи, а концы – к другой).

— Мы отметили такие явления, как последовательное и параллельное подчинение. В русском языке тоже есть такие явления.

Мы отметили, что в сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных предложений. В этом случае важно понять, как все части сложного предложения связаны между собой, что чему подчиняется.

Возможны три вида подчинения придаточных предложений :

1) последовательное подчинение,

2) параллельное подчинение,

3) однородное подчинение.

При последовательном подчинении образуется цепочка предложений: главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного.

— Рассмотрим (Все предложения на доске)

[ Я боюсь ], (что Анна опоздает на экзамен), (который должен начаться рано утром).(1придаточное – изъяснительное, 2 – определительное)

Схема: [ … ], (союз что … ), (союзное слово который…).

[ Х ], (что…) , (который…)

(Последов., если убирается часть цепи или предложения ,нарушается электрическая цепь, смысловая и грамматическая целостность предложения)

— При последовательном подчинении придаточное, относящееся к главному, называют придаточным первой степени, а следующее придаточное – придаточным второй степени и т.д.

— Если к одному главному предложению относятся придаточные разных типов, то образуется параллельное подчинение. При этом виде подчинения оба придаточных относятся к одному главному. Важно, что эти придаточные разных типов, и они отвечают на разные вопросы.

(Когда вошла учительница),[ ребята встали],(чтобы поприветствовать её).

(1 – времени, 2 – цели)

Схема: (союзное слово когда … ), [ … ], ( союз чтобы …).

когда? С какой целью?

(когда…) , [ Х ], (чтобы…)

(Параллел. ,если убирается часть цепи или предложения ,не нарушается электрическая цепь, и смысловая и грамматическая целостность предложения)

Если придаточные предложения являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом , то образуется однородное подчинение. При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос .

[ Я неожиданно почувствовала ], (как напряжение спало ) и (как легко стало у меня на душе).(оба придаточные изъяснительные)

Схема: [ … ], (союз как … ) и (союз как … ).

— Придаточные изъяснительные предложения аналогичны однородным членам предложения, между собой они связаны союзом и. Оба придаточных относятся к члену предложения в главном. Запятая между ними не ставится.

Работа по рядам. Выполнить задание: расставить знаки препинания, определить вид подчинения придаточных предложений

1 ряд. Он кидался на оленей и натягивал веревку, пока не убедился, что животные стоят.

До каких пор? В чем?

[ …натягивал], ( пока…не убедился ), ( что… )

2 ряд. Теперь, когда олени были отрезаны от тальникового мыса, когда он отвел самую большую для стада опасность, Арсин понемногу успокоился…

3 ряд. Когда начался хвойный лес, он сразу же почувствовал, насколько здесь слабее ветер.

(Когда …начался), […почувствовал ], (насколько…)

6.Оценка учебно – познавательной деятельности

Задание 1. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. Укажите номер предложения. Ответ впишите в оценочный лист.

1)Арсину ничего не оставалось делать, как начать стаскивать с себя наполненные водой и разбухшие, словно бревна, брезентовые бродни, насквозь промокшую малицу. 2) Когда в избушке стало совсем тепло, Тая вышла, чтобы он остался один и смог высушить холщовую рубаху и брюки.

Задание 2 . Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Укажите номер предложения. Ответ впишите в оценочный лист.

1). Еще не было подвижки льда, и забереги оставались пока узкими и мелкими: даже отсюда было заметно, что вода едва достигает брюха животных. 2) Рядом с некоторыми важенками семенили только-только появившиеся на свет оленята. 3) Арсин видел, как нерешительно малыши пускались вплавь, как усиленно при этом хоркали важенки, делая сигнал следовать за ними.

Задание 3. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Укажите номер предложения. Ответ впишите в оценочный лист.

1) Бульканье воды под копытами становилось все громче, и Арсин понял, что на остров переправляется довольно большое стадо, которое движется все быстрее и быстрее. 2) Чтобы убедиться в этом, он решил залезть наверх по лестнице, сооруженной для обзора окрестности еще тогда, когда строили с отцом избушку. 3)На две стоявших рядом лиственницы они набили с десяток прочных поперечин – получилось надежное сооружение, служившее исправно вот уже почти пять десятков лет… (по Р.Ругину)

Задание 4. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. Укажите номер предложения. Ответ впишите в оценочный лист.

1) Он не мог сказать, сколько времени тащился на отяжелевших камусах, куда шел. 2)Опомнился лишь на берегу широкого Мелексимского сора, километрах в двадцати от прежнего места.3)Поднял голову: солнце уже приближалось к полудню… (по Р.Ругину)

— Проводится проверка заданий по контрольному листу учителя и оценочным листам.

Подведем итог урока:

— Назовите способы подчинения придаточных в сложноподчиненном предложении?

— Для чего нужно знать группы СПП по способу подчинения?

(Чтобы расставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными, выполнять тестовые экзаменационные задания)

1. Укажите СПП с однородным подчинением.

А) Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне, что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шушуне.

Б) Чем ближе подходит катер, тем светлее казалась ему ночь, хотя всякий назвал бы эту темноту кромешной.

В) Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

2. Определите тип подчинения придаточных предложений.

Когда наступало первое тепло, не было дня с самого моего раннего детства, чтобы я не ходил играть в ближний сад медицинской академии.

Б) Параллельное (неоднородное).

3. Найдите СПП с несколькими придаточными.

А) Одни только грачи, состарившиеся в степи, покойно носились над травой или же равнодушно, ни на что не обращая внимания, долбили клювами черствую землю.

Б) Тихо, как умеют только звери, медведь сидел возле неподвижной человеческой фигуры, едва видневшейся на склоне сугроба.

В) Как ни была она взволнована, она не могла не ответить, что немцы не располагают здесь зенитной артиллерией.

4. Укажите СПП с последовательным подчинением.

А) Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!

Б) Ночь была так черна, что в первые минуты, пока глаза не притерпелись, приходилось ощупью отыскивать дорогу.

В) Когда все части снова были оттянуты к шоссе, пришло известие, что командир ранен в голову.

5. Укажите СПП с однородным подчинением.

А) Я подошёл к остановке, где никого не было, потому что автобус только что отошёл.

Б) Вопрос не в том, кто виноват, а вопрос в том, что теперь делать.

В) Произошло такое, о чём Давыдов долго не мог забыть и что время от времени заставляло его содрогаться.

Источник

Читайте также:  Седалищный нерв лечение народными способами
Оцените статью
Разные способы