Нестандартные способы подачи теоретического материала в тренинге: альтернативы мини-лекциям.
Делюсь двумя своими секретами о том, как можно ознакомить участников тренинга с небольшим блоком теоретического материала, не работая при этом «говорящей головой».
Способ № 1. Групповое исследование в парах «Знаешь ли ты, коллега, что…».
Метод идеально подходит, если Вам нужно дать блок теории, который логически раскладывается на много (от 8-ти и более) относительно самостоятельных пунктов. Это может быть, например, «десять правил того, как…», «интересные факты о …», «пятнадцать идей по поводу того, что …» и так далее.
Теория может быть по любой тематике. С помощью метода «Знаешь ли ты коллега, что…» я, например, давала правила деловой коммуникации в тренинге по переговорам для сотрудников сервисной службы производственной организации. И с помощью этого же метода участники моего тренинга по управлению командой в телекоммуникационной компании изучали список внутренних вмешательств (интервенций), снижающих личную эффективность руководителя.
В основе метода «Знаешь ли ты коллега, что…» лежит известный метод «Групповое исследование» (источник: профессиональное сообщество фасилитаторов). Я лишь дополнила его некоторыми деталями.
Описание процесса (для группы численностью 8-20 человек):
1 шаг. Каждый участник тренинга получает записку с одним пунктом теоретического материала. Объем не должен быть большим – 2-3 предложения текста.
2 шаг. Каждый участник изучает полученную информацию (читает, обдумывает). Дополнительно – Вы можете попросить участников придумать\вспомнить пример, иллюстрирующий прочитанную мысль (если, конечно, тема допускает иллюстрацию примерами участников).
3 шаг. Участники поднимаются со своих мест вместе с записками, рабочими тетрадями тренинга и ручками\карандашами и перемещаются по помещению в режиме «броуновское движение», встречаясь парами. При встрече нужно рассказать друг другу о том, что узнали из своей записки, начав беседу словами «Знаешь ли ты коллега, что…». Задача каждого участника – за определенное количество времени (называете, какое именно), пообщавшись с коллегами, собрать всю информацию себе в рабочую тетрадь (или на специальный бланк, который вы дадите участникам).
4 шаг. Обсуждения и тренерские дополнения. Сначала — вопросы группе в таком ключе: «Все ли пункты успели собрать? Что из того, что Вы узнали от коллег, показалось вам наиболее интересным? Почему?» Участники высказываются по желанию. Далее Вы подводите итог: представляете все пункты теории, кратко комментируете каждый из них, даете свои примеры и дополнительные разъяснения (по тем пунктам, где это нужно).
Способ № 2. Презентации мини-групп.
О таком способе подачи теории в тренинге я узнала несколько лет назад от моей коллеги бизнес-тренера и коуча Ольги Красильниковой (спасибо ей огромное!) и сразу же начала его применять в работе.
Как использовать (для группы численностью 8-20 человек):
Разбиваете весь теоретический материал на 3-4 блока. Каждый блок печатаете на отдельном листе. Можно использовать цветные листы, для каждого блока теории – свой цвет. Объем текста на листе – не более половины А4. Желательно сопроводить текст наглядным материалом — схемами, рисунками, фото и т.п. Сам текст должен быть хорошо отформатирован (крупный, удобно читаемый шрифт, синтаксический отступ, выделение ключевых мыслей другим шрифтом) и написан простым языком.
1 Шаг. Объединяете участников в 3-4 мини-группы. Каждая мини-группа получает свой уникальный блок теоретического материала. Желательно – несколько копий, для удобства чтения.
2 Шаг. В течение отведенного времени (обычно 7-15 минут) мини-группы знакомятся с теорией, обсуждают внутри мини-группы и готовят презентацию о том, что они узнали, для всех участников тренинга. Презентация может быть разного типа – рассказать, показать, продемонстрировать в работе, и даже — разыграть спектакль. В зависимости от того, что за материал изучается. Объем презентации фиксирован по времени, например 8-10 минут.
3 Шаг. Мини-группы поочередно презентуют свою теорию. После каждой презентации Вы делаете свои тренерские дополнения – подчеркиваете ключевые мысли, рассказываете что-то, что было случайно упущено участниками (такое бывает), отвечаете на вопросы всей группы. И предлагаете всем участникам зафиксировать основные тезисы по изученному блоку в рабочей тетради.
Несколько примеров, когда я использовала такой способ подачи теории:
изучение «Шести путей в голубой океан» — в тренингах и мастер-классах по стратегическому развитию;
освоение нескольких разновидностей мозгового штурма — в тренингах по фасилитации стратегических сессий;
изучение четырех типов организационных культур (по Кэмерону и Куинну) — на семинарах по организационному поведению для руководителей;
знакомство с наиболее яркими примерами конфликтогенов (слов и действий, провоцирующих конфликты) — в тренингах по профилактике конфликтов в команде.
В основе метода «Презентация мини-групп», как и в основе «Группового исследования в парах», лежит простой принцип: теоретический материал дает группе не тренер, а участники сами рассказывают или показывают изучаемый материал друг другу .
Кстати, оба метода я использую не только в тренингах, а в стратегических сессиях — на этапе, когда нужно представить участникам какие-либо данные о компании или ее внешней среде, специально подготовленные к сессии. Это могут быть данные маркетинговых исследований, результаты опросов клиентов, итоги исследований вовлеченности персонала и другая нужная на сессии информация. Знакомиться с информацией в интерактивном формате, общаясь друг с другом, гораздо лучше, чем традиционным способом – с докладчиками и презентациями-слайдами.
Источник
О формах подачи учебного материала на школьных уроках
Уроки у многих школьников и их родителей ассоциируются со скукой, сложными и непонятными объяснениями, зубрежкой, и не вызывают положительных эмоций. Так оно и есть в том случае, если учитель не использует разнообразных форм подачи материалы, ограничиваясь лекциями, параграфами учебников и отработкой упражнений.
Методов, которыми можно донести информацию до учеников, довольно много. Они очень разнообразны и не похожи один на другой:
- Игровые методы . Особенно полезны для младших школьников, которые еще недавно познавали мир исключительно через игры.
- Наглядные методы . Демонстрация рисунков, фотографий, муляжей, графиков. Этот метод неоднократно доказывал свою эффективность: он позволяет концентрироваться на материале, который дает учитель, и позволяет лучше запоминать услышанное.
- Проектные методы . Создание моделей, творческих работ, моделирование ситуаций, все это дает возможность стать непосредственным участником процесса, а не пассивным наблюдателем. Информация, полученная на таких уроках, будет иметь эмоциональную окраску, а значит – лучше откладываться в памяти.
- Методы проблемного обучения . Обучение школьников анализу материала, самостоятельной постановке вопросов и поиску их решений, развивает живость ума, логичность мышления, умение решать сложные задачи.
Хороший учитель, работает ли он в частной платной школе или в муниципальной в первую очередь ищет способ такой подачи материала, которая запомнится ученикам, а в случае сложной темы — поможет лучше разобраться в вопросе.
Как разнообразить школьный урок?
При правильном подходе со стороны педагога, уроки перестают быть скучными и наводящими сон и усталость. Множество способов разнообразить занятия обычно встречаются «на ура» даже самыми пассивными и незаинтересованными учениками, и дают отличные результаты. С этой целью проводятся:
- Деловые игры.
- КВН.
- Брейн-шторм.
- Викторины.
- Конкурсы.
- Диспуты и многое другое.
Некоторые требуют предварительной подготовки со стороны учащихся частной начальной школы, другие могут быть полным сюрпризом для школьников, пришедших на рядовую лекцию. Первую деловую игру лучше проводить именно таким образом. В следующий раз, зная, что занятия будут выстроены в виде игры, в которой для каждого найдется роль, количество хорошо подготовившихся учеников будет в разы выше, чем в обычный рядовой день.
Не менее эффективным новаторством будет проведение наблюдений за самыми разнообразными явлениями. Пусть школьники сами поставят эксперимент, и зададут правильные вопросы, ответы на которые смогут получить у учителя.
Источник
Средства обучения русскому языку
1. Средства обучения. Основные и неосновные средства обучения.
2. Учебно-методические комплексы по русскому языку.
3. Учебник как ведущее средство обучения.
4. Способы подачи нового материала в учебнике. Приемы работы с учебником на уроке.
1. Методика преподавания русского языка в школе /Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Издательский центр « Академия», 2000.
2. Теория и практика обучения русскому язык /Под ред. Р.Б. Сабаткоева.- М.: Издательский центр « Академия», 2005.
3. Хрестоматия по методике русского языка: русский язык как предмет преподавания / Сост. А.В. Текучев. – М., 1982.
1. Средства обучения – это специально созданные пособия и материалы, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать поставленные задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т.д.
Средства обучения делятся на основные и неосновные. К основным относятся: 1) школьный учебник; 2) учебные материалы, дополняющие учебник (сборники упражнений, справочники, словари); 3) наглядные пособия разных типов.Неосновными средствами обучения являются пособия, предназначенные не для всего учебного процесса, а только для отдельных его сторон (например, раздаточный материал, диапозитивы, транспаранты и т.д.).
К средствам обучения примыкают различные виды учебной техники и учебные принадлежности (классная доска, магнитофон, тетради и т.д.).
Итак, средства обучения, используемые на уроках русского языка, способствуют решению поставленных учебных задач.
2. Совокупность учебных материалов, обеспечивающих процесс изучения предмета, составляет учебно-методический комплекс (УМК).
УМК включает в себя:
— основные материалы: программу, учебники;
— дополнительные материалы для учащихся (рабочие тетради, словари, справочники и т.д.);
— вспомогательные материалы для учителя (поурочные разработки, сборники упражнений, тесты, изложения и т.д.).
К 2000 году создано три основных учебно-методических комплекса, включенных в Федеральный комплект учебников:
— под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.;
— под редакцией В.В. Бабайцевой;
— под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.
Итак, рассмотренные учебно-методические комплексы созданы на основе образовательного стандарта, включают дидактические единицы, представленные в стандарте, определяют логически связанный и педагогически обоснованный порядок изучения учебного материала.
3. Основным средством обучения является учебник. Школьный учебник – это специальная книга, излагающая основы научных знаний по русскому языку и предусматривающая формирование и совершенствование навыков учащихся по изучаемому предмету. В учебнике реализуется содержание обучения, определенное программой, раскрываются последовательность и способы подачи теоретического и тренировочного материала, определяется система упражнений.
Учебник выполняет ряд функций:
— информативную (является источником знаний о системе языка);
— обучающее-тренировочную (система упражнений в учебнике способствует
отработке речевых умений и навыков);
— систематизирующую (знания в учебнике представлены в определенной системе);
— контролирующую (учебник содержит материал по контролю за знаниями
— воспитательную (задания и упражнения способствуют развитию навыков
самостоятельной работы, содержание текстов упражнений несут воспитательную направленность);
— мотивационную (содержание и оформление учебника призваны вызывать
интерес к изучению русского языка).
Итак, учебник является ведущим средством обучения и выполняет ряд функций.
4. Авторы учебников используют различные способы подачи теоретических сведений в зависимости от возрастных особенностей учащихся, а также от характера языковых фактов и особенностей учебной задачи в каждом конкретном случае.
В школьных учебниках по русскому языку используются индуктивный, дедуктивный и индуктивно-дедуктивный способы подачи языкового материала.
Индукция – способ презентации языкового материала, в основе которого лежит путь от частного, конкретного факта языка к общему выводу, правилу. Индукция используется в ходе беседы учителя и учеников на лингвистическую тему, в процессе наблюдения над языковым материалом. Индукция уместна при работе над несложным материалом, доступным для самостоятельного анализа и обобщений. Индуктивный способ подачи материала преобладает в учебниках по русскому языку для 5 класса.
Дедуктивный способ подачи нового материала довольно последовательно используется в учебниках для 6 и 7 классов. Дедукция – способ подачи языкового материала на основании общих закономерностей; это путь от общих положений к выводу частного правила. Языковые явления, изучаемые в 6 – 7 классах, как правило, являются совершенно новыми для учащихся, разобраться самостоятельно в их сути довольно сложно, поэтому авторы учебников используют дедуктивное изложение новых знаний.
В учебниках для 8 и 9 классов используется индуктивно-дедуктивный способ введения новых знаний: сначала выполняется ряд упражнений и заданий для первоначального ознакомления с изучаемым явлением (индукция); затем следует дедуктивное изложение, в процессе которого обобщаются сделанные школьниками наблюдения и вводятся новые факты, характеризующие изучаемую единицу. Выбор этого способа подачи материала обусловлен сложностью и многоаспектностью изучаемых единиц. Итак, школьные учебники по русскому языку, являясь основным средством обучения, выполняют ряд функций, реализуют основные цели обучения русскому языку; в них используются индуктивный, дедуктивный и индуктивно-дедуктивный способы подачи теоретического материала.
Источник