Способы подачи воздушно механической пены

Способы подачи воздушно механической пены

При тушении пожара нефти и нефтепродуктов или других легковоспламеняющихся жидкостей, а также для защиты сгораемых конструкций зданий и сооружений от воздействия лучистой теплоты применяется воздушно-механическая пена.

Подача пенообразователя из бака, а воды из цистерны. Рассмотрим последовательность операций по подаче воздушно-механической пены на примере работы автоцистерны АЦ-40(133Г1)-181, которая выполняется в такой последовательности: – присоединить напорный рукав с генератором ГПС к насосу; – проверить, закрыты ли заглушки на всасывающих патрубках насоса; – закрыть все вентили и сливной краник насоса; открыть клапан трубопровода от цистерны и залить насос водой (при этом задвижка одного из напорных патрубков должна быть приоткрыта или вакуум-клапан должен быть открыт); включить насос и создать давление 700—800 кПа; – установить стрелку крана-дозатора пеносмесителя на деление шкалы, соответствующее производительности присоединенных генераторов пены ГПС; – открыть пробковый кран пеносмесителя и кран от пенобака к пеносмесителю; – поддерживать режим работы таким, чтобы напор у генератора пены ГПС был не менее 400—600 кПа.

Подача пенообразователя из пенобака, а воды из водоема или пожарного гидранта. При работе по такой схеме необходимо выполнить все операции по заполнению пожарного центробежного насоса водой от открытого водоисточника или водопровода. При работе от пожарной колонки, устанавливаемой на гидрант водопровода, напор во всасывающем патрубке насоса не должен превышать 250 кПа. Регулирование напора во всасывающем патрубке пожарного насоса необходимо производить при работающем насосе и открытых задвижках на напорных патрубках изменением степени открытия вентилей пожарной колонки.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Для подачи пенообразователя в насос в этом случае последовательность операций должна быть такой: – установить напор на насосе 700—800 кПа; стрелку пеносмесителя установить на деление, соответствующее производительности воздушно-пенных стволов или ГТ1С; – открыть пробковый кран пеносмесителя и клапан от пенобака к пеносмесителю; – установить режим работы насоса с таким расчетом, чтобы обеспечить давление перед воздушно-пенными стволами или генераторами пены в пределах 400—600 кПа.

Подача пенообразователя к пеносмесителю из посторонней емкости. При тушении затяжных пожаров запаса пенообразователя в цистернах и баках автоцистерн может не хватить. В этом случае подачу пенообразователя в насос можно производить из посторонней емкости, например из бочки с пенообразователем. При этом необходимо выполнить все операции для подачи пенообразователя из пенобака, а также отвернуть заглушку на трубопроводе, соединяющем пеносмеситель с баком для пенообразователя, и присоединить к штуцеру шланг, свободный конец которого опустить в емкость с пенообразователем.

Источник

Подача пены от пожарного автомобиля без и с установкой на водоисточник, с забором пенообразователя из внешней емкости

Без установки на водоисточник

  1. Присоединить выкидной рукав и генератор ГВП (воздушно-пенный ствол).
  2. Проверить закрытие заглушки всасывающего штуцера, сливного краника и других вентилей.
  3. Открыть вентиль из цистерны.
  4. Выпустить воздух через вакуум-клапан до заполнения насоса водой (как при подаче воды) и закрыть его.
  5. Открыть пробковый кран пеносмесителя (10).
  6. Установить дозу краном (8).
  7. Открыть вентиль из пенобака (6).
  8. Включить сцепление.
  9. Прибавить газ до 3-4 атм. по манометру и поработать насосом 5-10 сек.
  10. Открыть выкидной штуцер.
  11. Прибавить давление до 6-7 атм.

Основные ошибки

Те же, что и при подаче воды из цистерны, а именно:

  1. Подача воды в линию без предварительного заполнения насоса водой.
  2. Выпуск воздуха через вакуум-клапан при включенном насосе.
  3. Резкое включение сцепления.
  4. Включение и выключение насоса при больших оборотах двигателя.

Дополнения и пояснения

  1. Выдержка работающего насоса с пеносмесителем перед подачей воды в линию делается для накопления нужной концентрации пенообразователя. В этом случае из ствола (генератора) обеспечивается сразу выход качественной пены без потери воды.
  2. Для подсоса пенообразователя достаточно держать на насосе 3-4 атм. Поскольку большее давление затрудняет открывание выкидного штуцера, рабочий режим 6-7 атм. Лучше устанавливать после его открытия.

Установка АЦ на водоисточник

С установкой на водоем

  • Взять воду из водоема любым из способов, описанным в 1-м разделе и дать ее в линию к пенному стволу (например, пеногенератору ГПС-600).
  • Установить рабочее давление 6-7 атм.
  • Открыть пробковый кран пеносмесителя (10).
  • Установить дозу краном (8).
  • Открыть вентиль из пенобака (6).

Основные ошибки

Те же, что и при подаче воды из цистерны, а также включение пеносмесителя раньше, чем будет открыт выкидной штуцер насоса.

Дополнения и пояснения

  1. Для быстрого накопления дозы пенообразователя дозирующий кран сначала открывается полностью, а когда из ствола (генератора) пойдет качественная пена, дозу убавляют до нормы.
  2. Работать насосом при закрытых выкидных штуцерах для накопления дозы нельзя, так как при этом происходит обрыв водяного столба.
Читайте также:  Способы группировки расходов финансового учета

С установкой на гидрант

Установка АЦ на пожарный гидрант

  • Установить автомобиль на пожарный гидрант.
  • Присоединить выкидную линию со стволом ВПС (генератором ГВП) и открыть полностью гидрант и колонку.
  • Включить насос и дать в линию давление 6-7 атм.
  • Если после этого давление на всасывающем штуцере насоса (подпор) будет выше 2-х атм, его надо убавить прикрытием шиберов колонки и снова отрегулировать давление на выходе насоса.
  • Открыть пробковый кран пеносмесителя (10).
  • Открыть вентиль из пенобака (6).
  • Установить дозу краном (8).

Основные ошибки

  1. Попытка регулировать подпор воды при закрытом выкидном штуцере или регулировка его при выключенном насосе.
  2. Открывание вентиля из пенобака раньше, чем на насосе будет создано необходимое давление.

Дополнения и пояснения

  1. Для быстрого накопления концентрации пенообразователя дозирующий кран сначала открывается полностью.
  2. При подпоре воды более 2-х атм. пеносмеситель работать не будет, но и меньше 1 атм. Подпор оставлять нежелательно, т. к. во время работы давление в водопроводе может понизиться.
  3. В тех случаях, когда ограничить подпор нечем (например при неисправности шиберных заслонок), для работы пеносмесителя необходимо повысить напор на выходе насоса, при этом он должен быть на 1 атм. больше 2-кратного подпора. Например. При подпоре от гидранта 4 атм. для нормальной работы пеносмесителя необходимо создать давление не менее 9 атм. из расчета: 4 атм. х 2 + 1 атм. = 9 атм.

Забор пенообразователя из внешней емкости

Подача пены с забором пенообразователя от внешней емкости

  • Снять пробку со штуцера (7) и на ее место присоединить шланг.
  • Второй конец шланга опустить в емкость с пенообразователем.
  • Проверить, закрыт ли дозирующий кран (8) пеносмесителя.
  • Взять воду из водоисточника и подать в линию под напором 6-7 атм.

При подаче воды от гидранта необходимо отрегулировать подпор, как это описано в предыдущем разделе «Подача пены с установкой автомобиля на гидрант».

  • Открыть пробковый кран пеносмесителя (10).
  • Установить дозу краном (8).

Основные ошибки те же, что и при подаче воды.

Дополнения и пояснения

Извлечение из пенала АЦ всасывающего рукава диаметром 125 мм

  1. Данный способ применяется в тех случаях, когда в баке автомобиля пенообразователя нет или недостаточно. Наиболее вероятно применение его с установкой автомобиля на гидрант или водоем, т.к. при работе от цистерны емкости пенобака достаточно.
  2. При работе от посторонней емкости требуется плотное закрывание дозирующего крана, особенно при заборе воды из водоема. Если дозирующий кран не перекрывается, то в насос вместо воды будет подсасываться один пенообразователь. Такое положение существует на насосах ПН-З-КФ и ПН-40-У, где конструкцией не предусмотрено полное перекрытие дозирующего крана.

Дополнительный материал по теме:

Источник

Порядок подачи воздушно-механической пены

Осуществлять подачу воздушно-механической пены можно как с установкой, так и без установки пожарных автомобилей на водоисточник (от ёмкостей пожарных автоцистерн). В любом случае подача воздушно-механической пены через воздушно-пенные стволы (ГПС-600, СВП, СПП, УКТП «Пурга», СРВД 2/300 и лафетный ствол) выполняется в следующей последовательности:

§ произвести забор и подачу воды в рукавную линию к воздушно-пенному стволу (стволам), как при подаче в водяные стволы (см. главу 11.1);

§ открыть пробковый кран (кран эжектора) пеносмесителя;

§ увеличив обороты двигателя, создать минимальный напор на выходе из насоса нормального давления 60 м вод. ст. (при подаче воздушно-пенных стволов ГПС-600, СВП, СПП, лафетного) или 80 м вод. ст. (при подаче стволов УКТП «Пурга»), а из насоса высокого давления 300 м вод. ст. Напор может быть увеличен в зависимости от длины рукавных линий. При заборе и подаче воды из гидранта водопроводной сети (вода поступает в насос из водопровода под избыточным давлением) оборотами двигателя и вентилями пожарной колонки (при необходимости прикрывая вентили пожарной колонки уменьшить подачу воды в насос) установить перепад давлений между напорной и всасывающей полостями насоса (по манометру и мановакуумметру) 5-6 кгс/см 2 ; например давление по манометру 7 кгс/см 2 , а по мановакуумметру 1,0 кгс/см 2 ;

§ установить дозатор пеносмесителя в требуемое положение, в соответствии с типом и количеством подаваемых воздушно-пенных стволов или с требуемой концентрацией водного раствора пенообразователя (см. раздел 3). При подаче воздушно-механической пены через УКТП «Пурга» установить требуемое положение дозатора в соответствии с таблицей 11.1. При наличии на пожарном насосе ручного дифференциального дозатора[41] (некоторые образцы насосов «Ziegler»), а также при совместной работе с автомобилем пенного тушения, оборудованного таким дозатором, установить расход согласно таблице Приложения 8.

§ открыть кран от пенобака к пеносмесителю.

Подача пенообразователя в пеносмеситель также может производится из посторонней ёмкости (например из бочки с пенообразователем). В этом случае необходимо отвернуть заглушку на трубопроводе, соединяющем пеносмеситель с ёмкостью для пенообразователя, и присоединить к штуцеру шланг (шланг входит в комплектацию пожарного автомобиля). Свободный конец шланга опустить в ёмкость с пенообразователем и выполнить все операции по подаче воздушно-механической пены. При этом, в случае забора воды из открытого водоисточника, необходимо обеспечить плотное закрытие дозатора. В противном случае в насос вместо воды будет подсасываться только один пенообразователь.

Читайте также:  Способ определения размера обуви
Положение дозатора, соответствующее количеству ГПС-600 Тип УКТП «Пурга» (одна установка)
Пурга-5
Пурга-7
Пурга-10
Пурга-20
Пурга-30

С целью рационального использования запаса огнетушащих средств пожарной автоцистерны, подачу воздушно-механической пены без её установки на водоисточник можно производить в следующей последовательности:

§ установить автоцистерну на место работы;

§ включить стояночную тормозную систему (при необходимости подложить упоры под колёса автомобиля);

§ присоединить к напорному патрубку насоса рукавную линию с воздушно-пенным стволом (стволами);

§ включить дополнительную трансмиссию привода пожарного насоса и выключить сцепление дополнительными органами управления из насосного отсека (для пожарных автомобилей с насосом заднего расположения);

§ проверить плотность закрытия всех вентилей и кранов пожарного насоса;

§ открыть задвижку «из цистерны»;

§ открыть одну из напорных задвижек для выпуска воздуха и после заполнения насоса водой закрыть её;

§ открыть пробковый кран (кран эжектора) пеносмесителя;

§ установить дозатор пеносмесителя в требуемое положение (в соответствии с типом и количеством подаваемых воздушно-пенных стволов);

§ открыть кран от пенобака к пеносмесителю;

§ включить сцепление или КОМ привода пожарного насоса (для пожарных автомобилей с насосом среднего расположения);

§ увеличив обороты двигателя довести давление воды в насосе до 2…3 кгс/см 2 , контролируя его величину по манометру;

§ плавно открывая напорную задвижку насоса и одновременно увеличивая обороты двигателя, установить необходимый напор насоса: 60…70 м вод. ст. – при подаче стволов ГПС-600, СВП, СПП, или 80…90 м вод. ст. при подаче стволов УКТП «Пурга».

При работе пожарного насоса по подаче воздушно-механической пены осуществлять постоянный контроль за уровнем пенообразователя и производить операции, как при работе пожарного насоса по подаче воды (см. главу 11.1).

По завершении подачи воздушно-механической пены или пенообразователя в пенобаке, закрыть кран от пенобака к пеносмесителю, и осуществить промывку пеносмесителя и насоса водой в следующей последовательности:

? открыть кран подачи воды из цистерны в пеносмеситель, или переключить магистраль подачи пенообразователя на подсос (подвод) воды из постороннего водоисточника (ёмкости)[42];

? установить рукоятку дозатора на максимальное положение (например, дозатор пеносмесителя ПС-5 на цифру «5») и поработать насосом не менее 2…3 мин., проворачивая при этом рукоятку дозатора и пробковый кран (кран эжектора) пеносмесителя.

Завершив промывку пеносмесителя и насоса необходимо уменьшить обороты двигателя, закрыть кран подачи воды из цистерны в пеносмеситель (или отключить магистраль подвода воды в пеносмеситель из постороннего водоисточника), установить рукоятку дозатора и пробковый кран (кран эжектора) пеносмесителя в исходное положение и произвести операции, как при завершении подачи воды пожарным насосом (см. главу 11.1).

[1] Вылетом называется горизонтальное расстояние от проекции вершины стрелы на грунт до оси вращения башни.

[2] Автомобили АПС иногда имеют заводское обозначение ПСА (пожарно-спасательный автомобиль).

[3] Виды и сроки проведения технических обслуживаний пожарных автомобилей указаны в главе 7.2.

[4] Исключение составляют внедорожные автомобили, для которых движение на малой скорости при высокой нагрузке на двигатель является штатным режимом эксплуатации.

[5] Устройство, работа и эксплуатация пеносмесителей рассматриваются в главах 3.4, 3.6 и 3.7.

[6] В отличие от генераторов пены серии ГПС, для которых числовое обозначение соответствует производительности по пене в литрах в секунду, для УКТП «Пурга» в обозначении указывается секундный расход раствора пенообразователя. Например, «Пурга-20.40.60» имеет производительность по раствору 60 л/с.

[7] Тарировка дозатора проводится по воде

[8] При работе на загрязнённой воде или при длительной работе на режиме, близком к номинальному (давление в насосе более 0,8 МПа), целесообразно через каждые 20-30 минут поворачивать маслёнку на полоборота.

[9] Допускается применять также Солидолы С (смазки УС или УС-1) по ГОСТ 1033-**, смазки «1-13» по ГОСТ 1631-**, и ЦИАТИМ-221 по ГОСТ-9433-**.

[10] При работе на загрязнённой воде или в случае вынужденного применения вместо солидолов других смазок, не обладающих необходимой водостойкостью (например, ЦИАТИМ-201, -203, Литол-24), подпрессовку уплотнительного стакана необходимо производить поворотом колпачковой маслёнки на 1 оборот через каждые 20 минут работы насоса.

[11] Неисправность характерна для автоцистерн моделей 63Б,137А, 153

[12] На модели АВС-02Э и последних моделях АВС-01Э вакуумный клапан (поз 4 на рис. 3.28) не устанавливается.

[13] Вакуумный насос АВС-02Э обеспечивает работу вакуумной системы только в ручном режиме.

[14] Устройство ствола распылителя СРВД-2/300 рассматривается в главе 5.1

[15] Порядок работы без воды для осушения насоса методом «сухой» прокрутки описан ниже.

[16] На автомобилях, где включение привода производится только из кабины водителя, следует быстро перейти к насосному отсеку и выключить сцепление, после чего производить забор воды.

Читайте также:  Способы применения одного кирпича

[17] Допускается использовать трансмиссионные масла тех марок, которые применяются в пожарном автомобиле

[18] Для тарировки электронного блока (а также в качестве резервного) используется эталонный датчик концентрации.

[19] Слово «вода» не упоминается, т.к. бачок в зимнее время заправляется анитфризом (например, Тосолом А-40) или рекомендованной заводом-изготовителем специальной смесью (эмульсией), состоящей из 80% воды и 20% глицерина.

[20] Для рукавов диаметром 89 мм рабочее давление составляет 1,4 МПа, для рукавов диаметром 150 мм – 1,2 МПа.

[21] В пожарной охране Санкт-Петербурга, кроме того, кольцевыми полосками по всей окружности рукава обозначают категорию годности от первой (одна полоска) до третьей (три полоски).

[22] Значения указаны при давлении воды перед гидроэлеватором 8±0,2 кгс/см 2 и давлении непосредственно после гидроэлеватора не менее 1,7 кгс/см 2 , погруженного на глубину 5±10 см.

[23] в пожарной охране укоренилось условное разделение ручных стволов на две внесистемных группы: стволы «А» (работающие от рукавной линии Ø 77 мм и имеющие расход около 7 л/с) и стволы «Б» (линия Ø 51 мм, расход 2…3,5 л/с).

[24] При установке колонки на гидрант необходимо чтобы вентили напорных патрубков колонки были закрыты. В противном случае блокировка торцевого ключа не позволит навинтить колонку на гидрант.

[25] Напорно-всасывающий рукав применяется в том случае, если иным способом нельзя исключить перегибы напорного рукава на входе в горловину цистерны.

[26] Электромагнитная обстановка в регионе определяется электромагнитной совместимостью радиоэлектронных средств, применяемых в данном регионе.

[27] Автомобильный аккумулятор в комплект радиостанции не входит

[28] Рабочая частота для любого из каналов может программироваться при помощи компьютера.

[29] режим сканирования – автоматическое переключение приёмника по определённым (заданным) каналам связи.

[30] Активный канал – канал радиосвязи, в котором в данный момент одна из радиостанций находится в режиме передачи

[31] При снижении показателей герметичности насоса необходимо выявить места неплотностей путём опрессовки насоса: водой на неработающем насосе за счёт создания в нем давления до 0,6 МПа от другого насоса или водой на работающем насосе созданием в нем давления до 1,2-1,3 МПа при закрытых напорных задвижках. Можно (при наличии соответствующей оснастки) опрессовать неработающий насос воздухом под давлением 0,2-0,3 МПа, предварительно покрыв места возможных утечек мыльной пеной.

[32] При проведении ТО-1000 на СТО неисправности узлов и агрегатов шасси, возникшие в период гаранитйного срока, устраняются тоже на СТО, а при проведении этого ТО в пожарной части вопросы гарантийного ремонта решаются на основании Акта рекламации уже не с заводом-изготовителем шасси, а с организацией-поставщиком пожарного автомобиля. Это, как правило, требует несоизмеримо бóльших затрат времени.

[33] В приложении 5 приведены для примера карты смазки автоцистерны АЦ-40 модели 63Б и шасси ЗИЛ-431410.

[34] НПБ 181-99 «Автоцистерны пожарные и их составные части. Выпуск из ремонта. Общие технические требования. Методы испытаний.», НПБ 195-00 «Автолестницы пожарные и их составные части. Выпуск из ремонта. Общие технические требования. Методы испытаний.», НПБ 198-01 «Автоподъемники пожарные и их составные части. Выпуск из ремонта. Общие технические требования. Методы испытаний.» и др.

[35] Строго говоря, надбавка может быть и 5%, и 7%, поскольку всё это входит в понятие «до 10%». Но на практике, как правило, принимается максимальная величина.

[36] ЕДДС-единая дежурно-диспетчерская служба; ЦУС-центр управления силами; ЦППС-центральный пункт пожарной связи.

[37] Если ремонт производился без остановки двигателя.

[38] При неисправном спидометре АБС не работает.

[39] Если заболоченный участок имеет ширину (до чистой воды) 12-15 метров, а высота всасывания невелика (2-3 м), можно забрать и подать воду через три или даже четыре всасывающих рукава (при наличии второго комплекта рукавов с другого автомобиля). Это имеет смысл в тех случаях, когда требуемый для тушения пожара расход воды превышает возможности гидроэлеватора. Существует также способ забора воды через присоединённую к стандартному водосборнику линию из 6-ти напорно-всасывающих рукавов Ø75 мм с всасывающей сеткой СВ-80 (входящей в комплектацию мотопомпы МП-800Б). В этом случае водоотдача пожарного насоса типа ПН-40 составляет для высоты всасывания 1,5 – 2 м около 15 л/с.

[40] Максимальный напор в противопожарном водопроводе низкого давления не превышает 60 м.

[41] Дифференциальный дозатор обеспечивает бесступенчатую регулировку количества пенообразователя с указанием его расхода по шкале (лимбу), проградуированной в л/с (литрах в секунду).

[42] для пожарных автомобилей с насосом типа НЦПВ 4/400 промывку пеносмесителя и насоса водой следует выполнять только из постороннего водоисточника (гидранта водопроводной сети), т.к. в цистерне может присутствовать достаточно большое количество пенообразователя, попавшего туда через перепускной трубопровод (см. главу 3.6).

Дата добавления: 2016-03-22 ; просмотров: 25888 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Оцените статью
Разные способы