- Подчинительная связь в сложном предложении
- Понятие о сложном предложении
- Виды сложных предложений
- Бессоюзные предложения
- Сложносочиненные предложения
- Сложноподчинённые предложения
- Средства подчинительной связи в сложноподчиненном предложении
- Виды подчинительной связи в СПП
- Последовательная подчинительная связь
- Примеры
- Однородная подчинительная связь
- Примеры
- Неоднородное (параллельное) подчинение
- Примеры
- Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
- Видеоурок
- Урок «Виды подчинения придаточных предложений» 9 класс
Подчинительная связь в сложном предложении
Подчинительная связь существует в сложном предложении между главной и зависимой частью. Подчинительная связь в сложном предложении выражается с помощью союзов и союзных слов.
Понятие о сложном предложении
Простые предложения могут объединяться интонационно и по смыслу в одно предложение, которое является сложным.
Понаблюдаем:
Наступило утро. Взошло умытое росой солнце. Лучи солнца тронули верхушки деревьев.
Наступило утро, и взошло умытое росой солнце, лучи которого тронули верхушки деревьев.
Сложное предложение, как и простое, является единицей самостоятельного сообщения. Оно, как и простое предложение, оформляется при помощи интонации и порядка слов. Простые предложения в составе сложного могут объединяться двумя способами:
- с помощью союзов и союзных слов;
- при помощи интонации (без союзов и союзных слов).
Виды сложных предложений
Бессоюзные предложения
Если в сложном предложении простые предложения объединяются по смыслу и интонационно без участия союзов, такое предложение является бессоюзным.
На мхах, под деревьями лежала седая роса, густо пахло прелой листвой и вешней водой (И. Соколов-Микитов).
Я оглянулся: маяк горел белым огнём (К. Паустовский).
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Предложения, соединенные союзной связью, делятся в зависимости от взаимоотношений между простыми предложениями и характера союзов на два вида:
- сложносочиненные предложения (ССП);
- сложноподчиненные предложения (СПП).
Сложносочиненные предложения
Предложения, в составе которых синтаксически равноправные простые предложения объединены с помощью сочинительных союзов, называются сложносочиненными. В таком сложном предложении между простыми предложениями укажем сочинительную связь. Между простыми предложениями перед союзом обычно ставится запятая.
Потом все стихло, и только морская даль все так же монотонно, негромко шумела (К. Паустовский).
Черная туча так же грозно застилает противоположную сторону небосклона, но я не боюсь её (Л. Толстой).
Сложноподчинённые предложения
В составе сложного предложения простые предложения могут быть синтаксически неравноправными. Одно из предложений является главным, а второе или несколько предложений — подчиненным ему.
Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары (К. Паустовский).
В приведенном примере главным является предложение:
«небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света».
К нему с помощью подчинительного союза «чтобы» присоединяется зависимое предложение:
«мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары».
Часть СПП, по смыслу и синтаксически зависимая от другой, подчиняющей части, и имеющая подчинительный союз или союзное слово, называется придаточным предложением.
Часть сложного предложения, подчиняющая себе придаточную и не имеющая в своем составе подчинительного союза (союзного слова), является главным предложением.
Подчинительная связь между предложениями выражается с помощью союзов или союзных слов.
Средства подчинительной связи в сложноподчиненном предложении
Главная часть и зависимое предложение соединяются с помощью различных подчинительных союзов:
Подчинительные союзы выражают определенный вид смысловых отношений между частями сложноподчиненного предложения (временные, причинные, целевые, условные, уступительные и пр.)
Роль подчинительных союзов выполняют союзные слова:
Таблица «Подчинительные союзы и союзные слова»
Типы подчинительных союзов | Выражаемые отношения | Примеры |
---|---|---|
Изъяснительные | Выражают отношения пояснения | Что, чтобы, как и др. |
Временные | Выражают временные отношения | Когда, как только, лишь только, едва, только, лишь, прежде чем, с тех пор как, пока, пока не, после того как, до тех пор пока, по мере того как, после того как и др. |
Причинные | Выражают причинные отношения | Потому что, так как, ибо, вследствие того что, благодаря тому что, ввиду того что, оттого что, в связи с. |
Условные | Выражают условные отношения | Если, коли, раз, ежели, кабы. |
Целевые | Выражают целевые отношения | Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы и др. |
Сравнительные | Выражают сравнительные отношения | Как, словно, будто, как будто, точно, чем, нежели, подобно тому как, как если бы и др. |
Уступительные | Выражают уступительные отношения | Хотя, не смотря на то что, пускай, пусть и др. |
Следственные | Выражают следственные отношения | Так что. |
Союз или союзное слово выполняют роль связующего звена между главным и придаточным предложениями. Подчинительный союз входит в состав зависимой части и не является членом предложения. Союзное слово выполняет функцию связи и является членом предложения в придаточной части.
Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего н ельзя было бы передать русским словом : и звучание музыки, и спектральный блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений (К. Паустовский).
Виды подчинительной связи в СПП
В СПП может быть не одно, а несколько придаточных предложений, причем они связаны подчинительной связью не только с главным предложением, но и между собой. Различают несколько видов такой сложной подчинительной связи:
Последовательная подчинительная связь
Последовательное подчинение нескольких придаточных частей прослеживается в СПП, если первая придаточная часть зависит от главного предложения, а вторая придаточная часть — от первой, третья — от второй и т.д. Такую подчинительную связь образно можно сравнить с бусинками, которые последовательно нанизываются на одну нитку друг за другом.
Синоним — это слово, к которому писатель прибегает, когда не знает, как пишется нужное слово.
Синоним — это слово (какое?), к которому писатель прибегает (когда?), когда не знает (чего?), как пишется нужное слово.
Построение этого предложения с последовательным подчинением можно изобразить с помощью схемы:
Примеры
В этой беседе принял участие и Пушкин, который с жаром доказывал, что тайное общество могло бы принести России большую пользу (Сборник «Пушкин и декабристы»).
В мае мы возвратились в Россию через Москву прямо в Шахматово, где началась та привольная жизнь, которая возможна только в русской деревне (Бекетова М. А. Александр Блок).
Арбузов долго всматривался в них, щуря глаза, пока не узнал своего противника, американского борца, который тренировался в борьбе с одним из его помощников, тоже американцем (А. Куприн. В цирке).
Однородная подчинительная связь
В СПП с однородным подчинением придаточные относятся к общему для них главному предложению или одному слову в главной части и являются придаточными одного типа. Повторяющиеся союз или союзное слово могут при этом опускаться.
Хотя бричка мчалась во всю пропалую и деревня Ноздрева давно унеслась из вида, закрывшись полями, отлогостями и пригорками, но он все еще поглядывал назад со страхом (Н. В. Гоголь. Мертвые души).
К главному предложению «но он все еще поглядывал назад со страхом» с помощью подчинительного союза «хотя» присоединяется первое придаточное предложение уступки «бричка мчалась во всю пропалую», соединенное с помощью сочинительного союза «и» со вторым однородным придаточным предложением этого же типа «деревня Ноздрёва давно унеслась из вида…»
Схема предложения:
Между двумя придаточными однородными предложениями, соединенными одиночным сочинительным союзом, запятая не ставится.
Примеры
От конвоя Чичиков отказался решительно, говоря, что он совершенно не нужен, что купленные им крестьяне отменно смирного характера, чувствуют сами добровольное расположение к переселению и что бунта нив коем случае между ними быть не может (Н. В. Гоголь. Мертвые души).
К семи годам мальчик знал уже все окрестности, хорошо изучил места, где водились белые грибы, где было много земляники, где цвели ландыши и незабудки (Бекетова М. А. Александр Блок).
Неоднородное (параллельное) подчинение
В СПП с неоднородным (параллельным) подчинением придаточные относятся к общему для них главному предложению и являются разными по значению либо относятся к разным словам в главной части. Возможен вариант неоднородного подчинения, когда одна придаточная поясняет всю главную часть, а другая — только слово в главной части.
Когда Ростов подъезжал к полку, он испытывал чувство, подобное тому, которое он испытывал, подъезжая к Поварскому дому (Л. Толстой. Война и мир).
Построение этого СПП с неоднородным подчинением можно изобразить в виде схемы:
Примеры
Когда я смотрел на Дымку, я удивлялся, что у неё такие красивые глаза (В. Драгунский. Дымка и Антон).
Перед тем как переехать к ним в дом, Елена Станиславовна спросила у Кольки, не возражает ли он против этого (А. Алексин. Коля пишет Оле, Оля пишет Коле).
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
1. Если придаточная часть следует за главным предложением, то перед союзом (союзным словом) ставится запятая.
Снег лежал на деревьях, с которых еще не опала осенняя листва (Т. Тэсс).
Казалось, что повсюду воцарились свет и тепло (Н. Позняков).
2. Придаточное предложение может находиться в середине главного. В таком случае оно выделяется запятыми с двух сторон.
Летом дорога, которая зимой казалась скучной, необычайно разнообразна и живописна (В. Солоухин).
3. Придаточное предложение находится перед главным. Запятая ставится в конце придаточного предложения.
С тех пор как я побывал с Петром Ивановичем на ловле перепелов, я стал частенько к нему заглядывать (Г. Скребицкий).
В СПП с последовательным подчинением рядом могут находиться союзы (союзные слова). Запятая между ними не ставится, если после второй придаточной части следует часть составного союза «то», «так» или «но»:
Я плохо знаю и понимаю музыку, но_когда слушаю Шопена, то мне кажется, что он умеет придавать оттенок радости каждой печали.
Горцы сказали мне, что_как начали прокладывать дорогу, так туры исчезли (В. А. Гиляровский).
Запятая на стыке подчинительных союзов ставится в СПП, если вторая часть союза отсутствует.
Часто случается бабьим летом, что , когда с утра небо затянуто, вдруг мягкое солнце без теней осветит землю (К. Федин).
Видеоурок
Источник
Урок «Виды подчинения придаточных предложений» 9 класс
Урок: «Виды подчинения придаточных предложений»
Цели урока : научить определять вид подчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными; сформировать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры.
— расширить представление учащихся о сложноподчиненных предложениях, о видах соподчинения;
— повторить и углубить сведения о синтаксисе сложного предложения;
— повторить виды придаточных предложений;
— формировать навыки и умения грамотного письма;
— закреплять знания терминов, обучать участию в беседе, построению высказывания.
— развивать умение систематизировать, анализировать;
— развивать внимание и речь, логическое мышление;
— развивать навыки работы в малых группах ( в парах и группе);
— воспитывать потребность в знаниях;
— воспитывать любовь к родному языку.
— Ребята, мы продолжаем с вами работу по подготовке к экзамену. Сегодня у нас новая тема урока, связана она со сложноподчиненными предложениями. Мы познакомимся с вами с новыми видами синтаксических конструкций.
— Посмотрите внимательно на задание 13 одного из вариантов ГИА. Оно звучит так:
13. Среди предложений 8 – 12 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________. (на доске)
— Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока.
— Тема урока звучит так: «Виды подчинения придаточных предложений»
-Каковы же наши цели и задачи?
— Научиться определять вид подчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными; сформировать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры.
— Записываем в тетрадь по ГИА число и тему урока.
Прежде чем приступить к изучению новой темы, займемся повторением.
2. Орфографическая разминка (Тест каждому с последующей проверкой)
У каждого из вас тест с заданиями – указать слова с чередующейся гласной в корне. Вам нужно найти слово в каждом задании, выделить корень и объяснить, от чего зависит написание данной гласной в корне. (Время – 3 минуты)
1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:
1. заросли ( -роС- – о, -раСТ-, -раЩ)
Написание гласной в корне зависит от того, какие за ним идут согласные: лаГ- – а, -лоЖ- – о: излагать – изложить; -роС- – о, -раСТ-, -раЩ- – а: вырос – расту, выращу.
Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.
2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:
2. пробираться (-е-/-и-:) Правописание гласной зависит от суффикса, следующего за корнем.
Правописание гласной зависит от суффикса, следующего за корнем.
-бер- – -бира-: уберу – убираю
-дер- – -дира-: удеру – удираю
-мер- – мира-: умереть – умирать
-пер- – -пира-: запереть – запирать
-тер- – -тира-: утереть – утирать
-блест- – -блиста-: блестеть – блистать
-стел- – -стила-: стелить – застилать
-жег- – -жига-: зажег – зажигать
-чет- – -чита-: счет – считать
3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:
4. равнина ( равн- – -ровн-)Корни, в которых написание гласной зависит от смысла.
-равн- – пишется в словах, означающих равенство: Реши уравнение.
-ровн- – в словах, означающих что-то ровное, т.е. гладкое, прямое: Разровняй складочки.
1 задание (устно)
1.Замените словосочетание, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Согласование на управление.
книжный магазин (магазин книг), дощатый сарай (сарай из досок), в хрустальной вазе (в вазе из хрусталя), вечерняя прохлада (прохлада вечера), гусиная стая (стая гусей).
2. Замените словосочетание, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Примыкание на управление.
отнестись юмористически (отнестись с юмором), тоскливо сжалось (сжалось с тоской), испуганно смотрят (смотрят с испугом), солидно правил (правил с солидностью)
3. Замените словосочетание, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.
Управление на примыкание.
ел с жадностью (ел жадно), сел за обед (сел обедать), выбралась с ловкостью (выбралась ловко), говорит с радостью (радостно говорит)
4. Замените словосочетание, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
Управление на согласование.
Басня Крылова (крыловская басня), выставка картин (картинная выставка), годы войны (военные годы), клубника на лугу (луговая клубника)
2 задание (на листах, предложение записано на доске, один работает у доски)
— Запишите сложноподчинения предложения, выделите грамматические основы, укажите границы, определите вид придаточного.
[ Была ночь ],(когда я вышел на улицу из дома), (где в кругу близких читал свой рассказ),( потому что доверял их литературному вкусу)
( 1придаточное – определительное, 2 – определительное, 3 — изъяснительное)
Какая? Какого? Почему ?
[ Х ], (когда…) , (где..), ( потому что ….)
— Чем отличаются эти предложения? (в 1-м одно придаточное, во 2-м три придаточных.
Вывод: Сложноподчиненное предложение может иметь одно или несколько придаточных предложений.
4.Изучение новой темы
Проведем исследование. Вспомним материал по физике «Виды соединения проводников»
— Какие виды соединений проводников существуют? (Последовательное и параллельное)
— Как соединяются проводники при последовательном соединении? (последовательно соединенные приемники электрического тока следуют друг за другом, пример – елочная гирлянда).
— Как соединяются проводники при параллельном соединении?
(Все проводники соединяются в двух точках — узлах. При параллельном соединении начала всех проводников присоединяются к одной точке электрической цепи, а концы – к другой).
— Мы отметили такие явления, как последовательное и параллельное подчинение. В русском языке тоже есть такие явления.
Мы отметили, что в сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных предложений. В этом случае важно понять, как все части сложного предложения связаны между собой, что чему подчиняется.
Возможны три вида подчинения придаточных предложений :
1) последовательное подчинение,
2) параллельное подчинение,
3) однородное подчинение.
При последовательном подчинении образуется цепочка предложений: главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного.
— Рассмотрим (Все предложения на доске)
[ Я боюсь ], (что Анна опоздает на экзамен), (который должен начаться рано утром).(1придаточное – изъяснительное, 2 – определительное)
Схема: [ … ], (союз что … ), (союзное слово который…).
[ Х ], (что…) , (который…)
(Последов., если убирается часть цепи или предложения ,нарушается электрическая цепь, смысловая и грамматическая целостность предложения)
— При последовательном подчинении придаточное, относящееся к главному, называют придаточным первой степени, а следующее придаточное – придаточным второй степени и т.д.
— Если к одному главному предложению относятся придаточные разных типов, то образуется параллельное подчинение. При этом виде подчинения оба придаточных относятся к одному главному. Важно, что эти придаточные разных типов, и они отвечают на разные вопросы.
(Когда вошла учительница),[ ребята встали],(чтобы поприветствовать её).
(1 – времени, 2 – цели)
Схема: (союзное слово когда … ), [ … ], ( союз чтобы …).
когда? С какой целью?
(когда…) , [ Х ], (чтобы…)
(Параллел. ,если убирается часть цепи или предложения ,не нарушается электрическая цепь, и смысловая и грамматическая целостность предложения)
Если придаточные предложения являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом , то образуется однородное подчинение. При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос .
[ Я неожиданно почувствовала ], (как напряжение спало ) и (как легко стало у меня на душе).(оба придаточные изъяснительные)
Схема: [ … ], (союз как … ) и (союз как … ).
— Придаточные изъяснительные предложения аналогичны однородным членам предложения, между собой они связаны союзом и. Оба придаточных относятся к члену предложения в главном. Запятая между ними не ставится.
Работа по рядам. Выполнить задание: расставить знаки препинания, определить вид подчинения придаточных предложений
1 ряд. Он кидался на оленей и натягивал веревку, пока не убедился, что животные стоят.
До каких пор? В чем?
[ …натягивал], ( пока…не убедился ), ( что… )
2 ряд. Теперь, когда олени были отрезаны от тальникового мыса, когда он отвел самую большую для стада опасность, Арсин понемногу успокоился…
3 ряд. Когда начался хвойный лес, он сразу же почувствовал, насколько здесь слабее ветер.
(Когда …начался), […почувствовал ], (насколько…)
6.Оценка учебно – познавательной деятельности
Задание 1. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. Укажите номер предложения. Ответ впишите в оценочный лист.
1)Арсину ничего не оставалось делать, как начать стаскивать с себя наполненные водой и разбухшие, словно бревна, брезентовые бродни, насквозь промокшую малицу. 2) Когда в избушке стало совсем тепло, Тая вышла, чтобы он остался один и смог высушить холщовую рубаху и брюки.
Задание 2 . Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Укажите номер предложения. Ответ впишите в оценочный лист.
1). Еще не было подвижки льда, и забереги оставались пока узкими и мелкими: даже отсюда было заметно, что вода едва достигает брюха животных. 2) Рядом с некоторыми важенками семенили только-только появившиеся на свет оленята. 3) Арсин видел, как нерешительно малыши пускались вплавь, как усиленно при этом хоркали важенки, делая сигнал следовать за ними.
Задание 3. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Укажите номер предложения. Ответ впишите в оценочный лист.
1) Бульканье воды под копытами становилось все громче, и Арсин понял, что на остров переправляется довольно большое стадо, которое движется все быстрее и быстрее. 2) Чтобы убедиться в этом, он решил залезть наверх по лестнице, сооруженной для обзора окрестности еще тогда, когда строили с отцом избушку. 3)На две стоявших рядом лиственницы они набили с десяток прочных поперечин – получилось надежное сооружение, служившее исправно вот уже почти пять десятков лет… (по Р.Ругину)
Задание 4. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. Укажите номер предложения. Ответ впишите в оценочный лист.
1) Он не мог сказать, сколько времени тащился на отяжелевших камусах, куда шел. 2)Опомнился лишь на берегу широкого Мелексимского сора, километрах в двадцати от прежнего места.3)Поднял голову: солнце уже приближалось к полудню… (по Р.Ругину)
— Проводится проверка заданий по контрольному листу учителя и оценочным листам.
Подведем итог урока:
— Назовите способы подчинения придаточных в сложноподчиненном предложении?
— Для чего нужно знать группы СПП по способу подчинения?
(Чтобы расставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными, выполнять тестовые экзаменационные задания)
1. Укажите СПП с однородным подчинением.
А) Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне, что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шушуне.
Б) Чем ближе подходит катер, тем светлее казалась ему ночь, хотя всякий назвал бы эту темноту кромешной.
В) Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.
2. Определите тип подчинения придаточных предложений.
Когда наступало первое тепло, не было дня с самого моего раннего детства, чтобы я не ходил играть в ближний сад медицинской академии.
Б) Параллельное (неоднородное).
3. Найдите СПП с несколькими придаточными.
А) Одни только грачи, состарившиеся в степи, покойно носились над травой или же равнодушно, ни на что не обращая внимания, долбили клювами черствую землю.
Б) Тихо, как умеют только звери, медведь сидел возле неподвижной человеческой фигуры, едва видневшейся на склоне сугроба.
В) Как ни была она взволнована, она не могла не ответить, что немцы не располагают здесь зенитной артиллерией.
4. Укажите СПП с последовательным подчинением.
А) Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!
Б) Ночь была так черна, что в первые минуты, пока глаза не притерпелись, приходилось ощупью отыскивать дорогу.
В) Когда все части снова были оттянуты к шоссе, пришло известие, что командир ранен в голову.
5. Укажите СПП с однородным подчинением.
А) Я подошёл к остановке, где никого не было, потому что автобус только что отошёл.
Б) Вопрос не в том, кто виноват, а вопрос в том, что теперь делать.
В) Произошло такое, о чём Давыдов долго не мог забыть и что время от времени заставляло его содрогаться.
Источник