- Предупредительные сигналы в дорожном движении
- Невербальное общение автомобилистов — правила
- Сигналы рукой в ПДД
- Сигналы рукой в правилах дорожного движения
- В каких случаях водитель должен подавать сигналы рукой?
- В какой момент подается сигнал рукой?
- Какой рукой лучше подавать сигнал поворота?
- На велосипеде, мотоцикле, мопеде
- На автомобиле или автобусе
- Штраф за неподачу сигнала рукой
Предупредительные сигналы в дорожном движении
Знание предупредительных сигналов водителей — необходимое условие безопасности дорожного движения.
На дороге мало хорошо видеть и слышать, не менее важно понимать и предвидеть, какой маневр (обгон, поворот, разворот, торможение) собирается предпринять водитель. Именно поэтому правила в обязательном порядке предписывают подавать сигналы предстоящего маневра.
Ошибочные действия участников движения, вызванные неправильной подачей, непониманием подаваемых сигналов, являются распространенной причиной ДТП. Предупреждающие сигналы служат для обмена информацией (общения) между участниками дорожного движения. Информационный обмен направлен на снижение неопределенности дорожно-транспортных ситуаций посредством сообщения другим участникам движения о своих намерениях и предполагаемых действиях, а также предупреждение о возможной опасности.
Наибольшую важность для участников дорожного движения представляют следующие виды информации:
об изменении направления и скорости движения;
о присутствии других участников, действия которых могут создать опасность;
предупреждение о возможных опасностях.
Рассмотрим ситуации, когда сигналы обязательны, и как их требования должны выполняться.
Правила обязывают всех водителей, включая велосипедистов, перед любым маневром на дороге предупреждать об этом других участников движения. У велосипеда световых сигналов нет, поэтому единственная возможность их подачи — только рука. Выполняемые сигналы должны быть не только своевременно поданы, но и понятны другим водителям. Если возникают сомнения — подавать сигнал манёвра или нет, совет может быть только один – подать.
Другим важным правилом подачи предупредительных сигналов является их своевременное выполнение.
Уопытных водителей есть такое правило — сигнал о маневрировании должен подаваться за 5 сек. до начала его выполнения. А при плохой видимости это время увеличивается до 7-10 сек., так как велосипедисту не только затруднительно, но и опасно во время выполнения самого манёвра подавать одной рукой ещё и сигнал, подача его должна быть прекращена непосредственно перед самым началом манёвра.
Если бежишь по тротуару с оживлённым движением, обязательно сталкиваешься с идущими по пути или навстречу пешеходами. Автомобили на дороге находятся в ещё худшем положении. Транспортные средства движутся с высокими скоростями, обладают значительной кинетической энергией, из-за чего их остановочный путь во много раз больше, чем у бегущего человека. Поэтому все механические транспортные средства оборудуются световыми приборами, позволяющими заблаговременно предупредить других участников движения о своих намерениях повернуть налево, направо или остановиться. К внешним световым приборам относятся:
стоп-сигналы сзади машины;
габаритные огни спереди и сзади жёлтого или белого цвета;
световые указатели поворота: спереди жёлтого или белого цветов и сзади красного или жёлтого;
-противотуманные фары: жёлтого цвета спереди и противотуманные фонари красного цвета сзади;
фары ближнего и дальнего света — две спереди;
фонари заднего хода — сзади белого цвета;
фара-прожектор и фара-искатель на спецмашинах.
Понимать сигналы автомобилей обязан любой участник движения, в том числе пешеходы или велосипедисты.
«Язык» автомобилей достаточно прост, его легко понять. Рассмотрим основные ситуации на дороге, когда транспортные средства подают предупредительные сигналы.
Автомобиль остановился на неосвещаемом участке дороги, у него зажглись габаритные или стояночные огни, обозначая его на проезжей части.
Предупреждением, что идущий впереди автомобиль начинает тормозить или собирается остановиться, является включение фонарей красного цвета — стоп-сигналов. Они включаются автоматически, как только водитель начнёт нажимать на тормоза. Зажглись красные фонари на идущем впереди автобусе, следующим за ним водителям тоже надо сбавить скорость или остановиться и столкновения не произойдёт. Автоматически включаются и фонари заднего вида.
Мигающие огни — это сигналы поворота и сигналы начала движения. Впереди используются указатели белого, а сзади красного или жёлтого цветов. Включённый левый указатель поворота говорит, что автомобиль будет поворачивать налево или перестраиваться в левый ряд для опережения, обгона или выполнения маневра разворота. Включённый правый указатель поворота предупреждает, что сейчас транспортное средство может повернуть направо, перестроиться в правый ряд или остановиться. В случае неисправности указателя поворота автомобиля его водитель может показать направление движения рукой (как велосипедист).
Пешеходы при переходе улицы должны внимательно следить за предупредительными сигналами приближающихся транспортных средств.
Представьте себе, что сзади идущий автомобиль, догоняя вас, говорит человеческим голосом: «Уступите дорогу» или «Внимание, будьте осторожны». Пока это фантазия некоторых конструкторов. Для предупреждения других участников движения об опасности каждое транспортное средство снабжается звуковым сигналом. Но Правила разрешают их подачу лишь на загородных дорогах, а в населённых пунктах только для предупреждения дорожно-транспортного происшествия. Данное требование относится в той же мере и к велосипедистам, тем более что звуковой сигнал велосипеда, не имея большой силы, вряд ли будет услышан в салоне автомобиля. Звонок нужен лишь предупреждения других пешеходов или велосипедистов.
Почему в городах и населённых пунктах введено ограничение на подачу звуковых сигналов? Звуковые сигналы автомобилей создают шум, а это оказывает вредное влияние на здоровье людей. Для этого и ввели ограничение на пользование звуковыми сигналами.
А как правильно нужно себя вести, если идущий сзади автомобиль подает звуковой сигнал? Его значение всегда однозначно — складывается опасная дорожная ситуация, а не просто «Я еду!» Обычно такой сигнал может быть подаваться если пешеход, ступая на проезжую часть, не смотрит в сторону движущегося автомобиля, или велосипедист занимает всю правую полосу движения. В таких ситуациях не надо пугаться и совершать необдуманные, поспешные действия. Нужно отказаться от планируемых манёвров. Пешеход должен воздержаться отперехода через дорогу, а велосипедист — вновь приблизиться к тротуару. При наличии обочины он, по возможности, должен съехать на неё и остановиться. Ведь неслучайно у водителей самым опасным велосипедистом считается тот, кто либо пугается сигнала, либо никак на него не реагирует.
Источник
Невербальное общение автомобилистов — правила
Автомобильная сфера объединяет большое количество людей с едиными интересами. Еще во времена Советского Союза создавались целые гаражные собрания, в ходе которых проводился ремонт одного транспортного средства всем двором или обсуждались насущные проблемы. В современное время подобное явление большая редкость, но автомобилисты, даже не знакомые друг с другом, продолжают поддерживать общение, которое перешло в статус невербального.
Стоит рассмотреть основные сигналы транспортного средства, которые можно воспринимать в качестве форм невербального общения
Владельцы транспортных средств во время передвижения по дороге используют свой собственный язык общения, как бы странно это не звучало — автосигнальный. Именно так можно поблагодарить другого водителя за помощь или предупредить его об опасности на пути. Кроме того, есть такие сигналы, которые относятся к сегменту вспомогательных.
Могут ли научить таким манерам в автошколах? Современные инструкторы начали обучать учеников, как поблагодарить других водителей, но в учебном плане об этом точно не написано. Все остальное водитель узнает, когда вливается в мир дорог и пробок. Практика показала, что такое общение позволяет предотвратить опасные ситуации на дороге, поэтому в нем есть большая польза.
Стоит рассмотреть основные сигналы транспортного средства, которые можно воспринимать в качестве форм невербального общения. К примеру, если включается дальний свет фар, который сопровождается продолжительными звуковыми сигналами, это указывает на неисправность автомобиля. Еще один полезный сигнал — включенный дальний свет в случае, когда водитель не рассчитывает время и выезжает на встречную полосу для совершения обгона. Ярким светом он сигнализирует о том, что встречному транспорту стоит сбавить скорость для предотвращения ДТП.
Если автомобилист подает 2 быстрых сигнала дальним светом, это говорит о том, что нужно выбрать меньший скоростной режим, так как впереди есть опасность — авария или ремонтные работы. Три коротких сигнала дальним светом — на пути есть патрульная служба с оборудованием, которое фиксирует скорость. Если данный знак используется в ночное время, значит так водитель просит выключить дальний свет фар.
Водители большегрузов часто помогают обычным автомобилистам, когда те пытаются обогнать их. Они при помощи поворотников показывают, насколько безопасно выполнять маневр в данный момент — есть ли на встречном направлении машина. Порой способами подачи сигнала могут выступать и руки. Так, плавное опускание руки говорит о том, что у водителя слишком высокая скорость и ее нужно снизить.
Молодые автомобилисты вряд ли с ходу знакомы с таким языком, но опытные всегда внимательно к ним относятся
Круговое вращение рукой указывает на то, что у транспортного средства проблемы с колесом. Бывает и так, что у автомобиля плохо закрыто багажное отделение. Другие водители могут просигнализировать об этом — хлопнуть в ладоши. Есть ряд других сигналов, которые оказываются полезными на дороге.
Все они собирались и накапливались годами. Молодые автомобилисты вряд ли с ходу знакомы с таким языком, но опытные всегда внимательно к ним относятся. Не нужно во всех случаях полагаться именно на эти факторы.
Итог. Невербальное общение автомобилистов присутствует на дороге не одно десятилетие. Есть некоторые правила и способы подачи сигналов другим водителям в пути.
Источник
Сигналы рукой в ПДД
Добрый день, уважаемый читатель.
При маневрировании транспортных средств водители должны подавать специальные сигналы. Если автомобиль технически исправен, то такие сигналы подаются с помощью поворотников.
Если же поворотники не работают или они вообще не предусмотрены конструкцией (например, на велосипеде), то приходится подавать сигналы рукой.
В этой статье рассмотрены сигналы, которые водитель может подавать руками:
Сигналы рукой в правилах дорожного движения
Сигналы, подаваемые рукой, описаны во втором абзаце пункта 8.1 правил дорожного движения:
Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.
Всего существуют 3 вида сигналов:
- левого поворота (разворота);
- правого поворота;
- торможения.
Рассмотрим несколько изображений, позволяющих понять, как должен подаваться тот или иной сигнал:
Сигнал | Значение |
Поворот налево или разворот | |
Поворот направо | |
Торможение |
В каких случаях водитель должен подавать сигналы рукой?
Рассмотрим первый абзац пункта 8.1 ПДД:
8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
Сигналы поворота должны подаваться в следующих случаях:
- перед началом движения;
- перед перестроением;
- перед поворотом или разворотом;
- перед остановкой.
Сигналы рукой заменяют сигналы поворота. Они должны использоваться, если сигналы поворота неисправны или вообще отсутствуют на транспортном средстве.
Например, поворотники не устанавливаются на велосипеды и некоторые мопеды.
Обратите внимание, правила дорожного движения не обязывают водителя подавать сигнал торможения. То есть сам сигнал рукой в правилах описан, а ситуации, в которых он должен использоваться, — нет.
В какой момент подается сигнал рукой?
Обратимся к пункту 8.2 Правил:
8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.
Начать подачу сигнала рукой нужно заблаговременно, чтобы другие участники дорожного движения успели понять, какой маневр Вы запланировали.
Прекратить подачу сигнала разрешается непосредственно перед началом маневра, то есть перед тем, как поворачивать руль.
Примечание. Не стоит подавать сигнал рукой во время поворота, т.к. управлять транспортным средством только одной рукой неудобно и это может привести к ДТП.
Какой рукой лучше подавать сигнал поворота?
Выше речь шла о том, что каждому из сигналов поворота соответствуют 2 жеста. Разберемся, какой жест лучше использовать в той или иной ситуации.
На велосипеде, мотоцикле, мопеде
При управлении двухколесным транспортным средством имеет смысл использовать сигналы, которые подаются вытянутой рукой:
Другим участникам движения гораздо проще понять такие сигналы. В то время как рука, согнутая в локте, некоторых водителей вводит в ступор.
На автомобиле или автобусе
При управлении транспортным средством с кабиной дело обстоит по-другому. Водитель не может подавать сигналы правой рукой, т.к. он попросту не дотягивается до правого окна через весь салон. Поэтому остается использовать сигналы, подающиеся левой рукой:
Примечание. Если автомобиль имеет правый руль, то все сигналы подаются правой рукой через правое окно.
Штраф за неподачу сигнала рукой
Нарушитель | Штраф | Статья КоАП |
Водитель мопеда, мотоцикла, автомобиля, автобуса | предупреждение или 500 рублей | 12.14 ч.1 |
Велосипедист или возчик | 800 рублей | 12.29 ч.2 |
В заключение хочу отметить, что сигналы поворота нужно подавать не для того, чтобы избежать штрафов, а для того, чтобы предупредить других участников дорожного движения о своих маневрах.
Источник